Бухгалтерская проводка штрафа налоговой

Начисление штрафа: проводки

Актуально на: 20 февраля 2017 г.

Штраф – это разновидность денежного взыскания, налагаемого на организацию в связи с нарушением договорных обязательств или требований законодательства. О том, как начисление штрафа отражается в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Определяемся с видом штрафа

Для того, чтобы определить порядок бухгалтерского учета штрафа, необходимо уточнить его природу. Так, к примеру, штраф, начисленный за нарушение налогового законодательства в соответствии с нормами НК РФ, отражается в составе прибылей и убытков на счете 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

А если это штраф к уплате за нарушение условий хозяйственного договора или штраф, начисленный в связи с нарушением норм КоАП РФ, то отражаться он будет в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 ).

Соответственно, начисленный штраф к получению за нарушение договорных условий будет признаваться прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» — Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете

Таким образом, начисленному штрафу за нарушение ПДД будет соответствовать такая бухгалтерская проводка:

Дебет счета 91 – Кредит счета 76

Аналогичной проводкой будет отражено начисление штрафа трудовой инспекцией и иными аналогичными инстанциями.

Следовательно, оплата административного штрафа будет отражена так:

Дебет счета 76 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.

К счету 76 может быть открыт отдельный субсчет «Административные штрафы». При этом аналитический учет на счете 76 ведется по контрагенту, выписавшему штраф.

glavkniga.ru

Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам

Отправить на почту

При начислении пени по налогам бухгалтерские проводки можно отражать в бухучете несколькими способами. Расскажем, из чего выбирать и как это правильно регламентировать.

Пени по налогам: понятие и порядок расчета

Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Расчет можно представить в виде формулы:

П = Н × Дн × 1/300 Среф,

Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;

Дн — календарные дни просрочки;

Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.

Подробнее о расчете пеней читайте в статьях:

А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».

Уплатить пени по просроченному платежу налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с налогом, либо после его уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете

Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.

Что касается налогового учета, то здесь все однозначно: уменьшать прибыль пени по налогам не могут, т. к. это прямо запрещено п. 2 ст. 270 НК РФ.

Каковы проводки по начислению пени по налогам

Существует 2 варианта начисления пеней в бухучете:

  • через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
  • через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.

Соответствующий вариант также целесообразно закрепить в учетной политике по БУ.

На счете 68 для пеней по каждому из налогов желательно открывать соответствующие субсчета.

Важно отметить, что при отражении пеней вторым способом (т. е. через счет 91) в учете будет возникать постоянное налоговое обязательство. Ведь для бухучета эти расходы принимаются, а для налогообложения нет (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».

Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбрать способ должен сам налогоплательщик.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

nalog-nalog.ru

Какой проводкой отразить штраф за нарушение санитарных правил и норм?

Добрый день. Д 91.2 К 76 (непринимаемые в н/у ). Если применяете ПБУ 18, будет ПР и ПНО.

Из Плана счетов бух.учета.

Налоговый кодекс РФ

Цитата (Гражданка Шилова): Здравствуйте!

Добрый день!
Д-т 99 К-т 68

Добрый день. Методисты и аудиторы советуют административные (неналоговые) штрафы именно на 91 счете. Вот примеры в статье. :

Совет добавлен 7 апреля 2012
Как в бухгалтерском учете отразить штрафы
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий не всегда ведется без изъянов. Периодически организации нарушают условия договоров с партнерами, пропускают сроки сдачи отчетности, не выполняют предписаний различных государственных органов и, как следствие, уплачивают штрафы. При отражении их в бухгалтерском учете необходимо учитывать определенные нюансы.

Инструкция
1
Штрафы можно разделить на 2 группы: гражданско-правовые и административные. К первой относятся санкции за нарушение договорных обязательств, а ко второй – большой массив штрафов, взыскиваемых государственными органами и учреждениями: Федеральной налоговой службой, внебюджетными фондами, ГИБДД, Роспотребнадзором и др.
2
Бухгалтерский учет штрафов за нарушение условий договоров в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» ведется по счетам дебиторов и кредиторов. Признанные должником или установленные решением суда штрафные санкции относятся на финансовые результаты деятельности предприятия как прочие расходы. Для их отражения используйте следующие проводки по счетам 76-2 «Расчеты по претензиям», 91-2 «Прочие расходы», 51 «Расчетный счет»:Дт 91-2 Кт 76-2 – учтена задолженность по уплате штрафов;Дт 76-2 Кт 51 – учтена уплата штрафа.
3
В соответствии со ст.265 Налогового кодекса РФ расходы в виде штрафов, признанные должником или установленные решением суда, включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль.
4
Основанием для учета налоговых санкций и штрафов, наложенных прочими государственными органами, является решение о привлечении к административной ответственности, а также платежное или инкассовое поручение об уплате суммы штрафа. Бухгалтерские проводки формируются по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 99 «Прибыли и убытки», 51 «Расчетный счет».
5
Для отражения в бухгалтерском учете санкций налоговых и иных органов выполните следующие операции:Дт 99 Кт 68 (69, 76) – учтена задолженность по уплате штрафов;Дт 68 (69, 76) Кт 51 – учтена уплата штрафа.
6
Согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» суммы административных штрафов не участвуют в формировании показателя бухгалтерской прибыли. Поэтому не включайте эти расходы в налоговую базу по налогу на прибыль и спишите их в конце года за счет чистой прибыли.

источник сайт Какпросто

Отражение в бухгалтерском учете административного штрафа

В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 не указано прямо, к каким расходам относить расходы на уплату штрафов по административным правонарушениям. Очевидно, что они не отвечают критериям расходов по обычным видам деятельности. Следовательно, данные расходы целесообразно учитывать в составе прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:
— прибыль или убыток от обычных видов деятельности — в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
— сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц — в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
— суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
То есть в соответствии с Инструкцией перечень расходов, отражаемых на счете 99, является закрытым. Как видно из перечня, на счет 99 относятся суммы только налоговых санкций.
При этом Инструкция предусматривает, что для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Полагаем, что в данном случае уплату административного штрафа следует отражать в учете следующим образом:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»
— начислен административный штраф;
Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 51
— уплачен административный штраф.
Напомним, что, поскольку данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство, которое должно быть отражено проводкой (п. 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

31 октября 2012 г.

Если следовать инструкции к применению плана счетов, то на 99 счете учитывают налоговые санкции, про административные там не сказано ни слова.

www.buhonline.ru

Отражение в бухгалтерском учете штрафов за нарушение налогового законодательства

В соответствии со ст. 129.4 НК РФ (недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках) выставлено денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах (штраф). Какие бухгалтерские проводки нужно сделать в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Штрафы за нарушения налогового законодательства (в том числе предусмотренные ст. 129.4 НК РФ) отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ.

Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:

неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках (далее — Уведомление), совершенных в календарном году;

представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).

Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.

За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

В отличие от штрафов за нарушение условий договоров, которые на основании п. 12 ПБУ 10/99 относятся к прочим расходам, вопросы учета в составе расходов штрафов за нарушения налогового законодательства в ПБУ 10/99 прямо не урегулированы.

Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

При этом на основании п. 83 Положения N 34н в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» в течение отчетного года отражаются, в частности, суммы причитающихся налоговых санкций (смотрите также письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42, от 15.02.2006 N 07-05-06/31).

Напомним, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ), под которым понимается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

В профессиональной среде существует мнение, согласно которому санкции за нарушения налогового законодательства могут отражаться в составе прочих расходов, т.к. они удовлетворяют определению расходов, данному в п. 2 ПБУ 10/99, а перечень прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 не является закрытым. В этой связи конкретный порядок учета (на счете 91 или счете 99) экономическим субъектам рекомендуется самостоятельно определять в учетной политике на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

На наш взгляд, в контексте требований п. 83 Положения N 34н штрафы за нарушения налогового законодательства следует рассматривать в качестве обособленных платежей, которые оказывают самостоятельное влияние на конечный финансовый результат (чистую прибыль (убыток)), а не в качестве прочих расходов. Такие платежи отражаются по строке 2460 «Прочее» отчета о финансовых результатах.

С учетом изложенного выше в бухгалтерском учете рассматриваемые операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Налоговые санкции»
— отражен признанный организацией штраф за нарушения налогового законодательства;

Дебет 68, субсчет «Налоговые санкции» Кредит 51
— отражена оплата штрафа.

Что касается административных штрафов (по КоАП РФ), то они не являются платежами, аналогичными с налогами, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат.

Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

15 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.audit-it.ru

Правила бухучета штрафов по налогам и договорам

Компанию могут оштрафовать налоговые органы, к примеру, за несвоевременную сдачу отчетности. Штрафы могут предъявить контрагенты за нарушение условий договоров. Может случиться и обратное — организация сама получит денежную компенсацию от поставщика, который вовремя не отгрузил товар. Учет санкций в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Неустойка по договору поставки

Штраф можно предъявить как покупателю, так и поставщику товара в таких ситуациях:

1. Поставщик нарушил сроки поставки товара, указанные в договоре.

2. Покупатель не оплатил товар в сроки, прописанные в договоре поставки.

Чаще всего нарушитель платит пени, рассчитанные за каждый день просрочки платежа. При нарушении условий договора виновная сторона должна заплатить неустойку согласно договору. Компания, права которой нарушены, выставляет в адрес виновной организации письменное требование (претензию) об уплате неустойки (ст. 331 ГК РФ). Стороны могут договориться о переносе сроков выплаты штрафа, подписав дополнительное соглашение.

Нередко нарушитель договора отказывается платить штраф. В таком случае можно подать иск в суд. Если суд вынесет положительное решение, контрагент будет обязан выплатить штраф. Скорее всего, нарушителя обяжут возместить судебные издержки и государственную пошлину, уплаченную истцом за рассмотрение дела в суде.

Учет у пострадавшей стороны

В налоговом учете полученная пострадавшей стороной неустойка отражается в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими доходами (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Дебет 76 Кредит 91.01 — отражена сумма неустойки в учете

Дебет 91.02 Кредит 68 — отражена госпошлина за рассмотрение иска в суде

Дебет 76 Кредит 91.01 — сумма госпошлины по решению суда предъявлена к возмещению нарушителем

Дебет 51 Кредит 76 — сумма неустойки поступила на расчетный счет

Учет у нарушителя

В налоговом учете сторона договора, допустившая нарушение, включает неустойку в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими расходами (п. 12 ПБУ 10/99).

Проводки будут такими:

Дебет 91.02 Кредит 76 — начислена неустойка

Дебет 76 Кредит 51 — сумма неустойки перечислена пострадавшей стороне.

ООО «Глобус» отгрузило ООО «Меч» электростанцию на сумму 826 000 рублей, в том числе НДС — 126 000 рублей. ООО «Меч» по условиям договора должно заплатить за товар до 15.05.2017 включительно. Деньги на счет ООО «Глобус» поступили 25.05.2017. Размер неустойки составляет 0,3 % от суммы договора за каждый день просрочки. Начисление неустойки начнется с 16.05.2017. Неустойка = 826 000 х 0,3 % х 10 дней = 24 780 рублей. ООО «Глобус» отразит неустойку в составе внереализационных доходов: Дебет 76 Кредит 91.01 — 24 780 ООО «Меч» отразит неустойку в составе внереализационных расходов: Дебет 91.02 Кредит 76 — 24 780

Штрафы и пени по налогам

Дебет 99 Кредит 68 (69) — начислен штраф по налогу (страховым взносам).

Дебет 68 (69) Кредит 51 — перечислен штраф по налогу (страховым взносам).

Важно! Налоговые штрафы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Кроме штрафных санкций, за просрочку платежа контролирующие органы могут начислить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 75 НК РФ). Пени = Недоимка по налогу x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования. Пени начинают начисляться со следующего дня после наступления срока уплаты налога.

По мнению ФНС, пени нужно начислять вплоть до дня погашения недоимки по налогам, включая и сам этот день (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Суды и Минфин не согласны с таким подходом (письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Арбитры и финансисты считают, что за день погашения задолженности пени начислять неправомерно.

Важно! С 01.10.2017 при просрочке более 30 дней пени начисляются исходя из 1/150 ставки рефинансирования (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Чаще всего бухгалтеры списывают пени на счет 99:

Дебет 99 Кредит 68 — начислены пени.

Некоторые специалисты считают, что пени нужно относить на счет 91.

Организации предстоит самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить соответствующие правила в учетной политике. Обратите внимание, что пени по своей экономической сути схожи со штрафами. А для учета штрафов предназначен счет 99. Но если компания учитывает пени на счете 91, то нужно отражать постоянное налоговое обязательство (по требованиям ПБУ 18/02).

ИФНС выставила в адрес ООО «Меч» требование об уплате пеней в размере 620 рублей. В учетной политике ООО «Меч» закреплено, что пени отражаются на счете 91. Компания отразит операцию такими проводками: Дебет 91-2 Кредит 68 620 — начислены и отражены в учете пени; Дебет 99 Кредит 68 124 — рассчитано постоянное налоговое обязательство (620 x 20 %).

www.klerk.ru

Смотрите еще:

  • Учет пеней по налогам в 2018 году Калькулятор пени по налогам в 2018 году Нередко у бухгалтеров возникает необходимость самостоятельно рассчитать пени по налогам. Эту процедуру лучше сделать, если налогоплательщик обнаружил ошибку в […]
  • Проводка по переплате налогов В организации имеется переплата налога по УСН, которая образовалась в 2010 году. Так как прошло более трех лет, налоговый орган отказывается осуществить списание суммы переплаты в счет текущих платежей - […]
  • Федеральным законом от 19 мая 1995 г 81-фз Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Принят […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.