Функция налогообложения и взимания налогов

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
  • Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

    Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

    Социальная функция налогов

    Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

    К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

    Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

    На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

    Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

    • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
    • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

    Контрольная функция налогов

    Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

    Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

    По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

    Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

    www.grandars.ru

    Налогообложение и взимание налогов как внутренняя функция Российского государства (Вопросы теории) Запорожская Лариса Васильевна

    Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Запорожская Лариса Васильевна. Налогообложение и взимание налогов как внутренняя функция Российского государства (Вопросы теории) : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ростов-на-Дону, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:05-12/654

    Содержание к диссертации

    Глава I. Общая характеристика и сущность внутренних функций Российского государства 11

    Глава II. Налогообложение и взимание налогов как особая разновидность внутренних функций государства: понятие и юридическая природа 40

    Глава III. Налоговая система- отражение налоговой политики Российского государства 59

    Глава IV. Место и роль налогового права в системе российского права 83

    Глава V. Специфика налоговых правоотношений 105

    Глава VI. Налоговая ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности 130

    Введение к работе

    Модернизация указанных процессов влечет за собой функциональное изменение роли государства в организации управления хозяйственными отношениями, создание новых структур и институтов.

    Неплохо разработанная теория функций Советского государства в определенной мере сохранила свою значимость. Однако применительно к конкретным функциям она явно устарела. Одни из них исчезли или изменились, другие, находясь ранее в зачаточном состоянии, получили всемерное развитие. К таким относится функция налогообложения и взимания налогов современного Российского государства.

    В условиях перехода страны от командно-административной системы к эффективной рыночной экономике особую значимость и актуальность приобрели вопросы коренного преобразования налоговой системы, ее укрепления и защиты. Институт налогообложения и сбора налогов сегодня признан важнейшим элементом функционирования всего государственного механизма.

    Названная функция превратилась в одну из ведущих функций Российского государства, приобрела роль связующего звена между государством и личностью, правами, обязанностями и свободами граждан. Это полностью согласуется с той ролью, которую, в силу объективных закономерностей исторического развития, призвано выполнять само государство, чтобы обеспечить надежную и эффективную работу всего государственного механизма.

    4
    В условиях перехода к рынку произошли серьезные изменения в
    налоговой сфере, ибо налоговая система стала первоосновой механизма
    государственного регулирования экономики. Эффективность

    функционирования хозяйственного комплекса страны напрямую зависит от того, насколько правильно построена система налогообложения.

    Именно в условиях кардинальных изменений налогового законодательства становится очевидной необходимость осмысления базовых теоретических положений и принципов государственной налоговой политики.

    Вместе с тем социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться Россия, свидетельствуют о неустойчивости позитивных тенденций развития экономики, несовершенстве ее налоговой системы. Отсутствие опыта, принципиальные ошибки в проводимой налоговой политике сопровождаются многочисленными нарушениями и просчетами в системе налогообложения и взимания налогов.

    Все это обусловливает необходимость всестороннего исследования данной функции, вопросов ее обеспечения и защиты, а также разработки конкретных практических рекомендаций по формированию эффективного механизма принятия решения по широкому комплексу проблем.

    Кроме того, отсутствие в настоящее время единого подхода к понятию и содержанию функции налогообложения и взимания налогов неизбежно сказывается на качестве законотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов в данной области.

    В связи с изложенным, научно-теоретический анализ государственной функции налогообложения и взимания налогов, выработка понятийного и концептуального аспектов представляются важными и актуальными.

    Степень разработанности темы. Проблеме функций государства в целом уделяется значительное внимание в юридической и философской литературе.

    5 Значительный вклад в разработку данной области теоретических знаний внесли: Н.Г. Александров, Е.В. Артемина, МИ. Байтин, В .К. Бабаев, С.В. Бабаев, В.М. Баранов, Л.В. Бутько, А.Б. Венгеров, А.П. Глебов, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, Т.А. Калентьева, Л.И. Каск, И.А. Кузнецов, Г.Н. Манов, Е.С. Мазаева, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, А.А. Рогачев, В.А. Толстик, Б.Н. Топорнин, Н.В.Черноголовкин и др.

    Отдельные теоретические и прикладные аспекты функции налогообложения и взимания налогов в период становления и формирования правового государства рассматривались в работах: А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, Г.А. Гаджиева, И. Горского, В.И. Гуреева, ЕЛО. Грачевой, А.В. Демина, М.Ф. Ивлевой, М.В. Карасевой, О.А. Красноперовой, ГО.А. Крохиной, А.Н. Козырина, СП. Пепеляева, С.В. Петровой, М.Б. Разгильдиевой, Л.Б. Рейдель, А.А. Соколова, А.А. Соловьева, Н.И. Химичевой, Л. Ходова и др.

    Несмотря на то, что некоторые стороны данїюй проблемы получили отдельное освещение в работах указанных авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном изучении понятие и структура функции налогообложения и взимания налогов, ее основные черты и особенности, соотношение с другими функциями государства, правовые вопросы ее реализации, формы и методы ее осуществления, проблемы ответственности за налоговые правонарушения и некоторые другие вопросы.

    Эмпирическая база исследования: а) Конституция Российской Федерации 1993 года; б) федеральное конституционное законодательство; в) федеральное законодательство; г) Указы Президента РФ; д) акты органов исполнительной власти России; е) практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судебных органов, составляющие правовую основу осуществления функции налогообложения и взимания налогов.

    Объектом исследования является деятельность государства в сфере налогообложения и взимания налогов, которая осуществляется в рамках реализации налоговой политики государства.

    Предмет диссертационного исследования составляют содержание, формы и методы осуществления налоговой функции современного Российского государства.

    Цель и задачи исследования. Целью работы являются комплексное рассмотрение функции налогообложения и взимания налогов как самостоятельной функции, ее соотношение и взаимодействие с другими внутренними функциями, а также ее практическая реализация в современных условиях.

    Поставленная цель достигается решением следующих задач:

    — анализом общей характеристики внутренних функций Российского
    государства;

    исследованием теоретических основ и юридической природы функции налогообложения и взимания налогов; »

    выяснением ее места и роли в системе внутренних функций Российского государства;

    выявлением тенденций законодательного регулирования налоговых отношений;

    определением фактического и юридического состава налогового правоотношения, его свойств; прав и обязанностей субъектов;

    интерпретацией своих позиций по ряду дискуссионных вопросов и выработкой научно-практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере налогообложения и взимания налогов.

    Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологическую базу исследования составляют современные методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой. Работа основана на использовании общенаучных методов исторического и логического анализа. Применялся также ряд специальных методов, в том числе

    7
    сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический,

    системный и структурно-функциональный методы.

    Теоретическую базу исследования составили специальная юридическая литература, научные разработки по общей теории права и государства, государствоведению, финансовому праву, административному, гражданскому и уголовному праву и т.д.

    Научная новизна работы обусловлена поставленными целями и задачами и заключается в том, что диссертация представляет собой одну из первых научных работ, в которой комплексно рассмотрена функция налогообложения и взимания налогов на уровне общей теории права. На основе отраслевого анализа законодательства проанализированы ее юридическая природа, правовая основа, специфические формы реализации и порядок обеспечения.

    В диссертации, наряду с исследованием общетеоретических аспектов проблемы, значительное место уделено рассмотрению практических вопросов, связанных с особенностями и сложностями применения законодательства о налогообложении и взимании налогов.

    Новизна диссертации находит непосредственное выражение в выносимых на защиту основных положениях:

    1. Функция налогообложения и взимания налогов является самостоятельной внутренней функцией современного Российского государства. Ее самостоятельность обусловлена тем, что она имеет свой объект воздействия — это во-первых.

    Во-вторых, в рамках предмета названной функции отражается социальное назначение Российского государства.

    В-третьих, в ее содержании заложена коренная цель, на достижение которой направлено государственное воздействие.

    s В-четвертых, механизм реализации этой функции включает в себя основные методы и средства ее практического воздействия на общественные отношения.

    Предлагается определение функции налогообложения и взимания налогов как законодательно регламентированных, объективно необходимых, основных направлений деятельности государства, осуществляемых в определенных формах и при помощи определенных методов, с целью установления, введения и взимания налогов и сборов с юридических и физических лиц в государственные и местные (муниципальные) денежные фонды для решения им своих задач,

    Отношения, складывающиеся в процессе налоговой деятельности государства и муниципальных образовании, регулируются налоговым законодательством, совокупность норм которого образует отдельную подотрасль финансового права — налоговое право. Анализ предмета и метода правового регулирования в налоговой сфере дает основание считать эту подотрасль вполне сформировавшейся и относительно самостоятельной.

    4. Показывается место и роль налогового права в системе российского
    права, внутренние преобразования которого — процесс закономерный и
    объективный. В его содержании происходит постепенное накопление
    однотипного нормативного материала, нуждающегося, в конечном счете, в
    обособлении и унификации- Такой процесс непрерывен,

    5. Налоговые правоотношения — общественные отношения,
    урегулированные нормами налогового права. Это отношения по установлению
    и взиманию налогов, возникающие в процессе осуществления налогового
    контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их
    должностных лиц.

    Специфика налоговых правоотношений состоит в сочетании частного и публичного интересов. Субъектом налоговых правоотношений всегда является государство в лице налогового органа.

    9 6. Налоговая ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности и выступает как особое правовое отношение, складывающееся между государством и субъектами налогового права по взиманию и уплате законно установленных налогов, а в случае нарушения законодательства о налогах и сборах — наступления для последних неблагоприятных последствий в виде обязанности уплатить предусмотренные Налоговым кодексом РФ штрафы.

    Налоговая ответственность наступает одновременно с другими видами юридической ответственности в налоговой сфере — административной, гражданской, уголовной, дисциплинарной и т.д.

    Налоговая ответственность рассматривается в двух аспектах — ретроспективном и проспективном (позитивном).

    Рассмотрены тенденции совершенствования государственно-правовой политики в налоговой сфере.

    Выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в области налогообложения и взимания налогов.

    Научное и практическое значение. Научное значение выполненного исследования заключается, прежде всего, в самой постановке проблемы необходимости выделения и изучения функции налогообложения и взимания налогов в Российском государстве.

    Теоретический анализ проблемы, составляющий предмет диссертации, проведен во взаимосвязи с практикой реализации налоговой политики в России, процессов правотворчества и правоприменения здесь. Содержащиеся в диссертации обобщения и выводы, практические рекомендации и предложения призваны способствовать совершенствованию воздействия государства на налоговые отношения, а, следовательно, укреплению законности и правопорядка в стране.

    Материалы диссертационного исследования функции налогообложения и взимания налогов могут быть использованы в преподавании курса теории права

    10 и государства, а также конституционного, финансового, налогового, гражданского, гражданско-процессуального и других отраслей права, при написании дипломных работ по данной проблематике, в кружковой работе.

    Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения работы были обсуждены на кафедре теории и истории государства и права Донского юридического института, а также отражены в учебном пособии и статьях, опубликованных по теме диссертации.

    Структура диссертации обусловлена задачами исследования и состоит из введения, шести глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

    Налогообложение и взимание налогов как особая разновидность внутренних функций государства: понятие и юридическая природа

    Самостоятельность указанной функции обусловлена тем, что она имеет свой объект, то есть на что направлено воздействие государства — это, во-первых. Во-вторых, в рамках предмета названной функции отражается социальное назначение Российского государства. В-третьих, в ее содержании сформулирована коренная цель, па достижение которой направлено государственное воздействие. В-четвертых, механизм реализации этой функции включает в себя основные методы и средства ее практического воздействия на общественные отношения.

    Суть данной функции, по очевидному замечанию И.А. Кузнецова, заключается в осуществлении финансовой, налоговой политики государства в совремеЕшых условиях.1

    Следует заметить, что в юридической литературе нет однозначного решения о выделении функции налогообложения и взимания налогов как самостоятельного направления деятельности государства. Ряд исследователей, использующих различные критерии классификации функций государства, вообще не упоминают ее, другие полагают, что она носит обслуживающий характер по отношению к экономической, социальной и ряду других функций, так как направлена на установление стабильности финансовой системы государства, защиту интересов общества.2

    Однако в современных условиях формирования в Российской Федерации новых инвестиционной, административной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической и других систем, традиционные представления о

    финансовой деятельности государства подлежат переосмыслению. До недавнего времени правовое регулирование финансовой деятельности исследовалось недостаточно и в основном в контексте административно-правовых функций государственных финансовых органов. Названный подход скорее отражает определенную неразработанность в российской правовой науке концепции правового регулирования финансовой деятельности вообще и налоговой в частности. Это во многом связано с неясностью, на какой именно экономической модели налогообложения остановится Россия. Также сказалось отсутствие в советской правовой науке достаточных исследований в области рыночных элементов налогового регулирования, что связано с существенными различиями роли налогов в плановой и рыночной экономике.

    Но развитие экономики, реализация государственных целей и задач неосуществимы без детальной правовой регламентации механизма формирования финансовых ресурсов государства.

    Основным источником государственного бюджета, важнейшим видом государственных доходов были и остаются налоги. Более того, налоги и сборы являются неотъемлемым признаком любого государства, обеспечивая возможность содержания государственного аппарата, проведения определенной государственной политики. Причем этот метод мобилизации средств в казну вполне может быть назван наиболее эффективным. Так, государство для покрытия своих расходов может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что требует дополнительных поступлений. Государственная власть при различных обстоятельствах прибегает к денежной эмиссии, однако это влечет за собой инфляцию, что отрицательно сказывается на экономике всей страны. Таким образом, в условиях рынка налоги являются важнейшей составляющей доходной части государственного, а также местных бюджетов.

    Посредством налога, используемого государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода, часть выручки, прибыли или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используется на решение общественных задач. Налог, представляющий прежде всего особый экономический институт, совокупность экономических отношений, означает обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в определенном размере и в определенный срок.

    Определение налога дополняется новыми признаками, отражающими его действительное содержание. На наш взгляд, наиболее адекватное сегодняшним правовым и экономическим реалиям определение налога дает С.Г. Пепеляев: «Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти». Во-первых, приведенное определение подчеркивает, что посредством налога государством принудительно отчуждается собственность граждан и предприятий, т.е. при его уплате происходит переход права собственности на уплачиваемые денежные средства к государству. Во-вторых, указывается, что подобное отчуждение носит легальный характер, происходит на основании закона. В-третьих, оно имеет индивидуально-безвозмездный характер. Такое законное изъятие обеспечивается государственным принуждением, оно необходимо для обеспечения функционирования публичной власти, выполнения ее основных задач.

    Конечно, налоговая система в различных государствах складывалась постепенно, имея на ранних этапах развития государственности эпизодический характер, принимая форму жертвоприношения, которое было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором.2 Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Государства со стабильной экономикой и высокими доходами граждан имеют возможность снижать процентную ставку налогов, сокращать их количество. В России же в период зарождающегося бизнеса и предпринимательства, низких доходов большинства граждан были введены высокие налоговые ставки, в разработке нормативных актов, регулирующих налоговые отношения, не было должным образом учтено мнение ученых-юристов, действующее налоговое законодательство сориентировано преимущественно на регулирование деятельности налоговых органов по обеспечению контроля собираемости налогов. Это может быть обусловлено имеющим глубокие исторические корни представлением о налоге как об исключительно фискальном инструменте. Сложившаяся в Российской Федерации финансово-экономическая ситуация заставляет отодвинуть на второй план другие функциональные признаки налогов, важнейшие аспекты налоговых отношений. Это реализация конституционных основ развития рынка, принципов налогово-бюджетного федерализма и государственного управления экономикой и финансами.

    Налоговая политика современной демократической России должна содействовать экономической активизации различных слоев населения, способствовать преодолению советского наследия государственного патернализма в социальной сфере.

    Налоговая система- отражение налоговой политики Российского государства

    Особая роль механизма налогообложения на современном этапе развития Российской государственности вызвана тем, что одним из основных элементов государственного регулирования рыночной экономики является налоговая политика. Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально-экономических задач. Как важнейшая составляющая экономической политики в целом, налоговая политика развивается в Сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Изменяющиеся экономические условия требуют формирования нового налогового законодательства, закрепляющего модифицировавшиеся налоговые отношения, систему налогов и их роль. Такие изменения налогового режима Российской Федерации обусловлены поиском гибкой, адекватной российской экономике модели налоговой системы и ее правовой регламентации. Налоговая политика признана одним из главных элементов региональной политики, направленной на создание оптимальных условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства. Усиление регулирующей роли налогов в государственном управлении финансами соответствует изменившимся в повой экономической и политической обстановке задачам государства. Такой подход дает возможность по-новому посмотреть на полномочия в налоговой сфере не только налоговых, но и иных органов государственного и негосударственного управления.

    Особенности формирования налоговой политики на федеральном, региональном и местном уровнях во многом зависят от наличия разработанной системы научных рекомендаций, создающих юридическую основу регулирования деятельности государства в налоговой сфере. Кроме того, при разработке и реализации мер налоговой политики в России необходима разработка концепции правового регулирования налоговых отношений, которая учитывала бы необходимость гибкого сочетания фискальной и регулирующей функции налогов и сборов. Это тем более важно, что характер правового регулирования налоговых отношений является сегодня чрезвычайно нестабильным.

    Определения термина «налоговая политика», представленные в современной экономической и правовой литературе, разграничивают несколько составляющих данного понятия.1 На основе анализа сущности налоговой политики можно прийти к выводу, что она имеет экономическую природу, однако не может осуществляться без опосредования нормами права.

    Политический аспект налогообложения связан с реализацией регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы. Осуществление государством налоговой политики предполагает совершенствование предписаний налоговых законов. Предложения по созданию новой или изменению существующей системы налогов должны опираться на четкие представления о том, какие из законодательно закрепленных характеристик этой системы должны быть пересмотрены, какие элементы должны быть введены дополнительно.2

    Характер правового регулирования налоговых отношений предопределяется налоговой политикой, а ее результаты во многом зависят от эффективности управления экономическими процессами. Это предполагает выбор правовых средств и реализацию правовых механизмов с учетом специфики таких отношений.3 Особую значимость приобретают проблемы выбора конкретного механизма налогообложения для той или иной страны, так как ошибки при ее выборе могут привести к неблагоприятным последствиям.1

    В юридическом смысле налоговая политика представляет собой форму правовой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленную на регламентацию налоговых отношений и основанную на анализе финансово-экономической ситуации в стране.

    Ряд авторов под налоговой политикой понимают систему актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.2

    По мнению М.И. Карасева, «налоговая политика рассматривается как концепция экономического воздействия на налоговые отношения, опосредуемая правовым регулированием».

    Налоговая политика охватывает комплексный перечень отношений, возникающих в сфере налогообложения, и зависит от общеправовых принципов и принципов, установленных в Конституции Российской Федерации. Ее основной целью является обеспечение условий, направленных на создание эффективных и стабильных механизмов правового регулирования налоговых отношений. Из Конституции РФ вытекает принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации. Существует позиция, согласно которой единство налоговой системы в России проявляется в том, что повсеместно действуют или могут быть введены одни и те же виды налогов, и это отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами одного уровня. Понимание этого принципа как единой системы налогов и сборов и единой системы налоговых органов, достаточно распространенное в юридической науке и правоприменительной практике, является не вполне верным. Единство налоговой системы должно обеспечиваться, прежде всего, единством основных принципов налогообложения.

    Формирование и реализация налоговой политики могут осуществляться государством непосредственно через его структуры, а также опосредованно -через использование системы местного самоуправления. Конституционный принцип законодательного установления налогов (ст. 57 Конституции РФ) предполагает разграничение компетенции по установлению и введению налогов и сборов между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти.

    Согласно Конституции РФ (ст. 71) и Налоговому кодексу РФ (п. 2 ст. 1, п. 5 ст. 3, ст. 12), к исключительному ведению Российской Федерации относится: 1) установление единого исчерпывающего перечня налогов и сборов, взимаемых на территории РФ; 2) деление налогов и сборов на виды: федеральные, региональные и местные; 3) установление оснований возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 4) определение прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений; 5) установление форм и методов налогового контроля; 6) установление ответственности за совершение налоговых правонарушений; 7) определение порядка обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц; 8) полное (исчерпывающее) регулирование федеральных налогов и сборов. совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится регулирование региональных налогов и сборов, при этом Российская Федерация определяет принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ, а также определяет плательщиков региональных налогов, объекты налогообложения, налоговую базу, минимальную и предельную налоговую ставку, налоговый период и порядок исчисления региональных налогов.

    Субъекты РФ вводят региональные налоги и сборы на своей территории; определяют налоговые ставки в пределах, установленных НІС РФ; порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам. Могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования.

    Перечисленные полномочия субъектов РФ относятся не к собственной компетенции, а именно к совместной, поскольку при осуществлении правового регулирования отдельных элементов налогов субъекты РФ обязаны соотносить свои акты с Налоговым кодексом.

    К совместному ведению Российской Федерации и местного самоуправления относится регулирование местных налогов и сборов, при этом Российская Федерация определяет принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных местных налогов и сборов, а также определяет плательщиков местных налогов, объекты налогообложения, налоговую базу, минимальную и предельную налоговую ставку, налоговый период и порядок исчисления местных налогов.

    Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы на своей территории, определяют налоговые ставки в пределах, установленных НІС РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования.

    Перечисленные полномочия местного самоуправления также относятся не к собственной компетенции, а именно к совместной, поскольку при осуществлении правового регулирования отдельных элементов налогов представительные органы местного самоуправления обязаны соотносить свои акты с Налоговым кодексом.

    Кроме того, все муниципальные образования могут быть лишены права регулирования местных налогов (земельного налогами налога на имущество физических лиц), если субъект РФ воспользуется своим правом на введение налога на недвижимость (п. 2 ст. 14 НК РФ).

    Сфера осуществления налоговой политики Правительством РФ и другими государственными органами исполнительной власти определяется пределами предоставленных им законодательством прав.

    Место и роль налогового права в системе российского права

    Система российского права не является статичной и застывшей материей, она — явление динамичное, ее развитие и изменение идет вслед за развитием общественных отношений.

    Внутренние преобразования системы права — процесс закономерный. Реформы в социально-экономической сфере обусловливают такую необходимость. Происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала, нуждающегося, в конечном счете, в обособлении и унификации. Такой процесс непрерывен.

    В последнее время в системе российского права, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей — таможенное право, коммерческое право, банковское право и т.д. Все эти и другие отраслевые структуры вобрали в себя многочисленные особенности внутрифедеральных отношений и обозначили процесс формирования двухуровневой инфраструктуры законодательства, (федеральной и региональной).

    Так, новый Гражданский кодекс Российской Федерации расширил институты обязательственного права, включив туда следующие виды договоров: договор ренты (гл. 33 ГК РФ); договор финансовой аренды (лизинга) ( 6 гл. 34 ГК РФ); агентский договор (гл. 52 ГК РФ) и др.

    В семейном праве одним из новых институтов является договорный режим имущества супругов (гл. 8 Семейного кодекса РФ), закрепляющий процедуру заключения, изменения и расторжения брачного контракта, а также основания признания его недействительным.

    Пополнился и Уголовный кодекс Российской Федерации, к примеру, за счет правовых институтов ответственности и наказания несовершеннолетних (гл. 14 УК РФ), преступлений в сфере компьютерной информации (гл. 28 УК) и др.

    Подобные изменения произошли в налоговом и финансовом законодательстве. Это связано, в первую очередь, с усиливающейся в условиях развития российской предпринимательской деятельности ролью функции налогообложения и взимания налогов, что требует теоретического осмысления закономерностей формирования и применения налоговых норм, системного анализа их регулятивных возможностей. Налоги являются главным инструментом государственного регулирования экономики, им принадлежит ведущая роль в формировании доходов государственного бюджета. Но продолжающаяся реформа налогообложения влечет значительную сменяемость налоговых нормативно- правовых актов. Более того, правовая регламентация до принятия Налогового кодекса Российской Федерации, когда в сфере налогообложения действовало 30 законов и более 1000 подзаконных актов, может служить иллюстрацией «правовой инфляции». Естественным следствием этого является перенасыщение правового поля различными, порой взаимоисключающими предписаниями, неизбежность коллизий.

    Поэтому вопросы правового регулирования налоговых отношений относятся в настоящее время к наиболее актуальным, что обусловило бурное развитие налогового права. Налоговое право выполняет свою роль социального регулятора, когда оно не только осознано и проверено опытом, но и признано как ценность и жизненная необходимость, когда субъект усмотрел в его принципах и нормах объективное значение для себя и окружающих и поэтому добровольно принял на себя обязанность следовать правовым предписаниям.2 Применительно к налоговому праву любого государства системный подход наиболее эффективно обеспечивает регулирование всей системы налоговых отношений и каждого ее элемента в отдельности. Значимость теоретических исследований особенно возрастает в связи с необходимостью определить место налогового права в системе российского права для дальнейшего устранения концептуальных пробелов и недостатков при формировании как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства. На настоящий момент этот вопрос не находит однозначного ответа, несмотря на то, что вопросам российского налогообложения посвящено достаточно большое количество научных исследований.

    Исходя из положений общей теории права, системный подход к правовым явлениям позволяет выявить факторы, обеспечивающие или затрудняющие функционирование регулятивной системы. Формирование системы права есть одновременно выявляемый наукой процесс раскрытия объективно существующих закономерностей общественного развития. Практическое значение отнесения той или иной группы норм к определенной отрасли права состоит во включении их в определенный правоприменительный режим.

    Первичным элементом системы права является» норма права, то есть установленное государством общеобязательное правило поведения. Нормы нрава, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулируЕощие конкретный вид общественных отношений, образуют правовой институт. Система норм, регулирующих обособленную и относительно однородную сферу общественных отношений, объединяющая правовые институты, представляет собой отрасль права. Следует иметь в виду, что отраслью права можно назвать не любую совокупность норм, регулирующих функционирующие новые общественные отношения, даже если имеется регламентирующий их закон. Следует исходить из реалистичной оценки объективно происходящих в экономической, политической и социальной жизни страны изменений.

    Наличие системообразующих и функциональных связей в системе права обусловлено самостоятельностью предмета и метода правового регулирования. Предмет правового регулирования считается материальным критерием отраслей права, а метод, который является производным от предмета, -юридическим критерием. Каждая отрасль права имеет свою сферу правового регулирования и свой специфический метод правового регулирования. Именно предмет правового регулирования обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли права, соответствующий же ей метод появляется в процессе формирования отрасли и в значительной степени зависит от усмотрения законодателя, При этом соотношение предмета, метода правового регулирования и присущих методу правовых средств является закономерным и раскрывает реально существующие в системе права связи.1 Если та или иная группа норм использует различные методы правового воздействия, то ОЕЩ не может быть признана самостоятельной отраслью права, а в ее состав входят нормы различных отраслей права.

    Сфера правового регулирования под влиянием различных социальных факторов подвержена процессам как дифференциации, так и интеграции. Результатом изменений, которым подвержены общественные отношения, является появление и трансформация связей между элементами системы права.

    Специфика налоговых правоотношений

    Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

    Финансовые отношения, урегулированные нормами налогового права, являются налоговыми правоотношениями. Необходимо отметить, что термин «налоговые правоотношения» в законодательстве практически не встречается (за исключением п, 3 ст, 2 Гражданского кодекса РФ), даже Налоговый кодекс РФ не содержит и не определяет данного понятия. НК РФ говорит об отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

    Так, п соответствии со ст. 2 НК РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения».

    По мнению исследователей, термины «налоговые правоотношения» и «отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах» тождественны и равнозначны.1

    Задача государства — урегулировать сложившиеся в обществе отношения, поэтому с помощью правовых средств, находящихся в его распоряжении, оно фиксирует социальное положение индивида,2 а также соответствующую ему роль — общественную функцию.

    Уплата налога — одна из социальных функций, ролей индивида, существующего в цивилизованном обществ.; Она обусловлена необходимостью содержать государственный аппарат, а также решать общесоциальные задачи и проблемы.1 Для выполнения данной функции лицо располагает набором прав и обязанностей. Позиция индивида в роли налогоплательщика относительно государства определена и закреплена в нормах права. В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Так как уплата налога ими осуществляется в пользу государства, можно говорить о существовании связи между указанными лицами и государством. Эта связь обусловлена наличием взаимных права требовать уплаты налога у государства и обязанности осуществить платеж в денежные фонды у физических лиц и организаций. Она закреплена в нормах права — ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, мы вправе говорить о существовании правоотношения между государством и указанными лицами в роли налогоплательщиков.

    Необходимо отметить, что в науке налогового права существует деление налоговых правоотношений на общие (общерегулятивные) и конкретные. Общерегулятивные правоотношение отличается от прочих налоговых правоотношений.

    Во-первых, если в прочих налоговых отношениях одной из сторон выступают уполномоченные финансовые и налоговые органы, то в рассматриваемом правоотношении участвует именно государство, поскольку налог — это «юридическая обязанность перед государством»2. Более того, налог — одно из проявлений суверенитета государства.3 При этом в связи с уплатой налогов государство приобретает обязанность использовать полученные средства на нужды общества.

    Во-вторых, во всех других налоговых правоотношениях «участвуют конкретные (индивидуализированные) субъекты со строго определенными взаимными правами и обязанностями»

    В рассматриваемом нами правоотношении индивидуализированной стороной является только государство. Обязанную же сторону представляют «налогоплательщики без их персонификации»2. Полагаем очевидным, что государство состоит в подобном правоотношении не с каждым конкретным налогоплательщиком, а со всей их совокупностью. То есть можно говорить о специфическом состоянии, в котором находится государство и которое определяет его общее положение по отношению ко всем налоговообязанным лицам.3

    В-третьих, рассматриваемое правоотношение является базовым по отношению к прочим налоговым отношениям, поскольку если бы не было подобной связи между государством и налогоплательщиками, не возникло бы и иных налоговых правоотношений.

    Кроме того, это отношение возникает «непосредственно из закона» — на основе статьи 51 Конституции РФ, закрепляющей обязанность каждого платить законно установленные налоги, в связи с чем носит общий характер, «поскольку в нем — не конкретизированы необходимые детали взаимных обязательств его участников»4.

    Далее, это отношение является постоянным, поскольку «главным источником формирования денежных средств государства отмечены, в первую очередь, налоги. »5. Следовательно, это отношение будет существовать столько, сколько будет существовать государство. В этом заключается его особое значение.

    И, в конечном счете, в нем выражается общий правовой статус как государства, так и физических лиц и организаций, выступающих в роли налогоплательщиков.

    Государство (муниципальные образования) выступает в правоотношениях через свои органы. С этим выводом трудно не согласиться, поскольку государство материально существует как совокупность государственных органов (механизм государства). Отсюда вытекает, что его функции и связанные с их осуществлением права и обязанности реализуются всегда посредством деятельности этих органов. Финансовые правоотношения, а также их разновидность налоговые правоотношения, исключения не составляют: государство принимает участие в некоторых из них в лице соответствующих компетентных органов.

    Однако п об і дере гуляти впых налоговых правоотношениях государство (муниципальное образование) обходится без участия каких-либо органов, выступая непосредственно. Например, субъектом правоотношений по установлению и взиманию налогов является государство, поскольку установление и взимание налогов — прерогатива государства, налогоплательщики вносят платежи в пользу государства. Конечно, законы об установлении налогов от имени государства принимает Государственная Дума РФ, а взимание налоговых платежей в интересах государства осуществляется налоговыми органами, но рассматриваемое нами правоотношение иного рода нежели прочие, конкретные правоотношения. У государства есть право требовать уплаты налогов, у налогоплательщиков — обязанность уплатить налоги, то есть между ними уже существует связь, отношение. Очевидно, что посредничества государственных органов в этом отношении нет. Это специфическое состояние, существование которого не требует какого-либо участия тех или иных органов. Наличие его определяет возникновение правового пространства, сферы налогообложения и порождает соответствующий общественный порядок. В этом пространстве, правовом поле реализуются конкретные налоговые правоотношения. Общее налоговое правоотношение специфическое правоотношение, характер этой правовой связи делает возможным непосредственное участие государства в этом взаимоотношении.

    Если попытаться классифицировать отношения, входящие в предмет регулирования налогового права, то они могут быть подразделены на следующие группы: 1. отношения, связанные с установлением налогов и сборов; 2. отношения, связанные с введением налогов и сборов; 3. отношения по взиманию налогов и сборов; 4. отношения, возникающие по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов; 5. отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих субъектов к ответственности за совершение налоговых правонарушений.1

    www.dslib.net

    Смотрите еще:

    • Правила перевозки авиапассажиров Популярно: Правила перевозки багажа самолетом Правила перевозки багажа самолетом интересуют практически всех авиапассажиров. Согласитесь, мало кто путешествует налегке. У каждой авиакомпании России есть свои […]
    • Служба в армии 2014 закон Закон, запрещающий с 1 января 2014 года принимать уклонистов от армии на госслужбу, могут пересмотреть Члены Совета Федерации Константин Добрынин и Андрей Клишас предлагают пересмотреть подписанный ранее […]
    • Гражданское дело википедия Наталья Фриске Участница Дата и место рождения: 21 апреля 1986 (32 года), Москва, СССР (Россия) Участвовала 1 Ее коллеги по цеху Участница группы «Блестящие» (2007 — 2008 год), юрист, […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.