Изменения закона о ломбардах 2014

Ювелирные Известия

26 фев­ра­ля в Се­ти по­яви­л­ся про­ект Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». А имен­но: Мин­фин Рос­сии пла­ни­ру­ет скор­рек­ти­ро­вать де­я­тель­ность по­тре­би­тель­ских ко­о­пе­ра­ти­вов, ло­м­бар­дов и ми­к­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций пу­тем вне­се­ния зна­чи­тель­ных из­ме­не­ний в со­о­т­вет­ству­ю­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны.

Че­го ожи­дать ло­м­бар­дам? Из­ме­не­ний не­ма­ло, боль­шин­ство из них ожи­да­е­мы или пред­ска­зу­е­мы, дру­гие удив­ля­ют.

Рас­смо­т­рим ос­но­в­ные. На­ч­нем с не­при­ят­но­го

1. Пред­ла­га­ет­ся при­сва­и­вать ста­тус ло­м­бар­да толь­ко юр­ли­цу, све­де­ния о ко­то­ром вне­се­ны в Го­су­дар­ствен­ный ре­естр ло­м­бар­дов.

2. Не­при­ят­но, но это не тот ре­е­стр, что ме­сяц на­зад опуб­ли­ко­ван на сай­те Бан­ка Рос­сии, это со­вер­шен­но но­вый ре­е­стр: по­лу­че­ние све­де­ний из ЕГРЮЛ Банк Рос­сии за­ме­ня­ет на пре­до­став­ле­ние их са­мой ор­га­ни­за­ци­ей и фор­ми­ру­ет ре­естр с ну­ля.

3. До­ку­мен­ты по 11 пун­к­там – столь­ко на­до со­брать, что­бы Банк Рос­сии рас­смо­т­рел об­ра­ще­ние ко­м­па­нии. По­ми­мо при­вы­ч­ных для всех юр­лиц бу­маг, мо­ж­но от­ме­тить све­жие справ­ки об от­сут­ствии су­ди­мо­сти у учре­ди­те­лей и ру­ко­вод­ства, ак­ту­аль­ные Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля, до­ку­мен­ты на спе­ци­аль­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо, осу­ще­ств­ля­ю­щее кон­троль ПОД/ФТ и др. По­с­ле это­го у Бан­ка Рос­сии есть 30 дней на ре­ше­ние.

4. Те­перь вни­ма­ние, ци­та­та: «Ло­м­бард не впра­ве ис­поль­зо­вать пол­ное и (и­ли) со­кра­щен­ное на­и­ме­но­ва­ние, в том чис­ле пол­ное и (и­ли) со­кра­щен­ное фи­р­мен­ное на­и­ме­но­ва­ние, со­в­па­да­ю­щее или сход­ное до сте­пе­ни сме­ше­ния с пол­ным и (и­ли) со­кра­щен­ным на­и­ме­но­ва­ни­ем, в том чис­ле с пол­ным и (и­ли) со­кра­щен­ным фи­р­мен­ным на­и­ме­но­ва­ни­ем ло­м­бар­да, све­де­ния о ко­то­ром бы­ли вне­се­ны в еди­ный го­су­дар­ствен­ный ре­естр юри­ди­че­ских лиц ра­нее го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции со­о­т­вет­ству­ю­ще­го ло­м­бар­да».

Как это бу­дет вы­г­ля­деть на пра­к­ти­ке – по­ка за­га­д­ка. «Кто ра­нь­ше встал, то­го и та­п­ки?» – сей­час на ры­н­ке дей­ству­ет мно­же­ство ко­м­па­ний с оди­на­ко­вы­ми на­з­ва­ни­я­ми, ведь ор­га­ни­за­ций боль­ше пя­ти ты­сяч, а идей для фан­та­зии го­раз­до мень­ше. Мно­го ло­м­бар­дов Зо­ло­тых, Пер­вых, Ал­ма­зов, Ка­пи­та­лов и т. д. Zaim.com про­во­дил ис­сле­до­ва­ние на эту те­му. Не­у­же­ли боль­шин­ству ор­га­ни­за­ций при­дет­ся про­хо­дить пе­ре­ре­ги­стра­цию, ме­нять устав­ные до­ку­мен­ты, блан­ки, вы­вес­ки для ис­пол­не­ния дан­но­го пун­к­та? Это да­же не реб­рен­динг, это про­сто но­вая ор­га­ни­за­ция, по­лу­ча­ет­ся, с огро­м­ны­ми по ее мас­шта­бам рас­хо­да­ми. Бу­дем на­де­ять­ся, в Про­ек­те име­ет­ся в ви­ду что-то дру­гое, а не это.

5. Ес­ли вы не в ре­е­ст­ре – вы не ло­м­бард. Это, на­вер­ное, пло­хо. Хо­ро­шо, что вы не обя­за­ны вы­пол­нять предъ­яв­ля­е­мые к ним тре­бо­ва­ния. Обя­за­тель­ства на­сту­па­ют с да­ты вне­се­ния ко­м­па­нии в ре­е­стр.

6. Рас­смо­т­ре­ние до­ку­мен­тов на вне­се­ние в ре­естр плат­ное – взи­ма­ет­ся го­су­дар­ствен­ная по­ш­ли­на.

7. Банк Рос­сии мо­жет от­ка­зать­ся счи­тать вас ло­м­бар­дом, ес­ли пре­до­став­лен­ные до­ку­мен­ты не со­о­т­вет­ству­ют за­ко­нам и нор­ма­тив­ным ак­там, пред­став­ле­ны не пол­но­стью или со­дер­жат не­до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию, ес­ли про­шло ме­нее го­да с да­ты ис­клю­че­ния ло­м­бар­да из ре­е­ст­ра за на­ру­ше­ния (см. ни­же), ес­ли ло­м­бард в ре­е­ст­ре с та­ким или очень по­хо­жим на­з­ва­ни­ем в ре­е­ст­ре уже есть, а та­к­же по не­ко­то­рым дру­гим, бо­лее глу­бо­ким или субъ­ек­тив­ным для кон­крет­но­го ис­пол­ни­те­ля при­чи­нам.

8. В слу­чае от­ка­за мо­ж­но по­дать за­яв­ку по­в­тор­но, без про­б­лем.

9. Ес­ли уж вы по­па­ли в ре­е­стр, по­ста­рай­тесь из не­го не вы­ле­теть. На­при­мер, за не­од­но­крат­ные на­ру­ше­ния в те­че­ние го­да ФЗ о ло­м­бар­дах, о ПОД/ФТ, о по­тре­би­тель­ском кре­ди­те, нор­ма­тив­ных ак­тов Бан­ка Рос­сии, за не­ис­пол­не­ние в срок пред­пи­са­ний об устра­не­нии вы­яв­лен­ных при про­вер­ках на­ру­ше­ний и ес­ли вы не вы­да­ли ни од­но­го зай­ма – в этом слу­чае сно­ва по­дать за­яв­ку на вклю­че­ние мо­ж­но бу­дет не ра­нее чем че­рез год.

10. Ци­та­та: «Банк Рос­сии мо­жет за­пра­ши­вать и по­лу­чать от ло­м­бар­дов не­об­хо­ди­мые до­ку­мен­ты ‎и ин­фор­ма­цию, в том чис­ле до­ступ к ко­то­рым огра­ни­чен в со­о­т­вет­ствии ‎с фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми», – раз­ве по­с­ле ан­ке­ти­ро­ва­ний у ло­м­бар­дов еще оста­лось что-то тай­ное?

Те­перь к при­ят­но­му, не все так пло­хо в но­вом бу­ду­щем ло­м­бар­дов:

11. По­ми­мо зай­мов под за­лог «дви­жи­мых ве­щей», ло­м­бар­дам раз­ре­ша­ет­ся сда­вать в арен­ду (суб­а­рен­ду) не­дви­жи­мое иму­ще­ство и осу­ще­ств­лять де­я­тель­ность бан­ко­в­ско­го пла­те­ж­но­го аген­та» – на­при­мер, вы­да­вать зай­мы на пред­о­пла­чен­ные кар­ты. Всe. Два ви­да. Не­гу­сто, пла­ни­ро­ва­лось се­рьез­нее рас­ши­рить воз­мо­ж­но­сти за­ра­бо­т­ка ло­м­бар­дов, на­при­мер, хо­тя бы раз­ре­шить ока­зы­вать услу­ги по ре­мон­ту юве­ли­р­ных из­де­лий, но нет. За­то кон­тро­лем за этой де­я­тель­но­стью НЕ бу­дет за­ни­мать­ся Банк Рос­сии.

12. Идем даль­ше: из 196-ФЗ ис­клю­ча­ет­ся пункт о ре­жи­ме ра­бо­ты ло­м­бар­да с 08 до 20 ча­сов. Т. е. вре­мен­ное огра­ни­че­ние, уста­но­в­лен­ное не так дав­но, при­з­на­но не­эф­фек­тив­ным и устра­ня­ет­ся.

13. По­вы­ше­на це­но­вая план­ка для про­да­жи не­вы­ку­п­лен­ных ве­щей толь­ко с пуб­ли­ч­ных тор­гов, сра­зу в 10 раз – до 300 ты­сяч руб­лей. Кста­ти, те­перь они на­зы­ва­ют­ся от­кры­ты­ми тор­га­ми. Про­щай, аук­ци­он.

По­ка не­по­нят­но, как от­но­сить­ся к та­ким но­в­ше­ствам:

14.«Су­м­ма пре­до­став­лен­но­го ло­м­бар­дом зай­ма не мо­жет пре­вы­шать су­м­му оцен­ки за­ло­жен­ной ве­щи», – ви­ди­мо, на­ве­я­но обя­за­тель­ным стра­хо­ва­ни­ем за­ло­гов по це­не оцен­ки.

15. Фор­ма за­ло­го­во­го би­ле­та уста­нав­ли­ва­ет­ся те­перь Бан­ком Рос­сии, а не Пра­ви­тель­ством РФ (ви­ди­мо, ско­ро ждать объ­е­ди­не­ния За­ло­го­во­го би­ле­та и До­го­во­ра зай­ма).

Zaim.com об­ра­ти­л­ся за ко­м­мен­та­ри­я­ми к экс­пе­р­там ры­н­ка.

Сер­гей Со­ко­в­ни­ков, пред­се­да­тель Ас­со­ци­а­ции раз­ви­тия ло­м­бар­до­в: «При не­з­на­чи­тель­ных плю­сах в це­лом мы рас­смат­ри­ва­ем за­ко­но­про­ект не­га­тив­но. Т. к. Бан­ку Рос­сии он да­ет пра­во не при­нять лю­бой ло­м­бард в ре­е­стр. Это да­же не за­яв­ле­ние на при­ня­тие, это це­лый па­кет до­ку­мен­тов, по ка­ж­до­му из ко­то­ро­го мо­жет быть от­каз кон­крет­но­го про­ве­ря­ю­ще­го чи­но­в­ни­ка».
На­при­мер? Не устро­и­ли его Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля (а та­кое ча­сто бы­ва­ет при про­вер­ках) – при­чем один и тот же до­ку­мент мо­жет иметь раз­ные за­ме­ча­ния у раз­ных про­ве­ря­ю­щих. И все по но­вой – до­ку­мен­ты, по­ш­ли­на, ожи­да­ни­е…

«По­ла­гаю, что при при­ня­тии за­ко­но­про­ек­та в та­ком ви­де этап от­се­ва дей­ству­ю­щих ко­м­па­ний бу­дет зна­чи­тель­ный, ко­ли­че­ство офи­ци­аль­ных ло­м­бар­дов со­кра­ти­т­ся на де­сят­ки про­цен­то­в, – се­ту­ет спи­кер. – Мы ожи­да­ем ка­та­стро­фи­че­ское ко­ли­че­ство от­ка­зов на вклю­че­ние в ре­естр в на­чаль­ный пе­ри­од. При­чем ча­сто по субъ­ек­тив­ным при­чи­нам, т. к. край­нее сло­во здесь за ре­ше­ни­ем кон­крет­но­го чи­но­в­ни­ка».

Дру­гое опа­се­ние – пра­во ЦБ ис­клю­чать ко­м­па­нии из ре­е­ст­ра за длин­ный пе­ре­чень на­ру­ше­ний. Боль­шин­ство из них не­з­на­чи­тель­ны, фор­маль­ны. Ни од­на про­вер­ка не про­хо­дит без про­то­ко­ла о ка­ком-­ни­будь на­ру­ше­нии – сро­ка, пол­но­ты ин­фор­ма­ции, фор­му­ли­ро­в­ки и т. д. Здесь все ло­м­бар­ды ока­зы­ва­ют­ся под при­це­лом, от вы­ле­та не за­стра­хо­ван ни­к­то.

Что ка­са­ет­ся на­и­ме­но­ва­ний, Сер­гей Со­ко­в­ни­ков уве­рен, что ме­нять на­з­ва­ния при­дет­ся.«Сей­час око­ло ты­ся­чи ор­га­ни­за­ций име­ют юри­ди­че­ское на­з­ва­ние «Ло­м­бард», есте­ствен­но, в та­ком ви­де вой­ти в ре­естр они не смо­гут. По­доб­ную си­ту­а­цию мы уже ви­де­ли с МФО, и там у участ­ни­ков со схо­жи­ми на­з­ва­ни­я­ми воз­ни­к­ли дей­стви­тель­но боль­шие про­б­ле­мы».

Е­ще бо­лее пред­се­да­те­ля АРЛ за­бо­тит не сам за­ко­но­про­ект, а ре­а­к­ция на не­го ры­н­ка. Оче­вид­но, по­да­дут до­ку­мен­ты на всту­п­ле­ние в ре­естр не все ко­м­па­нии, сей­час ра­бо­та­ю­щие в пра­во­вом по­ле и ху­до-­бед­но на­ла­див­шие вза­и­мо­дей­ствие с ре­гу­ля­то­ром. Дру­гие бу­дут от­вер­же­ны по тем или иным при­чи­нам. Все они по­да­дут­ся в се­рую зо­ну. Ито­ги по­след­них трех лет на­б­лю­де­ний по­ка­зы­ва­ют тренд на сни­же­ние пор­т­фе­ля зай­мов ло­м­бар­дов, в от­ли­чие от бан­ков и МФО, ко­то­рые удив­ля­ют те­м­па­ми ро­ста.

Л­юд­ми­ла Гри­бок, пред­се­да­тель прав­ле­ния Ре­ги­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции ло­м­бар­до­в, на­стро­е­на бо­лее оп­ти­ми­сти­ч­но, хо­тя и ее очень бес­по­ко­ит по­ря­док ре­ги­стра­ции в Го­сре­е­ст­ре, а имен­но пре­до­став­ле­ние ПВК но­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, ко­то­рые еще не на­ча­ли ра­бо­ту и, есте­ствен­но, не мо­гут скор­рек­ти­ро­вать этот до­ку­мент под свои про­цес­сы так, как это­го тре­бу­ет за­кон.
Вто­рой край­не вол­ну­ю­щий спи­ке­ра мо­мент – ис­клю­че­ние из ре­е­ст­ра при не­од­но­крат­ных на­ру­ше­ни­ях 115 и 353 ФЗ: «Ра­нее при об­су­ж­де­нии бы­ла фор­му­ли­ро­в­ка «гру­бых на­ру­ше­ний», сей­час да­же сло­во «гру­бые» убра­ли, а не­з­на­чи­тель­ных, не вле­ку­щих ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ствий для кли­ен­тов и об­ще­ства на­ру­ше­ний у лю­бой ор­га­ни­за­ции при ка­ж­дой про­вер­ке на­хо­ди­т­ся до­ста­точ­но».

Что ка­са­ет­ся пун­к­та о на­и­ме­но­ва­ни­ях ло­м­бар­да, Люд­ми­ла Гри­бок счи­та­ет, что за­кон об­рат­ной си­лы не име­ет и ме­нять на­з­ва­ния уже дей­ству­ю­щим ко­м­па­ни­ям не при­дет­ся, тре­бо­ва­ние со­вер­шен­но спра­вед­ли­во рас­про­стра­ня­ет­ся на но­вых участ­ни­ков.«В этом есть плю­сы для дей­ству­ю­щих ко­м­па­ний – за­щи­та их от мо­шен­ни­че­ства, не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции и ре­пу­та­ци­он­ных ри­с­ков».

Алек­сей Ла­зу­тин, пре­зи­дент На­ци­о­наль­но­го объ­е­ди­не­ния ло­м­бар­до­в, раз­де­ля­ет опа­се­ния кол­лег в свя­зи с не­про­стым вхо­дом и воз­мо­ж­но­стью стре­ми­тель­но­го вы­ле­та из ре­е­ст­ра, а та­к­же де­ла­ет за­ме­ча­ние: «П­ро пре­до­став­ле­ние ЛЮБОЙ ин­фор­ма­ции ЦБ – кру­п­ные ло­м­бар­ды те­перь бу­дут эше­ло­на­ми во­зить в Банк Рос­сии вся­кие от­че­ты, ко­то­рые, по-­хо­ро­ше­му, не все­г­да ему ну­ж­ны».

На­по­м­ним, на 2019 год за­пла­ни­ро­ван старт пе­ре­хо­да ло­м­бар­дов на ЕПС и ОСБУ, те­перь еще на­ме­ча­ет­ся и вхо­ж­де­ние в Го­су­дар­ствен­ный ре­е­стр. Вы­зо­вы это­му биз­не­су на бли­жай­шее бу­ду­щее зна­чи­тель­но вы­ше сред­не­го уро­в­ня его ко­м­пе­тен­ции. Экс­пе­р­ты с со­жа­ле­ни­ем про­г­но­зи­ру­ют схло­пы­ва­ние ис­то­ри­че­ски сло­жив­ше­го­ся, со­ци­аль­но зна­чи­мо­го как для кли­ен­тов, так и для пред­при­ни­ма­те­лей част­но­го, се­мей­но­го биз­не­са до не­сколь­ких кру­п­ных се­тей, спо­соб­ных ма­нев­ри­ро­вать в про­сто­рах пра­во­во­го бес­пре­де­ла.

www.jewellerynews.ru

Закон «О ломбардах»: действующая редакция

Закон 196 ФЗ регулирует правовые отношения, связанные с кредитованием граждан под залог собственности. Под данным имуществом понимаются личные вещи. Действие акта при этом не распространяется на банки и иные кредитные организации, регулируется только деятельность ломбардов.

Описание закона «О ломбардах»

Федеральный закон «О ломбардах» под номером 196 принят 29 июня 2007 года, вступил в силу 1 января 2008. С момента официальной публикации документ претерпел немногочисленные изменения, направленные на устранение неточностей и двоякого толкования. Последние из них были внесены 13 июля 2015.

Статьи ФЗ 196 «О ломбардах» сгруппированы по следующим главам:

  • общие положения закона;
  • правила деятельности и кредитования ломбардами;
  • правила хранения заложенных вещей;
  • порядок реализации невостребованного имущества.

Общие положения Федерального закона 196 включают в себя следующие аспекты:

  • предмет регулирования и сфера деятельности данного акта;
  • определение ломбарда;
  • требования к организации его деятельности, к органам управления и учредителям;
  • надзор и порядок регулирования деятельности;
  • процедура отчетности;
  • сведения, включаемые в понятие профессиональной тайны;
  • последствия изъятия, в том числе и принудительного, заложенной вещи;
  • оценка вещи, сдаваемой под залог или на хранение;
  • страхование принимаемого имущества.
  • Правила кредитования и хранения вещей по закону 196 ФЗ регулируются соответствующими договорами. Договор займа оформляется в письменном виде и по статье 7 ФЗ 196 считается заключенным в момент передачи заемщику денежных средств, а кредитору – вещи. По итогам подписанного договора заемщику выдается залоговый билет, являющийся документом строгой отчетности. Таковой, согласно закону, содержит в себе следующую информацию:

  • наименование учреждения, местонахождение;
  • паспортные данные заемщика;
  • наименование и подробное описание сданного имущества;
  • сумма, на которую вещь оценена;
  • размер предоставляемого займа, дата и срок кредитования;
  • процентная ставка, указание даты возврата;
  • наличие или отсутствие возможности досрочного погашения займа, порядок выплаты.
  • В случае неисполнения обязательств по выплатам залоговое имущество подлежит взысканию. В билете заемщик может согласиться с тем, что данная процедура будет выполнена без соответствующей надписи нотариуса.

    В залоговый билет по закону включается положение о том, что с момента истечения срока и до момента реализации невостребованной вещи заемщик имеет право внести требуемую сумму и прекратить процесс взыскания. При состоявшейся продаже он имеет право на получение разницы между суммой, за которую вещь была продана, и суммой, которую он был должен ломбарду.

    Договор хранения по Закону «О ломбардах» имеет схожую структуру и определенные отличия. Такой документ является публичным и подразумевает, что учреждение за вознаграждение берет на себя обязательства по сохранению указываемого имущества.

    При заключении договора по статье 9 ФЗ 196 поклажедателю выдается сохранная квитанция. Таковая также является документом строгой отчетности с утверждаемым законодательством бланком. Информация аналогична залоговому билету кроме определенных положений:

  • дата сдачи на хранение и сроки;
  • технологические условия и требования для сохранения;
  • порядок оплаты и ее сумма.
  • Квитанция должна содержать предписание о праве получить сумму, вырученную за реализацию сданной на хранение вещи по истечению срока. Из таковой вычитается вознаграждение за хранение.

    Глава 4 Закона «О ломбардах» предписывает порядок реализации невостребованных вещей. Документом подразумевается льготный срок по договорам займа и хранения. В отдельном порядке предписывается процедура взыскания и реализации невостребованных вещей.

    В заключительные положения документа включаются статьи о вступлении закона в силу. Предписывается, что его действия распространяются на те отношения, которые возникли после 1 января 2008.

    Скачать текст ФЗ 196

    Скачать Федеральный закон «О ломбардах» с последними изменениями можно тут. Текст документа будет востребован для должностных лиц и служащих ломбардов, а также для граждан, пользующихся их услугами. Представленные положения позволят не только изучить порядок действий, но и обжаловать правонарушения в случае их наличия.

    Изменения в законе «О ломбардах»

    Последние изменения в Законе «О ломбардах» были внесены 13 июля 2015. Поправки коснулись изменения редакции положений двух статей документа.

    Часть 8 статьи 2 ФЗ 196 регламентирует обязанность ломбарда следовать предписаниям и запросам Центрального Банка России. Учитывается порядок предоставления документов, в том числе и электронных.

    Пункт 5 части 4 статьи 2.3 закона 196 ФЗ регулирует возможности Банка России направлять ломбарду предписания и запросы. Допускается использование почты или факса, вручение адресату или направление электронной формы.

    210fz.ru

    Изменения в ФЗ «О ломбардах» и ряд других федеральных законов

    Уважаемые руководители ломбардов!

    На сайте http://regulation.gov.ru были размещены изменения в ФЗ «О ломбардах» и ряд других федеральных законов, регулирующих сферу выдачи займов. Инициатором данных изменений выступил Минфин РФ, и, стоит предположить, что также они были согласованы и с Банком России. Помимо ряда полезных и давно назревших инициатив, которые Ассоциация развития ломбардов продвигала не один год, а именно:

    1. Отмена ограничений по времени работы ломбарда.
    2. Увеличение лимита для реализации невостребованного имущества с публичных торгов с 30 тысяч до 300 тыс. рублей.
    3. Расширение правоспособности ломбардов: возможность сдавать имущество в аренду; выступать в качестве платежного агента, что необходимо для выдачи предоплаченных карт (доступности безналичных займов для клиентов ломбардов).

    Данный законопроект содержит инициативы, которые вряд ли можно приветствовать:

    1. Среди разрешенных сфер деятельности: не вводится право ломбардов осуществлять ремонт, чистку вещей; у ломбардов не появляется право оказывать агентские услуги – например, продавать страховые продукты; не нашло отражение предложения Ассоциации развития ломбардов по осуществлению скупочной деятельности под надзором Минфина РФ – ведь недобросовестные ломбарды ушли в комиссионные магазины или в скупку.
    2. Введение реестра ломбардов и сопутствующего ему отказа от уведомительной работы и введение, по сути, разрешения на вид деятельности, когда лицом, допускающим ломбард к деятельности, становится Банк России. При этом в Банк России необходимо не только подать заявление о включении в реестр, но и приложить ряд документов:
      — платежное поручение об оплате госпошлины (ранее обсуждались инициативы о бесплатном включении ломбардов в реестр);
      — правила внутреннего контроля (ПВК), соответствующие требованиям законодательства (каждый ломбард, который столкнулся с действиями проверяющих, знает, что на 100-страничных ПВК проверяющие сотрудники всегда найдут хотя бы одно, а иногда и несколько нарушений, которые дадут Банку России право не включать в реестр ломбардов как действующие, так и новые ломбарды);
      — документы на юридический адрес ломбардов: если акционер ломбарда иностранная организация – то выписка из реестра соответствующей страны;
      — справки об отсутствии судимости на руководителей, собственников и членов совета директоров ломбарда;
      — копии документа о назначении специального должностного лица.
      При этом, если вышеуказанные документы будут предоставлены с недостатками – Банк России откажет во включении ломбарда в реестр.
    3. Вводится ограничение на прием займов от любых физических лиц и предпринимателей, за исключением учредителей ломбардов.
    4. Не допускается наличия у ломбардов одинаковых названий. Отметим, что сейчас около 1000 ломбардов имеют одинаковые названия и, видимо, тем, кто не успеет первым подать заявление в Банк России придется вносить изменения в учредительные документы, а также иные документы, которые связаны с деятельностью ломбардов (договоры, в т.ч. договоры аренды, требующие регистрации в регистрационной службе (что также понесет затраты), вывески и т.п.).
    5. У Банка России появится право не в судебном порядке, а своим решением исключать ломбарды из реестра. При этом основания для исключения весьма обширны: 2 нарушения ФЗ «О противодействии легализации» в течение года или же 2 нарушения ФЗ «О потребительском кредите», ФЗ «О ломбардах». Т.е. допущенные, например, бухгалтером нарушения в части неправильно поставленной запятой в отчетности (которую, напомним, ломбард должен подавать 16 раз в год, иногда кол-во страниц отчетности – десятки страниц), или же не назначение лица, замещающего СДЛ в связи с болезнью или командировкой, который должен соответствовать очень строгим требованиям: иметь высшее образование, пройти предварительное обучение, получить справку об отсутствии судимости (которая получается за 30 календарных дней).
    6. Учитывая начавшуюся работу по подготовке законопроектов, направление на разумное и достаточное регулирование деятельности ломбардов, которая проводится под руководством Председателя Ассоциации развития ломбардов Соковникова С.В., просим всех заинтересованных лиц направлять свои предложения, комментарии в адрес Ассоциации, с целью представления в Государственную Думу РФ более сбалансированных предложений по изменению нормативного регулирования деятельности ломбардов с тем, чтобы уже в 2018 г. количество законопослушных ломбардов не сократилось в разы.

      Подписка на новости

      Вы будете еженедельно получать рассылку новой информации портала.

      Об издании

      Информационный портал «ВЕСТИ 115-ФЗ» ресурс, созданный специально для субъектов Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

      115zakon.ru

      Изменения Закона о ломбардах: обзор и мнение экспертов

      26 февраля в Сети появился проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А именно: Минфин России планирует скорректировать деятельность потребительских кооперативов, ломбардов и микрофинансовых организаций путем внесения значительных изменений в соответствующие федеральные законы.

      Чего ожидать ломбардам? Изменений немало, большинство из них ожидаемы или предсказуемы, другие удивляют.

      Рассмотрим основные. Начнем с неприятного

      1. Предлагается присваивать статус ломбарда только юрлицу, сведения о котором внесены в Государственный реестр ломбардов.

      2. Неприятно, но это не тот реестр, что месяц назад опубликован на сайте Банка России, это совершенно новый реестр: получение сведений из ЕГРЮЛ Банк России заменяет на предоставление их самой организацией и формирует реестр с нуля.

      3. Документы по 11 пунктам – столько надо собрать, чтобы Банк России рассмотрел обращение компании. Помимо привычных для всех юрлиц бумаг, можно отметить свежие справки об отсутствии судимости у учредителей и руководства, актуальные Правила внутреннего контроля, документы на специальное должностное лицо, осуществляющее контроль ПОД/ФТ и др. После этого у Банка России есть 30 дней на решение.

      4. Теперь внимание, цитата: «Ломбард не вправе использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием ломбарда, сведения о котором были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующего ломбарда».

      Как это будет выглядеть на практике – пока загадка. «Кто раньше встал, того и тапки?» – сейчас на рынке действует множество компаний с одинаковыми названиями, ведь организаций больше пяти тысяч, а идей для фантазии гораздо меньше. Много ломбардов Золотых, Первых, Алмазов, Капиталов и т. д. Zaim.com проводил исследование на эту тему. Неужели большинству организаций придется проходить перерегистрацию, менять уставные документы, бланки, вывески для исполнения данного пункта? Это даже не ребрендинг, это просто новая организация, получается, с огромными по ее масштабам расходами. Будем надеяться, в Проекте имеется в виду что-то другое, а не это.

      5. Если вы не в реестре – вы не ломбард. Это, наверное, плохо. Хорошо, что вы не обязаны выполнять предъявляемые к ним требования. Обязательства наступают с даты внесения компании в реестр.

      6. Рассмотрение документов на внесение в реестр платное – взимается государственная пошлина.

      7. Банк России может отказаться считать вас ломбардом, если предоставленные документы не соответствуют законам и нормативным актам, представлены не полностью или содержат недостоверную информацию, если прошло менее года с даты исключения ломбарда из реестра за нарушения (см. ниже), если ломбард в реестре с таким или очень похожим названием в реестре уже есть, а также по некоторым другим, более глубоким или субъективным для конкретного исполнителя причинам.

      8. В случае отказа можно подать заявку повторно, без проблем.

      9. Если уж вы попали в реестр, постарайтесь из него не вылететь. Например, за неоднократные нарушения в течение года ФЗ о ломбардах, о ПОД/ФТ, о потребительском кредите, нормативных актов Банка России, за неисполнение в срок предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений и если вы не выдали ни одного займа – в этом случае снова подать заявку на включение можно будет не ранее чем через год.

      10. Цитата: «Банк России может запрашивать и получать от ломбардов необходимые документы ‎и информацию, в том числе доступ к которым ограничен в соответствии ‎с федеральными законами», – разве после анкетирований у ломбардов еще осталось что-то тайное?

      Теперь к приятному, не все так плохо в новом будущем ломбардов:

      11. Помимо займов под залог «движимых вещей», ломбардам разрешается сдавать в аренду (субаренду) недвижимое имущество и осуществлять деятельность банковского платежного агента» – например, выдавать займы на предоплаченные карты. Всё. Два вида. Негусто, планировалось серьезнее расширить возможности заработка ломбардов, например, хотя бы разрешить оказывать услуги по ремонту ювелирных изделий, но нет. Зато контролем за этой деятельностью НЕ будет заниматься Банк России.

      12. Идем дальше: из 196-ФЗ исключается пункт о режиме работы ломбарда с 08 до 20 часов. Т. е. временное ограничение, установленное не так давно, признано неэффективным и устраняется.

      13. Повышена ценовая планка для продажи невыкупленных вещей только с публичных торгов, сразу в 10 раз – до 300 тысяч рублей. Кстати, теперь они называются открытыми торгами. Прощай, аукцион.

      Пока непонятно, как относиться к таким новшествам:

      14. «Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи», – видимо, навеяно обязательным страхованием залогов по цене оценки.

      15. Форма залогового билета устанавливается теперь Банком России, а не Правительством РФ (видимо, скоро ждать объединения Залогового билета и Договора займа).

      Zaim.com обратился за комментариями к экспертам рынка.

      Сергей Соковников, председатель Ассоциации развития ломбардов: «При незначительных плюсах в целом мы рассматриваем законопроект негативно. Т. к. Банку России он дает право не принять любой ломбард в реестр. Это даже не заявление на принятие, это целый пакет документов, по каждому из которого может быть отказ конкретного проверяющего чиновника».
      Например? Не устроили его Правила внутреннего контроля (а такое часто бывает при проверках) – причем один и тот же документ может иметь разные замечания у разных проверяющих. И все по новой – документы, пошлина, ожидание…

      «Полагаю, что при принятии законопроекта в таком виде этап отсева действующих компаний будет значительный, количество официальных ломбардов сократится на десятки процентов, – сетует спикер. – Мы ожидаем катастрофическое количество отказов на включение в реестр в начальный период. Причем часто по субъективным причинам, т. к. крайнее слово здесь за решением конкретного чиновника».

      Другое опасение – право ЦБ исключать компании из реестра за длинный перечень нарушений. Большинство из них незначительны, формальны. Ни одна проверка не проходит без протокола о каком-нибудь нарушении – срока, полноты информации, формулировки и т. д. Здесь все ломбарды оказываются под прицелом, от вылета не застрахован никто.

      Что касается наименований, Сергей Соковников уверен, что менять названия придется. «Сейчас около тысячи организаций имеют юридическое название «Ломбард», естественно, в таком виде войти в реестр они не смогут. Подобную ситуацию мы уже видели с МФО, и там у участников со схожими названиями возникли действительно большие проблемы».

      Еще более председателя АРЛ заботит не сам законопроект, а реакция на него рынка. Очевидно, подадут документы на вступление в реестр не все компании, сейчас работающие в правовом поле и худо-бедно наладившие взаимодействие с регулятором. Другие будут отвержены по тем или иным причинам. Все они подадутся в серую зону. Итоги последних трех лет наблюдений показывают тренд на снижение портфеля займов ломбардов, в отличие от банков и МФО, которые удивляют темпами роста.

      Людмила Грибок, председатель правления Региональной ассоциации ломбардов, настроена более оптимистично, хотя и ее очень беспокоит порядок регистрации в Госреестре, а именно предоставление ПВК новыми организациями, которые еще не начали работу и, естественно, не могут скорректировать этот документ под свои процессы так, как этого требует закон.
      Второй крайне волнующий спикера момент – исключение из реестра при неоднократных нарушениях 115 и 353 ФЗ: «Ранее при обсуждении была формулировка «грубых нарушений», сейчас даже слово «грубые» убрали, а незначительных, не влекущих никаких негативных последствий для клиентов и общества нарушений у любой организации при каждой проверке находится достаточно».

      Что касается пункта о наименованиях ломбарда, Людмила Грибок считает, что закон обратной силы не имеет и менять названия уже действующим компаниям не придется, требование совершенно справедливо распространяется на новых участников. «В этом есть плюсы для действующих компаний – защита их от мошенничества, недобросовестной конкуренции и репутационных рисков».

      Алексей Лазутин, президент Национального объединения ломбардов, разделяет опасения коллег в связи с непростым входом и возможностью стремительного вылета из реестра, а также делает замечание: «Про предоставление ЛЮБОЙ информации ЦБ – крупные ломбарды теперь будут эшелонами возить в Банк России всякие отчеты, которые, по-хорошему, не всегда ему нужны».

      Напомним, на 2019 год запланирован старт перехода ломбардов на ЕПС и ОСБУ, теперь еще намечается и вхождение в Государственный реестр. Вызовы этому бизнесу на ближайшее будущее значительно выше среднего уровня его компетенции. Эксперты с сожалением прогнозируют схлопывание исторически сложившегося, социально значимого как для клиентов, так и для предпринимателей частного, семейного бизнеса до нескольких крупных сетей, способных маневрировать в просторах правового беспредела.

      zaim.com

      Смотрите еще:

      • Приказом минобрнауки россии от августа 2013 г 1015 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - […]
      • 1122 приказ минздрава Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта […]
      • Приказ 1122н от 17122010 приложение Юридический портал Советы профессионалов Приказ 1122 н от 17122010 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г Изменения вступают в силу по истечении […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.