Культура чувашского края часть 1 учебное пособие

Культура Чувашского края. Часть I

Составитель, автор вступительной статьи и заключения, ответственный редактор — доктор филологических наук, профессор М. И. Скворцов

Рецензенты: канд. филол. наук, доцент Е. С. Сидорова; ст. научн. сотр. Чувашского ГИГН П. П. Фокин; учитель Чебоксарской средней школы N 45 П. К. Львов

Авторы: канд. истор. наук В. П. Иванов («Происхождение и расселение чувашского народа»); канд. истор, наук Г. Б. Матвеев («Материальная культура»); доктор филол. наук, проф. Н. И. Егоров («Праздники и календарные обряды», «Чувашская мифология»); доктор истор. наук, проф. В. Д. Димитриев («Старинный календарь и единицы измерения»); канд. искусствоведения М. Г. Кондратьев («Чувашская народная музыка»); засл. деятель искусств Российской Федерации Ю. А. Илюхин («Профессиональная музыкальная культура»)

Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие / В. П. Иванов, Г. Б. Матвеев, Н. И. Егоров и др. / Сост. М. И. Скворцов. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. — 350 с.

Пособие предназначено для использования в изучении предметов «Культура родного края», «История Чувашии», «Родная литература» и др. в общеобразовательных школах, системе профессионального обучения и высших школах Чувашской Республики, чувашских школах за её пределами. Оно также может быть использовано в организации краеведческой и культурно­просветительской работы, в целях самообразования и расширения культурного кругозора.

© Чувашское книжное издательство, 1995

Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатÿ (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части акатуй заранее варится пиво, готовятся съестные припасы, красятся яйца. Празднование акатуя в разных домах начинается в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтaр (братина) с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только соберутся все приглашенные, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, раздается по кусочку съестного, изготовленного из зерна и из животных продуктов. Обычно это бывает ломтик калача с сыром или с маслом. Как только раздача заканчивается, руководитель запевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» (Сев и пашня — вековечное дело наше), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моление, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времен совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.

В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Турă (главного бога) и подчиненных ему добрых духов обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. После завершения молитвы все съедали свою долю, выпивали свои кружки и усаживались за стол. Тут начинался пир горой. Обильное угощение должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов. Для завершения ритуальной части праздника акатуй каждая родственная группа выходила в озимое поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги, шăрттан и, разумеется, пиво. Все припасы несли чинно, торжественно. Хлеб с сыром несли на резной тарелке, а тарелку держали перед собой на богато вышитом ритуальном полотенце (сeлкe), резное ведерко с пивом (чeрес) также покрывали вышитым полотенцем. Все участники ритуала в праздничном одеянии. Шли со специальной песней, предназначенной для этого случая. В поле все устраивались в конце загона, обращаясь лицом на восток. Старший родич, обращаясь к духам земли (çĕр йышĕ), читал молитву и «угощал» их кусочками принесенных съестных припасов и пивом. Каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал по озимому клину крошки хлеба и сыра.

После завершения молитвы молодежь начинала гадания на яйцах и палках. Ребята бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, а у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. Дурным признаком считалось, когда палка ложится по линии с запада на восток, т. е. в положении, в каком хоронят покойников. После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье. Возвращались с поля только к вечеру. Проведение этих обрядов было обязательным для каждого. Нарушителям от сельского общества не будет житья. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Игнорирование традиций, по представлениям чувашей, навлекало беду на все сельское общество, могло вызвать засуху, холода или градобитие. Вся деревня, проведя ритуальную часть праздника акатуй, выходила на весеннюю пахоту. Каждый мало-мальски значимый этап весенних полевых работ был обставлен целым рядом магических обрядов, молитвословий, запретов и т. п. Особо отмечались почин первой борозды, вывоз в поле семян, начало сева и его завершение.

По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй», часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ. К самому торжественному заключительному циклу акатуя начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Другие несли плетеные сумки — пестери для сбора яиц. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде фартука или юбки. Почти каждый дом жертвовал на акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца и т. п. Богатые люди жертвовали иногда деньги, на которые покупали барана. Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом, иные даже давали сырые яйца. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней».

Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, но и всей округой. В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем. На опушке леса на почетном месте усаживались старики — члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя). Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном. Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей. Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера. Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна. Соседние деревни обычно старались проводить акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочевок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и меткости зависело благополучие всего кочевого сообщества. Кто кроме такого батыра и его дружины мог в степи спасти основное богатство рода — его стада — от многочисленных врагов? Поэтому богатыри (паттăр, улăп) становились предводителями родов (улпут). Не случайно в чувашском языке слово улăп «богатырь, герой, исполин» и улпут «барин», «князь», «сановое лицо» одного корня. Это говорит о том, что у далеких предков чувашей спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племен. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода выжили, удержались и органически вошли в состав земледельческих праздников.

Примечательной особенностью праздников акатуй в последнее время являются награждение передовиков производства, концерты самодеятельных и профессиональных художественных коллективов, соревнования по современным видам спорта, разъездная торговля и т. д. В условиях города, районного центра такая приближенная к стандарту «массовых мероприятий» мешанина почти полностью скрадывает поэзию национальной специфики. Видимо, акатуй следует проводить, стараясь сохранить все лучшее от традиционного его ритуала.

xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai

Культура чувашского края часть 1 учебное пособие

К 90 Культура Чувашского края. Часть I: Учебное пособие

/ В. П. Иванов, Г. Б. Матвеев, Н. И. Егоров и др. /Сост.

М. И. Скворцов. — Чебоксары: Чув. к н. изд-во, 1995. — 350

Пособие предназначено для использования в и з у ч е н и и предметов » К у л ь т у р а

родного к р а я «, «История Ч у в а ш и и «, «Родная литература» и др. в

общеобразовательных ш к о л а х, системе профессионального обучения и в ы с ш и х

ш к о л а х Ч у в а ш с к о й Республики, ч у в а ш с к и х ш к о л а х за ее пределами. Оно т а к ж е может быть использовано в организации краеведческой и к у л ь т у р н о просветительской работы, в целях самообразования и расширения к у л ь т у р н о г о кругозора.

Б Б К 7 1 я 72 К 4306020600 -36 без объявл. — 95 М 136(03) — 95 18В1Ч 5-7670-0697-0 (2) Чувашское к н и ж н о е издательство, ПРЕДИСЛОВИЕ Г у м а н и с т и ч е с к а я направленность, п о д л и н н ы й демократизм и опора н а народные т р а д и ц и и в о с п и т а н и я, п р и о р и т е т л и ч н о с т и обучаемого я в л я ю т с я основными п р и н ц и п а м и п р о г р а м м ы возрождения и развития чувашской национальной ш к о л ы, находящейся в неразрывной связи с единым общероссийским образовательным пространством. Эти п р и н ц и п ы н а ш л и развитие и к о н к р е т и з а ц и ю, а т а к ж е определенную реализацию в законодательных а к т а х нашей р е с п у б л и к и, определяющих п у т и совершенствования всей образовательно-воспитательной работы, Законе о я з ы к а х в Ч у в а ш с к о й Республике и Законе об образовании.

К а к указывается в опубликованной программе развития национальной системы образования Ч у в а ш с к о й Р е с п у б л и к и, » п р и о р г а н и з а ц и и учебно-воспитательного цроцесса в п о л н о м объеме обеспечиваются условия формирования национального самосознания на основе у в а ж е н и я к у л ь т у р ы и я з ы к а представителей д р у г и х э т н и ч е с к и х г р у п п, к о м п а к т н о п р о ж и в а ю щ и х на т е р р и т о р и и Чвашьен. Реализуется право родителей на обучение и воспитание ребенка на его родном я з ы к е. Гуманитарной основой образования и воспитания личности являются к у л ь т у р а, я з ы к, история, т р а д и ц и и народа».

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного к р а я, к эстетическим и нравственно этическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения путем внедрения национально-гуманитарного материала в содержание общеобразовательных ш к о л ь н ы х предметов, программа к о т о р ы х до сих пор носит весьма отвлеченный от нашей Действительности характер.

Осеныо 1989 г. до ш к о л была доведена первоначальная программа курса » И с т о р и я и к у л ь т у р а родного к р а я «, составленная автором настоящего предисловия. Она предназначалась для использования в с т а р ш и х классах средних ш к о л, т е х н и к у м а х и П Т У. Программа содержала довольно подробное методическое вступление, разделы о природной среде к р а я, древней истории ч у в а ш с к о г о народа, его традиционной материальной и духовной культуре, обычаях и обрядах, народной словесности и художественной литературе, основных видах искусства. Рассчитана она была на два года обучения (140 часов). Но на п р а к т и к е организация учебного процесса по новому предмету п о л у ч и л а с самого начала много вариантов, обусловленных к а к спецификой разных учебных заведений и различными ступенями обучения, так и местными условиями, творческими поисками учителей-энтузиастов и т. д. Эта вариативность еще более возросла с введением предмета » К у л ь т у р а родного к р а я » в учебные п л а н ы сельских ш к о л с разнонациональным контингентом у ч а щ и х с я.

Опыт использования указанной программы в течение н е с к о л ь к и х лет п о з в о л и л в ы я в и т ь ее достоинства и н е д о с т а т к и. Этому ж е п о с л у ж и л и анкетирование преподавателей, проходивших курсовую подготовку по данному предмету, и обмен о п ы т о м п р а к т и ч е с к о й работы. Мнение большинства сошлось на следующем. Тематический п р и н ц и п, по которому построена программа, дает возможность четко определить с т р у к т у р у курса и его содержание. У ч и т е л я одобрили основные разделы п р о г р а м м ы, но у к а з а л и на необходимость ее расширения и детализации. В частности, необходимо дополнить программу т а к и м и разделами, к а к : » Ч у в а ш с к а я м и ф о л о г и я «, «Развитие научного познания и образования», » Ф и з к у л ь т у р а и спорт в связи с народными традициями здорового образа ж и з н и «, » Н а ш и выдающиеся з е м л я к и «, » А р х и т е к т у р н ы е п а м я т н и к и Ч у в а ш и и » и др.

Предлагалось существенно р а с ш и р и т ь м е т о д и ч е с к и й раздел и ускорить создание пособия по новому предмету.

Эти замечания и пожелания у ч т е н ы. Осенью 1993 г. в Ч у в а ш с к о м республиканском институте образования (преемнике И У У, затем Р И П К Р Н О ) подготовлена и тиражирована значительно пополненная тематическая программа по культуре родного к р а я. Наряду с нею с о с т а в л е н ы и пробные в а р и а н т ы п р о г р а м м, р а с с ч и т а н н ы х н а к о н к р е т н ы е ступени обучения. В н и х материал располагается по учебным четвертям с учетом к а к тематического, так и календарного п р и н ц и п а. Это принесет преподавателям б о л ь ш у ю п о л ь з у. К а к правильно указывают учителя, в условиях ш к о л и учебных заведений профессионального характера усвоение культуроведческого материала невозможно строить т о л ь к о на основе тематического п р и н ц и п а.

Очевидна необходимость чередования материала р а з л и ч н ы х т е м а т и ч е с к и х г р у п п и разделов. Ведь у ч е б н ы й процесс д о л ж е н увязываться с сезонными работами и связанными с н и м и обрядовыми ц и к л а м и, р е л и г и о з н ы м и и бытовыми п р а з д н и к а м и, юбилеями и знаменательными событиями, датами, вплоть до учета репертуарных планов зрелищных предприятий и музеев, программ телевидения и т. п.

И, т е м не менее, п р и п л а н и р о в а н и и п о д г о т о в к и у ч е б н о й.литературы и средств наглядности по культуре края в первую очередь встает вопрос о с о з д а н и и общего п о с о б и я, к о т о р о е м о г л о б ы удовлетворить н у ж д ы разных т и п о в у ч е б н ы х заведений и всех ступеней обучения. По нашему мнению, это должен быть своеобразный с п р а в о ч н и к, о х в а т ы в а ю щ и й все в о п р о с ы к у р с а. К а ж д ы й преподаватель или интересующийся культурой родного к р а я читатель мог бы п о ч е р п н у т ь из него м а к с и м у м и н ф о р м а ц и и и библиографических сведений по необходимому конкретному вопросу.

П р и этом в условиях учебной деятельности последовательность и формы использования содержащегося в пособии материала определяются рабочей программой к у р с а ‘ » К у л ь т у р а родного к р а я » в к о н к р е т н ы х условиях ш к о л ы, т е х н и к у м а и л и профессионального училища.

П р о б л е м а т и к а и ф а к т и ч е с к и й м а т е р и а л по к у л ь т у р е к р а я чрезвычайно о б ш и р н ы, а многие библиографические и с т о ч н и к и болынинству учителей, особенно сельских, недоступны. Поэтому целесообразно придерживаться п р и н ц и п а максимальной п о л н о т ы изложения. Это привело к необходимости издания такого общего пособия по частям. К а ж д а я из н и х будет содержать н е с к о л ь к о разделов, соответствующих тематической программе. Содержание первого в ы п у с к а определяется задачей п о м о ч ь в о р г а н и з а ц и и начального этапа обучения или дать читателю сведения, необходимые Для д а л ь н е й ш е г о, более у г л у б л е н н о г о п о с т и ж е н и я к у л ь т у р ы чувашского народа и д р у г и х народов к р а я. Поэтому в нем будет уместным вводный раздел о п р о и с х о ж д е н и и, древней и с т о р и и и современном расселении ч у в а ш е й, а т а к ж е д е м о г р а ф и ч е с к о й с и т у а ц и и в Ч у в а ш с к о й Р е с п у б л и к е. Далее следуют р а з д е л ы о Материальной культуре, мифологии, старинном чувашском календаре и метрологии, календарных обычаях и праздниках, м у з ы к а л ь н о й Культуре.

Непростым является вопрос о языке. и з л р ж е н и я. Казалось, было бы естественным издать пособие по чувашской культуре на чувашском — ж е я з ы к е. В свое время т а к о й ч у в а ш с к и й учебник, конечно, будет издан. И материал в нем лучше расположить не по тематическому п р и н ц и п у, а соответственно с т у п е н я м о б у ч е н и я. Н о нельзя не учитывать, что во м н о г и х учебных заведениях республики к у л ь т у р у родного к р а я изучают и преподают лица, не знающие чувашского я з ы к а, а ч у в а ш и п р а к т и ч е с к и все владеют русским я з ы к о м. Поэтому на первых порах целесообразно иметь пособие на русском я з ы к е.

К р о м е т о г о, п р и н я т ы в расчет и п о т р е б н о с т и р у с с к о я з ы ч н о г о населения, остро нуждающегося в общедоступных к н и г а х по культуре коренного населения к р а я.

По т е х н и ч е с к и м и финансовым п р и ч и н а м данная к н и г а издается без иллюстраций и больших текстовых выдержек. Этот недостаток необходимо в о с п о л н я т ь с п е ц и а л ь н о п о д г о т о в л е н н ы м и н а м и по культуре Чувашского к р а я аудиовизуальными средствами. Речь идет о х о р о ш о известных преподавателям к у л ь т у р ы родного к р а я к о м п л е к т а х цветных слайдов (выпущено всего 16 т а к и х к о м п л е к т о в ) и фонохрестоматиях ( названий). Работа над подобными пособиями будет п р о д о л ж е н а. В ч а с т н о с т и, п л а н и р у е т с я п о д г о т о в к а и тиражирование н е с к о л ь к и х комплектов цветных фоторепродукций с к а р т и н ч у в а ш с к и х х у д о ж н и к о в, альбомов черно-белых фоторепродукций по духовной культуре чувашского народа. Все они будут с н а б ж е н ы сооветствующими п о к а д р о в ы м и т е к с т о в к а м и н а чувашском и русском я з ы к а х. Большую помощь учителям о к а ж е т хрестоматия по культуре Чувашского к р а я, первая часть к о т о р о й, содержащая материалы дореволюционной п о р ы, у ж е подготовлена к печати. В плане работы — вторая часть хрестоматии, посвященная периоду после 1917 года. Начата работа над пособием по методике преподавания нового предмета » К у л ь т у р а родного к р а я «.

П о ч т и все разделы данной к н и г и предварительно были изданы отдельными брошюрами в качестве материалов к названному к у р с у, обсуждены с участием у ч е н ы х и учителей, п р о ш л и апробацию в учебном процессе и п о л у ч и л и положительную о ц е н к у. Материалы о б с у ж д е н и й и предложения рецензентов у ч т е н ы п р и подготовке рукописи к печати. Однако первый опыт создания пособия по культуре к р а я, вероятно, содержит и немало недостатков и у п у щ е н и й. А в т о р ы были бы признательны всем, к т о своими предложениями о к а ж е т содействие в у л у ч ш е н и и столь н у ж н о г о школе пособия. И х следует направлять по адресу: 428017, г. Чебоксары, проспект Г о р ь к о г о, 5, Ч у в а ш с к и й республиканский институт образования.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ ЧУВАШСКОГО НАРОДА Древняя история чувашей В разное время у ч е н ы м и были в ы д в и н у т ы различные теории происхождения чувашей — то от хазар (А. А. Ф у к с, П. Хунфальви), то о т б у р т а с о в (А. Ф. Р и т т и х, В. А. С б о е в ), то от г у н н о в (В. В. Бартольд), то от финно-угров (Н. М. Карамзин, И. А. Ф и р сов), то от древних авар (М. Г. Х у д я к о в ), то от в о л ж с к и х болгар (В. Н. Т а т и щ е в, Н. И. А ш м а р и н, 3. Г о м б о ц ), то о т ш у м е р (Н. Я. Марр) и т. д. В общей сложности они сводятся к следующим концепциям:

1) о с н о в у ч у в а ш с к о г о народа (этноса) составляет местное финно-угорское (марийское) население, испытавшее сильное к у л ь турное и особенно языковое влияние со стороны п р и ш л ы х т ю р к о я з ы ч н ы х болгаро-суварских племен;

2 ) к а к этнос чуваши сформировались главным образом на основе доболгарских т ю р к о в, п р о н и к а в ш и х я к о б ы б о л ь ш и м и массами в Среднее Поволжье вплоть до V I в. н. э., то есть до появления здесь болгар и суваров;

3 ) ч у в а ш с к и й этнос сформировался в Х Ш — Х У Г вв. в результате с м е ш е н и я я з ы ч н и к о в — б о л г а р, не п о д в е р г н у в ш и х с я к ы п ч а к с к о мусульманской ассимиляции, с марийскими и другими финно у г о р с к и м и племенами (предками м о р д в ы, у д м у р т о в и др.) п р и преобладающей роли тюркско-болгарского компонента.

Первая из названных к о н ц е п ц и й (так называемая » а в т о х т о н ная теория») не выдержала к р и т и к и и сейчас н и к е м не поддержи вается, так к а к ее сторонники игнорировали роль т ю р к о я з ы ч н ы х племен — одного из основных этнических компонентов чувашей и в с в о и х исследованиях о г р а н и ч и в а л и с ь р а м к а м и т е р р и т о р и и Чувашского к р а я и поздних этапов этнической истории.

Что касается второй к о н ц е п ц и и, то она активно начала разра батываться л и ш ь в последнее двадцатилетие. Н е к о т о р ы м и казан с к и м и исследователями ведутся п о и с к и доказательств г и п о т е з ы о начале формирования чувашского этноса на основе т ю р к о я з ы ч ных племен, п р о н и к а в ш и х в регион я к о б ы еще во П — Ш вв. н. э.

Однако ряд в и д н ы х у ч е н ы х (Р. Г. Кузеев, В. А. Иванов и д р. ) относят время массового проникновения т ю р к о в в Волго-Уральскую область к посЛедним столетиям I тысячелетия н. э. и связывают это именно с миграцией болгарских племен из Северного Кавказа и Приазовья. П р и этом одним из убедительных доказательств поздней м и г р а ц и и т ю р к о в в С р е д н е в о л ж с к и й р е г и о н является слабое и нечеткое по сравнению с соседними ф и н н о — у г о р с к и м и народами выделение э т н и ч е с к и х г р у п п у п р и ш л ы х т ю р к о в. Э т н и ч е с к а я дифференциация чувашей, татар, б а ш к и р — т. е. тех народов, которые своей историей тесно были связаны с в о л ж с к и м и болгарами, — ь самостоятельные народности завершилась относительно поздно, л и ш ь в Х Ш — Х У 1 вв.

Возникает вопрос, в чем к о н к р е т н о обнаруживается болгарское наследие у чувашей? Самый фундаментальный аргумент — я з ы к, ибо ч у в а ш с к и й — единственный сохранившийся я з ы к болгарской ветви.

Он отличается от всех д р у г и х т ю р к с к и х я з ы к о в тем, что з в у к у » з » в н и х в ч у в а ш с к о м я з ы к е соответствует з в у к » р » (так называемый ротацизм), а з в у к у » ш » соответствует з в у к » л » (ламбдаизм). Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского я з ы к а. Например, ч у в.

хр » д е в у ш к а » — общетюркск. кыз;

ч у в. хл » з и м а » — общетюркск.

В развитии болгарской теории происхождения чувашей огромную роль с ы г р а л и о т к р ы т и е ч у в а ш с к и х слов в т е к с т а х п о в о л ж с к о болгарских надгробных надписей Х Ш — Х У 1 вв., сделанное в X I X в.

казанским исследователем X. Фейзхановым, и обнаружение элементов я з ы к а чувашского т и п а в древнем славяно-болгарском источнике » И м е н н и к е болгарских к н я з е й «.

П р е д к и болгарских племен, к а к и всех т ю р к о в, в ы ш л и из Цент ральной А з и и. Н а этой обширной территории еще с I I I тысячелетия до н. э. ш и р о к о были расселены древние п р е д к и т ю р к о я з ы ч н ы х народов — г у н н ы (хунну). По соседству с г у н н а м и и д р у г и м и т ю р к а м и обитали т а к ж е монгольские, тунгусо-маньчжурские, финно-угорские, ираноязычные, индоевропейские племена, которые к Ш — П вв. до н. э. были п о к о р е н ы г у н н а м и. Судя по имеющимся данным, г у н н ы находились под сильным я з ы к о в ы м, к у л ь т у р н ы м влиянием китайцев.

Основатель алтаистики Г. Рамстедт считал ч у в а ш с к и й я з ы к един ственным остатком я з ы к а древних гуннов, а именно т о й г р у п п ы, кото рая называла себя «булгар».

Более близкой этнической общностью, из которой в ы ш л и древ ние б о л г а р ы, исследователи с ч и т а ю т о г у р о — о н о г у р о в, в составе к о т о р ы х б ы л и, возможно, племена билу (пулу), бугу (бугур), ч е ш и и п у л е й, обитавшие по северным склонам отрогов Т я н ь — Ш а н я и в верховьях И р т ы ш а. Предположение о генетическом родстве этих племен и болгар находит подтверждение и в т о м, что этнони м ы » б у г у — п у г у р ы » встречаются среди д у н а й с к и х болгар, в этногра фических параллелях, прослеживаемых в культуре и я з ы к е чува шей и современных т ю р к с к и х народов Средней А з и и, в этногенезе к о т о р ы х у ч а с т в о в а л и древнеболгарские племена. Область формирования сабиров (суваров, савиров) лежала т о ж е в районах верховий И р т ы ш а.

Надо заметить, что время пребывания предков болгарских и суварских племен в Центральной А з и и запечатлелось в и х к у л ь туре и языке настолько отчетливо, что оно не меньшее отражение находит и в культуре, особенно в я з ы к е, чувашей. Ч у в а ш и имеют ряд устойчивых этнографических и я з ы к о в ы х параллелей с т ю р к с к и м и народами Алтая и Ю ж н о й Сибири, в частности с хакасами, у й г у р а м и, а л т а й ц а м и, ш о р ц а м и, т у в и н ц а м и. Это проявляется в общности элементов ж и л и щ а, утвари, п и щ и, о д е ж д ы, орнамента, в ы ш и в о к и у к р а ш е н и й, а т а к ж е языческих религиозных верований, мифологии и фольклора, пентатонной основе народной м у з ы к и.

В л е к с и к е и фонетике чувашского я з ы к а обнаруживаются более выраженные, чем у ряда д р у г и х т ю р к с к и х этносов, монгольские языковые элементы (до 900 лексических соответствий, общая р-ос нова я з ы к о в ), что подтверждает выделение и м о н г о л, и т ю р к о я з ы ч н ы х предков чувашей именно из одной общности. Монголь ские, т ю р к с к и е и тунгусско-маньчжурские я з ы к и входят в алтай с к у ю семью я з ы к о в.

Кроме того, основные элементы древней религии саяно-алтай с к и х т ю р к о в находят проявление в комплексе языческого к у л ь т а чувашей. Ч у в а ш с к и й я з ы к сохранил древнейшие слова, употреб лявшиеся в эпоху слабой обособленности т ю р к с к и х и монгольских языков.

В конце I I I в. до н. э. началось движение г у н н с к и х племен на запад, на территорию Средней АзиИ и современного Казахстана.

Во I I в. н. э. о н о г у р ы ( вун «десять» + вкр » б ы к » ), т. е. союз десяти о г у р с к и х племен, и м е ю щ и х тотемом б ы к а, вторгаются в Семиречье и п о л у ч а ю т здесь от м е с т н ы х и р а н о я з ы ч н ы х земле дельцев этноним сабир (восходит к древнеиран., перс. савар, сувар » н а е з д н и к » ). И х основным занятием, к а к свидетельствуют данные я з ы к а и исторические и с т о ч н и к и, было отгонное скотоводство, к о торое требовало сезонных перекочевок в меридиональном направ Лении. Зимние пастбища оногуров располагались в районе Семиречья, а летние — в Западной Сибири, в районе слияния И р т ы ш а с Обью, где в то время обитали угорские племена — общие предки хантов, манси и венгров. Оногуры оставили в Западной Сибири этноним у г р ы (югра) и топоним Сибирь (сабир).

В I I I в. о н о г у р ы продвигаются по Сырдарье дальше на запад, в районы Приаралья, и к о ч у ю т в степях Средней А з и и и Казах стана. Обитавшие в этом обширном регионе восточные ираноязыч Ные племена (саки, масагеты, усуни и др.) покорялись, И в ходе этногенетического взаимодействия и х с п р и ш л ы м и центрально а з и а т с к и м и т ю р к а м и происходило формирование н о в ы х т ю р к о я з ы ч н ы х э т н и ч е с к и х общностей.

М н о г о ч и с л е н н ы е исторические и этнографические данные яв ственно у к а з ы в а ю т на активное участие оногуро-сабирских племен в э т н о к у л ь т у р н ы х процессах Средней А з и и и Казахстана, в составе гуннов, п о к о р и в ш и х здесь в начале I тысячелетия н. э. болыпинство к о ч е в ы х племен. К а к п о к а з а л и исследования, объединение у с у н е й (уйсунов) н е к о г д а насчитывало более п о л у м и л л и о н а человек, а главная с т а в к а и х — Ч и г у — находилась на берегу И с с ы к — К у л я. В последующем у с у н и б ы л и п о к о р е н ы Ч и н г и с х а н о м и после распада Золотой О р д ы в о ш л и в состав к а з а х о в. П о — в и д и м о м у, в результате в з а и м н о й а с с и м и л я ц и и о н о г у р о — с а б и р с к и х племен б у г у (пугур) и и р а н о я з ы ч н ы х усуней в с р е д н е а з и а т с к о — к а з а х с т а н с к и х с т е п я х и сформировалась протоболгарская э т н и ч е с к а я общность. И м е н н о здесь, в Средней А з и и и К а з а х с т а н е, п р о н и к а ю т и з а к р е п л я ю т с я в я з ы к е протоболгар — предков ч у в а ш е й — до двухсот древнеиранских слов. С ч и т а ю т, что через посредство и р а н с к и х племен в ч у в а ш с к и й я з ы к в о ш л и д е с я т к и и н д и й с к и х слов. В это ж е время п р о н и к а ю т в я з ы ч е с к и й к у л ь т предков ч у в а ш е й и элементы зороастризма религии иранских племен-огнепоклонников.

В к о н ц е I I I — начале I V вв. оногуро-болгарские и сабирские алемена н а ч и н а ю т расселяться на правом берегу Н и ж н е й В о л г и, постепенно занимают значительные территории Северного К а в к а з а, П р и а з о в ь я. К а к полагают исследователи, собственно сабирские (савирские) племена появились здесь н е с к о л ь к о п о з ж е оногуро б о л г а р, после т о г о, к а к в к о н ц е I V в. степи м е ж д у В о л г о й и Д н е п р о м б ы л и заняты в т о р г ш и м и с я с востока к о ч е в ы м и племенами во главе с г у н н а м и, п о д ч и н и в ш и м и своей власти обосновавшихся здесь еще ранее оногуров и у г р о в, а т а к ж е и р а н о я з ы ч н ы х сарматов и аланов. Вместе с г у н н с к о й массой п р о н и к а ю т в с е в е р о к а в к а з с к и й р е г и о н не т о л ь к о сабиры (савиры, с у в а р ы ), но и у г р ы — м а д ь я р ы (предки в е н г р о в ). Надо о т м е т и т ь, что п р а к т и ч е с к и все обитавшие н а т е р р и т о р и и рассматриваемого региона т ю р к о я з ы ч н ы е племена (прежде всего о н о г у р о — б о л г а р ы и с а в и р ы ) и у г р ы в х о д и л и в г у н н с к у ю федерацию, и л и союз, поэтому очень часто в и с т о ч н и к а х о н и у п о м и н а ю т с я под и м е н е м г у н н о в.

И с т о р и к и отмечают, что пазвание болгары впервые появляется среди о н о г у р о — с а б и р с к и х пдвмеИ Северного К а в к а з а в V в., к о г д а последние о д е р ж и в а ю т р«*д побед над к а в к а з с к и м и народами и н а ч и н а ю т создавать свое первое государственное образование со с т о л и ц е й на Т а м а н с к о м полуострове (Фанагории).

П о д а н н ы м исследований, именно н а Северном К а в к а з е у оно г у р о — б о л г а р с к и х и с а б и р с к и х племен начался переход от кочевого образа ж и з н и к оседлости, зародились раннефеодальные о т н о ш е н и я, в о з н и к а ю т п е р в ы е г о с у д а р с т в е н н ы е о б р а з о в а н и я. В с л е д за болгарами в ^ ^ 1 вв. у сабиров (савиров) совместно с барсила м и образовался в Прикаспийск.ом регионе свой союз племен Савирское к н я ж е с т в о. В 70-х г г. V I в. болгары, сувары и хазары попадают под власть Западнотюркского каганата. В борьбе про тив каганата в 30-40 г г. V I I в. образовалось военно-политическое объединение во главе с ханом К у б р а т о м, известное в и с т о р и и к а к » В е л и к а я Б о л г а р и я «, к у д а в о ш л и и другие т ю р к о я з ы ч н ы е племена, а т а к ж е аланы, адыги и др. Т а к на определенной терри т о р и и сложилась некоторая общность м н о г и х племен. Наиболь шего расцвета этот союз достигает п р и Кубрате, когда в середине V I I в. болгары полностью освобождают районы П р е д к а в к а з ь я от подчинения Т ю р к с к о м у каганату. Тем не менее, болгарская этни ческая общность, не имевшая прочных внутренних э к о н о м и ч е с к и х связей, после смерти хана Кубрата в 50-х г г. V I I в. распадается на отдельные части. Распаду Великой Болгарии способствовало и усиление Хазарского каганата, к о т о р ы й к к о н ц у V I I в. п о д ч и н и л сабиров (савиров) и барсилов. Т ю р к о я з ы ч н ы е хазары были б л и з к и к болгарам по культуре и я з ы к у.

После смерти К у б р а т а власть в В е л и к о й Б о л г а р и и поделили его сыновья — А с п а р у х (Исперих), К о т р а г и Батбай. П о д натис к о м хазар Аспарух в 675 г. вместе с частью болгар (кутригурами) ушел на запад, на Б а л к а н ы, где основал Д у н а й с к у ю Болгарию.

Часть болгарских племен («черные болгары») во главе с Батбаем осталась н а старом месте и подчинилась хазарам. Согласно исто р и ч е с к и м д а н н ы м, здесь о н и п р о д о л ж а л и обитать до середины V I I I в. О с т а т к и батбаевых болгар в п о с л е д с т в и и,. в Х Ь — Х ^ в в., п о с л у ж и л и о д н и м из главных компонентов балкарского народа, формировавшегося под сильнейшим к ы п ч а к с к и м влиянием.

Третья г р у п п а болгар («серебряные болгары») в 670-е г г. пере селяется в Среднее Поволжье. К а к полагают, они у ш л и на север под предводительством Котрага.

Э т н о к у л ь т у р н ы е параллели м е ж д у болгарами, у ш е д ш и м и н а Д у н а й, с одной стороны, и на Среднюю Волгу, с д р у г о й, находят наиболее рельефное в ы р а ж е н и е в о б щ н о с т и м н о г и х элементов материальной и духовной к у л ь т у р ы и х потомков — д у н а й с к и х бол гар и чувашей. Они в целом хорошо выявлены к а к ч у в а ш с к и м и (П. В. Денисов, А. А. Трофимов), т а к и болгарскими (И. Коев и др.) исследователями. Прежде всего это я з ы к. Т а к древнеболгар ские слова в » И м е н н и к е болгарских ц а р е й » (XI в.) расшифровы вают именно с помощью чувашского я з ы к а. П р и ч е м ряд зафик сированных в нем имен сходен с д о х р и с т и а н с к и м и ч у в а ш с к и м и именами.

В сохранившихся в памяти народа ч у в а ш с к и х легендах и пре даниях речь идет о п р и б ы т и и чувашей в Среднее Поволжье имен Но с Кавказа, с района гор Арамази. Следует отметить, что тесное историко-культурное и хозяйственное соседство болгар и суваров с местными кавказскими народами, особенно с предками совре менных тюркских этносов — балкарцев, ногайцев, кумыков и др., находит свое проявление в традиционной культуре чувашей: это свадебные обряды, семейно-родственные отношения (аталычество), космогонические представления о «низком небе», почитание мол нии и радуги, специфические черты культа огня и металлов, почи тание лягушки как покровительницы земледелия, сказания о зме ях-кладохранительницах и т. д. В их языке сохранилось несколько десятков слов из древнегрузинского, древнеармянского, греческого (византийского) языков.

По соседству с болгарами на территории между реками Доном и Кубанью (т. н. Лебедия) находились предки современных венг ров — угры. Именно в Лебедии происходили контакты финно-угор ских предков венгров и т ю р к с к и х (точнее болгаро-тюркских) предков чувашей. В современном венгерском языке насчитывается до 300 чувашских слов. Болгарские, т.е. чувашские, слова в вен герском языке представляют весьма широкий спектр лексики, ср.:

венг. кор «бык» — чув. вкр;

кечке «коза» — чув. качака;

арпа «ячмень» — чув. урпа;

сепре » д р о ж ж и » — чув. пре;

тило «мял к а » — чув. тыл;

сярлго «серп» — чув. урла;

е к е » п л у г » — чув. ака и др. Выдающийся венгерский лингвист 3. Гомбоц на основе тща тельного изучения фонетического облика этих заимствований пи сал в начале X X в., что они в подавляющем большинстве своем могли быть заимствованы только из чувашского или, вернее гово ря, древнечувашского языка, и что они являются наиболее важ ными свидетельствами к а к в языковом, так и культурно-историче ском отношении.

В истории Средневолжского региона с точки зрения его фор мирования исследователи выделяют предболгарское время (до V I I I в. ), раннеболгарский период (УШ-Х в в. ), эпоху развития и расцвета Болгарского государства (XI — первая треть X I I I вв.) и золотоордынскую эпоху (XIII — середина XV в в. ).

Этническая карта Волго-Камского региона и до переселения сюда с юга болгаро-суварских племен была сложной: в 1 тысяче летии до н. э. и первой половине 1 тысячелетия н. э. левобережье Волги занимвли предки древних удмуртов, мари и к о м и ;

право бережную тзрриторию заселяли предки древних мордвы, череми сов, буртасы. На территории Ульяновской области расселялись племена именьковской культуры, в составе которых были пересе лившиеся в Ш-ГУ вв. со Среднего Днепра славяне. Кроме того, в 1 У ^ вв. из ю ж н ы х районов Западной Сибири в Средневолж ско-Приуральский регион проникали угорские (прамадьярские) племена.

Кардинальное изменение этнического состава населения Сред него П о в о л ж ь я произошло с п р и х о д о м сюда в к о н ц е V I I — начале V I I I вв. с Северного К а в к а з а т ю р к о я з ы ч н ы х болгар и суваров.

Болгары совместно с п о д ч и н е н н ы м и и м родственными племенами эсегель, т е м т ю з и и берсула (барсилы)’расселились по обеим сто ронам Средней Волги, с центром в Н и ж н е м Закамье (т. е. в цент ральных районах современного Татарстана). Однако есть серьез ные основания предполагать, что ранние г р у п п ы б о л г а р с к и х пере селенцев в С р е д н е в о л ж с к о м регионе первоначально расселились на правобережье В о л г и. Это тем более верно, если иметь в в и д у, что м и г р а ц и я п р и а з о в с к и х болгар на север естественным образом осуществлялась по правобережью В о л г и.

Т ю р к о я з ы ч н ы е п р и ш е л ь ц ы з а н я л и на Средней Волге главен ствующее п о л о ж е н и е. И н т е н с и в н ы е процессы э т н о к у л ь т у р н о г о взаимодействия с м е с т н ы м и в о с т о ч н о ф и н с к и м и и у г о р с к и м и пле менами переросли в ч а с т и ч н у ю а с с и м и л я ц и ю болгарами этого або ригенного населения. Господствующее п о л о ж е н и е болгаро-сувар в Среднем Поволжье историки (В. Д. Димитриев, А. X. Халиков и др.) объясняют не т о л ь к о т е м, что о н и б ы л и сравнительно мно г о ч и с л е н н ы м и, но и т е м, что с т о я л и на более в ы с о к о й с т у п е н и общественного р а з в и т и я — на стадии раннего феодализма с эле ментами рабства, имели развитую военную о р г а н и з а ц и ю и владели военным и с к у с с т в о м. Развитие феодализма закономерно вело к т о м у, что к о ч е в н и к и оседали, срастались с з е м л е д е л ь ч е с к и м и о б щ и н а м и, составляя у н и х с о ц и а л ь н у ю в е р х у ш к у. В р а з л и ч н ы х регионах Болгарского государства в о з н и к а ю т и у к р е п л я ю т с я город с к и е п о с е л е н и я : с т о л и ц а государства Б о л г а р н а левом берегу В о л г и, Сувар на реке У т к е, Ошель на правобережье В о л г и, Д ж у кетау на К а м е, Н о х р а т на реке А к т а е, К е р м е н ч у к, Б и л я р и д р.

Есть основания предполагать, что п р е д ш е с т в е н н и к о м средневеко вых Чебоксар т о ж е было болгарское поселение.

Н а л и ч и е начального о п ы т а государственности и с и л ь н о й воен ной о р г а н и з а ц и и дало в о з м о ж н о с т ь п л е м е н н ы м в о ж д я м болгар объединить т ю р к о я з ы ч н о е и финно-угорское населения к р а я внача ле в союз племен (VIII в. ), а на рубеже 1Х-Х вв. — в Болгарское государство. В о л ж с к а я Б о л г а р и я образовалась в у с л о в и я х господ ства Х а з а р с к о г о к а г а н а т а. В письме Х а з а р с к о г о ц а р я Иосифа в 961 г. в числе племен, п л а т и в ш и х хазарам дань с д а в н и х времен, называются б у р т а с ы, б о л г а р ы, с у в а р ы, черемисы (мари), арису (ЭРзя) и др.

По мере у к р е п л е н и я Болгарского государства все более сбли Жаются и взаимоассимилируются различные болгарские племена собственно болгары, сувары, эсегели, темтюзи, берсула и д р., что В Полне естественно. С д р у г о й стороны, усиливается т а к ж е взаи М о Действие т ю р к о я з ы ч н ы х б о л г а р с к и х племен с ф и н н о — у г р а м и, особенно на окраинах В о л ж с к о й Болгарии: на правобережье Вол.

г и в междуречье Свияги и С у р ы, в Приуралье и северных районах государства. Консолидация самих болгарских племен и ассимиля ц и я и м и местных финно-угров ш л и п р и доминировании болгаро суварского я з ы к а и к у л ь т у р ы. Т а к и м образом, еще в дозолотоор д ы н с к и й период в составе раннефеодального Болгарского государ ства з а в е р ш а е т с я э т н о п о л и т и ч е с к а я к о н с о л и д а ц и я р а з л и ч н ы х болгарских племен в единую народность.

В этнической истории народов П о в о л ж ь я и П р и у р а л ь я новая с и т у а ц и я в о з н и к а е т в с в я з и с распространением с начала X в.

среди части болгарского населения р е л и г и и ислама, п р и з в а н н о й способствовать укреплению зародившихся феодальных отношений.

В первой четверчи X в. болгарский х а н А л м у ш в борьбе с хазар с к и м господством и с к а л п о д д е р ж к и у багдадского халифа, к о т о р ы й по его просьбе в 922 г. прислал миссию для распространения ислама среди болгар. Мусульманство получило распространение среди феодальной знати, к у п ц о в, горожан вообще, а болыпинство болгар (особенно сельских), расселенных в отдалении от городских поселений, оставалось в Х — Х Ш вв. я з ы ч н и к а м и. По сообщению одного из представителей делегации Ибн Фадлана (X в. ), основная масса суваров (сувазов) во главе с Вырыгом (Врх) отказалась п р и н я т ь его и откочевала в другое место.

Г л а в н ы м результатом э т н о к у л ь т у р н о г о р а з в и т и я населения В о л г о — У р а л ь я в п р е д м о н г о л ь с к у ю э п о х у исследователи с ч и т а ю т распространение сходных элементов в различных сферах к у л ь т у р ы, и н о г д а — появление н о в ы х о б щ е р е г и о н а л ь н ы х к у л ь т у р н ы х признаков. Прежде всего расширилась зона распространения плу зкного пашенного земледелия и соответственно — набора сельско хозяйственных к у л ь т у р и орудий. Важно отметить, что т ю р к о я з ы ч ные п р и ш е л ь ц ы, освоившие еще на Северном Кавказе и Приазовье первые н а в ы к и пашенного земледелия, особенно с у в а р ы, встре тились на Средней Волге с племенами, т а к ж е знавшими земледе лие. В результате к у л ь т у р н о г о взаимодействия с местными пле менами болгаро-сувары приобретали н а в ы к и оседлости, местные приемы и способы ведения земледельческого хозяйства, строительства деревянного сруба и других построек. Вместе с тем у финно-угров внедряются и р а с п р о с т р а н я ю т с я т ю р к с к о — б о л г а р с к и е элементы материальной и духовной к у л ь т у р ы.

По мере общественно-политического и экономического развития Болгарского государства территория обитания болгаро-суварских племен получает существенное расширение. Расселяясь по о к р а и н н ы м районам Средневолжско-Приуральского региона, основывая т а м колонии и опорные п у н к т ы, болгары все шире вступают в интенсивные процессы взаимодействия, смешения с финно-угорскими племенами, б а ш к и р а м и. П о сообщению М а с у д и, в X в. б о л г а р с к и й народ «подчинил все соседние. народы».

В о л ж с к а я Болгария занимала значительную т е р р и т о р и ю, на к о т о р о й ныне разместились Самарская и У л ь я н о в с к а я области, Татарстан, Ч у в а ш с к а я, М а р и й с к а я и У д м у р т с к а я р е с п у б л и к и, западные районы Б а ш к и р и и.

К а к полагают исследователи, болгаро-сувары в дозолотоордынский период п о л ь з о в а л и с ь п и с ь м е н н о с т ы о, о ч е м с в и д е т е л ь с т в у ю т археологические находки с руническими письменами, обнаруженные в Самарской области (Новое М и к у ш к и н о ), в Татарии (Биляр), на Древних языческих кладбищах чувашей (Афонькино в Самарской обл., Клеменчейкино в Татарии и д р. ).

В первой половине X I I I в. дальнейшее развитие волжско-бол гарской ц и в и л и з а ц и и, процессы э т н и ч е с к о й и н т е г р а ц и и т ю р к о я з ы ч н ы х и финно-угорских племен в единую болгарскую народ ность были прерваны разгромом Болгарского государства в 1236 г.

полчищами монголо-татар. В о л ж с к а я Болгария становится улусом (областью) государства Золотая Орда. А город Болгар становится первой столицей Золотой Орды и до 30-х гг. X I V века остается одним из центров этого государства.

Откуда появились монголо-татары? М о н г о л ы заселяли обширнyю Монгольские племена подразделялись на собственно монгол, мерк монгол наиболее к р у п н ы м и влиятельным племенем были еще и татары, то соседние народы (китайцы и д р. ) нередко название «татар» распространяли н а все вообще м о н г о л ь с к и е племена X I X I I вв. М о н г о л ы во главе с Т е м у ч и н о м одолели т а т а р, перебили м н о г и х, а часть и х заставили с л у ж и т ь монгольскому двору.

В 1206 г. на к у р у л т а е Т е м у ч и н был провозглашен Ч и н г и с х а н о м, правителем М о н г о л ь с к о г о государства. После ряда завоеватель н ы х походов в К и т а й, Среднюю А з и ю, И р а н, А ф г а н и с т а н, К а в к а з м о н г о л ы в ы ш л и на пространства Восточной Европы. Они п о к о р и л и здесь т ю р к о в — к ы п ч а к о в, и м е н о в а в ш и х с я на Р у с и п о л о в ц а м и, в Ц е н т р а л ь н о й Европе — к у м а н а м и, на Востоке — к ы п ч а к а м и. Вос точные к ы п ч а к и вели кочевую ж и з н ь, а западные (их и знали рус с к и е к а к п о л о в ц е в ), п о я в и в ш и е с я в Восточной Европе в X I в., отличались от первых п о л у к о ч е в ы м, полуоседлым у к л а д о м ж и з н и.

Первоначально ж е к ы п ч а к и ж и л и на А л т а е. В У 1 — У И вв. о н и п о к и д а ю т А л т а й и постепенно расселяются на т е р р и т о р и и от И р т ы ш а до Д у н а я. В Х — Х Н Г вв. к ы п ч а к и с г р у п п и р о в а л и с ь в ряд к р у п н ы х п л е м е н н ы х союзов и стали играть з н а ч и т е л ь н у ю роль в п о л и т и ч е с к о й ж и з н и и э т н о г е н е т и ч е с к и х процессах народов Сред ней А з и и, Казахстана, В о с т о ч н о й Е в р о п ы.

В 1237 г., после разгрома В о л ж с к о й Б о л г а р и и, монголо-татары о б р у ш и л и с ь н а русские к н я ж е с т в а.

М о н г о л ь с к о е нашествие и последующие события (распад Зо лотой Орды и образование на его развалинах К а з а н с к о г о и Си б и р с к о г о х а н с т в, Н о г а й с к о й О р д ы ) вызвали значительные в н у т ренние п е р е д в и ж е н и я народов Волго-Уральского региона, п р и в е л и к утрате к о н с о л и д и р у ю щ е й роли т ю р к с к о — б о л г а р с к о й к у л ь т у р н о й ц и в и л и з а ц и и, у с к о р и л и формирование в отдельные этносы чува ш е й, татар и б а ш к и р.

К р у п н ы м фактором этногенетических процессов в этом регио не в з о л о т о о р д ы н с к у ю э п о х у стало появление здесь к ы п ч а к о в.

И с т о р и к а м известно, что незначительное проникновение к ы п ч а к о в в В о л ж с к у ю Болгарию наблюдалось еще в домонгольское время — в Х 1 — Х И вв. О н и нанимались в б о л г а р с к у ю а р м и ю. Н о массовое проникновение и х в этот регион датируется X I I I — X I V вв., а наи более а к т и в н ы е передвижения — второй половиной X I V в. Именно с образованием Золотой Орды резко усиливается п р о н и к н о в е н и е к ы п ч а к о в в Б о л г а р с к и й улус в качестве господствующего и чинов ничьего слоя. Это приводит к углублению и расширению интегра ц и о н н ы х, ассимиляционных процессов между н и м и и омусульма н и в ш и м и с я болгарской знатью, к у п ц а м и, горожанами и д р у г и м и слоями населения, а т а к ж е некоторой частью финно-угорских пле м е н. П о с к о л ь к у к ы п ч а к и составляли основу в о о р у ж е н н ы х с и л монгол, а и х я з ы к постепенно стал государственным я з ы к о м Зо лотой Орды, то к ы п ч а к с к и й я з ы к, сильно обогащенный монголь с к и м и, арабскими и персидскими заимствованиями, наслаивается на болгарский р-язык весьма значительным пластом.

ш К к о н ц у X I I I в. к ы п ч а к с к и й я з ы к о в о й компонент в основном растворился в болгарском я з ы к е. Однако благодаря религиозной общности болгаро-мусульман с п р и ш л ы м и единоверными золото о р д ы н с к и м и кыпчаками-татарами процессы взаимного физического и культурно-языкового смешения приобрели и н т е н с и в н ы й харак тер, что и привело в X V в. к формированию на левобережье Волги народности к а з а н с к и х татар.

В у с л о в и я х м о н г о л о — т а т а р с к о г о д а в л е н и я, а позднее и з — з а участившихоя в X I V в. набегов ордынских ханов и эмиров на Волж с к у ю Б о л г а р и ю п р о и с х о д и т д а л ь н е й ш и й сдвиг ф и н н о — у г о р с к и х п л е м е н на п е р и ф е р и ю р е г и о н а, и само б о л г а р с к о е население значительной частью уходит из пострадавших от монгольского раз грома районов на север, в бассейн р е к и К а з а н к и, междуречье н и ж ней С в и я г и и н и ж н е й С у р ы, где оно смешивается с м а р и й ц а м и, а т а к ж е на восток, достигнув р е к и Белой и юго-западного П р и уралья. Расселение болгар в р а з л и ч н ы х направлениях было, по существу, распадом этнополитической болгарской общности, уско р и в ш и м к о н с о л и д а ц и ю и формирование э т н и ч е с к и х т е р р и т о р и й чувашей, татар и б а ш к и р. По мере постепенного п р о д в и ж е н и я на современные места расселения эти народы вторично смешались и ассимилировали финноязычные, угорские, угро-самодийские г р у п п ы местного населения.

Согласно д а н н ы м археологов, юго-восточные р а й о н ы Ч у в а ш с к о г о к р а я еще с 1 Х — Х вв. с п л о ш ь б ы л и заселены б о л г а р а м и.

С I X в. отдельные болгарские поселения и к о л о н и и среди мордов с к и х и м а р и й с к и х поселений п о я в л я ю т с я и в ю г о — з а п а д н о й, и в северной частях Ч у в а ш и и. П о э т о м у нельзя считать обоснованным мнение н е к о т о р ы х к а з а н с к и х авторов о п р о х о ж д е н и и западной г р а н и ц ы Б о л г а р с к о г о государства я к о б ы не далее чем по реке Свияге.

Вероятно, ряд к р у п н ы х населенных п у н к т о в на территории сов ременной Ч у в а ш и и т о ж е возник еще в болгарское время, перво начально в качестве ф а к т о р и й. К примеру, первое упоминание о Цивильске относится к 1183 году, к о времени Всеволода, к н я з я Владимирского, воевавшего с болгарами. Есть предание, что войско Всеволода, высадившееся на берег р е к и Ц и в и л ь, нашло здесь бол г а р с к и й г о р о д о к Т у х ч и н, на развалинах к о т о р о г о, вероятно, и построен Ц и в и л ь с к. «Первые исторически достоверные у п о м и н а н и я о Чебоксарах относятся к 1371 г. — к о времени путешествия вели Кого к н я з я Д м и т р и я Донского в Орду к Мамаю. Потом о Чебок сарах упоминается п р и Иване I V. В 1557 г., когда, после покоре Ния К а з а н и и по усмирении луговой земли Казанского царства, РУсские п р и с т у п и л и к устроению в этом крае новых к р е п о с т е й, В это время и в Чебоксарах была построена к р е п о с т ь и занята С трельцами. В 1555 г. св. Г у р и й, первый архиепископ новопоко ренного к р а я, на п у т и из М о с к в ы в Казань освятил место, аред назначенное для основания крепостй, которая и былатретьим русским городом в Среднем П о в о л ж ь е ‘ «.

Со второй п о л о в и н ы X I V в. м и г р а ц и о н н ы й сдвиг болгар на периферию региона приобретает и н т е н с и в н ы й х а р а к т е р. В этот период города и селения Болгарского улуса подвергаются система тическому разорению не только золотоордынскими эмирами (на пример, Булат Тимуром в 1361 г., Тамерланом в 1391 и 1395 г г. ), но и р у с с к и м и к н я з ь я м и в связи с усилением борьбы русского на рода против Золотой Орды. С этого времени болгарское население массами переселяется на север — за К а м у, на запад — за В о л г у, на восток — в Приуралье. Закамье и п о к и н у т ы е населением ю ж ные р а й о н ы т е р р и т о р и и с р е д н е в о л ж с к о г о правобережья В о л г и п р и х о д я т в запустение, превращаются в » д и к о е поле» — р а й о н ы летнего кочевья к ы п ч а к о в, ногайских и к р ы м с к и х татар. В иссле дованиях однозначно отмечается, что в X I V в. » б о л ь ш а я часть болгарского населения ( том числе и часть средневековых пред в к о в ч у в а ш е й ) у х о д и т в Заказанье, которое стало основной э т н и ч е с к о й т е р р и т о р и е й формирующегося татарского народа. Вслед за бежавшим болгарским населением в X I V в. сюда направляется и к ы п ч а к с к а я (кыпчакско-огузская) м и г р а ц и я, которая п о з ж е, в X V в., постоянно усиливается новыми п р и ш л ы м и к ы п ч а к с к и м и и к ы п ч а к и з и р о в а н н ы м и г р у п п а м и ‘ «. Расселившиеся в Приуралье и Заказанье (Арские з е м л и ) б о л г а р ы — я з ы ч н и к и (чуваши) и болга р о — к ы п ч а к и, принявшие мусульманство (бесермяне), ассимилируют часть местного удмуртского населения и частично оттесняют и х на север. После образования в середине X V в. Казанского ханства часть заказанских и арских чувашей переселилась на северо-восток современной Ч у в а ш и и, в основном в междуречье А н и ш а и Ц и в и л я.

Оставшаяся в Заказанье часть болгаро-чувашского населения к к о н ц у X V I I в. растворилась среди к а з а н с к и х татар. А болгаро чувашское население ю ж н ы х районов правобережья Волги в к о н це Х Г У — Х ^ вв. сдвигается на северо-восточную т е р р и т о р и ю Ч у в а ш и и, в междуречье К у б н и и Ц и в и л я. В результате этнополити ч е с к и х процессов Х ^ — Х ^ вв. в П о в о л ж с к о м регионе образова лись два о с н о в н ы х района о б и т а н и я собственно болгаро-чуваш с к о г о населения: 1) п р а в о б е р е ж н ы й, преимущественно лесной между Волгой и Сурой, ограниченный ю ж н ы м и рубежами по приб лизительной л и н и и рек К у б н я и К и р я ;

2) приказанско-заказанский ^Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная к н и г а для русских людей. СПб., 1 9 0 1. Т. 6. С. 176.

2Х а л и к о в А. X. О п р о и с х о ж д е н и и, этимологии и распространении и м е н и » т а т а р ы » в Среднем П о в о л ж ь е. — В к н. : К в о п р о с у э т н и ч е с к о й и с т о р и и татар ского народа. Казань, 1985. С. 4 5.

( этом районе значительной была и численность к ы п ч а к о в татар).

Материалы о болгаро-чувашском населении П р и к а з а н ь я и За к а з а н ь я, переселившемся сюда в Х 1 У — Х У вв. из З а к а м ь я, т. е.

центральных районов В о л ж с к о й Болгарии, имеют важное значение для выяснения вопросов этнической истории не только ч у в а ш е й, но и к а з а н с к и х татар. Примечательно, что в К а з а н с к о м ханстве территория восточнее К а з а н и называлась не иначе к а к » Ч у в а ш с к а я д а р у г а » (т. е. » о б л а с т ь » ). Т а к, согласно д а н н ы м п и с ц о в ы х к н и г К а з а н с к о г о уезда 1 5 6 5 — 1 5 6 8 и 1 6 0 2 — 1 6 0 3 г г., а т а к ж е д р у г и м и с т о ч н и к а м, во второй половине X V I — первой половине X V I I вв. на т е р р и т о р и и К а з а н с к о г о уезда было известно о к о л о 200 ч у в а ш с к и х селений. К а к у ж е было отмечено, впоследствии основная масса этой г р у п п ы болгаро-чувашей, к а к и значительная часть болгаро-чувашского населения в о с т о ч н ы х районов право бережья Волги (бассейн р е к и С в и я г и ), приняв ислам, отатарилась.

Часть п р и к а з а н с к о — з а к а з а н с к о й г р у п п ы болгаро-чувашей пересе лилась на правобережье Волги и обосновалась в северных, севе ро-восточных и центральных районах Ч у в а ш и и, а со второй поло в и н ы X V I в. — в юго-восточной и ю ж н о й частях ее при освоении » д и к о г о п о л я «. Некоторые г р у п п ы п р и к а з а н с к о — з а к а з а н с к и х бол гаро-чувашей в Х ^ 1 — Х ^ И вв. вновь вернулись в З а к а м ь е, т. е.

в центральные районы современного Татарстана. П о т о м к и их ж и вут здесь в целом ряде ч у в а ш с к и х селений.

Болгарское население расселилось и на средней В я т к е, на реке Чепце. К а к подтверждают многочисленные и с т о ч н и к и, оно было известно здесь под названием » ч у в а ш и » еще в начале X V I в. Н а основе г р у п п ы болгаро-чувашей сложились этнографические г р у п п ы б е с е р м я н со с х о д н о й с ч у в а ш а м и к у л ь т у р о й и ч е п е ц к и х татар., В Казанском ханстве термин » ч у в а ш » обозначал ясачных лю дей, в основном сельских ж и т е л е й, исповедовавших я з ы ч е с к у ю р е л и г и ю, в то время к а к городское м у с у л ь м а н с к о е население, г л а в н ы м образом с л у ж и л ы е л ю д и, в о ф и ц и а л ь н ы х д о к у м е н т а х именовались «татарами».

www.libed.ru

Смотрите еще:

  • Если сократили с работы за год до пенсии Можно ли выйти на пенсию досрочно, если сократили на работе На вопросы читателей "КП" отвечает Виктор Савостин, начальник управления по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и […]
  • Договор купли продажи квартиры долевая собственность у покупателей Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович , пол: мужской , год прождения: 03 апреля 1970 года , место рождения: город […]
  • Отпуск по уходу за ребенком до 5 лет закон Отпуск по уходу за ребенком до 1,5; 3 и 4,5 лет – законы и порядок оформления В жизни большинства семей наступает период, когда появляется на свет маленький ребёнок. Это радостное событие часто сопровождается […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.