Налоги есв

Ставки единого налога и ЕСВ для предпринимателей в 2018 году

Один из вопросов, на которые мне приходится постоянно отвечать: “Какие ставки единого налога и ЕСВ для ФЛ-П будут в 2018 году?”

Чтобы упростить ответ на данный вопрос и дать полную информацию в наглядном виде, публикую этот пост, в котором я собрал информацию о ставках единого налога и ЕСВ, сроках их уплаты, способах и сроках подачи деклараций.

СТАВКИ НАЛОГОВ

В связи с увеличением с 1 января 2018 года минимальной зарплаты до 3 723 грн, а прожиточного минимума – до 1 762 грн, ставки и единого налога и ЕСВ, пусть и незначительно, но вырастут.
Но есть и неприятный момент, который касается плательщиков единого 1 группы: уплата ЕСВ в размере 50 % ставки в 2018 году для них отменена, так что с 1 января 2018 года платить единый социальный взнос им придется наравне с остальными предпринимателями.

Ставки единого налога для ФЛ-П в 2018 году для плательщиков:
1) первой группы (до 10 % от размера прожиточного минимума) – 176,20 грн в месяц;
2) второй группы (до 20 % от размера минимальной зарплаты) – 744,60 грн в месяц;
3) третьей группы единого налога:

– для неплательщиков НДС – 5 % от дохода;
– для плательщиков НДС – 3 % от дохода.
4) для четвертой группы (исключительно сельхозпроизводители) ставка налога устанавливается в зависимости от количества используемой земли.

Обращаю ваше внимание на то, что ставку единого налога для первой и второй групп устанавливают местные советы. И для отдельных видов деятельности (или в отдельных населенных пунктах) она может быть меньше максимального уровня.

Так, например, в Харькове c 1 марта 2017 года для плательщиков единого налога второй группы установлена ставка единого налога в размере 10 % от минимальной заработной платы – 372,30 грн.

Поэтому ставку единого налога лучше всего уточнить в вашем гор/пос/сельсовете.

При этом один из самых часто задаваемых вопросов звучит так: “Должны ли местные советы принимать решение о размерах ставки единого налога каждый год?”
Нет, не должны. Поэтому, если ваш гор/пос/сельсовет не принял новое решение о смене ставки единого налога в 2018 году, то продолжает действовать ставка, установленная в 2017-м.

Вместе с тем, если ваш гор/пос/сельсовет вообще никогда (точнее с 1 января 2011 года) не принимал решение о размере ставки единого налога, то для вас действует максимальная ставка, установленная налоговым кодексом (10 % от социальной льготы (или 176,20 грн) для первой группы и 20 % от минимальной заработной платы (или 744,60 грн) для второй группы плательщиков единого налога).

Однако, если ваш гор/пос/сельсовет установил ставку единого налога меньше максимального уровня (меньше 10 % для 1 группы или меньше 20 % для 2 группы плательщиков единого налога), вам не следует забывать, что согласно п. 293.7 ст. 293 Налогового кодекса, если вы осуществляете деятельность на территориях нескольких гор/пос/сельсоветов, то в таком случае платите единый налог все равно по ставке 20 %, независимо от того, какая ставка установлена вашим гор/пос/сельсоветом.

Например, у вас есть торговая точка (или цех) не только в Харькове, но и в другом населенном пункте. Для вас ставка по-прежнему – 20 % от минимальной заработной платы (744,60 грн), а не 10 %, как установлено Харьковским горсоветом.

Для предпринимателей на общей системе налогообложения:
– ставка НДФЛ в 2018 году – 18 % от суммы чистого дохода.

Если кто забыл, то чистый доход – это доход минус документально подтвержденные затраты.

Минимальный месячный размер (по желанию можно платить больше, но никто этого не делает) единого социального взноса (ЕСВ) в 2018 году для плательщиков:
– единого налога первой, второй и третьей групп – 819,06 грн;
– на общей системе налогообложения – 819,06 грн.

СРОКИ УПЛАТЫ

Предельные сроки уплаты единого налога для плательщиков:
1) первой и второй групп – ежемесячно авансом не позже 20 числа текущего месяца;
2) третьей группы единого налога за:
I квартал – 18 мая 2018 года;
II квартал – 17 августа 2018 года;
III квартал – 19 ноября 2018 года;
IV квартал – 19 февраля 2019 года.

Важно!
Обратите внимание, что для плательщиков единого налога первой и второй групп сроки уплаты единого налога НЕ переносятся. Таким образом, если срок уплаты (20-е число) попадает на выходной (нерабочий) день, единый налог необходимо уплатить в последний рабочий день перед 20 числом.

При этом имейте в виду: если вы оплачиваете налоги в вечернее время (после 16:00 – 17:00), то они будут зачислены в бюджет только на следующий день. Таким образом, чтобы избежать лишних споров с фискальными органами, старайтесь не дотягивать с уплатой единого налога до последнего дня, а если так случилось, то уплачивайте его хотя бы до обеда.

Вместе с тем при желании плательщики единого налога первой и второй групп могут оплатить единый налог наперед (на несколько месяцев или даже на год). Главное – не забыть потом об этом.

Плательщик единого налога третьей группы, при желании тоже может перечислять единый при каждом поступлении денег, а не ждать конца квартала, накапливая/собирая сумму налога на расчетном счету (собственно лично я так и делаю).

Предельные сроки уплаты ЕСВ для всех ФЛ-П – независимо от системы налогообложения (включая общую систему):
– за 1-й квартал – 19 апреля 2018 года;
– за 2-й квартал – 19 июля 2018 года;
– за 3-й квартал – 19 октября 2018 года;
– за 4-й квартал – 21 января 2019 года.

Опять-таки, при желании ЕСВ можно оплачивать и помесячно (по 819,06 грн) или авансом на год вперед (9 828,72 грн).

СРОКИ ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИЙ

Предельные сроки подачи декларации по единому налогу для плательщиков:
1) первой и второй групп один раз в год, за 2018 год – не позднее 1 марта 2019 года;
2) третьей группы за:
I квартал – 10 мая 2018 года;
полугодие – 9 августа 2018 года;
9 месяцев – 9 ноября 2018 года;
год – 11 февраля 2019 года.

Предельный срок подачи декларации о доходах за 2018 год для ФЛ-П на общей системе – 11 февраля 2019 года.

Отчет по ЕСВ подается всеми ФЛ-П один раз в год, за 2018 год – не позднее 9 февраля 2019 года.

Все отчеты можно подавать как принеся их непосредственно в налоговую, так и отправив в электронном виде или по почте.

Если отчет в налоговую вместо вас принес кто-то другой, у него должна быть от вас как от ФЛ-П нотариальная доверенность.
В случае отсутствия доверенности инспектор имеет полное право эту декларацию не принять.

Для подачи декларации в электронном виде необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Это можно сделать бесплатно в налоговой.
Для этого вам понадобятся копии и оригиналы паспорта и идентификационного кода, а также флешка.

Если вы отправляете декларацию по почте, то это нужно сделать не позднее, чем за пять календарных дней до предельного срока подачи декларации, а отчет по ЕСВ необходимо отправить не позднее, чем за десять календарных дней до предельного срока подачи.

Отправлять при этом нужно через Укрпочту, ценным письмом, с описью вложений и с уведомлением о доставке.
Имейте в виду, что такие письма не приносят по адресу. Получателю приходит уведомление – и сотрудник налоговой должен пойти и получить письмо на почте.

Если вы переживаете за доставку вашего письма с отчетом, тогда отправляйте его (через Укрпочту) ценным, с описью, уведомлением и курьерской доставкой.
Да, у Укрпочты есть такая услуга, как «курьерская доставка», – в этом случае письмо принесут прямо в налоговую (имейте в виду, что при заказе услуги курьерской доставки у вас при отправке спросят телефон получателя, так что не поленитесь и найдите телефон своей налоговой на сайте ДФС Украины).

Подписывайтесь на меня в Фейсбуке, или добавляйтесь в Твитере. Если вас интересуют только статьи по налогообложению, подписывайтесь на мой Телеграм-канал! Хотите, что бы я о вас написал? Тогда ознакомитесь с условиями сотрудничества, и размещения рекламы в блоге.

zarajsky.org

Единый социальный взнос

Единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (сокр. ЕСВ) — консолидированный страховой взнос в Украине, сбор которого осуществляется в системе общеобязательного государственного страхования в обязательном порядке и на регулярной основе.

Основные положения, определяющие порядок сбора ЕСВ, установлены Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 2464-VI от 08.07.2010 (вступил в силу с 01.01.2011).

Единый социальный взнос подлежит уплате в Пенсионный фонд Украины. Он заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сбора: пенсионный, «безработицу», соцстрах (больничные), «несчастный случай». Ставки ЕСВ дифференцировались в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности.

Следует отметить, что с 1 января 2015 работодатели обязаны уплачивать размер ЕСВ не меньше минимального (размер которого рассчитывается исходя из минимальной заработной платы), независимо от суммы начисленной заработной платы. При этом следует учесть, что в соответствии с пп.4 п.2 ст.41 Бюджетного кодекса до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период минимальная заработная плата применяется в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода.

Для физических лиц – предпринимателей минимальный ЕСВ до 2016 года составлял 34,7% от размера минимальной зарплаты.
С 01.01.2016 года ставка ЕСВ понижена до 22% (для всех категорий плательщиков).

Обращаем внимание, что с 01.01.2017 года для ФЛП (физических лиц – предпринимателей) — плательщиков единого налога 1-й группы — минимальный ЕСВ составил 352 грн. (в отличие от остальных категорий плательщиков).

index.minfin.com.ua

Доходов нет, но ЕСВ, будь добр, а заплати.

Внимание .

Теперь ЕСВ — 819,06 грн платят ВСЕ СПД и ФОП .
с 1 января 2018 году льготы по уплате ЕСВ для 1 группы отменены

(кроме пенсионеров и инвалидов, читайте ниже, )

Как одно слово может круто изменить жизнь тысячам предпринимателей.

06 декабря 2016 года наша любимая Верховна зРада положила под новогодние елочки тысяч предпринимателей подарочек.

А теперь подробно и по существу:

До 1 января 2017 года п. 2 части 1 ст. 7 Закона «Об сборе и учете единого социального взноса на общегосударственное государственное социальное страхование» (который определяет базу налогообложения предпринимателей на общей системе налогообложения) был прописан следующим образом:

«2) для платників, зазначених у пунктах 4 (крім фізичних осіб — підприємців, які обрали спрощену систему оподаткування) та 5 частини першої статті 4 цього Закону, — на суму доходу (прибутку), отриманого від їх діяльності, що підлягає обкладенню податком на доходи фізичних осіб. При цьому сума єдиного внеску не може бути меншою за розмір мінімального страхового внеску за місяць, у якому отримано дохід (прибуток) .

У разі якщо таким платником не отримано дохід (прибуток) у звітному році або окремому місяці звітного року, такий платник має право самостійно визначити базу нарахування, але не більше максимальної величини бази нарахування єдиного внеску, встановленої цим Законом. При цьому сума єдиного внеску не може бути меншою за розмір мінімального страхового внеску;

Главные фразы в этом пункте выделены цветом и она означали: получаешь доход — платиш, не получаеш — не платишь; самостоятельно — хочу плачу, хосу не плачу ЕСВ.

06 декабря 2016 года Законом № №5130 в закон о ЕСВ вносятся изменения и теперь эта статья изложена совсем по другому:

«2) для платників, зазначених у пунктах 4 (крім фізичних осіб — підприємців, які обрали спрощену систему оподаткування) та 5 частини першої статті 4 цього Закону, — на суму доходу (прибутку), отриманого від їх діяльності, що підлягає обкладенню податком на доходи фізичних осіб. При цьому сума єдиного внеску не може бути меншою за розмір мінімального страхового внеску за місяць.

У разі якщо таким платником не отримано дохід (прибуток) у звітному році або окремому місяці звітного року, такий платник зобов’язаний визначити базу нарахування, але не більше максимальної величини бази нарахування єдиного внеску, встановленої цим Законом. При цьому сума єдиного внеску не може бути меншою за розмір мінімального страхового внеску;

Теперь обязанность платить не зависит от того, есть доход или его нет.

ИТАК, с 1 января 2017 года абсолютно все предприниматели должны будут платить минимальный размер ЕСВ — 704 грн в месяц, а с 1 января 2018 — 819,06 грн.

ЕСВ должны платить все предприниматели СПД ФО-П, кроме нижеперечисленных, не зависимо от того велась деятельность или не велась, следует платить во время отпуска и во время болезни. Перестать платить ЕСВ можно лишь в 1 случае: прекращение предпринимательской деятельности.
Рекомендую официально закрыть предпринимателя и прекратить предпринимательскую деятельность.

  • пенсионеры по возрасту
  • инвалиды, которые получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь.
  • Если с инвалидами все более- менее понятно, то с пенсионерами по возрасту существует масса сорных вопросов. Налоговая и Пенсионный фонд считают, что освобождаются только пенсионеры, которые вышли на пенсию по достижении ими 60 и 55 (для женщин) лет соответственно.

    Судебная практика тоже не всегда однозначна.

    Верховный Суд в своем решении от 15 апреля 2014 года (дело № 21-59а14) указал, что от уплаты за себя единого взноса освобождаются только те ФЛП, избравшие упрощенную систему налогообложения и являются пенсионерами по возрасту. Этим решением ВСУ отказал пенсионерам, которые вышли на пенсию по выслуге лет, в праве приравнивать себя к пенсионерам по возрасту.

    Но есть и другие категории пенсионеров.
    Считаю, что учитывая сложившуюся практику ВСУ и ВАСУ за 2014 и 2015 год, можно прийти к выводу, что не уплачивают ЕСВ следующие ФЛП-пенсионеры по возрасту:
    -перешедшие на пенсию по возрасту на общих основаниях: в 60 лет для мужчин и стаже работы не менее 25 лет и 55 лет для женщин и стаже работы не менее 20 лет;
    -перешедшие на пенсию по возрасту по ст.ст.13 и 14 Закона «О пенсионном обеспечении»;
    -пенсионеры-чернобыльцы. Так в Определении ВАСУ от 24.03.2015 г. (дело № К/800/36362/13) суд указал:
    а) ссылка Пенсионного фонда на то, что к пенсионеру-чернобыльцу не может быть применено положение части 4 статьи 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», поскольку он не достиг 60-летнего возраста являются безосновательными, поскольку указанная норма не связывает освобождение от уплаты единого взноса с достижением лицом определенного возраста, а предусматривает освобождение от уплаты взноса всех пенсионеров по возрасту.
    б) что поскольку часть 4 статьи 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» не содержит оговорок относительно ее неприменении к лицам, которым пенсия по возрасту назначена на основании Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», то суды пришли к правильному выводу о том, что с января 2011 года истец не должен платить за себя ЕСВ.

    Предприниматели СПД ФО-П пенсионеры по выслуге лет и получатели пенсии за утрату кормильца уплачивают ЕСВ на общих основаниях.

    Но возникает вопрос: «А если пенсионер, который вышел на пенсию по какой-либо причине до достижения им пенсионного возраста, достиг пенсионного возраста 60/55 лет, то имеет ли он право не платить ЕСВ будучи ФО-П на елином налоге?» Фискальная служба и Пенсионный фонд скажут Вам: Однозначно! ОБЯЗАН ПЛАТИТЬ.
    И их не будет смущать абсурдность ситуации, что вышедшие на пенсию по возрасту в 60/55 лет будут иметь такое право, а вышедшие на пенсию раньше при достижении 60/55 летнего возраста такими льготами обладать не будут.

    Однако, есть Определение ВАСУ о том, что если такой пенсионер достиг 60-летнего / 55-летнего возраста, то он не уплачивает ЕСВ.

    yrin.com

    Единый социальный взнос (ЕСВ) в Украине

    Единый социальный взнос как объединенные страховые социальные взносы был введен, начиная с 1 января 2011 года со вступлением в силу соответствующего Закона Украины №2464-VI.

    Введение такой меры было направлено на сокращение количества отдельных отчислений: Пенсионный, Фонд соцстрахования, страхования от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Еще несколько лет назад плательщики единого социального взноса (ЕСВ) производили отчисления по установленному тарифу, который установлен в зависимости от профессионального и отраслевого риска, к которому относится предприятие или предприниматель.

    Несмотря на то, что с момента введения в действие закона об ЕСВ прошло несколько лет, у плательщиков ЕСВ остаются вопросы касательно процедуры расчета, оплаты, администрирования ЕСВ. В статье приводятся основные сведения о законодательной базе в части ЕСВ, порядок уплаты и начисления взноса, дается информация о формировании реестра плательщиков, об особенностях начисления взноса для пенсионеров и предпринимателей, а также другая важная и полезная информация.

    Единый социальный взнос: основные сведения

    Понятие единого социального взноса введено после того, как 8 июля 2010 года был принят закон, называемый среди бухгалтеров, руководителей предприятий, да и самими налоговиками, как Закон 2464. Принятие закона было обусловлено оптимизацией системы социального страхования в части консолидации начисления, оплаты и распределения средств, поступающих на счета действующих в то время фондов.

    Кроме цели сделать облегчить работу бухгалтера и консолидировать деятельность фондов в части распределения взносов на социальное и пенсионное страхование, внедрение единого социального взноса должно было наполнить бюджет Пенсионного фонда и решить (частично или полностью) пенсионное обеспечение украинских граждан.

    Еще одной важной целью внедрения ЕСВ был вывод национальной экономики «из тени»: разработчики закона приводили аргументы о том, что необходимость осуществлять пенсионные накопления каждым работающим как залог обеспеченной старости, будет стимулировать работодателей прекратить пагубную практику выплаты заработной платы в конвертах.

    При внедрении ЕСВ учитывался опыт европейских стран, но с момента принятия закона 2464 было принято множество поправок, что доказывает отсутствие его доскональности. К тому же, размер ставок для ЕСВ оказался довольно высоким и привел к избыточной нагрузке на фонд оплаты труда большинства предприятий.

    С полным текстом закона можно ознакомиться, пройдя по ссылке http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2464-17

    ЕСВ: кто должен платить?

    Оплату ЕСВ осуществляют предприятия или организации, которые выступают в роли работодателей и являются участниками системы социального страхования. Работодателем может выступать и предприниматель, который в своей деятельности использует труд наемных работников, или предприниматель (физическое лицо), который обеспечивает себя работой самостоятельно.

    В перечень плательщиков также входят женщины, находящиеся в декретном отпуске, военнослужащие, творческие, научные работники дипломатические ведомства и ряд других. Детальный перечень плательщиков ЕСВ приводится в разделе 2 статья 4 закона 2464.

    Не являются плательщиками ЕСВ пенсионеры или люди, которые получают пенсию по инвалидности, поскольку их доход состоит из пенсионных выплат, которые сформированы из средств социального/пенсионного страхования. Впрочем, пенсионер становится плательщиком ЕСВ, если кроме пенсии он получает еще какие-либо доходы. Другими словами, если пенсионер работает, занимается предпринимательством или другой деятельностью, с которой взимается ЕСВ.

    В 2018 году начисление единого взноса «спящим» предпринимателям по аналогии с прошлым годом остается в силе. Т.е. ФЛП, декларирующие отсутствие какого-либо дохода, будут также платить единый взнос.

    Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.

    В таблице представлена динамика изменения ЕСВ с 2011 года по текущее время. Также, для наглядности приведены показатели минимальной заработной платы.

    Важно! С 1 января 2018 года для ФЛП 1 группы уплата единого соц взноса в размере 50% ставки отменена, и платить ЕСВ нужно наравне с остальными группами. Смотрите в таблице выше.

    Реестр плательщиков ЕСВ

    В рамках реализации фискальной политики Украины плательщики единого взноса становятся на учет путем внесения сведений в реестр страховщиков. Не следует отождествлять реестр страховщиков и застрахованных лиц. Это две составляющие государственного реестра. Снятие с учета и исключение из реестра ЕСВ проходит после проведения проверки о полноте уплаты единого взноса и других необходимых процедур.

    Плательщики ЕСВ обязаны:

  • Производить расчет и оплату ЕСВ, своевременно и в полном объеме
  • Вести учет ЕСВ в требуемом виде (форме)
  • Допускать представителей контролирующих органов для осуществления проверки правильности расчета и полноты уплаты ЕСВ
  • В определенные сроки подавать отчетность по ЕСВ
  • Предоставлять застрахованному информативные сведения об уплаченных взносах (по требованию и без дополнительной оплаты)
  • Подавать в составе отчета по ЕСВ сведения о принятых на работу лицах, у которых отсутствует свидетельство застрахованного лица
  • Закон 2464, наряду с другой важной информацией, прописывает праваплательщиков ЕСВ, которые могут:

    • Получать в налоговом органе и пенсионном фонде информацию относительно расчета и/или оплаты единого взноса
    • Обращаться в ПФ и орган доходов и сборов с заявлением о смене условий расчета взноса, если статус плательщика был изменен
    • Защищать свои интересы в установленной законодательством форме
    • Стоит отметить, что Закон с момента его принятия подвергался неоднократным изменениям и дополнениям. По этой причине бухгалтерам и руководителям предприятий следует знакомиться с оригиналом документа, дабы исключить в своей работе ошибки. Особенно это касается перечня видов доходов, которые не включены в базу единого соцвзноса.

      Забегая наперед, отметим, что в Правительстве ведется работа над тем, чтобы привести базу для расчета НДФЛ и ЕСВ к «общему знаменателю». Несомненно, это важный шаг на пути оптимизации администрирования налогов и сборов.

      ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса

      Единый социальный взнос – это установленная в процентах часть фонда оплаты труда, для некоторых категорий – от дохода. Первоначальный вариант расчета и оплаты ЕСВ заключался в установлении определенного класса профессионального риска в соответствии с отраслевой классификацией. Размер отчислений находился в границах от 36,76% до 49.7%. Каждому плательщику присваивался свой класс риска, в соответствии с которым рассчитывался единый взнос.

      Предприятия бюджетной сферы должны были платить ЕСВ в размере 36,3%, что являлось на тот момент наиболее низким тарифом.

      Начиная с 2015 года, с целью легализации фонда оплаты труда был принят закон, согласно которому плательщикам можно было применять коэффициент 0,4 при условии выполнения ряда требований. Однако уже к концу 2015 года было принято решение о единой ставке 225.

      Таким образом, в январе 2018 года min размер ЕСВ: 3723 грн х 22% = 819,06 грн на каждого работника. Если по каким-либо причинам результат ЕСВ получается ниже 819,06 грн, работодателю придется доначислить до указанного min.

      Среди плательщиков взноса отдельно выделяются такая категория как инвалиды. Работодатели с зарплаты работающего инвалида начисляют 8,4% взноса и 5,5% составляет взнос общественных организаций инвалидов.

      Размеры ЕСВ, которые начисляются в зависимости от видов доходов, представлены в таблице ниже:

      maanimo.com

      Единый налог и ЕСВ: что спасет упрощенцев от ошибок

      Через несколько дней истекает срок уплаты ЕСВ и единого налога плательщиками 1 и 2 групп. Это 19-е и 20-е апреля, соответственно. По оперативным данным Минрегиона, за первый квартал 2018 года единый налог обеспечил прирост в 29,4 % или 1,6 млрд грн дополнительных поступлений местных бюджетов по сравнению с январем-мартом прошлого года.

      Поскольку единый налог наравне с НДФЛ — один из драйверов наполнения местных бюджетов, налоговики пристально следят за его уплатой. И часто наказывают предпринимателей штрафами и пеней даже за ошибки в реквизитах при перечислении денег в бюджет.

      Как правило ошибки совершаются по недосмотру и довольно скоро выявляются самими плательщиками. Они пишут письма в налоговую и просят зачесть платеж с правильными реквизитами. Но налоговики часто удовлетворяют такие просьбы только с начислением штрафа и пени. Юристы рассказали UBR .ua какие аргументы могут уменьшить потери бизнесменов.

      Сколько надо платить

      Для начала напомним, что все физлица-предприниматели ( ФЛП ) на упрошенной системе налогообложения обязаны платить два налога: ЕСВ (единый социальный взнос) и собственно единый налог.

      С 1 января 2018 года законом о госбюджете были повышены прожиточный минимум до 1762 грн (для трудоспособных лиц) и минимальная зарплата — до 3723 грн. А также с принятием пенсионной реформы изменилась минимальная база для начисления ЕСВ единщиками 1 группы.

      Все эти изменения повлияли на размер обязательных платежей, которые единщики (упрощенцы) уплачивают в бюджет. Ставка единого налога для 1 и 2 групп устанавливается местными органами власти в пределах: 1 группы — до 10% суммы прожиточного минимума (176,20 гривен в месяц), 2 группы — до 20% от размера минимальной зарплаты (744,60 гривен в месяц).

      «Если местные органы власти не установили размер налога, то уплате подлежит указанная в законе максимальная ставка», — объяснила UBR .ua управляющий партнер АК «Прайм» К.А.С. Group, адвокат Татьяна Кузьмич.

      Также с 1 января 2018 года была отменена льгота по ЕСВ для 1 группы в размере 50% от ставки.

      Как отмечает финансовый аналитик Eterna Law Зоя Кравченко, ЕСВ платится не зависимо от того, велась деятельность или нет. Его необходимо платить и во время отпуска или болезни предпринимателя.

      «Начинать платить нужно с того месяца, в котором вы зарегистрированы как ФЛП , а не с месяца, в котором вы перешли на единый налог», — уточнила юрист.

      Как уже отмечалось, в 2018 году размер ставки ЕСВ установлен на одинаковом уровне для всех групп единщиков, в том числе и первой группы единого налога: 819,06 грн/месяц. Платить можно ежеквартально, а не помесячно. Сроки уплаты единого социального взноса в 2018 году за 1-й квартал — до 19 апреля включительно. Сумма итого за 2-й квартал 2018 — 2457,18 гривен.

      «Можно ЕСВ не платить помесячно. Важно не пропустить срок 19 апреля. Иначе штрафных санкций не избежать. Реквизиты в этом году не поменялись», — отметила Кравченко.

      С 1 января 2018 года фермерские хозяйства также платят ЕСВ . А предприниматели, которые получают пенсию, и фермеры-пенсионеры освобождаются от уплаты ЕСВ за себя.

      Что касается предельных сроков уплаты единого налога, то плательщики первой и второй групп должны платить ежемесячно, авансом, не позже 20 числа текущего месяца. То есть, за апрель 2018 года надо уплатить до 20-го числа этого месяца.

      Но, как показывает практика, часто именно эта простая операция может привести к печальным последствиям.

      Как избежать ошибок

      Чаще всего налоговики пытаются штрафовать под предлогом неуплаты налога, даже если он был уплачен, но с ошибками в реквизитах или не на тот счет. Если налог не был уплачен или в меньшей сумме, чем следовало бы, то надо как можно скорее доплатить.

      Желательно успеть доплатить разницу до предельного срока уплаты, иначе штрафа не избежать (в размере 50% суммы единого налога). Но бывает, что плательщик забывает указать свой индивидуальный налоговый номер ( ИНН ) и платеж «зависает» на счете в не разнесенных платежах до выяснения информации о нем.

      Например, предприниматель ошибся, когда в декабре 2017 года уплатил единый налог, забыв при этом указать ИНН . В результате в карточке предпринимателя отражается «дыра» по единому налогу, что, по мнению налоговиков, является налоговым долгом.

      И все последующие платежи единого налога ГФС зачисляет как погашение старого долга. Этот механизм погашения налогового долга одинаков для всех налогов (пп. 87.9 и 131.2 НК), когда каждый следующий платеж направлялся сначала на погашение, а все, что осталось — на погашение текущего обязательства. Поэтому, когда через несколько месяцев выясняется ошибка, налоговики готовы все учесть, но требуют уплаты штрафа за эти несколько месяцев, пока существовал долг.

      То же самое может быть, когда предприниматель запамятовал заплатить за какой-то месяц.

      Но если в случае с реальной неуплатой все-таки есть факт невыполнения налоговых обязательств, то при ошибочном перечислении денег, например, на другой счет или с ошибочными реквизитами, юристы говорят, что есть все шансы отстоять свое право не платить штрафы. Деньги можно «перекинуть» на правильный счет, а от штрафов отбиться, ссылаясь на аргументы Верховного суда и других судебных инстанций.

      Постановлениями №810/875/17 от 30 января 2018 года и №826/3999/16 от 13 февраля 2018 года ВС посчитал неправомерным начисление налоговиками штрафов и пени в случае не указания ИНН и ошибки в ЕГРПОУ . Суд решил, что налог был уплачен вовремя, хотя и с ошибкой, ведь деньги поступили на единый казначейский счет.

      Таким образом, физлицо-предпринимателя нельзя обвинять в бездействии по части уплаты налогов. А потому действия по уплате согласованного обязательства в срок, хоть и ошибочные, не могут быть основанием для применения штрафов. И если предприниматель успевает разобраться с проблемным платежом в срок до 90 дней, то и оснований для начисления пени быть не может (п.п. 129.1.3 НКУ ).

      Те же аргументы можно применять и при ошибочной уплате на другой расчетный счет. Главное, чтобы он был бюджетным. То есть логика такая: деньги в бюджет поступили, значит плательщик не виноват.

      Однако налоговики категорически не соглашаются с таким подходом, а потому надо быть готовым сражаться с ними до высшей судебной инстанции. В частности, в ГФС видят разницу между «уплатой налога» и «зачислением налога» (на что обращает внимание ВС).

      Налоговики считают, что уплата налога происходит путем подачи платежки в банк, а зачисление платежей на единый счет — это уже бюджетные правоотношения, к которым плательщик не имеет никакого отношения и не участвует в них.

      news.finance.ua

      Смотрите еще:

      • Статья 291 Ук рф Смягчены штрафы за взятки в статьях 290 и 291 УК Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Уголовный, Уголовно-исполнительный и Уголовно-процессуальный кодексы, которыми снижаются размеры штрафов за […]
      • Жалобы на мосэнергосбыт Жалобы на мосэнергосбыт Всем добрый день! Мой пост для тех, кто живет в Москве, и у кого счетчик на электроэнергию находится в квартире. История простая, как правда - оплачивал электроэнергию по показанию […]
      • Федеральный закон 272 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.