Оон мирное разрешение споров

Лекция 4. Основные принципы международного права

4.6. Принцип мирного разрешения международных споров

Данный принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим образом: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Например, согласно ст. 2 упомянутой Конвенции в случае важного разногласия или столкновения договаривающиеся державы соглашались, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Таким образом, обращение к мирным средствам разрешения международных споров полностью зависело от усмотрения каждой из спорящих сторон.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права — он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

В соответствии со ст. 12 Статута члены Лиги Наций должны были передавать спор, «могущий вызвать разрыв», на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. При этом они обязывались не прибегать к войне в течение трехмесячного срока после третейского или судебного решения или доклада Совета. Согласно ст. 13 Статута спорящие государства соглашались передавать споры правового характера, не разрешенные дипломатическим путем, на третейское или судебное разбирательство. При этом другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против той спорящей стороны, которая будет сообразовываться с третейским или судебным решением. Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана — Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

В соответствии с современным международным правом государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. Общее положение п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права», следовательно, мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Среди мирных средств разрешения международных споров чаще всего используются дипломатические переговоры, поскольку они наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

Существенное значение для утверждения в практике международных отношений принципа мирного разрешения международных споров имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г. Манильской декларации о мирном разрешении международных споров и в 1988 г. — Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. Оба документа, безусловно, сыграли важную роль, признавая ответственность государств за предотвращение и урегулирование споров и ситуаций, вместе с тем подчеркивают важную роль, которую могут сыграть в этой связи ООН и ее органы.

Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, причем такие важные субъекты международного права просто не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает требование о скорейшем разрешении международного спора и необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов.

Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов, которое проистекает из принципов суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

Различные источники международного права по-своему решают проблему выбора мирных средств разрешения международных конфликтов. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает четыре обязательные процедуры урегулирования споров, каждую из которых государство-участник может выбрать путем письменного заявления при подписании или ратификации Конвенции: Международный трибунал по морскому праву, Международный суд ООН, арбитраж, образуемый в соответствии с приложением VII к Конвенции, специальный арбитраж, формируемый в соответствии с приложением VIII к Конвенции.

Статья IX Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. предусматривает проведение консультаций в случае, если какое-либо государство — участник договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент одного государства могут создать потенциально вредные помехи космической деятельности других государств.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. предусматривает процедуру регулирования споров по вопросу о компенсации ущерба: если переговоры сторон в споре не приводят к разрешению спора в течение одного года, по просьбе любой из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению претензий с чертами согласительного, следственного и арбитражного органа.

Государства — члены ООН в соответствии с Уставом приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1).

Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Представляется целесообразным рассмотреть подробно каждое из средств мирного урегулирования споров, включая не упомянутые в Уставе ООН добрые услуги:

1. Переговоры — являются наиболее доступным и эффективным средством мирного разрешения споров. Они играют ведущую роль среди других мирных средств. Конкретные цели, состав участников и иные процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

2. Консультации сторон — стали применяться в широком масштабе после Второй мировой войны. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

3. Обследование — такое средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

4. Примирение (согласительная процедура) — не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработка конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации, причем выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, т.е. не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре.

5. Добрые услуги — средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

6. Посредничество — предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в переговорах спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера.

7. Международный арбитраж — это добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров. Существуют два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж и арбитраж ad hoc. Выделяют три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж). Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон. В качестве третьей стороны при разрешении спора могут выступать единоличный арбитр (обязательно посторонний для спорящих государств), группа арбитров из третьих государств, группа арбитров на паритетных началах от государств, участвующих в споре, при нейтральном председателе-суперарбитре. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

8. Судебное разбирательство — в основе своей сходно с третейским разбирательством. Однако вынесенное судом решение является окончательным и юридически обязательным для сторон в споре.

Первым постоянным международным судом стала Постоянная палата международного правосудия, Статут которой был принят Собранием Лиги Наций в 1920 г. Палата прекратила свое существование в 1946 г. В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный суд ООН. Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, который, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью Устава ООН, а также Регламента Суда.

В структуре Организации Объединенных Наций принято применять следующие средства и способы урегулирования международных споров. Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами. Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд (ст. 36 Устава ООН).

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). Эти временные меры (создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий) не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.

Анализ принципа мирного разрешения международных споров, зафиксированного в Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ, показывает, что закрепленная обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным» является прогрессивным достижением.

Содержание принципа мирного разрешения международных споров в последние годы стало предметом тщательного анализа на совещаниях экспертов СБСЕ по мирному урегулированию споров. Итоговым документом Совещания в Валлетте 1991 г. предусмотрено создание в Европе специального органа – «Механизма СБСЕ по урегулированию споров», который может быть использован по требованию любой из спорящих сторон и действует в качестве примирительного органа. Кроме того, документ рекомендует широкий комплекс обязательных и факультативных процедур, из которых спорящие стороны свободно выбирают те, какие они считают наиболее подходящими для разрешения конкретного спора.

Следовательно, можно отметить как качественное, так и количественное увеличение мирных средств разрешения международных споров, а также стремление государств приводить нормативное содержание принципа разрешения международных споров путем мирных средств в соответствие с потребностями общественной практики.

www.aup.ru

Справочник по практике Совета Безопасности

Мирное разрешение споров (Глава VI Устава ООН)

Соответствующие статьи

Настоящий раздел посвящен практике Совета Безопасности по оказанию содействия и осуществлению рекомендаций, методов или процедур в целях мирного разрешения споров в рамках положений статей 33–38 главы VI и статей 11 и 99 Устава Организации Объединенных Наций. В целом, глава VI Устава содержит различные положения, предусматривающие право Совета Безопасности выносить рекомендации в отношении участвующих в споре сторон или сложившейся ситуации.

Справочник содержит косвенные ссылки и прямые ссылки на главу VI и статьи 11, 33–38 и 99 в документах Совета Безопасности, а также тематические исследования вопросов, связанных с обсуждением положений главы VI и статей 11 и 99.

Содержание

A. Статья 33 — обязанности участвующих в споре сторон

Статья 33 Устава устанавливает, что любой спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в первую очередь следует попытаться разрешить путем переговоров, посредничества и других мирных средств, и предусматривает право Совета требовать, чтобы стороны урегулировали свой спор при помощи таких средств. В Справочнике содержатся сообщения, направленные государствами Совету Безопасности, в которых освещаются предыдущие попытки по урегулированию ситуаций, материалы обсуждений, касающиеся обязанностей сторон по разрешению конфликтов, и другие связанные с этим материалы. Информацию о применении положений статьи 33 в последние годы можно найти в разделе E, ниже.

B. Статья 34 — расследование споров и установление фактов

Статья 34 Устава уполномочивает Совет Безопасности расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может поставить под угрозу международный мир и безопасность. Справочник включает информацию о расследованиях и миссиях по установлению фактов, учрежденных Советом Безопасности в рамках статьи 34 Устава, а также миссиях по установлению фактов, учрежденных Генеральным секретарем и утвержденных либо принятых к сведению Советом. Кроме того, в данном разделе рассматриваются случаи, когда государства-члены потребовали или предложили Совету провести расследование или направить на место миссию по установлению фактов.

C. Статьи 35, 11 и 99 — передача споров и ситуаций на рассмотрение Совета Безопасности

Статья 35 Устава предоставляет государствам-членам и государствам, не являющимся членами Организации, право довести до сведения Совета Безопасности информацию о любом споре или ситуации, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность. В данном разделе рассматриваются случаи, связанные со спорами и ситуациями, которые были доведены государствами до сведения Совета Безопасности согласно положениям статьи 35. С 1989 года в этот раздел также включаются случаи, касающиеся новых споров и ситуаций, которые были доведены до сведения Совета Безопасности Генеральным секретарем и Генеральной Ассамблеей в контексте статей 99 и 11 (3) Устава соответственно. Наряду с информацией общего характера, касающейся процедуры и тенденций в практике передачи споров, в разделе приводится таблица сообщений о спорных вопросах и ситуациях, переданных на рассмотрение Совета Безопасности государствами, Генеральной Ассамблеей и Генеральным секретарем, с указанием участвующих государств и мер, которые необходимо принять Совету Безопасности.

D. Статьи 36–38 и глава VI в целом — вынесение рекомендаций сторонам

Статьи 36–38 Устава Организации Объединенных Наций определяют круг полномочий Совета Безопасности и ограничения, которые должен соблюдать Совет в плане вынесения рекомендаций в отношении мирного разрешения споров, способных поставить под угрозу международный мир и безопасность или переданных на рассмотрение Совета сторонами. Как правило, эти рекомендации не рассматриваются в качестве мер обязательного характера, подпадающих под главу VII Устава. В настоящем разделе Справочника содержатся материалы обсуждений, касающихся компетенции Совета Безопасности в отношении рассмотрения спора или ситуации и его полномочий на вынесение соответствующих рекомендаций в рамках главы VI Устава.

E. Решения Совета Безопасности по вопросам мирного разрешения споров

Глава VI Устава содержит различные положения (статьи 33 (2), 36 (1), 37 (2) и 38), которые уполномочивают Совет Безопасности выносить рекомендации в отношении мирного разрешения споров. В настоящем разделе Справочника представлен обзор применения этих положений. В частности, приводятся рекомендации, вынесенные Советом Безопасности в отношении участвующих в конфликте сторон, а также решения Совета, в которых он обращается к Генеральному секретарю с просьбой о предоставлении добрых услуг в целях мирного урегулирования споров (см. также раздел Взаимоотношения с Секретариатом).

www.un.org

§ 3. Средства мирного разрешения международных споров

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международноправовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». В приведенной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров. Не упомянуты лишь добрые услуги. Неко-торые мирные средства, получившие свое договорно-правовое оформление еще в конце XIX — начале XX в., названы в ст. 33 иначе. Так, под обследованием Устав ООН имеет в виду следственные комиссии, т е. следственную процедуру, а под примирением — согласительные комиссии.

В современных условиях практику применения средств раз-решения международных споров следует развивать и активно использовать в целях предотвращения и улаживания внутриго-сударственных конфликтов.

Переговоры. Это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров. Переговоры играют ведущую роль среди других мирных средств в связи с тем, что конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение су-веренной воли заинтересованных сторон. Независимо от их предмета переговоры должны начинаться и протекать без ка-ких-либо предварительных ультимативных условий, принуж-дения, диктата и угроз.

Позитивный исход переговоров может выразиться либо в непосредственном разрешении спора по существу, либо в достижении договоренности о применении иного мирного средства разрешения спора. Однако если переговоры не привели к определенному соглашению, стороны обязаны продолжить поиск путей взаимоприемлемого урегулирования разногласий.

Консультации сторон. Как средство мирного урегулирования споров консультации стали применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии Указанные особенности консультаций способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультации: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также в зависимости от обстоятельств как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. Можно считать, что консультации являются разновидностью переговоров.

Консультации могут иметь факультативный или обязательный характер. Ряд многосторонних соглашений содержит положения, обязывающие стороны обращаться к консультациям при возникновении споров и разногласий, связанных с их применением или токованием. Такие положения содержатся, например, в ст V Конвенции о запрещении разработки, про-изводства и накопления запасов бактериологического (биоло-гического) оружия и их уничтожении 1972 г., ст. IX Конвенции 1993 г., предусматривающей аналогичные меры в отношении химического оружия, ст. 21 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества 2000 г. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терро-ризма 2005 г предусматривает консультации для обеспечения ее эффективного осуществления, проводимые сторонами непо-средственно или через Генерального секретаря ООН и с помо-щью международных организаций (ст. 20).

Обследование. Ото средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемешаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т. д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Установление фактов может осуществляться временным органом, образуемым международным институтом без представи тельства спорящих сторон. Так, в декабре 2008 г. Совет ЕС постановил учредить Международную миссию для установления фактов в связи с вооруженным конфликтом на Кавказе, произошедшим после вооруженного нападения грузинских войск на мирных жителей и российский воинский контингент в Цхинвали в августе 2008 г. Миссии было поручено в срок до 31 июля 2009 г. представить результаты своего расследования сторонам конфликта, Совету ЕС, ОБСЕ и ООН.

Учреждение Международной миссии предусмотрено, в частности, Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. (ст. 90). Цель Миссии — расследовать любые факты, представляющие собой серьезное нарушение названных соглашений, а также содействовать путем оказания добрых услуг восстановлению уважительного отношения к ним.

Придавая большое значение действиям по установлению фактов. Генеральная Ассамблея в 1991 г. приняла Декларацию об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности. Декларация исходит из того, что при выполнении своих функций, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, СБ ООН и Генеральной Ассамблее необходимо иметь подробную информацию о любом споре или ситуации.

Декларация определяет порядок создания миссий по установлению фактов. Решения о направлении таких миссий могут принимать Совет или Ассамблея. Для направления таких миссий на территорию любого государства необходимо предварительное согласие этого государства. Декларация рекомендует для организации и проведения миссий пользоваться прежде всего услугами Генерального секретаря, который должен составлять и обновлять списки экспертов, привлекаемых к работе в миссиях. Однако допустимо использовать и какой-либо специальный вспомогательным орган СБ ООН или Генераль-ной Ассамблеи.

Примирение (согласительная процедура). Как средство мирного урегулирования споров примирение в отличие от обследования включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации.

Выводы сшласительной комиссии имеют факультативный характер и не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре. Наиболее подробно порядок создания и функционирования согласительной комиссии изложен в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 г., пересмотренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.

Акт предусматривает возможность рассмотрения споров как в постоянных, так и временных согласительных комиссиях, создаваемых спорящими сторонами.

Различные варианты согласительной (примирительной) процедуры предусмотрены в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.. Конвенции ООН по морскому праву. В 1995 г. в рамках ООН были разработаны Типовые правила по примирению споров между государствами (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 50/50 от 11 декабря 1995 г.). Эти правила могут использоваться в тех случаях, когда государства в письменной форме договорились об их применении. При этом на любой стадии примирительного процесса стороны могут просить 1 енерального секретаря ООН оказать им помощь в реализации процедуры примирения. Результаты работы созданной на основании правил комиссии по примирению имеют рекомендательный характер.

Добрые услуги. Так называют действия не участвующей в споре стороны (государства, международной организации, известного общественного или политического деятеля), направленные на установление контактов между спорящими сторонами. Добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответст-вующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.

Предложение добрых услуг не должно рассматриваться в качестве недружественного акта по отношению к спорящим сторонам.

Посредничество. Предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в пере- говорах спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не имеют для спорящих сторон обязательный характер.

Добрые услуги СССР, перешедшие затем в посредничество, сыграли позитивную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта и привели к принятию конфликтующими сторонами Ташкентской декларации от 10 января 1966 г.

Со стороны ООН осуществлением функций добрых услуг и посредника, как правило, занимаются Генеральный секретарь ООН или его специальные представители, действующие на основе резолюции СБ ООН или Генеральной Ассамблеи ООН.

Регламентация порядка осуществления посредничества содержится в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 гг.

Следует отметить, что в современных условиях перечисленные выше мирные средства разрешения споров нередко дополняют друг друга, применяются комплексно или могут эволюционировать от одного к другому. Элементы добрых услуг и посредничества присутствовали в миссии Президента Франции Н. Саркози, когда он, действуя от имени ЕС, в котором тогда председательствовала его страна, способствовал прекращению вооруженного насилия в конфликте на Кавказе в августе 2008 г.

Международный арбитраж. Использование международного арбитража для разрешения споров между государствами берет начало в глубокой древности. Известны многие случаи арбитражного разрешения споров, один из которых относится к истории Древней Греции. В 445 г. до н. э. в договоре о союзе между Спартой и Афинами стороны обязались не прибегать к войне, если другая сторона хочет передать спор на арбитраж В 432 г. до н. э. Спарта обвинила Афины в нарушении этого договора. Когда Афины предложили, чтобы в соответствии с договором спор был передан в арбитраж, Спарта отклонила это предложение и вторглась в Афины. После того как Спарта бы-ла разгромлена, утверждалось, что это произошло из-за нару-шения ею торжественной клятвы, за что она была наказана бо-гами. После продолжавшейся в течение 10 лет войны меж 1у сторонами в 421 г до н. э. был заключен так называемый Ни- киев мир, в котором было упомянуто взаимное обязательство не прибегать к войне и передавать все будущие споры в арбит-ражный суд. Но история повторилась, когда несколькими го-дами позже Спарта потребовала арбитражного разбирательства, ссылаясь на нарушение договора 421 г. до н. э., а Афины отказались от этого. Спарта начала боевые действия, в результате которых Афины были разгромлены Так как последние отказались от арбитража, то боги, как полагали в то время, больше не были на их стороне.

Современная же история арбитражного рассмотрения споров началась с образования на основе Англо-американского договора о дружбе, торговле и мореплавании 1794 г («договор Джея») трех смешанных комиссий. В XIX в. было образовано уже более 200 арбитражных судов.

В 1872 г. арбитражный суд, занимавшийся рассмотрением Алабамского спора между США и Великобританией, своим решением обязал английское правительство возместить США ущерб в размере 15,5 млн долл., связанный с продажей англичанами южанам военных кораблей, уничтоживших в период Гражданской войны в Америке (1861 — 1865 гг.) несколько десятков американских судов. Это решение имело важное значение для определения юрисдикции арбитражных судов.

Международный арбитраж представляет собой добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой будет обязательным для сторон в споре. Обяза-тельность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров.

Существуют два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж и временный (арбитраж ad hoc). В отличие от постоянного арбитраж ad hoc создается соглашением сторон, именуемым компромисс или третейская запись, для рассмотрения только данного конкретного спора. Указанное соглашение содержит описание предмета спора, состав суда, его компетенцию, принципы и процедуру арбитражного разбирательства, а также положение о признании сторонами в споре обязательности арбитражного решения.

Важную роль в развитии института арбитража сыграли Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 гг. В соответствии с этими конвенциями в 1901 г. в Гааге была учреждена Постоянная палата третейского суда (ППТС) с целью «облегчить возможность обращаться без замедления к третейскому суду в случае международных споров, которые не могли быть улажены дипломатическим путем» (ст. 41), которая формально существует до сих пор. Однако постоянно функционируют только Административный совет и бюро (канцелярия) Палаты во главе с генеральным секретарем. Каждое из участвующих в конвенциях государств (их в настоя-щее время около 80) назначает четырех компетентных лиц из числа своих граждан в качестве членов палаты (арбитров). Россия — член палаты, и четыре ее юриста-международника образуют национальную группу палаты. Из общего списка членов палаты стороны в споре и выбирают арбитров. За время своего существования Палата рассмотрела около 30 межгосударственных споров.

В первой половине 1990-х гг. Палата приняла ряд ныне действующих документов, определяющих факультативные правила рассмотрения споров. Среди них можно выделить: Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя государствами; Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя сторонами, из которых только одна является государством; Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между международными организациями и государствами; Факультативные правила примирения и др.

Арбитражной практике известны два вида юрисдикции постоянных арбитражей: факультативная и обязательная. В первом случае для передачи спора в арбитражный орган необходимо обоюдное согласие всех сторон, во втором — достаточно требования одной из сторон.

В договорной практике СССР были случаи признания обязательной юрисдикции международного арбитража. Так, Советский Союз являлся участником таких конвенций и договоров, содержащих арбитражную оговорку, как Конвенция о Всемирной метеорологической организации 1947 г.. Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии 1955 г.. Конвенция ООН по морскому праву. Среди недавних международных актов, в которых закреплен принцип обязательного применения арбитража, — Конвенция ООН против коррупции 2003 г. и Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.

Можно выделить три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство:

специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж;

специальное положение (арбитражная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора,

общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж). Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон.

Судебное разбирательство. В основе своей судебное разбирательство сходно с третейским. К наиболее существенным факторам, обусловливающим сходство между судом и арбитражем, следует отнести окончательность выносимого решения и его юридически обязательный характер для сторон в споре. Различие между арбитражем и международным судом заключается главным образом в порядке их образования и касается преиму-щественно способа формирования численного и персонально-го состава, функционирования и т. д.

Первым постоянным международным судом стала ППМП, статут которой был принят Собранием Лиги Наций в 1920 г. Палата прекратила свое существование в 1946 г. В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является МС ООН. Суд осуществляет деятельность на основе Статута МС ООН (Статут — неотъемлемая составная часть Устава ООН), а также Регламента Суда, принятого в 1946 г. и пересмотренного в 1978 г.

Международному Суду ООН специально посвящена следующая глава учебника. Здесь же достаточно отметить, что существование этого суда не исключает возможности создания специальных международных судов на основе других соглаше-

ним как универсального, так и регионального характера. В связи с этим можно назвать Международный трибунал по морскому праву1, ЕСПЧ, Суд Европейских Сообществ, Межамериканский суд по правам человека, Суд Восточно-Африканского сообщества и др.

knigi.news

Смотрите еще:

  • Пособие по бетону и железобетону Пособие к СНиП 3.09.01-85 Пособие по гелиотермообработке бетонных и железобетонных изделий с применением покрытий СВИТАП Способы доставки Курьерская доставка (7 дней) Почта РФ Пособие распространяется […]
  • Документы для оформления российской пенсии Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. п. 3, 6 ст. 5, пп. 5, 8 п. 1 […]
  • Ведомственные приказы мвд Приказ МВД России от 20 апреля 2017 г. N 220 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации" Приказ МВД России от 20 апреля 2017 г. N 220"О ведомственных знаках отличия […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.