Оплата обязательств по налогу

У организации «А» (заказчика) возникла обязанность перед организацией «Б» (подрядчиком) по оплате выполненных работ. Организация «Б» уступила право требования оплаты работ организации «В» (общий режим налогообложения), заключив с ней договор цессии. Обязанность организации «А» перед организацией «В» (новым кредитором) по оплате подрядных работ желает исполнить третье лицо (организация «Г»). Как должно быть оформлено документально такое исполнение обязательства в пользу организации «В»? Каковы особенности налогообложения и бухгалтерского учета у организации «В» (цессионария) в связи с погашением третьим лицом задолженности заказчика?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Новый кредитор (цессионарий) вправе (а в ряде случаев обязан) принять от третьего лица оплату выполненных работ в качестве исполнения обязательства должника (заказчика). Такое исполнение прекращает обязательство должника.
При получении денежных средств от третьего лица во исполнение обязательства должника у цессионария возникнет налоговая база по НДС, определяемая как сумма превышения суммы оплаты выполненных работ над суммой расходов на приобретение требования их оплаты.
Сумма оплаты работ, полученная от третьего лица, включается в доходы цессионария, учитываемые при налогообложении прибыли, на дату получения этой суммы. При исчислении налога на прибыль организаций цессионарий вправе уменьшить полученный доход на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Обоснование позиции:

1. Гражданско-правовые аспекты

В соответствии с п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании договора цессии право требования к должнику, принадлежащее первоначальному кредитору в обязательстве, переходит к новому кредитору (п. 1 ст. 382, ст. 388 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что в случае, если должник не возлагал исполнение обязательства на третье лицо, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, в следующих случаях:
— должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства;
— такое третье лицо подвергается опасности утратить свое право на имущество должника вследствие обращения взыскания на это имущество.
Таким образом, в настоящей ситуации организация «В» (цессионарий (новый кредитор), к которому перешло право требования по договору подряда) обязана принять от организации «Г» (третьего лица) оплату за должника (организацию «А», заказчика по договору) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
— заказчик возложил на третье лицо исполнение обязательства по оплате выполненных работ;
— заказчик просрочил исполнение денежного обязательства по оплате подрядных работ;
— третье лицо подвергается опасности утратить свое право на имущество заказчика вследствие обращения взыскания на это имущество новым кредитором (в частности, в случае, если новый кредитор является залогодержателем имущества заказчика, право на которое имеет третье лицо).
При отсутствии этих обстоятельств организация «В» не обязана, но и не лишена права принять от третьего лица оплату работ за заказчика.
Как свидетельствует судебная практика, исполнение обязательств третьим лицом за должника перед кредитором представляет собой один из способов надлежащего исполнения обязательств (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2016 N 16АП-152/10). Это означает, что при получении цессионарием денежных средств от третьего лица, производящего оплату за заказчика, обязательство заказчика перед цессионарием по оплате работ прекращается надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
Способов подтверждения указанных выше обстоятельств гражданское законодательство не устанавливает. Полагаем, что подтвердить возложение заказчиком обязанности по оплате выполненных работ на третье лицо может соглашение между заказчиком и этим лицом или письмо заказчика в адрес третьего лица с просьбой произвести исполнения обязательства по договору подряда.
В случае, если новый кредитор обязан принять от третьего лица исполнение за заказчика в отсутствие факта возложения заказчиком исполнения обязательства на третье лицо (например, при просрочке в оплате работ по договору подряда) или новый кредитор не обязан принимать такое исполнение, но использует свое право это сделать, во избежание риска предъявления третьим лицом требования о возврате неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ) следует убедиться, что оплата третьим лицом произведена не ошибочно, а именно за заказчика во исполнение его обязанности оплатить стоимость работ по договору подряда. Иными словами, во избежание последующих споров организации «В» необходимо удостовериться, что третье лицо действительно имело намерение исполнить обязанность заказчика. Подтверждением такого намерения может быть, например, письмо третьего лица в адрес нового кредитора, а также указание в платежном документе назначения платежа, из которого будет следовать, что оплата производится за организацию «А» во исполнение ее обязательства по договору подряда, заключенному с организацией «Б» (смотрите также постановление АС Центрального округа от 10.02.2016 N Ф10-5113/15).

2. Налог на добавленную стоимость

Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость (НДС) при передаче имущественных прав определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 этого кодекса.
Особенности исчисления НДС при уступке денежного требования определяются положениями ст. 155 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 155 НК РФ налоговая база по НДС при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором, в частности, при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
Таким образом, в связи с прекращением обязательства должника, исполненного третьим лицом, у цессионария возникает обязанность исчислить НДС.
Согласно п. 8 ст. 167 НК РФ момент определения налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав определяется как день прекращения соответствующего обязательства, то есть применительно к рассматриваемой ситуации как день получения денежных средств от третьего лица, исполнившего обязательство за должника.
Минфин России обращает внимание налогоплательщиков, что на уступку прав, вытекающих из всех других гражданско-правовых договоров или из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, данная норма не распространяется (письмо Минфина России от 19.09.2007 N 03-07-05/58).
Соответственно, в день получения денежных средств от третьего лица организация «В» должна исчислить НДС (если реализация работ, право требования оплаты которых было уступлено, в настоящей ситуации не относится к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ). Налог в этом случае исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемом случае налоговая база по НДС у организации «В» возникнет только при получении денежных средств от третьего лица, уплатившего их за должника.

3. Налог на прибыль организаций

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях главы 25 НК РФ прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ.
Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 279 НК РФ при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику, в частности, при прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.
Иными словами, доходы (выручка) организации «В» будут равны сумме, которую она получит от третьего лица, исполнившего за должника обязанность по оплате работ. До момента погашения обязательства у налогоплательщика (организации «В») дохода не возникает, поскольку дата получения дохода в таком случае определяется как день последующей уступки денежного требования или исполнения должником данного требования (п. 5 ст. 271 НК РФ). Полагаем, что это правило применимо и при исполнении обязательства третьим лицом, так как оно влечет те же правовые последствия, что и исполнение обязательства самим должником (обязательство должника в этом случае считается надлежащим образом исполненным).
Соответственно, при получении дохода от прекращения обязательства по оплате работ налогоплательщик сможет учесть в целях налогообложения прибыли расходы по приобретению права требования у организации «Б». До момента определения дохода стоимость приобретенного права требования в расходах организации не учитывается (смотрите также письма Минфина России от 29.07.2013 N 03-03-06/2/30028, от 08.11.2011 N 03-03-06/1/726, от 06.08.2010 N 03-03-06/1/530).
Таким образом, объектом обложения налогом на прибыль организаций у цессионария в рассматриваемом случае будет разница между доходами, полученными от погашения задолженности, и понесенными расходами на приобретение права требования.

4. Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете организации «В» приобретенная на основании договора цессии дебиторская задолженность относится к финансовым вложениям организации в соответствии с п. 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (далее — ПБУ 19/02).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) наличие и движение финансовых вложений учитывается на счете 58 «Финансовые вложения».
На дату погашения задолженности заказчика перед цессионарием в бухгалтерском учете организации «В» отражается выбытие финансового вложения (п. 25 ПБУ 19/02).
Поступления, получаемые от выбытия финансовых вложений в виде права требования, когда это не является предметом деятельности организации, организация учитывает в составе прочих доходов (п. 7, п. 10.1, п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 34 ПБУ 19/02).
Поскольку третье лицо не является стороной в обязательстве по оплате работ, а лишь производит его исполнение за должника, прекращение права требования отражается в учете цессионария в том же порядке, как если бы обязательство исполнил сам должник.
Таким образом, погашение задолженности перед цессионарием, который приобрел соответствующее право требования, может быть отражено следующими записями:
Дебет 76, субсчет «Расчеты с должниками» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражена причитающаяся к получению задолженность от должника;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с должниками»
— произведена оплата требования третьим лицом за должника;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «НДС»
— начислен НДС (по расчетной ставке 18/118);
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 58
— списана первоначальная стоимость выбывшего финансового вложения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Принятые бюджетные обязательства — бухгалтерские проводки

Отправить на почту

Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.
  • Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

    В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

    Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

    Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

    Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

    Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

    Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

    Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

    Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

    Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

    Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.
  • Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

    Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

    Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).
  • При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).
  • В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

    В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.
  • Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

    Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

    Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

    Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.
  • Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
    • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
    • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

    Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

    • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
    • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
    • Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

    • Дт 1 502 11 226;
    • Кт 1 502 12 226.
    • В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

    • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
    • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.
    • Выплата зарплаты: счета и проводки

      Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

      Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

      В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

    • Дт 1 502 11 211;
    • Кт 1 502 12 211.
    • Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

      При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

      1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

    • Дт 1 501 13 211;
    • Кт 1 502 11 211.
    • Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

    • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
    • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.
    • 2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

      Освоение целевых субсидий: счета и проводки

      Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

      В данном случае мы будем использовать проводки:

      1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

    • Дт 5 506 10 225;
    • Кт 5 502 11 225.
    • Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

    • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
    • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
    • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
    • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.
    • Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

      2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

    • Дт 5 502 11 225;
    • Кт 5 502 12 225.
    • Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

      Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

    • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
    • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
    • Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

      Ознакомиться с иными сведениями об учете обязательств бюджетным учреждением вы можете в статьях:

      Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

      nalog-nalog.ru

      Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

      Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

      В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

      Что такое бюджетные и денежные обязательства?

      Согласно статье 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства, в свою очередь, – это обязанность получателя бюджетных средств выплатить определенные денежные средства. Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

      Таким образом, бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО). А денежные обязательства отражают те средства, которые необходимо выплатить по факту выполнения гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках бюджетных полномочий или в соответствии с положениями законодательства РФ, условиями договора (соглашения).

      Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

      Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

      Как правило, денежные обязательства появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.

      Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

      Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

      Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

      Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

    • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
    • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов
    • После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

      Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

      Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

      Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

      В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

      Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

      Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

      Роль казначейства в исполнении обязательств

      Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

      Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

      Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ.

      Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

      Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

    • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
    • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».
    • Пример. 9 января ГРБС до казенного учреждения доведены ЛБО на текущий год по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ — 3 000 000,00 руб.:

      1. Дебет КРБ 1 501 15 211 Кредит КРБ 1 501 13 211 — отражены полученные ЛБО текущего финансового года в сумме 3 000 000,00 руб.;
      2. Дебет КРБ 1 501 13 211 Кредит КРБ 1 502 11 211 — приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы в сумме 3 000 000,00 руб.;
      3. Дебет КРБ 1 502 11 211 Кредит КРБ 1 502 12 211 — учтено денежное обязательство в сумме начисленной заработной платы за определенный период (месяц).

      Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

      Статья подготовлена

      grnt.ru

      Смотрите еще:

      • Отбывает наказание в ик Определение места отбывания наказания осужденного Заявку об определении места отбывания осужденного Раздел УЗНИК, все учреждения ФСИН РФ. Эконом ЗАЯВКА, о направлении осужденного в места лишения свободы […]
      • Налог на гараж в гск Проблемы строительных участков в ГСК: налоги на гараж в гаражном кооперативе Строительный гаражный кооператив – это потребительская и некоммерческая организация. Создавая его, преследуют часто одну цель – […]
      • Загранпаспорт в москве для граждан рф Оформление загранпаспорта в Москве для иногородних без регистрации и прописки Можно ли получить загранпаспорт без регистрации в Москве? Многие сталкиваются с этим вопросом, так как длительное время живут в […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.