Особенности расчета налог на имущество

Особенности расчета налога на имущество

Организация зарегистрирована в Москве в Межрайонной налоговой инспекции (МИФНС), специализирующейся на учете земельного налога. Расчеты по налогу на имущество организаций она раньше сдавала в эту же налоговую, а также производила оплату с указанием в поле «получатель» этой МИФНС. Объекты недвижимости организации располагаются в том же муниципальном округе, где находится организация, по территориальному признаку относящемуся к другой налоговой инспекции (далее – территориальный налоговый орган).

В апреле 2014 года организация получила письмо из территориального налогового органа о необходимости уплаты и сдачи расчетов по налогу на имущество организаций в части объектов, налог по которым рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, в территориальный налоговый орган. Организации не понятно, чем это вызвано, ведь ни объекты, ни их местонахождение не изменились. Ей не удалось прояснить ситуацию и после телефонных разговоров с инспекторами обеих инспекций.

Действительно ли с 01.01.2014 нужно сдавать расчеты по налогу на имущество организаций, причем только по объектам, для которых налог рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, а также производить оплату в территориальный налоговый орган, то есть сдавать 2 расчета в разные налоговые инспекции?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Карасёва Анна, Родюшкин Сергей.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В связи с тем что вся сумма налога на имущество зачисляется в региональный бюджет города Москвы, без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, Ваша организация вправе сдавать декларации и уплачивать налог в полном объеме по месту регистрации организации, при согласовании с налоговым органом по данному субъекту (приказ ФНС России от 24.11.2011 г. № ММВ-7-11/895).

При этом, в связи с полученными указаниями территориальной ИФНС, рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в финансовые органы г. Москвы.

В соответствии с подп. 1 ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

Согласно положениям п. 3 ст. 12 НК РФ, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При их установлении определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ, налоговые льготы, основания и порядок их применения, а также, с учетом изменений, введенных в действие с 01.01.2014 Федеральным законом от 02.11.2013 г. № 307-ФЗ (далее – Закон 307-ФЗ), могут устанавливаться особенности определения налоговой базы.

Согласно общей норме организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 НК РФ). При этом местом нахождения недвижимого имущества признается в соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 83 НК РФ место фактического нахождения имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ налог на имущество организаций уплачивается в порядке, установленном региональным законодательством. В общем случае он зачисляется в региональный бюджет (п. 1 ст. 56 БК РФ).

В то же время законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут определяться порядок установления и нормативы отчислений от региональных налогов и сборов в бюджеты внутригородских муниципальных образований (п. 4 ст. 58 БК РФ).

С 1 января 2014 Законом 307-ФЗ введена группа объектов недвижимости, в отношении которой налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость этих объектов.

Для данной группы предусмотрены специальный порядок исчисления и уплаты налога, в соответствии с которым налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (п. 13 ст. 378.2, п. 3 ст. 382, п. 6 ст. 383 НК РФ).

Это, скорее всего, и дало основания требовать территориальному налоговому органу уплаты налога по месту нахождения данного имущества.

Однако порядок представления расчетов, регламентируемый ст. 386 НК РФ, практически не изменился. Согласно ему налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (абзац третий п. 1 ст. 386 НК РФ).

Таким образом, по сути, кроме алгоритма вычисления, ничего не изменилось.

По объектам недвижимого имущества и раньше нужно было платить налог по их местонахождению (ст. 385 НК РФ).

Остался прежним код бюджетной классификации (приложение 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Налоговая декларация и налоговый расчет по авансовому платежу (приложения 1, 4 к приказу ФНС России от 24.11.2011 г. № ММВ-7-11/895 (далее – приказ № ММВ-7-11/895)) пополнились разделами 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая (инвентаризационная) стоимость» и «Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость» соответственно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам (п. 3 ст. 382 НК РФ). Данное положение также подтверждает необходимость отдельного определения сумм налога в разрезе территорий.

В Вашей ситуации нет разделения по территориальному признаку, поэтому, если бы в Вашем регионе не были организованы межрайонные налоговые инспекции (что от Вас никак не зависит), Ваша организация числилась бы в территориальном налоговом органе, заполняла бы единственную налоговую декларацию по налогу на имущество, причем к начислению в расчете была бы единственная сумма по единственному ОКТМО и соответствующая единственная оплата.

В соответствии с положениями Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного Приказом № ММВ-7-11/895 (далее — Порядок заполнения декларации), в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКТМО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу (абзац первый п. 1.6 Порядка заполнения декларации).

Здесь же указано, что организация вправе заполнить одну налоговую декларацию по всему имуществу в случае, если организация, и (или) обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, и (или) объект недвижимого имущества, находятся:

– на территории одного муниципального образования, в бюджет которого полностью или частично зачисляется налог. В этом случае по всему имуществу, находящемуся на территории этого муниципального образования, исчисляется общая сумма налога. В строке 010 налоговой декларации указывается код ОКТМО данного муниципального образования (абзац третий п. 1.6 Порядка заполнения декларации);

– на территориях разных, но подведомственных одному налоговому органу муниципальных образований, в бюджет которых полностью или частично зачисляются налоговые платежи. В одной декларации Вы исчисляете сумму налога отдельно по каждому муниципальному образованию и указываете соответствующий код ОКТМО (абзац четвертый п. 1.6 Порядка заполнения декларации).

В том случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации (абзац второй п. 1.6 Порядка заполнения декларации).

Письмом УМНС России по г. Москве от 27.02.2004 г. № 23-01/1/12408 «О порядке уплаты налога на имущество организациями, имеющими на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся в различных административно-территориальных районах г. Москвы» устанавливалось, что организации, состоящие на учете в межрайонных инспекциях МНС России по г. Москве, производят уплату налога и включают данные по объектам недвижимости, расположенным на территории г. Москвы, в налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по налогу, представляемые в межрайонные инспекции МНС России по г. Москве по месту своего учета.

Причем мотивом такого решения с учетом того, что налог целиком поступает в бюджет города Москвы, называлось повышение эффективности налогового контроля и сокращения расходов по администрированию налога на имущество организаций.

Других разъяснений, в том числе отменяющих высказанное мнение УМНС России по г. Москве, пока не опубликовано.

Таким образом, несмотря на введение в действие с 1 января 2014 года специальных норм главы 30 НК РФ в отношении недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, мы не видим причин для изменения порядка уплаты налога на имущество организаций и предоставления расчетов в налоговые органы в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории г. Москвы, для организации, состоящей на учете в межрайонной инспекции МНС России по г. Москве.

Поэтому, мы полагаем, что Ваша организация вправе сдавать декларации и уплачивать налог в полном объеме по месту регистрации организации, при согласовании с налоговым органом по данному субъекту.

В соответствии с административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 г. № 99н (далее – Регламент), государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) предоставляется согласно п. 19 Регламента ее территориальными органами – УФНС России по субъектам РФ, межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня.

Таким образом, по данному вопросу можно сделать запрос в налоговые органы с целью получения официальных разъяснений.

В ситуации, когда налоговая инспекция, курирующая налогоплательщиков на своей территории, придерживается иной позиции, можно посоветовать обратиться с просьбой об официальных разъяснениях по вопросу применения закона субъекта РФ в соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ в финансовые органы субъекта РФ (смотрите также, например, письма Минфина России от 25.11.2013 г. № 03-05-05-01/50810, от 18.12.2013 г. № 03-05-05-01/55962).

Законом г. Москвы от 20.11.2013 г. № 63 определено, что налоговая база может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 300 кв. м. площади объекта на одного налогоплательщика в отношении одного объекта (по выбору) при одновременном соблюдении условий:

– налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства и состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором уменьшается налоговая база;

– за предшествующий налоговый период средняя численность работников составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. руб.

Кроме того, если, например, в помещениях центра налогоплательщики осуществляют образовательную и (или) медицинскую деятельность, то налог на имущество уплачивается в размере 25% от суммы налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

taxpravo.ru

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налог на имущество физических лиц на территории РФ введен Законом РФ от 19.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (Закон). Он является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками данного налога являются физические лица — собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

Для расчета налоговой базы используется инвентаризационная стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений и сооружений.

Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта (т.е. всего дома, всей квартиры или всех объектов недвижимости, находящихся в собственности физического лица) с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Информацию об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января каждого года в налоговые органы представляют органы технической инвентаризации (ОТИ/БТИ).

Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма всех инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, определяющего ставки по данному налогу.

Необходимо отметить, что не всеми органами местного самоуправления приняты ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Так, Решением Думы муниципального образования города-курорта Геленджик Краснодарского края от 18.11.2005 №153 ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества.

В настоящее время налогоплательщиками получены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц, в которых сумма налога, подлежащая уплате, значительно превышает показатели предыдущих лет. Во многих случаях это связано с увеличением инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д. согласно сведениям, представленным в налоговые органы органами технической инвентаризации.

Законом определены предельные ставки налога в зависимости от стоимости имущества:

  • до 300 тыс. руб. — не выше 0,1%;
  • от 300 тыс. до 500 тыс. руб. — от 0,1 до 0,3%;
  • свыше 500 тыс. руб. — от 0,3 до 2,0%.
  • При этом представительным органам местного самоуправления дано право изменять ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д.), типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.) и по иным критериям.

    Нередко в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования недвижимости и/или по иным критериям не предусмотрена. Вместе с тем представительные органы повсеместно ввели ставку налога, дифференцированную в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

    Таким образом, особенность исчисления налога на имущество физических лиц состоит в том, что ставка налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования, и его инвентаризационной стоимости.

    В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении данного имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в указанном имуществе.

    Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает у каждого собственника имущества. При этом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, определяется на основании установленного главой 16 Гражданского кодекса равенства долей каждого из собственников в праве собственности.

    Учитывая изложенное, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта налогообложения (всего жилого дома, всей квартиры и т.д.) и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости всего объекта.

    Бывают ситуации, когда на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой — на праве общей совместной собственности.

    В таком случае налоговыми органами исчисляется сумма налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности этого налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

    Обязанность территориальных налоговых органов РФ заключается в правильности исчисления налога на имущество физических лиц и направлении уведомлений налогоплательщикам в сроки, указанные в Налоговом кодексе, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока уплаты.

    От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются:

    • Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
    • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
    • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
    • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
    • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
    • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
    • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
    • Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

      • пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ;
      • гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами РФ;
      • родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
      • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;
      • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.

          © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

          www.subschet.ru

          Налог на имущество: формула расчета

          nalog_na_imushchestvo_organizaciy.jpg

          Похожие публикации

          Наличие недвижимого имущества на балансе организации автоматически делает последнюю плательщиком налога на имущество. В отличие от физлиц, расчет по данному сбору для которых производят сами налоговики, рассылая готовые квитанции с суммами к уплате, компании обязаны рассчитывать налог самостоятельно. Порядок расчета налога на имущество организаций мы и рассмотрим в данном материале.

          Налог на имущество на федеральном и региональном уровне

          Общие правила, когда производится расчет налога на имущество, определены в главе 30 Налогового кодекса. В то же время региональные власти устанавливают более детальный порядок перечисления платежа и отчетности по нему для конкретного субъекта РФ.

          Есть два основных параметра, связанных с исчислением суммы налога на имущество, общие принципы по которым установлены в Налоговом кодексе, но могут видоизменяться введением в действие местных законов.

          Во-первых, это ставка налога. Так, например, статьей 380 Налогового кодекса установлен верхний предел размера налога для общих случаев – 2,2%. В той же статье говорится, что местные власти самостоятельно определяют свои ставки платежа в пределах данного значения, на которые в конечном итоге и должны ориентироваться налогоплательщики данного региона страны.

          Другая особенность в том, что отчетные периоды по налогу на имущество в разных субъектах могут не совпадать. Это опять же связано с общими положениями Налогового кодекса. Общий расчет платежа компании обязаны производить по итогам года. Но порядок исчисления налога на имущество организаций – авансовый, что означает необходимость рассчитываться с бюджетом по окончании 1 квартала, полугодия и 9 месяцев. Но на уровне субъекта РФ эта обязанность перечислять налог по частям ежеквартально может быть отменена. В этом случае налог на имущество уплачивается общей суммой по окончании года. Более того, власти региона имеют полномочия в том числе и устанавливать срок оплаты авансов по налогу, а также дату перечисления годового платежа.

          В то же время несмотря на некоторую вариативность в расчете налога на имущество организаций, связанную со ставками налога и отчетными сроками, есть один неизменный для всех плательщиков подход к определению налоговой базы для расчета платежа. Она в свою очередь определяется двумя способами для каждого из двух существующих с точки зрения Налогового кодекса видов имущества.

          Расчет имущественного налога по среднегодовой стоимости

          Первый вариант определения налоговой базы – условно говоря, традиционный. Он применяется по умолчанию.

          Юрлица признаются плательщиками имущественного налога тогда, когда у них на балансе числится имущество, являющееся объектом налогообложения, проще говоря – основные средства. К таковым может относиться дорогостоящее оборудование, автомобили, прочие механизмы, а также недвижимость. При этом для расчета налога на имущество учитываются не все основные средства. Обо всех возможных исключениях рассказывается в статье 374 Налогового кодекса. Так, в состав облагаемого имущества не попадают ОС из первой и второй амортизационной группы. Напомним, что распределение конкретных ОС между теми или иными группами производится исходя из Постановления Правительства РФ № 1 от 1 января 2002 года, либо же на основании технических условий и рекомендаций производителей, если объект имущества в перечне классификатора не прописан.

          Далее, в расчете налога на имущество не участвуют такие специфические активы, как объекты культурного наследия, суда, зарегистрированные в международном реестре, объекты природопользования, некоторые другие объекты. Конечно, к большинству коммерческих компаний последнее не относится, поскольку владеют подобным имуществом сравнительно небольшое число собственников, однако не сказать о самом существовании таких исключениях нельзя.

          Традиционная формула расчета налога на имущество организаций учитывает среднюю стоимость объектов, включенных в налоговую базу. Она в свою очередь определяется исходя из показателя остаточной стоимости имущества, то есть разности между стоимостью объекта по данным счета 01 «Основные средства» и отраженной по счету 02 по этим же объектам амортизации. Данные показатели определяются на каждое 1 число месяца отчетного периода.

          Пример расчета налога на имущество

          Рассмотрим пример расчета налога на имущество исходя из остаточной стоимости имущества в течение года по следующим данным:

          spmag.ru

          Разъяснения

          Налог на имущество физических лиц в 2017 году: ставки, льготы, расчет, примеры расчета суммы налога на имущество.

          Налогом облагают только недвижимость (или доли в ней): квартиры, комнаты, дома, дачи, гаражи, капитальные постройки, недострой. Единственное исключение — земля. По ней платят не налог на имущество физических лиц, а земельный налог. Поэтому земельные участки налогом на имущество не облагаются.

          Налог обязаны платить только собственники недвижимости или доли в ней. Как получено это имущество в собственность (по договору дарения, купли-продажи, в наследство и т. д.) значения не имеет. Поэтому налог на имущество физических лиц не платят те, кто собственником недвижимости не является. Например, если вы проживаете в квартире по договору социального найма или аренды, то платить налог с ее стоимости вы не должны. В то же время, если вы сдаете квартиру, которая находится в вашей собственности в найм, то вы обязаны платить налог в общем порядке. Порядок расчета и уплаты налога на имущество физических лиц определяется главой 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц». В ней перечень имущества, облагаемого налогом, ставки и льготы по налогу.

          СОДЕРЖАНИЕ

          Какое имущество облагают налогом

          Перечень видов недвижимости с которой платят налог есть в статье 401 Налогового кодекса. Налогом на имущество физических лиц облагают:

        • жилой дом;
        • жилое помещение (квартира, комната);
        • гараж или машино-место;
        • единые недвижимые комплексы;
        • объекты незавершенного строительства;
        • другие здания, строения, помещения и сооружения.
        • С какого момента вы становитесь обязанным платить налог

          Налог нужно платить за каждый месяц календарного года. Но платят его только один раз в год за все месяцы в которых вы обязаны платить налог. Такая о бязанность возникает с месяца, когда у вас появилось право собственности на недвижимость. Но здесь есть 2 простых правила. Цитата из статьи 408 Налогового кодекса:

          «Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

          Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается . «

          Итак, налог платить не надо за месяц:

          • если право собственности получено после 15-го числа;
          • если право собственности передано до 15-го числа.
          • Налог платить надо за месяц:

          • если право собственности получено до 15-го числа;
          • если право собственности передано после 15-го числа.

          Проще говоря, если квартира находилась в вашей собственности половину месяца, то вы обязаны платить налог. Если меньше половины, то такой обязанности у вас нет (она есть у другого собственника).

          Пример
          Вы получили право собственности на квартиру. Льгот по налогу на имущество у вас нет.

          Ситуация 1
          Право собственности получено 10 сентября. Вы обязаны заплатить налог за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь текущего года.

          Ситуация 2
          Право собственности получено 23 сентября. Вы обязаны заплатить налог за октябрь, ноябрь и декабрь текущего года. За сентябрь налог не платят, так как право собственности получено после 15-го числа этого месяца.

          Расчет налога на имущество. Общий порядок

          Чтобы рассчитать налог достаточно умножить стоимость недвижимости на ставку налога. Но проблема в том, что в разных регионах стоимость недвижимости определяют по разному. Есть два варианта:

        • в расчет берут кадастровую стоимость недвижимости (она приближена к рыночной цене);
        • в расчет берут инвентаризационную стоимость недвижимости (она значительно ниже рыночной цены).
        • Кадастровую стоимость берут, если местные власти приняли закон, который предусматривает расчет налога исходя именно из нее. Если же такого закона нет, то налог платят по инвентаризационной стоимости. Перечень регионов в которых введен расчет налога по кадастровой стоимости смотрите по ссылке.

          Таким образом сумму налога считают по формуле:

          Налог на имущество по кадастровой стоимости

          Чтобы определить сумму налога на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости нужно:

          1. Узнать кадстровую стоимость имущества (квартиры, дачи, гаража), которое будет облагаться налогом.
          2. Узнать ставку налога на имущество физических лиц, которая действует в регионе где это имущество находится.

          Как узнать кадастровую стоимость имущества

          Налоговая инспекция получает данные о кадастровой стоимости недвижимости из Государственного кадастра недвижимости, который ведет Росреестр. Эти данные общедоступны. Вы можете их получить на нашем сайте через сервис «Узнать кадастровую стоимость недвижимости».

          Как узнать ставку налога на имущество

          Ставка налога зависит от вида имущества, которое находится в вашей собственности. Например, жилые квартиры облагают налогом по ставке 0,1% от кадастровой стоимости. А вот по гаражам ставка может достигать и 2%. В статье 406 Налогового кодекса есть лишь базовые ставки налога. Конкретную ставку определяют местные власти. Они вправе как снизить базовую ставку (вплоть до нуля), так и увеличить ее (но не больше чем в 3 раза). Разумеется местные власти, обычно, увеличивают базовые ставки.

          Приведем базовые ставки налога и ставки, установленные в Москве (в качестве примера)

          ⇒ Жилые дома и жилые помещения (квартиры, комнаты)

          ⇒ Единые недвижимые комплексы, в состав которых входят жилые дома

          ⇒ Хозяйственные строения или сооружения (площадью не более 50 кв. м), которые расположены на земельных участках, предназначенных для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

          до 10 млн. руб. включительно

          свыше 10 и до 20 млн. руб. включительно

          свыше 20 и до 50 млн. руб. включительно

          свыше 50 и до 300 млн. руб. включительно

          свыше 300 млн. руб.

          до 300 млн. руб. включительно

          Как рассчитать налог на имущество физических лиц по кадастровой стоимости

          Как мы уже говорили сумму налога определяют предельно просто. Для этого кадастровую стоимость того или иного имущества умножают на ставку налога, которая действует в вашем регионе.

          Но расчет налога исходя из кадастровой стоимости ведут с учетом двух особенностей.

          Первая особенность. При расчете налога кадастровую стоимость некоторых объектов уменьшают на необлагаемый минимум (он называется налоговый вычет). В отношении разных объектов он разный. Вот размеры минимумов, которые не облагают налогом:

          Местные власти вправе увеличивать размеры необлагаемого минимума. Если ваша недвижимость меньше минимума, то налог с ее стоимости платить не нужно.

          Вторая особенность. Сумма налога рассчитаная по кадастровой стоимости значительно превысит налог, который вы платили раньше по инвентаризационной стоимости. Возможно в десятки раз. Чтобы вы не очень расстраивались, сумму превышения нового налога над старым уменьшают на специальный коэффициент. Он составляет:

          То есть в любом случае вы заплатите больше чем раньше. Но повышение налога будет «плавным» и «незаметным» для вас.

          Пример
          У человека находится в собственности двухкомнатная квартира площадью 65 кв. метров. До 2016 года в регионе, где находится квартира, налог считали по инвентаризационной стоимости. За 2015 год его сумма составила 865 руб. С 2016 года в этом регионе налог считают по кадастровой стоимости. Ставка налога по квартирам составляет 0,1%. Кадастровая стоимость квартиры — 4 850 000 руб.

          Кадастровая стоимость квартиры, облагаемая налогом (то есть за вычетом 20-ти не облагаемых кв. метров), составит:
          4 850 000 руб. — 4 850 000 руб. : 65 кв.м. х 20 кв. м. = 3 357 692 руб.

          Годовая сумма налога за 2016 год составит:
          3 357 692 руб. х 0,1% = 3358 руб.

          Это несколько больше, чем было в 2015 году (865 руб.). Поэтому к сумме превышения применяем понижающий коэффициент 0,2.

          — за 2016 год
          865 руб. + (3358 руб. — 865 руб.) х 0,2 = 1364 руб.

          — за 2017 год
          865 руб. + (3358 руб. — 865 руб.) х 0,4 = 1862 руб.

          — за 2018 год
          865 руб. + (3358 руб. — 865 руб.) х 0,6 = 2361 руб.

          — за 2019 год
          865 руб. + (3358 руб. — 865 руб.) х 0,8 = 2859 руб.

          — за 2020 год
          без всяких лишних расчетов — 3358 руб.

          И это при условии, что кадастровая стоимость этой квартиры не увеличиться (а она пересматривается ежегодно и, как ни странно, в сторону увеличения).

          Налог на имущество по инвентаризационной стоимости

          Этот порядок применяют, если в вашем регионе местные власти так и не приняли решение о порядке расчета налога по кадастровой стоимости. Что бы определить сумму налога на имущество физических лиц нужно:

        • Узнать инвентаризационную стоимость всей вашей недвижимости, которая облагается налогом.
        • Узнать ставку налога на имущество при его расчете по инвентаризационной стоимости, которая действует в том регионе где это имущество находится.
        • Рассчитать сумму налога по простому алгоритму.
        • Как узнать инвентаризационную стоимость имущества

          Почти никак. Инвентаризационную стоимость определяет Бюро технической инвентаризации (БТИ) вашего региона. Вы можете направить в БТИ письменный запрос на предмет конкретного объекта. Они обязаны ответить на ваш запрос и указать инвентаризационную стоимость объекта.

          Как узнать ставку налога и рассчитать налог

          Ставка налога зависит от суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, которые числятся за вами в соответствующем регионе. То есть, чтобы определить ставку нужно сложить стоимость всех объектов. Чем больше инвентаризационная стоимость тем выше ставка. В статье 406 Налогового кодекса есть лишь базовые ставки налога. Конкретную ставку определяют местные власти.

          Налоговым кодексом установлены следующие ставки:

          Если местным законом ставки не определены, то налог рассчитывают по ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.

          Власти вашего региона могут поделить недвижимость на виды и установить по ним разные ставки. Например, суммарную инвентаризационную стоимость жилых домов, квартир и комнат облагагать по одной ставке, а гаражей, машино-мест, незавершенки и нежилых помещений — по другой. В этом случае налог по каждому виду имущества считается отдельно по «своей» ставке. Чтобы узнать есть такое деление или нет, нужно читать закон того региона, в котором находится недвижимость.

          Внимание!
          При определении ставки налога суммируются данные по всем вашим объектам. В том числе и по тем, по которым предоставлены льготы и с которых налог вы не платите. Закон не предусматривает, что они должны исключаться из расчета.

          Для расчета суммы налога за год инвентаризационную стоимость каждого объекта умножают на ставку налога. Стоимость имущества по которому вы пользуетесь льготов в расчете не участвует.

          Пример
          Пенсионер имеет в собственности 2 квартиры в одном и том же регионе. Первая с инвентаризационной стоимостью 290 000 руб., вторая — 260 000 руб. По первой квартире пенсионер пользуется льготой и налог не платит. Со стоимости второй квартиры он платит налог в общем порядке. Также у него в собственности 2 гаража. Их инвентаризационная стоимость составляет 42 000 и 35 000 руб. По первому гаражу пенсионер налог также не платит.

          В регионе, где находятся квартиры установлены ставки налога при суммарной инвентаризационной стоимости:

          — до 500 000 руб. — 0,1 процент;
          — свыше 500 000 руб. — 0,3 процента.

          Деление недвижимости по видам при расчете налога в регионе не предусмотрено.

          Суммарная инвентаризационная стоимость недвижимости составляет:
          290 000 + 260 000 + 42 000 + 35 000 = 627 000 руб.

          В отношении всех объектов ставка налога — 0,3 процента. Она применяется при начислении налога по второй квартире и второму гаражу.

          Годовая сумма налога составит:

          — по квартире:
          260 000 руб. х 0,3% = 780 руб.

          — по гаражу:
          35 000 руб. х 0,3% = 105 руб.

          Льготы по налогу на имущество физических лиц

          Некоторые имеют льготы по налогу на имущество. Например, Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп и инвалиды с детства (вне зависимости от группы). Полный перечень льготников дан в статье 407 Налогового кодекса. Подробно о том как применять льготы по налогу на имущество мы написали на сайте (см. ссылку).

          Приложение. Перечень регионов где налог рассчитывают с кадастровой стоимости

          vashnal.ru

          Смотрите еще:

          • Закон о парашютах Подписан закон об ограничении размеров "золотых парашютов" для топ-менеджеров госкомпаний Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 56-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой […]
          • П2 ст 13 об осаго П2 ст 13 об осаго Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
          • Решение суда взыскание неустойки по осаго Решение суда взыскание неустойки по осаго Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.