Порядок применения огнестрельного оружия закон о полиции

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Комментарий к Ст. 19 федерального закона «О полиции» в РФ

1. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция обязана уведомить близких родственников или близких лиц гражданина. Причем сначала принимаются меры к уведомлению близких родственников. И только если уведомить таковых нет возможности, к примеру, близких родственников у лица нет, уведомлению подлежит кто-либо из числа близких лиц гражданина, которому причинен физический вред.

2. Законодатель не требует уведомлять не являющихся близкими родственниками иных родственников. Последние могут быть уведомлены, если они являются близкими лицами лица, которому причинен вред здоровью.

4. В ч. 5 комментируемой статьи отсутствует требование уведомления близких родственников или близких лиц гражданина, погибшего в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Между тем мы бы рекомендовали осуществление и данной разновидности уведомления.

5. Под прокурором в ч. 6 комментируемой статьи 19 ФЗ о Полиции понимается надзирающий прокурор. Обычно таковым является прокурор обслуживаемого органом внутренних дел, в котором трудится сотрудник полиции, района (города).

6. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к статье 2 ФЗ «О полиции».

10. См. содержание и комментарий к ст. 5 закона «О полиции», п. 3 ч. 1 ст. 12, ст. ст. 21, 23 настоящего Федерального закона.

zakonopolitsii.ru

Основания и порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Ст. 19 Федерального закона «О полиции»:

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Применение физической силы

Ст. 20 Федерального закона «О полиции»:

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Применение специальных средств

Ст. 21 Федерального закона «О Полиции»:

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные;

2) специальные газовые средства;

3) средства ограничения подвижности. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства;

5) электрошоковые устройства;

6) светошоковые устройства;

7) служебных животных;

8) световые и акустические специальные средства;

9) средства принудительной остановки транспорта;

10) средства сковывания движения;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

14) средства разрушения преград.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

Ст. 22 Федерального закона «О полиции»:

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

crimlib.info

Разделы сайта

Беликин В.В. , д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Косиковский А.Р. , к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Филимонов В.А. ,
старший преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Порядок применения сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия.

Порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия -это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию. Если основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указывают на то, когда и в каких случаях их можно применять, то порядок применения заключается в том, как и каким образом это должно делаться. Он включает в себя действия сотрудника полиции непосредственно перед применением, в момент и после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При применении специальных средств и огнестрельного оружия не должны применяться приемы и способы, причиняющие необоснованные ситуацией повреждения и страдания, а также унижающие человеческое достоинство.

Нормативные правовые установления регламентируют, что сотрудник полиции, обязан прибыть незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, потребовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а в случае необходимости пресечь противоправные деяния, устранить угрозы безопасности граждан и общественной безопасности вплоть до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Как требует Закон РФ «О полиции» [2], сотрудник полиции перед применением специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

1. Сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции.

Данное положение связано с тем, что полицейский должен соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина независимо от их возраста, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, являются ли они законопослушными либо совершают преступление или административное правонарушение.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство.

2. Предупредить граждан о своем намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Предупреждение о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей — через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены.

Предупреждение о намерении применить оружие может быть подано выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль. Предупреждая о своем намерении применить физическую силу, специальное средство или огнестрельное оружие, сотрудник полиции должен также, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его законные требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия, не приближаться ближе указанного расстояния и т.д.

В целом значение предупреждения заключается в том, что:

  • во-первых, сотрудник полиции ориентируется на принятие всех других мер для отражения нападения или осуществления задержания;
  • во-вторых, предупреждение нападающего либо задерживаемого голосом или выстрелом дает возможность сотруднику полиции еще раз убедить в серьезности намерений и необходимости применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
  • В случае применения специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение, как правило, делает командир подразделения полиции или один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

    Наряду со штатными подразделениями, созданными и действующими на постоянной основе, в деятельности полиции используются подразделения, создающиеся для выполнения оперативно-служебных задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств, так называемые временные подразделения (сводные отряды, снайперские группы, группы захвата [1]) и т.п. В таком случае предупреждение, как показывает практика, делает командир сводного подразделения полиции или специально назначенное лицо данного подразделения.

    Командир подразделения, отдавая приказ о применении огнестрельного оружия, несет персональную ответственность за обоснованность и законность своих действий. Сотрудник полиции, действующий в составе подразделения и получивший явно незаконный приказ о применении оружия, обязан руководствоваться законом и вправе не выполнять данный приказ. На основании ст. 42 УК РФ сотрудник полиции, применивший огнестрельное оружие во исполнение обязательного для него приказа, если незаконность приказа не была очевидной для сотрудника полиции, не будет нести уголовной ответственности. Уголовную ответственность в случае наступления соответствующих последствий несет командир подразделения, отдавший незаконный приказ. Сотрудник полиции, действовавший в составе подразделения и исполнивший заведомо для него незаконный приказ о применении огнестрельного оружия, будет нести уголовную ответственность на общих основаниях при наступлении тяжких последствий.

    Имеют место случаи, когда сотрудник полиции в соответствии с ФЗ «О полиции» [2] имеет право не предупреждать гражданина о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие.

    Если промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении о применении специальных средств или огнестрельного оружия.

    Закон позволяет применять силу или оружие не только тогда, когда на сотрудника полиции наведен ствол пистолета, но и тогда, когда данный предмет готовится для использования (огнестрельное или холодное оружие выхвачено из потайного места и т.д.).

    Предупреждение не делается также и тогда, когда промедление в применении специальных средств и огнестрельного оружия может повлечь иные тяжкие последствия, например, взрыв, возгорание какого-либо объекта, железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т.п.

    Кроме того, законом предусмотрены и иные случаи, когда исключается из правил обязательное предупреждение граждан о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие, например специальные средства:

  • в случаях установления специальных окрашивающих средств («химических ловушек») в какой-либо организации для выявления лиц, совершающих преступления;
  • при применении светозвуковых средств отвлекающего воздействия;
  • при задержании подозреваемого во время нахождения сотрудников полиции в засаде;
  • при освобождении заложников.
  • Огнестрельное оружие без предупреждения применяется:

  • при побеге из-под стражи лица, имеющего оружие или использующего транспортное средство;
  • при побеге содержащегося под стражей лица из транспортного средства во время его движения либо в ночное время, в условиях пониженной видимости, лесистой местности и т.п. случаях.

Перед применением сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия он обязан всесторонне оценить сложившуюся обстановку, сделать выводы для принятия решения по их использованию с учетом минимизации вероятного причинения ущерба.

3. Непосредственное применение сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия.

При применении специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, при этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Причинение телесных повреждений, тем более ставших причиной смерти, ни в коей мере не является целью применения специальных средств и оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи правосудию. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к специальным средствам или огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для задержания лица, совершающего побег из-под стражи на угнанном или захваченном транспортном средстве, в ряде случаев может оказаться достаточным применение оружия по колесам транспортного средства, но не по самому беглецу. Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он, по возможности, должен стремиться сохранить ему жизнь, т.е. вести огонь по рукам, ногам.

В то же время следует подчеркнуть, что при наличии оснований применения огнестрельного оружия, предусмотренных ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О полиции» [2], допускается причинение посягающему или задерживаемому лицу любого вреда, вплоть до лишения жизни. В данном случае речь идет не о жесткой позиции сотрудников полиции причинять наименьший ущерб, а об стремлении к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным. Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной, стрессовой обстановке, которая возникает в случае необходимости его применения. Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований законов не несет за это юридической ответственности. Признаются правомерными также действия сотрудника полиции, который, имея в соответствии с законом право прибегнуть в данной ситуации к огнестрельному оружию, рассчитывает обойтись без него, но все же, причиняет посягающему или задерживаемому лицу физический вред неосторожным выстрелом.

В зависимости от характера и силы оказываемого лицами сопротивления сотруднику полиции он должен минимизировать свои действия по применению специальных средств или огнестрельного оружия, используя предоставленные ему права адекватно угрозе. Первичные действия должны носить характер применения физической силы, затем, специальных средств и только в исключительных случаях огнестрельного оружия.

В результате применения сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия им может быть причинен гражданину вред здоровью. В этом случае он обязан принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшему гражданину.

4. Действия сотрудника полиции после применения специальных средств или огнестрельного оружия.

После применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате их применения, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Следует учесть, что первая медицинская помощь — это комплекс срочных простейших мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании, проводимых на месте происшествия самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом, находящимся поблизости (взаимопомощь). Целью оказания первой помощи является прекращение воздействия повреждающего агента и возможное уменьшение ущерба, нанесенного организму этим воздействием (например, промывание глаз при химическом ожоге, остановка кровотечения путем пережатия сосуда, иммобилизация при травмах конечностей и позвоночника).

Сотрудник полиции должен и сам уметь оказать первую помощь пострадавшему. Она заключается в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения и самостоятельном или через оперативного дежурного органа внутренних дел вызове скорой медицинской помощи, либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение. Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — и посягавшим, и задерживаемым, и случайным лицам, причем независимо от того, правомерно или неправомерно они применялись.

Неоказание помощи сотрудником полиции таким лицам влечет дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии со ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» и может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание», согласно которой таковыми признаются совершенные умышленные преступления сотрудником полиции.

Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Необходимо осмотреть их одежду и находящиеся при них вещи, с тем, чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Реализация сотрудником полиции предоставленного ему права применения специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) является в соответствии с Законом обстоятельством, влекущим определенные юридические последствия (например, о причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина и кроме того, о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов).

Нормой закона не определено, в чьи непосредственные обязанности входит уведомление о случившемся (тех должностных лиц, которые имели отношение к причинению повреждений, либо тех, кому стало известно об этом). В сочетании с тем, что уведомление должно быть произведено в возможно короткий срок, предполагается, что действия полицейских все же зависят от конкретных обстоятельств случившегося, места события, транспортной удаленности, технических и иных факторов, так или иначе влияющих на процесс уведомления в течение 24 часов. Закон прямо возлагает обязанность уведомления именно на должностных лиц полиции, а не на какое-либо физическое или должностное лицо, не проходящее службу в полиции. При этом, уведомление не целесообразно поручать лицу, непосредственно применившему оружие, в целях соблюдения этических норм.

Способы уведомления (письменный, устный, с использованием электронных устройств, средств связи, в том числе почтовой, и т.п.) нормой закона не определены, что позволяет сотруднику полиции выбрать любой способ, удобный для него и наиболее быстро технически осуществимый.

Законодательно к сотрудникам полиции предъявляется требование об информировании в течение 24 часов прокурора о применении специальных средств или огнестрельного оружия, который должен провести прокурорскую проверку на предмет соблюдения сотрудниками полиции требований закона относительно порядка, условий и правил применения специальных средств или огнестрельного оружия.

Предметом указанных проверок является возможное наличие (или отсутствие) в действиях сотрудника полиции состава преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ (в частности, превышения должностных полномочий).

Еще одно из условий, которое возлагается на сотрудника полиции после применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, это принятие мер к сохранению обстановки места совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, на которых, в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, гражданину было причинено ранение либо наступила его смерть.

Указанные меры могут включать обеспечение охраны, оцепления места события, сохранности, физической целостности и сохранения исходных свойств, находящихся на нем имущества, предметов, документов, транспортных средств, строительных конструкций, зданий и сооружений и т.п.

При этом сотрудник не должен исключать возможности нового, порой еще более интенсивного нападения со стороны сообщников погибшего и иных лиц [4].

Рапорт о факте применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции представляет непосредственному руководителю не позднее 24 часов с момента применения специальных средств или огнестрельного оружия. Данный рапорт является основанием для организации служебной проверки, порядок проведения которой определен Инструкцией о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России [3].

В случае утраты сотрудником полиции трудоспособности или по иным обстоятельствам, при которых сотрудник полиции не имеет физической возможности подать такой рапорт, руководитель органа внутренних дел назначает служебную проверку без названного документа.

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет специальные средства и огнестрельное оружие (например, во время проведения специальных операций в условиях чрезвычайных происшествий криминального характера) в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы). В таких случаях они применяются, как правило, по команде руководителя операции, но это не снимает ответственности с непосредственного исполнителя за правомерность соответствующих действий.

Список литературы

1. О противодействии терроризму: ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ, 2006, № 32.

2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28.

3. Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140.

4. Яромчук Е.В. Действия сотрудника органов внутренних дел после применения огнестрельного оружия. // «Сборник статей победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами Академии МВД Республики Беларусь. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. С. 193.

www.bnti.ru

Смотрите еще:

  • Увольнение министров в россии Названы главные кандидаты на увольнение из правительства России 7 февраля 2018, 15:58 [ «Аргументы Недели» ] После мартовских выборов президента в Российской Федерации будет сформирован новый состав […]
  • Возраст заключения договора по общему правилу ТРУДОВОЕ ПРАВО Исключения для лиц, достигших 15 лет Исключения для лиц, достигших 14 лет 4. Исключения для лиц, не достигших 14 лет По общему правилу, заключение трудового договора допуска­ется с лицами, […]
  • Льготы на лекарства матерям одиночкам Также на основании свидетельства, мать – одиночка имеет право получать дополнительные денежные выплаты. Перечень их точно такой же, как и у обычных матерей, только эти льготы несколько больше по […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.