Пособие по черчению в школе

Экзаменационные тестовые задания по черчению (базовый уровень) за курс основной общеобразовательной школы

Разделы: МХК и ИЗО

Экзамен по предмету “Черчение” в 9-м классе традиционно учащиеся сдают по билетам, которые состоят из двух частей: 1 часть -два вопроса теории; 2 часть – графическая работа. В виде эксперимента, в течении последних лет ведется работа по индивидуальной , комплексной проверке знаний учащихся . Предлагается две формы сдачи экзамена (по выбору): 1) учащиеся на теоретические вопросы отвечают по тест-картам, а графическая часть выполняется в отдельно назначенное время; 2) учащиеся сдают экзамен по традиционной форме – отвечают по билетам (два вопроса по теории +графическая часть).

При первом варианте — уровень ответов и графических работ на порядок выше, чем при традиционной сдаче экзамена (время затрачивается равное).

Оптимальное количество вопросов и “тест-карт” было определено в результате многолетней работы при подготовке к экзаменам по черчению. Учащимся предлагались тесты отдельно по каждому разделу, теме, блоку. Вопросы и графические задания уточнялись, корректировались. Уточнялось максимальное количество вопросов на одну “тест-карту”, анализировались ответы, определялось количество допущенных ошибок, блок вопросов (их 10) сгруппирован из разных тем .

Предлагаемый вариант тестов разработан на основе учебно-методического комплекта по черчению под редакцией В.В.Степаковой. М.: Просвещение, 2001. Задания и вопросы теста соответствуют учебникам других авторов, и отражают общеобразовательную учебную программу “ Черчение”. Учителя, работающие по учебникам других авторов, могут их использовать для проверки знаний и умений школьников на итоговом уроке. Эти тесты не следует считать окончательными. Они рассматриваются как один из возможных вариантов, требуют дальнейших исследований и доработок.

Литература:

1.Степакова В.В..Черчение:Учебн.для общеобразоват. учреждений.М. Просвещение, 2001.

2.Гордиенко Н.А. Степакова В.В. Черчение. 9-й кл.: Учебн. для общеобразоват. школ. М.Аст, 1999.

3. Словарь-справочник по черчению: Кн. Для учащихся.В.Н.Виноградов, Е.Н. Василенко и др., М.Просвещение, 1993.

4.Преображенская Н.Г. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: учебное пособие для учителя. – М.: Просвешение, 1986.

5.Степакова.В.В.Методическое пособие по черчению. Графические работы. М.: Просвещение, 2001.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения применению разрезов на чертежах в курсе черчения восьмилетней школы

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Козлова, Юлия Федоровна, 1981 год

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРЕЗОВ НА ЧЕРТЕЖАХ В

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Анализ практики использования разрезов в производственных чертежах.

1.2. Анализ практики обучения применению разрезов на чертежах в учебном процессе.

1.2.X. Формирование понятий, связанных с изучением разрезов.

1.2.2. Учебные задачи на оперирование разрезами и их применение в графической деятельности

ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗРЕЗОВ.

2.1. Методика отбора графических задач для исследования особенностей их решения

2.2. Выявление готовности учащихся к овладению умением применять разрезы на чертежах

1 серия.Влияние сфо^мированности у школьников понятий о видах изображений на решение задач.

2 серия.Выявление признаков разрезов на черте

3 серия.Выявление особенностей формы невидимых частей поверхности деталей

2.3. Изучение особенностей применения разрезов на чертежах.

1 серия. Применение разрезов на чертежах по заданной аксонометрической проекции детали

2 серия. Применение разрезов на чертежах деталей симметричной и асимметричной формы

3 серия. Вшолнение чертежей с выбором необходимых разрезов.

ГЛАВА Ш. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИМЕНЕНИЮ РАЗРЕЗОВ

3.1. Обоснование методики обучения и ее основные положения.

3.2. Содержание и результаты экспериментального обучения.

Введение диссертации по педагогике, на тему «Методика обучения применению разрезов на чертежах в курсе черчения восьмилетней школы»

Актуальность исследования. Основные положения о совершенствовании процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях сформулированы на ХХУ1 съезде КПСС, в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе /7; 87. Согласно этим положениям в работе с учащимися должны реализовываться принципы всестороннего и гармоничного их развития в процессе осуществления всеобщего среднего политехнического образования. Усиливается внимание к тем методам обучения, которые способствуют формированию у школьников готовности к использованию своих знаний и умений в созидательной деятельности.

Эти направления, определяющие общие задачи совершенствования образования и воспитания советских людей, в полной мере относятся и к графической подготовке учащихся, которая связана с усвоением правил и условностей оформления рабочих чертежей. Именно поэтому столь необходимо исследование, направленное на всестороннее изучение особенностей чтения и выполнения чертежей, содержащих разрезы, поскольку среди изображений на чертежах в условиях современного производства они являются наиболее значимыми.

Промышленное производство, строительство, инженерная геология, медицина, биология, геофизика — вот далеко не полный перечень областей, где применяются разрезы как изображения. Не имея возможности проникнуть взглядом в объект, увидеть, например,строение вулкана или определить конструкцию невидимой части объекта, человек на основе знаний и представлений о разрезах использует этот прием передачи информации для решения практических задач.

В дидактическом отношении актуальность темы исследования усиливается тем обстоятельством, что в процессе графической подготовки формирование у школьников знаний и умений, необходимых для применения разрезов, как особого вида изображений на чертежах, является одной из наиболее важных задач в курсе черчения.

Вместе с тем педагогическое значение изучения разрезов заключается в развитии пространственных представлений у учащихся, в формировании их готовности к более успешному изучению других учебных предметов, например, стереометрии, физики, химии и т.д., а также к дальнейшей деятельности школьников в сфере производства.

Однако, устранению несоответствия между объективным значением изучения разрезов в курсе черчения и недостаточным развитием методики обучения применять их на чертежах не уделяется должного внимания. До сих пор проводились лишь исследования частных вопросов. Так, Б.Ф.Ломов /101/ рассматривал с психологических позиций готовность учащихся к выполнению разрезов в условиях традиционного и экспериментального обучения. В диссертации Л.М.Государского /62/ изучались отдельные стороны формирования приемов выявления формы невидимых частей поверхности деталей., В работе Г.Р.Кима /86/ исследовался процесс преобразования вида в разрез. Что касается методических рекомендаций для учителей /45; 54; 60; 61; 67; 73; ИЗ; 128 и др.), то в них внимание сосредоточивается главным образом на разъяснении известных положений ЕСКД.

Исключение составляют разработки А.Д.Ботвинникова /34; 35/, в которых показаны некоторые новые подходы к обучению учащихся применению разрезов на чертежах и поставлен вопрос о необходимости всесторонней экспериментальной проверки их эффективности.

В учебных программах по черчению неоднократно пересматривалось число часов, отводимых на изучение разрезов в сторону увеличения. Однако это не способствовало повышению качества обучения. Причину хронического возникновения трудностей и недостаточно высокого уровня усвоения учебного материала при из учеши темы «Разрезы», видимо следует искать в содержании учебного материала и методике обучения.

Проблема данного исследования состоит в выявлении специфических особенностей учебной деятельности учащихся, связанной с применением разрезов на чертежах и определением путей совершенствования содержания и мало разработанных вопросов методики изучения разрезов в школьном курсе черчения.

Этим определяется цель исследования. Она заключается в разработке методики обучения, обеспечивающей повышение эффективности усвоения знаний о разрезах, развития умений применять их на практике.

Гипотеза исследования. Если на экспериментальной основе выявить особенности учебной деятельности школьников в процессе применения разрезов на чертежах, то это позволит теоретически обосновать условия построения эффективной методики обучения. В основу такой методики может быть положен поэтапный подход с учетом разделения учебных задач на предвар^ие и основные. Это будет способствовать преодолению трудностей при использовании разрезов на чертежах и обеспечит более глубокое понимание учащимися сущности этого вида изображения.

Объектом исследования выступает учебная деятельность школьников, связанная с усвоением знаний о разрезах и их применением при выполнении чертежей.

Предметом исследования является изучение особенностей связи между применением условных графических изображений, отражающих невидимое для глаза наблюдателя строение предметов и влиянием вариативной методики обучения этому виду деятельности на повышение уровня развития графической подготовки учащихся.

1. Выявить особенности применения разрезов на чертежах в учебной и производственной деятельности.

2. Изучить учебную деятельность учащихся в процессе решения графических задач, связанных с оперированием разрезами.

3. Определить дидактические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования графических знаний и умений, необходимых для применения разрезов на чертежах и на этой основе разработать методические рекомендации учителям.

Основными методами исследования являются: изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, программных документов партии и Правительства, связанных с развитием народного образования; изучение и анализ психолого-педагогической, методической и технической литературы по технологии производства, инженерной графике и другим областям знаний; анализ диссертационных работ по теме исследования; анализ школьных учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, дидактических материалов и методических статей; анализ графической документации на современных промышленных предприятиях; наблюдение за учебным процессом; лабораторный эксперимент с целью изучения процесса формирования графических знаний и умений; анкетирование, беседы с учителями и конструкторами, анализ и обобщение их опыта; выявление и анализ уровня сложности учебных графических задач с помощью графов; экспериментальные занятия с учащимися; обучающий эксперимент.

Исследование проведено в три этапа.

Первый этап осуществлялся в 1976-77 учебном году. На этом этапе определялась проблема исследования, проводился анализ рабочих чертежей деталей, используемых на промышленных предприятиях с точки зрения роли в них разрезов. Одновременно выявлялись знания и умения, на которые должны опираться учащиеся при изучении разрезов. В процессе исследования рассматривались существующая структура учебного материала темы «Разрезы» и методика его изучения, анализировался дидактический материал с точки зрения его соответствия учебным целям. Кроме того, осуществлялось наблюдение и анализировалась практика обучения разрезам в школе, проводились беседы с учителями черчения, методистами институтов усовершенствования учителей, велось анкетирование.

Совместно с лабораторией обучения математике НИИ С и МО АПН СССР под руководством А.Д.Ботвинникова проводилось массовое обследование состояния усвоения учащимися Ж классов основных понятий курса черчения, связанных с умением пользоваться разрезами при решении графических задач.

Второй этап охватывал 1977-78 учебный год. Здесь определялись возможности совершенствования обучения учащихся применению разрезов на чертежах. Разрабатывались методические средства, которые могли бы быть использованы для этого. Проводились экспериментальные занятия с использованием специально подобранного дидактического материала. В ходе исследования определилось оптимальное распределение времени на изучение темы «Разрезы». Параллельно проводилась опытная работа с целью выявления особенностей мыслительной деятельности учащихся в процессе решения графических задач, связанных с применением разрезов. На этом этапе определялись содержание исходных данных задач и последовательность введения этих задач в обучение.

Третий этап проводился в 1978-80 годы. На этом этапе складывалась и сопоставлялась методика, содержащая варианты формирования основных понятий темы «Разрезы». При этом проводилось уточнение и корректировка дидактического материала, разработанного для педагогического эксперимента, определялось его влияние на качество обучения учащихся. На основе выявления наиболее эффективных методических средств обучения были составлены методические рекомендации учителям черчения.

Экспериментальные занятия и уроки проводились в школах №№ 4, 5, 36, 46 г.Липецка, № 329 г.Москвы, № 74 г.Риги, №№ 4, 44 г.Одессы, № 17 г.Ташкента, № 25 г.Ставрополя, № 3 г.Витебска с участием учителей: Н.Н.Алексеева, Н.А.Войковой, Б.С.Грубмана, З.А.Душиной, Е.Т.Жуковой, Т.Г.Ломаевой, А.Умронходжаева, Н.О.Севастопольского.

На всех этапах эксперимента был подвергнут анализу и изучению процесс выполнения изображений 678-ю испытуемыми, в том числе 36 квалифицированными специалистами (учителями и инженерами-конструкторами) . Проанализировано также 25272 решения графических задач и 87 анкет.

О ходе исследования и его результатах доложено на методических конференциях и педагогических чтениях в г.Липецке, на занятиях народного университета учителей при Липецком государственном институте, на межзональном совещании-семинаре заведующих кафедрами начертательной геометрии и инженерной графики ВУЗов Волго-Вятской, Центрально-черноземной и Поволжской зон РСФСР, на заседаниях комиссии по черчению УМС Министерства Просвещения СССР в связи с обсуждением новой программы по черчению и переизданием учебника черчения для средней школы.

Степень научной новизны работы определяется тем, что впервые: проведен всесторонний анализ степени соответствия между школьным обучением применению разрезов на чертежах и использованием разрезов в условиях современного производства; выявлены недочеты обучения при формировании знаний и умений, отрицательно влияющие на качество усвоения школьниками учебного материала; определены особенности учебной деятельности учащихся, связанной с применением разрезов на чертежах; разработана научно обоснованная методика изложения программного материала; составлена группа задач, способствующая формированию понятий о разрезах; даны соответствующие педагогические рекомендации учителям; доказана возможность более высоких результатов обучения при сокращении учебного времени на изучение темы «Разрезы».

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно проведено в соответствии с планом работы НИИ С и МО АПН СССР и результаты его внедрены в практику работы школы и нашли отражение в директивных документах Министерства Просвещения СССР.

1. Внесены целесообразные коррективы в содержание учебного материала и в новую программу по черчению, что позволило сократить время изучения темы «Разрезы» (по сравнению со старой программой число часов уменьшено с 17 до 10).

2. В программе частично заменены условия обязательных графических заданий, с помощью которых у учащихся глубже формируются понятия о назначении разрезов и целесообразности их применения при выполнении чертежей деталей.

3. Соответственно внесены коррективы в учебник черчения для средней общеобразовательной школы.

4. Разработанные рекомендации внедрены в практику обучения школ г.Липецка, Липецкой области, Витебска, Москвы, Риги, Ташкента через городские и областные семинары учителей черчения, курсы повышения квалификации при ИУУ и через учителей, принимавших участие в проведении педагогического эксперимента.

Результаты, полученные в процессе исследования, опубликованы в следующих научно-методических статьях:

1. Особенности содержания некоторых задач, связанных с выполнением разрезов.-В кн.: Актуальные вопросы совершенствования графической подготовки учащихся. Сб.научн.тр. — М., НИИ С и МО АПН СССР, 1980, C.I07-III.

2. Усиление развивающего значения задач, связанных с выполнением разрезов на чертежах. — Школа и производство, 1980, № I, с.69-71 (в соавторстве с А.Д.Ботвинниковым).

3. Из опыта работы обучения учащихся разрезам. — В кн.: Повышение эффективности и качества преподавания черчения. — М.: Просвещение, 1981, с.86-89.

4. Изучение темы «Сечения и разрезы» по новой программе. -Школа и производство, 1981, № I, с.68-70.

5. Особенности решения учащимися задач при изучении темы «Разрезы».-В кн.: Вопросы теории и методики преподавания черчения и рисования в подготовке учителя средней школы. Сб.научн.тр.

М.: МГПИ им.Ленина, 1981, с.88-94.

На защиту выносятся:

— приемы определения сложности графической части условия задач, ее соответствие требованиям современного производства;

— методика обучения, обеспечивающая формирование умений применять разрезы на чертежах при сокращенном количестве часов на изучение программного материала темы «Разрезы».

Объем диссертации составляет 147 страниц машинописного текста. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 14 таблиц, 23 рисунка, 3 диаграммы, приложения. В конце каждой главы даются краткие выводы. Список литературы состоит из 168 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»

1. При отборе содержания учебного материала темы «Разрезы» необходимо учитывать значимость каждого вида разреза в процессе обучения, установленную на основе связи с практикой современного промышленного производства.

2. В процессе построения последовательности учебного материа

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I вариант 2 вариант Традиционное эксперимент, эксперимент. обучение методики методики

Правильный лштеяю 5 ШШШш

Неправильный Без ответа

— 160 ла надо иметь ввиду, что на начальном этапе обучения важное значение имеет установление логических связей между основными понятиями темы, предшествующими и последующими элементами знаний,имеющими особое значение при формировании этих понятий.

3. Обучение учащихся умению применять разрезы на чертежах целесообразно разделить на два этапа. Первый этап основан на формировании у учащихся умений выявлять признаки разрезов как изображения, на обучении действиям, составляющим умение выполнять разрезы. На втором этапе (основном) формируется умение применять разрезы с использованием наиболее рациональных приемов работы, проводится ознакомление с различными видами разрезов, с особенностями их выполнения на чертежах деталей, имеющих различную форму поверхности.

4. Формирование понятия «разрез» возможно на основе анализа , формы частей поверхности, составляющих полость, путем ее модели- : рования. Накопление представлений о форме различных невидимых и видимых частей поверхности детали создает почву для осознанного усвоения сущности разреза и его назначения.

5. Наиболее эффективный результат в формировании понятия «разрез» получен на основе выявления «сходства» между местными разрезами и сечениями, способности учащихся выбирать и переносить в новые условия уже усвоенный учебный материал, определяя при этом общее и различие между рассматриваемыми изображениями.

6. Разделение задач на предваряющие и основные позволило постепенно формировать у учащихся умение применять разрезы на чертежах, получить знания об основных условностях при их изображении.

7. Через решение предваряющих задач удается осуществлять последовательный переход к решению более сложных основных задач по

— 161 теме «Разрезы», что содействует прочному и глубокому усвоению учебного материала, систематизации знаний и создает почву для лучшего усвоения новых графических знаний и умений.

8. Использование специально подобранных задач в соответствии с дидактической направленностью вскрыло значительный резерв времени в сравнении с отводимым учебной программой на изучение темы «Разрезы». Это обеспечило возможность решать школьникам большее число задач с различными преобразованиями, зарекомендовавших себя как эффективное средство качественного формирования графических знаний и умений.

9. Повышенный уровень сформированиести умений анализировать форму видимых и невидимых частей поверхности деталей, выбирать рациональную последовательность выполнения чертежей с разрезами и необходимого разреза с учетом особенностей поверхности деталей, характерен для школьников, обучавшихся по экспериментальной методике. йх контрольные решения свидетельствуют о повышении качества знаний, росте способности к переносу сформированных умений применять разрезы на решение задач с новым для школьников содержанием.

I. Исследование рабочих чертежей деталей в производственной практике с точки зрения имеющихся в них различных изображений показало, что чаще всего для составления чертежей применяются разрезы (примерно 70,7%). Причем разрезы в графической документации используются весьма неравномерно. Предпочтение отдается фронтальному, профильному, местному и соединению части вида с частью разреза. Реже в состав рабочих чертежей включаются сложные и наклонные разрезы, даже если форма деталей вполне этом/ соответствует. В беседе с инженерами-конструкторами выяснилось, что применение простых (кроме наклонных) и местных разрезов на рабочих чертежах объясняется тем, что в производственной практике они более доступны для оперирования пространственными образами. Вместе с тем часто на чертежах деталей, имеющих невидимые части поверхности, разрез является главным и порой единственным изображением (с использованием на изображении условного знака диаметра).

Анализ практики применения разновидностей разрезов в трудовой деятельности и в учебном процессе дает основание утверждать, что в школьном курсе черчения нет согласования с их предпочтительным использованием на рабочих чертежах. В курсе черчения равное внимание уделяется всем видам разрезов, а в практике обучения даже делается акцент на тех из них, которые учащимися усваиваются с большими затруднениями, т.е. на наклонных и сложных.

Данные анализа позволили соотнести графическую часть условия задач, используемых в процессе обучения, с особенностями формы деталей, отображенных на рабочих чертежах с помощью разрезов. Оказалось, что в условии задач на оперирование разрезами часто используются детали по составляющим их поверхностям, далекие от реальных.

В ходе проведенного исследования выявлена полная картина понятий, используемых в школьном курсе черчения до и в процессе изучения темы «Разрезы», определено место понятия «разрез» среди других понятий, выявлены его предшествующие и последующие связи, дана полная характеристика понятия «разрез».

Анализ содержания учебного материала темы «Разрезы», а также ранее изученного учащимися программного материала, показал, что первоначальное ознакомление с понятием «разрез» протекает без учета составляющих это понятие элементов. Между тем оно является сложным для усвоения, поскольку в его состав входит большое число элементов предшествующего и последующего учебного материала курса черчения.

Выявление основных элементов знаний, необходимых для формирования понятия «разрез» и научное определение их значения, дало возможность подобрать несколько более эффективных вариантов компановки учебного материала, особенно на начальном этапе, где обучение строится только на предшествующих связей понятия, а не исходящих от него.

В работе определены отрицательные факторы, влияющие на качество усвоения учебного материала темы. Например, нечеткие разъяснения в учебной литературе сущности разреза, неверные подходы к использованию линий невидимого контура, несогласованность в названиях разрезов в черчении и других учебных предметах, недостаточное внимание к приобретенному ранее опыту и знаниям учащихся о разрезах, полученных при изучении других учебных предметов.

Установлено, что в школьной практике учебные задачи часто не соответствуют целям обучения выполнению разрезов. Чаще они направлены на выработку других умений, не относящихся к изучению

— 164 разрезов. Специальных задач, формирующих знаний о разрезах и умение применять их при выполнении чертежа в учебной литературе недостаточно.

Редко в задачах встречается требование применить рациональный разрез. Чаще дается конкретное указание какой именно разрез необходимо выполнить, что не способствует самостоятельному выбору того или иного изображения. Кроме того, не всегда учитывается требование соответствия формы поверхности отображенной детали применению определенного разреза.

Однако вышеизложенное не определяло сущности деятельности учащихся в процессе оперирования разрезами. Для этого необходимо было специальное исследование.

В исследовании подверглась рассмотрению деятельность учащихся с различным уровнем теоретической подготовки, а также деятельность специалистов в области черчения. Изучался процесс решения графических задач на оперирование разрезами. Поскольку степень сложности исходных данных задач неизбежно отражается на успехах их решения, в экспериментальной работе был использован прием определения ее сложности, разработанный с помощью графов. Он оказался достаточно эффективным, а полученные результаты совпали с теми, которые выявлялись аналитическим приемом.

Основными целями эксперимента были: I) выявление готовности учащихся к овладению умением применять разрезы на чертежах; 2) изучение особенностей применения разрезов при выполнении чертежей. Выявление готовности учащихся осуществлялось в процессе решения задач на сравнение изображений, включающих разрезы, на реконструкцию частично выполненных разрезов, на моделирование полости деталей по чертежу. Особенность применения разрезов на чертежах вскрывалась при решении задач с различными исходными данными: ак

— 165 сонометрические проекции, чертежи (с линиями невидимого контура) деталей симметричной и асимметричной формы, незавершенные чертежи.

В результате исследования определена степень сформированиес-ти у школьников понятий о различных изображениях (видах, сечениях, разрезах, аксонометрических проекциях) и их влияние на решение графических задач. Установлена готовность учащихся к выявлению существенных признаков разрезов. Однако группировки и сравнение изображений по их признакам на понятийной основе доступна только незначительной части учащихся, большее их число не умеют рационально извлекать информацию, заложенную в изображениях, последовательно выявлять их признаки, сопоставлять между собой при определении разновидности изображений.

Вместе с тем выявлено, что задачи на сравнение изображений „ и реконструкцию частично выполненных изображений являются надежным средством подготовки учащихся к самостоятельному выполнению разрезов. Это в полной мере относится и к задачам на выявление формы полости детали путем ее моделирования. G помощью этих задач у школьников формируется умение выявлять признаки разрезов на чертежах фиксированием внимания на выполнении тех действий, которые входят в состав умения выполнять разрезы.

Определено, что выполнение чертежей с применением разрезов связано с целым рядом затруднений: во-первых, в неумении выявлять форму невидимых частей поверхности деталей по заданным изображениям; во-вторых, в неспособности самостоятельно применять разрезы на основе последовательного выявления особенностей формы деталей; в-третьих, в незнании рациональных приемов решения данных задач.

Наблюдения за работой школьников позволили выяснить причины основных затруднений и ошибок, возникающих при выполнении чертежей с разрезами. Они связаны не только с особенностями обучения, но и

— 166 с содержанием задач, используемых в обучении. Например, выполняя разрезы в случае, когда исходными данными являются виды, содержащие штриховые линии для отображения невидимых частей поверхности деталей, учащиеся механически обводят эти линии и не пытаются найти форду этих частей поверхности путем анализа исходных изображений.

В процессе исследования стало ясно, что учащиеся при решении ^ задач на оперирование разрезами используют приемы, не соответствующие работе квалифицированных специалистов.

Эксперимент показал, что предварительное решение специально разработанных задач значительно повышает готовность школьников к пониманию сущности разрезов и рациональному применению их на чертежах. Полученные результаты позволили точнее определить принципы отбора задач и последовательность их введения в учебный процесс, найти конкретные пути формирования знаний и умений, необходимых для изучения учащимися разрезов.

Было выявлено, что экспериментальная учебная работа может быть организована так, что уже на начальном этапе обучения разрезам закладывается основа правильного восприятия исходных изображений, данных в условии задач. Исходя из этого,были составлены задачи, дающие возможность, с одной стороны, определить и детализировать действия, совокупность которых представляет собой умение выполнять разрезы, с другой, — способствовать формированию рациональных приемов выполнения чертежа с применением разрезов.

На основе теоретического и экспериментального исследования удалось перестроить методику обучения учащихся применению разрезов на чертежах, которая совершенствовалась в направлении изменения содержания и последовательности изложения учебного материала темы «Разрезы», введения в процесс обучения таких графических задач,

— 167 которые бы содействовали эффективному усвоению знаний о разрезах и развивали умение применять их на практике.

Приведение в соответствие содержания учебного материала с практикой использования разрезов на производственных чертежах позволило освободить учебный материал от чрезмерной информации, усилить значимость наиболее распространенных видов разрезов (фронтальных, профильных, местных), а все остальные разрезы дать в порядке ознакомления.

Определение логических связей между основными понятиями темы «Разрезы» и другими понятиями курса черчения позволило организовать обучение таким образом, чтобы учебный материал постепенно входил в содержание учебной работы школьников и становился предметом их практических действий. И сами они становились участниками приобретения знаний и умений, связанных с применением разрезов на чертежах, без которых невозможно изучение последующих разделов курса черчения.

Данные эксперимента подтвердили гипотезу, согласно которой основу методики составил поэтапный подход к обучению разрезам с . / разделением учебных задач на предваряющие и основные. При этом особое внимание уделялось первоначальному формированию понятия «разрез». Это определило содержание первого этапа обучения, в котором было предусмотрено несколько вариантов постепенного подведения учащихся к умению применять разрезы на чертежах.

Формирование понятия «разрез» легче осуществить на основе знаний учащихся о форме деталей, различных видимых и невидимых частей поверхности, умения выявлять эти части из общей формы. Однако только этих умений недостаточно. Более оптимальный путь к пониманию сущности разрезов проходит через опору на знания учащихся в области «сечений» и о «сходстве» их с местными разрезами.

Постепенное подведение школьников к получению полного разреза и попутное усвоение при этом правил выполнения разрезов, выбор и перенос в новые условия уже усвоенного учебного материала делают знания учащихся более устойчивыми, повышают самостоятельность учащихся в учебной работе.

Целью второго этапа являлось формирование умения применять разрезы для отображения на чертеже формы деталей, проводилось ознакомление с различными разрезами, условностями их выполнения на чертежах. Особое внимание уделялось анализу исходных данных задач, выбору целесообразных изображений при выполнении чертежа, описанию этих изображений на основе признаков, изученных ранее.

Задачи, отобранные для экспериментального обучения,составили предваряющую и основную группу. Цель предваряющих задач — постепенное формирование умений в выполнении разрезов, уяснение их отличительных признаков. Цель основных задач — формирование умения применять разрезы при выполнении чертежа.

Использование задач, специально подобранных для каждого этапа обучения, создало возможность для эффективного формирования у школьников умения выполнять чертежи с разрезами. Это содействовало решению одной из важных педагогических задач — подготовке школьников к труду.

В процессе исследования подтвердилась целесообразность использования задач, имеющих определенную дидактическую направлен, i ность. Так, предваряющие задачи являлись средством раскрытия со- I держания и сущности понятия «разрез», ускоряли закрепление знаний 1 об основных понятиях темы, давали возможность школьникам усвоить рациональную последовательность решения основных задач.

Использование основных задач способствовало формированию приема учебной работы, где выполнение чертежа, как правило, начи

— 169 налось с разреза. Для этого подбирались такие детали, у которых на чертеже разрез мог быть главным изображением.

Наблюдения за работой учащихся, анализ решения задач, беседы с учителями, участвовавшими в проведении экспериментального обучения, свидетельствовали о доступности использованных задач и о том, что ранее сформированные с их помощью приемы учебной работы положительно влияют на формирование умения читать и выполнять разрезы.

Усвоение необходимой информации в процессе поэтапного обучения способствовали устранению отрыва знаний от их применения. Школьники при этом учились самостоятельно добывать знания и приме-; нять их в измененной ситуации. Об этом свидетельствуют результаты контрольных работ, показавшие, что в экспериментальных классах приобретенные знания и умения по теме «Разрезы» . оказались более глубокими и осмысленными, чем в контрольных классах. Наиболее существенные различия обнаружились в способности учащихся к переносу сформированных умений на решение задач с новым содержанием.

Исследованием установлено, что в условиях экспериментального обучения создаются реальные возможности для сокращения времени на изучение темы «Разрезы». При использовании новой методики и разработанных графических задач для изучения разрезов достаточно десяти уроков. При этом полученными знаниями учащиеся должны уметь оперировать, выполняя чертежи деталей и сборочных единиц.

Методика, на основании которой строилось исследование проблемы, поставленной в диссертации, согласуется по своему содержанию с научной концепцией НИИ содержания и методов обучения АПН СССР по научному обоснованию содержания образования и разработке усовершенствованных программ учебных предметов.

Положения и материалы экспериментального исследования в дис

— 170 сертации вошли составной частью в улучшенные программы курса черчения на 1980 и последующие годы для средней общеобразовательной школы, утвержденные Министерством Просвещения СССР.

В перспективе исследование может быть продолжено в направлении дальнейшего углубления отбора наиболее значимого учебного и дидактического материала курса черчения в соответствии с требованиями современного промышленного производства и составлении учебных графических задач, формирующих рациональные приемы выполнения чертежей с использованием различных изображений. Это позволит выявить новые возможности в методике обучения учащихся черчению, устранит перегрузку учащихся излишней информацией, повысит качество графической подготовки школьников к трудовой деятельности в сфере производства.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Козлова, Юлия Федоровна, Москва

1. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.6, с.309.

2. Ленин В.И. Фил.тетр. Полн.собр.соч., т.29, с.162-183.

3. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.18, с.131.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12, с.727.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.550.

6. Маркс К. Капитал. T.I. Кн.1. Гл.ХШ. Маркс К. и Энгельс Ф.1. Соч., т.23, с.382-515.

7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 222 с.

8. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихсяобщеобразовательных школ и подготовка их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977. -Правда, 1977, 29 декабря.

9. Абилов А.Т. Создание проблемной ситуации на уроках черчения.

10. Школа и производство, 1974, № 6, с.56-58.

11. Актуальные вопросы совершенствования графической подготовкиучащихся: Сб.науч.тр./ Под общ.ред.А.Д.Ботвинникова М.: НИИ СиМО АМН СССР, 1980. — 123 с.

12. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с.

13. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР,160. 486 с.

14. Анненков С.А. Дидактические пособия по черчению. В кн.: Вопросы перестройки преподавания черчения. М.: Просвещение, 1964, с.76-81.

15. Анненков С.А. Сборник заданий по черчению. М.: Просвещение,1972. 206 с.

16. Артемьев М.Ф., Амосова В.Ф., Мерзон Э.Д. Сборник задач по пространственному представлению. Ленинград: Ленинградск.ин-т- 172 водн.транс., 1972. III с.

17. Атутов П.Р. Политехнические принципы в обучении школьников.

18. М.: Педагогика, 1976. 192 с.

19. Бабанский Ю.К. Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе. Советская педагогика, 1979, № 3, с.3-10.

20. Бабанский Ю.К. Оптимизация процессов обучения. М.: Педагогика, 1977. 254 с.

21. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача».

22. Вопросы психологии, 1970, № 6, с.81-83.

23. Бабулин Н.А. Построение и чтение машиностроительных чертежей.- М.: Высшая школа, 1974. 366 с.

24. Баранова Л.А., Панкевич А.П. Основы черчения. М.: Высшаяшкола, 1979. 287 с.

25. Березина Л.Ю. Графы и их применение. Пособие для учит. М.:1. Просвещение, 1979. 143 с.

26. Блаус А.Я. Сборник упражнений по проекционному и машиностроительному черчению. М.: Просвещение, 1965. — 104 с.

27. Блинов Б.К., Грызлов А.А., Жовинский Н.Е. Начертательная геометрия и черчение. М.: Военно-возд.инжен.акад., 1973. -69 с.

28. Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976.190 с.

29. Боголюбов С.К., Воинов А.В. Машиностроительное черчение. М.:

30. Высшая школа, 1976. 318 с.

31. Боголюбов С.К. Задания по курсу черчения. Основы черченияи начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 1978. -167 с.

32. Боголюбов С.К. Задачник по машиностроительному черчению.- 173

33. М.: Высшая школа, 1975. 176 с.

34. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.

35. Бондаренко G.M. Психологические причины трудностей в умственной работе школьников. Советская педагогика, 1979, № 3, с.97-101.

36. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Техническийсправочник учителя труда. М.: Просвещение, 1980. — 223 с.

37. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Дембинский С.И. Черчение в средней школе: П соб.для учит./ Под ред.А.Д.Ботвинникова. М.: Просвещение, 1970. — 143 с.

38. Ботвинников А.Д. Методы исследования в частных дидактиках/ Подред.чл.коpp.РСФСР М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1964. -112 с.

39. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 253 с.

40. Ботвинников А.Д. Об актуальных вопросах методики обучениячерчению. М.: Просвещение, 1977. — 191 с.

41. Ботвинников А.Д. Об основных направлениях классификации и исследования способов решения учебных графических задач. -М.: 1966. 20 с.

42. Ботвинников А.Д. Система упражнений при изучении разрезов.

43. Школа и производство, 1971, № 9, с.57-59.

44. Ботвинников А.Д. Сборник задач по черчению. М.: Просвещение, 1973. 223 с.

45. Ботвинников А.Д. Справочник по техническому черчению. М.:1. Просвещение, 1974. 334 с.

46. Ботвинников А.Д. Черчение в средней школе. М.: Просвещение,1978. 187 с.

47. Ботвинников А.Д., Эйдельс Д.М. Взаимосвязь математики и черчения в условиях работы по новым программам. Математика в школе, 1975, № 3, с.32-34.

48. Буравцев Н.В., Владимирский Г. А. Черчение и начертательнаягеометрия. М.: Просвещение, 1969. — 399 с.

49. Василенко Е.А., Жукова Е.Т., Терещенко А.Л. Карточки-заданияпо черчению для 8 класса: Пособие для учителей. 2-е изд. перераб./ Под ред. Е.А.Василенко. — М.: Просвещение, 1978. — 207 с.

50. Василенко Е.А., Мартинович Н.В. Пособие для демонстрации сечений и разрезов. Школа и производство, 1973, № 2, с.63-64.

51. Василенко Е.А. Уроки черчения в 8 классе. Минск.: Народнаяасвета, 1975. 127 с.

52. Виноградов В.Н. Задачи и упражнения по чтению и выполнениючертежей, УП-УШ классы. Минск: Народная асвета, 1966. -155 с.

53. Виноградов В.Н. Исследование графической деятельности учащихся в процессе решения задач на построение чертежей: Автореф. Дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. М., 1968. — 23 с.

54. Виноградов В.Н. Организация и проведение уроков черчения вшколе. Минск.: Госуд.учебн.педаг.изд-во, 1967. — 99 с.

55. Владимиров Я.В., Каменский Д.Н., Ройтман И.А. Черчение/ Длявечерней сменной общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1978. — 142 с.

56. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах/ Под ред.

57. А.А.Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 127 с.

58. Вопросы перестройки преподавания черчения: Сб.стат.под ред.- 175

59. А.Д.Ботвинникова. М.: Просвещение, 1964. — 230 с.

60. Воронин А.А. Классификация разрезов. Школа и производство,1971, № 7, с.57.

61. Вышнепольский И.С. Применение наглядных пособий и техническихсредств на уроках черчения. Метод.реком. — М.: Просвещение, 1971. — 192 с.

62. Вышнепольский И.С., Тркецяк Л.С. Методика преподавания черчения в ПТУ. Минск, 1971. — 256 с.

63. Вышнепольский И.С. Техническое черчение (с элементами программированного обучения). М.: Машиностроение, 1978. — 256 с.

64. Войшвилло Е.К. Понятие. М.: Изд.МГУ, 1967. — 286 с.

65. Гервер В.А. 0 формировании понятий в черчении. В кн.: Обучение основам проецирования/ Сост.А.Д.Ботвинников. М.: Просвещение, 1975, с.43-49.

66. Гергей Г., Машбиц Е.И. К характеристике модели решения учебных задач. Вопросы психологии, 1973, № 6, с.51-60.

67. Гончаров Г.И. Составление и чтение чертежей в машиностроении.

68. М.: Машиностроение, 1966. 212 с.

69. Горцон В.О., Старожилец Е.Г. Почему так чертят? М.: Просвещение, 1972. 176 с.

70. Горелик Г.И. Преподавание машиностроительного черчения.

71. Минск: Народная асвета, 1971. 166 с.

72. Государский Л.М. Эффективные пути повышения теоретическогоуровня обучения черчению в восьмилетней и средней школе: Автореф.Дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. М., 1969. — 21 с.

73. Государский Л.М. О некоторых недостатках в перестройке преподавания черчения и о путях их преодоления. В кн.: Вопросы перестройки преподавания черчения. — М.: Просве- 176 -щение, 1964, с.12-24.

74. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж.1976. 327 с.

75. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика,1972. 123 с.

76. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе. 4-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 1978. — 191 с.

77. Дембинский С.И., Севастопольский И.О. Уроки черчения в средней школе. М.: Просвещение, 1975. — 191 с.

78. Детали машин/ Атлас конструкций под ред.Решетова Д.Н. М.:

79. Машиностроение, 1979. 360 с.

80. Детали машин. Атлас/ Под ред. Мил о видова С.С. М.: Машиностроение, 1971. 210 с.

81. ЕСКД ГОСТ 2.305-68. Изображения-виды, разрезы, сечения. М.,1980, с.32-62.

82. Жукова Е.Т. Методика обучения учащихся приемам реконструкцииизображений: Автореф.Дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. М., 1980. — 23 с.

83. Жембровский П.Ф. Развитие интереса к черчению. Школа и производство, 1976, № 5, с.71-72.

84. Забронский В.В. Уроки черчения в средней школе/ Пособие дляучителей. М.: Просвещение, 1965. — 179 с.

85. Задачи и упражнения для средней школы: Учебн.метод.пособ.

86. Волгоград: Волгоградск.пед.ин-тут им.А.С.Серафимовича, 1978. 222 с.

87. Завалишина Д.Н. Две функции наглядности при решении задач.

88. Вопросы психологии, 1973, № 4, с.17-28.

89. Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.440 с.

90. Запорожец А.В., Венгер Л.Н., Зинченко В.Н., Рузская А.Г.

91. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.

92. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- М.: Учпедгиз, 1961. 223 с.

93. Исследование эффективности формирования графических знаний иумений у учащихся УП-IX кл.: Сб.научн.трудов/ Под ред.А.Д. Ботвинникова. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1976. — 44 с.

94. Кабанова-Меллер Е.Н. Приемы учебной работы и их классификация.- Советская педагогика, 1975, № 2, с.41-48.

95. Кабанова-Меллер Е.Н. Проблема формирования понятий в зарубежной психологии. Психология, 1956, № 6, с.

96. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыкову школьников. М.: АПН РСФСР, 1968. — 376 с.

97. Казаринов Н.Г. Альбом индивидуальных заданий по черчению.

98. Ростов: Кн.изд-во, I960. 155 с.

99. Калачев М.С. Развитие пространственных представлений у учащихся восьмилетней школы в процессе обучения черчению: Авто-реф.Дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. Л., 1965. -21 с.

100. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. — 48 с.

101. Катханов К.Н. Педагогические основы производительного трудаучащихся в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1975. 385 с.

102. Ким Г.Р. Преобразования в курсе черчения. В кн.: Новые исследования в педагогических науках (XXI). М.: Педагогика, 1973, с.63-66.

103. Ким Г.Р. Связь преподавания черчения с геометрией в процессе- 178 обучения основам проецирования. В кн.: Обучение основам проецирования/ Сост.А.Д.Ботвинников. — М.: Просвещение, 1975, с.50-57.

104. Козловский Ю.Г., Белова Г.Е. и др. Черчение. Минск: Вышэйшая школа, 1973. 222 с.

105. Козловский Ю.Г., Ковалева Н.Д., Мелешко И.К. и др. Сто задачс ответами по проекционному черчению. Минск: Вышэйшая школа, 1975. — 252 с.

106. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.

107. Краткий психологический словарь-хрестоматия. М.: Высшая школа, 1974. 133 с.

108. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. 303 с.

109. Кожунова Л.С. Построение сечений и местных разрезов. Школаи производство, 1976, № II, с.63-64.

110. Косолапов М.А. Использование моделей при изучении темы «Сечения и разрезы». Школа и производство, 1971, № 8, с.65-67.

111. Лагутин О.Т. Выполнение чертежей деталей сложной конфигурации.- Харьков, 1974. 123 с.

112. Латышев А.П. Построение чертежей в прямоугольных проекциях.

113. Школа и производство, 1976, № 6, с.59-60.

114. Лернер И.Я. Критерии сложности познавательных задач. В кн.:

115. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1970, № I, с.86-91.

116. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм. М.: МГУ,1980. 132 с.

117. Ломов Б.Ф. Опыт психологического исследования соотношения на- 179 выков рисования и черчения: Автореф.Дис.на соиск.степ. канд.психол.наук. JI., 1954. — 21 с.

118. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся/ Под ред.Б.Г.Ананьева. М.: АПН РСФСР, 1959. -270 с.

119. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии.- М.: Советское радио, 1966. 464 с.

120. Мазурова И.И., Казакова Т.Б. Черчение. М.: Высшая школа,1978. 200 с.

121. Малышев А.С., Зибенгарц Л.А. Машиностроительное черчение.

122. Разрезы и сечения на чертежах. М.: Машиностроение, 1969. — 19 с.

123. Манцветова И.В., Маянц Д.Ю. и др. Проекционное черчение с задачами. Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 340 с.

124. Маркова И.П. Выполнение эскизов и рабочих чертежей. Горький, 1969. 64 с.

125. Матвеев А.А., Борисов Д.М. Черчение. М.: Высшая школа,1977. 238 с.

126. Машиностроительное черчение/ Под ред.Г.П.Вяткина. М.: Машиностроение, 1977. 304 с.

127. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.367 с.

128. Метелев Ю.И. Упражнения по теме «Разрезы и сечения». Школаи производство, 1977, № I, с.68-70.

129. Методика факультативных занятий по черчению/ Под ред.В.Н.Виноградова. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979.- 176 с.

130. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Сборник заданий для графическихработ и упражнений по черчению. М.: Высшая школа, 1977.- 182 с.

131. Москвичев O.K. Педагогические основы изучения рабочих чертежей в средней политехнической школе: Автореф.Дис.на соиск. степ.канд.педагог.наук. Киев, 1972. — 19 с.

132. Москвичев С.К. Уроки черчения в 8 классе: Пособие для учителей на укр.язык. Киев, 1973. — 89 с.

133. Новые технические средства обучения черчению/ Под ред.А.Д.

134. Ботвинникова. М.: Просвещение, 1967. — 206 с.

135. Менчинская Н.А. Психологические проблемы совершенствованияметодов обучения. В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/ Под ред.Ю.К.Бабанско-го, Н.Д.Зверева и др. — М.: Педагогика, 1980. — 223 с.

136. Обучение основам проецирования: Пособие для учителей/ Из опыта работы, сост.А.Д.Ботвинников. М.: Просвещение, 1975.- 190 с.

137. Оре 0. Графы и их применение. М.: Мир, 1965. — 174 с.

138. Осадченко В.А., Мустафин Г.А. Сборник задач по основам черчения. М.: Высшая школа, 1969. — 239 с.

139. Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. — 203 с.

140. Основы методики обучения черчению/ Под ред.А.Д.Ботвинникова.- М.: Просвещение, 1966. 510 с.

141. Программа по черчению. М.: Просвещение, 1979. — 20 с.

142. Проекционное черчение с задачами. 3-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1978. 340 с.

143. Покровская А.Н. Машиностроительное черчение. 3-е изд. — М.:

144. Машиностроение, 1972. 146 с.

145. Поспелов. Пути обучения учащихся операции сравнения. Советская педагогика, 1979, № 3, с.101-104.- 181

146. Пойя Д. Математическое открытие (решение задач, основные понятия, изучение и преподавание). Перевод с английск.- М.: Педагогика, 1970. 448 с.

147. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельностьшкольников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 238 с.

148. Рафаловский Э.В. Дидактические основы изучения в средней школе чертежей, применяемых в различных областях народного хозяйства: Автореф.Дис.на соиск.степ.канд.педагог.наук. -Киев, 1973. 35 с.

149. Резников Л.О. Понятие и слово. М.: ЛГУ, 1958. — 84 с.

150. Розов С.В. Руководство к преподаванию черчения. М.: Машиностроение, 1968. 375 с.

151. Розов С.В. Сборник заданий по черчению. М.: Машгиз, I960.- 298 с.

152. Ройтман И.А., Эйдельс Л.М. Методика практикума по машиностроительному черчению. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

153. Сальников А.Н. Конструктор для моделирования при обучениичтению машиностроительных чертежей. М.: Высшая школа, 1974. — 108 с.

154. Севастопольский Н.0. Методика изучения темы «Сечения и разрезы». Школа и производство, 1974, № 6, с.60-62.

155. Сердюк В.Е. Формирование и развитие основных понятий, уменийи навыков по технической графике в школе: Автореф.Дис.на соиск.степ.канд.педагог.наук. Сумы, 1973. — 22 с.

156. Селиверстов М.М. Черчение. М.: Высшая школа, 1974. — 326 с.

157. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы исуждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.

158. Скаткин М.Н. О школе будущего. В кн.: Перспективы развитияобщеобразовательных школ. М.: Знание, 1974. — 204 с.- 182

159. Coxop A.M. О некоторых аспектах анализа учебных сообщений.

160. М.: Советская педагогика, 1979, №3, с.44-45.

161. Справочник металлиста. М.: Машиностроение, 1977, т.4.707 с.

162. Степанов Н.И. 0 соотношении понятий состава части и элемента. Философские науки, 1971, № 5, с.74-81.

163. Титова М.П. Некоторые особенности восприятия и представления технической формы. В кн.: Пространственные представления как средство познания объективной действительности.-М.: МГПИ, 1973, с.33-40.

164. Трубникова Т.С. Некоторые вопросы преподавания темы «Разрезы»: Научн.труды. Вып.210. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Кубанский ун-т.: Краснодар, 1976, с.243-250.

165. Техническое черчение с элементами программирования/ Под ред.

166. Ю.Г.Козловского.- Минск: Вышэйшая школа, 1976. 430 с.

167. Технологический классификатор деталей машин. М.: Машиностроение, 1974. 102 с.

168. Тухман Я.П. Рациональные способы выполнения чертежа деталей.- Харьков, 1972. 71 с.

169. Хакимов Г.Ф. Динамический чертеж. Школа и производство,1976, № 4, с.61-62.

170. Харри Ф., Палмер Э. Перечисление графов. М.: Мир, 1977.98 с.

171. Хотимская О.В., Наумова Г.А. Карточки-задания по черчениюдля 7-8 класса: Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1963. — 301 с.

172. Часова В.В. Техническое черчение в школе: Пособие для учителей/ Под ред.Н.С.Бриллинга. М.: Просвещение, 1979. — 183

173. Чекова М.Д. Карточки-задания по черчению. М.: Просвещение,1964. 301 с.

174. Черчение в средней школе/ Под ред.А.Д.Ботвинникова. М.:1. Просвещение, 1978. 143 с.

175. Черчение: Учебник для средней общеобразовательной школы/ Подред.В.Н.Виноградова. М.: Просвещение, 1979. — 286 с.

176. Шавгулидзе A.G. 0 применении технических средств на урокахчерчения. Школа и производство, 1974, № 2, с.72-73.

177. Щеглов E.G. Раздаточный материал по теме «Профильный разрез».- Школа и производство, 1978, № I, с.67-69.

178. Щеглов E.G. Разрезы на чертежах. Школа и производство,1973, № 6, с.72-75.

179. Школьник E.G. Сборник заданий по черчению (для программированного опроса и чтения чертежей). М.: Просвещение,1977.- 174 с.

180. Шустаков Ю. Динамические наглядные пособия по теме «Сеченияи разрезы». Школа и производство, 1972, № 6, с.59-62.

181. Эйдельс Л.М., Дерябин А.С. Методика преподавания черчения.

182. М.: Просвещение, 1968. 144 с.

183. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа,1972. 215 с.

184. Якиманская А.С. Восприятие и понимание учащимися чертежа иусловия задачи в процессе ее решения. В кн.: Применение знаний в учебной практике школьников/ Под ред.Н.А.Менчин- 184 ской. М.: АПН РСФСР, 1961, с.54-138.

185. Якиманская А.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1979. 88 с.

186. Янковский К.А., Вышнепольский Н.С. Техническое черчение.

187. М.: Профиздат, 1978. 191 с.165. %сАяШ>(ш ТшАпт. ЖСалшг 7unci 8. Un twiLc-fiUrfiilf.ctb.1Mb and ЮгМШ. VMkbdffeJim vvdcuf- Jbudisi. 1976,6./44.

188. Leji>%fylarL fttb de/v jiotyteeAnitcAe- UritwvuJit.XlcMWi 7 Iti iO.

189. ШШ шгсС Ши*ш. Ш&жС^мЬ Mvduv. 1978, j. 61-65.

190. ЗаАшлски ZticAnms. ЖСфмсгъ 7iiml 8. WCk and WiAittv,

nauka-pedagogika.com

Смотрите еще:

  • Федеральный закон 102-фз от 16071998 об ипотеке залоге недвижимости Юридический портал Советы профессионалов Закон об ипотеке от 16071998 102-фз Закон об ипотеке 102 фз 16 июля. Федеральный закон «Об (залоге недвижимости)» N 102-ФЗ от 16.07.1998 — действующая редакция \\ […]
  • Закон об образовании ст 14 п 5 Права родителей ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) 9. Родители (законные представители) имеют право на: 9.1. Обеспечение со стороны государства общедоступности получения их детьми […]
  • Приказ 517 от 2007 Приказ Минобороны РФ от 11 декабря 2007 г. № 517 “О повышении размеров должностных окладов лиц гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации” В соответствии с Указом […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.