Пособие по дви

Пособие по дви

ПОДГОТОВКА ПО МАТЕМАТИКЕ
поступающим в МГУ имени М.В.Ломоносова

  • Математический кружок для 8-9кл.: развитие способностей/увлеченности решать нестандартные, логические, интересные задачи.
  • Подготовка к математическим олимпиадам «Ломоносов»,«Покори Воробьевы горы».
  • Подготовка к сдаче Основного государственного экзамена выпускников 9 классов (ОГЭ).
  • Подготовка к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
  • Подготовка к сдаче Дополнительных вступительных испытаний(ДВИ) в МГУ имени М.В.Ломоносова.
  • Большой объем заданий, авторские методички для самостоятельной работы (подборка материалов/задач
    по экзаменам в МГУ с 1965г.), высокий уровень подготовки.

    Опыт преподавания ученикам с 1972г.(будучи еще на 1-м курсе ВМК), абитуриентам с 1973г.
    Опыт приема вступительных экзаменов в МГУ (в качестве проверяющего работы) с 1980г.
    по настоящее время.
    Обращаться к преподавателю.

    Высылаемая электронка (для абитуриентов):

    1. Под редакцией А.Л.Семенова, И.В.Ященко. МАТЕМАТИКА. 2011г.(10вариантов).
    2. ЕГЭ 2012. Математика. Типовые тест. задания под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко 2012г.
    3. ЕГЭ-2012. Математика. Типов. экзам. вар-ты. 30 вариантов. Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко, 2012г.
    4. ЕГЭ 2011. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Лаппо Л.Д., Попов М.А. (2011, 64с.)
    5. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. (2011, 56с.) (Сб.1)
    6. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. (2011, 56с.) (Сб.2)
    7. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. (2011, 64с.) (Сб.3)
    8. Математика. ЕГЭ 2011. Контр. трениров. материалы с ответами и коммент._Нейман Ю.М. и др_2011 -96с
    9. Самое полное изд. тип. вариантов заданий ЕГЭ 2011. Математика_Высоцкий, Гущин, Захаров и др_2011 -96с
    10. ЕГЭ. Математика. Задания типа С — Сергеев И.Н. — 2009 — 320с
    11. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С3 — Сергеев И.Н., Панферов В.С. 2011 -72с Шевкин А.В., Пукас Ю.О. ЕГЭ. Математика. Задание С6. 2011г.
    12. Высоцкий И.Р., Ященко И.В. ЕГЭ 2012. Математика. Задача В10. Теория вероятностей.
    13. Корянов А.Г. МАТЕМАТИКА ЕГЭ 2010. Задания С6.
    14. И.Н.Сергеев. МАТЕМАТИКА.Задачи с ответами и решениями. 2004г.
    15. Панферов B.C., Сергеев И.Н. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач. 2010, 80с.
    16. И.Н.Сергеев. 1000 ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ. МАТЕМАТИКА.
    17. А.И.Козко, В.Г.Чирский. Задачи с параметром и другие сложные задачи.
    18. Е.А.Ефимов, Л.В.Коломиец. ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ.
    19. Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк. Дополнительные главы к школьному учебнику. Алгебра.
    20. Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. Задачи по математике. Начала анализа.
    21. Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ. Уравнения и неравенства.
    22. Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства.
    23. под ред. М.И.Сканави. СБОРНИК ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ ВО ВТУЗЫ (С РЕШЕНИЯМИ). Кн.1. Алгебра.
    24. под ред. М.И.Сканави. СБОРНИК ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ ВО ВТУЗЫ (С РЕШЕНИЯМИ). Кн.2. Геометрия.
    25. А.Д.АЛЕКСАНДРОВ, А.Л.ВЕРНЕР, В.И.РЫЖИК. ГЕОМЕТРИЯ. Учебник для 10 класса с углубленным изучением математики.
    26. А.Ю.КАПИНИН, .Д.А.ТЕРЕШИН. СТЕРЕОМЕТРИЯ 10 (для классов с углубленным изучением математики).
    27. В.В.ПРАСОЛОВ. ЗАДАЧИ ПО ПЛАНИМЕТРИИ. 5-е издание, исправленное и дополненное.
    28. ЕГЭ 2010. Математика. Задача С2 — Смирнов В.А — 2010 — 64с
    29. ЕГЭ 2010. Математика. Задача С4 — Гордин Р.К — 2010 — 148с.

    Печатные издания для поступающих в МГУ:

    1. Задачи вступительных экзаменов по математике в МГУ им. М.В. Ломоносова (1977-2007г.г.)
    2. Вступительные испытания по математике в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2008 году.
    3. Вступительные испытания по математике в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2009 году.
    4. Вступительные испытания по математике в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2010 году.
    5. Г.В.Дорофеев, М.К.Потапов, Н.Х.Розов. ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗ. (избранные вопросы элементарной математики). 1976г., 5-е изд -638с.
    6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. ИЗБРАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ (малый мехмат).
    7. Нагибин Ф.Ф. Экстремумы.
    8. И.П.Натансон. Простейшие задачи на максимум и минимум.
    9. В.П.Воронин, М.В. Федотов — Задачи со вступительных экзаменов по математике МГУ им. М. В. Ломоносова.
    10. Алфутова Н.Б., Устинов А.В. Алгебра и теория чисел: Сборник задач для математических школ.
    11. И.Х.Сивашинский. Теоремы и задачи по алгебре и элементарным функциям.
    12. И.Х.Сивашинский. Неравенства в задачах.
    13. И.Х.Сивашинский. ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ.
    14. Ю.В. Садовничий. МАТЕМАТИКА. Конкурсные задачи по алгебре с решениями.
    15. Н.Д.Золотарёва, Н.Л.Семендяева, М.В.Федотов. Геометрия. Базовый курс с решениями и указаниями. (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз). М., «Фойлис», 2010
      Настоящее пособие содержит теоретический материал, подборку задач, а также идеи, указания (подсказки) и решения задач.
    16. Н.Д.Золотарёва, Ю.А.Попов, Н.Л.Семендяева, М.В.Федотов. Алгебра. Базовый курс с решениями и указаниями. (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз). М., «Фойлис», 2010
    17. Н.Д.Золотарёва, Ю.А.Попов, Н.Л.Семендяева, М.В.Федотов. Математика. Сборник задач по базовому курсу. (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз). М., «Фойлис», 2010
    18. Т.В.Амочкина, А.А.Вороненко, Т.Ю.Горякова, Е.Н.Хайлов. Подготовка к вступительным экзаменам в МГУ. Математика 9-10. М., «МАКС Пресс», 2007
    19. М.В.Федотов, Н.Д.Золотарёва. Подготовка к вступительным экзаменам в МГУ. Геометрия. М., «МАКС Пресс», 2009
      Настоящее пособие составлено на основе задач вступительных экзаменов по математике в МГУ имени М.В. Ломоносова.
    20. В.Я.Галкин, Д.Ю.Сычугов, Е.В.Хорошилова. Конкурсные задачи, основанные на теории чисел.
      В данном пособии в пределах программы вступительных экзаменов рассматриваются элементы теории чисел.
    21. Подготовка к вступительным экзаменам в МГУ. Математика для самообразования.
      М.В. Федотов, А.В. Разгулин, Е.Ю. Романова, Т.В. Амочкина
      Настоящее пособие составлено на основе задач письменных вступительных экзаменов по математике в МГУ за 1977-2001 годы.
    22. М.В.Федотов, Е.Н.Хайлов, И.В.Дмитриева, С.И.Соловьева. Математика для самообразования: Задачи устного экзамена.
      Настоящее пособие составлено для поступающих на факультет ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова.
    23. С.Н. Аввакумов и др. Задачи вступительных экзаменов по математике (2006 г.)
      Сборник содержит варианты вступительных экзаменов по математике факультетов МГУ.
    24. И.Ф.ШАРЫГИН. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 10-й класс.
    25. И.Ф.ШАРЫГИН, В.И.ГОЛУБЕВ. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. 11-й класс.
    26. П.С.Моденов. ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ. 1979г.
    27. ЗАДАЧИ И ОЛИМПИАДЫ. Избранные задачи. Из журнала «AMERICAN MATHEMATICAL MONTHLY».
    28. ПЯТАЯ СОРОСОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 1998 — 1999.
    29. 0лимпиады и вступительные экзамены по математике в МГУ (2009г.).
    30. Вступительные экзамены в американские университеты. Математика.
    31. В. Серпинский. О решении уравнений в целых числах.
    32. А.О.Гельфонд. Решение уравнений в целых числах.
    33. П.П.Коровкин. Неравенства.
    34. И.Ф. Шарыгин. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы.
    35. В.И.АРНОЛЬД. ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 15 ЛЕТ.
    36. А.И.МАРКУШЕВИЧ. ПЛОЩАДИ и ЛОГАРИФМЫ.
    37. А.С.СМОГОРЖЕВСКИЙ. МЕТОД КООРДИНАТ.
    38. И.Р.ШАФАРЕВИЧ. О РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ (МЕТОД ШТУРМА).
    39. В.Г.БОЛТЯНСКИЙ. ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ?
    40. Б.П.Гейдман. Площади многоугольников.
    41. А.Г.Мякишев. ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОМЕТРИИ ТРЕУГОЛЬНИКА.
    42. А.Г.Курош. Алгебраические уравнения произвольных степеней.
    43. Для математического кружка и занятий с подготовленными детьми (многие издания высылаются электронкой):

      1. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад // Наука, М., 1972
      2. Арнольд В.И. Задачи для детей от 5 до 15 лет // МЦНМО, М., 2004
      3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку 5-6 // Просвещение, М., 2010
      4. Спивак А.В. Математический кружок 6-7 классы // МЦНМО, М., 2011
      5. Ященко И.В. Приглашение на математический праздник // МЦНМО, М., 2009
      6. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка // МЦНМО, М., 2011
      7. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы // Айрис-пресс, М., 2008
      8. Математика. Областные олимпиады. 8—11 классы / [Н. X. Агаханов, И. И. Богданов, П. А. Кожевников и др.]. — М. : Просвещение, 2010. — 239 с. : ил. — (Пять колец). — ISBN 978-5-09-018999-6.
      9. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1-2 / [Н. X. Агаханов, И. И. Богданов, П. А. Кожевников и др.]. — М. : Просвещение, 2008. — 192 с. ил. — (Пять колец). — ISBN 978-5-09-017182-3.
      10. Агаханов Н. X. Математика. Международные олимпиады / Н. X. Агаханов, П. А. Кожевников, Д. А. Терешин. — М. : Просвещение, 2010. — 127 с. : ил. — (Пять колец). — ISBN 978-5-09-019788-5.
      11. Агаханов Н. X. Математика. Районные олимпиады. 6—11 классы / Агаханов Н.X., Подлипский О.К. — М. : Просвещение, 2010. — 192 с. : ил. — (Пять колец). — ISBN 978-5-09-018951-4.
      12. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике. 3-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 364, [1] с.: ил. — (Библиотека учителя). ISBN 978-5-222-14785-6
      13. Бугулов Е.А., Толасов Б.А. Сборник задач для подготовки к математическим олимпиадам. — Орджоникидзе, 1962. — 226 с.
      14. Бардушкин В.В., Кожухов И.Б., Прокофьев А.А., Фадеичева Т.П. Основы теории делимости чисел. Решение уравнений в целых числах. Факультативный курс. – М.: МГИЭТ(ТУ), 2003. – 224 с
      15. Васильев Н.Б., Савин А.П., Егоров А.А. Избранные олимпиадные задачи. Математика. — М.: Бюро Квантум, 2007. — 160 с. (Библиотечка «Квант». Вып 100. Приложение к журналу «Квант» № 2/2007.) ISBN 5-85843-065-1
      16. Чарльз Тригг. Задачи с изюминкой // Мир, М., 2000
      17. Шень А. Простые и составные числа //МЦНМО, М., 2008
      18. Шевкин А.В. Школьная математическая олимпиада. 1-2 выпуски // Илекса, М., 2010
      19. Арнольд В.И. Математическое понимание природы // МЦНМО, М., 2010
      20. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения // М. Мир, 1971
      21. Гарднер М. Математические досуги // М. Мир, 1972
      22. Гарднер М. Математические новеллы // М. Мир, 1974
      23. Гарднер М. Крестики-нолики // М. Мир, 1988
      24. Гарднер М. Есть идея // М. Мир, 1982
      25. Барр Ст. Росссыпи головоломок // М. Мир, 1987
      26. Бизам Д., Герцег Я. Игра и логика // М. Мир, 1975
      27. Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика // М. Мир, 1978
      28. Лойд Сэм. Математическая мозаика // М. Мир, 1980
      29. Дьюдени Генри Э. 520 головоломок // М. Мир, 1975
      30. Дьюдени Генри Э. Кентерберийские головоломки // М. Мир, 1979
      31. Болл У., Коксетер Г. Математические эссе и развлечения // М. Мир, 1986
      32. Избранные задачи ( из журнала “American Mathematical Monthly”). М. Мир, 1977
      33. xn—-ftbeapzmfhftbs.xn--p1ai

        Советы эксперта: Как сдать внутренний вступительный экзамен в МГУ

        Российские вузы принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ, однако МГУ им. М.В. Ломоносова имеет особый статус. Университет получил право ежегодно проводить дополнительное вступительное испытание (ДВИ) на все специальности. ДВИ по каждому предмету проходит одновременно для всех факультетов, где этот экзамен присутствует в списке вступительных испытаний, по единым заданиям. Работы проверяются в зашифрованном виде и оцениваются по единым критериям. Результаты экзамена автоматически засчитываются везде, где абитуриент участвует в конкурсе.

        Структура экзамена (темы, количество заданий по ним) до начала экзамена неизвестна, так же как и критерии оценки работ, их объявляют после публикации результатов. Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.

        Какие дополнительные экзамены сдают абитуриенты МГУ им. Ломоносова

        Математика

        Самый популярный ДВИ в МГУ, его сдают абитуриенты более 10 факультетов, в том числе топовых: ВмиК, экономического, механико-математического. В последние годы поступающим предлагалось за четыре часа решить восемь задач.

        «Что касается сложности экзамена, то первые две задачи из восьми, на мой взгляд, должен решать любой не троечник. Следующие четыре задания можно назвать средними. А вот последние две задачи обычно настолько сложны, что берутся за них единицы, а до ответа доходят еще меньше. Но были абитуриенты, которые решали и седьмую, и восьмую задачу. Конечно, это единичные случаи. Полной статистики у меня нет, но, по опыту моей работы в приемной комиссии, около 2% абитуриентов пытались решать эти задачи, и преуспели четверть из них, то есть 0,5% всех сдающих экзамен. Например, по условию прошлогодней задачи по стереометрии, в основании правильной пирамиды лежит шестиугольник. Даже начертить это условие, да еще со сложным сечением, уже очень непросто. А потому в этой задаче только за корректно нарисованный чертеж уже могли ставить какие-то баллы.

        Я бы порекомендовал школьникам начинать готовиться к поступлению минимум за два года, то есть с 10 класса. На мой взгляд, это порочная практика — готовиться к конкретному экзамену, особенно в ситуации с ДВИ, когда ты не можешь предположить, что тебя там ждет на самом деле. Готовиться надо просто к математике, последовательно изучать все разделы, а не «натаскиваться» на конкретные типы задач. Если вам нужен невысокий балл, вы можете ограничиться «натаскиванием», но хорошего результата так не достичь.

        Могу дать две рекомендации относительно плана действий на те четыре месяца, которые остались до экзамена. Первое: нужно сконцентрировать внимание на тех предметах, которые вы будете сдавать. На эти месяцы нужно отложить непрофильные предметы, все хобби и развлечения. Лучше это время провести, работая как монах, чем потом всю жизнь жалеть. Второе: необходимо повторить и держать в голове все формулы, определения и формулировки. Абитуриент, который поступает в МГУ и рассчитывает на положительную оценку по математике, должен уметь с ходу выписать любую необходимую формулу, относящуюся к любой из тем курса математики за все годы.

        Что касается повторения тем и разделов, тут может быть две стратегии. Каждый абитуриент знает свои слабые места и может сосредоточиться на их «подтягивании». Или же, наоборот, если школьник видит, что в некоторых областях у него вопиющий провал, можно пожать плечами и сконцентрировать внимание на том, что он умеет хорошо, отточить задачи по этим темам до идеала.

        Учитывайте, что ДВИ — это экзамен состязательный. Ваша задача — решить больше, чем конкуренты. Соответственно, можно выбрать несколько разделов и сконцентрироваться только на них. В любом случае я бы посоветовал повторить геометрию, поскольку в современной школе совсем плохо с этим предметом, особенно с доказательством теорем. Задача по планиметрии и задача по стереометрии в ДВИ обязательно будут».

        Дополнительный экзамен по самому сложному школьному предмету пишут только абитуриенты физического факультета. Им предлагается решить четыре задачи.

        «На экзамене традиционно дают четыре задачи примерно одинакового уровня сложности. Отличаются они по темам. Обычно первая задача — по механике, вторая — по молекулярной физике и термодинамике, третья — по электричеству и магнитным явлениям и четвертая — по оптике. Для хорошо подготовленного абитуриента все задачи решаемые.

        Среди самых сложных тем для школьников прежде всего следует назвать физическую оптику. Правда, вероятность появления такой задачи на ДВИ невелика, пока она там не встречалась ни разу. Нередко вызывают затруднения задачи на движение тела по окружности, в частности, на применение законов Ньютона в этом случае. Также часто у абитуриентов есть проблемы с такой темой, как влажность. Это небольшая тема, которая находится внутри молекулярно-кинетической теории, при подготовке ей обычно уделяется мало внимания. Задача на влажность встречается редко, но тем не менее в 2014 году на ДВИ она была. Еще один непростой вопрос — это момент силы, а точнее, как определятся плечо силы. А вот среди самых беспроблемных тем, задачи по которым хорошо решаются, можно назвать законы сохранения в механике, геометрическую оптику и тепловой баланс.

        ЕГЭ и ДВИ по физике — это два совершенно разных экзамена. Программа МГУ значительно шире. Есть темы и понятия, которые фигурируют в ДВИ, но их нет в ЕГЭ: например, поверхностное натяжение в жидкостях, тепловое расширение твердых тел и жидкостей, центр тяжести. В ЕГЭ большинство заданий соответствует определенной теме. В ДВИ все устроено несколько по-другому. Типичный случай — когда задача сочетает в себе несколько тем. Например, в 2013 году в третьей задаче совмещались электромагнитная индукция и динамика. Часто бывает сочетание геометрической оптики и кинематики. Плюс к этому, в ЕГЭ много типовых задач. Чтобы подготовиться, их нужно много решать, и тогда происходит узнавание. А в ДВИ задачи чаще формулируются нетипичным образом, абитуриенту нужно догадаться, каким путем идти к решению. Например, задачу по механике можно решать двумя разными путями. Это так называемые энергетический и динамический подходы. Понять, какой именно приведет к правильному результату, — вопрос не очевидный. Для ДВИ нужно не столько знать формулы, сколько понимать, какую формулу применить и в какой ситуации.

        Что касается подготовки к ДВИ, в программе экзамена на сайте МГУ есть список рекомендованной литературы, в нем около 15 книг. Это основа для подготовки. Я бы посоветовал абитуриентам придерживаться следующей схемы. Сначала нужно прорешать любой из вариантов ДВИ прошлых лет, чтобы оценить свои силы. Если совсем не получается, то надо решать материал задачников из списка литературы. Если в целом получается, но есть задачи, которые вызывают сложности, нужно почитать теорию по этой теме в учебнике, освежить ее в памяти и потом еще раз вернуться к задаче.

        За оставшееся до экзамена время я бы порекомендовал абитуриентам повторить геометрическую оптику, все разделы механики и электричества. В молекулярно-кинетической теории и термодинамике необходимо обратить внимание на задачи, где требуется определить изменение внутренней энергии идеального газа или совершенную им в результате некоего процесса или цикла работу».

        Обществознание

        Абитуриенты социологического, философского и юридического факультетов сдают экзамен по обществознанию. За четыре часа они должны в письменном виде раскрыть четыре предложенные темы. Например, в вариантах 2016 года были такие вопросы: «Предмет и метод экономической науки», «Политические институты», «Географический детерминизм в философии истории».

        «Требования ДВИ обязывают членов методических комиссий, разрабатывающих задания, не выходить за рамки школьной программы. Задания составляются на основе школьных учебников, которые имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Четыре темы экзамена относятся к разным разделам предмета. Формулировки заданий носят предметный характер и практически не отличаются от названий разделов (глав, тем) учебников. Все темы имеют одинаковый объективный уровень сложности. Это обязательная установка, которой придерживаются разработчики заданий.

        Есть темы, которые, по моему опыту, вызывают наибольшие затруднения у школьников. Они связаны с изложением различных концепций и теорий из истории обществоведческой мысли. Хотя формулировки таких вопросов также берутся из учебников, их рассмотрение обычно разбросано по разным разделам, и дети не акцентируют на них внимание. К тому же, при подготовке к ЕГЭ учителя уделяют этим вопросам меньше времени, так как их практически нет в заданиях ЕГЭ. А писать эссе по философским темам вообще не рекомендуют.

        В 2016 году в ДВИ было две подобные темы — «Материалистическое понимание истории» и «Теория географического детерминизма». Думающий абитуриент, немного владеющий обществоведческой терминологией, мог бы аналитически домыслить ответы на эти вопросы. Вспомнив, что такое материализм, и учитывая его специфику, отличие от идеализма, его проявление в социальном развитии, он смог бы изложить основы этой концепции. А по второму вопросу школьник мог бы вспомнить, что такое детерминизм, что он связан с поиском единого фактора-причины развития, и догадаться, что надо обратить внимание на географию (природу, ландшафт) в качестве главной причины общественного развития. Вспомнив, что древние цивилизации возникали в долинах рек и на морском побережье, он смог бы развить свою мысль. Возможно, он и не назвал бы имен хотя бы Маркса (по первой теме) и Монтескье (по второй), но какое-то количество баллов получил бы.

        На экзамене может быть всякое. Никто не исключает психологический фактор. Волнение нередко приводит к неправильному пониманию проблемы. Бывает, что абитуриент пишет не по теме. Однажды на ДВИ была тема «Отличие деятельности человека от активности животных». Некоторые поступающие написали, чем отличается человек от животного. Написали хорошо, но получили «неуд» за эссе не по теме. Вообще, школьники нередко не дочитывают задание и в результате пишут ответ на другой вопрос.

        Дорогие абитуриенты, если вы утвердились в своем выборе и решили, что вам надо сдавать обществознание, берите школьные учебники (прежде всего, Боголюбова) и работайте. Открывайте раздел, читайте его и пишите по нему сочинение (эссе). Не игнорируйте сноски, задания, которые приводятся после каждого раздела. В них тоже много информации, которая может вам пригодиться. Многие теории, концепции излагаются именно там».

        Дополнительный экзамен по биологии предусмотрен для поступающих на биологический и биотехнологический факультеты. Также его сдают будущие психологи и почвоведы. За четыре часа абитуриентам предстоит в письменной форме раскрыть четыре темы из разных разделов биологии.

        «Два или три года назад из ДВИ по биологии убрали тестовый блок и задачу по генетике. Однако это не значит, что их не будет в этом году. В последнее время экзамен состоял из четырех вопросов с развернутым ответом. Обычно в задании требуется полностью описать определенную систематическую группу, например, паукообразных: внутреннее и внешнее строение, размножение и развитие, видовое разнообразие. Есть вопросы, где нужно описать строение цветка и соцветий. Это примеры заданий из вариантов прошлого года. К подводным камням здесь стоит отнести поверхностность ответа некоторых ребят, которые дают краткую характеристику и сразу переходят к следующему вопросу.

        При подготовке к таким заданиям я бы посоветовал обратить внимание на отличительные особенности строения, поведения и размножения, запомнить несколько представителей класса, отряда или семейства. Добавит баллы правильно нарисованный рисунок или схема: иллюстрация всегда засчитывается. Плюсом к ответу также будет, если вы покажете, где находится предлагаемая систематическая группа относительно представителей другого типа. Например, если вы даете характеристику класса паукообразных, нужно отметить, что они относятся к типу членистоногих, так же, как ракообразные и насекомые. А в состав класса паукообразных входят отряды скорпионов, клещей, пауков и другие.

        Часто ребята при подготовке делают упор на общую биологию и генетику, забывая курс ботаники, анатомии и зоологии. А ведь эти темы чаще всего вызывают затруднения, и по ним составлена основная часть вопросов ДВИ прошлых лет. Что касается самых простых разделов биологии, то сюда относятся основы экологии, учение о биосфере и селекция.

        Есть ребята, которые заблаговременно готовятся к поступлению на биологический факультет МГУ. Они учатся в профильных биологических классах, участвуют в летних школах, проходят через «сито» олимпиад. Благодаря такой подготовке многие уже в 10-11 классе становятся настоящими маститыми биологами и могут дать фору даже студентам биофака. Сейчас, за несколько месяцев до экзамена, такие абитуриенты занимаются по своему плану, который составили либо сами, либо с репетитором или школьным учителем. А вот те школьники, которые только начали готовиться к ДВИ, должны приложить огромные усилия, чтобы подойти к экзамену в лучшей форме. Я думаю, они и сами это понимают. В первую очередь, я советую им обратить внимание на ботанику высших растений, зоологию, клеточное деление (митоз, мейоз) и анатомию человека, подробно разобрать механизм работы каждой системы органов.

        При хорошей подготовке ДВИ по биологии вполне реально написать на 90 и более баллов — это удается 10% поступающих. Примерно пятая часть сдающих экзамен получают крайне низкие оценки — менее 50 баллов (при том, что на тройку надо набрать 40 баллов). На 100 баллов экзамен сдать возможно. Правда, это бывает достаточно редко: менее 1% абитуриентов добиваются такого результата. 98-99 баллов встречается намного чаще».

        На сайте центральной приемной комиссии МГУ можно найти подробную программу экзаменов на все факультеты, а также варианты заданий прошлых лет.

        www.ucheba.ru

        Подготовка к экзамену по математике в МГУ

        Предлагающиеся ниже пособия предназначены для подготовки к дополнительному вступительному испытанию (ДВИ) по математике при поступлении на 17 из 64 направлений МГУ. Это механико-математический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики, геологический факультет, факультет наук о материалах, экономический факультет, факультет биоинженерии и биоинформатики, направление «Прикладная математика и физика» на факультете фундаментальной физико-химической инженерии, направление «Экономика» Высшей школы государственного аудита, «Менеджмент» Высшей школы современных социальных наук, факультета государственного управления, а также Высшая школа бизнеса и Московская школа экономики. Пособия могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ, а также для слушателей подготовительных отделений и курсов, учащихся математических классов и школ. В то же время знания приведенных приемов решения задач окажутся полезными и для любого школьника.

        В пособиях систематизируются типы встречающихся задач и методы их решений. Схема решений задач определенного вида подобрана таким образом, чтобы решение было наиболее простым и естественным. Иногда эти схемы могут отличаться от тех, что давались в школе, но, тем не менее, имеет смысл разобраться в них, понять, что заложенные в них идеи помогают приобрести более общий взгляд на уже известные факты, учат наиболее простым методам решений задач. Систематизация помогает определить, к какому типу задач относится данная задача и оптимальную схему ее решения. Это помогает более легкому усвоению материала, лучшему запоминанию.

        Пособие состоит из шести частей. Каждая часть разбита на параграфы, параграфы делятся на пункты по типам (видам) задач. В начале параграфов приводятся краткие сведения об изучаемых понятиях, основные формулы, используемые при решении задач. Предполагается, что читатель уже знаком со школьной программой, собирается углубить имеющиеся у него знания и научиться правильным подходам и схемам решений уравнений и неравенств.

        В Первой части пособия рассматриваются рациональные неравенства, уравнения высших степеней, уравнения и неравенства с модулем. Книга состоит из четырех параграфов: рациональные неравенства (метод интервалов), уравнения высших степеней, уравнения с модулем, неравенства с модулем.

        Во Второй части рассматриваются иррациональные уравнения и неравенства, показательные уравнения и неравенства, логарифмические уравнения и неравенства. Книга состоит из шести параграфов: иррациональные уравнения, иррациональные неравенства, показательные уравнения, показательные неравенства, логарифмические уравнения, логарифмические неравенства.

        Третья часть содержит три параграфа: тригонометрические преобразования, тригонометрические уравнения и тригонометрические неравенства. Здесь также содержатся основные и дополнительные тригонометрические формулы, формулы и графики обратных тригонометрических функций, введение дополнительного угла и решение простейших тригонометрических уравнений.

        Четвертая часть содержит теорию и задачи по арифметическим, геометрическим и смешанным прогрессиям, а также разные типы текстовых задач от простых до сложных.

        Материал Пятой части пособия состоит из пяти параграфов: уравнения с параметрами, неравенства с параметрами, доказательство неравенств, системы уравнений, целочисленные задачи.

        Шестая часть разделена два параграфа: планиметрия и стереометрия. Параграф «Планиметрия» делится на пункты: основные и дополнительные теоремы, задачи на вычисления, на нахождение максимумов и минимумов геометрических величин, использование векторов и метода координат. Задачи на вычисления разделяются на задачи на прямоугольные, равнобедренные треугольники, окружности, параллелограммы, трапеции и многоугольники.

        Часть пособий написана в сооавторстве с Галеевой Альфирой Эльфатовной.

        galeev.math.msu.su

        Задачи и учебные пособия для абитуриентов

        Ежегодно издательство физического факультета публикует задачи вступительных испытаний и олимпиад по физике, проводимых МГУ за прошедший год. Такие сборники задач содержат материалы вступительных испытаний по физике, проводимых на различных факультетах МГУ, задачи, предлагавшиеся на олимпиадах МГУ по физике, а также подробные решения всех задач, содержащие обоснования применимости используемых законов и допущений, а также анализ полученных ответов. Приобрести Сборник можно на Днях открытых дверей, а также в библиотечном киоске, находящемся в фойе здания Физического факультета.

        Предлагаем ознакомиться с содержанием Сборника задач за 2007 год. В начале сборника помещена Программа по физике для поступающих в МГУ. Далее следуют условия задач, предлагавшихся на вступительных испытаниях по физике в 2007 году на факультетах наук о материалах, биоинженерии и биоинформатики, ВМиК, а также на химическом, биологическом, физическом и физико-химическом факультетах МГУ. Кроме того, в сборник включены задачи устных олимпиад по физике «Абитуриент МГУ — 2007», «Ломоносов — 2007», а также задачи очных туров по физике совместного проекта МГУ и газеты «Московский комсомолец» «Покори Воробьевы горы».

      34. Общие рекомендации и список литературы для подготовки к олимпиадам школьников по физике
      35. Задания олимпиады «Ломоносов» по физике прошлых лет с ответами [DOC]
      36. Вариант задания олимпиады «Ломоносов» по физике 2010 г. с решениями [PDF]
      37. Задачи отборочного этапа олимпиады школьников «Ломоносов-2011» по физике с решениями [PDF]
      38. Разбор задач отборочного этапа олимпиады школьников «Ломоносов-2012» по физике [PDF]
      39. Разбор задач заочного этапа олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы!» по физике 2011г. [PDF]
      40. Разбор задач заключительного этапа олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы!» 2011г. [PDF]
      41. Разбор задач заключительного этапа олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы!» 2013г. [var1, var2, var3, var4, var5]
      42. Варианты заданий дополнительного вступительного испытания по физике 2011 г.
      43. Варианты заданий дополнительного вступительного испытания по физике 2012 г.
      44. Варианты заданий дополнительного вступительного испытания по физике 2013 г.
      45. Варианты заданий дополнительного вступительного испытания по физике 2014 г.
      46. Варианты заданий дополнительного вступительного испытания по физике 2015 г.

Адрес и контакты

Тел.: +7 495 939-31-60,
Факс: +7 495 932-88-20,
E-mail: www@phys.msu.ru
Пресс-служба:
Тел.: +7 916 313-75-79,
E-mail: press@phys.msu.ru

119991, ГСП-1, Москва,
Ленинские горы, МГУ имени М.В.Ломоносова,
дом 1, строение 2, Физический Факультет.

phys.msu.ru

Смотрите еще:

  • Приказ мз рф 1340н от 21122012 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1340н "Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности" Приказ […]
  • Приказ фсб 055 Приказ ФСБ РФ от 14 февраля 2011 г. N 55 "Об установлении норм пайков, рационов питания и комплектов аварийного запаса, норм обеспечения кормами (продуктами) штатных животных, норм замены одних продуктов […]
  • Поправки в 72 статью ук Поправки статьи 72 ук 2. Назначение наказания в целых годах предполагает окончание срока наказания в последний день истекающего года, при этом год берется не календарный (с 1 января по 31 декабря), а в рамках […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.