Правила демократического общества

Правила демократического общества

45. ДЕМОКРАТИЯ, ЕЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ

Демократия – это власть народа. Демократия – это политический режим, который основан на власти народа, власти для народа и от имени народа. Демократия появляется, когда: стабильность и высокий уровень развития общества позволяют соблюдать принципы демократии; существует высокая степень развития политической культуры и политической активности населения; государство признает права и свободы граждан.

Признаки (принципы) современной демократии:

• демократия опирается на идеи свободы, равенства и справедливости. Гарантирована защита прав и свобод государством, признается верховенство закона над всеми гражданами;

• народ признается источником власти. Власть осуществляется для народа и от имени народа; принцип равноправия всех граждан, т. е. равные возможности для участия в политической жизни;

• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Большое влияние на общество оказывает власть интеллекта и власть средств массовой информации (СМИ);

• принцип оппозиции. Граждане могут противостоять власти: организовывать оппозиционные партии, агитировать и популяризировать свои взгляды;

• принцип политического плюрализма. Плюрализм (от лат. множество) допускает множество различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;

• принцип гласности и выборности. Гласность – открытость и подконтрольность действий государства и государственных органов. Выборность – граждане могут участвовать в выборах на основе всеобщего, прямого, равного голосования.

Ценности демократии – это человек, его жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность, свобода, его права. Высшей ценностью демократии является человек, его права и свободы. Права и обязанности бывают: уполномочивающие (право на труд, на отдых, на образование); обязывающие (гражданские и трудовые обязанности); запрещающие. Институты демократии – формы демократии, с помощью которых реализуются ценности и принципы демократии: выборность государственных органов и главы государства; их ответственность и подотчетность перед избирателями; сменяемость после истечения срока полномочий.

Выборы – избирательный процесс. В результате выборов народ голосует за кандидатов в выборные государственные органы (Государственную Думу, на пост Президента). Избранные в результате выборов кандидаты должны осуществлять волю народа и способствовать благоденствию страны и общества.

Избирательное право – право всех граждан (с 18 лет) участвовать в выборах независимо от их пола, расы, национальности и вероисповедания. Не могут участвовать в выборах лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, или граждане, признанные недееспособными. Политическая активность – участие граждан в политической жизни (в партиях, в выборах, референдуме). Важным достижением демократии является референдум – голосование всего населения страны за принятие важнейших законов.

www.k2x2.info

Тема 5. Демократия, ее основные ценности и признаки

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.

Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов.

Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам. Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной власти. В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.

Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие н селения в принятии решений местного значения.

humanitar.ru

Что такое демократическое общество

Чем больше человек живёт и развивается, тем больше у него возникает вопросов о смысле жизни и его роли в обществе. При этом термин «общество» согласно философскому словарю, трактуется как, «форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. При этом человеческое общество характеризуются моделью отношений социальных отношений между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами».

Общество имеет много разновидностей по различным параметрам: зрелое и незрелое, свободное и несвободное, а также по другим критериям. Одновременно наиболее развитым считается форма демократического общества. Так согласно энциклопедическим словарным источникам: «Демократическое общество — это свободное общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина. Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее бесчисленные пути и способы своего проявления. Она отнюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или государства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы — экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычно говорят и о соответствующих видах демократии. Демократия не может быть сведена только к какой-либо одной из сфер жизни общества, точно так же, как она не может рассматриваться исключительно лишь в каком-либо одном из своих проявлений. Она не может проявляться, например, только в качестве особого политического и государственного режима, т.е. совокупности методов осуществления власти или в качестве формы организации государства и отдельного государственного или общественно-политического института. Она выступает в самых различных своих качествах и проявлениях. В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти — народу — демократия выступает как максимальное про явление его воли, устремлений и интересов, их характеристика».
Основополагающими признаками демократического общества принято считать:
– Осуществление в государстве всеобщего, равного избирательного права.
– Равноправие граждан при осуществлении их политических интересов, соблюдение свободы слова, свободы мнений, собраний.
– Формирование и осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства населения.
– Формирование органов государственной власти, как правило, путем свободных прямых выборов.
– Наличие в обществе партий, политических объединений, движений и т.д., которые выражают интересы различных групп населения.
Относительно признаков у меня есть некоторые возражения относительно того, что согласно словарям понятие «признак» имеет разные значения. Так в математике, логике — это условие для достижения определённой цели.
Ну, а в гуманитарных и общественных науках термин «признак» употребляется, как описание фактов, позволяющих согласно существующей теории, сделать вывод о наличии интересующего явления.
По моему глубокому убеждению, наличие факторов и их описание не в полной мере охватывает понятие условий, обеспечивающих описание всех аспектов наличия такого понятия, как демократическое общество.
Мне представляется, что должны быть не признаки, а принципы данного понятия. Вот, если обратиться к словарным источникам, то слово принцип исходит от лат. principium – основа. Что означает, во-первых, начало основных, исходных, положений какой-либо теории, и её основных правил деятельности. Во-вторых, установление уже имеющихся и укоренившихся социальных, экономических, правовых, а также других социальных норм.
Насколько мое суждение обосновано и жизнеспособно, не мне судить, пусть этим занимаются учёные. Для меня важно с точки зрения рядового обывателя понять, почему принципы не срабатывают социальной жизненной практике.
Вот начнем с всеобщего избирательного права, казалось чего проще, каждый гражданин имеет право избирать органы народовластия и быть избранным. Но на практике почему-то так не получается по разным причинам. Может быть несовершенным законодательство, где есть прямые запреты на голосование некоторой части населения. Примером может служить Латвия, где 13% жителей являются негражданами, лишенными избирательных прав. Примерно аналогичная ситуация в Эстонии. Дикость, но, тем не менее – это реальность. Но почему-то в странах с развитой демократией, я имею в виду матушку Европу и США, стараются этого не замечать. При этом они считают избирательное право, чуть ли не главной базовой общечеловеческой ценностью. Парадокс, не правда ли!
Не очень все гладко с равноправием граждан на выборах. Так, вроде смотришь со стороны то как-то и нормально. Реализуются гражданские интересы и политические права, на собраниях выдвигаются не ангажированные кандидатуры. Но со стороны, а, если чуть-чуть поглубже начинаешь разбираться, то получается, то получается совсем не так. Всё просто куплено или, говоря иначе, следует сказать, всё проплачено: собрания, кандидаты, предвыборная агитация, осуществляется нанятыми политтехнологами, отсюда вывод, что простому смертному никогда не избраться, даже, если есть значительная народная поддержка.
В этой связи необходимо отметить, что идеальной и справедливой выборной системы, в принципе, быть не может. Но господа политики США, считают, что такая система есть, разумеется, они имеют в виду свою собственную эталонную систему президентских выборов. Там, правда, нет прямого голосования, все через выборщиков. А, уж сколько голосов они предоставят не очень понятно, разобраться не получается, они не допускают но сами лезут и критикуют других. Такова исключительность общества, как сказал их Президент Барак Хуссейн Обама-младший. У меня всё больше и больше складывается впечатление, что граждане Соединённых Штатов так долго мечтали иметь президента из афроамериканцев, что, выбрав такового, очень сильно сожалеют. Во всяком случае, об этом говорят их социологические опросы.
Не простая ситуация в формировании и осуществлении государственной власти, во главе угла которой должна быть воля большинства населения. Здесь, вне всякого сомнения, воля есть, но большинства населения, а скорее меньшинства, причём значительного. Я имею в виду элиты, прежде сего олигархические. Ведь не зря говорят, что у кого деньги, тот и заказывает музыку. Полагаю, что в этом никто не сомневается.
Противоречивым остается вопрос в формировании органов государственной власти, как правило, путем свободных прямых выборов. Здесь ключевым моментом является «как правило». С учётом этого при формировании властных структур возникает много противоречий. Так, как только начинается предвыборная гонка значительная часть кандидатов, обладающих немалой финансовой прочностью, раздает обещания направо и налево, понимая, что заведомо не выполнимы, но желание попасть в выборные органы власти – это неприкосновенность, что обеспечивает вседозволенность. Иначе говоря, можно делать всё и за это ничего не будет. Поэтому кандидаты в депутаты готовы покупать голоса своих потенциальных избирателей.
Много проблем и с наличием в обществе партий, политических объединений, движений и т.д., которые выражают интересы различных групп населения. Так в предвыборной гонке каждая партия обещает многое сделать, многим помочь. Однако после выборов депутаты помелькают месяц, другой в средствах массовой информации, а затем исчезают из поля зрения своего избирателя. Мало того, по телевизору, время от времени, появляются кадры, наши избранники спят на заседаниях, а иногда выступают с такой законодательной инициативой, что невольно задаешь себе вопрос: а вполне ли они (депутаты) адекватны.
Таким образом, получается, что принципы демократического общества в социальных жизненных реалиях не в полной мере создают возможности реализации обеспечения общечеловеческих ценностей, как для всего общества в целом, так и для к конкретного человека в частности. Соответственно, нет и атмосферы уважения к правовым традициям и законам, а также к общегуманистическим идеалам.
Мне представляется, что демократия в обществе – величина не постоянная, зависящая от внешних и внутренних факторов. Особенно в наше время, когда при помощи хорошо развитых информационных технологий, можно «перевернуть мозги» любому обществу, в любой стране. Примеров тому немеренно. Так в экспорте «демократических ценностей» преуспевают США. Мы являемся свидетелями событий в Ливии, Ираке, Сирии, Египте, Йемене и, наконец, в Украине. К большому сожалению, вывоз свободы по-американски кроме коллапса ничего не приносит. Здесь понятно, что демократия просто предлог, на самом деле госдеп преследует конкретные экономические цели, которые никак не связаны с освобождением этих стран от авторитарных режимов.
Между тем каждое отдельно взятое общество эволюционирует с учётом своего социально-экономического и культурного феномена. Вполне очевидно, что процессы развития общества проходят по-разному. Порой встречаешь парадоксальные вещи. Так сегодня на африканском континенте можно встретить немало племён, находящихся на уровне первобытнообщинной стадии развития. Кстати, и в южной Америке такое тоже можно встретить.
Однако к прискорбию приходится отмечать, что нынешняя человеческая цивилизация достигла такого уровня, что накопившееся оружие способно уничтожить Землю несколько раз, а космические корабли уже ни одно десятилетие летают в космос. Не за горами возможные полеты на другие планеты. Это делается не только с научно-познавательной точки зрения, но и с утилитарной, ведь количество полезных ископаемых уменьшается.
Вот эта борьба за подземные богатства заставляет мировые державы, прежде всего США, которая считает себя мировым лидером, говоря более точно, хозяином Мира, и никак иначе, пытается и реально устанавливать свои демократические порядки во всех странах через своих агентов влияния.
В этой связи наиболее показательным является пример деятельности бывшего посла США в России Майкл Макфол личность, весьма не ординарная с точки зрения дипломатии. Странное назначение на должность посла человека, который весьма далек от того, чем ему придется заниматься на данной должности. Впрочем, для штатов, такое в порядке вещей. Там после удачно завершившихся выборов принято раздавать должности тем, кто помогал Президенту избраться.
Майкл активно помогал Обаме избраться и был назначен послом в Россию, где «не всё в порядке с демократией и правами человека». Являясь большим специалистом в вопросах демократии в обществе (кстати, он таковым считается) и, не желая заниматься своими прямыми должностными обязанностями, он стал пропагандировать какой должна быть демократия в России. Так в его понимании у нас отсутствует свобода слова, неправильно выстроена избирательная система, авторитарная система власти. Он встречался с оппозицией, выступал перед студентами, рассказывая о преимуществах прав и свобод в США.
Мне, как рядовому обывателю, не понятно, почему госдеп, «исключительной страны», по определению Обамы, выражаясь фигурально, лезет в чужой дом. Неужели Россия, которая имеет тысячелетнюю историю, что не идет ни в какое сравнение с историей Соединенных Штатов Америки, не в состоянии разобраться в том, как строить свое гражданское общества с учетом демократических принципов. Кроме того, почему госдеп, считая свое общество самым организованным, где немеренно своих проблем, не только поучает других, но и навязывает свои стандарты свободы, я имею в виду распространие по всему миру регистрацию однополых браков. Понятно там людям они нравятся и тысячи граждан этого «исключительного государства, просто задыхаются от счастья. Мне представляется, что такие люди, и их, видимо, там не мало, не очень адекватны, мягко выражаясь. Так можно заключать браки человека с животными и с электрокуклами, а, чего не сделаешь ради свободы. Однозначно – это патология, так считают немало людей, которые считают себя не ангажированными и адекватными.
Вполне очевидно, что каждая страна, с разным уровнем развитием общества и его институтов, имея свою самобытность, в состоянии определить свои пути развития без чей-то указке из вне. При этом эта, с позволения сказать, как было отмечено выше, свобода кроме людского горя ничего не приносит. Пример тому Украина, когда теперь все там прекратится никому не известно.
Между тем, нашему поколению, жившему во время ещё СССР, не понаслышке известно, что такое тоталитарный режим, когда все жили только по линейке, определённой идеологическими постулатами. Тогда разговаривать о том, что сейчас по средствам массовой информации можно было на кухнях. Сейчас по телевизору, радио, Интернете, в газетах и журналах, можно услышать и увидеть столько гадостей, включая маты, которые мне приходилось внимать в местах ни столь отдалённых, а сейчас этим «солёными и легкими выражениями» бравируют некоторые поэты, политики и писатели. Разве, это не свобода, да куда уж, больше?
Я, как рядовой обыватель убеждён, что понятие «демократия», предполагает свободное выражение мыслей и убеждений, но при этом, не нанося вреда и оскорблений тем людям, для которых существуют иные духовные ценности, на пример религиозные убеждения. Нельзя глумиться над святыми чувствами других.
Я не хочу жить под доминирующим влиянием Американской мессии, если моим согражданам не нравится жить в нашем государстве, то никаких проблем, ведь можно просто уехать туда, где нравится, слава богу, государств в Мире хватает.
Говоря о власти, здесь я абсолютно убеждён, что справедливая власть в любом государстве, даже, где демократия на самом высочайшем уровне, а таковым на сегодняшний день следует считать США, с учётом оценок представителей их же элиты, может существовать только в теории или в другой жизни. При этом отмечу, что честному человеку трудно жить при любой власти, ибо в социальных реалиях все равно находятся люди, всегда чем- или кем-то недовольные.

Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

ivankim.ru

Демократическое общество

Понятие демократии.Демократия – это такой тип политической организации общества, при котором власть осуществляется через прямое народовластие (референдум), либо через представителей, избираемых народом, т.е. на основе представительной демократии (например, выбор депутатов парламента). Целью демократического правления является достижение баланса интересов различных социальных групп.

Представительная демократия является более распространенной, чем референдум. Посредством демократических выборов в органы власти население, различные социальные группы определяют своих представителей, которые будут защищать их интересы. Из-за больших размеров территорий многих государств, а также необходимости решения вопросов, требующих профессиональной подготовки, невозможно или неэффективно регулярное прямое голосовании граждан. В современном мире референдум как форма прямой демократии используется в особых случаях, как правило, при определении дальнейшего развития государства либо при решении принципиально важных для жизни общества вопросов. В остальных случаях власть осуществляется представительными органами – парламентами, собраниями, советами, которые формируются населением на выборах.

Основные признакидемократического устройства современного общества таковы:

– Формирование и осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства населения.

– Формирование органов государственной власти, как правило, путем свободных прямых выборов.

– Осуществление в государстве всеобщего равного избирательного права.

– Равноправие граждан при осуществлении их политических интересов, соблюдение свободы слова, свободы мнений, собраний и других политических свобод.

– Наличие в обществе партий, политических объединений, движений и т.д., которые выражают интересы различных групп населения.

Парламентаризм как форма представительной демократии.Парламентаризм – система организации верховной государственной власти, которая характеризуется разделением законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властей при ведущей роли в этой системе парламента.

Парламент (от французского слова parler – говорить) – это государственный орган, который в прошлом, издавая законы, ограничивал власть короля. Родиной парламента является Англия. Позднее парламенты возникли во Франции, Испании. В современном мире парламент как орган представительной власти может носить различные названия – конгресс, совет, народное собрание, дума, национальное собрание и т.д. Но основная функция его остается прежней: принятие законов. В мире получил широкое распространение двухпалатный парламент, в котором есть верхняя и нижняя палаты. Двухпалатный парламент всегда имеется в федеративных государствах; есть он и в некоторых унитарных государствах.

При парламентаризме центр государственной жизни находится в парламенте, где идет постоянная борьба за власть между партиями. Партия, которая имеет в парламенте большинство голосов, становится политически господствующей. Правительство образуется парламентом из числа членов партии, которая имеет большинство в парламенте. Парламент не только принимает законы, но и требует от правительства отчетов о его деятельности, заслушивает министров, имеет право привлечь их к ответственности, отправить в отставку.

Правовое государство и гражданское общество.Государство в демократическом обществе является правовым. Концепция правового государства включает следующие принципы и идеи.

Принцип верховенства (господства) права. Верховенство права означает ограничение государства правом, подчинение всех его органов праву. Право при этом должно быть прогрессивным, гуманным, справедливым. Право обычно выражается в законах, которые приняты согласно демократическим процедурам.

Верховенство права предполагает равенство всех граждан перед законом и судом, реальность их прав и свобод, а также эффективный судебный механизм защиты этих прав. Это означает независимость суда, принятие судебного решения в соответствии с законом, неукоснительное исполнение этого решения.

Принцип разделения властей. Это – основа организации и деятельности правового государства. Он предполагает разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное разделение обеспечивается специальным механизмом «сдержек и противовесов». Благодаря такому механизму, каждая ветвь власти воздействует на другую, ограничивая ее. Например, в некоторых странах парламент имеет право избирать президента, а президент, соответственно, обладает правом в строго оговоренных случаях распустить парламент. Тем самым обеспечивается независимость президента от парламента, достигается «баланс» власти.

Во многих государствах у президента есть право «вето» — право не подписывать закон, который принял парламент, и возвратить этот закон в парламент на повторное рассмотрение. В таком случае для принятия этого закона уже недостаточно согласия простого большинства членов парламента, а требуется «квалифицированное большинство», или практически полное согласие парламента. Действует механизм «сдержек и противовесов» и при назначении главы исполнительной власти, например, премьер-министра. Так как это важная фигура на политической арене государства, она должна быть компромиссной — и парламент, и президент должны быть согласны с выдвинутой кандидатурой. Во многих государствах предусмотрено назначение премьер-министра с участием и президента, и парламента.

Идея гражданского общества как социальной основы правового государства. Гражданское общество представляет собой добровольно сложившуюся систему экономических, политических, социальных, культурных связей между людьми. Самостоятельно сформированные группы людей, организованные ими самими, без участия государства, составляют гражданскую основу общества. Этими группами могут быть какие-либо массовые движения, партии, любые общественные объединения, клубы по интересам, домовые комитеты, органы местного самоуправления, религиозные общины, хозяйственные корпорации, семьи, — любые «ячейки» социального организма, для существования которых не требуется непосредственного управляющего воздействия со стороны государства. Отношения между государством и данными общностями людей регламентируются четко определенными правовыми нормами.

В настоящее время конституции многих государств, в том числе и Республики Беларусь, отразили идеи и принципы правового государства. В соответствии с теорией правового государства, права и свободы каждого человека должны реализовываться так, чтобы они не нарушали прав и свобод других людей. Так, участники дорожного движения должны соблюдать все правила, не мешать движению и не создавать помех другим транспортным средствам. В любых других отношениях между людьми должен соблюдаться этот же подход. Например, если кто-то принимает гостей, устраивая шумную вечеринку, то он не должен забывать о праве соседей на тишину после 23.00. Подобные ограничения должны быть оформлены правовым способом, т.е. закреплены в законе. Все правовые процедуры, будь то наложение административного взыскания либо выборы депутата, должны быть детально регламентированы.

Итак, гражданское общество – это система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Несходство интересов и потребностей различных социальных и политических субъектов довольно часто приводит к конфликтам. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет в полной степени демократическим.

Права человека.В трактовке прав человека можно выделить различные подходы. Теория естественного права рассматривает права человека как естественные, неотчуждаемые, присущие каждому человеку от рождения, не зависящие от государства. Государство должно только обеспечивать эти права, помогать их реализации. Позитивная теория права, напротив, рассматривает права человека как дарованные ему государством.

В демократических государствах мира воспринята естественная теория прав человека. Такая же модель прав человека закреплена и в Конституции Республики Беларусь.

Важнейшим документом в области прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот день во всем мире отмечается как День прав человека. Также существуют два знаменитых Пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые под эгидой ООН. Участниками этих Пактов является Республика Беларусь.

В Европе действует Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод. На базе Конвенции работает Европейский Суд по правам человека, который обеспечивает соблюдение государствами, подписавшими Конвенцию, предусмотренных в ней прав и свобод.

К основным личным, гражданским и политическим правам можно отнести: право на жизнь; право на защиту от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания; право на защиту от рабства и принудительного труда право на свободу и личную неприкосновенность; право свободно передвигаться и выбирать место жительства право покидать свою страну и возвращаться в неё право на справедливое судебное разбирательство; право на защиту от наказания, не предусмотренного законом; право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения собственного мнения и получение информации; право на мирные собрания и ассоциации; право на уважение частной и семейной жизни; право участвовать в ведении государственных дел непосредственно или путем участия в свободных выборах.

Основные экономические, социальные, культурные права следующие: право на защиту собственности; право на труд и справедливые и благоприятные условия труда; право на социальное обеспечение; право на образование.

При этом, согласно статье 2 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит. Ограничения прав и свобод возможны только в строго оговоренных случаях, и эти случаи должны быть перечислены в конституции государства или в законе.

Правовым является такое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, равная ответственность всех перед законом, четкое разделение властей, гарантированность прав человека и достаточно высокая правовая культура населения.

Вопросы и задания:

1. Что такое демократия?

2. Чем характеризуется парламентаризм?

3. Перечислите признаки правового государства. Раскройте их сущность.

4. Какова главная цель существования и деятельности гражданского общества?

5. Как осуществляются взаимоотношения между гражданским обществом и демократическим государством?

6.Можно ли поставить знак равенства между гражданским обществом и обществом в целом? Почему?

7.Каковы основные права человека? Чем гарантируется их выполнение?

studopedia.org

Смотрите еще:

  • Законы в биологии для решения задач Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя IV. И еще одно умение, без которого невозможно решить задачу, – определять, к какому разделу она относится: моно-, ди- или полигибридное […]
  • Орм по закону об орд Понятие, виды оперативно-розыскных мероприятий Оперативно-розыскные мероприятия – это проводимые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности конкретные действия, исчерпывающий перечень которых […]
  • Назовите героев романа преступление и наказание Назовите героев романа преступление и наказание Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев Роман "Преступление и наказание" - это произведение, в котором задействовано […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.