Правила работы в группе в начальной школе

Работа в группах в начальной школе на уроках развивающего обучения

Первое сентября. Первый звонок для тех, кто переступил порог школы в первый раз. Сколько радости, надежд, волнения в глазах детей. Школа для них в эту минуту – дом, в котором можно узнать что-то новое, обрести друзей, самоутвердиться в этой жизни. Это – первая ступень взросления. Для учителей и родителей, конечно же, не новым является тот факт, что у детей наступает очень трудный период в их жизни. Каждый ребенок должен пройти путь адаптации в школе, привыкнуть к новому детскому коллективу, новому режиму дня, стать более самостоятельным, ответственным. И когда в конце первого месяца обучения я подвожу итог первой ступени адаптационного периода, то результат не всегда превосходит ожидания. Не все дети справляются с этой задачей. И тогда на помощь должны прийти взрослые и, прежде всех, учитель.

Я всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю, а самое главное – научился свободно мыслить?

Опробовав многие методы работы с детьми в адаптационный период. Я остановилась на групповой работе на уроках, которая играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Методика групповой работы вводится уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки ручного труда, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Дается задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “8 вишенок”. Сначала каждый делает свою вишню, а потом еще 4 всей группой. Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинается работа по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

После этого, как группы сформированы, создается устав и условные обозначения, которые должны помочь в совместной работе.

Примерный устав:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!
  4. Ребята сами предлагают условные знаки и рисуют их.

    – прошу тишины,
    – спасите,
    – запутались,
    – просим помощи,
    ! – эврика.

    Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

    На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. Приведу пример работы в группах на уроке чтения. Тема: “Анализ отрывка из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”. До этого этот отрывок разбирался на уроке словесности по теме: “Глаголы с возвратным значением”.

    На уроке чтения он разбирается как литературное произведение. Сначала предлагается еще раз прочитать стихотворение про себя. Дается первое задание по группам:

    – Что помогает автору создавать стихи? (Обстановка, воспоминания, воображение, сравнение)

    – Найти описание этих помощников.

    Задание по группам I, II – обстановка, III – воспоминания, IV – воображение, V – сравнение.

    – После этого каждая группа зачитывает ответ. А все вместе обсуждаем его правильность.

    – Стихи рождаются сразу? (Нет, проходит этап предварительной, умственной работы)

    Каждая группа ищет отрывок, в котором описывается эта работа, но передать его надо своими словами. А потом зачитывается отрывок каждой группы. На эту работу дается пять минут.

    – Вы говорили о том, что автору помогают в создании стихов воспоминания. Кого вспоминает Пушкин? (Друзей, учителей)

    – Найти и зачитать это место.

    – Мы с вами читали о друзьях Александра Сергеевича. Составьте маленький рассказ о том, кто это мог быть. По выбору.

    На доске запись: Державин, Баратынский, Крылов.

    После подготовки – защита ответа каждой группы.

    – С чем и кем сравнивает автор свои мысли? (с матросами, плывущим кораблем).

    – Когда вы читали стихи, что рисовало ваше воображение? (выслушав ответы, детям предлагается по группам выбрать свою картину, которую бы они нарисовали после чтения стихов).

    Зачитывается стих в группах. Дается время на рисунок.

    Заключение урока: конкурс чтецов и группового рисунка.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Классный час «Учимся работать дружно. Работа в группе»

    Основные цели:

  5. Построить простейшие правила работы в группе.
  6. Закрепить умение применять правила общения, правила поведения на уроке и правила работы в паре и группе.
  7. Демонстрационный материал: презентация Power Point для демонстрации на экране или интерактивной доске.

    Раздаточный материал:

      1. листы с изображением символа Универсиады 1 на группу (1 лист заранее лежит на парте для выполнения задания на пробное действие);
      2. листы белой бумаги, клей.
      3. Ход урока

        1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

        – Открыть на интерактивной доске изображение спортивных команд. Учитель читает стихотворение.

        Команда – это значит вместе,
        Команда – все за одного.
        Здесь всё по совести и чести,
        Здесь не обидят никого.
        Команда нас объединяет
        Не испугаемся преград,
        Здесь каждый свое дело знает,
        Работает на результат.
        А если возникают споры,
        Они решаются тотчас,
        И никакие разговоры
        Не отвлекут от дела нас.
        В своей команде нам уютно
        Мы оказались в ней не вдруг,
        Когда кому-то станет трудно,
        Свое плечо подставит друг.

        Девиз сегодняшнего урока:

        «Вместе не трудно,
        вместе не тесно,
        вместе легко
        и всегда интересно!»

        – О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о работе в команде)

        2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

        Какие известные спортивные команды нашего города вы знаете? (Рубин, Ак Барс, Зенит, Динамо)

        – Какое спортивное событие ожидает Казань в 2013 году? (Универсиада – это событие, проводимое в мире с 1923 года, второе по важности после Олимпийских игр)

        – Чем отличается Универсиада от Олимпиады? (От Олимпийских игр Универсиада отличается, в первую очередь тем, что участниками Универсиады выступают студенты в возрасте от 17 до 28 лет, а проводится Всемирная Универсиада раз в 2 года и делится на Зимнюю и Летнюю Универсиады.)

        – Что представляет собой эмблема Олимпийских игр? (Эмблема Олимпийских игр представляет собой пять сцепленных между собой разноцветных кругов или колец. Этот символ был разработан Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. По задумке Кубертена расцветка колец подобрана так, чтобы на флаге любого государства мира был, по крайней мере, один из пяти цветов. Однако принято считать, что пять колец – символ пяти континентов: синее – Европы, жёлтое – Азии, зелёное – Австралии, чёрное – Африки, а красное – Америки.)

        – Знаете ли вы, какие виды спортивных соревнований входят в Универсиаду? (Универсиада содержит 13 обязательных видов спортивных соревнований: баскетбол, водное поло, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, прыжки в воду, спортивная и художественная гимнастика, теннис, фехтование, футбол и плюс еще 3 состязания на выбор властей места проведения Универсиады.)

        На доске появляется список некоторых видов спорта: баскетбол, плавание, фехтование, футбол, теннис, волейбол.

        Разделите эти виды спорта на две группы:

      4. баскетбол, волейбол, футбол;
      5. теннис, плавание, фехтование.

      (командные и индивидуальные)

      – Что такое команда?

      Как по-другому можно назвать команду? (Дети читают значение слова из толкового словаря: группа – несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг к другу, соединенных вместе; совокупность людей, объединенных вместе общностью интересов, профессии, деятельности.)

      Выберите то значение, которое относится к теме урока. (группа совокупность людей, объединенных вместе общностью интересов, профессии, деятельности.)

      – Мы сегодня будем на уроке работать в группе.

      – Давайте вспомним правила работы в паре.

      Говорим вежливо,
      называем собеседника по имени,
      говорим по очереди, не перебивая друг друга,
      внимательно слушаем,
      если непонятно, переспросите партнера,
      четко высказываем свое мнение,
      соблюдаем порядок на парте,
      уважаем мнение собеседника.

      А теперь выполним задание в группе.

      Вам необходимо из разрезанных частей собрать картинку. Время работы 1 минута.

      Через 1 минуту детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось. На доску вывешиваются работы групп.

    1. дети не успели собрать картинку;
    2. дети справились с заданием
    3. – Посмотрите на доску, все группы справились с заданием? (Нет, не все группы справились с заданием.)

      3. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности и осмысление проекта выхода из затруднения.

      – Давайте подумаем вместе, почему. Что нужно было сделать? (Нужно было, работая в группе собрать картинку.)

      – Что у вас не получилось? — Этот вопрос следует задать отдельно сначала группе, которая не справилась с заданием совсем. Ответы детей должны в результате свестись к тому, что дети не смогли договориться.

      Затем необходимо задать вопрос группе детей, которая справилась с заданием:

      – Как вам удалось справиться с заданием? (Мы сначала договорились, как мы будем собирать картинку и затем приступили к работе)

      – Значит, чему мы сегодня должны научиться? (Мы должны научиться договариваться, когда работаем в группе.)

      – Какие правила мы сегодня должны придумать? (Мы должны придумать правила работы в группе.)

      – Какая цель нашего урока? (Придумать правила работы в группе.)

      – Как мы назовем тему нашего урока? (Правила работы в группе.) Учитель записывает тему урока на доске.

      – Что мы будем сейчас делать? (Будем придумывать правила работы в группе.)

      4. Реализация проекта выхода из затруднения.

      Группам предлагается выполнить следующее задание:

      Попробуйте вставить пропущенные слова в предложения.

      В группе должен быть ——— обсуждения,
      ——— может высказать свою версию решения,
      ——— говорит, а ——— слушают,
      ———— версия обсуждается в группе,
      В группе согласуется ———- решение,
      Представитель группы ————- согласованное решение перед классом.

      После выполнения задания обсуждаются предложенные варианты. Затем прочитываются все правила.

      Вы составили правила работы в группе.

      В группе должен быть организатор обсуждения,
      Каждый может высказать свою версию решения,
      Один говорит, а остальные слушают,
      Каждая версия обсуждается в группе,
      В группе согласуется общее решение,
      Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

      Эти правила помогут нам работать вместе? (да)

      Физминутка

      5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    4. Проговаривание правил. На слайде появляется картинка. Озаглавите картинку подходящим правилом.
    5. 6. Самостоятельная работа

      Соблюдая правила работы в группе, попробуете вспомнить и нарисовать эмблему футбольной команды Рубин и защитите ее.

      Сверьте с образцом.

      – У всех получилось? Молодцы!

      7. Включение в систему

      Представьте, что мы являемся болельщиками любимой спортивной команды и отправляемся с ней на Универсиаду.

      Какие правила нам необходимо помнить? ( правила общения, правила поведения в общественных местах, правила работы в группе)

      – Зачем они нам нужны? (. )

      8. Рефлексия деятельности

      – Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке? (Мы узнали, правила работы в группе.)

      – Какие это правила? (. )

      – А кто понял, как работать в группе? Отлично!

    6. Кто доволен работой своей группы? (аплодисменты)
    7. Кому понравилась работать в группе, поднимите значок группы, а кому лучше работать одному покажите значок одного человечка.
    8. – Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

      – Поблагодарим за работу на уроке друг друга.

      Памятка » Правила работы в группах»

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      «Как работать в группе»

      Команда – это значит вместе,

      Команда – все за одного.

      Здесь всё по совести и чести,

      Здесь не обидят никого.

      Команда нас объединяет

      Не испугаемся преград,

      Здесь каждый свое дело знает,

      Работает на результат.

      А если возникают споры,

      Они решаются тотчас,

      И никакие разговоры

      Не отвлекут от дела нас.

      В своей команде нам уютно

      Мы оказались в ней не вдруг,

      Когда кому-то станет трудно,

      Свое плечо подставит друг.

      «Вместе не трудно,

      вместе не тесно,

      и всегда интересно!»

      Запомни и соблюдай простые правила:

      1. Уважай своего товарища.

      2. Умей каждого выслушать.

      3. Не согласен – предлагай!

      Для работы в группе придумайте условные знаки и зарисуйте их.

      Правила работы в группе

      1. Выберите лидера группы.

      Так как состав группы неоднороден, ей необходим лидер. Лидер сможет распределить задания, помочь групповой работе сосредоточиться на главном и довести ее до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.

      2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

      3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

      4. Учитесь находить контакты в группе.

      Общение в группе предполагает взаимное умение слушать друг друга и обсуждать возникающие проблемы. Чтобы быть уверенным в мыслях, которыми ты хочешь поделиться с членами группы, обдумай то, что ты хотел бы сказать. Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.

      5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

      Обычно в группу входят люди, имеющие разные взгляды на способы достижения целей. Как достигнуть единства и согласия всех членов группы в процессе работы? Для достижения согласия необходим компромисс. Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.

      6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

      7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

      8. Лидер группы следит за временем.

      infourok.ru

      Правила работы в группе в начальной школе

      Авторы: Ершова Е.В., учитель начальных классов МАОУ СОШ №34, г. Златоуст

      Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

      Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

      · возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

      · на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

      · ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

      · возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

      · меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

      · возрастает сплочённость класса;

      · растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

      · учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

      Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

      1.Подготовка к выполнению группового задания:

      · постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

      · инструктаж о последовательности работы;

      · раздача дидактического материала по группам.

      2. Групповая работа:

      · знакомство с материалом, планирование работы в группе;

      · распределение заданий внутри группы;

      · индивидуальное выполнение задания;

      · обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

      · обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

      · подведение итогов группового задания.

      · сообщение о результатах работы в группах;

      · анализ познавательной задачи, рефлексия;

      · общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

      Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

      Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию.

      Дети, работая группами:

      · решают, составляют задачи,

      · ищут наиболее рациональный способ решения;

      · составляют план произведения, инсценируют;

      · готовят коллективный пересказ,

      · пишут продолжение рассказа;

      · разгадывают кроссворды, головоломки .

      Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную.

      Работу в группах начинаю вводить с первого класса. Первый этап обучения групповой работе приходится на сентябрь, октябрь месяц. Задача – обучение совместной деятельности в малой группе, состоящей из 2 – 5 человек. Эта работа организуется в хорошо знакомой детям форме – игре, которая требует участия каждого члена группы. Важно, чтобы материал занятий не был связан с учебными предметами, а по окончании игры должно проводиться обсуждение, рефлексия. Приведу примерные игры, которые Цукерман Г.А. рекомендует проводить на этапе обучения детей взаимодействию.

      Игра «Знакомство». Школьники вместе с учителем рассаживаются в круг. Каждый ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называет своё имя. Затем, передавая мяч против часовой стрелки, дети называют имя соседа.

      Игра «Назови другого». Ученики сидят по кругу. Среди них выбирается ведущий, который, называя имя участника игры, кидает ему мяч. По окончании игры проводится беседа: понравилась ли вам такая игра? с кем в группе понравилось больше всего играть? кто в группе не ссорился? почему не удалась игра? почему игра удалась? Заключительным моментом является самооценивание по «волшебным линеечкам». Критерии оценивания предлагают сами дети: за что вы могли бы себя похвалить? что было наиболее важным – не уронить мяч или познакомиться.

      Второй этап начинается в ноябре 1 класса и заканчивается в начале или середине 2 класса. На нём происходит включение в групповую работу предметного материала, связанного с выполнением практических задач. Приведу примеры практических задач, на содержании которых организуется групповое взаимодействие учащихся.

      Задача 1. Надо сравнить длины отрезков с помощью нитки. Для её выполнения группе детей, состоящей из трёх учеников, необходимо распределить роли. Первый ученик отмеряет длину, второй – поддерживает нитку, третий – записывает результат измерения. При сравнении следующей группы отрезков ученики меняются ролями.

      Задача 2. Ученики должны составить звуковую модель слова, работая в парах. Один произносит слово, интонационно выделяет звуки, другой составляет схему. Затем происходит смена ролей.

      Задача 3. Игра «Контролёр». Ученики также должны составить звуковую модель слова, работая в парах. Один ученик составляет схему, другой контролирует и оценивает. Затем происходит смена ролей. Другой вариант игры, когда дети одновременно производят действия, а затем обмениваются действиями для контроля. Идёт взаимопроверка.

      В ходе работы надо поощрять совместное обсуждение, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся ученику, как со стороны учителя, так и со стороны товарища. Причём помогающий получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются. Хотелось бы отметить, что первокласснику интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

      Например, при изучении числа «10» ученикам предлагается разделить палочки со своим товарищем поровну. «Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как вы узнали? Значит, 10 – это 5 и сколько? А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, сколько палочек у каждого. Как вы получили число 10?».

      При построении учебного сотрудничества на уроках всегда учитывается тот факт, что такой формы общения в детском опыте ещё не было. Поэтому детское сотрудничество следует продумывать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки, без доведения до автоматизма всех этих действий невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

      Например, дано задание на доске: Вера, верный, верить. Победа, победный, победить.

      — Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?,какие — на вопросы что делать? или что сделать?, а какие – какой?

      Когда дети готовы, они поднимают руку.

      — Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

      Один из учеников из каждой пары поднимает руку.Учителюважно ещё раз спросить:

      — Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

      Так постепенно надо приучать учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

      1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Работа на карточках с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

      2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

      Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.Скажи товарищу, как ты его понял.Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.

      Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

      Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и каллиграфию письма, домашнее задание и т. д.

      Соединять детей в группы надо с учётом их личных склонностей:

      · Самому «слабому» ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнёр.

      · Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.

      · Двух озорников объединять опасно, но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт.

      · Самых развитых детей не следует надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнёр равной силы.

      · По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска»можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

      Для срабатывания групп нужно 3 – 5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав группы, скажем, на четверть, тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт с разными партнёрами. При оценке работы группы подчёркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

      Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств:

      · повышается учебная и познавательная мотивация и снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным;

      · в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

      · улучшается психологический климат в классе.

      Однако в ней есть и некоторые минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

      Основные противопоказания при организации групповой работы:

      · Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме совместной беспомощности.

      · Детей, которые по каким-то причинам отказываются работать сегодня вместе, нельзя принуждать к общей работе, а завтра можно предложить им сесть вместе.

      · Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешите ему отсесть; не позволяйте себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценках.

      · Нельзя занимать совместной работой детей более 10 – 15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости.

      · Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возмущёнными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлёкшись задачей не способны к полному самоконтролю.

      · Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

      В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

      Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.

      1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989

      2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.

      3. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках. Начальная школа. – 2008. — № 1

      4. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. – 2007. — № 2

      5. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985

      6. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – М.: Просвещение, 1993

      journal.preemstvennost.ru

      Смотрите еще:

      • Все правовые государства опираются на закон Правовое государство и гражданское общество Становление и развитие идеи правового государства Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более […]
      • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
      • Страховка по чем омск Страхование автомобиля в Омске В России страхование автомобиля представлено двумя программами: ОСАГО и КАСКО. Начинающие автолюбители задаются вопросом, какой тип страховки лучше и в чем разница? Определённые […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.