Правило чтения сборочных чертежей

§ 35. Порядок чтения сборочных чертежей

Читать сборочные чертежи нужно в определенной последовательности:

  1. Найти название изделия. Зная его название, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж. Например, названия «авторучка», «тиски слесарные» дают представление не только о назначении, но в некоторой степени и об устройстве этих изделий.
  2. Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создается общее представление об изделии.
  3. Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выясняют по спецификации название первой детали и относящиеся к ней данные. Находят изображения детали по обозначению ее позиции. Определяют форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.

По названию детали можно быстрее выделить ее изображения на чертеже. Например, прочитав «болт», «штифт», «втулка», «гайка», вы уже представляете их форму и как они изображаются на чертеже.

Для примера прочитаем сборочный чертеж (рис. 238). Вопросы к нему расположены в той последовательности, в какой вы будете читать сборочные чертежи. Вначале попытайтесь ответить на них самостоятельно.

Рис. 238. Чертеж для чтения

Вопросы к сборочному чертежу:

  1. Какие изображения приведены на чертеже?
  2. Из скольких деталей состоит изделие? Как называются детали 1. 2. 6? Какова их форма?
  3. Какие детали и как соединены между собой? Укажите особенности соединения деталей 3, 4, 5 и 6, а также 1 и 2. Как соединены каретка и стержень?
  4. Какая резьба нарезана на детали 7?
  5. Теперь проверьте свои ответы.

    Ответы на вопросы к сборочному чертежу:

    1. Изделие называется «рейсмус».

    2. Даны главный вид в соединении с разрезами, сечение и разрез А — А.

    3. Изделие состоит из семи деталей. Деталь 1 называется «основание». Ее форма образована двумя цилиндрами разного диаметра, имеющими фаски в виде усеченного конуса. Вдоль оси детали просверлено цилиндрическое отверстие, в котором нарезана метрическая резьба. В нижней части большого цилиндра имеется цилиндрическая выточка (на рисунке 239 даны наглядные изображения деталей).

    Деталь 2 называется «стержень». В целом она представляет собой цилиндрический стержень со сферическими торцами.

    4. Детали рейсмуса соединены двумя способами:

    1. при помощи резьбы (детали 1 и 2, 4 и 7, 5 и 6);
    2. свободно сопряжены (детали 2 и 4. 3 и 6).
    3. 5. На винте 7 нарезана метрическая резьба, наружный диаметр которой 2,5 мм. Это вы можете узнать из обозначения винта, данного в спецификации.

      Прочитайте сборочный чертеж, данный на рисунке 240, по плану, приведенному в 35.

      Рис. 240. Чертеж для чтения

      Пояснения к сборочному чертежу на рисунке 240. Вилка служит для контакта электрического провода со штепсельной розеткой. Провод, проходящий через отверстие в средней части корпуса 1, поджимается прокладкой 3 и крепится гайкой 5 на штыре 4. Контакты 2 предназначены для крепления штырей 4 и позволяют подключать сверху еще одну вилку.

      Чтобы легче было понять сборочный чертеж, на рисунке 241 дано наглядное изображение вилки.

      www.tepka.ru

      Последовательность чтения сборочного чертежа

      Рекомендуется следующая последовательность чтения чертежа:

      – ознакомиться с содержанием основной надписи и установить наименование изделия, обозначения и масштаб;

      – внимательно рассмотреть все изображения, имеющиеся на данном чертеже, т. е. выяснить, какие и с какой целью выполнены виды (основные, дополнительные и местные), разрезы, сечения, выносные элементы;

      – ознакомиться со спецификацией и выяснить наименование каждой детали и материал, из которого она изготовлена. По номеру, указанному в спецификации или таблице, надо найти эту деталь на чертеже, с целью изучения ее геометрической формы. Так как номер позиции для каждой детали наносят на чертеже только один раз, то по нему можно найти только одно его изображение.

      Для того чтобы понять деталь, необходимо внимательно рассмотреть все относящиеся к ней изображения. Затем, мысленно объединяя все эти изображения в одно целое, создать пространственный образ детали. Таким образом, надо рассмотреть все детали:

      – ознакомиться с описанием изделия (при его наличии), так как это облегчает чтение чертежа;

      – установить характер соединения деталей между собой. Для подвижных деталей следует установить возможность их перемещения при работе данного механизма.

      Такой порядок чтения рекомендуется студентам и конструкторам, так как они должны научиться получать из чертежа необходимую для деталирования информацию.

      Для выяснения формы и взаимодействия деталей по чертежу общего вида необходимо помнить правила составления чертежей общего вида и сборочных: учитывать проекционную связь изображений, правила выполнения простых и сложных разрезов, правила нанесения штриховки и т.д. Остановимся на некоторых из них.

      1. Разрез на сборочном чертеже образуется как совокупность разрезов отдельных деталей. Каждая отдельная деталь может быть изображена разрезанной или нет в зависимости от ее собственной формы. Отыскать нужную деталь поможет правило выполнения штриховки: одна и та же деталь на всех изображениях штрихуется в одну и ту же сторону с одинаковой частотой штриховки.

      В соответствии с ГОСТ 2.305-68 детали, не имеющие внутренних поверхностей, в продольном разрезе изображаются нерассеченными. Если такая деталь во всех продольных разрезах показана нерассеченной, а в поперечных заштрихована в одну и ту же сторону с одинаковой частотой штриховки, то деталь представляет собой одно целое (рис. 8.3). У некоторых деталей их отдельные составные элементы, например зубья зубчатых колес и реек, спицы шкивов и маховиков, тонкие стенки (ребра жесткости), показываются в разрезе нерассеченными, если секущая плоскость направлена вдоль этих элементов.

      2. Характер соединения деталей между собой можно установить, зная условные изображения и обозначения разъемных и неразъемных соединений. В случае резьбового соединения необходимо помнить, что резьба на стержне закрывает собой резьбу в отверстии (см. рис. 8.3).

      При разъеме болтовых, винтовых и шпилечных соединений следует помнить, в какой из соединяемых деталей будет отверстие с резьбой, а в какой без резьбы.

      3. Для того, чтобы представить форму детали, надо зрительно обойти деталь по внешнему контуру, а затем – по внутреннему. При этом можно столкнуться с тем, что одна из деталей закрывает некоторые контурные линии другой детали. При чтении чертежа очень важно выявить такие линии.

      poznayka.org

      Правило чтения сборочных чертежей

      Добро пожаловать
      в старейший техникум
      Ульяновской области!

      Авторизация

      Статистика

      Логинов И.А., преподаватель профессиональных дисциплин высшей категории

      Методическая разработка отрытого урока по дисциплине «Инженерная графика»

      Тема урока: Чтение сборочного чертежа.

      Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

      Цель урока:

      Познавательный аспект цели:

      1. Создать условия для систематизации знаний по этой теме.

      2. Способствовать формированию потребности получать новую информацию в процессе обмена приобретенными в ходе самостоятельной работы знаниями.

      3. Активизировать деятельность учащихся по переводу своих знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.

      4. Содействовать развитию творческого подхода к учению и выведению обучающихся на уровень самоорганизации при чтении сборочных чертежей.

      Воспитательный аспект цели:

      1. Продолжать формирование умения работать в коллективе.

      2. Формирование положительного отношения к предмету и к выбранной профессии.

      Развивающий аспект цели:

      1. Развивать мышление, формировать умение сравнивать, выделять главное, анализировать.

      2. Развивать устную и письменную речь (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности речи).

      3. Развивать пространственное воображение при описании деталей, входящих в сборочный чертеж.

      Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

      Оборудование: опорный конспект преподавателя; конспекты предыдущих уроков учащихся; нэтбук, проектор для демонстрации сборочного чертежа «Вентиль», плакаты; сборочные чертежи как раздаточный материал.

      Ход урока

      1. Организация начала занятия.

      Приветствие, проверка готовности к уроку.

      2. Проверка домашнего задания.

      · В современном производстве чертежу отводят особую роль. Чертеж — своеобразный графический язык. Этот язык интернационален. Он понятен любому технически грамотному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Чертежи пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать черчение. Надо уметь читать чертежи для того, чтобы овладеть техникой, стать квалифицированным рабочим или инженером.

      · На прошлом уроке мы изучали разъемные и неразъемные соединения и выполняли сборочный чертеж сварного соединения и спецификацию к нему. Сейчас обменяемся чертежами, и каждый проверит правильность выполнения чертежа друг у друга, проставив оценку карандашом.

      3. Подготовка к основному этапу занятия.

      -Запишите тему урока «Чтение сборочного чертежа».

      -Чтобы прочитать сборочный чертеж нам необходимо вспомнить :

      1. Что называется сборочным чертежом?

      2. Что должен содержать сборочный чертеж?

      3. Как выполняются разрезы на сборочных чертежах?

      4. Какие условности и упрощения применяются на сборочных чертежах?

      5. Каково назначение спецификации? На каком формате она выполняется?

      4. Усвоение новых знаний и способов действий.

      Прочитать сборочный чертеж – значит представить устройство и принцип работы изображенного на нем изделия.

      При чтении сборочных чертежей целесообразно придерживаться следующей последовательности:

      1. Определить название изделия.

      2. Ознакомиться с описанием данного изделия ( его паспортом).

      3. Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже? В результате их сопоставления создаётся общее представление о форме и устройстве изделия.

      4. Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображение каждой детали. Для этого выяснить по спецификации название первой детали и другие, относящиеся к ней данные. Найти изображения детали по обозначению ее позиции. Определить форму детали, сопоставляя все её изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.

      5. Установить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта, сварки, клепки и т. п.)? Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия?

      6. Уяснить другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования и т.д.).

      7. Установить порядок разборки и сборки составных частей и изделия в целом.

      Для примера рассмотрим вентиль запорный в сборе. Его назначение — обеспечивать доступ рабочей среды (например, жидкости) из одной системы в другую. Открытие и закрытие вентиля обеспечивается вращением маховика соответственно против часовой стрелки и по часовой стрелке.

      Пример чтения чертежа:

      1. Изделие называется «Вентиль». Это название записано в соответствующей графе основной надписи.

      2. Вентиль предназначен для регулирования доступа рабочей среды (жидкости или газа) из одной системы в другую.

      3. На чертеже дан фронтальный разрез, который позволяет выявить внутреннее строение всех деталей и вид сверху без дет. 7,8,9 (маховик, гайка, шайба).

      4. Первая деталь называется корпус. Основная часть корпуса имеет форму пустотелого цилиндра, оканчивающегося сверху цилиндрическим наконечником с внешней резьбой, а внизу- двумя приливами c внешней резьбой. Также внутри пустотелого цилиндра имеются резьбовое отверстие и отверстия, соединяющие входную и выходную полости.

      Деталь №2 – шпиндель имеет цилиндрическую поверхность. На одном конце его нарезана резьба под гайку и профрезерован призматический элемент квадратного сечения. Примерно посередине нарезана резьба. Другой конец шпинделя обжат по головке клапана. Вращение шпинделя обеспечивает передвижение клапана детали поз. №3. Клапан имеет ступенчатую цилиндрическую и усеченную коническую форму.

      Деталь №4- гайка накидная. C наружи гайка представляет собой шестигранник, внутри имеется резьба и отверстие для шпинделя.

      Деталь №5-втулка сальника. Имеет ступенчатую цилиндрическую форму. Служит для уплотнения набивки (пеньки).

      Деталь №6-кольцо сальника. Имеет пустотелую цилиндрическую форму с внутренними скосами.

      5. Детали между собой соединяются при помощи резьбы. При повороте маховика против часовой стрелки шпиндель начинает двигаться вверх и поднимать клапан. При помощи вентиля можно регулировать давление жидкости или газа.

      6. На чертеже приведены габаритные размеры: высота 140-155, длина 100 и ширина 55, а также эксплуатационные диаметр 8 и присоединительные 45,20 и М27.

      7. Выявив конструкцию каждой детали, входящей в изделие, определяем порядок сборки. В отверстие корпуса 1 ввинчивают шпиндель 2 с клапаном 3 до контакта конуса клапана с перекрываемым отверстием. Далее в сальниковую камеру корпуса устанавливают кольцо сальника 6, укладывают уплотнительную набивку 10, вставляют втулку сальника 5 и фиксируют накидной гайкой 4. На шпиндель 2 надевают маховик 7 и крепят через шайбу 9 гайкой 8. Разборка вентиля осуществляется в последовательности, обратной сборке.

      4. Обобщение и систематизация знаний.

      Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

      Прочитать сборочный чертеж.

      5. Рефлексия.

      -Что нового узнали на уроке? (Научились читать сборочные чертежи.)

      -Где может пригодиться новое знание? (Чтение чертежей может пригодиться на производстве при сборочно-сварочных работах. В быту тоже встречаются сборочные чертежи, например при покупке мебели).

      -Как вы оцениваете свою работу на уроке?

      7. Домашнее задание.

      На следующем уроке мы будем заниматься деталированием поэтому предлагаю вам выполнить эскизы двух несложных деталей из своего сборочного чертежа, с указанием всех размеров и других данных, необходимых для их изготовления (по розданным чертежам)

      agrosursk.ru

      Порядок чтения сборочных чертежей

      Читать сборочные чертежи нужно в определенной последовательности:
      1. Найти название изделия. Зная его название, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж. Например, названия «авторучка», «тиски слесарные» дают представление не только о назначении, но в некоторой степени и об устройстве этих изделий.

      2. Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создается общее представление об изделии.

      3. Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выясняют по спецификации название первой детали и относящиеся к ней данные. Находят изображения детали по обозначению ее позиции. Определяют форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.
      По названию детали можно быстрее выделить ее изображения на чертеже. Например, прочитав «болт», «штифт», «втулка», «гайка», вы уже представляете их форму и как они изображаются на чертеже.

      4. Определить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта и т. п.). Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия.

      5. Найти другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования и т. д.).
      Для примера прочитаем сборочный чертеж (рис. 238). Вопросы к нему расположены в той последовательности, в какой вы будете читать сборочные чертежи. Вначале попытайтесь ответить на них самостоятельно.

      1. Изделие называется «рейсмус».
      2. Даны главный вид в соединении с разрезами, сечение и разрез А — А.
      3. Изделие состоит из семи деталей. Деталь / называется «основание». Ее форма образована двумя цилиндрами разного диаметра, имеющими фаски в виде усеченного конуса. Вдольоси детали просверлено цилиндрическое отверстие, в котором нарезана метрическая резьба. В нижней части большого цилиндра имеется цилиндрическая выточка (на рисунке 239 даны наглядные изображения деталей).

      В нижней части детали нарезана резьба. Она доходит до большего по диаметру цилиндра с плоскими срезами (лысками), расположенными с двух сторон.

      Деталь 6 называется «винт зажимной». Она составлена из двух цилиндров разных диаметров. На меньшем из них нарезана резьба и на конце снята фаска в виде усеченного конуса. В большем цилиндре перпендикулярно оси просверлено сквозное цилиндрическое отверстие.

      4. Детали рейсмуса соединены двумя способами:
      1) при помощи резьбы (детали / и 2, 4 и 7, 5 и 6);
      2) свободно сопряжены (детали 2 и 4, 3 и 6).

      Особенность соединения деталей 3, 4, 5 и 6 состоит в том, что закрепление их осуществляется перемещением детали 6 в отверстии детали 4 при завинчивании детали 5. При этом деталь 3 может быть установлена под любым углом на разной высоте. Каретка (дет. 4) надевается на стержень (дет. 2) и крепится винтом (дет. 7).

      5. На винте 7 нарезана метрическая резьба, наружный диаметр которой 2,5 мм. Это вы можете узнать из обозначения винта, данного в спецификации.

      Рис. 239. Детали рейсмуса

      69. Прочитайте сборочный чертеж, данный на рисунке 240, по плану, приведенному в § 35.
      Пояснения к сборочному чертежу на рисунке 240. Вилка служит для контакта электрического провода со штепсельной розеткой. Провод, проходящий через отверстие в средней части корпуса 1, поджимается прокладкой 3 и крепится гайкой 5 на штыре 4. Контакты 2 предназначены для крепления штырей 4 и позволяют подключать сверху еще одну вилку.

      rx-fly.ru

      Чтение чертежей. Рабочий чертеж детали. Сборочные чертежи

      Презентация к уроку

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Методические цели:

    4. Ознакомить с различными методическими приемами современного урока.
    5. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках.
    6. Использование мультимедийных средств при объяснении темы урока.

    ЦЕЛИ УРОКА:

    • Обучающая: закрепление знаний и умений чтений рабочего чертежа детали, формирование новых навыков.
    • Развивающая: приобретение навыков в чтении сборочных чертежей, применение спецификаций, умение анализировать и применять ранее полученные знания.
    • Воспитывающая: формирование интереса к профессии, предмету, учебе; воспитание активности обучающихся в приобретении знаний, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
    • ТИП УРОКА: комбинированный, урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

      ВИД УРОКА: обобщающего повторения, объяснение нового материала, используя возможности интерактивной доски.

      МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Диалогический наглядно-демонстрационный метод.

      МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: интерактивная доска, проектор, Notebook, раздаточный материал.

      ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Windows XP, Microsoft office 2007.

      МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: допуски и посадки, технология обслуживания компрессоров и насосов.

      Организационный момент:

    • Проверить отсутствующих
    • Проверить наличие учебных принадлежностей
    • Объявление темы и цели урока
    • Актуализация опорных знаний, умений, навыков, мотивационных состояний.

      Восстановление в памяти обучающихся ранее изученного материала в форме вопрос — ответ.

      Устные ответы (2 и 3 ряд) слайды 8-15

    • С чего начинается чтение рабочего чертежа детали?
    • Сколько изображений дано на чертеже? Назовите их.
    • Опишите общую форму наконечника?
    • Определите форму заготовки для изготовления наконечника и назовите размеры этой заготовки.
    • Определите шероховатость поверхности наконечника.
    • I вариант (1 ряд), II вариант (4 ряд) приложение

      Формирование новых знаний

    • Сборочные чертежи.
    • Особенности выполнения разрезов на сборочных чертежах.
    • Назначение размеров на сборочных чертежах.
    • Закрепление изученного материала

    • Самостоятельная работа, работа с учебником.
    • Практическое применение: штриховка смежных деталей.
    • Домашнее задание

      Составить конспект по теме урока, ответив на данные вопросы:

    • Для чего служит сборочный чертеж?
    • Содержание сборочного чертежа.
    • Назначение спецификации.
    • Особенности выполнения разрезов на сборочном чертеже.
    • Назначение размеров на сборочном чертеже.
    • Выполнить упр.88. (1) слайд 18

      Заключение

      1. Подведение итогов работы на уроке.
      2. Обратить внимание на допущенные ошибки.
      3. Отметить лучших обучающихся.
      4. Выставить оценки.
      5. Сборочные чертежи (слайды 1, 4, 5)

        1. Назначение: Сборочным чертежом называется документ, содержащий изображения и другие данные, необходимые для сборки (изготовления) и контроля.
        2. Что входит в состав сборочного чертежа?
          • изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимной связи составных частей;
          • установочные, присоединительные и эксплуатационные размеры;
          • указания о характере и способе соединения деталей;
          • номера позиций.
          • Спецификация(слайды 3,5)

          • Назначение: спецификация — текстовый документ, определяющий состав сборочной единицы.
          • Размеры на сборочном чертеже:
            • присоединительные;
            • установочные;
            • эксплуатационные.
          • Для практического применения рассмотрим вопросы к сборочному чертежу (слайд 1).

          • Как называется изделие?
          • Каково назначение вентиля?
          • Сколько составных частей входит в изделие? Как называется детали 2, 4, 5?
          • Сколько стандартных изделий используются в вентиле?
          • Разрезы на сборочных чертежах (слайды 1, 4, 7):

          • Общее правило выполнения сечений и разрезов на чертежах (слайды 1, 4, 7):
          • Штриховка смежных деталей (слайды 1, 7)
          • Особенности штриховки узких площадей сечений (ширина 2 мм и меньше)
          • Особенности выполнения разрезов на сборочных чертежах: при выполнении разрезов на сборочных чертежах сплошные (не имеющие пустот) детали — валы, оси, пальцы, штыри, винты, шарики, крепежные гайки, шайбы и болты (детали, образованные осью вращения) — показывают в разрезах не рассеченными и не заштриховывают, если секущая плоскость проходит вдоль оси детали, разрезы являются продольными. При поперечном разрезе, когда секущая плоскость проходит поперек оси детали, штриховка по общим правилам.
          • ЛИТЕРАТУРА:

          • И.С. Вышнепольский «Техническое черчение».
          • Ю.Н. Бахнов «Сборник заданий по техническому черчению».
          • В.А. Осипов, В.И. Козел «Альбом чертежей сборочных единиц для чтения и детализирования».
          • С.К. Боголюбов «Чтение и детализирование».
          • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Смотрите еще:

            • Приказ о системе контроля качества работ Приказ о системе контроля качества работ Саморегулируемая организация «Союз Строительных Компаний «ТАШИР» Информация для вступающих. Реквизиты для оплаты членских и вступительных взносов. Полное наименование: […]
            • Правила вывода трансформатора Большая Энциклопедия Нефти и Газа Вывод - трансформатор Вывод трансформатора в ремонт производится только на основании сопоставления всех данных испытания и поведения трансформатора в эксплуатации. […]
            • П18 приказ 302н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.