Достопримечательности мстиславля

Сегодня представляем вам статью по теме: «достопримечательности мстиславля» с полным описанием куда стоит поехать и что посмотреть. Так же в мы предлагаем интересные комментарии путешественников.

Содержание

  1. Местный “Париж” и монастырь с ликом Христа, как на плащанице. Пять причин побывать в Мстиславле
  2. Причина первая. Лик Христа, целебный источник и храм-развалины
  3. Причина третья. Мстиславский «Париж» и архитектура XIX − XX веков
  4. Причина четвертая. Костел кармелитов и иезуитский коллегиум
  5. Причина пятая. Селфи с рыцарем и Петром Мстиславцем
  6. Православный Александра Невского кафедральный собор

Местный “Париж” и монастырь с ликом Христа, как на плащанице. Пять причин побывать в Мстиславле

Маленький Вильнюс, белорусский Суздаль, датский Линнхольм-Хойе — как только не называют 880-летний Мстиславль. Небольшой райцентр практически на границе Могилевской и Смоленской областей впору превращать в музей под открытым небом.

TUT.BY нашел для вас 5 причин побывать в Мстиславле.

На древних улочках Мстиславля сохранились величественные вековые постройки. Однако немало богатств города скрыто под землей — их ищут археологи, соревнуясь в скорости с черными копателями: мстиславская земля буквально усыпана костями воинов, доспехами, останками предметов быта. То, что находят, отдают в музеи: местный, могилевский или минский.

Причина первая. Лик Христа, целебный источник и храм-развалины

О Свято-Успенском мужском монастыре не знает редкий белорус. Святое место пользуется популярностью и у россиян: мы еще не видели, чтобы на парковке перед территорией монастыря не было машин с триколором на номере. Верующие утверждают, что практически физически ощущают здесь благодать. Люди внушаемые заявляют, что чувствуют чье-то незримое присутствие.

Пустынский монастырь находится в 10 км от центра Мстиславля, но посетить его стоит. Он считается старейшей православной обителью Могилевской области и моложе Мстиславля всего на 2,5 века.

Основал его один из родоначальников князей мстиславских Лугвен или Лугвень, десятый сын великого князя литовского Ольгерда. По легенде, после тяжелой болезни князь начал терять зрение. Он практически ослеп, когда ему однажды приснился сон, в котором явился старец и сказал: «Иди в пустынь [монашеское поселение], умойся из источника и получишь исцеление».

Князь начал искать ту пустынь и пришел к кринице недалеко от Мстиславля. Лугвен умылся криничной водой и исцелился — зрение вернулось к нему. В ветвях липы, которая росла у источника, он якобы увидел образ богоматери. Принимая свое исцеление как ее милость, благодарный князь решил построить на месте чудотворной криницы монастырь.

В 1801—1808 годах построили каменный Успенский собор. В 1864 году прямо на источнике построили и освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Многоярусной шатровой колокольне высотой 58,67 м уже полтора века, как и Покровской церкви.

В дореволюционные годы здесь были православное братство, церковное крестьянское училище, библиотека из 656 книг, которые бесплатно раздавали и рассылали. После Октябрьской революции, в 1925 году, монахов из обители выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не разрушили ни одного здания, здесь не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Во многом благодаря этому монастырские постройки сохранились до наших дней.

В советское время монастырский комплекс серьезно пострадал. Из строений вынули окна, разобрали крыши, взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, ограду вокруг обители разворовали. На территории монастыря стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. К 2000 году территория монастыря заросла сорняками.

Работы по восстановлению монастыря начались в 2003 году. Во время ремонта одного из строений, где раньше была школа, на стене обнаружили лик, который, утверждают верующие, удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. Говорят, что раньше на этом месте висела школьная доска. С 2005 года в монастыре снова поселились монахи.

Пожалуй, одно из главных мест, где можно ощутить течение времени, — Замковая гора. Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними — высокий вал. За укреплениями на верхней площадке горы размещался детинец средневекового Мстиславля. С юга к нему примыкал так называемый Окольный город, также окруженный валами и рвом.

Вход в замок проходил через деревянный подъемный мост, переброшенный через ров. В центре крепости возвышалась восьмиугольная башня-донжон, построенная в конце XV — XVI веке. В замке находились князь и княжеская дружина. Вдоль тесным кругом стояли дома жителей, на южной стороне была построена деревянная церковь, в центре стоял княжеский дом.

Замковая гора и ее окрестности — Мекка археологов. Здесь при раскопках обнаружены остатки укреплений, хоромы с изразцовыми печками и др. Ниже детинца (замка) обнаружен посад Мстиславля с остатками деревянных построек, улицами, мощенными бревнами, многочисленными предметами быта XII—XIII вв.

Сейчас на горе находится раскоп, который удалось превратить в небольшой музей благодаря стараниям студентов МГУ им. А. Кулешова во главе с доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком. По словам Игоря Александровича, ради этого буквально руками перебрали 600 куб. м земли. В раскопе нашли каменные жернова XVIII века, именное пряслице XII века — имя девушки, оставившей на нем надпись, расшифровать пока не удалось. Найденные тут материалы, в том числе образцы древесины, из которой была сделана мостовая, дают основания говорить о том, что Мстиславль старше как минимум на 80 лет.

Большую часть года Замковая гора пуста. И лишь в дни рыцарского фестиваля ее заполняют сотни рыцарей в доспехах и зрителей.

К слову, рядом с горой открыли памятник тому самому Лугвену, родоначальнику князей Мстиславских, герою Грюнвальдской битвы.

Причина третья. Мстиславский «Париж» и архитектура XIX − XX веков

Недалеко от Центральной площади стоит прекрасно сохранившееся трехэтажное здание из красного кирпича. Ранее здесь размещались дворянское собрание и гостиница «Париж». Название осталось — его носит парикмахерская, которая находится на первом этаже. Сейчас здесь размещается учебный корпус Мстиславского строительного колледжа. К слову, в Мстиславле были еще гостиницы с названиями «Берлин» и «Орел», но они не сохранились.

Здание земской управы также прекрасно сохранилось, как и уездное училище, 20-метровая пожарная башня, здания мужской гимназии, казначейства.

Торговые ряды в Мстиславле являются памятником архитектуры и истории. Они были построены в начале XX века на месте древнего рынка, который существовал там со Средних веков и вплоть до XIX столетия.

Мстиславль всегда был торговым городом. Слава о его купеческих традициях расходилась далеко за пределы белорусских земель: купцы в Мстиславль съезжались со всех концов земли, и на рынке можно было найти почти все что угодно — ряды стояли в центре Мстиславля, справа от здания местного райисполкома и памятника Петру Мстиславцу.

Читайте также  Достопримечательности пардубице

В этих приземистых домиках в настоящее время располагаются современные магазины.

Причина четвертая. Костел кармелитов и иезуитский коллегиум

Костел кармелитов — наиболее ценный архитектурный памятник Мстиславля. Его начали строить в 1637 году. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов.

Интерьер костела украшен лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в. Правда, внутри храма уже лет 20 стоят леса, но кое-что рассмотреть можно и сквозь них.

Каменный иезуитский костел Св. Михаила Архангела — одна из доминант Мстиславля, памятник барокко. Ансамбль коллегиума внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Строительство иезуитского костела началось в 1730 году при поддержке короля Сигизмунда III. Работы шли медленно: только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел окончательно достроили.

После подавления шляхетского восстания 1830−1831 гг. здания бывшего монастыря передали православным, костел закрыли. В 1842 году иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.

В настоящий момент из ансамбля иезуитского коллегиума сохранились: костел Святого Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а также ограда и часовни. В коллегиуме есть своеобразный хостел, а на его территории в дни рыцарского фестиваля разбивают палаточный городок.

Причина пятая. Селфи с рыцарем и Петром Мстиславцем

В городе установлены два памятника Петру Мстиславцу — книгопечатнику, сподвижнику Ивана Федорова. Вместе с ним Мстиславец напечатал в Москве первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564 г.), а в 1565 году — два издания «Часовника».

Первый памятник Петру Мстиславцу стоит около иезуитского коллегиума. Второй — на Центральной площади напротив здания райисполкома: его установили 2 сентября 2001 года.

Около бистро «Старый город» — также в центре Мстиславля — стоят два рыцаря, на их щитах — герб Мстиславля. По словам местных, рыцарей сделали учащиеся колледжа.

Несмотря на небольшие размеры города, в нем есть где остановиться на ночлег и перекусить.

Православный Александра Невского кафедральный собор

Православный Александра Невского кафедральный собор — храм в центре города Мстиславль (ул. Ленина, 30), является памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля. В 1727 году в Мстиславле на.

Церковь Вознесения Пресвятой Девы Марии (белор. Касцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі) — это католический храм в городе Мстиславль (Беларусь). Он относится к Мстиславскому деканату.

Церковь Тупичевской иконы Богоматери (ранее Крестовоздвиженская церковь) была основана в 1871 году. Это красивое отреставрированное здание на улице Ленина всегда притягивает взгляд. Даже, если Вы -.

Мстиславская Спасо-Преображенская церковь – памятник деревянного зодчества второй половины XIX века. Располагается это здание на мстиславском кладбище, что при выезде из Мстиславля в сторону.

В настоящий момент происходит восстановление здания Свято-Троицкой церкви в преддверии областного праздника “Дажынки-2016”, что пройдет в этом году в Мстиславле. На момент выхода публикации на храм.

Регулярно набирая воду в Кагальном колодце, мы в какой-то момент обнаружили, что на дороге в начале спуска к колодцу появился знак, запрещающий движение автотранспорта. Это явилось для нас.

Совершенно случайно мы обнаружили ещё одну Криницу у замковой горы: при спуске с неё по окружной дороге можно увидеть указатель на Крынiцу. Сворачиваешь по этому указателю и немного пройдя по.

Здание Земской управы на улице Ленина,28 в Мстиславле является памятником архитектуры, историко-культурной ценностью, находящейся под охраной государства. Возведенный в конце 19 – начале 20 вв. из.

Здание казначейства в Мстиславле является охраняемым государством памятником архитектуры, историко-культурным наследием страны. Это двухэтажное Г-образное в плане здание из кирпича (по адресу ул.

Пожарная каланча в Мстиславле – памятник архитектуры начала 20 века. Это узкое и высокое (около 20 метров) здание и в наши дни доминирует над городом. А в прошлом веке с его высоты было видно далеко.

Часто Мстиславль называют «Белорусским Суздалем» – и не зря: по количеству достопримечательных мест город находится в плеяде лидеров не только Могилёвской области, но и республики.

Среди ярчайших памятников духовности Мстиславского района – Пустынский Успенский монастырь. Монастырский комплекс уютно раскинулся в 11км. от Мстиславля. Тут и до границы с братской Россией рукой подать – всего семь 7 км. Место здесь и вправду священное: умиротворение и покой витают в воздухе. Сразу хочется отключиться от повседневных забот, предаться созерцанию и размышлениям о смысле бытия…

Пустынский монастырь был основан в 1386г. князем Сименоном Лугвеном. Согласно легенде, князя настигла серьезная болезнь, и он резко потерял зрение. Однажды во сне князю привиделся старец, который велел идти в Пустынь, найти криницу и омыть ею глаза. Князь последовал совету и исцелился. А на святом месте велел построить монастырь, и над криницей воздвигнуть часовню. Вода в источнике и по сей день – чудотворная: говорят, регулярное ее использование (как наружное, так и внутреннее) восстанавливает зрение и слух. В летний период монастырь посещают до 1000 паломников – поклониться святыне, испить водицы и окунуться в монастырскую купальню.

С приходом власти Советов, в 1925г., Пустынский монастырь был закрыт, а на его месте работали детский дом (до 1966г.) и школа (до 1970г.) В 2003г. по благословению епископа Мстиславского и Могилевского Сафрония началась реставрация монастырского комплекса. В июле 2008г. был утвержден проект восстановления монастыря. Бюджет проекта составил 94млрд. белорусских рублей, в самое ближайшее время начнется освоение этих средств. На данный момент «своими силами» уже восстановлена белоснежная бойница высотой 60м. с установленными на ней шестью колоколами: одним большим и пятью маленькими. Большой колокол был передан в дар монастырю предпринимателем из Магнитогорска. К сожалению, почти вековое запустение дает о себе знать: некоторые строения монастыря уже не подлежат реставрации.

Лик Христа – это уникальное божественное знамение, которое привлекает множество паломников в Пустынь. В 2003г. монахи принялись приводить в порядок одно из строений монастыря (бывшее здание школы). На стене, где ранее располагалась школьная доска, они обнаружили проявившийся лик Спасителя. Это стало божьим знаком, призывом к восстановлению Пустынского монастыря. Изображение Христа и крест с распятьем под ним настолько четко просматриваются, что мурашки пробегают по телу. Говорят, с каждым годом очертания Спасителя становятся ярче и выразительнее, а на некоторых фотографиях можно увидеть прозрачно- голубые глаза Иисуса. По утверждению местного монаха – иеродиакона Терентия – лик Христа символизирует укрепление веры в сердцах прихожан.

В настоящее время монастырь существует за счет пожертвований и продажи церковной утвари. Плюс ко всему, ощутимую помощь в ведении монастырского хозяйства оказывают «трудники», прихожане-добровольцы, живущие за пределами монастырских стен.

Читайте также  Города россии с достопримечательностями

Ещё одним значительным храмом, построенным по велению Симеона-Лугвена, стала Онуфриевская обитель, которая «моложе» Пустынского монастыря почти на тридцать лет.

Монастырь основан в 1407 году . Легенда гласит: княжич, сын Симеона, будучи подростком, заблудился в здешних лесах. Семь суток блудил юнец, пока не встретил старца Онуфрия, указавшего ему путь к отчему дому. Обрадованный чудесным спасением сына, Симеон-Лугвен на месте явления княжичу святого поставил церковь, которая с тех пор и называется Свято-Онуфриевской.

До XVI века история Онуфриевского монастыря скрывается за завесой тайны, документально не подтверждена. По первому разделу Речи Посполитой в 1772 году монастырь оказывается в границах Российской империи.

В 1839 году монастырь возвращается православным. На сегодняшний день, к сожалению, монастырская церковь сохранилась лишь частично.

В дальнейшем прозрение отца и спасение сына имели историческое значение. Благодаря стойкости и мужеству Мстиславского, Смоленского и Оршанского полков, ими руководимых, в битве под Грюнвальдом были разгромлены рыцари Тевтонского ордена.

Героической страницей истории Мстиславля является история его Тупичевского монастыря. Достаточно сказать, что это был единственный в городе монастырь, который до конца, даже в самое тяжелое для него время сумел не поддаться религиозной экспансии, оставался в православии, сохраняя, при этом, исконные традиции обрядов, язык и культуру.

В начале XVII в. громадное влияние на молодежь города стал оказывать иезуитский коллегиум. Желая предотвратить стремительное падение влияния своих духовников, православное братство решило основать свой центр в городе — с училищем, монастырем, церковью и домом для нищих и убогих.

В.Г.Краснянский сообщает: «Константину Ипатьевичу Москевичу (отцу) принадлежало урочище Тупичевщина около Мстиславля. Там он вначале построил бесприходную церковь во имя Сошествия Св.Духа. Здесь же он решил построить монастырь. Затем сыновья описали некоторые земли, имущество и церковь Тупичевщины созданному здесь монастырю. Таким образом, монастырь оказался огражденным частной землей, куда не простиралась королевская власть». Созданию и развитию деятельности этого монастыря содействовал также местный подкормий Богдан Стеткевич. Во всем Мстиславском воеводстве православные монастыри насильно отнимались в унию — лишь Тупичевский упрямо продолжал оставаться в православии. Многократно с толпой единоверной шляхты, чтобы запугать упрямцев, студенты-иезуиты «вторгались в обитель, бросали зажженные факелы»…

Урочище Тупичевщина представляет собой клин земли, возвышение, отрезанное от города с двух сторон глубокими оврагами ледникового происхождения. У подножия его простирается обширная, раскинувшаяся на несколько километров, пойма реки Вихры. Крутогорье служило монастырю надежным щитом обороны.

Со стороны города свою обетованную землю монахи обнесли саженной высоты стеной из кирпича. Толщина стены достигала метра. В том месте, где стену разрывали две высокие шестигранные башни, находились въездные деревянные ворота. По-видимому, царь Петр въехал именно в эти ворота, когда в 1708 г. прибыл в город, чтобы отслужить в Тупичевском монастыре молебен перед битвой со шведами на реке Черная Натопа. Впрочем, существовал и другой въезд — хозяйственный. В том месте и теперь в остатках стены торчат железные петли, давая представление о размерах некогда сидевших на них ворот. Кроме твердости характера людей, ратовавших за чистоту своей веры, кроме красивого берегового возвышения и мощной оборонительной стены Тупичевский монастырь славился своими храмами и в особенности самым первым — деревянным храмом во имя Сошествия Святого Духа. Воистину это была сокровищница белорусского искусства.

Не каждый монастырь мог гордиться таким красивым месторасположением. С Тупичевского возвышения как на ладони просматривались луга, дороги, река — целый мир. Здешние монахи именовали себя «приближенцами неба», «избранниками Божьими», «жителями рая». В сущности, это были наивные романтики, фантазеры. Жизнь, как будто, опровергала их взгляды. Тем не менее, они упрямо держались своего, до конца. Теперь горько подумать, что вместе с ними жизнь скосила какую-то хрупкую, но необходимую для всех нас ветвь, ветвь чистого духа, наивного устремления к красоте, святости. Тупичевский монастырь принадлежал не только монахам и жителям города, он принадлежал Вселенной. Он был необходим будущему и являлся ступенькой в него. Поэтому во сто крат сильнее о потерях на Тупичевщине будут сожалеть наши дети и внуки.

Не толстые стены обители сдерживали полтора столетия наскоки иноверцев, а настоящая, преданная любовь к истокам своей духовности. Преданность вере, традициям, старине закаляла характер и множила разум.

Мазоловский женский монастырь основан в 1665 году дочерью Мстиславского стольника Николая Суходольского Марианной. При захвате монастыря Базилианским орденом были уничтожены многие книги и рукописи, а игуменья и монахини изгнаны.

В 1778 году монастырь вновь стал православным.

Сохранившаяся монастырская церковь – это памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.

Двухбашенный, исполненный в формах раннего барокко иезуитский костел Св. Николая являлся первым каменным сооружением в Мстиславле. Он построен в 1614 г. иезуитами при содействии и фактически полной фундации мстиславльского старосты Петра Паца. Костел имел шесть алтарей.

До некоторого времени судьба этого сооружения была благополучной. Его не коснулись опустошительные пожары, порой случавшиеся в городе, его не грабили, хотя он имел богатейшую ризницу, по нему не стреляли из пушек… Вместе с жилыми корпусами и зданием коллегиума (среднего учебного заведения, готовившего иезуитов-духовников) костел занимал значительную часть территории в центре города. Это был целый городок, обнесенный длинной кирпичной оградой, удивлявшей не только высотой своей и толщиной, но и замысловатостью архитектуры и кладки. (В некоторых местах в ограду были встроены многогранные сторожевые башенки.) В самом центре городка находился обширный сквер и небольшая площадь, так называемое «место дебатов» молодых иезуитов.

Звезда костела начала меркнуть в двадцатых годах XIX столетия, когда иезуитов изгнали из России. Политические изменения повлекли за собой целый ряд прочих: в 1842 г. костел был исправлен по образцу православных храмов, в нем устроили иконостас и надстроили большой деревянный купол. И переименовали в Николаевский собор. А в зданиях бывшего коллегиума разместили духовное училище.

Но главные увечья этому величественному памятнику истории нанесли большевики в двадцатых годах XX столетия. В этот период переделки коснулись главным образом интерьера. Свод зашили плоским перекрытием, обив потолок фанерой… Масляной краской закрасили фрески и в частности уникальную роспись главного алтаря.. . В одном боковом нефе устроили ложу для музыкантов, а на месте главного алтаря установили сцену… В подвалах разместили буфет… Деревянные творения средневековых резьбарей ломали и тут же сжигали на улице перед костелом… Была сожжена и уникальная библиотека старых книг на латинском, когда-то принадлежавшая коллегиуму… О культуре, о будущем тогда не думали. Хотя говорили об этом. Ни одна война, а их за несколько столетий прокатилось через город множество, не изуродовало так это здание, как те ужасные «двадцатые годы»…

Довершило начатое разрушение время. Отстояв без ремонта сто с лишним лет, храм гибнет: обвалились его своды, треснули стены, посыпался кирпич. Однако его интерьер и сейчас впечатляет размером, массивностью опор, лепкой барочного характера.

Самое древнее поселение на территории города ― городище (Девичья гора) днепро-двинской культуры (до I века до н. э.). Но город непосредственно возник на Замковой горе: в 1959 году здесь найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII века. Древний город состоял из княжеского замка с валом и рвом и близлежащего посада. В 1980 году в Мстиславле был найден фрагмент берестяной грамоты начала XIII века. В 2014 году в слое первой половины XII века на территории замчища была найдена ещё одна берестяная грамота и заготовка грамоты, содержащая две буквы и вырезан княжеский знак трезубец.

Читайте также  Достопримечательности сеула

На территории Мстиславского района сохранилось 5 памятников археологии, 86 — истории, 19 — архитектуры. Наиболее интересные объекты — Успенский монастырь XVIII—XIX вв. д. Пустынки, церковь второй половины XVIII в. в д. Селец, церковь Ильи Пророка первой половины XIX в. в д. Славное. В Мстиславле стоит посмотреть древние городища — Девичью и Замковую горы, костел кармелитов XVII в., Николаевский собор и здание духовной семинарии XIX в., Спасо-Преображенскую церковь XIX в., Крестовоздвиженскую церковь, церковь Александра Невского 1870 г. С XII в. город являлся крупным центром гончарных изделий и архитектурно-декоративной керамики. Познакомиться с историей и культурой Мстиславщины можно в Мстиславском историко-археологическом музее и посетив экскурсию «По древней земле Могилевской».

В художественной культуре известные так называемые мстиславские изразцы ― изделия городских мастеров-ценинников XV—XVII вв. Рисунок мстиславских изразцов отличается богатой цветовой гаммой, декоративными мотивами. Из мастеров наиболее известен Степан Полубес, вместе с другими мастерами-земляками украшавший храмы и царские палаты в Русском государстве в XVII в. В мстиславском костёле кармелитов сохранились фрески (середина XVIII в.) в стиле барокко, из которых выделяются «Взятие Мстиславля московскими войсками в 1654» и «Избиение ксёндзов».

Неподалёку от Мстиславля находился Тупичевский Святодуховский монастырь, где в 1645 году построена церковь Сошествия св. Духа с росписями по деревянной брусчатной стене.

Мсціслаў – цэнтр Мсціслаўскага раёна Магілёўскай вобласці. Знаходзіцца за 95 км ад Магілёва, за 19 км ад чыгуначнай станцыі Ходасы на лініі Орша – Крычаў. Вузел аўтамабільных дарог на Магілёў, Горкі, Крычаў, Чавусы; Хіславічы (Расія).

Насельніцтва Мсціслаўскага раёна – 20 781 чалавек.

Об интересных местах Мстиславля рассказывает видео передачи “Все путем!”

Рыцарский турнир. Мстиславль 2014. Полная версия. Видео: Александр Купава.

Археологические раскопки в Мстиславле. Июль 2014 г. Видео: Андрей Королев.

Мстиславль является районным центром Могилевской области. Впервые он упоминается в 1156 г. в Ипатьевской летописи. Город упоминался как крепость, расположенная на западной границе Смоленского княжества. Существует мнение, что поселение возникло примерно полвека ранее, и имя его связано с сыном Владимира Мономаха – князем Мстиславом Владимировечем, который правил в Смоленском в начале XII в.

Развитию города способствовало его расположение на реке Вихре, а также перекрестке сухопутных дорог. В 1569 г. город стал центром Мстиславского воеводства, в которое вошли города Орша, Могилев и Кричев.

По причине того, что Мстиславль являлся пограничным городом Руси и Литвы, он часто подвергался осадам. В воеводстве в 1648 г. началось восстание, которое поддержали русские войска. В 1654 г. Мстиславль взял князь Трубецкой.

В городе сохранились такие историко-археологические памятники как Замковая гора и Девичья гора. На Девичьей горе (рис. 1) до наших дней сохранился оборонительный вал, который является фрагментом городища I века нашей эры.

Рис. 1 Девичья гора

Оборонительный вал имеет вид кольца.

Замковая гора (рис. 2) больше Девичьей.

Рис. 2 замковая гора

Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними тянулся высокий вал. За укреплениями, которые находились на верхней площадке горы, размещался детинец средневекового Мстиславля. С южной стороны к нему примыкал Окольный город, окруженный рвом и валами. При раскопках города ниже детинца обнаружен посад Мстиславля с улицами, постройками, бревнами, предметами быта XII-XIII вв.

О старой планировке Мстиславля можно представлять по проектному плану города 1778 г. На плане видно, что два основных направления улиц брали свое начало от детинца, потом переходили в дороги на Чериков и Могилев.

Проект Мстиславля был выполнен без учета исторически сложившейся планировки. Был разработан абсолютно новый, регулярный проектный план, который сохранил все памятники археологии и архитектуры. До нашего времени сохранилась прямоугольная планировка конца XVIII в.

Монументальные памятники Мстиславля представлены бывшим костелом иезуитов с монастырем – теперь это Николаевский кафедральный собор. Также в число памятников входит церковь Александра Невского (рис. 3), кармелитский костел (рис. 4).

Рис. 3 церковь Александра Невского

Рис. 4 кармелитский костел

Церковь А. Невского была построена в 1727 г., однако по некоторым сведениям год ее строительства 1870. В это время она была перестроена из сгоревшего бернардинского костела (1858 г.). По другим источникам православный храм был заново выстроен в 1870 г. на фундаменте католического храма.

Во время 2-й мировой войны за апсидой церкви были похоронены немецкие солдаты. Надмогильные кресты, выполненные из дерева, не сохранились. Останки солдат, скорее всего, не были перезахоронены.

Во 2-й половине XVIII в. был возведен костел Вознесения Девы Марии (монастырь кармелитов). Костел кармелитов является наиболее ценным архитектурным памятником Мстиславля. Костел заложен в 1637 г. В 1746-1750 гг. происходила реконструкция: форма крыши, венчание башен, декор фасада.

В плане здание представляет собой трехнефную шестистолпную композицию с шириной среднего нефа 9 м. План сооружения близок к квадрату. Это отличает его от базиликанских костелов.

Особого внимания заслуживает интерьер костела, который украшен фресками с религиозными сюжетами и лепкой. Две центральные фрески изображают взятие города войсками Трубецкого в 1654 г. Роспись фресками относится к XVII в.

В конце XIX – н. XX вв. в городе была построена воинская управа (рис. 5).

Рис. 5 воинская управа

Справа от иезуитского монастыря расположено дворянское собрание (рис. 6).

Рис. 6 дворянское собрание

Некогда в здании размещались гостиница «Париж» и дворянское собрание.

В Мстиславле можно посмотреть на заезжий дом крестьянина (рис. 7), земскую управу (рис. 8), кагальский колодец «Здоровец», принадлежавший еврейской общине (рис. 9), казначейство (рис. 10), лямус (рис. 11), мужскую гимназию (рис. 12), паровую мельницу (рис. 13) и много других памятных мест.

Рис. 7 дом крестьянина

Рис. 8 земская управа

Рис. 9 кагальский колодец «Здоровец»

Рис. 10 казначейство

Рис. 12 мужская гимназия

Рис. 13 паровая мельница

В 1730-1739 гг. был построен костел иезуитов. В 1842 г. костел иезуитов перестроен в православный собор (рис. 14).

Он был освящен в честь Святого Николая. Раньше он был двухбашенным. Позже он был изменен: заложено окно на главном фасаде, были сняты центральный фронт и башни, возле входа была сделана пристройка. Потерялась былая выразительность и величественность храма. Справа и слева от костела сохранились аптека (рис. 15) и коллегиум (рис. 16).

Рис. 16 коллегиум

В середине XVII в. был основан монастырь Тупичевский (рис. 17).

Рис. 17 монастырь Тупичевский

Монастырь включал хозяйственные и жилые постройки. В годы Великой Отечественной войны монастырь был сожжен. В конце 1950—н. 1960—х гг. монастырь был разрушен при строительстве маслосырзавода. Сохранились брамы и часовни XIX в., кирпичные ограды.

В Мстиславле расположены памятники Петру Мстиславцу (рис. 18, 19).

Источник: rusiber.ru

EVENT!