Достопримечательности византии

Сегодня представляем вам статью по теме: «достопримечательности византии» с полным описанием куда стоит поехать и что посмотреть. Так же в мы предлагаем интересные комментарии путешественников.

Пять лучших памятников Византийского периода в Турции [1]

До роскоши и блеска Стамбула времен османских султанов, он был столь же роскошен, являясь Константинополем – столицей Византийской империи.

Вследствие окончательного распада Римской империи, Византия постепенно оформилась в отдельное государство. Столицей Восточной Римской Империи становится город на Босфоре – бывшая небольшая греческая колония, которую император Константин расстраивает и превращает в поистине великий город.

В отличии от Западной Римской Империи, восточная ее часть всегда была говорящей на греческом языке. А византийские императоры придерживаются православной, а не католической разновидности христианства. Так что в скором времени между двумя этими частями не осталось ничего общего.

 

Теперь уже сложно представить, что Византийская Империя простиралась по всей Анатолии и дальше на восток. Мощное государство, просуществовавшее более 10 веков, закончило историю своего существования в 1453 году, когда турки-османы завоевали Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на городских стенах.

Вне всяких сомнений лучшие памятники византийского периода находятся в Стамбуле, но есть интересные напоминания об этой эпохе в Трабзоне и Изнике. Во Фракии, в южной части Мраморного моря, также сохранилось несколько достойных внимания византийских церквей. А в самом центре Анатолии расположены высеченные в скалах церкви и подземные города Каппадокии.

Святая София (Айя-София), Стамбул

Собор Святой Софии – бывший патриарший православный собор, построенный по приказу императора Юстиниана в 537 году. Для строительства символа величия империи были приглашены лучшие архитекторы того времени – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Купол, который они спроектировали, был одним из чудес света. Этот собор, после мечеть, а сейчас музей играет важную роль в истории Турции.

Монастырь Хора, Церковь Христа Спасителя в Полях (мечеть Карие), Стамбул

Если Святая София это памятник номер один ранних лет Византии, то церковь монастыря Хора, приобретшую свой окончательный облик в XIV веке, можно смело назвать звездой периода ренессанса.

Церковь богато украшена великолепными мозаиками, самые древние из которых датируются IV веком. Особая уникальность этой церкви в ее фресках – одни блистают золотом, другие выполнены в мягких постельных тонах. На всех изображены различные сцены из библейских историй.

Еще от церкви открывается удивительный вид на город.

Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий, называвшихся Большой Дворец, расположенном между Святой Софией и Ипподромом. В XI веке дворец забросили, а после захвата Константинополя в 1453 году Большой Дворец был окончательно уничтожен. Но в начале прошлого века внезапно были обнаружены несколько его фрагментов, в том числе залы с великолепно сохранившимся мозаичным полом. Мозаики, которые Вы можете увидеть в музее являются самыми древними в Стамбуле. К тому же они не похожи ни на что другое – яркие, сочные и потрясающе живо изображающие разнообразные необычные аспекты жизни того времени. Например обезьяна, пытающаяся поймать птицу или маленький мальчик, пасущий гусей.

Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Наиболее значительным памятником византийского искусства в Трабзоне является собор Святой Софии. Собор был построен в XIII веке, во время правления Мануэля I, когда Трабзон был столицей Трапезунды. И имел, безусловно, столичный размах.

Когда-то здесь была мечеть, потом русский военный госпиталь и склад, после снова мечеть и вот теперь это музей великолепных фресок.

Красочные фрески Софийского собора абсолютно захватывающие. К тому же они были полностью восстановлены под руководством эксперта по византийскому искусству Дэвида Таблот Райса.

В Трабзоне есть и другие важные памятники византийской эпохи. Это развалины императорского дворца, мечеть Фатих (бывшая церковь Панагии Крисокепалос) и небольшая церковь монастыря Каймаклы с потрясающими фресками.

Монастырь Панагия Сумела

Недалеко от Трабзона, в провинции Мачка, на высоте 1200 метров над уровнем моря, непостижимым образом цепляясь за скалы посреди соснового леса расположен монастырь Сумела.

Согласно преданию горный монастырь был возведен в IV веке монахами Варнавой и Софронием, пришедшими из Афин с чудотворным образом Богородицы Панагия Сумела, написанным евангелистом Лукой.

 

Монастырь Сумела был действующим до 1923 года, когда монахи, уезжая, вывезли с собой все монастырские святыни, включая ту самую икону Богородицы.

Но великолепные фрески и сам, будто бы парящий в воздухе, монастырь, монахи увезти не могли. И после того, как они оставили монастырь, он пришел в упадок. А возродился вновь только в конце 90-х годов прошлого века, когда был отреставрирован. И теперь это одна из самых великолепных достопримечательностей Турции византийского периода. Ежегодно монастырь привлекает множество туристов.

Бесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор в Константинополе. Он был построен в 4-ом веке н.э. при императоре Константине Великом. В 415 году храм сгорел, но в 6-ом веке при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея.
Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.

Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).
Пусть Византийская империя уже давно прекратила свое существование, но культура Византии жива и мы должны помнить о ней и оберегать её.

Ниже на фото вашему вниманию представлены предметы византийской культуры, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга

Пластина с императором Константином VII коронуемым Христом,
945 год, Константинополь

Золотой медальон с изображением коронации Константина Великого, VI век, Константинополь

Серебрянное блюдо с изображением креста Константина, VII век

Портрет юноши, известняк, V век

В течение почти десяти столетий Константинополь являлся столицей Византийской империи, ставшей по праву преемницей Древнего Рима. Были времена, когда владения этой империи простирались от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины XX века Византия являлась самой могущественной державой христианского мира, а Константинополь был крупнейшим городом Европы.

К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько свидетельств былого величия. Мы выбрали из них десять, на наш взгляд, наиболее интересных. В том числе: памятник ранней византийской эры – собор Айя-София, свидетель византийского возрождения (XIII в.) — церковь Христа Спасителя в Хоре, остатки византийских мозаик — церковь Панагии Паммакаристос, место упокоения нескольких византийских императоров — церковь Пантократора, старейший, почти не тронутый, византийский храм – церковь Св. Сергия и Вакха, христианский храм, который никогда не был мечетью — церковь Св. Марии Монгольской, одно из самых крупных византийских поземных водохранилищ питьевой воды – цистерна Базилика, надежная защита Константинополя до 1453 года – стены Феодосия, отблески былой славы – сохранившиеся мозаики на руинах Большого императорского дворца, а также фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора монастыря Студиос.

Собор Святой Софии (Айя-София) был освящен всего через пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней (27 декабря 537 г.) после того, как император Юстиниан I (527-565 гг.) заложил первый камень в его фундамент. Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих.

Читайте также  Достопримечательности бишкека

В течение почти тысячи лет Айя-София, служившая религиозным центром православного христианского мира, была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни. После завоевания Константинополя (1453 год) собор Святой Софии преобразовали в мечеть Айя-София.

в конце 1934, по решению Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София перестала быть мечетью и с 1 февраля 1935 г. открылась как музей.

Музей Карийе (Kariye Müzesi) размещён в древней церкви Христа Спасителя в Хоре. Древнегреческое слово (chōra), как и турецкое (kariye), означает «пригород» или «за городcкими стенами» и свидетельствует о почтенной древности обители, основанной (IV-нач.V вв.). Главное сокровище этой небольшой церкви, называемой сейчас музей Карийе, не архитектура, а мозаики и фрески (1315-1321 гг.), украшающие храм благодаря великому логофету (первый министр и главный казначей) при дворе императора Андроника II, литератору и философу Феодору Метохиту, истратившему на них всё своё состояние.

После падения Константинополя великий визирь султана Баязида II распорядился превратить храм в мечеть Карийе (Kariye Camii). В 1958 г. в ней открылся музей Карийе.

Женский монастырь и церковь Панагии Паммакаристос (Божьей матери Всеблаженнейшей) построили во времена династий Дук и Комнинов (XI- XII), когда в византийской архитектуре уже заметна тяга к внешнему украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. В XIV веке, рядом с некрополем монастыря, к юго-восточному углу храма пристроили часовню с мозаичными фресками, некоторые из которых сохранились до нашего времени.

При султане Мураде III, в память о завоевании Азербайджана и Грузии, церковь преобразовали в мечеть под названием Фетхие (fetih — завоевание).

В первой четверти XII века, император Иоанн II Комнин (1118-1143) и его жена Ирина, заказали постройку монастыря Пантократора (Господа Вседержителя), выдающемуся архитектору той эпохи Никифоросу. В течение столетий этот комплекс служил династическим мавзолеем для нескольких поколений византийских императоров. Монастырь и церковь полностью разорили и разграбили участники IV крестового похода (1204 год). После османского завоевания церковь преобразовали в мечеть, а помещения монастыря в медресе.

В мечети Малая Айя-София

Церковь Св. Сергия и Вакха построили (527-536 гг.) после вступления на престол Юстиниана I. Римские центурионы Вакх и Сергий, принявшие христианство, за отказ исполнить языческие обряды, подверглись жестоким пыткам (III век) и после смерти причислены к святым христианским мученикам. После завоевания Константинополя здание, которое использовалось как церковь в течение почти тысячи лет, глава евнухов султана Баязида II Хусейн-ага превратил в мечеть Кючюк Айя-София (1504 год).

Греческая православная церковь Панагии Мухлиотиссы (Богоматери Монгольской), известной как церковь Св. Марии Монгольской, основана (1282) внебрачной дочерью византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259-1282) Марией. Это единственная византийская церковь Стамбула, которая не преобразовывалась в мечеть и оставалась святым храмом для православных греков в самые трудные времена.

Мозаика из Большого дворца

Большой императорский дворец в Константинополе служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства для проведения гражданских и религиозных церемоний. В 1933 году при проведении строительных работ случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль ( peristylos – открытый дворик, окруженный со всех сторон крытой колоннадой), площадью около 2 тыс. кв. м, принадлежащий Большому дворцу. Сейчас, в открытом на этом месте музей мозаик можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V-VI вв.

Цистерна Базилика одно из самых крупных и хорошо сохранившихся византийских поземных водохранилищ питьевой воды в Стамбуле. Название водохранилища произошло от первоначально стоящей на месте Св. Софии базилики. Цистерна построена в эпоху императора Константина (IV), реконструирована и расширена при императоре Юстиниане (VI). Размеры гигантского подземного сооружения поражают. Его длина 145 м, ширина 65 м, а сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 восьмиметровых колонн (12 рядов по 28 колонн). Стены толщиной около 4 м сделаны из кирпича и покрыты специальным водоизоляционным раствором. Приблизительная емкость цистерны Базилики более 80 тыс. куб. м.

Возведение новых городских стен император Феодосий II (408-450) поручил Анфемию, префекту Востока. Строительство укреплений, протянувшихся большой дугой почти на 6 км, от Мраморного моря до Золотого Рога, заняло 5 лет (408-413). В город вели 10 хорошо укреплённых ворот, некоторые из которых до сих пор выполняют свои функции.

Городские оборонительные стены на юге начинались от Мермер Куле (MermerKule – Мраморная башня), стоящей на берегу Мраморного моря, и заканчивались на севере в районе дворца Текфур, где они примыкали к стенам Влахерны.

Основателем монастыря Студиос считается римский патриций и консул восточных провинций империи Студион. После завоевания Константинополя здание монастыря превратил (1486) в мечеть имрахор (imrahor — конюшенный) султана Баязида II. Сейчас среди руин монастыря сохранились только фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора.

Экскурсия Экскурсия по Стамбулу «Церкви и святые места Византийской империи»

Использовался как место конных ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий, проведения публичных актов, связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнение смертной казни. Являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы. Там вы увидите немецкий источник, колонну Константина, дворец Ибрагима Паши.

Базиликское водохранилище, или, как его называют теперь, дворец Йеребатан (Подземный дворец), расположенное на юго-западе от Айя-Софии, считается одним из самых впечатляющих памятников в Стамбуле. Огромное подземное водохранилище было построено по приказу императора Византии Юстиниана I; из-за бесчисленного множества колонн, поднимающихся из воды, народ назвал это место «дворец Йеребатан». В период республики Базиликское водохранилище после проведенной мэрией Стамбула реставрации было превращено в музей и открыто для туристов, которые не покидают город, не побывав в этом впечатляющем сооружении древности.

В 1985 году хранилище было закрыто на ремонт, из него было вывезены 50 000 т грязи и построены дорожки для экскурсий, в 1987 году оно было вновь открыто. В мае 1994 года Базиликское водохранилище снова прошло ремонт и чистку, и в наши дни продолжает свою многовековую историю, и, как когда-то давно, в нем плавают рыбы. Посетители этого необычного музея могут понаблюдать за тем, как плавают рыбы среди многочисленных колонн, и под звуки раздающейся под древними сводами классической музыки отправиться в мысленное путешествие в глубь веков.

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077—81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315—21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Карие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Читайте также  Достопримечательность норвегии

На территории древнего аланского городища недалеко от поселка Архыз сохранились три средневековых христианских храма. Одни из самых древних христианских храмов, историки считают датой их возведения X век. Среди черкесов, населявших в прошлом предгорные равнины, зеленчукские храмы были известны как “дома эллинов”. Именно в этом веке древнее государство Алания располагавшееся на месте нынешней Карачаево- Черкессии, приняла христианство.

Северный храм

Первым нижнеархызским храмом был величественный и монументальный Северный храм-самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в X-XIII вв. нашей эры.

Во время раскопок внутри собора , в нартексе, археологом В. А. Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из самых таинств христианства – обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. именно здесь в начале X века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. Стены византийского храма в интерьере были покрыты великолепной живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней.

В 1940 г. под полом храма было обнаружено богатое женское захоронение с множеством золотых украшений, хранящихся сейчас в Государственном историческом музее. Особенно интересна надпись на перстне с именем армянского царя Ашота I, правившего Арменией в 886-891 гг. Возможно, здесь находилась резиденция аланских митрополитов.

Cредний храм

Средний зеленчукский храм, относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Средний византийский храм меньше Северного. Он, видимо, строился раньше и поначалу был основным храмом города. Монахи в конце XIX в. “реставрировали” его – заштукатурили стены с остатками фресок, которые, судя по старым зарисовкам, были весьма интересными. В целом же, храм хорошо сохранился благодаря прочной кладке каменных тесаных блоков на известковом растворе. В его облике, как и в Северном храме, видно влияние Византии. В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1987 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения. Здание строго пропорционально и соразмерно. Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. в конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом.

Южный (Ильинский) храм

Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкессии, единственными исследованиями, эта церковь, при постройке в X веке, была посвящена святому пророку – Ильи. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская.

Прежде чем стать домом блистательного двора оттоманских султанов, Стамбул, как известно, был Константинополем, столь же блистательной Византийской империи. Главным городом Византии являлся Византий, расположенный на берегу Босфора. Он стал центром основанного императором Константином Нового Рима или, как позднее он стал известен, города Константинополь.

В отличие от Западной Римской империи в Византийской империи (или Восточной Римской империи) господствующим был греческий язык, также византийские императоры придерживались ортодоксального христианства, а не католичества. Таким образом, очень скоро у Восточной Римской империи и Западной Римской империи сложно было предположить общую родословную. Это было сильное государство, просуществовавшее после падения Западной Римской империи почти тысячу лет, распространявшее своё влияние через Анатолию, даже притом, что трудности территориального характера возникали постоянно, особенно беспокоили арабы, имевшие оплот в Саудовской пустыне и также стремившиеся продвинуться к Малой Азии.

В 1071 году случилась Битва при Манцикерте, на территории Византии, ставшая решающим сражением в завоевании турками-сельджуками земель в Малой Азии. Император Роман IV Диогена был пленен мусульманами и откупился только за счет своих земель, в их числе и Каппадокией. Но самый большой удар по власти византийских императоров был нанесен в 1204 году, когда крестоносцы взяли Константинополь, разрушив множество памятников культуры и искусства, и вынудив византийского императора бежать. В Трапезунде (Трабзон) и Никее (Изник) были созданы два конкурирующих императорских дома. В 1261 году Михаил VIII Палеолог, император Никейской империи, захватил Константинополь и восстановил его как византийскую столицу. А Никея, потеряв своё столичное значение, в 1330 году была завоевана турками-османами.

Тринадцатый и четырнадцатый века испытали Ренессанс в культуре и художествах, так называемое Палеологовское возрождение, но османы не собирались сдаваться и всё больше претендовали на Византию. В 1453 году Константинополь был захвачен Мехмедом II. Последний византийский император Константин XI погиб, сражаясь на городских стенах. Византийская империя перестала существовать.

Безусловно, самые прекрасные византийские памятники находятся в Стамбуле, среди которых известные во всём мире – Музей Айя-София (Софийский собор), музей Карие (монастырь Хора), Музей Мозаик Большого Дворца. Но немало внушительных напоминаний великой эпохи в Трабзоне и Изнике. В самом сердце Анатолии пещерные церкви и подземные города Каппадокии, напоминающей о той части Византии, которая оказывалась на боевой линии.

Великие Комнины, династия, правившая в Трапезундской империи, греческом государстве, украсили города прекраснейшими памятниками византийского искусства, некоторые сохранились до наших дней. Самой заметной является Храм Святой Софии, сейчас музей Айя-София, выдающийся памятник, построенный во времена правления Мануила I Великого Комнина между 1268 и 1263 годами. Красочные фрески Айя-Софии потрясают абсолютно. Они были полностью восстановлены во второй половине двадцатого века (1958-1964) с помощью специалистов из Эдинбургского университета под руководством виднейшего эксперта по византийскому искусству Дэвида Тэлбота Райса.

Храм Святой Софии расположен достаточно далеко от центра города, на западной окраине. Можно взять такси, чтобы добраться до места и лучше всего сделать это в ранние утренние часы, чтобы по дороге наслаждаться мирной природой и сказочно красивым восходом солнца над Чёрным морем.

Величавость архитектурного памятника невозможно не признать, ведь он и задумывался как конкурент грандиозному собору Святой Софии в византийской столице. Яркий, смелый, очень оригинальный дизайн собора со сложными резными фигурами на фасаде здания отражает влияние не только сельджукской, но армянской и грузинской архитектурных традиций, распространенных на востоке и в конечном счету сильно повилявших на всю поздневизантийскую, в том числе и русскую, церковную архитектуру. Трапезундская империя процветала благодаря удобному местоположению на торговом маршруте Великого шелкового пути. Сюда приходили высокопрофессиональные ремесленники, как с востока, так и с запада.

Около 55 фресок, относящихся к 1260 годам, – ярчайшая коллекция византийского искусства и редко где ещё в мире можно увидеть подобное. Как и архитектура самого храма, художественные работы представляют отход от строгих художественных канонов раннего периода, знаменую эпоху Ренессанса в византийском искусстве. На левой (северной) стене апсиды изображена сцена «Христос на берегу Тивериадского озера»; лица каждого персонажа выписаны настолько реалистично, что даже сложно поверить в то, что это действительно византийское искусство. Гармоничность и динамичность композиции достойны работ итальянских мастеров. На арке апсиды – «Вознесение Христа». Образ Христа изображен с поразительной глубиной и нежностью, вообще, не напоминая Спаса Вседержителя византийской традиции.

Следующий грандиозный памятник византийской эпохи – Сумельский монастырь, монастырь Панагия Сумела, в котором сохраняется чудотворная икона Богородицы. Построенный на скале Мела, выходящей на прекрасную долину Алтындере, он представляет лабиринт помещений, украшенных фресками, туннелей, проложенных глубоко в скале. Монастырь находится примерно в часе езды от Трабзона, в районе Мачка. Находящийся на высоте примерно 1200 метров над уровнем моря, Сумельский монастырь – главная жемчужина Национального парка Алтындере.

Монастырь основали в 386 году нашей эры во времена царствования императора Феодосия I Великого. Название монастыря Сумела на одном из понтийских диалектов означает «на Мела» (на Чёрной горе). Отсюда – Панагия Сумела (Богородица на Чёрной горе).

По преданию Панагия Сумела была написана евангелистом Лукой, врачом и иконописцем. Каждый раз, когда Лука писал иконы «Панагия» (Оранта), Богородица очень радовалась и благословляла работы и поощряла его писать ещё больше икон. Когда Лука умер, его ученик по имени Анания принес икону в церковь в Афинах, где она почиталась как Панагия Афиниотисса. Но приерно в 380-годах она исчезла. И тогда в какой-то момент два афинских монаха, святой Варнава и святой Софроний, были призваны Девой Марией, указавшей е местонахождение иконы, последовать за ней. Монахи отправились в путешествие из Афин в область Понт в Малой Азии и отыскали икону в пещере горы Мела. Икону переименовали в Панагия Сумела, а на том месте основали монастырь.

Читайте также  Достопримечательности рождествено

Среди других византийских памятников Трабзона, несомненно, заслуживают внимания руины некогда роскошного императорского дворца, городские стены, бывшая церковь Панагия Хризокефалос (Златоглавая Богородица; ныне мечеть Фатиха), в которой короновались многие императоры, церковь святой Анны и святого Евгения (мечеть Йени Джума).

Главная » Достопримечательности » История и достопримечательности Стамбула (Турция)

Стамбул, Константинополь, Византий. Столица трех мировых империй в точке, где сходятся восток и запад. Утверждается, что грек Визант из Мегары более двух с половиной тысяч лет назад бросил здесь якорь. Дельфийский оракул поручил ему основать город. При римлянах, византийцах и османах он приобрел мировое значение. Различные культуры смешивались здесь в своих памятниках. Константин провозглашает город новым Римом на семи холмах, а османы претворяют в жизнь мечту византийцев о вечном городе на Босфоре.

Рынок антикварных книг один из древнейших рынков в городе. На этом самом месте еще византийцы покупали книги, карты и бумагу. На крохотном пространстве здесь разместились полки с книгами, в которых содержится богатейшая история Стамбула.

Старый город Стамбула расположен на полуострове треугольной формы, омываемом водами Босфора, залива Золотой Рог и Мраморного моря. Отсюда на протяжении двух тысячелетий контролировали торговый путь между Черным и Средиземным морями. В мае 330-го года римский император Константин Великий въезжает на ипподром Византия. С ликованием приветствуют его 100 000 человек. Константин переносит сюда из Рима свою резиденцию. Он считается поборником христианства, но в то же время служит божественному культу древнеримской традиции, уходящей корнями в античность.

Сохранить унаследованное и дать ему развитие. Над руинами древних храмов и позднее римских триумфальных арок возникает главный храм Константинополя – церковь Святой Мудрости (Айя-София), которая на сегодняшний момент по значимости опережает все достопримечательности Стамбула. Монументальное сооружение византийской архитектуры, положившее начало истории стамбульского зодчества. Юстиниан дарит Иисусу освещенную им церковь, Константин – основанный им город. Мозаика над входом в вестибюль. Особый дизайн освещения зрительно снимает с массивной кладки ее тяжесть. С куполов в главный зал падает прямой свет, а непрямой свет исходит с боков. Свидетель, присутствовавший на открытии храма, сообщает: «И когда при первом проблеске розовоперстый дневной свет сбежал от арки к арке и разогнал тени тьмы, князья и простой народ в один голос вторили хорам в слаовословии и молитве. И когда они переступили порог святых залов, казалось, могучие арки покоятся на небесах». Руководил строительством Исидор Милетский, архитектор из Афин.

Уникальное смешение, типичное для города, находящегося на стыке частей света. Символический центр Византии уходит корнями в позднюю античность. Новая культура возникает из старой. Международная команда ЮНЕСКО всеми силами пытается сдержать дальнейший упадок. Османским владыкам собор служил главной мечетью, ныне это музей. Византийцы и османы преобразовали здание. Это была вынужденная мера из-за многочисленных землетрясений. Могучие опорные стены действуют как корсет.

Мрачная дата в истории Стамбула — 1203-й год. Приход крестоносцев, разоряющих и опустошающих все на своем пути. Летописец пишет: «О мой город, мой город. Ты зеница ока среди всех городов. Ты прославленный во всем мире. Чашу Божьего гнева ты испил до горького дна и настиг тебя еще более чудовищный огонь, чем тот, что в древности поразил пять городов филистимлянских».

В XIV веке Византийская империя снова переживает стремительный расцвет. Мозаики и фрески монастыря в Хоре – бесценные свидетельства той эпохи. Уникальные сакральные циклы отнюдь не подражают итальянскому Возрождению. Они уже не имеют ничего общего с ранее существовавшими в византийском искусстве изображениями. Живое и переменчивое, обожествляющее человеческие жесты. Они словно были предчувствиями конца Византийской Империи – изображениями Апокалипсиса.

1453-й год. Османскому султану Мехмеду Завоевателю удалось это сделать. Непобедимый город захвачен кочевым тюркским племенем и теперь расцветает во всей красе. На мысе полуострова, на фундаментах античности и Византии вырастает султанский город, и становится дворцовым округом османского рода почти на 500 лет. Дворец Топкапы Сарай с важнейшим жилым пространством – гаремом. Каменный палаточный городок османских кочевников. Едва ли найдется в истории другое место, дающее столь обильный материал для эротических фантазий, как гарем – личные покои семьи султана. На самом деле женщины и девочки со всей османской империи обучались здесь главным образом музыке, танцу и искусствам.

В зале султана располагались правитель, его мать и мать престолонаследника, фаворитки – избранные женщины, удостоенные чести подарить султану потомство. Под великолепными цветочными изразцами и росписями мастерицы состязались между собой за благосклонность султана в концертах. Он и его сыновья были единственными мужчинами, имевшими сюда доступ. Контроль в этом запретном для посторонних месте осуществляли чернокожие евнухи. Райские сады, выжженные на глине. Дорожки гарема всюду украшает изысканный фаянс. Помещения богато украшены изразцами. Это великое искусство изникской керамики, знаменито своим упрямым красно-коричневым цветом. Драгоценные шедевры между правдоподобным изображением и орнаментом. Мотивы повторяются, напоминая о бесконечности божественного. Эти прекрасные работы были выполнены за короткий период XVI века. Керамическая полоска текста в самом, пожалуй, совершенном помещении, покоях Мурада III. В еще большей степени, чем убранство стен, атмосферу здесь создает купольная башня. Разве она не напоминает постройки византийской эпохи? Ее конструкция свободней, чем это было доселе видано, отсутствуют колонны и видимые контрфорсы. Создание ее приписывают величайшему архитектору османской эпохи Мимару Синану.

Янычар армянского происхождения в возрасте 60-ти лет начал совершенствовать архитектурный облик византийских купольных сооружений. Мечеть Сулеймание, пожалуй, идеальное олицетворение его искусства. Она в чистом виде воплощает принцип Айя-Софии, но при этом раскрывает пространство под куполом в единое целое, охватывающее всю площадь. Падающий свет увлекает взгляд зрителя в кажущуюся бесконечную высоту. Узкие галереи и всего две несущие колонны по обе стороны усиливают чувство невесомости. Место для медитации на протяжении уже более 450-и лет. Посредством этой мечети султан Сулейман Великолепный воздвиг себе памятник. Во время его правления османская империя достигает своего зенита. Также известный как Сулейман Законодатель, он обустраивает империю изнутри и расширяет ее внешние границы. Они проходят от Персии почти до самой Вены. Синан посвящает строительству мечети семь лет. Мечеть Сулеймание это не только молельный дом, но и общественный центр. Под бесчисленными купольными башнями помещаются кухня для бедных, больница, а также школы, библиотеки. Частично и по сей день. Трудно найти более наглядный пример того, как рьяно османы вступили во владения христианским наследием.

Стамбул, Константинополь, Византий. Городская стена вокруг семи холмов всегда могла обеспечить защиту полумиллиону жителей. Дважды укрепленная она служит примером для будущей военной архитектуры. Лишь одному человеку удалось преодолеть ее с помощью военной хитрости. Первый султан Стамбула Мехмед Завоеватель приказывает перевести свои корабли через большой холм, расположенный напротив порта Константинополя Золотого Рога. В том месте город не защищен стенами и уязвим. Позже в книгах XX века напишут о Турции, как о больном на Босфоре. Истории Османской империи приходит конец, государство терпит банкротство. Шанс включиться в индустриализацию упущен.

Сегодня Стамбул это столица с населением в 15 миллионов человек, быстро нагоняющая современность. Посередине между Востоком и Западом. Как писал Гете в своем «Западно-восточном диване»:
«Меж различными мирами
Связь держать не прочь мы сами
Мыслим мудрым быстрым током
Свяжем Запад мы с Востоком».

Источник: rusiber.ru

EVENT!