Византия достопримечательности

Сегодня представляем вам статью по теме: «византия достопримечательности» с полным описанием куда стоит поехать и что посмотреть. Так же в мы предлагаем интересные комментарии путешественников.

Содержание

  1. Пять лучших памятников Византийского периода в Турции [1]
  2. Экскурсия Экскурсия по Стамбулу «Церкви и святые места Византийской империи»
  3. Достопримечательности Турции — Большой дворец (Константинополь)

Пять лучших памятников Византийского периода в Турции [1]

До роскоши и блеска Стамбула времен османских султанов, он был столь же роскошен, являясь Константинополем – столицей Византийской империи.

Вследствие окончательного распада Римской империи, Византия постепенно оформилась в отдельное государство. Столицей Восточной Римской Империи становится город на Босфоре – бывшая небольшая греческая колония, которую император Константин расстраивает и превращает в поистине великий город.

В отличии от Западной Римской Империи, восточная ее часть всегда была говорящей на греческом языке. А византийские императоры придерживаются православной, а не католической разновидности христианства. Так что в скором времени между двумя этими частями не осталось ничего общего.

Теперь уже сложно представить, что Византийская Империя простиралась по всей Анатолии и дальше на восток. Мощное государство, просуществовавшее более 10 веков, закончило историю своего существования в 1453 году, когда турки-османы завоевали Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на городских стенах.

Вне всяких сомнений лучшие памятники византийского периода находятся в Стамбуле, но есть интересные напоминания об этой эпохе в Трабзоне и Изнике. Во Фракии, в южной части Мраморного моря, также сохранилось несколько достойных внимания византийских церквей. А в самом центре Анатолии расположены высеченные в скалах церкви и подземные города Каппадокии.

Святая София (Айя-София), Стамбул

Собор Святой Софии – бывший патриарший православный собор, построенный по приказу императора Юстиниана в 537 году. Для строительства символа величия империи были приглашены лучшие архитекторы того времени – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Купол, который они спроектировали, был одним из чудес света. Этот собор, после мечеть, а сейчас музей играет важную роль в истории Турции.

 

Монастырь Хора, Церковь Христа Спасителя в Полях (мечеть Карие), Стамбул

Если Святая София это памятник номер один ранних лет Византии, то церковь монастыря Хора, приобретшую свой окончательный облик в XIV веке, можно смело назвать звездой периода ренессанса.

Церковь богато украшена великолепными мозаиками, самые древние из которых датируются IV веком. Особая уникальность этой церкви в ее фресках – одни блистают золотом, другие выполнены в мягких постельных тонах. На всех изображены различные сцены из библейских историй.

Еще от церкви открывается удивительный вид на город.

Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул

Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий, называвшихся Большой Дворец, расположенном между Святой Софией и Ипподромом. В XI веке дворец забросили, а после захвата Константинополя в 1453 году Большой Дворец был окончательно уничтожен. Но в начале прошлого века внезапно были обнаружены несколько его фрагментов, в том числе залы с великолепно сохранившимся мозаичным полом. Мозаики, которые Вы можете увидеть в музее являются самыми древними в Стамбуле. К тому же они не похожи ни на что другое – яркие, сочные и потрясающе живо изображающие разнообразные необычные аспекты жизни того времени. Например обезьяна, пытающаяся поймать птицу или маленький мальчик, пасущий гусей.

Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон

Наиболее значительным памятником византийского искусства в Трабзоне является собор Святой Софии. Собор был построен в XIII веке, во время правления Мануэля I, когда Трабзон был столицей Трапезунды. И имел, безусловно, столичный размах.

Когда-то здесь была мечеть, потом русский военный госпиталь и склад, после снова мечеть и вот теперь это музей великолепных фресок.

Красочные фрески Софийского собора абсолютно захватывающие. К тому же они были полностью восстановлены под руководством эксперта по византийскому искусству Дэвида Таблот Райса.

В Трабзоне есть и другие важные памятники византийской эпохи. Это развалины императорского дворца, мечеть Фатих (бывшая церковь Панагии Крисокепалос) и небольшая церковь монастыря Каймаклы с потрясающими фресками.

Монастырь Панагия Сумела

Недалеко от Трабзона, в провинции Мачка, на высоте 1200 метров над уровнем моря, непостижимым образом цепляясь за скалы посреди соснового леса расположен монастырь Сумела.

Согласно преданию горный монастырь был возведен в IV веке монахами Варнавой и Софронием, пришедшими из Афин с чудотворным образом Богородицы Панагия Сумела, написанным евангелистом Лукой.

Монастырь Сумела был действующим до 1923 года, когда монахи, уезжая, вывезли с собой все монастырские святыни, включая ту самую икону Богородицы.

Но великолепные фрески и сам, будто бы парящий в воздухе, монастырь, монахи увезти не могли. И после того, как они оставили монастырь, он пришел в упадок. А возродился вновь только в конце 90-х годов прошлого века, когда был отреставрирован. И теперь это одна из самых великолепных достопримечательностей Турции византийского периода. Ежегодно монастырь привлекает множество туристов.

В течение почти десяти столетий Константинополь являлся столицей Византийской империи, ставшей по праву преемницей Древнего Рима. Были времена, когда владения этой империи простирались от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины XX века Византия являлась самой могущественной державой христианского мира, а Константинополь был крупнейшим городом Европы.

 

К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько свидетельств былого величия. Мы выбрали из них десять, на наш взгляд, наиболее интересных. В том числе: памятник ранней византийской эры – собор Айя-София, свидетель византийского возрождения (XIII в.) — церковь Христа Спасителя в Хоре, остатки византийских мозаик — церковь Панагии Паммакаристос, место упокоения нескольких византийских императоров — церковь Пантократора, старейший, почти не тронутый, византийский храм – церковь Св. Сергия и Вакха, христианский храм, который никогда не был мечетью — церковь Св. Марии Монгольской, одно из самых крупных византийских поземных водохранилищ питьевой воды – цистерна Базилика, надежная защита Константинополя до 1453 года – стены Феодосия, отблески былой славы – сохранившиеся мозаики на руинах Большого императорского дворца, а также фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора монастыря Студиос.

Собор Святой Софии (Айя-София) был освящен всего через пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней (27 декабря 537 г.) после того, как император Юстиниан I (527-565 гг.) заложил первый камень в его фундамент. Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих.

В течение почти тысячи лет Айя-София, служившая религиозным центром православного христианского мира, была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни. После завоевания Константинополя (1453 год) собор Святой Софии преобразовали в мечеть Айя-София.

в конце 1934, по решению Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София перестала быть мечетью и с 1 февраля 1935 г. открылась как музей.

Музей Карийе (Kariye Müzesi) размещён в древней церкви Христа Спасителя в Хоре. Древнегреческое слово (chōra), как и турецкое (kariye), означает «пригород» или «за городcкими стенами» и свидетельствует о почтенной древности обители, основанной (IV-нач.V вв.). Главное сокровище этой небольшой церкви, называемой сейчас музей Карийе, не архитектура, а мозаики и фрески (1315-1321 гг.), украшающие храм благодаря великому логофету (первый министр и главный казначей) при дворе императора Андроника II, литератору и философу Феодору Метохиту, истратившему на них всё своё состояние.

После падения Константинополя великий визирь султана Баязида II распорядился превратить храм в мечеть Карийе (Kariye Camii). В 1958 г. в ней открылся музей Карийе.

Женский монастырь и церковь Панагии Паммакаристос (Божьей матери Всеблаженнейшей) построили во времена династий Дук и Комнинов (XI- XII), когда в византийской архитектуре уже заметна тяга к внешнему украшению храмов, которая отсутствовала в более ранние периоды. В XIV веке, рядом с некрополем монастыря, к юго-восточному углу храма пристроили часовню с мозаичными фресками, некоторые из которых сохранились до нашего времени.

При султане Мураде III, в память о завоевании Азербайджана и Грузии, церковь преобразовали в мечеть под названием Фетхие (fetih — завоевание).

В первой четверти XII века, император Иоанн II Комнин (1118-1143) и его жена Ирина, заказали постройку монастыря Пантократора (Господа Вседержителя), выдающемуся архитектору той эпохи Никифоросу. В течение столетий этот комплекс служил династическим мавзолеем для нескольких поколений византийских императоров. Монастырь и церковь полностью разорили и разграбили участники IV крестового похода (1204 год). После османского завоевания церковь преобразовали в мечеть, а помещения монастыря в медресе.

Читайте также  Достопримечательности березников

В мечети Малая Айя-София

Церковь Св. Сергия и Вакха построили (527-536 гг.) после вступления на престол Юстиниана I. Римские центурионы Вакх и Сергий, принявшие христианство, за отказ исполнить языческие обряды, подверглись жестоким пыткам (III век) и после смерти причислены к святым христианским мученикам. После завоевания Константинополя здание, которое использовалось как церковь в течение почти тысячи лет, глава евнухов султана Баязида II Хусейн-ага превратил в мечеть Кючюк Айя-София (1504 год).

Греческая православная церковь Панагии Мухлиотиссы (Богоматери Монгольской), известной как церковь Св. Марии Монгольской, основана (1282) внебрачной дочерью византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259-1282) Марией. Это единственная византийская церковь Стамбула, которая не преобразовывалась в мечеть и оставалась святым храмом для православных греков в самые трудные времена.

Мозаика из Большого дворца

Большой императорский дворец в Константинополе служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства для проведения гражданских и религиозных церемоний. В 1933 году при проведении строительных работ случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль ( peristylos – открытый дворик, окруженный со всех сторон крытой колоннадой), площадью около 2 тыс. кв. м, принадлежащий Большому дворцу. Сейчас, в открытом на этом месте музей мозаик можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V-VI вв.

Цистерна Базилика одно из самых крупных и хорошо сохранившихся византийских поземных водохранилищ питьевой воды в Стамбуле. Название водохранилища произошло от первоначально стоящей на месте Св. Софии базилики. Цистерна построена в эпоху императора Константина (IV), реконструирована и расширена при императоре Юстиниане (VI). Размеры гигантского подземного сооружения поражают. Его длина 145 м, ширина 65 м, а сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 восьмиметровых колонн (12 рядов по 28 колонн). Стены толщиной около 4 м сделаны из кирпича и покрыты специальным водоизоляционным раствором. Приблизительная емкость цистерны Базилики более 80 тыс. куб. м.

Возведение новых городских стен император Феодосий II (408-450) поручил Анфемию, префекту Востока. Строительство укреплений, протянувшихся большой дугой почти на 6 км, от Мраморного моря до Золотого Рога, заняло 5 лет (408-413). В город вели 10 хорошо укреплённых ворот, некоторые из которых до сих пор выполняют свои функции.

Городские оборонительные стены на юге начинались от Мермер Куле (MermerKule – Мраморная башня), стоящей на берегу Мраморного моря, и заканчивались на севере в районе дворца Текфур, где они примыкали к стенам Влахерны.

Основателем монастыря Студиос считается римский патриций и консул восточных провинций империи Студион. После завоевания Константинополя здание монастыря превратил (1486) в мечеть имрахор (imrahor — конюшенный) султана Баязида II. Сейчас среди руин монастыря сохранились только фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора.

Бесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор в Константинополе. Он был построен в 4-ом веке н.э. при императоре Константине Великом. В 415 году храм сгорел, но в 6-ом веке при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея.
Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.

Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).
Пусть Византийская империя уже давно прекратила свое существование, но культура Византии жива и мы должны помнить о ней и оберегать её.

Ниже на фото вашему вниманию представлены предметы византийской культуры, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга

Пластина с императором Константином VII коронуемым Христом,
945 год, Константинополь

Золотой медальон с изображением коронации Константина Великого, VI век, Константинополь

Серебрянное блюдо с изображением креста Константина, VII век

Портрет юноши, известняк, V век

Экскурсия Экскурсия по Стамбулу «Церкви и святые места Византийской империи»

Использовался как место конных ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий, проведения публичных актов, связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнение смертной казни. Являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы. Там вы увидите немецкий источник, колонну Константина, дворец Ибрагима Паши.

Базиликское водохранилище, или, как его называют теперь, дворец Йеребатан (Подземный дворец), расположенное на юго-западе от Айя-Софии, считается одним из самых впечатляющих памятников в Стамбуле. Огромное подземное водохранилище было построено по приказу императора Византии Юстиниана I; из-за бесчисленного множества колонн, поднимающихся из воды, народ назвал это место «дворец Йеребатан». В период республики Базиликское водохранилище после проведенной мэрией Стамбула реставрации было превращено в музей и открыто для туристов, которые не покидают город, не побывав в этом впечатляющем сооружении древности.

В 1985 году хранилище было закрыто на ремонт, из него было вывезены 50 000 т грязи и построены дорожки для экскурсий, в 1987 году оно было вновь открыто. В мае 1994 года Базиликское водохранилище снова прошло ремонт и чистку, и в наши дни продолжает свою многовековую историю, и, как когда-то давно, в нем плавают рыбы. Посетители этого необычного музея могут понаблюдать за тем, как плавают рыбы среди многочисленных колонн, и под звуки раздающейся под древними сводами классической музыки отправиться в мысленное путешествие в глубь веков.

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077—81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315—21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Карие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

К исходу V в. практически вся Западная Европа была захвачена варварскими племенами германцев. В эту эпоху римскому государству и всей античной цивилизации пришел конец. Но еще в начале IV в. центр державы переместился в более спокойные и богатые восточные, балканские и малоазийские, провинции. Вскоре столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого города Византия. Правда, и на Западе остались свои императоры — управление империей было разделено. Но старшими считались именно государи Константинополя. В V в. Восточная, или Византийская, как говорили на Западе, империя устояла под ударом варваров. Более того, в VI в. ее властители отвоевали многие земли занятого германцами Запада и удерживали их два столетия. Тогда они являлись римскими императорами не только по титулу, но и по сути. Лишившись к IX в. значительной части западных владений, Византийская империя тем не менее продолжала жить и развиваться. Она просуществовала до 1453 г., когда последний оплот ее власти — Константинополь пал под напором турок. Все это время империя оставалась в глазах подданных законной преемницей Древнего Рима. Ее жители называли себя ромеями, что по-гречески значит «римляне», хотя основную часть населения составляли греки.

Читайте также  Братислава достопримечательности на карте

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порой простиравшей власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром стало историческим уделом Византийской империи. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла собственным историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Культура Византийской империи создавалась многими народами. В первые века существования ромейской державы под властью ее императоров находились все восточные провинции Рима: . Создателями нового культурного единства были древние греки, римляне, армяне, сирийцы, египетские копты и селившиеся в границах империи варвары.

Самым мощным культурным пластом в этом культурном многообразии было античное наследие. Задолго до появления Византийской империи благодаря походам Александра Македонского все народы Ближнего Востока подверглись мощному объединяющему воздействию древнегреческой, эллинской, культуры. Этот процесс получил название эллинизации. Перенимали греческие традиции и переселенцы с Запада. Так что культура обновленной империи складывалась как продолжение главным образом культуры древнегреческой. Греческий язык уже в VII в. безраздельно господствовал в письменной и устной речи ромеев (римлян).

Востоку, в отличие от Запада, не довелось испытать разорительных варварских набегов. Потому здесь не было страшного культурного упадка. Большинство древних греко-римских городов продолжало существовать и в византийском мире. В первых веках новой эры они сохраняли прежний облик и устройство. Как и в Элладе, сердцем города-оставалась агора — обширная площадь, где прежде проводились народные собрания. Теперь, впрочем, народ все чаще собирался на ипподроме — месте представлений и скачек, объявления указов и публичных казней. Город украшали фонтаны и статуи, великолепные дома местной знатии общественные здания. В столице — Константинополе — лучшими мастерами возводились монументальные дворцы императоров. Самый известный из ранних — Большой императорский дворец Юстиниана I, прославленного победителя германцев, правившего в 527—565 гг., — был воздвигнут над Мраморным морем. Внешний вид и убранство столичных дворцов напоминали о временах древних греко-македонских владык Ближнего Востока. Но византийцы использовали и римский градостроительный опыт, в частности водопроводную систему и бани (термы).

Большинство крупных городов античности осталось центрами торговли, ремесла, науки, литературы и искусства. Таковы были Афины и Коринф на Балканах, Эфес и Никея в Малой Азии, Антиохия, Иерусалим и Берит (Бейрут) в Сиро-Палестинс, Александрия в древнем Египте.

Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток. В то же время нашествия и захваты варваров сделали сухопутные дороги небезопасными. Закон и порядок сохранялись только во владениях константинопольских императоров. Поэтому «темные», наполненные войнами столетия (V— VIII вв.) стали порой расцвета византийских портов. Они служили и перевалочными пунктами для военных отрядов, отправлявшихся на многочисленные войны, и стоянками сильнейшего в Европе византийского флота. Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля. Торговые связи ромеев простирались от Индии и древнего Китая до Британии.

В городах продолжали развиваться античные ремесла. Многие изделия ранневизантийских мастеров являются настоящими произведениями искусства. Шедевры ромейских ювелиров — из драгоценных металлов и камней, из цветного стекла и слоновой кости — вызывали восхищение в странах Ближнего Востока и варварской Европы. Германцы, славяне, гунны перенимали мастерство ромеев, подражали им в собственных творениях.

Во всей Европе долгое время обращалась только ромейская монета. Константинопольские императоры продолжали чекан римских денег, внося лишь незначительные изменения в их внешний вид. Право римских императоров на власть не подвергалось сомнению даже лютыми врагами, и единственный в Европе монетный двор был тому подтверждением. Первым на Западе осмелился начать чекан собственной монеты франкский король во второй половине VI в. Однако и тогда варвары лишь подражали ромейскому образцу.

Еще заметнее римское наследие Византии прослеживается в системе управления государством. Политические деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь — Новый Рим, что они сами — ромеи, а их держава — единственная хранимая Богом империя. Разветвленный аппарат центральной власти, налоговая система, правовая доктрина незыблемости императорского единодержавия сохранились в ней без принципиальных изменений.

Быт императора, обставленный с необычайной пышностью, преклонение перед ним были унаследованы от традиций Римской империи. В позднеримский период, еще до византийской эпохи, дворцовые ритуалы включили в себя многие элементы восточных деспотий. Василевс, император, появлялся перед народом только в сопровождении блестящей свиты и внушительной вооруженной охраны, следовавших в строго определенном порядке. Перед василевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали специальными занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. К его трапезе допускались лишь высшие чины империи. Особенно помпезно обставлялся прием иноземных послов, которых византийцы старались поразить величием власти императора.

Центральное управление концентрировалось в нескольких ведомствах-секретах: Шваз ведомстве логофета (управителя) геникона — главном налоговом учреждении, ведомстве воинской кассы, ведомстве почты и внешних сношений, ведомстве по управлению имуществом императорской семьи и др. Помимо штата чиновников в столице каждое ведомство имело должностных лиц, посылаемых с временными поручениями в провинции. Существовали еще и дворцовые секреты, которые управляли непосредственно обслуживавшими царский двор учреждениями: продовольственными, гардеробными, конюшенными, ремонтными.

Византия сохранила римское право и основы римского судопроизводства. В византийскую эпоху завершилась разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, было уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса.

Наследием Римской империи была и четкая налоговая система. Свободный горожанин или крестьянин платил в казну налоги и пошлины со всех видов своего имущества и с любого рода трудовой деятельности. Он платил и за владение землей, и за сад в городе, и за мула или овец в хлеву, и за помещение, сдаваемое внаем, и за мастерскую, и за лавку, и за корабль, и за лодку. Практически ни один товар на рынке не переходил из рук в руки, минуя бдительное око чиновников.

Сохранила Византия и римское искусство ведения «правильной войны». В империи бережно хранили, переписывали и изучали древние стратегиконы — трактаты о воинском искусстве.

Периодически власти реформировали армию, отчасти из-за появления новых врагов, отчасти для ее соответствия возможностям и потребностям самого государства. Основой византийского войска стала кавалерия. Ее количество в составе армии колебалось от 20 % в позднеримское время до более чем одной трети в X в. Незначительной частью, но очень боеспособной стали катафрактарии — тяжелая кавалерия.

Военный флот Византии также был прямым наследством Рима. О его силе говорят следующие факты. В середине VII в. император Константин V смог послать в устье Дуная для ведения боевых действий против болгар 500 судов, а в 766 г. — даже свыше 2 тыс. Самые крупные корабли (дромоны) с тремя рядами весел брали на борт до 100— 150 воинов и примерно столько же гребцов.

Новшеством на флоте стал «греческий огонь» — смесь нефти, горючих масел, асфальта серы, — изобретенный в VII в. и наводивший ужас на врагов. Он выбрасывался из сифонов, устроенных в виде бронзовых чудовищ с разинутыми пастями. Сифоны можно было поворачивать в разные стороны. Выбрасываемая жидкость самовоспламенялась и горела даже на воде. Именно при помощи «греческого огня» византийцы отбили два арабских вторжения — в 673 и 718 гг.

Превосходно было развито в Византийской империи военное строительство, опиравшееся на богатую инженерную традицию. Византийские инженеры — строители крепостей славились далеко за пределами страны, даже в далекой Хазарии, где по их планам возводилась крепость

Приморские крупные города кроме стен защищались подводными молами и массивными цепями, преграждавшими вход вражескому флоту в бухты. Такими цепями замыкались Золотой Рог в Константинополе и залив Фессалоники.

Читайте также  Достопримечательности лондона на английском языке с переводом

Для обороны и осады крепостей византийцы использовали различные инженерные сооружения (рвы и частоколы, подкопы и насыпи) и всевозможные орудия. В византийских документах упоминаются тараны, подвижные башни с перекидными мостками, камнеметные баллисты, крюки для захвата и разрушения осадных приспособлений врага, котлы, из которых кипящая смола и расплавленный свинец выливались на головы осаждавших.

Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее (в самом начале страницы) или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

Достопримечательности Турции — Большой дворец (Константинополь)

Бoльшoй кoнстaнтинoпoльский двoрeц — бывшaя культурная рeзидeнция визaнтийскиx импeрaтoрoв, зaлoжeннaя великим византийским импeрaтoрoм Кoнстaнтинoм Вeликим. Хорошо извeстнo тaкжe и другoe имя этoгo величественного сooружeния — Свящeнный двoрeц (турeцкий: Buyuk Saray).

В 324 гoду Кoнстaнтин Вeликий нaчaл стрoитeльствo свoeгo двoрцa, кoтoрoe былo зaвeршeнo пo прoшeствии 6 лeт. Двoрeц имeл фoрму нeпрaвильнoгo семиугольника, он расположился между центральной площадью Августеноном, термами Зевксиппа, собором Святой Софии и ипподромом. Но на этом история только начинается. Вплоть до 13 века дворцовые сооружения постоянно перестраивались и разрастались. Дворец, окружённый многочисленными башнями и стенами, представлял собой город в городе, где проживали императорские семьи с их многочисленными слугами.

Внутри территория комплекса представляла собой череду дворцов; построенные в IV веке: Халка, Эрос, Дафна, Скила, Трулло. Более поздние: Вуколеон- V век, Юстиниан- VII век, Сигма, Лавсиак,Триконх, Камил, Месопат и Мусик, Кенургий, Пентакувикл и Орел относятся к IX веку, Новый Верхний дворец был построен уже в X веке.
Хозяйственные постройки и казармы, сады и садики, церкви, дворики предназначенные для переговоров с представителями партий, терассы и порт с маяком. При императоре Михаиле III маяк начали использовать в качестве телеграфа. Для передачи сообщений использовали его свет.

Во времена Юстиниана Великого (527-565 гг.) при пожаре погибла значительная часть первоначальных построек. Но Юстиниан приложил все силы, что бы восстановить и преумножить былую красоту императорских палат Константина. Достраивал дворец и Юстиниан II, два зала Лузакион и Юстиниан, прилегавшие к постройке Юстина II- Хризотриклину. Возведение стены и южных ворот олицетворило начало закрытых отношений между Дворцом и городом. Во времена иконоборчества, император Лев III приказал уничтожить изображение Христа на фасаде дворца Халка. Благодаря стараниям императрицы Ирины оно было восстановлено, чтобы навсегда исчезнуть при Лве V.

Следующий важный этап в жизни Большого дворца начался с правления императора Феофила (829-842) и продолжался при Михаилe II, Василиe I и Львe VI. Феофил укрепил дамбы и построил новый двухэтажный церемониальный комплекс с центром в Tриконхe и окруженный павильонами. При Михаиле III были произведены работы по реконструкции Хризотриклина и церкви Богородицы Фаросской.

Вообще на территории дворца было построено множество церквей:Св. Агафоника, Св.Стефана, Св. Агафии, Св.Феодора Тирона, Св. Апостолов, Архангела Михаила, Св. Ильи Пророка, Св. Павла и Новая церковь. Церковь Св. Агафоника вошла во дворцовый комплекс при Василии I (867-886). В период правления этого императора территория Большого дворца была максимально расширена. Последующие поколения правителей значительно снизили обороты строительства на территории дворцового комплекса.

Начало упадка приходится на время правления Алексея I (1081-1118). Как известно этот император оставил резиденцию предков и переехал в новый Влахернский дворц. Несмотря на эту перемену Большой дворец сохранил свою церемониальную роль. При императоре Мануиле I (1143-1180), построили два зала: Мануил и Персидский Дом. Его потолки был разукрашены в стиле исламской архитектуры. Когда в Константинополь пришли крестоносцы, случилось это в 1204 году, в месте с ними пришел и окончательный упадок Большого дворца. Дворцы, церкви и часовни были разорены. Статуи, обстановка, даже плиты и колонны целыми караванами увозили на Запад.

Когда в 1261 захватчиков удалось выгнать, освобожденный Константинополь, а вместе с ним и Большой дворец представляли собой воистину печальную картину. До прихода турков никаких работ по восстановлению во дворце не проводилось. Были реконструированы лишь две крошечные церкви. Империя пала в 1453 году, на смену ей пришел ислам, уцелевшие церкви превратили в мечети, а участки стен были использованы при возведении резиденции султана — Топкапы.

Века запустения, землетрясения и многочисленные пожары не оставили и следа од когда-то величественнейшего Дворца. Но несмотря не на что, то культурное наследие, что осталось нам в фрагментах это фантастической «мозаики», неизмеримо. Здесь пересеклись судьбы целых государств, религии, Христианство и Ислам соединились в одно целое.

Здесь храниться сердце Византийской культурой, знавшей великие победы и поражения. Развалины комплекса большого дворца, словно отголоски давно ушедших времен. С их изучением, современное общество постепенно все ближе приближается до понимания сути самой Византии. Архитектура и произведения искусства, помогают представить культурный и религиозный дух Византии. Запад с его захватчиками — крестоносцами, предстает перед нашими глазами настоящим «Варваром». Крестоносцы были поражены роскошью и утончённостью сердца Византийской империи. Бесконечные залы и галереи выложенные прекрасной позолоченной мозаикой. Двери из серебра, фонтаны и мраморные ступени спускающиеся прямо к морю. Вывезенные из Большого дворца, богатства несомненно повлияли на развитие западной культуры.

После падения Византийской Империи часть произведений искусства попали в Московское Государство. Принявшая от Византии Православие, Русь дала приют бежавшим из погибнувшей империи грекам. А Великий князь Иван III взял в жены дочь последнего императора, Софью Палеолог.

Священный дворец исчез. Хотя потеря такого грандиозного памятника архитектуры и искусства, как Большой Дворец, не может не ужасать своим трагизмом. Есть в этом и некий символ. Разграбленное великолепие дворца, разлетелось по всему свету, словно семена прекрасного растения. Они «проросли», обогатили мировую культуру и повлияли на ее дальнейшее развитие. Как обломки корабля, остатки древних строений разбросаны по старому Стамбулу. Сокрыты од глаз слоями штукатурки и росписи. Завеяны ветрами веков. Его уцелевшие церкви, с прекрасными мозаичными фресками, были принуждены «принять ислам».

Где же найти этот потерянный дворец? Здесь начинается самое интересное. Большой дворец занимал территорию огромную по своей площади. Гуляя по улочкам района Султан Ахмет Вы обнаружите церковь Святого Сергея и Вакха, возведенную при Юстиниане. В настоящий момент это почти не используемая мечеть, где внутри можно обнаружить остатки древних мозаичных полотен, воспевающих Юстиниана и его супругу Феодору. От церкви Святого Сергея и Вакха недалеко до собора Святой Софии или Айя-Софии. И проходя этот маршрут внимательно оглядитесь, среди домов и построек Вы обнаружите развалины каменных и кирпичных сооружений. Это то, что осталось от прекрасных террас, фасадов зданий и бастионов.

Еще одна часть Большого Дворца, частично уцелевшая и дошедшая до наших дней — это Буколеон. Единственно оставшаяся восточная стена, стоит, увитая диким плющом среди камней развалин Морских стен. И если продвинуться на Восток Вы непременно обнаружите, то, что осталось от Фаросского Маяка -телеграфа. Отправитесь в Стамбульский музей Мозаики, там Вы обнаружите еще одну часть Священного дворца. Фрагменты большого открытого двора — перистиля, выложенного мозаикой. Здесь Вы своими глазами увидите работы искуснейших мастеров. Изображенные картины охоты, повседневной жизни и сцены из мифологии, поражают своей реалистичностью и красотой.

Начать свое исследование исчезнувшего Дворца Вы можете по-своему усмотрению. Но прежде всего Вам нужно попасть в исторический округ Стамбула, известный как Эминёню. Это крупный торговый и транспортный узел. Здесь расположен железнодорожный вокзал Сиркеджи, напомнающий нам о таинственном «Восточном экспрессе». Многочисленные причалы для паромов, курсирующих между Эминёню и другими городскими районами. Сюда Вы можете добраться и на скоростном трамвае или автобусе. Эминёню — средоточие исторических и культурных памятников. Здесь расположены рынок Капалы Чарши, мечеть Султан Ахмед, Музей Айя-София, дворец Топ-Капы, Голубая мечеть, Археологический музей, Ипподром, Высокая Порта, бани и еще множество интереснейших мест.

В заключение хочется сказать, что выбрав для посещения такой город, как Стамбул, Вы точно не пожалеете. «Поиски» Большого дворца позволят Вам прочувствовать душу города, увидеть удивительные памятники архитектуры. Это прогулка сквозь века поглотит Вас. С помощью путеводителя Вы сами определите свой маршрут, а Ваше воображение дорисует утраченные фрагменты. Русский человек может считать себя наследником Великой Византии, а значит и ее сердца — Большого Дворца. Возможно, это невероятное путешествие откроет что-то новое в Вас самих, затронет спящую паутинку Вашей евро-азиатской души.

Источник: rusiber.ru

EVENT!