Свод правил на гнб

Нормативная документация на горизонтально направленное бурение

Действующая нормативная документация на горизонтально направленное бурение подробно регламентирует все основные моменты выполнения указанных работ, начиная с этапа проектирования и заканчивая приёмом готового объекта.

Преимущества метода

Способ ГНБ является на сегодняшний день наиболее эффективным для выполнения работ по прокладке подземных коммуникаций в интересах любых пользователей. Объясняется это присущими ему бесспорными достоинствами:

  1. В процессе работ не нарушается поверхностный слой, то есть всё, что находится над местом прокладываемого подземного канала, остаётся неповреждённым.
  2. Любые транспортные коммуникации на время выполнения работ не перекрываются.
  3. Существенно снижается время, необходимое на производство работ.
  4. Сокращаются общие сметные расходы.

В процессе работ на окружающую среду оказывается минимальное негативное воздействие техногенного характера.

Применение

Объясняется это тем, что ГНБ (расшифровка ГНБ дана выше) предусматривает исключительно бестраншейные технологии при выполнении работ по прокладке под землёй трубопроводов и кабелей любого назначения, выполнению работ по замене, ремонту и восстановлению любых подземных коммуникаций, осуществлению диагностики, инспекции и осмотру коммуникационных соединений, находящихся под землёй.

Во всех указанных случаях вскрытие грунта производится на минимальной площади. Оно ограничено двумя площадками, предназначенными под котлованы: стартовый и приёмный. Их размеры, как правило, не превышают: рабочий котлован (стартовый) – 3000*1200*1200, приёмный котлован ГНБ – 1500*1200*1000.

В случаях, предусмотренных проектом, размеры могут меняться в сторону увеличения.

Нормативная база

Существующая нормативная документация база содержит требования, регламентирующие проектирование, выполнение работ и приёмку сетей, проложенных с использованием методов горизонтального бурения в тех случаях, когда речь идёт о:

  • любых видах канализации;
  • изготовлении футляров, выполняющих защитные функции для, прокладываемых в них, теплотрасс, кабелей, водопроводов;
  • трубопроводов любых типов и назначения.

Основополагающими документами в настоящее время являются СНиП на горизонтально направленное бурение.

Своды правил (СП), регламентирующие данный вопрос, перечислены ниже:

  • 36.13330.2012. Указанный документ посвящён магистральным трубопроводам. Текст документа утверждён приказом № 108/ГС, изданным Госстроем 25.12.12. Он является актуализированной версией СНиП за номером 2.05.06-85.
  • 86.13330.2014. Указанный документ также касается магистральных трубопроводов. Текст документа утверждён приказом № 61/пр, изданным Минстроем РФ 18.02.14. Он является актуализированной версией СНиП за номером III-42-80.
  • 119.13330.2012. Указанный документ регламентирует работы на ж/д, имеющих колею 1520 мм. Текст документа утверждён приказом № 276, изданным Минрегиона РФ 30.06.12. Он является актуализированной версией СНиП за номером 32-01-95.
  • 62.13330.2011. Указанный документ касается газораспределительных систем. Текст документа утверждён приказом № 780, изданным Минрегиона РФ 27.12.10 с изменениями, внесёнными 10.12.12. Он является актуализированной версией СНиП за номером 42-01-2002.
  • 42-101-2003. Документ охватывает вопросы, касающиеся проектирования и последующего строительства систем газораспределения. Документ одобрен постановлением № 112, принятым Госстроем РФ 26.06.03.
  • Не менее важной является исполнительная документация ГНБ. Подробнее читайте здесь. Интересует полная база знаний по документации? Смотрите эту статью.

    Нельзя не включить в указанный перечень три нормативных ведомственных документа:

  • Первый касается строительства переходов под водными преградами с использованием методов ГНБ, является ведомственным нормативом ОАО «Газпром». Утверждён приказом №99, изданным РАО «Газпром» 24.07.98.
  • Второй является внутренним нормативным документом ОАО АК «Транснефть» и регламентирует вопросы обустройства подводных переходов методом ННБ. Номер указанного документа – РД 91.200.00-КТН-390-07. Введён в 2007 году.
  • Третий касается вопросов подземной прокладки любых инженерных коммуникаций с использованием метода ГНБ и зарегистрирован под номером СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011. Документ утверждён 05.12.11 решением Совета НОС (смотри протокол за номером 22).
  • Стоимость работ

    Нормы ГНБ и расценки можно посмотреть в действующем справочнике, который предназначен для инженера-сметчика. Например, в справочнике, изданном в 2004 году, под редакцией Горячкина В.П. (часть I, сборник 4).

    Нормы горизонтально направленного прокола и бурения расписаны здесь весьма полно и позволят вам определиться с будущей сметной стоимостью с высокой степенью точности.

    gnbs.ru

    Нормативно-техническая документация и ценообразование

    08 ноября 2017 года

    Профессиональные стандарты в области проектирования, строительства и санации инженерных коммуникаций

    Уважаемые коллеги, предлагаем Вам ознакомиться с профессиональными стандартами, которые разработаны Международной ассоциацией специалистов горизонтального направленного бурения (МАС ГНБ), НП «Объединением подземных строителей».

    09 августа 2017 года

    Свод Правил «Подземные инженерные коммуникации. Прокладка ГНБ»

    Уважаемые члены и партнеры МАС ГНБ, информируем о том, что на нашем сайте опубликована окончательная редакция Свода Правил «Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением». Свод Правил опубликован в.

    22 сентября 2016 года

    Проекты профессиональных стандартов в области проектирования, строительства и санации инженерных коммуникаций

    Уважаем коллеги, предлагаем Вам рассмотреть проекты профессиональных стандартов, которые разработаны Международной ассоциацией специалистов горизонтального направленного бурения (МАС ГНБ), НП «Объединение подземных строителей».

    23 июня 2015 года

    Проект 1-ой актуализированной редакции Стандарта СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011

    Уважаемые члены и партнеры МАС ГНБ, информируем Вас о том, что на нашем сайте опубликована актуализированная на июнь 2015 года версия Стандарта Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011 «Прокладка подземных инженерных.

    05 марта 2015 года

    Профессиональный стандарт «Оператор комплекса горизонтального направленного бурения»

    Уважаемые члены и партнеры МАС ГНБ, информируем Вас о том, что на нашем сайте опубликован проект стандарта «Оператор комплекса горизонтального направленного бурения». Стандарт опубликован в целях ознакомления специалистов отрасли.

    Учебный центр

    Единственный лицензированный Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) учебный центр по подготовке операторов ГНБ и ИТР, включая теоретический и практический курсы обучения.

    www.masgnb.ru

    Свод правил на гнб

    диаметр расширения: Максимальный диаметр отверстия, создаваемого при расширении пилотной скважины.

    3.11 закрытый подземный переход; ЗП: Линейный участок инженерной коммуникации, состоящий из одной или нескольких ниток трубопровода, прокладываемый бестраншейным способом под различными препятствиями и ограниченный точками входа и выхода пилотной скважины.

    3.12 забой скважины (здесь): Находящаяся в бурении часть скважины.

    3.13 забойный двигатель: Устройство в составе буровой колонны, преобразующее, как правило, гидравлическую энергию потока бурового раствора в механическую работу (вращательную или ударную) породоразрушающего инструмента.

    Примечание — Применяются забойные двигатели вращательного (турбобур, винтовой забойный двигатель) и ударного типов (гидро- и пневмоударник).

    3.14 защитный футляр (здесь): Элемент конструкции трубопровода, защищающий его от внешних воздействий и повреждений на участках перехода под железными и автомобильными дорогами, существующими коммуникациями, зданиями и сооружениями, а также для прокладки электрических кабелей, кабелей связи, сигнальных кабелей.

    Примечание — Наличие защитного футляра позволяет выполнять ремонт коммуникаций без вскрытия поверхности земли.

    3.15 защитное композитное покрытие: Многослойная система защиты труб и трубодеталей от механических повреждений и коррозии, состоящая из наружной оболочки (стальная, стальная оцинкованная, металлополимерная, полиэтиленовая) и закаченного под давлением между продуктовой трубой и оболочкой промежуточного слоя твердеющего цементно-полимерно-песчаного раствора, армированного полимерной фиброй или стальным каркасом (сеткой).

    3.16 калибровка: Дополнительное укрепление и уплотнение стенок и проверка готовности бурового канала к протягиванию трубопровода, путем пропуска калибра — секции (элемента) основной трубы максимального проектного диаметра или расширителя.

    3.17 колонна буровых штанг (буровая колонна) (здесь): Ряд последовательно собираемых, по мере проходки, буровых штанг, оснащенный необходимыми приспособлениями и применяемый для передачи крутящего момента и тягового усилия от опорной рамы буровой установки к буровой головке, расширителю, протягиваемому трубопроводу, подачи бурового раствора к буровому инструменту.

    3.18 насадка буровой головки (лопатка): Сменный буровой инструмент, обеспечивающий разрушение, оптимальный угол резания грунта и траекторию проходки.

    Примечание — Подбирается в зависимости от типа проходимого грунта.

    3.19 окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов*.
    ________________
    * Здания, дороги, инженерные сети.

    3.20 пакет труб: Два и более трубопровода, предназначенные к одновременной прокладке в одну скважину закрытого подземного перехода.

    3.21 пилотная скважина: Направляющая скважина, бурение которой осуществляется в первую очередь.

    3.22 подводный переход: Закрытый подземный переход, пересекающий водную преграду и ограниченный запорной арматурой или, при ее отсутствии, горизонтом высоких вод с вероятностью превышения не более 10%.

    3.23 приближение скважины: Минимально допускаемое расстояние в свету между буровым каналом и пересекаемым (прилегающим к трассе ЗП) объектом.

    3.24 расширение скважины (здесь): Технологический процесс увеличения первоначального диаметра пилотной скважины с помощью расширителя.

    3.25 регенерация бурового раствора: Очистка и обогащение раствора, обеспечивающие его повторное применение.

    3.26 риски при ГНБ: Возможность возникновения непредвиденных и аварийных ситуаций в процессе прокладки коммуникаций методом ГНБ, приводящих к срыву плановых сроков и удорожанию работ, повреждению технологического оборудования, ущербу здоровью технического персонала и других лиц, негативным воздействиям на окружающую среду.

    Примечание — Риски возникают вследствие: недостаточного объема и недостоверности инженерных изысканий, ошибок при проектировании трассы и конструкции трубопровода, неправильного подбора оборудования, влияния активных и пассивных помех работе системы локации, нарушения технологии работ.

    3.27 система локации: Измерительная система, позволяющая определять и контролировать положения буровой головки и другие характеристики технологического процесса проходки пилотной скважины.

    3.28 ситуационно-топографические условия: Совокупность факторов природного и искусственного происхождения, определяющих положение трассы ЗП и организационно-технические решения по производству работ.

    3.29 створ перехода: Плановое положение и вертикальная плоскость, соответствующие проектной оси подземного перехода.

    трасса перехода: Положение оси линейной коммуникации (трубопровода, кабеля и др.), отвечающее ее проектному положению на местности.

    3.31 точка входа/выхода: Планово-высотное положение начала/завершения бурения пилотной скважины.

    3.32 угол входа/выхода скважины (здесь): Угол между осью пилотной скважины в точке входа/выхода и линией горизонта.

    4 Обозначения и сокращения

    В настоящем своде правил применяются следующие сокращения:

    ГНБ — горизонтальное направленное бурение;

    ЗП — закрытый переход (подземный);

    ЗКП — защитное композитное покрытие;

    НД — нормативный документ;

    НВД — насос высокого давления (для подачи бурового раствора);

    ПОС — проект организации строительства;

    ППР — проект производства работ (по закрытому переходу инженерных коммуникаций методом ГНБ);

    СПО — спуско-подъемные операции (буровой колонны и трубопровода);

    SDR — стандартное размерное отношение наружного диаметра трубы к толщине стенки.

    5 Общие положения

    5.1 Настоящий свод правил предназначен для применения при проектировании и строительстве закрытых подземных переходов инженерных коммуникаций по 1.1 методом ГНБ совместно с СП 31.13330, СП 32.13330, СП 62.13330, СП 66.13330, СП 74.13330, СП 124.13330, содержащими обязательные требования ко всем сооружениям и элементам строящихся и реконструируемых инженерных сетей.

    5.2 Метод ГНБ для прокладки подземных инженерных коммуникаций следует применять в следующих случаях:

    — техническая невозможность или наличие официальных запретов местных органов власти, уполномоченных организаций и землепользователей на прокладку инженерных сетей траншейным способом;

    — необходимость обеспечения сохранности существующих элементов инфраструктуры и окружающей среды в границах проектируемого линейного объекта;

    — при соответствующем технико-экономическом обосновании.

    5.3 Для каждого конкретного объекта и условий строительства применение метода ГНБ должно быть обосновано технико-экономическими расчетами, путем сравнения возможных вариантов прокладки. В составе расчетов для траншейного способа необходимо учитывать ожидаемые стоимостные и временные затраты по перекладке существующих коммуникаций, перекрытию или ограничению движения на автомобильных и железных дорогах, предотвращению негативного влияния разработки котлованов и траншей на окружающую застройку и природную среду.

    5.4 Конструктивно-технологические решения по прокладке инженерных коммуникаций методом ГНБ должны обеспечивать проведение работ в подземном пространстве без вскрытия дневной поверхности. Минимальные объемы земляных работ могут предусматриваться в пределах строительных площадок на точках входа или выхода (небольшие котлованы, шурфы, приямки для сбора бурового раствора).

    5.5 Метод ГНБ следует применять, как правило, в дисперсных несвязных (пески) и связных (супеси, суглинки, глины) грунтах, в пластичномерзлых и твердомерзлых грунтах по ГОСТ 25100, в которых с помощью бурового тиксотропного раствора обеспечивается устойчивость стенок скважины.

    5.6 К сложным геологическим условиям, в которых применение метода ГНБ затруднено или невозможно, относятся: подземные воды с большим напором, глинистые грунты текучей консистенции, плывуны, валунные и гравийно-галечниковые грунты, грунты с включениями искусственного происхождения (обломки железобетонных плит, отходы металлургического производства и т.п.), неустойчивые площадки (карст, оползни, подрабатываемые территории).

    5.7 Для обеспечения возможности применения метода ГНБ в сложных геологических условиях по 5.6 следует предусматривать выполнение дополнительных мероприятий по 8.4, использование соответствующего оборудования и бурового инструмента (буровые перфораторы, забойные двигатели, специальные высокопрочные буровые коронки и др.) по А.3 (приложение А).

    5.8 Прокладка инженерных коммуникаций методом ГНБ, как правило, осуществляется в три этапа:

    — направленное бурение пилотной скважины по заданной проектом трассе;

    — однократное или последовательно-многоразовое расширение скважины до образования бурового канала, позволяющего протягивать трубопровод проектного диаметра, при необходимости, калибровка бурового канала (см. 8.6.12);

    — протягивание коммуникационного трубопровода (защитного футляра) через буровой канал, как правило, по направлению от точки выхода бура на поверхность к буровой установке.

    Примечание — В стесненных условиях направление протягивания определяется возможностью размещения площадки для раскладывания и сборки трубопровода.

    5.9 При проектировании и строительстве закрытых подземных переходов инженерных коммуникаций методом ГНБ следует соблюдать правила безопасного выполнения работ и охраны окружающей среды в соответствии с разделами 12 и 13.

    6 Особенности инженерных изысканий

    6.1 Общие положения

    6.1.1 Инженерные изыскания для прокладки подземных коммуникаций методом ГНБ должны выполняться в соответствии с требованиями СП 47.13330, соответствующих нормативных документов на конкретный вид изысканий и включать инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические и инженерно-геотехнические виды изысканий.

    Примечание — В городских условиях, как правило, выполняются инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-геотехнические виды изысканий.

    6.1.2 Полученные в результате изысканий материалы должны быть достаточными для сравнения возможных вариантов прокладки конкретной инженерной коммуникации в соответствии с 5.3, принятия решений по проектированию перехода в соответствии с разделом 7, производства работ по разделу 8.

    6.1.3 В техническом задании на проведение изысканий необходимо приводить предполагаемые положения точек входа/выхода бура, площадок развертывания катушек трубопровода или раскладки звеньев протягиваемых труб, технологические проезды к точкам входа/выхода, предварительную глубину заложения трубопровода*.
    ________________
    * Уточняется по результатам изысканий и проектирования.

    6.2 Инженерно-геодезические изыскания

    6.2.1 Инженерно-геодезические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 47.13330. Требования и правила производства конкретного виды* изысканий приведены в [4].
    _________________

    * Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

    6.2.2 Топографическая съемка должна обеспечивать получение необходимых данных о рельефе местности, существующих водоемах, зданиях и сооружениях (наземных и подземных), других ситуационных материалов по предполагаемой трассе и строительным площадкам для обеспечения проектирования и проведения работ.

    6.2.3 Трассировочные работы должны обеспечивать предварительный выбор вариантов трассы, подготовку продольного профиля по створу перехода и поперечных профилей пересечений существующих объектов.

    6.2.4 Створ участка перехода ГНБ трассируется камерально. Полевое трассирование выполняется на участках прокладки открытым способом (в траншее, наземно, надземно) при необходимости проектирования таких участков.

    6.3 Инженерно-геологические изыскания

    6.3.1 Инженерно-геологические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 47.13330 и СП 249.1325800 для построения продольного профиля трассы скважины ГНБ, выбора бурового оборудования и состава бурового раствора, определения проницаемости грунтов по длине перехода и возможности просачивания бурового раствора при бурении скважины.

    Отчет по инженерно-геологическим изысканиям по профилю перехода и строительным площадкам должен содержать:

    — разрезы и буровые колонки с грунтовыми прослойками и напластованиями, мощности слоев и их наклоны;

    — положение, количественную и качественную оценки элементов и зон со сложными геологическими условиями по 5.6;

    — физико-механические характеристики свойств грунтов по 6.3.10;

    — данные об уровнях и режимах подземных вод (с учетом сезонных колебаний).

    6.3.2 При пересечении железнодорожных линий и автомобильных дорог минимальные объемы буровых работ [5] при геологических изысканиях должны составлять не менее двух буровых скважин по оси пересечения с каждой стороны железнодорожного земляного полотна или полотна автомобильной дороги, глубиной не менее чем на 3,0 м ниже дна защитного футляра.

    6.3.3 Для переходов через водные преграды, на стадии подготовки задания на инженерно-геологические изыскания, глубина скважин назначается исходя из предполагаемого заложения трубопровода, но не менее 6 м до дна водоема, на основании чего уточняются характеристики деформаций русла.

    6.3.4 Для переходов через широкие водные преграды могут быть рекомендованы двухэтапные буровые работы. Вначале, на большом расстоянии друг от друга, пробуриваются вертикальные разведочные скважины первого этапа. На втором этапе — скважины с меньшим расстоянием одна от другой на наиболее ответственных участках, при этом расстояние между скважинами по закрытому переходу не должно превышать 50 м, а на участках сложного геологического строения и в условиях существующей застройки — 25 м.

    6.3.5 Вертикальные разведочные скважины следует располагать попеременно справа и слева от створа закрытого перехода на максимальном расстоянии 10 м и минимальном расстоянии 5 м от створа перехода. Глубина вертикальной разведочной скважины должна быть не менее чем на 3-5 м ниже проектируемого заглубления дна трубопровода.

    Примечание — Расположение точек и глубину статического (динамического) зондирования по трассе перехода следует назначать в соответствии с СП 249.1325800.

    6.3.6 В дополнение к вертикальным допускается бурение горизонтальных разведочных скважин методом ГНБ по трассе перехода для уточнения результатов инженерно-геологических изысканий по данным пилотного бурения.

    6.3.7 Данные инженерно-геологических изысканий скважины подлежат уточнению по результатам проходки пилотной скважины и должны учитываться при расширении, протягивании, калибровке.

    6.3.8 Для предупреждения возможности утечки буровой жидкости при направленном бурении все скважины подлежат ликвидации, порядок проведения которой приведен в [6].

    6.3.9 Наряду с проходкой разведочных скважин по 6.3.2-6.3.7 используют результаты полевых испытаний грунтов по ГОСТ 30672, методы геофизических исследований грунтов приведены в [7]*.
    ________________
    * См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.

    6.3.10 В результате лабораторных, полевых и геофизических исследований грунтов должны быть получены их физико-механические характеристики необходимые для разработки проектно-технологических решений, включая:

    — плотность грунта и его частиц, влажность (по ГОСТ 5180 и ГОСТ 30416);

    — гранулометрический состав (по ГОСТ 12536) для крупнообломочных грунтов и песков;

    — влажность на границах пластичности и текучести, число пластичности и показатель текучести для глинистых грунтов (по ГОСТ 5180);

    — угол внутреннего трения, удельное сцепление, модуль деформации и коэффициент поперечной деформации грунтов (по ГОСТ 12248, ГОСТ 20276, ГОСТ 30416 и ГОСТ 30672);

    — гранулометрический состав, вид и процентное содержание заполнителя крупнообломочного грунта (по ГОСТ 12536) для крупнообломочных грунтов и песков;

    — временное сопротивление при одноосном сжатии в воздушно-сухом и водонасыщенном состоянии, коэффициент выветрелости, показатели размягчаемости и растворимости (по ГОСТ 12248) для скальных грунтов;

    — суммарная влажность, суммарная льдистость, льдистость за счет ледяных включений (по ГОСТ 5180, ГОСТ 25100), температура мерзлого грунта (по ГОСТ 25358), температура начала замерзания грунта для мерзлых грунтов.

    6.3.11 В соответствии с техническим заданием могут быть определены и другие характеристики грунтов, необходимые для расчетов. Состав лабораторных исследований при необходимости уточняется проектной организацией и указывается в техническом задании на изыскательские работы.

    6.4 Инженерно-гидрометеорологические изыскания

    6.4.1 Инженерно-гидрометеорологические изыскания следует выполнять для проектирования и строительства подводных переходов, включая:

    — определение горизонта высоких вод заданной обеспеченности (1, 2, 3, 5, 10%) и нанесение на продольный профиль;

    — определение меженного уровня водной преграды;

    — русловую съемку для прогноза профиля предельного размыва русла и деформаций берегов на расчетный период эксплуатации перехода, но не менее 25 лет, нанесение результатов на продольный профиль;

    — определение необходимых гидрологических и климатических характеристик (отсутствие затопления поймы, ледохода, заторов и других неблагоприятных факторов).

    6.5 Инженерно-экологические изыскания

    6.5.1 Инженерно-экологические изыскания следует выполнять в объемах, установленных СП 47.13330 для проектирования, экспертизы проектов и строительства ЗП через водоемы и водотоки суши, морские акватории, на особо охраняемых природных территориях, в их охранных (буферных) зонах, в местах массового обитания редких и охраняемых растений и животных, в зонах объектов всемирного культурного и природного наследия, водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, санитарно-защитных зонах и др.

    6.5.2 Результаты изысканий должны быть достаточными для экологической характеристики состояния местности в зонах предполагаемого размещения строительных буровых и сборочных площадок, по трассе ЗП, для выполнения прогнозной оценки ожидаемого воздействия на окружающую среду работ по методу ГНБ и дальнейшей эксплуатации проложенной коммуникации, а также для разработки необходимых мероприятий по охране окружающей среды (раздел 13) в составе проекта строительства.

    6.5.3 По результатам изысканий в составе проекта, в случае необходимости*, определяются для последующей экспертизы и согласования возможные места захоронения отработанного бурового раствора в земляных амбарах по 9.4.2.
    ________________
    * Отсутствие полигонов приема отходов и инертных веществ.

    6.6 Инженерно-геотехнические изыскания

    6.6.1 Инженерно-геотехнические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 249.1325800.

    7 Проектирование перехода

    7.1 Общие требования к проектированию

    7.1.1 Проект ЗП, сооружаемого методом ГНБ, должен быть составной частью проекта устройства инженерных коммуникаций. Основание для проектирования — задание на разработку проекта ЗП. Форма задания приведена в приложении Б.

    7.1.2 Разработку проекта ЗП следует выполнять в соответствии с требованиями:

    — задания на проектирование;

    — технических условий на прокладываемую коммуникацию, выдаваемых эксплуатирующими организациями;

    — нормативных документов на проектирование и прокладку конкретного вида подземной коммуникации.

    7.1.3 Исходными данными для разработки проекта ЗП являются:

    — проект планировки территории;

    — результаты инженерных изысканий;

    — проект прокладки коммуникации, составной частью которого должен быть ЗП на примыкающих участках;

    — требования к характеристикам трубопровода, защитного и антикоррозионного покрытия (для стальных труб);

    — ситуационный план М 1:10000, 1:5000, 1:2000 или 1:1000 с нанесенной трассой проектируемой коммуникации;

    — сводный план М 1:200, М 1:500 или М 1:1000 проектируемых и существующих инженерных коммуникаций и сооружений;

    — действующий инженерно-топографический план М 1:200, М 1:500, М 1:1000.

    1 Для линейных объектов городов с развитой инженерной инфраструктурой рекомендуется применение инженерно-топографических планов М 1:200.

    2 Топографические планы М 1:1000 применяются для трубопроводов прокладываемых вне населенных пунктов;

    — НД эксплуатирующих организаций на проектирование коммуникации;

    — задание на проектирование с указанием участков ЗП, диаметра и числа проектируемых труб, состава проекта ЗП;

    — продольный профиль по проектируемой коммуникации в горизонтальном масштабе, соответствующем масштабу инженерно-топографического плана и вертикальном масштабе 1:100;

    — другие документы в зависимости от конкретных условий строительства.

    7.1.4 Проектная документация для ЗП должна содержать оптимальные планировочные, конструктивные и технологические решения, обеспечивающие надежность работы подземных инженерных коммуникаций проложенных методом ГНБ на весь период его эксплуатации.

    7.1.5 Конструкция сечения ЗП определяется заданием на проектирование и может быть уточнена в составе проекта.

    7.1.6 При разработке проекта ЗП необходимо учитывать возможные воздействия на окружающую среду, здания и сооружения, существующие коммуникации, риски повреждения трубопровода и защитных покрытий при строительстве, а также риски возникновения непредвиденных и аварийных ситуаций в процессе строительства (см. приложение В) и предусматривать предварительные меры по минимизации их последствий.

    7.1.7 Геотехническую оценку влияния прокладки инженерных коммуникаций методом ГНБ на окружающую застройку и пересекаемые линейные сооружения следует выполнять в соответствии с СП 249.1325800.

    7.2 Состав, содержание и порядок согласования проекта

    7.2.1 Проект сооружаемого методом ГНБ закрытого перехода инженерных коммуникаций должен входить в состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения (раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений») или в состав разделов проектной документации на линейные объекты (раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»).

    7.2.2 Проект ЗП, в составе разделов проектной документации объекта капитального строительства или линейного объекта, подлежит согласованию с местными органами исполнительной власти, природоохраны, эксплуатирующими и другими профильными организациями в соответствии с типовой формой технического задания на проектирование (см. приложение Б).

    7.2.3 Состав и содержание проектной документации для сооружаемого методом ГНБ ЗП должны соответствовать [8]. Наименования и последовательность размещения текстовых и графических документов, необходимых для формирования проекта ЗП, приведены в приложении Г.

    7.2.4 В составе раздела «Мероприятия по охране окружающей среды» должен быть приведен перечень ближайших к объекту полигонов отходов и инертных веществ для приема отработанного бурового раствора. Выбор полигона и его готовность следует уточнять перед началом строительства.

    7.3 Проектирование трассы перехода

    7.3.1.1 Профиль трассы ЗП выполняемого методом ГНБ от точки забуривания до выхода (входа) на поверхность (в котлован или шурф), в зависимости от ситуационно-топографических и инженерно-геологических условий, может включать прямолинейные и криволинейные участки. Радиусы изгиба криволинейных участков определяются по 7.3.2 и эксплуатационными требованиями для конкретного вида прокладываемой коммуникации. Под пересекаемыми капитальными зданиями и сооружениями следует, как правило, предусматривать прямолинейные участки.

    7.3.1.2 При проектировании трассы закрытого перехода необходимо учитывать вид прокладываемой коммуникации, тип и диаметр трубопровода, а также вид применяемого технологического оборудования.

    Чертеж продольного профиля должен содержать следующие данные:

    — уровни грунта по всей длине пересечения и отметки в соответствующей системе координат;

    — уровень грунтовых вод;

    — уровень водоема, при необходимости, отметки горизонтов высоких и низких вод;

    — углы входа и выхода;

    — параметры составляющих участков бурового профиля (длины, радиусы изгиба, углы поворота, заглубление);

    — горизонтальную и общую длину закрытого перехода.

    Примечание — Длина закрытого перехода определяется длиной трассы бурения между точками входа и выхода и может превосходить длину протягиваемого трубопровода за счет дополнительных технологических интервалов на концах перехода (см. 7.3.1.7);

    — допускаемые отклонения точки выхода;

    — приближение прокладываемой коммуникации к пересекаемому объекту;

    — заглубление в критических зонах (например, под озерами, реками, в точке входа и т.п.).

    Примечание — Допускаемые отклонения точки выхода пилотной скважины от проектного створа должны определяться в зависимости от вида прокладываемой коммуникации, длины бурения, инженерно-геологических условий строительства.

    7.3.1.3 Трасса скважины для обеспечения необходимого заглубления должна начинаться с прямолинейного участка, наклонного к горизонту под углом входа в грунт. В общем случае после прямолинейного участка должен следовать криволинейный вогнутый участок с расчетным радиусом изгиба, затем прямолинейный (горизонтальный или наклонный) участок до следующей кривой (без нарушения допустимого радиуса изгиба) и так до точки выхода по прямолинейному тангенциальному участку с наклоном под углом выхода к поверхности. Пример построения продольного профиля скважины ГНБ приведен на рисунке 7.1.

    7.3.1.4 Угол входа скважины в грунт, в зависимости от условий строительства, назначения трубопровода, вида труб и применяемого оборудования, как правило, принимается от 7° до 23°, угол выхода скважины на поверхность от 1° до 45°. При определении в проекте углов входа и выхода следует учитывать необходимость устройства технологических шурфов (приямков) или возможность размещения буровой установки в котловане.

    7.3.1.5 При построении трассы бурения начальные участки входа и выхода рекомендуется выполнять прямолинейными с целью повышения технологических возможностей реализации профиля ГНБ при производстве работ.

    Примечание — Поверхностные слои грунта, как правило, менее плотные, поэтому при проходке трудно выдерживать необходимый радиус изгиба и возможны выходы бурового раствора.

    Рисунок 7.1 — Пример построения продольного профиля трассы скважины ГНБ

    Рисунок 7.1 — Пример построения продольного профиля трассы скважины ГНБ

    Длины прямолинейных участков на входе и выходе рекомендуется увеличивать с возрастанием глубины залегания плотных связанных грунтов, диаметра бурового канала, жесткости буровой колонны.

    7.3.1.6 Выбор положения точек входа и выхода скважины следует осуществлять с учетом существующей застройки, наличия коммуникаций и других подземных сооружений, необходимости поворота прокладываемой коммуникации после ЗП. В местах размещения строительных площадок на точках входа/выхода не должно быть заглубленных сооружений и коммуникаций, пересекающих трассу скважины.

    7.3.1.7 При надлежащем обосновании допускается, что общая длина скважины ГНБ (A-C, рисунок 7.2) может превосходить длину протягиваемого трубопровода (A-B, рисунок 7.2), за счет проходки вспомогательных технологических интервалов в виде нисходящего начального (B-C, рисунок 7.2) или восходящего конечного хода.

    Проходка вспомогательного технологического хода, разработка необходимых шурфов и котлованов должны быть учтены в проекте ЗП в составе ведомости объемов работ (ВР, см. таблицу Г.1 приложения Г).

    1 Восходящий конечный технологический ход сокращается по длине или исключается при расположении точки выхода A (рисунок 7.2) в шурфе (котловане) ниже поверхности земли.

    2 Протягивание производится до проектной точки конца трубопровода B (рисунок 7.2), в которой разрабатывается приемный шурф (котлован) для отсоединения буровой колонны и дальнейшей работы с трубопроводом.

    Рисунок 7.2 — Пример продольного профиля трассы ГНБ с нисходящим начальным технологическим ходом

    Рисунок 7.2 — Пример продольного профиля трассы ГНБ с нисходящим начальным технологическим ходом

    7.3.1.8 Разбивку трассы ЗП на составляющие участки, определение их параметров по 7.3.1.2, общей длины скважины и необходимого для проходки числа буровых штанг, а также подготовку графической части проектной документации по таблице Г.1 (приложение Г) следует выполнять по 7.3.1-7.3.5 с учетом принятых значений углов входа/выхода.

    7.3.1.9 Подбор буровой установки, необходимой для проходки пилотной скважины и протягивания трубопровода по разработанной трассе ЗП, выполняется в соответствии с А.2.4-А.2.6 приложения А, соответствующие составы типовых комплектов оборудования ГНБ и производственной бригады приведены в приложении Д.

    7.3.1.10 Методика определения геометрических параметров трассы, а также значений необходимых усилий подачи буровой колонны и крутящего момента для проходки пилотной скважины, общего усилия тяги и крутящего момента для расширения скважины и протягивания трубопровода приведена в [9] или других нормированных и апробированных на практике методиках.

    Расчеты рекомендуется выполнять с применением специализированного программного обеспечения, автоматизирующего процесс расчетов и подготовки графической документации.

    7.3.1.11 Длина плети трубопровода , м, необходимая (и достаточная) для протягивания, определяется по формуле

    где L — расчетная длина скважины по профилю перехода для закладки трубопровода, м;

    — возможное увеличение фактической длины бурового канала (перебур), определяемое с учетом допусков по отклонению точки выхода, м;

    a — участки трубопровода от 1,5 до 2,5 м вне бурового канала.

    Примечание — Рекомендуется принимать возможное увеличение фактической длины для полиэтиленовых труб 0,10L, м; для стального трубопровода — от 0,03L до 0,05L, м.

    7.3.2 Радиусы изгиба криволинейных участков трассы

    7.3.2.1 Проектный радиус изгиба трассы прокладки трубопровода , м, в любом случае должен превышать минимальный допустимый радиус изгиба трубы , м, или минимальный допустимый радиус изгиба буровых штанг , м, по А.3.1 приложения А:

    где =1,3 — коэффициент надежности для стальных труб;

    =1,5 — коэффициент надежности для буровых штанг;

    =2,0 — коэффициент надежности для пластиковых труб.

    7.3.2.2 Минимально допустимый радиус изгиба стальных труб , м, по условиям прочности, с учетом внутреннего давления в трубе на стадии эксплуатации, определяется по формуле

    где E — модуль упругости стали, МПа;

    — наружный диаметр трубы, м;

    — расчетное сопротивление стали труб и стыковых соединений (по пределу текучести), МПа.

    По технологическим условиям прокладки радиус изгиба трассы трубопровода из стальных труб должен составлять не менее 1200· , а для труб диаметром 820 мм и более — не менее 1400· , м.

    7.3.2.3 Минимально допустимый радиус изгиба полиэтиленовых труб , м, определяется, в зависимости от температуры воздуха при протягивании трубопровода и характеристики труб по таблице 7.1.

    Стандартное размерное отношение

    Минимальные радиусы изгиба при температуре прокладки, °C

    Для пучка ПЭ труб минимально допустимый радиус изгиба , м, составляет:

    где n — число труб в пучке.

    7.3.2.4 Минимально допустимый радиус изгиба , м криволинейных участков трассы для сборных трубопроводов из труб ВЧШГ по 7.4.11 определяется с учетом установленных изготовителем допусков по углу отклонения в соединении и длины звеньев собираемых труб по формуле

    где — длина звена трубы ВЧШГ прокладываемого трубопровода, м;

    — допускаемый угол отклонения в соединении, град.

    Примечание — Допуски по углу отклонения в соединении и допускаемому усилию при протягивании принимаются по рекомендациям производителя в зависимости от типа и диаметра собираемых труб.

    7.3.2.5 При необходимости выполнения одновременного изгиба трассы в плане и профиле необходимо обеспечивать условие: комбинированный радиус изгиба трассы прокладки трубопровода должен превышать минимально допустимые значения по 7.3.2.1-7.3.2.4.

    где — комбинированный радиус изгиба трассы, м;

    — радиус изгиба трассы в горизонтальной плоскости, м;

    — радиус изгиба трассы в вертикальной плоскости, м.

    7.3.3 Пересечения и приближения трассы к существующим объектам, защитные футляры

    7.3.3.1 Положение трассы ЗП в плане при пересечении линейных объектов: сооружений метрополитена, железных и автомобильных дорог, водных препятствий, существующих коммуникаций и т.п. — следует предусматривать так, чтобы угол пересечения составлял, как правило, от 60° до 90°. Если ситуационно-топографические условия этого не позволяют, то пересечения допускается выполнять в доступных технологических коридорах при условии согласования особенностей конкретного проектного решения с эксплуатирующими и иными заинтересованными организациями.

    7.3.3.2 Для предотвращения аварийных ситуаций и выходов бурового раствора необходимо соблюдать минимально допускаемые приближения трассы в плане и профиле к существующим железным и автомобильным дорогам, зданиям и сооружениям, действующим коммуникациям, регламентированные соответствующими нормативными документами. Во всех случаях расстояние в свету между буровым каналом и верхом покрытия автодороги, подошвой рельсов железной дороги или трамвайных путей, основанием насыпи, фундаментом, наружной поверхностью подземного сооружения или коммуникации рекомендуется принимать не менее шести диаметров бурового канала, но не менее 1,5 м.

    7.3.3.3 Участки трубопроводов, прокладываемые методом ГНБ на переходах через железные и автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, а также при пересечении существующих коммуникаций должны предусматриваться в защитном футляре в соответствии с СП 34.13330, СП 119.13330 и норм на конкретный вид коммуникаций.

    Примечание — Концы футляров для газопроводов систем газораспределения должны быть заделаны гидроизоляционным материалом с устройством на одном конце трубки с запорной арматурой для контроля утечек газа в межтрубном пространстве.

    7.3.3.4 Внутренний диаметр футляра следует принимать не менее чем на 100 мм больше наружного диаметра трубопровода, в зависимости от вида прокладываемой коммуникации. При определении диаметра футляра необходимо учитывать размеры опорно-центрирующих и направляющих устройств, а также зазор, необходимый для прокладки продуктовой трубы.

    7.3.3.5 При надлежащем обосновании и по согласованию с эксплуатирующими организациями допускается взамен футляров на пересечениях по 7.3.3.1 применять трубы с защитным композитным покрытием армированным стальным арматурным каркасом (см. приложение Е).

    Примечание — На выходе и входе трубы газопровода из земли футляры допускается не устанавливать при условии наличия на ней защитного покрытия, стойкого к внешним воздействиям.

    7.3.4 Трасса ГНБ на территории аэродромов

    7.3.4.1 Участки коллекторов водоотводов и дренажных систем, прокладываемых методом ГНБ на территории аэродромов в соответствии с СП 121.13330, должны проходить вдоль кромок покрытий взлетно-посадочной полосы на расстоянии не менее 15 м. Глубину заложения следует принимать в соответствии с 7.3.3.2, но не менее глубины промерзания грунтов при свободной от снега поверхности. В районах с глубиной промерзания свыше 1,5 м допускается укладывать трубы в зоне промерзания, предусматривая при этом теплоизоляцию.

    7.3.4.2 При прокладке методом ГНБ инженерных коммуникаций на территориях аэродромов при пересечении с такими элементами аэродрома, как взлетно-посадочная полоса, рулежная дорожка, перрон и места стоянки воздушных судов, глубину заложения следует принимать по результатам расчетов воздействия эксплуатационных нагрузок, но не менее 3,5 4,0 м от поверхности до верха трубы, независимо от ее диаметра. Окончательная глубина прокладки трубопровода согласовывается с соответствующими службами аэропорта.

    Примечание — В качестве мероприятия, обеспечивающего дополнительную прочность трубопровода, возможно использование защитных футляров или труб с ЗКП, армированным стальным арматурным каркасом (см. приложение Е).

    7.3.4.3 В стесненных ситуационно-топографических условиях, не позволяющих обеспечивать соблюдение требований настоящего свода правил в части трассы и размещения рабочих площадок, проект прокладки подземных коммуникаций горизонтальным направленным бурением на территории аэродромов допускается разрабатывать на основании согласованных технических условий.

    7.3.5 Трасса ГНБ в охранной зоне метрополитена*
    ________________
    * По СП 120.13330.

    7.3.5.1 Для инженерных коммуникаций, прокладываемых горизонтальным направленным бурением и пересекающих в плане линии метрополитена, не предъявляются особые требования к их расположению и конструкции в следующих случаях:

    — расстояние от верха (низа) конструкции сооружения метрополитена до низа (верха) трубопровода более 20 м;

    — между сооружением метрополитена и трубопроводом залегают устойчивые грунты по ГОСТ 25100 (плотные глины, нетрещиноватые полускальные и скальные породы, другие равноценные им по физико-механическим свойствам) мощностью не менее 6,0 м.

    Примечание — В отдельных случаях, в зависимости от инженерно-геологических условий, указанные выше параметры могут быть изменены по согласованию с организациями, проектирующими и эксплуатирующими метрополитен.

    7.3.5.2 В случаях, отличных от условий 7.3.5.1, к расположению и конструкциям инженерных коммуникаций, прокладываемых горизонтальным направленным бурением в зоне сооружений метрополитена, предъявляются требования по 7.3.5.3-7.3.5.8.

    7.3.5.3 Пересечение коммуникациями над и под станционными сооружениями метрополитена допускается только в случае строительства в стесненных условиях городской застройки, при условии разработки компенсационных технических решений (например, применение стальных и полимерных футляров или труб с ЗКП, армированных стальным арматурным каркасом по приложению Е), исключающих нарушение гидроизоляции и подлежащих согласованию с организациями, проектирующими и эксплуатирующими метрополитен.

    7.3.5.4 Трасса ГНБ на участке пересечения с сооружениями метрополитена должна быть прямолинейной в плане и профиле, с уходом за габариты конструкций не менее чем на 10 м, после чего допускаются криволинейные участки.

    7.3.5.5 Напорные трубопроводы теплосети, канализации и водопровода, пересекающие выше или ниже подземные сооружения метрополитена, должны заключаться в защитные стальные футляры, концы которых должны выводиться за габариты сооружений не менее чем на 10 м в каждую сторону.

    Примечание — Футляры допускается не устанавливать в соответствии с 7.3.3.5.

    7.3.5.6 Прокладка газопроводов под подземными сооружениями метрополитена не допускается.

    7.3.5.7 Вертикальное расстояние в свету между буровым каналом и верхом (низом) конструкции метрополитена при его пересечении трассой ГНБ должно соответствовать 7.3.3.2.

    7.3.5.8 Прокладка трубопроводов под наземными линиями метрополитена должна предусматриваться в футлярах в соответствии с СП 119.13330 для электрифицированных железных дорог. Концы футляров должны выводиться за пределы ограждения территории метрополитена не менее чем на 3 м.

    7.4 Области применения и характеристики протягиваемых труб

    7.4.1 Вид труб для прокладки подземных инженерных коммуникаций методом ГНБ, их характеристики, необходимость и тип защитного покрытия труб, длины и особенности комплектации протягиваемых звеньев следует определять в соответствии с заданием на проектирование, требованиями нормативных документов для конкретного типа прокладываемой коммуникации, результатами изысканий по трассе перехода.

    7.4.2 Стальные трубы следует применять для прокладки методом ГНБ:

    — водопровода на переходах под железными и автомобильными дорогами, через водные преграды и овраги, на участках с расчетным внутренним давлением более 1,5 МПа, в соответствии с СП 31.13330;

    — канализации (в качестве напорных труб) в соответствии с СП 32.13330;

    — тепловых сетей в соответствии с СП 124.13330;

    — газопроводов в соответствии с СП 62.13330;

    — защитных футляров, внутри которых затем прокладываются коммуникационные трубы или кабели в оболочках.

    7.4.3 Для подземной бестраншейной прокладки тепловых сетей (магистральных, распределительных и квартальных) применяются стальные трубы и фасонные изделия с тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой или металлополимерной защитной оболочке*, соответствующие ГОСТ 30732. Оболочка должна предохранять ППУ изоляцию от механических повреждений, воздействий влаги, диффузии и обеспечивать защиту трубы от коррозии. При выборе труб тепловых сетей следует руководствоваться [10].
    ________________
    * Трубы с ППУ — ПЭ изоляцией.

    7.4.4 В качестве защитных футляров, как правило, следует использовать стальные трубы, соответствующие ГОСТ 10704, ГОСТ 10705, ГОСТ 10706, ГОСТ 8731, ГОСТ 8733, ГОСТ 20295, ГОСТ ISO 3183. Наружная поверхность футляра покрывается изоляцией усиленного типа в заводских, базовых или трассовых условиях.

    7.4.5 Трубы из полимерных материалов следует применять для прокладки методом ГНБ трубопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации в соответствии с СП 31.13330 и СП 32.13330, сетей газораспределения при давлении природного газа до 0,6 МПа включительно внутри поселений и до 1,2 МПа включительно — как межпоселковые линии различного назначения, в соответствии с СП 62.13330.

    При соответствующем обосновании, допускается использовать полимерные трубы повышенной прочности в качестве защитных футляров.

    7.4.6 В числе полимерных, как правило, применяются полиэтиленовые и полипропиленовые трубы. В отдельных случаях допускается применение труб из полиэтилена армированного стальным сетчатым каркасом (металлопластовые) или синтетическими нитями, из многослойного полиэтилена полиэфирных материалов, стеклопластика и др.

    Примечание — Расчетные характеристики применяемых труб следует принимать в соответствии с НД на трубы.

    7.4.7 Для прокладки методом ГНБ напорных трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, при температуре от 0°C до 40°C, а также другие жидкие и газообразные вещества, к которым полиэтилен химически стоек, следует применять трубы по ГОСТ 18599 из ПЭ 80 при SDR 9,0; 11,0 и 13,6, а также ПЭ 100 при SDR 11,0; 13,6 и 17,0.

    1 В ГОСТ 18599, ГОСТ Р 50838 и [11] приведены классификация и маркировка труб по сериям S и стандартному отношению SDR, значения которых определяются по формулам:

    где — наружный диаметр трубы, мм;

    s — толщина стенки трубы, мм.

    7.4.8 Полиэтиленовые трубы сетей газораспределения должны соответствовать ГОСТ Р 50838, соединительные детали — ГОСТ Р 52779. Многослойные полимерные (металлополимерные и армированные синтетическими нитями) трубы и металлические соединительные детали для газопроводов должны соответствовать нормативным документам на конкретную продукцию.

    7.4.9 Для газопроводов диаметром до 160 мм включительно рекомендуется применять длинномерные полиэтиленовые трубы, не требующие соединений. При необходимости выполнения соединений сварку следует выполнять по 8.7.7.

    7.4.10 При прокладке трубопроводов в условиях абразивных пород и твердых включений, в горной местности, в мерзлых грунтах разных типов, а также в других условиях, требующих дополнительной защиты от повреждений поверхности трубопроводов и его изоляции, следует применять трубы с защитной (композитной, полипропиленовой, стеклопластиковой и др.) оболочкой, либо предварительное протягивание защитного футляра по 7.3.3.3-7.3.3.5.

    Трубы с защитным утяжеляющим композитным (бетонным) покрытием (см. приложение Е) целесообразно применять для предотвращения всплытия трубопровода в буровом канале при протягивании, для строительства подводных переходов, а также переходов под железными и автомобильными дорогами, под аэродромными покрытиями, при пересечении существующих коммуникаций.

    7.4.11 Трубы из ВЧШГ допускается применять для прокладки методом ГНБ коммунальных и промышленных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с СП 31.13330, СП 66.13330, для тепловых сетей в соответствии с СП 124.13330.

    7.4.12 Для прокладки сборных трубопроводов из ВЧШГ методом ГНБ следует применять трубы из высокопрочного чугуна по ГОСТ ISO 2531.

    7.4.13 Для сборки трубопровода следует применять гибкие усиленные соединения, обеспечивающие отклонения звеньев труб от линейного направления и выдерживающие расчетные тяговые усилия. Для предотвращения деформаций и разрыва соединений необходимый радиус изгиба трубопровода должен обеспечиваться путем устройства нескольких сгибаний вдоль оси.

    7.4.14 Для прокладки методом ГНБ рекомендуется использовать:

    — трубы из ВЧШГ с внутренним цементно-песчаным покрытием, внешним цинковым или цинко-алюминиевым покрытием и завершающим эпоксидным или на основе синтетических смол покрытием.

    Примечание — В качестве дополнительной защиты от механических повреждений при протягивании в условиях абразивных пород и твердых включений используется полиэтиленовый рукав;

    — гибкие раструбно-замковые соединения звеньев труб, прочность которых обеспечивается распределением осевой нагрузки вокруг раструба и ствола трубы.

    Примечание — Примеры основных характеристик и типоразмеров труб из ВЧШГ, а также их допуски по углу отклонения в соединении, радиусу изгиба трубопровода, усилию при протягивании и диаметру бурового канала под раструбно-замковые соединения приведены в [27]*.
    ________________
    * Текст документа соответствует оригиналу. В разделе «Библиография» поз. [27] не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

    7.5 Особенности расчета протягиваемых труб

    7.5.1 Проверочный расчет на прочность труб и их соединений при протягивании трубопровода выполняется из условия

    где — продольное осевое растягивающее напряжение в стенке трубы от протягивания трубопровода с учетом упруго-изогнутых участков, МПа;

    — расчетное сопротивление растяжению материала труб и стыковых соединений, МПа.

    7.5.2 Суммарные растягивающие напряжения , МПа, возникающие в стенке трубы при протягивании по буровому каналу, определяются по формуле

    где — усилие протягивания трубопровода по 7.5.4-7.5.6, кН;

    E — модуль упругости материала трубы, МПа;

    — радиус изгиба трассы прокладки трубопровода по 7.3.2, м.

    7.5.3 Расчетное сопротивление растяжению материала труб , МПа, следует определять в соответствии с требованиями по проектированию конкретного вида коммуникаций на основе минимального значения нормативного временного сопротивления и предела текучести материала труб и стыковых соединений (по НД) с учетом нормированных значений сопротивлений и коэффициентов надежности по материалу, коэффициентов надежности по назначению трубопровода и условий работ.

    7.5.4 Максимально допустимое усилие протягивания трубопровода , кН, не должно превышать значения

    7.5.5 Максимально допустимые усилия протягивания , кН, полиэтиленовых труб диаметром до 1200 мм по ГОСТ 18599, приведены в таблице Ж.1 приложения Ж.

    7.5.6 Максимально допустимое усилие протягивания , кН, сборных трубопроводов из ВЧШГ следует определять с учетом устанавливаемых производителем прочностных характеристик труб и стыковых соединений.

    7.6 Проектирование переходов кабельных линий

    7.6.1 Пересечение трассы ЗП кабельной линии через железную дорогу с путями электрифицированного рельсового транспорта должно производиться под углом от 75° до 90° к оси пути.

    7.6.2 Строительство ЗП кабельных линий методом ГНБ следует выполнять прокладкой кабелей в предварительно протянутых вслед за расширителем полиэтиленовых трубах-оболочках (футлярах), соответствующих ГОСТ 18599 либо в металлических, неметаллических и композитных трубах, соответствующих ГОСТ Р МЭК 61386.24.

    7.6.3 Полиэтиленовые трубы-оболочки (футляры) для кабельных линий, протягиваемых в буровой канал, как правило, формируются в виде пакета без установки дополнительных распорок. Для обеспечения регламентируемых ПУЭ [12] расстояний в свету между кабелями диаметр полиэтиленовых труб (футляры), объединяемых в одном пакете, должен составлять, как правило:

    — 40, 50, 63 и 90 мм при прокладке кабелей связи;

    — 110, 160 мм при прокладке кабелей связи и наружного освещения;

    — 110, 160, 225, 280, 315 мм для прокладки силовых кабелей.

    Примечание — Применение труб меньшего диаметра возможно при наличии проектного обоснования, а также согласований заказчика и эксплуатирующей организации.

    7.6.4 Диаметр бурового канала должен превышать габариты протягиваемого пакета* кабельных труб-оболочек не менее чем на 20%.
    ________________
    * Наибольшее расстояние между внешними гранями труб в составе пакета, с учетом возможного увеличения за счет концевых захватных устройств.

    Рекомендуемые соотношения между общим числом труб-оболочек диаметром 160 мм** в протягиваемом пакете, числом действующих кабелей и минимальным диаметром бурового канала приведены в таблице 7.2. Сечения закрытых переходов для прокладки кабелей показаны на рисунке 7.3.
    ________________
    ** Наиболее распространенные при прокладке кабельных линий.

    Таблица 7.2 — Соотношения числа труб-оболочек, действующих кабелей и диаметра бурового канала

    Число одновременно затягиваемых труб-оболочек диаметром 160 мм

    Число действующих кабелей (по одному в трубе)

    docs.cntd.ru

    Смотрите еще:

    • Правила тренировки на рельеф Тренировки для рельефа Аэробные тренировки для рельефа Править Для создания рельефа необходимо работать в двух направлениях: гипертрофия мышц и сжигание жира. Первый этап в достижении рельефа включает в […]
    • Берут ли налог с пенсионеров за квартиру Какие налоги пенсионеры платить обязаны и от каких освобождены в 2017 году Из-за небольшого размера пенсий государство пошло навстречу пенсионерам по многим вопросам. Им положены субсидии на ЖКХ, льготы от […]
    • Адрес одинцовских судов Мировой судья судебного участка №155 Одинцовского судебного района Московской области Аппарат мирового судьи Мировой судья судебного участка № 155 Николаева Анна Вячеславовна руководитель аппарата мирового […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.