Транспортный налог и перспектива его развития

Транспортный налог и перспектива его развития

Библиографическая ссылка на статью:
Бабичева В.А. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5039 (дата обращения: 07.06.2018).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Транспортный налог сегодня является объектом постоянных нововведений, пересмотров и изменений. В первую очередь это связанно с постоянно растущим количеством транспортных средств в стране, что прямым образом пагубно сказывается на качестве дорог. В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, год от года который не только не понижается, но еще и растет. От чего в бюджете налоговые поступления также растут.

С одной стороны рост поступлений в бюджет не должен огорчать, ведь деньги, полученные от уплаты транспортного налога пойдут на благое дело – ремонт дорог, реконструкцию и строительство, но глядя на качество выполнения всего вышеперечисленного, платить его хочется не сильно. И так, разбираясь в данном вопросе, надо начать с определения самого транспортного налога.

Транспортный налог – это налоговые сборы, которые отчисляют владельцы автомобильного транспорта, а также владельцы водного транспорта и авиационного. Данное название появилось с 2003 года.

Предшественником данного налога является дорожный налог. Он назывался так, потому что цель сборов была – поддерживать дороги в хорошем состоянии. То есть они предназначались для осуществления ремонта, проведения необходимого обустройства и модернизации дорог. С 2003 года, когда субъекты Российской Федерации получили право использовать доход с этого налога и на другие цели, его переименовали в транспортный.

Каким образом происходит расчет налога и как он оплачивается – регулируется 28 статьей налогового кодекса РФ.

В схему уплаты налога входит несколько пунктов:

1) ГИБДД передает информацию об автомобиле и его хозяине в налоговую;

2) налоговая инспекция производит расчет необходимой к оплате суммы;

3) автовладельцу отправляется через почту России налоговое уведомление;

4) владелец транспорта производит погашение налога. Главное условие – оплатить до первого числа декабря того года, что следует за отчетным годом. Если Вам требуется погасить налог за 2012 год, то сделать это необходимо до первого декабря 2013 года соответственно.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Но из всех этих налогоплательщиков есть такие классы автолюбителей, как например «подснежники» – пользователи автомобилем только летом, или же кто ездят только на дачу и обратно, то есть частота поездок таких водителей на порядок ниже, чем у водителей, пользующихся своим авто каждый день, а налоги они платят одинаковые. Соответственно, дорога от езды первых разрушается меньше, чем от вторых.

В связи с этими размышлениями автолюбителей, давно возникла идея включения налога в саму цену бензина. Тут получается все просто: больше ездить – больше платишь налогов, ездишь не постоянно – платишь копейки. Данная практика сейчас реализована в Америке, где очень хорошо себя зарекомендовала.

Но есть и минусы. Первое – это цена самого бензина. Сейчас она и без того не маленькая, а если туда будет включен транспортный налог, то она может подняться до небывалых высот. Но тут нужен тщательный подсчет той доли цены, которая будет уходить на оплату налога, чтобы она была «психологически-доступной», то есть не вызвала у водителей паники и резко-отрицательного отношения, ведь поступление налогов в бюджет – крайне важно, а при «психологическом ступоре», да и просто – жадности – налоги будут всячески недоплачиваться, уводится и так далее, что скажется негативно.

Но из этого решения вытекает другая проблема – с повышением цен на бензин – повысятся и тарифы общественного транспорта, а это расходится с политикой увеличения доли общественного транспорта в пользу снижения на дорогах доли частного, то есть когда на одной машине – один или несколько человек. Так как считается, что при сокращении доли машин на дорогах – снизится и плотность потока, уменьшаться пробки, соответственно меньше разрушаются дороги, и на их ремонт понадобится меньше денег, но и денег от транспортного налога поступит меньше – получается замкнутый круг.

Но и тут есть выход – можно просто предоставлять топливо для общественного транспорта по социальным ценам. И тем самым, это спасет от подорожания проезда в общественном транспорте. Но тем самым статья расходов только растет, а при политике сокращения частного транспорта — доля денежных поступлений будет сокращаться, что также неверно с точки зрения обогащения бюджета.

Исходя из выше изложенного, можно судить о несколько неверной налоговой политике, на мой взгляд. Так как, во-первых: настаивая на курсе сокращения доли машин на дорогах – сокращается и доля налогоплательщиков; во-вторых: при постоянном увеличении налога – доля налогоплательщиков как теоретически, так и практически может также сокращаться, что в купе дает снижение налоговых поступлений. Но главная причина, по которой водители более не захотят платить налог, и попытаются всячески от него уйти – это качество выполняемого ремонта дорог, и в целом – их развязки, съезды, средства на которые может быть и есть, но идут они все не туда. И вот эта проблема и есть главная – возможная причина снижения поступления доли транспортного налога, ведь приходит когда-то конец постоянной уплаты налога на неизвестно что. Таким образом, если в ближайшее время в дорожной политике ничего не изменится, а тарифы на транспортный налог все также будут расти, то вероятность снижения доли налогоплательщиков вполне может увеличится.

ekonomika.snauka.ru

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 579

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

студент факультета экономики

РГУ им. С. А. Есенина,

Научный руководитель – Фролов А. А.

Ключевые слова: налог, транспортное средство, доход, владелец, субъект Российской Федерации, объект налогообложения, налоговая база, налогоплательщик, физическое лицо, организация, ставка налога, окружающая среда, мощность двигателя.

В настоящее время большое значение в любой налоговой системе страны является налогообложение транспортных средств. Сегодня транспортный налог с владельцев различного рода транспорта является не только составной частью источников доходов регионов, но и выполняет функцию регулирования рынка спроса и предложения на транспортные средства. [2, с. 150]

Транспортный налог – это прямой региональный налог, который уплачивают владельцы транспортных средств. [5, с. 5] Он устанавливается и вводится в действие главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге и является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта. Налогоплательщики транспортного налога — организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. [1]

В 99 % случаев объектом налогообложения транспортным налогом являются автомобили. В отношении них налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. [4, с. 118] Шкала ставок по налогу установлена в зависимости от категории и мощности транспортного средства. Организации исчисляют и уплачивают транспортный налог самостоятельно, для физических лиц налог рассчитывается налоговыми органами и уплачивается на основании налогового уведомления.

Значение транспортного налога в налоговой системе страны обуславливается тем, что он является источником финансирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Видя состояние многих дорожный участков и зная цели, на которые предназначены данные денежные средства, каждый должен понимать, что уплата транспортного налога обязательна. [3, с. 154]

В последние годы действующая система налогообложения транспортных средств в Российской Федерации подвергается критике как законодателями, так и самими налогоплательщиками.[4, с. 119] Практика применения транспортного налога привела к появлению ряда проблем в его исчислении и уплате:

1. При исчислении транспортного налога не учитывается вред, который автомобиль наносит окружающей среде посредством выброса углекислого газа и вредных веществ. Проблема загрязнения воздуха автомобильным транспортном в настоящее время является особо актуальной. Это обусловлено тем, что количество транспортных средств из года в год растет, а их выхлопы негативно влияют на здоровье людей.

Характеристика выбросов вредных веществ транспортными средствами в целом по Российской Федерации в 2015 г. приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Выбросы в атмосферу вредных веществ транспортными средствами в 2015 году

В результате роста количества транспортных средств, использования топлива низкого экологического класса количество выбросов вредных веществ в окружающую среду продолжает расти. [7 с. 85]

2.Действующий транспортный налог не учитывает частоту использования транспортного средства. Многие пожилые люди используют свои старые автомобили всего лишь несколько раз в год, а иногда и вовсе не пользуются ими. При этом транспортный налог должен быть уплачен в полном объеме.

3. Ставка транспортного налога ступенчата, что приводит к абсурдным ситуациям при исчислении суммы налога. Например, владелец автомобиля по ставкам налога в Рязанской области должен уплатить в бюджет:

· с мощностью двигателя 150 л. с – ТН = 150 * 20 = 3000 рублей;

· а с мощностью двигателя 151 л.с. – ТН = 151 * 45 = 6795 рублей.

Разница всего в 1 лошадиную силу приводит к разнице суммы налога, подлежащей уплате в бюджет в 2 раза. При этом автомобили могут быть идентичны. Это провоцирует владельцев транспортных средств использовать коррупционные схемы для уменьшения количества лошадиных сил в ПТС. [7 с. 84]

4.Проблема ошибочных сведений о транспортных средствах, принадлежащих физическим лицам. Причины ошибок разнообразны: потеря информации с бумажных документов, большое количество автомобилей утилизируется, продается, регистрируется на иных владельцев, но во всех случаях собственник транспортного средства числится в автоматизированных системах Госавтоинспекции и ему приходится платить налог за транспортное средство, которое им уже не используется. Поэтому налоговые органы без уведомления из соответствующих органов не могут списать данную задолженность. [4, с. 121]

Стран, в которых, подобно нашей, владельцы транспортных средств платят только за мощность двигателя, в мире осталось не так много. В последнее время в цивилизованных государствах при помощи налогообложения транспортных средств органы государственной власти стараются регулировать транспортную ситуацию так, чтобы в городах становилось меньше пробок, а жители не задыхались от выхлопных газов.

В большинстве таких государств не существует единого транспортного налога. Вместо него могут взиматься следующие налоги:

· налог на имущество — налог, зависящий от стоимости автомобиля.

· экологический налог — налог, стимулирующий пользование не загрязняющими типами транспорта (метро, троллейбус), либо приобретение автомобилей, которые меньше отравляют атмосферу.

· дорожный налог — налог, денежная сумма от уплаты которого идёт на строительство и ремонт автотрасс. [6, с. 27]

Таблица 2 – Налоговая база по налогам, взимаемым с владельцев транспортных средств в зарубежных странах

Некоторые из этих налогов могут полностью отсутствовать, быть скрытыми, либо объединяться вместе. [6, с. 28]

Перспективы развития системы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации в будущем обусловлены ее совершенствованием с применением зарубежного опыта. В частности, для совершенствования транспортного налога могут быть использованы следующие предложения:

1.Усиление экологической направленности транспортного налога. Данное предложение предполагает дифференциацию ставок налога в зависимости от величины выбросов транспортным средством загрязняющих веществ. Для этого предполагается использование технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой». Введение данного регламента будет предусматривать переход к более высоким экологическим требованиям для транспортных средств. Для простоты взимания налога экологический класс транспортного средства может учитываться в паспорте автомобиля. [7 с. 87]

2.Переход к расчету транспортного налога исходя из километров пробега. Расчет предполагается вести на основе данных GPS – устройств в зависимости от категории дороги, характеристики автомобиля и его владельца. Для этой цели необходимо наличие бортового оборудования.

3.Дифференциация ставок транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 л. с., так как по статистике данная категория автомобилей является в стране самой популярной. Возможна разбивка интервала шкалы ставок на более мелкие: от 100 до 120 л. с и от 120 до 150 л. с. [4, с. 121]

4. Отмена транспортного налога и введение дополнительных акцизов на бензин. В данном случае автомобилисты смогут платить налог в соответствии с пробегом автомобиля за год. Так как акциз уплачивается в зависимости от количества используемого топлива, то данная система предполагает распределение налоговой нагрузки по принципу – кто больше использует автомобиль и загрязняет окружающую среду, тот платит больший налог. Это в некоторой степени повысит реализацию принципа справедливости в налогообложении транспортных средств. [7 с. 89]

Таким образом, предлагаемые изменения с учетом привлечения к анализу международного опыта методов исчисления транспортного налогообложения, многообразия его форм и видов определяют дальнейшее совершенствование и перспективы развития налогообложения транспортных средств в Российской Федерации по пути установления справедливого транспортного налога или введения взамен него дополнительного акциза на бензин. [3, с. 158]

ЛИТЕРАТУРА

1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 5 августа 2000 года № 117 – ФЗ // СПС «Консультант плюс».

2.Агузарова Ф. С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации / Ф. С. Агузарова // Экономическая политика. – 2015. — № 1. – С. 149 – 158.

3.Власова М. С., Суханов О. В. Налоги и налогообложение для бакалавров / М. С. Власова, О. В. Суханов — М.: КноРус, 2016. – 222 с.

4.Зенчев К. С. Пути реформирования транспортного налога / К. С. Зенчев // Сборник статей по материалам 10 — ой международной научно – практической конференции. – 2013. — № 10. — С. 117 – 122.

5.Митрофанова И. А., Тлисов А. Б. Региональное и местное налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов – М.: Директ – Медиа, 2015. – 81 с.

6.Рябова Р. Н. Транспортный налог / Р. Н. Рябова // Вестник ИПБ. – 2014. — № 6. – С. 27 — 29

7. Хозяинова К. В. Проблемы исчисления транспортного налога в Российской Федерации и пути их решения / К. В. Хозяинова // Экономика и социум. – 2015. – № 2. – С. 83 — 90

studepedia.org

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 4086

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

По принадлежности к уровню власти налоговая система Российской Федерации делится на федеральную, региональную и местную. Региональные налоги в РФ регламентируются региональным законодательством. К региональным налогам в РФ обычно относят: налог на имущество организации, транспортный налог и др.

Транспортный налог в РФ регламентируется главой 28 НКРФ. Данный налог уплачивается владельцами транспортных средств: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Транспортный налог существует очень долгое время и пережил достаточное количество преобразований.

В СССР транспортный налог начал взиматься с начала 1920-х годов. Налогооблагаемым транспортом тогда являлись самодвижущиеся экипажи, лошади, велосипеды и пр. В начале 1930-х годов размер налога с самодвижущихся экипажей составлял от 6 руб. до 15 руб. за одну лошадиную силу (л. с.) за полугодие. 21 марта 1988 г. Верховным советом СССР были установлены ставки для владельцев автомобилей по 50 коп. за 1 л. с.

18 октября 1991 года были внесены изменения в правила взимания налога с владельцев транспортных средств, легковые автомобили разделили на категории: до 100 л. с. (владельцы платили по 50 коп. за 1 л. с.) и свыше 100 л. с. (1,3 руб. за 1 л. с.). С 1996 года налог стал полностью зачисляться в территориальные дорожные фонды.

С 1 января 2003 года «налог на пользование транспортным средством» заменил «транспортный налог», который стал относиться к разделу региональных сборов. Величина налога, порядок и сроки его уплаты были возложены на власти субъектов РФ. Ставки налога значительно выросли. Например москвичи за 1 л. с. двигателя мощностью до 100 л. с. стали платить 5 руб. вместо прежних 3 руб.

В мае 2010 года было предложена отмена налога взамен на повышение акциза на бензин. В связи с тем, что в региональные бюджеты идет 72% акциза на топливо повышение этого налога могло бы компенсировать регионам отсутствие налога транспортного. В ноябре 2010 года Госдума приняла поправки, разрешившие региональным властям обнулить ставки для автомобилей мощностью до 150 л. с. за счет увеличения акциза на топлива, 80% от которого идет в региональные бюджеты. Поступления по налогу идут в региональные бюджеты. В 2010 году по стране сборы составили 75,2 млрд. руб.

С 1 января 2011 года базовые ставки транспортного налога в Налоговом кодексе РФ колеблются от 2,5 руб. за 1 л. с. для маломощных автомобилей (до 100 л. с.) до 15 руб. за 1 л. с. на транспортные средства большой мощности (свыше 250 л. с.). В законе также предусмотрено понижение и повышение ставок, но не более чем в 10 раз. С 1 января 2011 года появилась возможность продажи транспортного средства без снятия его с регистрационного учета. В 2011 году по стране сборы составили 83,2 млрд. руб. Также хочется отметить, что в Москве транспортный налог повышается примерно раз в три-четыре года [1].

В Минфине высказали проект, согласно которому транспортный налог на 2014 год будет увеличен на автомобили, которым меньше пяти лет, средняя стоимость которых колеблется от 5 до 10-ти миллионов. Если автомобиль стоит от 10 до 15 миллионов и возраст до десяти лет или свыше 15 миллионов и возраст машины не достигает двадцати лет, то налог будет взиматься в троекратном размере [2].

Депутаты предлагают сделать скидку на транспортный налог для гибридных автомобилей 50 процентов, а для электромобилей — 100 процентов. При расчете транспортного налога считается совокупная мощность гибрида: двигателя внутреннего сгорания плюс электромоторы. Имеет смысл исключить мощность электромотора. Это как раз и будет порядка 50 процентов.

Помимо транспортного налога необходимо применять и другие меры стимулирования автовладельцев к приобретению экологически чистых автомобилей. В том числе снижение таможенных пошлин на них. На сегодняшний день 48 процентов цены на электромобиль составляют сборы, которые необходимо уплатить в казну. Это таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, утилизационный сбор. Если учесть что стоимость гибрида и так в среднем на 50 процентов выше стоимости аналога, то такой автомобиль становится просто золотым. Поэтому участники круглого стола предлагают снизить таможенные пошлины на гибриды на 50 процентов, а на электромобили на 100 процентов. Также предлагается разрешить электромобилям двигаться по выделенным полосам и бесплатно парковаться. Последнее предложение уже одобрено в правительстве Москвы [3].

При этом количество машин в России из года в год растет. В России население 143 млн. человек и примерно 40 млн. семей, т. е. практически каждая семья имеет автомобиль. Таким образом, проблема налогообложения населения транспортным налогом касается почти каждого гражданина Р.Ф., следовательно реформирование данного налога должно быть с учетом всех аспектов налогообложения: плательщиков, льготируемых категорий, ставок, и конечно же объекта налогообложения. Реализация справедливого механизма взимания транспортного налога будет способствовать улучшению социально-экономического аспекта налогообложения, физических лиц-собственников транспортных средств.

www.scienceforum.ru

Перспективы развития транспортного налога

Направления развития взимания транспортного налога

Вопросы по транспортному налогу по прежнему остаются дискуссионными. Транспортный налог снова собираются реформировать. На этот раз его хотят включить в стоимость бензина. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже получили поддержку в комитете по промышленной политике Совета федерации, концепция уже внесена в Госдуму. Но правительство РФ и Президент РФ отверг данное направление по совершенствованию процесса изъятия данного налога. Част законодателей выражает свое мнение, что стоит взимать плату за проезд большегрузов свыше 12 тонн. За счет нее и повышенных акцизов будет пополняться Федеральный дорожный фонд. Деньги из него будут направляться на ремонт, содержание и строительство федеральных автодорог.

Основная идея законопроекта — сделать налогообложение пропорциональным: платить за километры, а не за мощность двигателя, как сейчас. Эксперты посчитали, что бензин подорожает на 53 копейки за литр, при этом не было учтено стремительное повышение цен на энергоносители на мировых и российских биржах. Авторы этой идеи считают, что данное нововведение позволит экономить тем, кто редко ездит, и сократит затраты на содержание многочисленных сотрудников налоговых инспекций, занимающихся сбором транспортного налога. Однако, по мнению экспертов правительство имеет целью возродить дорожные фонды. Пополнять их будут из акциза на бензин и транспортного налога.

Такая схема пополнения дорожных фондов заложена в законопроекте, который предложил Минфин. Эксперты отмечают, что новая инициатива пока вызывает множество вопросов.

Можно отметить, что судьбу транспортного налога законодатели обсуждают давно. В ноябре 2013 года депутаты хотели поднять базовую ставку в два раза. Но после вмешательства администрации президента законопроект вернули обратно в Госдуму и базовую ставку оставили на прежнем уровне, но позволили регионам увеличивать транспортный налог не в пять, а в десять раз. Однако вопрос отмены транспортного налога так и остался не решенным.

Другая инициатива Минфина с 2013 года снизить вдвое транспортный налог, повысив при этом акцизы на автомобильное топливо, направлена на ликвидацию бюджетного дефицита, не позволяющего в полном объеме финансировать дорожную отрасль. Эти поступления будут тратить только на строительство и содержание дорог. Однако предложенный механизм не учитывает многих нюансов российской жизни. Например, он нарушит права тысяч водителей — льготников (инвалидов, ветеранов и т.п.), — освобожденных сегодня от уплаты транспортного налога. Вынужденные покупать существенно подорожавший после повышения ставок бензин, эти люди фактически лишатся своих льгот.

Новый проект налоговых новаций предложил департамент налоговой и таможенно — тарифной политики Минфина (далее Департамент). Идея данного нововведения заключается в следующем — предполагается ежегодно увеличивать топливные акцизы на 1 руб. в течение трех лет. При этом транспортный налог на автомобили с маломощными двигателями вообще может быть отменен, а на машины с мощными двигателями — снижен вдвое. Департаментпредлагаем снизить все ставки транспортного налога в два раза и предоставить возможность субъектам принимать решения об отмене налога на легковые автомобили мощностью до 150 лошадиных сил.

Средства, собранные с автовладельцев по новой схеме, пойдут на формирование дорожных фондов: федерального — 468,1 млрд. руб. в год и региональных — 438,1 млрд. руб. Чиновники считают, что данных средств хватит, чтобы вдвое увеличить затраты на ремонт отечественных дорог. Но, согласно расчетам Минэнерго, увеличение топливных сборов приведет к заметному подорожанию бензина. Так, цена 1 литра бензина Аи-92 через три года может вырасти с нынешних 33-34 руб. до 38 руб. В 2013 году автомобильным транспортом России было потреблено 30,67 миллиона тонн бензина и 20,46 миллиона тонн дизельного топлива, подсчитали в «Автостате».

Эксперты в целом приветствуют правительственные инициативы. В своем нынешнем виде — рассчитываемый от мощности двигателя — транспортный налог не отвечает интересам ни потребителей, ни государства. Собираемость его не превышает 50%, такими сведениями обладают Союз автомобилистов России, ФНС РФ, органы Госстата.

Законопослушному гражданину приходится платить за машину даже в том случае, если она несколько лет стоит на стоянке. В то же время во многих странах мира транспортный налог включен в стоимость автомобильного топлива. В Голландии пошли еще дальше — там фиксируют все поездки автомобилей с помощью систем спутниковой навигации (GPS), присылают по итогам года соответствующий счет каждому автовладельцу. Такая система справедлива — чем больше человек ездит, тем большие расходы должен нести на ремонт, содержание и строительство дорог.

В России приборы ГЛОНАСС — аналог GPS — еще не стали обязательным атрибутом каждого автомобиля. Поэтому чиновникам показалось проще «растворить» транспортный налог в бензине. При этом Минфин, предлагая повысить акцизы на автомобильное топливо сразу на 3 руб., что сильно ударит по бюджету простого гражданина РФ. Между тем, согласно расчетам Союза автомобилистов России, повышение акцизов всего на 83 коп. за литр бензина полностью компенсировало бы выпадающие доходы бюджета из-за отмены транспортного налога.

На современном этапе речь идет и о сохранении транспортного налога, пусть с пониженными ставками, и об одновременном увеличении суммы акцизов на горюче-смазочные материалы. Очевидно, что в результате таких нововведений налоговая нагрузка на автовладельцев только возрастет, поскольку повлечет ощутимый рост цен на бензин. Наряду с этим повышение ставок акцизов следует расценивать, скорее, как общую меру, направленную на пополнение госказны. Действующее бюджетное законодательство никак не связывает повышение сбора налогов с увеличением финансирования дорожного хозяйства.

Помимо этого в проекте реформы транспортного налога пока не прописана судьба льготников, которые этот налог на сегодняшний день не платят. В частности, речь идет об инвалидах. Если транспортный налог правительство «растворит» в акцизах на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а компенсационного механизма предложено не будет, они подпадут под налогообложение. То же самое касается силовых министерств и ведомств, автопарк которых сейчас освобожден от налогообложения, а также жителей села, которым государство реализует бензин и солярку по льготным ценам.

Акциз будет платить производитель топлива, то есть нефтеперерабатывающий завод. А потом собирать потраченные средства с заправок, которые их будут получать с водителей. Причем в Минфине предполагают, что нефтеперегонщики возможно, наценку на поставляемое топливо сделают не рубль, два, три, а несколько меньше. Таким образом конечный потребитель заплатит даже меньше, чем ему бы пришлось платить в качестве транспортного налога. Сама математика деления акциза следующая: первый год — 50 копеек в федеральный бюджет, 50 копеек — в местный. Второй год: весь рубль целиком в местный бюджет. На третий год: дополнительный рубль опять пополам между федеральным и местным бюджетом.

При этом, как утверждают представители Минфина, благодаря тому, что деньги будут идти непосредственно на дороги, сократится количество ремонтов машин, увеличится скорость, сократятся пробки, что принесет автовладельцу экономию в том числе и на топливе. По расчетам министерства, если сейчас в стоимости продукта, доставленного в магазин, расходы на горюче-смазочные материалы составляют от 10 до 15 процентов, то при включении акциза в стоимость топлива эта составляющая увеличится лишь на 0,4 процента.

Депутаты намерены снять дополнительное налоговое бремя с граждан при продаже автомобиля. В парламент внесен законопроект, который предусматривает устранение двойной уплаты налога на транспортное средство. В настоящее время согласно действующей редакции Налогового кодекса РФ, например, если в марте владелец автомобиля снял свое транспортное средство с регистрации и совершил сделку купли-продажи, то за 2012 год ему рассчитают налог с учетом коэффициента, равного 3/12. В свою очередь покупатель данного автомобиля заплатит налог из расчета 10/12. Другими словами, за месяц, в котором была осуществлена сделка купли-продажи автомобиля, взимается транспортный налог и с продавца, и с покупателя в полном объеме. По мнению разработчиков поправок, это противоречит принципам налогового законодательства и необоснованно возлагает дополнительное налоговое бремя на граждан.

Данным законопроектом предлагается при установлении коэффициента, используемого при исчисления транспортного налога, когда регистрация или снятие с учета транспортного средства происходит в течение календарного года (налогового периода), за полный месяц принимать только месяц регистрации транспортного средства.

Если законопроект будет принят, то по новым правилам предполагается, что в таком случае транспортный налог за месяц, в котором осуществлена перерегистрация транспортного средства, будет уплачиваться только покупателем. Однако законопроект не снимает вопросы с двойным налогообложением, в случае если транспортное средство было снято с регистрации в том же месяце, в котором было ранее зарегистрировано. В этом случае по-прежнему налог будут платить как продавец, так и покупатель.

Из всего вышеперечисленного стоит сделать вывод, что транспортный налог из прямого налога превратиться в косвенный. Так же возникает вопрос о том, как будет распределяться введенный, скажем акциз, по уровням бюджета. Ведь транспортное средство зарегистрированное, например в Самарской области, будет ездить и заправляться бензином в других регионах. Саму процедуру распределение данного налога по региональным бюджетам законодатели не рассматривают, возможно, данное распределение будет осуществляться в виде трансфертов.

studbooks.net

Смотрите еще:

  • Налог на имущество физических лиц развитие Налог на имущество физических лиц развитие Библиографическая ссылка на статью: Баханаева А.А. Налогообложение имущества физических лиц: проблемы и перспективы развития // Студенческие научные исследования. […]
  • Прокуроры псковской области Библиографическая ссылка на статью: Фролов В.В. С.Г. Лебедюк и В.И. Гладышев – прокуроры Псковской области рубежа 1950 – 1960-х гг. // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: […]
  • Золотые правила риск культуры Библиографическая ссылка на статью: Кудояров Л.В. Риск-культура как важная составляющая рационального функционирования Банка // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.