Ведение реестра акционеров самостоятельно

Ведение реестра акционеров в свете последних изменений в гражданском законодательстве

Законодатель уделяет самое пристальное внимание деятельности акционерных обществ, что подтверждается принятием огромного количества нормативно-правовых актов, призванных регулировать работу таких обществ. Особенно подвергается модернизации нормативно-правовая база, регулирующая учет прав на ценные бумаги акционерных обществ и, как следствие, работу специальных субъектов — специализированных регистраторов.

Общие положения об акционерных обществах

Согласно действующему законодательству акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций (ст. 96 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» — далее Акционерный закон). Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ) дано определение акции как эмиссионной ценной бумаги, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации (ст. 2 Закона № 39-ФЗ). Статьей 16 этого же закона закреплено положение о том, что в Российской Федерации именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных законом. При этом под бездокументарной формой эмиссионных ценных бумаг понимается форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец ценной бумаги устанавливается на основании записи в реестре владельцев ценных бумаг. Статья 8 Закона № 39-ФЗ содержит положение о том, что лицами, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, являются регистраторы. В указанном документе перечислен ряд требований, которым должно соответствовать лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев ценных бумаг, в частности:

•деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг могут заниматься только юридические лица;
•регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр которых он ведет;
•держателем реестра может быть регистратор на основании договора с эмитентом или иное лицо, если это предусмотрено законом.
•осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг можно только при наличии лицензии;
•договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом, при этом количество эмитентов, ведение реестра которых может осуществлять регистратор, не ограничено.

Глава VI Акционерного закона посвящена реестру акционеров общества. В п. 2 ст. 44 указанного закона закреплена обязанность эмитента обеспечивать ведение и хранение реестра акционеров с момента государственной регистрации общества. На основании п. 3 этой статьи реестр акционеров может вести как эмитент, так и специализированный регистратор. До недавнего времени многие акционерные общества не передавали ведение реестра сторонним регистраторам, что было обусловлено различными причинами: нежеланием нести дополнительные расходы на оплату услуг регистраторов; недоверием сторонним регистраторам; нередки случаи, когда общество вообще не вело реестр, так как не придавало этому большого значения.

Передача реестра акционеров специализированным регистраторам

В рамках развития гражданского законодательства Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 142-ФЗ) введено новое положение, согласно которому учет прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию. Акционерные общества, которые на 1октября 2013 г. самостоятельно осуществляли ведение реестра акционеров, сохраняли право вести указанные реестры в течение года после вступления в силу указанного закона. Таким образом, все акционерные общества, на текущий день самостоятельно осуществляющие ведение реестра акционеров, обязаны в срок до 1октября 2014 г. передать ведение реестра акционеров сторонним регистраторам. При этом заметим, что ведением реестра акционеров общества, количество членов которого превышает 50 лиц, в любом случае должен заниматься специализированный регистратор. В случае если акционерными обществами, самостоятельно ведущими реестр акционеров, не будет исполнена обязанность по передаче реестра специализированному регистратору, возникает риск привлечения общества к административной ответственности за незаконное ведение реестра в соответствии с ч. 2 ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Особо обращаем внимание на тот факт, что за возможно незначительное, с точки зрения собственника компании, нарушение о передаче реестра ему придется заплатить существенный штраф, предусмотренный указанной статьей — от 700 тыс. до 1млн руб. Порядок передачи реестра акционеров специализированным регистраторам определен разделом II Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н и действующим в части, не противоречащей Закону № 142-ФЗ. Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с абз. 23 п. 3 ст. 8 Закона № 39-ФЗ общество обязано опубликовать сообщение о замене регистратора на странице в сети Интернет, на которой оно осуществляет раскрытие информации, в срок не более 3 дней с даты заключения договора на ведение реестра. Если обязанности по раскрытию такой информации у общества нет, то оно обязано в трехдневный срок уведомить об этом всех зарегистрированных в реестре лиц способом, предусмотренным уставом.

Новая реакция гражданского кодекса

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99), вступающим в силу 1сентября 2014 г., вводится деление коммерческих организаций на публичные и непубличные. Теперь согласно новой редакции Гражданского кодекса для публичных обществ ведение реестра акционеров и исполнение функций счетной комиссии должно производиться независимым регистратором. Действующая редакция п. 1ст. 56 Акционерного закона содержит положение о том, что в обществе, в котором ведение реестра акционеров поручено стороннему регистратору, выполнение функций счетной комиссии может быть также возложено и на регистратора. Новая редакция Гражданского кодекса РФ не предусматривает такой возможности. Более того, в соответствии с п. 4 ст. 97 Гражданского кодекса в редакции Закона № 99 сторонний регистратор должен быть независимым. При определении независимости регистратора обществом и регистратором могут быть приняты во внимание отношения связанности (аффилированности), отношения по прямому или косвенному контролю между регистратором и обществом, а также фактические обстоятельства, свидетельствующие о зависимости регистратора от общества, например высокая доля комиссии, уплачиваемой обществом, в доходах регистратора, образующая фактическую зависимость регистратора отданного общества (Письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра публичных акционерных обществ независимым регистратором»). Также необходимо отметить новеллу, вводимую п. 3 ст. 67.1 ГК РФ в редакции Закона № 99 и содержащую положение о том, что в отношении публичных обществ принятие решения общим собранием участников хозяйственного общества и определение состава участников, присутствовавших на собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. В отношении непубличных обществ указанные выше факты могут подтверждаться как представителем специализированного регистратора, так и нотариусом. Таким образом, после вступления в силу ГК РФ в редакции Закона № 99 у специализированных регистраторов появится дополнительная обязанность принятия участия во всех собраниях акционерных обществ, что, скорее всего, вынудит большинство существующих на сегодняшний момент небольших акционерных обществ либо прибегнуть к услугам соответствующих регистраторов, либо преобразоваться в общества с ограниченной ответственностью, чтобы избежать необходимости передачи (в некоторых случаях восстановления с нуля) реестров акционеров. Помимо Гражданского кодекса, Акционерного закона и Закона № 39-ФЗ деятельность специализированных регистраторов также регулируется целым рядом специальных подзаконных актов, большая часть которых была принята ФСФР России и действует в настоящее время до принятия новых актов Центральным банком России. Со вступлением в силу изменений в Гражданский кодекс часть из них утратит силу, как, например, Приказ ФСФР РФ от 13 августа 2009 г. № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг», в связи с невозможностью обществами самостоятельного ведения реестра акционеров.

www.pgplaw.ru

Штраф за непередачу реестра акционеров регистратору

За непередачу регистратору реестра акционеров акционерного общества на общество может быть наложен штраф до 1 млн рублей.

До 2 октября все акционерные общества, которые ведут реестр акционеров самостоятельно, обязаны передать его регистратору, имеющему лицензию (такая обязанность была включена в ГК РФ Федеральным законом от 02.07.13 № 142-ФЗ). К указанной дате необходимо утвердить регистратора, раскрыть информацию об утверждении регистратора и внести сведения о регистраторе в ЕГРЮЛ.

Как следует из письма Банка России, в случае неисполнения этой обязанности на общество может быть наложен штраф от 700 тыс. до 1 млн рублей, а на ее должностных лиц – от 30 до 50 тыс. рублей; к последним также возможно применение такой меры административной ответственности, как дисквалификация (ч. 2 ст. 15.22 КоАП РФ).Также уточнены критерии независимости регистратора: при выборе независимого регистратора нужно учитывать отношения по прямому или косвенному контролю между регистратором и обществом, а также фактические обстоятельства, свидетельствующие о зависимости (в случае, если комиссия, уплачиваемая конкретным обществом, составляет высокую долю в доходах регистратора, данный факт можно считать фактической зависимостью).

Нормативный акт: Письмо ЦБ РФ от 31.07.2014 № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором».
Штраф за непередачу реестра акционеров регистратору

nplaw.ru

Сможет ли ЗАО вести реестр акционеров самостоятельно? 6276

Неумолимо приближается 1 октября 2014 г. – последний срок, когда всем акционерным обществам, ведущим реестр самостоятельно, необходимо передать ведение реестра акционеров регистратору в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ. Есть ли какая-то возможность для ЗАО и ОАО избежать исполнения этой обязанности?

Некоторую надежду на это первоначально вселили изменения в Гражданский кодекс по юридическим лица, которые вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Напомню, что одно из значимых изменений касается деления хозяйственных обществ на публичные акционерные общества и непубличные общества, которыми могут быть акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

В рамках принятых изменений появилась норма (пункт 4 статьи 97 ГК РФ), содержащая требование для публичных акционерных обществ по ведению реестра акционеров и исполнению функций счетной комиссии независимым регистратором.

Именно это и вызвало двоякую трактовку обязанности по передаче ведения реестра регистратору всеми акционерными обществами. Получалось, что для публичных обществ эта обязанность очевидна, а вот для непубличных акционерных обществ она прямо не установлена. Т.е. если закрытое акционерное общество после 01.09.2014 г. приведет в соответствие свои учредительные документы и уберет из наименования слово»закрытое», то на него обязанность по передаче реестра регистратору распространяться не будет. А вот если ЗАО пока менять ничего не будет (переходные положения это позволяют), тогда в соответствии с законом № 142-ФЗ передавать реестр регистратору все-таки придется.

Точку в этом вопросе (и, надо сказать, неприятную) поставил Банк России, дав разъяснения в письме от 31 июля 2014 г. N 015-55/6227.

По-мнению Банка России, все акционерные общества, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, обязаны передать ведение реестра регистратору. Каких-либо исключений из данного правила не установлено, в том числе это не зависит от количества акционеров (менее 50), типа общества (публичное или непубличное), финансового состояния общества, транспортной удаленности регистратора, наличия в штате общества лиц, имеющих квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра и иных условий.

При этом пункт 4 статьи 97 ГК РФ следует трактовать как установление для публичных обществ не исключительной, а дополнительной обязанности передать ведение реестра и исполнение функций счетной комиссии именно независимому регистратору.

При этом, поскольку законодатель не разъяснил, какой регистратор является независимым, Банк России взял эти функции на себя, назвав в письме критерии зависимости регистратора.

О зависимости регистратора будут, в частности, говорить:

— отношения связанности (аффилированности);

— отношения по прямому или косвенному контролю между регистратором и обществом, ведение реестра которого он осуществляет;

— фактические обстоятельства, свидетельствующие о зависимости регистратора от общества, ведение реестра которого он осуществляет (например, высокая доля комиссии, уплачиваемой обществом, в доходах регистратора, образующая фактическую зависимость регистратора от данного общества).

Таким образом, игнорировать обязанность передать ведение реестра регистратору после 1 октября 2014 г. для ЗАО и ОАО без последствий не получится. Правда, следуя логике законодателя, непубличные АО могут передать ведение реестра «зависимому» регистратору.

Неисполнение указанной обязанности может оказаться «смертельным» для многих компаний. Штраф за незаконное ведение реестра составляет от 700 тыс. до 1 млн. руб. (ч. 2 ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кстати, такой штраф является убытками, причиненными обществу по вине руководителя. И эти убытки впоследствии с руководителя можно взыскать.

Итак, осталось еще раз все взвесить и принять решение, стоит ли продолжать свой путь в качестве акционерного общества или все-таки преобразоваться в ООО.

Если вас не пугают дополнительные затраты на регистратора, и вы по-прежнему не хотите, чтобы информация об участниках общества стала открытой (появилась в ЕГРЮЛ), то можете не предпринимать никаких действий в связи со вступлением 01.09.2014 г. в силу изменений в Гражданский кодекс РФ по юридическим лицам. Переходные положения позволяют дождаться внесения первых изменений в устав. Однако до 01.10.2014 г. вам необходимо передать ведение своего реестра регистратору. Кстати, дополню, что для всех акционерных обществ введено еще одно обязательное требование – ежегодное привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской отчетности.

Если же для вас на первом плане уменьшение расходной части и снижение риска наложения высоких административных штрафов, то впору подумать о преобразовании в ООО. Тогда эту процедуру следует начать до 01.10.2010 г., чтобы гарантировано избежать штрафов.

Ну, а если есть желание узнать подробнее обо всех изменениях, которые ждут юридические лица с 01.09.2014 г., приглашаю 22.08.2014 г. на мастер-класс «Юридические лица: правила «новой» жизни с 1 сентября 2014 г.», который пройдет в Центре развития бизнеса СБ РФ.

www.kursdela.biz

Ведение реестра акционеров самостоятельно

Лишь половина акционерных обществ (АО) к 1 июня передала регистраторам ведение реестра акционеров, следует из статистики ЦБ. Ведение реестра акционеров АО относится к исключительной компетенции регистраторов с 1 октября 2014 г., указывает регулятор, но обратились к регистраторам только 50,3% (63 400 из 126 100 АО). До вступления в силу поправок реестр могла вести сама компания, однако к этому процессу было немало нареканий.

«То, как раньше сами небольшие АО вели учетные записи о своих акционерах, вообще сложно назвать юридически значимым ведением реестра. Сохранность прав собственности акционеров фактически находилась в полной зависимости от доброй воли мажоритарного акционера или топ-менеджмента малого АО», – вспоминает председатель ПАРТАД (отраслевая саморегулируемая организация) Петр Лансков.

По его словам, такая проблема существовала 20 лет и только теперь, когда регулятором на рынке ценных бумаг стал Центробанк, власти пришли к выводу, что нужно запретить компаниям вести реестр самостоятельно. «Но даже сейчас требования закона соблюдаются далеко не всеми АО, так как бесконтрольность и безнаказанность их уже развратила, и вернуться в русло соблюдения закона без принуждения им сложно», – сетует Лансков.

Компании, которые не передали ведение реестров, ставят под сомнение легитимность и своих корпоративных действий, и перехода прав собственности на акции их акционеров – они могут быть оспорены в суде.

Представитель ЦБ объясняет нежелание АО передавать регистраторам функции ведения реестра тем, что компании не являются действующими, реорганизуются в ООО, ликвидируются или же у них не хватает всех необходимых документов.

Акционерные общества не передают функцию ведения реестра регистраторам, потому что они «брошенные», резюмирует гендиректор регистратора Р.О.С.Т. Людмила Миронова: «Есть запись в ЕГРЮЛ, но компании нет физически». По ее словам, таких брошенных АО – 85% из тех, кто не перевел реестр, еще 10% в стадии банкротства или ликвидации и только 5% – нарушители закона.

Законодательство предусматривает наказание для нарушителей: штраф до 70 000 руб. или дисквалификацию для должностного лица и до 1 млн руб. – для самой компании. Понятно, что при такой постановке вопроса абсолютное большинство реально работающих обществ выполнили требования, указывает гендиректор «ВТБ регистратора» Константин Петров.

«ЦБ оштрафует нарушителя на 500 000–700 000 руб., и такая практика есть. Акционер может заявить иск в суд о понуждении общества к передаче реестра, так как его права нарушаются. Вероятность положительного решения суда довольно большая. Если и это не поможет, то за неисполнение решения суда предусмотрена уголовная ответственность», – говорит Миронова.

Она рассказывает, что за неполные два года количество АО у Р.О.С.Т. на обслуживании удвоилось до 8000. При этом из-за кризиса и конкуренции Р.О.С.Т. не увеличивал тарифы на обслуживание, но расширил штат, внедрил технологии электронного доступа и массового обслуживания, поэтому проблем с возросшей нагрузкой не возникает.

С 2014 г. количество реестров, которые обслуживает «ВТБ регистратор», выросло с 1700 до 8300 компаний. Нагрузка возросла, при этом тарифы снизились за счет выросшего масштаба бизнеса, указывает Петров.

«Основная часть не передавших реестр акционерных обществ не ведет деятельности, – соглашается Петров. – ФНС предстоит большая работа по исключению этих обществ из ЕГРЮЛ. И только после этого общее количество акционерных обществ и обществ у регистраторов начнет совпадать».

www.vedomosti.ru

Самостоятельное ведение реестра акционеров

Запрет на самостоятельное ведение реестра с 01.10.2014 г. (ГК РФ)

Все акционерные общества (ОАО и ЗАО) до 1 октября 2014 года обязаны поручить ведение реестра акционеров лицензированному регистратору в связи с вступлением в силу с 01.10.2013 года Федерального закона от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.06.2013 г., одобрен Советом Федерации 26.06.2013 г.).

Центральный филиал АО «Новый Регистратор» предлагает вам следующие услуги:

  • Консультация по вопросам передачи реестра и дальнейшего сотрудничества (по телефону или лично)
  • Аудит вашего реестра и, в случае необходимости, восстановление или корректировку вашего реестра акционеров
  • Предоставление всех необходимых бланков документов и журналов для создания системы ведения реестра
  • Для корпоративных клиентов, холдингов и групп компаний предусмотрены специальные тарифы.

    Самостоятельное ведение реестра акционеров до 01 октября 2014 года

    Самостоятельно вести реестр акционеров до 01.10.2014 г. могут общества у которых не более 50 акционеров. Акционерное общество с числом акционеров более 50 обязано передать реестр Регистратору (п. 3 ст. 44 Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах»). Нарушение данного положения влечет административную ответственность, предусматривающую штраф в размере от 700 000 до 1 000 000 руб. или дисквалификацию должностного лица (ст. 15.22 КоАП РФ).

    При самостоятельном ведении реестра акционерное общество обязано производить в полном объеме все те же многочисленные процедуры, что и специализированный Регистратор. Кроме того, необходимо соблюдать все требования законодательства в отношении ведения реестра акционеров.

    Требования Постановления ФКЦБ России № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 02.10.1997 г.:

    Обязанности реестродержателя (Эмитента, ведущего реестр самостоятельно)
  • осуществлять открытие лицевых счетов в порядке, предусмотренном Положением
  • исполнять операции по лицевым счетам в порядке и сроки, предусмотренные Положением
  • устанавливать размер оплаты за оказание услуг в соответствии с требованиями нормативных актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг
  • принимать передаточное распоряжение, если оно предоставлено зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц, или иным способом в соответствии с правилами ведения реестра
  • осуществлять проверку полномочий лиц, подписавших документы; осуществлять сверку подписи на распоряжениях; ежедневно осуществлять сверку количества, категории (типа), вида, государственного регистрационного номера выпуска размещенных ценных бумаг с количеством ценных бумаг, учитываемых на счетах зарегистрированных лиц, эмиссионном счете эмитента, лицевом счете эмитента
  • предоставлять информацию из реестра в порядке, установленном Положением
  • в течение времени, установленного правилами ведения реестра, но не менее чем 4 часа каждый рабочий день недели (включая обособленные подразделения) обеспечивать зарегистрированным лицам, уполномоченным представителям возможность предоставления распоряжений и получения информации из реестра
  • по распоряжению лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставлять им список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров
  • информировать зарегистрированных лиц по их запросам о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав
  • обеспечить хранение в течение сроков, установленных нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и Положением, документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр
  • хранить информацию о зарегистрированном лице не менее 3 лет после списания со счета зарегистрированного лица всех ценных бумаг
    В случае утраты регистрационного журнала и данных лицевых счетов, зафиксированных на бумажных носителях и (или) с использованием электронных баз данных необходимо:

  • уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в письменной форме в срок не позднее следующего дня с даты утраты
  • опубликовать сообщение в средствах массовой информации о необходимости предоставления зарегистрированными лицами документов в целях восстановления утраченных данных реестра
  • принять меры к восстановлению утраченных данных в реестре в десятидневный срок с момента утраты
  • Эмитент, осуществляющий ведение реестра самостоятельно, обязан отказать во внесении записей в реестр в следующих случаях:

  • не предоставлены все документы, необходимые для внесения записей в реестр в соответствии с Положением
  • предоставленные документы не содержат всей необходимой в соответствии с Положением информации либо содержат информацию, не соответствующую имеющейся в документах, предоставленных в соответствии с пунктом 7.1 Положения
  • операции по счету зарегистрированного лица, в отношении которого предоставлено распоряжение о списании ценных бумаг, блокированы
  • в реестре отсутствует анкета зарегистрированного лица с образцом его подписи, документы не предоставлены лично зарегистрированным лицом, подпись на распоряжении не заверена одним из предусмотренных в Положении способов
  • есть существенные и обоснованные сомнения в подлинности незаверенной подписи на документах, когда документы не предоставлены лично зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или его уполномоченным представителем; в реестре не содержится информация о лице, передающем ценные бумаги, и (или) о ценных бумагах, в отношении которых предоставлено распоряжение о внесении записей в реестр
  • количество ценных бумаг, указанных в распоряжении или ином документе, являющимся основанием для внесения записей в реестр, превышает количество ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица
  • стороны по сделке не оплатили или не предоставили гарантии по оплате услуг в размере, установленном прейскурантом
  • Эмитент, осуществляющий ведение реестра самостоятельно, не имеет права:

  • аннулировать внесенные в реестр записи
  • прекращать исполнение надлежащим образом оформленного распоряжения по требованию зарегистрированного лица или его уполномоченного представителя
  • отказать во внесении записей в реестр из-за ошибки, допущенной эмитентом
  • при внесении записи в реестр предъявлять требования к зарегистрированным лицам и приобретателям ценных бумаг, не предусмотренные законодательством Российской Федерации и Положением
  • Требования к правилам внутреннего контроля
    • Внутренний контроль при размещении ценных бумаг. На основании зарегистрированного отчета об итогах выпуска ценных бумаг должна быть осуществлена сверка количества размещенных ценных бумаг с количеством ценных бумаг, учитываемых на счетах зарегистрированных лиц. Такая сверка также осуществляется при составлении списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и получение доходов по ценным бумагам. В случае выявления в результате сверки расхождений необходимо установить причины расхождения, а также принять меры по устранению такого расхождения. При этом данные меры не должны нарушать прав зарегистрированных лиц
    • Внутренний контроль документооборота. Каждый поступающий документ (запрос), связанный с реестром, должен быть зарегистрирован в журнале входящих документов. После окончания обработки документ с отметкой об исполнении должен быть помещен в архив. Распоряжение одного зарегистрированного лица должно исполняться разными сотрудниками
    • Контроль за взаимодействием с трансфер-агентом. Трансфер-агент обязан осуществлять ведение журнала отправленных (принятых) документов. Необходимо осуществлять ведение журнала отправленных (принятых) документов. Контроль за взаимодействием с трансфер-агентом осуществляется путем периодической сверки данных журналов
    • Требования к помещениям, оборудованию и программному обеспечению

      Доступ к архиву должен быть ограничен, а помещение, где хранится архив, должно быть защищено от повреждения водой и других причин, которые могут повлечь утрату или повреждение подлинных документов. Доступ к компьютерному оборудованию, где хранится информация реестра, должен быть разрешен только уполномоченному на это персоналу. Помещение, в котором установлено указанное компьютерное оборудование, должно быть защищено от доступа посторонних лиц и содержаться в должном порядке с регулируемой температурой воздуха и влажностью, с установленными детекторами дыма и противопожарной сигнализацией. Программное обеспечение, используемое для ведения реестра, должно быть сертифицировано лицом, зарегистрированным в качестве органа сертификации в Госстандарте России.

      Требования к системе документооборота
      Требования к документам

      Правила ведения реестра

      Правила ведения реестра должны предусматривать:

    • перечень и порядок исполнения операций, а также способ предоставления документов
    • сроки исполнения операций
    • сроки предоставления ответов на запросы
    • формы анкеты зарегистрированного лица, передаточного (залогового) распоряжения
    • формы договоров с трансфер-агентами
    • порядок раскрытия информации
    • Правила ведения реестра являются обязательными для исполнения обособленными подразделениями. Правила ведения реестра должны быть доступны для ознакомления заинтересованным лицам

      Правила внутреннего документооборота и контроля

      В правилах внутреннего документооборота и контроля должен быть определен порядок обработки и хранения документов реестра, приведены формы внутренних документов, обязанности должностных лиц и персонала, а также порядок осуществления внутреннего контроля.

      Правила внутреннего документооборота и контроля должны предусматривать:

    • способы регистрации, обработки, хранения и архивирования документов
    • порядок доступа к архиву
    • способы сохранения электронных данных
    • порядок установления паролей при работе с программой ведения реестра
    • систему внутреннего контроля и порядок проверки данных, вводимых в систему ведения реестра
    • способы восстановления данных в случае их утраты; меры противопожарной безопасности
    • Должностные инструкции персонала должны предусматривать функции и ответственность должностных лиц.

      Требования к оформлению документов

      Осуществление операций в реестре производится на основании подлинников документов или копий, удостоверенных нотариально, за исключением случаев, предусмотренных Положением. Операции в реестре производятся на основании установленных форм распоряжений, которые не должны противоречить требованиям Федеральной комиссии. Распоряжения должны быть подписаны зарегистрированным лицом либо лицом, действующим от его имени по доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы должны быть заполнены разборчиво, не содержать исправлений и помарок. Идентификация зарегистрированных лиц, их уполномоченных представителей осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность.

      Сроки исполнения операций

      В течение трех дней должны быть исполнены следующие операции:

      • открытие лицевого счета
      • внесение изменений в информацию лицевого счета зарегистрированного лица
      • внесение записей о переходе прав собственности на ценные бумаги
      • внесение записей о блокировании операций по лицевому счету
      • внесение записи об обременении ценных бумаг обязательствами
      • внесение записей о зачислении, списании ценных бумаг со счета номинального держателя
      • конвертация ценных бумаг, принадлежащих отдельным владельцам
      • В течение пяти рабочих дней исполняются операции:

      • предоставление выписок
      • справок об операциях по лицевому счету
      • справок о наличии на счете указанного количества ценных бумаг
      • В течение десяти дней исполняются операции:

      • аннулирование, за исключением случаев аннулирования ценных бумаг при конвертации
      • В течение двадцати дней исполняются операции:

      • предоставление информации из реестра по письменному запросу
      • Эмитент не вправе отказать во внесении записей в реестр из-за допущенной им ошибки. В случае задержки в исполнении распоряжения из-за допущенной ошибки необходимо в течение пяти рабочих дней сообщить об этом обратившемуся лицу, устранить ошибку и внести запись в реестр. В день, указанный в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, исполняются операции: конвертация ценных бумаг по распоряжению эмитента, аннулирование ценных бумаг при конвертации. В течение одного рабочего дня после проведения операции исполняются операции: выдача по распоряжению зарегистрированного лица уведомления о списании со счета и зачислении на счет ценных бумаг.

        Раскрытие информации

        К данной информации относятся:

      • место нахождения, почтовый адрес, номер телефона и факса
      • место нахождения и почтовый адрес трансфер-агента
      • почтовый адрес и полномочия обособленного подразделения
      • формы документов для проведения операций в реестре
      • правила ведения реестр
      • прейскурант цен на услуги
      • фамилия, имя, отчество руководителя исполнительного органа эмитента и его филиалов
      • Ответственность при ведении реестра

        Несоблюдение хотя бы одного из этих требований влечет административную ответственность, предусматривающую штраф в размере от 100 000 до 1 000 000 руб. (ст. 15.18, 15.19, 15.21, 15.22, 15.23 КоАП РФ). Отдельные нарушения при ведении реестра акционеров могут повлечь даже уголовную ответственность (ст. 170.1 и ст. 185 УК РФ).

        В соответствии с п. 2.1 Приказа ФСФР РФ № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг» от 13.08.2009 г. проведение операций в реестре акционерным обществом, осуществляющим самостоятельное ведение реестра, должно осуществляться на основании внутреннего документа акционерного общества – правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

        Приказ устанавливает требования к содержанию правил ведения реестра и требования по обеспечению доступности правил ведения реестра для ознакомления всем заинтересованным лицам, а также требования по раскрытию правил ведения реестра в сети Интернет (для открытых акционерных обществ и закрытых акционерных обществ, осуществляющих публичное размещение ценных бумаг, а также для других акционерных обществ, выбравших данный способ размещения правил ведения реестра) или путем направления заверенных в надлежащем порядке копий правил ведения реестра лицам, зарегистрированным в реестре.

        Кроме того, установлено требование к предоставлению акционерным обществом ежегодной отчетности, содержащей, в том числе, сведения о количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги, о доле государственной и муниципальной собственности, о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде.

        Акционерное общество, ведущее реестр акционеров самостоятельно, после заключения договора с Регистратором и подписания акта приема-передачи реестра освобождается от обязанностей по сдаче отчета по ценным бумагам и иных обязанностей предусмотренных Приказом.

        Список обязанностей эмитента:

      • Соблюдать требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требования, установленные Приказом
      • Разработать и утвердить советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если утверждение не отнесено уставом акционерного общества к компетенции исполнительных органов акционерного общества, внутренний документ акционерного общества – Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг
      • Разработать и утвердить должностные инструкции для лиц, осуществляющих функции по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг акционерного общества
      • Раскрыть Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг на странице в сети Интернет
      • Ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения
      • cf.newreg.ru

        Смотрите еще:

        • Закон по отмене печатей Закон об отмене печатей хозяйственных обществ принят Госдумой Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон 1 , переводящий обязанность иметь печать в право предпринимателей. Документом предусмотрено право […]
        • Изменения в закон 99 гк рф Федеральным законом № 99-ФЗ от 05.05.2014 года внесены значительные изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Закон вступает в силу с 01.09.2014 года Изменения […]
        • Приказ о профессиях врачей Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июля 2015 г. N 446н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.