Заявление на возврат налога по решению суда

Заявление на возврат налога по решению суда

01 июля 2014 года г. Пермь

Мировой судья судебного участка № 136 Дзержинского района г. Перми

при секретаре ФИО,

с участием истца ФИО,

представителя ответчика ФИО по доверенности от 09.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к ИФНС по Дзержинскому району г. Перми о взыскании излишне уплаченной суммы налога,

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании излишне уплаченной суммы налога на доход физических лиц в размере 2 982,00 руб., пени в сумме 82 коп. в день с 11.04.2014 по дату принятия решения судом, госпошлины в сумме 400 руб., свои требования мотивирует тем, что 21.02.2014 по электронным каналам связи «Личный кабинет налогоплательщика» ею была обнаружена переплата по НДФЛ без ссылки на документ в сумме 2 982 рубля 00 копеек. В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, ею было отправлено заявление ответчику на возврат указанной суммы с приложением сверки по электронному каналу связи. 19.03.2014 получен ответ № 05.01-19/03141 с подтверждением переплаты по НДФЛ, регистрации ее заявления на возврат 11.03.2014 и подтверждением срока исполнения возврата переплаты в течение одного месяца, т.е. до 11.04.2014. На момент обращения в суд возврат излишне уплаченной суммы налога ответчиком не произведен.

Истец в судебном заседании на удовлетворении иска настаивает, уточнила требования в части: просит взыскать помимо излишне уплаченной суммы НДФЛ проценты за каждый день просрочки возврата, начиная с 11.04.2014 по дату вынесения решения.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признает, считает исковые требования не основанными на законе, указывает, что, в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или действия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Положения вышеизложенного пункта 2 статьи 138 (в редакции Федерального закона 02.07.2013 N 153-Ф3) применяются с 1 января 2014 года. Однако соответствующее заявление в вышестоящий налоговый орган истцом не направлялось. Считает, что истцом не соблюдена процедура обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Указанное обстоятельство в силу абзаца 2 статьи 122 ГПК РФ является основанием для оставления иска без рассмотрения, последствия оставления искового заявления без рассмотрения предусмотрены в статье 223 ГПК РФ. Кроме того, пояснила, что налоговым органом вынесено решение об отказе в осуществлении возврата от 18.03.2014 № 376, так как уплата истцом налога на доходы физических лиц произведена в 2008, 2009, что подтверждается выписками из лицевого счета налогоплательщика, заявление истца на возврат суммы налога подано в Инспекцию за пределами установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ трехлетнего срока со дня уплаты налога, что является для налогового органа безусловным основанием для отказа в возврате налога. Таким образом, считает, что отказ в возврате суммы налога на доходы физических лиц является правомерным, поскольку срок для осуществления налогоплательщиком своего права на возврат излишне уплаченных сумм налогов является пресекательным, т.е. влечет отказ при его нарушении.

Заслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов установлено п.п. 5. п. 1 ст. 21 НК РФ.

Согласно п.п. 1 , 2 , 3 , 6 , 7 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей .

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом , без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей .

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в соответствии с ч.3 ст.78 НК РФ.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (ст.79 п.2 НК РФ).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Судом установлено, что, согласно выписке из лицевого счета, в результате уплаты НДФЛ в 2008, 2009 гг. у истца имелась переплата по налогу в сумме 2 982 руб., которая была обнаружена истцом 21.02.2014 по электронным каналам связи «Личный кабинет налогоплательщика». В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, истцом было отправлено заявление ответчику на возврат указанной суммы с приложением сверки по электронному каналу связи. 19.03.2014 получен ответ № 05.01-19/03141 с подтверждением переплаты по НДФЛ, регистрации ее заявления на возврат 11.03.2014. Решением начальника ИФНС по Дзержинскому району г. Перми N 376 от 18.03.2014 истцу отказано в осуществлении зачета (возврата) налога по той причине, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога ( п. 7 ст. 78 НК). Наличие переплаты налога истцом в указанной в исковой заявлении сумме ответчиком не оспаривается, при этом налоговым органом не представлено доказательств того, что, выполняя требования ч.3 ст. 78 НК РФ, налоговый орган направил в адрес истца сообщение о факте излишне уплаченного налога. То обстоятельство, что в 2008г. истец самостоятельно добровольно уплатила налог в сумме, превышающей подлежащую уплате, само по себе не подтверждает того, что истцу было известно об излишней уплате налога. Налоговый орган, в нарушение требований п. 3 ст. 78 НК РФ не выполнил обязанность по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога.

Довод представителя ответчика о том, что излишняя уплата налога произведена истцом в 2008,2009 гг. заслуживает внимания, поскольку подтверждается выпиской из лицевого счета истца, с заявлением о возврате излишне уплаченного налога истец обратилась в налоговый орган 21.02.2014, то есть, по истечению установленного ст. 78 НК РФ трехлетнего срока со дня уплаты налога. Однако указанное обстоятельство не лишило истца права на обращение в суд.

Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 21.06.2011 г. N 173-О ; от 21.12.2011 г. N 1665-О-О , закрепление в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права ( определение от 21 июня 2001 года N 173-О). С учетом данной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемые законоположения следует рассматривать как направленные на защиту прав налогоплательщиков.

Таким образом, в соответствии с нормами п. 1 ст. 196 , ст. 200 ГК РФ, ст. 79 НК РФ, суд не находит оснований для вывода о пропуске истцом общего срока исковой давности, так как истец обратилась в суд 12.05.2014 — в пределах 3-х летнего срока с момента, когда ей стало известно об излишней уплате налога 21.02.2014 по электронным каналам связи «Личный кабинет налогоплательщика», иного суду не представлено, сумма излишне уплаченного налога подлежит взысканию в пользу истца.

Суд не находит оснований для оставления искового заявления без рассмотрения в силу абз.2 ст.222 ГПК РФ по доводам представителя ответчика о несоблюдении истцом установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора, поскольку истцом действия (бездействие), отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного НДФЛ не обжалуются, подано исковое заявление о взыскании с ответчика излишне уплаченной суммы НДФЛ.

В соответствии с п.5 ст. 79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой с ответчика подлежат также взысканию проценты за период с 11.04.2014 от суммы излишне уплаченного налога, как заявлено истцом, до даты принятия решения (2 982*8,25%:360*81) в сумме 55,35 руб.

Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 19 ч.1 ст.333.36 части 2 НК РФ, уплаченная истцом при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 400 руб. подлежит возврату из средств местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья

Взыскать с ИФНС по Дзержинскому району г. Перми в пользу ФИО переплату НДФЛ в сумме 2 982,00 руб., проценты в размере 55,35 руб.

Возвратить ФИО из средств местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Дзержинский районный суд г. Перми через мирового судью судебного участка № 136 Дзержинского района г. Перми.

Решение в окончательной форме изготовлено 04.07.2014.

136.perm.msudrf.ru

Суд признал, что ИФНС вам должна: как получить деньги

Нередко инспекция отказывает в возврате переплаты или в возмещении налогов по очевидно надуманным основаниям. В итоге налогоплательщики вынуждены обращаться в суд. Выиграв спор о взыскании с инспекции денег, вам предстоит столкнуться с исполнением решения суда, что зачастую вызывает не меньшие трудности, чем сам судебный процесс.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение 3 лет со дня вступления решения суда в силу. Этот срок будет указан в исполнительном лист е ч. 1 ст. 21 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ ; пп. 6, 7 ч. 1 ст. 320, п. 1 ч. 1 ст. 321 АПК РФ . Пропуск этого срока — основание для возврата исполнительного лист а п. 3 ст. 242.1 гл. 24.1 БК РФ .

Вот у вас на руках исполнительный лист, и в нем указана сумма, которую налоговики должны вернут ь ч. 1 ст. 180 АПК РФ . Но вероятность того, что инспекция вернет переплату или незаконно взысканные налоги только на основании вашего заявления и исполнительного листа, вспомнив об обязательности исполнения судебных актов, невелик а статьи 78, 79 НК РФ; ч. 1 ст. 16 АПК РФ . Тем более если инспекция еще собирается обжаловать решение суда, а значит, у нее осталась надежда на его пересмот р ч. 1 ст. 273, ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 305 АПК РФ .

Но все же есть достаточно действенный способ вернуть деньги.

Обращаемся в Казначейство

За возвратом денег можно обратиться в территориальное отделение Федерального казначейства (далее — ОФК), в котором ИФНС открыты лицевые счета как получателю бюджетных дене г п. 3 ст. 239, ст. 242.1 БК РФ . В ОФК нужно подат ь ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ; п. 2 ст. 242.1 БК РФ :

  • заявление о взыскании денег с должника с указанием реквизитов счета, на который следует перечислить деньги. Можно использовать форму, приведенную в приложении № 3 к специальному Административному регламент у утв. Приказом Минфина от 22.09.2008 № 99н ;
  • исполнительный лист;
  • копию решения суда, заверенную его канцелярией;
  • доверенность на представителя организации, подписавшего заявление (если это не руководитель).
  • Отсутствие печати на копии судебного акта может привести к тому, что отделение Казначейства просто вернет исполнительный лист без исполнения

    Бывает, что ОФК возвращает исполнительные листы без исполнения, когда копия судебного решения не заверена надлежащим образом. Порядок заверения можно посмотреть в Инструкции по делопроизводству, утвержденной ВАС п. 3.33 Инструкции, утв. Приказом ВАС от 25.03.2004 № 27 . В частности, согласно Инструкции на копии судебного акта делается отметка о дате вступления его в законную силу. Иногда такую отметку работники судебного состава сделать забывают, что является формальной причиной для ОФК исполнительный лист вернуть. Однако, поскольку дата вступления судебного акта указывается в исполнительном листе, суды признают действия ОФК неправомерным и п. 6 ч. 1 ст. 320 АПК РФ; Постановление Президиума ВАС от 20.07.2010 № 5525/10 . Такой же позиции придерживаются и в Федеральном казначейств е Письмо Казначейства от 21.09.2010 № 42-7.4-05/9.3-611 . Суды признавали несущественным и то, что копия судебного акта не прошита прочной ниткой, концы которой должны быть выведены на оборотную сторону последнего листа, заклеены бумажной наклейкой и опечатаны печатью канцелярии суд а Постановление ФАС УО от 21.05.2012 № Ф09-3002/12 . Вместе с тем суд может посчитать существенным нарушением отсутствие на копии судебного акта печати отдела делопроизводства или судебного состав а Постановление ФАС МО от 10.02.2011 № КГ-А40/17852-10 . Поэтому, если полученная копия решения суда не заверена в установленном порядке, стоит сходить в канцелярию суда и попросить ее работников сделать на копии все необходимое. Вряд ли вам в этом откажут, учитывая, что ВАС настаивает на неукоснительном соблюдении судами Инструкции по делопроизводств у Письмо ВАС от 15.08.2008 № ВАС-С02/КАУ-1305 .

    Чего ждать от Казначейства

    Судебный акт должен быть исполнен (то есть деньги должны быть возвращены) в течение 3 месяцев с момента поступления документов в ОФК пп. 5— 7 ст. 242.3 БК РФ; Постановление Президиума ВАС от 20.10.2010 № 10247/10 .

    В течение 5 рабочих дней с момента получения исполнительного листа ОФК посылает инспекции уведомление, заявление взыскателя и копию судебного акт а п. 2 ст. 242.3 БК РФ . В свою очередь налоговый орган должен в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления направить в ОФК п. 3 ст. 242.3 БК РФ :

  • информацию об источнике образования задолженности и о КБК, по которым производятся расходы по исполнению судебного акта;
  • платежный документ на перечисление средств.
  • Информацию о ходе исполнения предъявленных в ОФК исполнительных документов можно получить: сайт Федерального казначейства → Информация для взыскателей → 10. Информация о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов

    Когда налоговый орган все это сделает, ОФК перечислит деньги на ваш расчетный счет. Если в трехмесячный срок инспекция деньги по исполнительному листу не вернет, то ОФК приостановит операции по расходованию денег на ее лицевых счета х п. 8 ст. 242.3 БК РФ . Именно это обстоятельство — главный стимул для налогового органа к исполнению судебного решения, когда в процесс вовлечено ОФК. Ведь приостановление операций по счету поставит под угрозу получение зарплаты самими инспекторами.

    И Президиум ВАС считает законной блокировку счетов инспекции в ситуации, когда она не исполнила судебное решение о возврате налоговой переплаты. Более того, ВАС не раз указывал, что это прямо установленная обязанность ОФК Постановления Президиума ВАС от 01.11.2011 № 7608/11, от 20.10.2010 № 10247/10 . При этом само по себе неисполнение решения суда в трехмесячный срок — уже достаточное основание для приостановки операций по ее счетам. То есть инспекция не сможет избежать блокировки счета, ссылаясь, например, на недостаточность средств финансирования для выплаты по исполнительному лист у Постановление Президиума ВАС от 20.10.2010 № 10247/10 .

    Рассмотренный вариант взыскания долгов с ИФНС не является единственным. Также с исполнительным листом можно обратиться в службу судебных приставов. Только вряд ли этот путь окажется более быстрым.

    glavkniga.ru

    Возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога

    Необходимость возврата/зачета переплаты по налогам возникает в связи с излишне уплаченными налогами (авансовыми платежами, пени, штрафами) в бюджет, либо как заключительный этап успешного возмещения НДС.

    Основными причинами излишней уплаты налогов (авансовых платежей, пеней, штрафов) являются:

  • неправильный расчет налоговых обязательств (неточность при исчислении налоговой базы, применение другой налоговой ставки и т.п.), что, как правило, сопровождается подачей уточненных деклараций;
  • ошибки при заполнении платежных поручений на уплату налогов, повлекшие перечисление в бюджет в излишних сумм;
  • исчисление налога к уменьшению по итогам текущего налогового периода (как правило, касается налога на прибыль в связи с действующим порядком уплаты авансовых платежей).
  • Когда можно выявить переплату по налогам?

    • в момент составления декларации по налогу прибыль за текущий налоговый период;
    • по результатам проведения налоговой проверки;
    • по итогам проведения аудиторской проверки (рекомендуем проводить аудит ежегодно по итогам сдачи годовой отчетности);
    • в ходе внутренней проверки бухгалтерской базы и счетов бухгалтерского учета по взаиморасчетам с бюджетом;
    • из информационного письма налоговых органов;
    • по результатам проведения сверки с налоговым органом (рекомендуем проводить данную процедуру не реже, чем один раз в год — сразу после составления годовой отчетности).
    • Вернуть можно только ту переплату, которая возникла в течение трех лет с даты перечисления соответствующей суммы в бюджет, независимо от того, в связи с чем возникла переплата и когда стало о ней известно.

      Если Вы убедились, что трехлетний срок для возврата переплаты не пропущен, то рекомендуем следующий порядок действий.

      Этапы возврата/зачета переплаты по налогам

      1. Подать заявление о возврате/зачете переплаты по налогу из бюджета Подробнее

      Заявление в налоговый орган подается в произвольной форме, но для Вашего удобства мы привели образцы подобных заявлений (см. справа вверху).

      Возврат/зачет денежных средств должен быть осуществлен налоговым органом в течение одного месяца с момента подачи такого заявления.

      2. Вас могут попросить пройти сверку с налоговым органом Подробнее

      С высокой вероятностью, если у Вас имеется задолженность перед бюджетом, налоговые органы инициируют процедуру сверки взаиморасчетов с бюджетом. Цель такой сверки — зафиксировать состояние взаиморасчетов с бюджетом, для последующего зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

      Поэтому, рекомендуем до подачи заявления о возврате переплаты, пройти такую процедуру и погасить имеющуюся задолженность. Либо одновременно с заявлением о возврате необходимо подать заявление о частичном зачете переплаты (см. образец заявления). Это позволит провести процедуру сверки быстрее либо избежать её.

      3. Если Вам ничего не ответили в срок или отказали — поможет обращение в суд Подробнее

      Вам следует знать, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) должно быть принято налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления о возврате или со дня подписания налоговым органом акта сверки, если такая совместная сверка проводилась. Ещё пять рабочих дней со дня принятия решения отводиться на то, чтобы Вам успели сообщить о нем в письменном виде. Итого — не более пятнадцати рабочих дней.

      Если в указанные сроки Вы не получили решения о возврате либо получили незаконный отказ в осуществлении возврата, эффективно обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

      Важно не пропустить срок давности подачи заявления в суд.

      До сих пор арбитражными судами не выработан единообразный подход к разрешению вопроса о начале течения срока давности обращения в суд с требованием об обязании налогового органа произвести возврат переплаты.

      Как показывает наша практика, судебный порядок позволит ускорить процедуру возврата переплаты. Зачастую, уже к предварительному заседанию налоговый орган приносит решение о возврате излишне уплаченного налога. Вам остается просто дождаться денег.

      4. Затянули возврат переплаты? Не забудьте получить 8,25% годовых Подробнее

      Если переплата была возвращена налоговым органом по истечении одного месяца со дня подачи заявления (или со дня подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась), за каждый календарный день просрочки подлежат начислению и уплате налогоплательщику проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, что составляет 8,25% в год от суммы возврата/зачета.

      Несмотря на то, что проценты должны перечисляться одновременно с суммой переплаты, налоговые органы повсеместно игнорируют данную обязанность. Поэтому для получения процентов, как правило, требуется подача отдельного заявления (см. выше образец), а при бездействии налогового органа — обращение в суд. В последнем случае срок на подачу заявления об обязании налогового органа уплатить проценты будет определяться как три года со дня получения суммы переплаты без начисленных на неё процентов за нарушение срока ее возврата.

      Воспользуйтесь помощью налоговых юристов. К процессу возврата/зачета налогов мы подходим индивидуально, т.к. имеет значение всё: обстоятельства и момент возникновения излишне уплаченного налога, документальная подтвержденность переплаты, наличие / отсутствие формальной позиции налогового органа по данному вопросу и пр.

      Рекомендуем в этой связи рекомендуем тщательно подготовиться к возврату переплаты: при необходимости провести аудит, спланировать подачу уточненных налоговых деклараций, пройти сверку, погасить недоимки по другим видам налогов.

      Вы можете заказать наши услуги по возврату/зачету переплаты либо взысканию процентов на любом этапе.

      Чем можем помочь?

    • Установим природу и момент образования переплаты;
    • Проверим наличие всех документов, подтверждающих переплату;
    • Подготовим и подадим заявление о зачете/возврате переплаты;
    • Проведем сверку расчетов с налоговым органом и получить подписанный акт сверки;
    • Проконтролируем соблюдение сроков возврата/зачета переплаты;
    • Обжалуем бездействие налоговых органов в судебном порядке;
    • Оспорим незаконный отказ возврата/зачета переплаты в вышестоящем налоговом органе и в суде;
    • Вернем переплату на расчетный счет / осуществим зачет (с подтверждающими документами).
    • Результат: Добиваемся поступления денежных средств на расчетный счет / отражение зачета в лицевой карточке.

      Стоимость наших услуг по возврату/зачету переплаты

      От 4% до 10%от суммы фактически произведенного зачета/возврата. Основная часть оплаты — за результат.

      Цена зависит от:

    • того, на каком этапе мы подключаемся к работе;
    • от причины и момента возникновения переплаты;
    • от позиции налогового органа по вопросу переплаты.
    • Почему не стоит заниматься возмещением НДС самостоятельно?

      Наверняка Ваш бухгалтер часто общается с налоговой по рабочим вопросам и ему важно сохранить хорошие отношения с инспекцией. Поручая решение вопроса третьей стороне, Вы даете возможность Вашим штатным сотрудникам устраниться от возможного налогового спора.

      Уверены, Вашим сотрудникам есть, чем заняться помимо прохождения проверок и выяснения отношений с налоговыми органами. Мало того, что дополнительная нагрузка может сказаться на качестве их основной работы, в силу нехватки времени, а иногда и недостатка нужных знаний, Ваши сотрудники будут испытать стресс от взаимодействия с налоговыми органами и им требуется профессиональная поддержка.

      Между тем мы, оказывая Вам профессиональные услуги по сопровождению проверок и обжалованию решения налоговых органов, рискуем не только своей репутацией, но и своим доходом, поэтому очень мотивированы на успешный результат. Важно понимать, что налоговые юристы – это не просто юристы. Сопровождение выездных и налоговых проверок, налоговые споры требуют особых знаний и узкой специализации, т.к. природа спора и стратегия защиты строится на стыке экономической сути операций, налогового и арбитражно-процессуального права. Кроме того, чем многообразнее опыт налогового юриста – тем больше шансов на победу. Часто требуется и восстановление учета, чтобы подготовиться к прохождению проверки, либо помощь квалифицированных бухгалтеров, аудиторов и здесь мы располагаем необходимыми кадровыми ресурсами, чтобы успешно осуществлять подобные проекты.

      Налоговая любит «цепляться» к мелочам, делать различные запросы и т.д., чтобы затянуть дело либо найти дополнительные источники доначислений. Специалиста, не знающего всех возможных тонкостей, легко сбить с толку, заставить следовать советам инспектора, который преследуют свою цель – доначислить налогов как можно больше. У нас было немало случаев, когда мы удерживали клиентов от выполнения несущественных и даже незаконных требований налоговой, сохраняя тем самым их время и деньги, сокращая сроки проведения проверки. Здесь важна мера, и предоставить больше документов, подключить связи – не значит лучше и, как говориться, может быть использовано против Вас. Любой документ, который запрашивает ИФНС, любое своей разъяснение мы готовим с точки зрения успешного влияния на результат.

      Почему стоит работать именно с нами?

      Наши специалисты много лет проработали на ведущих должностях в налоговых органах, что позволяет нам видеть ситуацию глазами налоговиков и до последней запятой знать, как меры будет принимать налоговая инспекция, чтобы увеличить размер доначислений по итогам проверки, как будет затягивать сроки проверки и пр. И мы сумеем использовать любые проволочки и возражения налоговой инспекции в Вашу пользу, чтобы проверка прошла максимально гладко, с минимальными доначислениями и в срок.

      Для судей важно, кто именно отстаивает интересы сторон, сталкивался ли специалист с подобными вопросами раньше или «плавает по верхам». Нередко такой субъективный фактор сильно влияет на исход дела. Мы очень гордимся тем, что при рассмотрении спорных и неоднозначных ситуаций судьи нередко прислушиваются к нашему мнению, что не раз позволяло нам вносить свой вклад в формирование положительной судебной практики по различным налоговым спорам при обжаловании решений налоговых органов.

      Мы настолько уверены в своих силах, что Вы можете оплатить нашу работу уже после того, как будет достигнут результат.

      Несмотря на то, что среди наших клиентов немало всемирно известных компаний, мы особенно гордимся победами, которые одержали в секторе малого бизнеса. Оказывая услуги по сопровождению налоговых проверок и обжалованию решений налоговых органов на высочайшем уровне, мы ценим каждого клиента, и одинаково ответственно подходим к делу, если нужно защитить и 50 тысяч, и 500 миллионов рублей.

      arplaw.ru

      О зачете и возврате излишне взысканных сумм налогов

      С.В. Разгулин,

      действительный государственный советник РФ 3 класса

      Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. Налоговый орган со своей стороны обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм. Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено интервью с экспертом.

      — В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?
      Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога отведены статьи 78 и 79 НК РФ соответственно. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных проводится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признаваемой впоследствии отсутствующей.

      — Можно ли говорить об излишнем взыскании, если налогоплательщик уплатил налог самостоятельно?
      Способ исполнения обязанности по уплате налога — самостоятельно налогоплательщиком либо путем принудительного взыскания налоговым органом — правового значения не имеет.
      Более того, налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не должен быть поставлен в худшие условия по сравнению с субъектом, в отношении которого решения налоговых органов исполняются принудительно (определение Конституционного Суда от 27.12.2005 № 503-О).
      Излишне взысканными суммами могут быть те, которые уплачены налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налогового органа, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

      — Допустим, в отношении налогоплательщика вынесено решение по налоговой проверке. А налогоплательщик до вступления решения в силу уплатил причитающиеся по решению суммы и при этом подал апелляционную жалобу. В этом случае уплаченные им суммы также могут быть признаны излишне взысканными?
      Уплата сумм, причитающихся по решению, принятому по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, даже не вступившему в силу, рассматривается как принудительное взыскание, а не как добровольная уплата. Налогоплательщик, исполнив решение, желает, например, исключить риски обеспечительных мер, применяемых по отношению к нему налоговым органом, получить справку об отсутствии задолженности и т.п.
      Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на получение процентов, начисленных в соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ.
      Причем, при обжаловании решения налогового органа в судебном порядке срок обращения за возвратом суммы как излишне взысканной будет рассчитываться не со дня уплаты, а со дня вступления в силу судебного акта по этой жалобе, который подтверждает взыскание излишней суммы налогов.

      — Получается, что достаточно указать сумму в документе налогового органа для того, чтобы она считалась излишне взысканной?
      Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа даже при отсутствии налоговой проверки и (или) требования об уплате налога (пеней, штрафа), может быть признана излишне взысканной.

      — Другой пример. Налоговым органом взыскана сумма, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации. Но оказалось, что налогоплательщик ошибся сам, завысив сумму налога. Является ли в данной ситуации сумма недоимки излишне взысканной, подлежащей возврату с процентами по статье 79 НК РФ?Как уже сказано ранее, для того чтобы оценить суммы налогов как излишне уплаченные или излишне взысканные, нужно установить является их исчисление действиями налогоплательщика или налогового органа.
      Излишняя уплата налога возникает в том случае, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога, допускает ошибку в расчетах, например, вследствие незнания налогового законодательства.
      В том случае, если спорная сумма налога в налоговой декларации исчислена налогоплательщиком самостоятельно без участия налогового органа, принудительное взыскание этой суммы налоговым органом по статье 46 НК РФ не является основанием для квалификации названной суммы как излишне взысканной.
      В приведенном примере сумма налога является излишне уплаченной и подлежит возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, по общему правилу, без начисления процентов. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС от 24.04.2012 № 16551/11 по делу № А41-36076/10.
      А вот когда излишне уплаченная налогоплательщиком сумма зачтена инспекцией в счет недоимки, зафиксированной в решении по итогам налоговой проверки, которое в дальнейшем признано недействительным, тогда соответствующая сумма квалифицируется как излишне взысканная (постановление Президиума ВАС от 11.06.2013 № 17231/12).

      — Каков срок подачи заявлений о зачете (возврате) излишне взысканной суммы налога?
      Решение о возврате излишне взысканных сумм и процентов принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.
      В соответствии со статьей 79 НК РФ налогоплательщик может обратиться за возвратом суммы с заявлением в налоговый орган в течение одного месяца с того дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
      При этом пропуск срока подачи заявления в инспекцию на практике влечет отказ налогового органа в возврате суммы излишне взысканного налога.
      Срок обращения с заявлением в суд – три года с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
      Отсчет срока на обращение будет исчисляться с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты. Скажем, если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем решение налогового органа об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.
      Согласно постановлению Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08 вопрос определения того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, решается по рассмотрению совокупности всех имеющих значение в этом деле обстоятельств. Такими могут быть, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом достаточными для признания срока на возврат налога не пропущенным.
      Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может зависеть от «внешних» факторов таких, как изменение законодательства, судебная практика в пользу налогоплательщика.
      Бремя доказывания обстоятельств, приведших к переплате налога, в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

      — Можно ли считать дату получения справки о состоянии расчетов тем моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате?
      Подобная справка является основой для начала отсчета срока только в том случае, если налогоплательщик впервые из нее узнал о переплате, которая ранее не могла быть выявлена другими способами.

      — А если возникли разногласия по сумме переплаты?
      Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать сверку также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Однако в результате сверки могут быть выявлены разногласия и составлен акт с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам. Такая ситуация требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.
      Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не прерывают течение трехлетнего срока на обращение в суд за возвратом.

      — Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей?
      Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако при наличии соответствующего заявления налогоплательщика проведение такого зачета не противоречит НК РФ.

      — В какой форме представляется заявление о возврате?
      В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по телекоммуникационным каналам связи.
      С 1 июля 2015 года налогоплательщики-физические лица могут направить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) через Личный кабинет налогоплательщика, подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.
      Письменное заявление может быть составлено в произвольной форме.

      — Но ведь есть форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?
      Действительно, приложениями 8 и 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (зарегистрирован в Минюсте 17.03.2017 № 46000) утверждены формы заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), используемые налоговыми органами при зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
      Вместе с тем НК РФ не предусматривает представление заявлений на зачет (возврат) суммы налога по форме, установленной ФНС. Таким образом, форма указанного заявления может быть произвольной. И отказ налогового органа в проведении возврата или зачета по причине представления заявления по не установленной ФНС форме неправомерен.
      Отметим, Приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме.

      — При каких условиях налоговый орган может отказать в зачете (возврате) излишне взысканной суммы?
      Из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ следует, что в принятии решения о проведении зачета (возврата) может быть отказано, если:

      • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида (с учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным — в счет региональных, по местным — в счет местных);
      • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
      • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимке по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам (следует обратить внимание, что у налогового органа есть возможность зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика);
      • заявление подано в налоговый орган по истечении одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога или со дня вступления в силу решения суда.

      — В чем специфика процедуры зачета (возврата) сумм страховых взносов, установленных Налоговым кодексом?
      Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда, в который эта сумма была зачислена.
      Возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом сведения о сумме излишне уплаченных взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством в системе обязательного пенсионного страхования.
      Страховые взносы, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, и страховые взносы, установленные НК РФ — разные обязательные платежи. Вопросам зачета (возврата) переплаты, а также погашения недоимки по страховым взносам, установленным до 1 января 2017 года, и задолженности по уплате пеней (штрафов) посвящено письмо Минфина от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564.

      — Будут ли начисляться пени на недоимку по другому налогу при проведении зачета сумм излишне взысканного налога в счет ее погашения?
      При зачете излишне взысканного налога в счет погашения недоимки, на основании статьи 75 НК РФ на сумму этой недоимки начисляются пени до момента принятия решения о зачете.
      Здесь же обратим внимание на отличие процедур уточнения платежа, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 НК РФ и зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки. В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом, вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС России от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

      — Можно ли сразу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм?
      Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
      Статья 79 НК РФ не содержит указаний на то, что обратиться с иском в суд налогоплательщик вправе при условии досудебного обращения к налоговому органу. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом, что следует из пункта 65 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.
      Кроме того, положения об обязательном зачете сумм переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам применимы лишь в случае возврата этих сумм налоговым органом в административном порядке, то есть, без обращения в суд. Вместе с тем обращением в налоговые органы по поводу возврата взысканных сумм пренебрегать не стоит. Во-первых, эта процедура — более короткая по времени: на принятие решения налоговому органу отводится, по общему правилу, 10 дней. Во-вторых, обращение в налоговый орган не требует уплаты госпошлины.

      — Представим, что налогоплательщик уплатил суммы, доначисленные по решению налогового органа, которое было принято по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Может ли налогоплательщик подать заявление в суд о возврате этих сумм без обжалования указанного решения?
      Может. Оспаривание ненормативных актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога — это независимые процедуры. Так сказано в определении Верховного Суда от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143.
      Когда налогоплательщик оспаривает решение по проверке, то суд решает вопрос о законности этого ненормативного правового акта. По результатам соответствующей процедуры возможно признание решения недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.
      В том случае, если налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, то суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, в результате чего может быть уставновлена обязанность налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания этого акта недействительным.

      — Излишне взысканные суммы возвращаются с процентами. Как начисляются такие проценты?
      Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обратите внимание, что проценты начисляются не только на излишне взысканный налог, но и на авансовые платежи, сборы, пени, штрафы.
      Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка. Для определения размера ставки, действующей за календарный день, следует разделить ставку на количество дней в году.
      Согласно письму ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@ для расчета процентов необходимо брать число дней в году, равное 360.
      В настоящее время целесообразно при расчете суммы процентов использовать фактическое число дней в календарном году (365 или 366, если год високосный). Именно этот показатель отражен в постановлении Президиума ВАС от 21.01.2014 № 11372/13. При том, что рассмотренное дело касалось процентов, начисленных в соответствии со статьей 176 НК РФ за несвоевременный возврат возмещаемого НДС, выводы названного постановления распространяются и на статьи 78 и 79 НК РФ и используются в судебной практике в качестве универсального подхода.

      — Начисляются ли проценты на сумму излишне взысканного налога за день, в котором она возвращена налогоплательщику?
      Проценты подлежат начислению за весь период использования бюджетом средств налогоплательщика. Начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств, а завершение — на день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке. Об этом сказано в пункте 36 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57. Поскольку в этот день одновременно происходит и возврат средств, и продолжается их незаконное удержание налоговым органом. (постановление Президиума ВАС от 24.12.2013 № 11675/13 по делу № А40-62495/12-115-422).
      Таким образом, период просрочки начинается со дня, следующего за днем взыскания, и заканчивается днем возврата включительно.
      В случае, если проценты выплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган должен самостоятельно принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога. НК РФ предусмотрен срок принятия такого решения — в течение трех дней со дня получения налоговым органом уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. В этот же трехдневный срок поручение на возврат процентов направляется на исполнение в Федеральное казначейство.

      — Означает ли отказ налогового органа в возврате по причине пропуска срока обращения в налоговый орган основанием для прекращения начисления процентов?
      Нет. Срок обращения в налоговый орган не является пресекательным, то есть, не влечет потерю налогоплательщиком права на возврат суммы излишне взысканного налога. Налогоплательщик вправе обратиться за возвратом в суд.

      — Предположим, налоговый орган зачел излишне взысканные суммы в погашение недоимки по соответствующим налогам. Будут ли начисляться проценты в этом случае?
      Будут. Обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе при зачете (письмо ФНС от 21.09.2011 № СА-4-7/15431).

      — Облагаются ли возвращаемые из бюджета проценты налогом у получателя?
      На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда) в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ.
      Поэтому с суммы поступивших из бюджета процентов по статье 79 НК РФ налог на прибыль не уплачивается. По этим же основаниям не уплачивают налог и налогоплательщики, применяющие УСН.
      Нормы, аналогичной той, что в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ, глава 23 НК РФ не содержит. Однако в соответствии с письмом Минфина от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии с статьями 78 и 79 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ. В этом письме приведены одновременно два разных основания освобождения от налогообложения: отсутствие у физического лица экономической выгоды при получении процентов и компенсационный характер процентов, то есть возмещение затрат, связанных с излишним удержанием налога.

      taxcom.ru

      Смотрите еще:

      • Федеральный закон 28072014 Федеральный закон 28072014 В соответствии с частью 6 статьи 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, […]
      • Как правильно написать расписку при получении задатка за квартиру Образец расписки за квартиру при продаже и покупке 2018 Расписка при продаже квартиры 2018 Расписку при продаже квартиры пишет продавец жилой недвижимости. РАСПИСКА Город, день, месяц, год прописью Я, _____ […]
      • Секретарь суда вакансии Арбитражный суд Алтайского края 07-08 июня 2018 года на базе Арбитражного суда Новосибирской области состоялось заседание Научно-консультативного совета Заседание было посвящено теме: «Проблемы применения […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.