Законы касающиеся спорта

Внесены изменения в закон о физической культуре и спорте

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 24 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом определяется понятие медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, а также устанавливается порядок организации такого медико-биологического обеспечения и источники его финансирования.

Так, под медико-биологическим обеспечением спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, направленный на восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающий медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера, систематический контроль за состоянием здоровья спортсменов, обеспечение их лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами, проведение научных исследований в области спортивной медицины. Одновременно устанавливается, что указанное медико-биологическое обеспечение осуществляется в соответствии с требованиями международных и общероссийских антидопинговых правил.

Порядок организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Порядок организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Финансирование медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации осуществляется соответственно за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

kremlin.ru

Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ч.2)

Закон «О физической культуре и спорте в РФ»

Рассмотрим в общих чертах содержательную часть каждой из глав закона. Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике в области физической культуры и спорта. В частности, в ст.3 говорится, что Законодательство о физической культуре и спорте основывается на 11 основных принципах, вытекающих из Конституции РФ, среди которых базовым является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

Помимо констатации общих прав и гарантий гражданам в области физкультуры и спорта, в принципе №9 мы замечаем упоминание о допинге, хотя в ст.2, дающей расшифровку понятий, такой категории мы не встречаем. Думается, что такой непрофессиональный подход отечественных законодателей еще создаст российскому спорту большие проблемы.

Следует отметить, что по сравнению с Законом о ФиС от 1999 г. новый закон снимает с государства целый ряд обязывающих мер по финансированию и поддержке физкультурно-спортивной отрасли. Если ранее в соответствии с нормами ст.4, государство обеспечивало:

  • ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта в РФ, поддерживало физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
  • создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
  • содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности РФ;
  • создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
  • создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
  • создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
  • организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
  • организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
  • поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.
  • То теперь, в новом Законе о ФиС от 2007 г. концепция серьезно изменилась. По сути, обязательства по финансированию и поддержке физкультуры и спорта в значительной степени урезаются и передаются в ведение правительства. Если ранее законом указывалось: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ», то теперь ситуация поменялась. В соответствии со ст.7 пп.2-3 «Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов Российской Федерации». Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Глава 2 раскрывает принципы организации деятельности в области ФиС. Ст.10 пп.1-3 содержит общие фразы, в которых констатируется, что физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. На наш взгляд, данную статью совершенно безболезненно можно изъять из закона без какого-либо ущерба для его смысла и содержания.

    Ст.11 и 12 дают общие сведения по Олимпийскому комитету России и его функциям. Честно говоря, не вполне понятно, зачем отечественные законодатели расписывают функции ОКР в Законе о ФиС, так как это общественная неправительственная организация, действующая на основании собственного устава, Олимпийской хартии и решений МОК. Видимо, данная статья перекочевала в новый закон из действовавшего ранее правового акта (в частности, ст.7) с добавлением новелл из сферы о паралимпийском и сурдлимпийском движении в нашей стране.

    Достаточно много места закон уделяет регламентации деятельности спортивных федераций, разъясняя различные нюансы их деятельности. В этом мы видим достаточно существенное отличие от действовавшего ранее закона. Что же касается деятельности спортивных клубов, то здесь, в ст.19, как и в ст.10 мы наблюдаем общие фразы, без конкретики в области их моральной, информационной, правовой и материально-финансовой поддержки. Здесь нет подразделения, например, на профессиональные футбольные клубы, ДЮСШ или фитнес-клубы для широких слоев населения. А раз так, то какой смысл вообще вписывать данную статью в закон?

    Существенной новацией Закона от 2007 г. является включение в него (ст.22) спортивных званий и разрядов. Известно, что во многих странах мира вообще нет никаких официально признанных разрядов и званий. Каждая спортивная федерация сама вправе вводить собственную градацию по своему усмотрению. На наш взгляд, введение подобных классификаций может производиться и пересматриваться на основании подзаконных актов Минспорттуризма РФ. То же самое можно сказать и о едином календарном плане всероссийских физкультурно-спортивных мероприятий. Вводить же в Закон о ФиС подобные статьи вряд ли уместно.

    Статья 24 «Права и обязанности спортсменов» вызывают улыбку. Возникает закономерный вопрос, а что будет, если, например, спортсмен не будет соблюдать «этические нормы в области спорта»? Кстати, не ясно, что под этим термином понимается. Ну и конечно, остаются такие закономерные вопросы, которые касаются более широкого круга физкультурно-спортивных отношений – тренеров, менеджеров, медицинского и вспомогательного персонала, владельцев спортсооружений и организаторов спортивного бизнеса. Как быть с их правами и обязанностями? Ведь данный закон не носит названия Закона о спортсменах, он более широк в своих пределах.

    Ранее соответствующая глава прошлого закона (Гл.5) именно так трактовала права и обязанности работников физкультурно-спортивных организаций и регламентировала их социальную защиту. В частности, спортсмен-любитель (физкультурник) в соответствии со ст.23, имел право:

  • бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
  • получать денежную компенсацию по основному месту работы, службы, учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
  • пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Теперь все эти положения канули в Лету. Их сменили куцые и ни к чему не обязывающие формулировки.

    Положения о допинге и допинг-контроле касаются исключительно профессионального спорта, а финансируются такие организации, как WADA, из федерального бюджета России (первый многомиллионный взнос был переведен этой организации еще за подписью премьера М.Касьянова). Если профессиональный спорт – дело спортивных федераций, то они и должны осуществлять платежи «допинговой полиции» в лице офицеров и чиновников WADA. Не вполне понятно, при чем здесь российский налогоплательщик?

    Ст.27 «Спортивный паспорт» перекочевала в закон из подзаконных актов даже не второй, а третьей степени важности. Вообще, чувствуется, что Закон о ФиС составляли и формулировали эмпирики, которые стремились уйти от декларативности и отсылочности закона к прочим правовым актам. По нашему мнению, сделано это неудачно. Скорее всего, Закон о ФиС от 2007 г. просуществует недолго – также как и его предшественники.

    Далее главы Закона носят все более краткий характер. Складывается впечатление, что законодатели потратили весь свой запал на начальные главы, а потом быстро выдохлись.

    Глава 5. «Спорт высших достижений» содержит лишь две статьи, посвященных формированию сборных команд страны по видам спорта. А в главу 6 о финансировании спорта, добавилась пустая по существу статья о медицинском обеспечении. Интересна формулировка термина «расходные обязательства» соответствующих бюджетов – федерального, областного, муниципального. Разграничение по финансированию – дело хорошее, но без конкретных норм по выделению средств, без установлению пропорций по финансированию профессионального и массового спорта, без какой бы то ни было меры ответственности за недофинансирования отрасли ФиС – все это пустышки, делающие закон все той же декларацией о намерениях.

    Общее мнение о Законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 2007 г. – негативное. Данный закон даже менее качественный, чем его предшественник. В нем нет духа заботы о здоровье нации, ее физическом и интеллектуальном развитии. Вместо этого мы видим явный перекос в сторону профессионального спорта.

    vadim-galkin.ru

    Самые важные законы, принятые в 2017 году

    Фото: Владимир Вяткин/ РИА Новости

    Продолжаем подводить итоги года. На очереди – законы. Всего на данный момент на рассмотрение двух сессий было внесено 1167 законопроектов. Принято 499 законов. 421 закон, из числа принятых Думой, был подписан Президентом РФ.

    Бьет – значит любит

    В ноябре 2016 года группа депутатов озадачилась странным перекосом в российском законодательстве – побои, совершенные впервые в отношении посторонних граждан, относились к административным нарушениям, а родственников – к уголовным. Полемика по этому вопросу в кругах специалистов и просто сочувствующих шла уже давно. Особенно много копий было сломано по поводу шлепков и подзатыльников как средства воспитания.

    В итоге, поправки, внесенные в Думу в ноябре 2016-го дошли до голосования в начале года. 27 января за законопроект в третьем чтении проголосовало 380 (84%) депутатов.

    Федеральный закон от 07.02.2017 года №8-ФЗ «О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    Согласно поправкам, внесенным в Уголовный кодекс РФ, побои, не причиняющие ущерба здоровью и совершенные впервые в отношении родственников, переведены из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения .

    Азартные заплатят за все

    Идея, что за свои вредные привычки люди должны платить, реализуется на практике достаточно давно. К табаку и алкоголю добавили азарт. Букмекерский бизнес в стране развивается с середины 90-х годов и вот, наконец, было решено извлечь из этого факта практическую пользу.

    При обсуждении законопроекта схлестнулись аппетиты депутатов и правительства. Комитет по экономической политике предлагал собирать с букмекеров ежеквартально по 5 процентов от дохода (но, не менее 15 млн рублей). Минфин хотел 3 процента, но с выручки. Деньги предполагали тратить на развитие спорта. Депутаты победили Силуанова: до третьего чтения законопроект дошел именно в их формулировке. 17 марта за документ проголосовало 384 депутата, против – 30.

    Федеральный закон от 28.03.2017 года №44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта»

    С 1 апреля 2017 года букмекерские конторы обязаны отчислять пять процентов от своих доходов на развитие спорта тех направлений, ставки на которые они принимают.

    Закон предполагает, что 80 процентов отчислений будут направляться на развитие профессионального спорта, а 20 процентов — детско-юношеского спорта. Также поправки разрешили рекламу букмекеров во время телетрансляций спортивных матчей, на стадионах, форме команд и в спортивных СМИ.

    Ремонт дороже денег

    Отношения страховщиков и автовладельцев – постоянный бой за денежные знаки. В последнее время страховые компании все чаще заявляют, что ОСАГО в нынешнем виде – бизнес убыточный. Особенно сильно страховщики упирают на все чаще встречающиеся случаи мошенничества со стороны автовладельцев. Чтобы как-то примирить их с реальностью и отбиться от призывов повысить стоимость полиса Дума решила дать возможность страховщикам отправлять клиентов в почти принудительном порядке на СТОА. В марте Госдума большинством в 344 голоса (76%) дала компаниям такую поблажку.

    Федеральный закон от 28.03.2017 года №49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    28 апреля закон вступил в силу. Согласно документу, выплаты по ОСАГО по умолчанию будут осуществляться в виде ремонта машины. Денежные выплаты пострадавшим в аварии автомобилистам будут осуществляться лишь в исключительных случаях. К ним относится, в частности, полная гибель автомобиля, гибель потерпевшего, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, превышение стоимости ремонта над лимитом возвращения по ОСАГО, который ограничен 400 тысячами рублей. Кроме того, на выплату денег могут претендовать инвалиды.

    Правительство упорно стремится создать работоспособную национальную платежную систему. Дума в этой связи обеспечивает законодательные тылы этой благой инициативе. Так, в разгар не слишком теплой в этом году весны появился вот такой документ, касающийся в первую очередь пенсионеров и бюджетников.

    Федеральный закон от 1 мая 2017 года №88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16-1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе»

    С 1 июля 2017 года бюджетникам или пенсионерам, обратившимся за открытием нового счета, станут выдаваться карты «Мир». Выдача и обслуживание карт для пенсионеров будут бесплатными. Действующих бюджетников переведут на национальную платежную систему с 1 июля 2018 года. Пенсионерам карты «Мир» будут выдаваться по мере истечения срока действия имеющихся у них платежных карт.

    Заройте ваши денежки

    Квартирный вопрос испортил не только москвичей. А долевое строительство уже долгие годы портит жизнь и отдельным гражданам (или дольщикам), и правительству, которому постоянно этих дольщиков приходится защищать от недобросовестных строительных компаний. Процесс продвигается методом проб и ошибок. И вот еще одна проба. В июле, когда проект обсуждался в третьем чтении, за него проголосовали все 396 депутатов, находившихся на тот момент в зале заседаний.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 года №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

    Трудно не согласиться с депутатами. Закон призван навести хоть какой-то порядок в этом бизнесе. Создается компенсационный фонд, в который застройщики должны перечислять 1,2% от стоимости каждого договора долевого участия. Может быть, хоть кому- то из тех, кто зарыл свои деньги на стадии котлована, удастся их вернуть.

    На страже виртуальных границ

    1 ноября 2017 года вступил в силу закон о запрете использования VPN -сервисов и анонимайзеров для доступа к запрещенной в России информации. Пакет поправок был принят Госдумой 21 июля, а 25 июля получил одобрение Совета Федерации.

    Федеральный закон от 29.07.2017 года №276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

    Согласно поправкам, ФСБ и МВД получат полномочия находить сервисы, которые помогают получать доступ к заблокированным в России сайтам. Дальше в действие должен вступать Роскомнадзор. Если оператор сервиса не выполнит распоряжение регулятора, то сам сервис окажется заблокированным. Кроме того, закон обязывает операторов поисковых систем прекращать выдачу ссылок на заблокированные сайты. Депутаты в данном случае действовали быстро и слаженно. 23 июня проект прошел первое чтение, а уже 21 июля Дума приняла окончательный вариант.

    Лесная амнистия

    Здесь Дума в полной мере испытала на себе давление Правительства, стремившегося упорядочить земельные отношения в таком тонком вопросе. Суть законопроекта проста. Поправки позволяли владельцам земельных участков, часть которых по данным госреестра пересекается с участком леса, регистрировать спорную часть в свою собственность.

    Многие депутаты сопротивлялись, считая, что закон открывает возможности для легализации незаконно приобретенных участков леса. В итоге в третьем чтении документ рассматривался в последний день работы весенней сессии Думы в самом конце повестки. Против проголосовало 62 депутата. Но «за» набралось значительно больше – 359 голосов.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

    По истечении четырех месяцев мониторинг ситуации демонстрирует, что в ладельцы пересекающихся с лесом участков не торопятся их оформлять, а у тех, кто пытается, получается плохо.

    С вещами на выход

    Один из последних законов, принятых в ноябре этого года. Депутаты решили помочь авиакомпаниям обуздать дебоширов и приняли пакет поправок в Гражданский и Воздушный кодексы. После утверждения в Совете Федерации и подписи Президента документ принял вот такой вид.

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

    В соответствии с поправками тот, кто был оштрафован или подвергнут административному аресту за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна, а также привлечен к уголовной ответственности за хулиганство на борту самолета или создание угрозы безопасности лайнера, может быть включен авиакомпанией в черный список. У авиакомпании появляется законное право отказывать таким персонажам в продаже билетов в течение года.

    otr-online.ru

    Законодательство о физической культуре и спорте иностранных государств

    Физическая и спортивная активность представляет собой важный фактор здоровья и развития каждого человека, основной элемент воспитания, культуры и общественной жизни. Включение в физкультурно-спортивную жизнь – право каждого, вне зависимости от пола, возраста, способностей и положения в обществе.

    Значимость физической культуры и спорта для общества в сфере воспитания, образования, экономики, охраны здоровья, активного отдыха осознается в настоящее время всеми развитыми государствами мира, которые в целях развития и регулирования физкультурно-спортивных отношений регламентируют их специальными законами.

    Первые национальные законы о спорте, физической подготовке и спортивной деятельности появляются в 40-х годах ХХ столетия. Так, в 1937 г. появляется Закон о физической подготовке и рекреации в Великобритании, Закон о спорте в Италии (1942), Закон о физической подготовке и любительском спорте (1961) в Канаде, в Японии (1961), Закон о спорте 1972 г. в Швейцарии, 1975 г. в Греции и т.д. Начиная со второй половины 70-х годов число стран, принявших или пересмотревших старые спортивные законы, резко увеличивается. В 1978 г. Конгресс США принимает Закон о любительском спорте, в 1980-е годы – Финляндия (1980), Франция (1984, 1992), Италия (1984), Испания (1988, 1990), в начале 90-х годов почти все страны Восточной Европы.*

    Практически все национальные законы о физической культуре и спорте, несмотря на их различную специфику и разноплановость, обладают общими чертами, касающихся как структуры законов, так и их содержательного наполнения. В частности, национальные законы о спорте регламентируют следующие направления и сферы деятельности:

  • В преамбуле декларируют значимость физической культуры и спорта для государства и общества, устанавливают ответственность государства за развитие физического воспитания и спорта в стране;
  • Определяют цели и задачи физкультуры и спорта;
  • Раскрывают структуру и функции системы физической культуры и спорта в стране;
  • Определяют источники финансирования и ресурсного обеспечения физкультурно-спортивной отрасли;
  • Регламентируют статус спортивных организаций и учреждений;
  • Определяют государственные специализированные органы управления физкультурой и спортом, а также полномочия местных органов власти в сфере физического воспитания и спорта;
  • Устанавливают систему подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта;
  • Вводят официально установленную систему почетных званий, льгот и преференций выдающимся деятелям физкультурно-спортивной отрасли;
  • Устанавливают санкции за нарушение положений закона.
  • Кроме указанных положений, в спортивных законах ряда стран нашли свое отражение и такие вопросы, как развитие школьного физического воспитания, инвалидного спорта, спорта высших достижений и некоторых других. Более полное представление об иностранном правовом обеспечении спорта можно получить на основе анализа Закона «О любительском спорте США» (1978) и Закона Французской Республики «Об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности» (1984, с изм. и доп. 1992 и 1993 гг.).

    Принятие в 1978 г. Конгрессом США Закона о любительском спорте для руководителей международного и национального спортивного движения многих стран было, в какой-то степени, даже непонятным: ведь США все предыдущие годы считались образцом невмешательства государства в спорт. Однако принятие закона не было случайным актом и готовилось заблаговременно. Начиная с 1950 г. президенты, Конгресс и Сенат США неоднократно занимались вопросами спорта. В 1956 г. президент США Д. Эйзенхауэр создал Президентский совет по физической подготовке молодежи; в начале 70-х годов администрация США участвует в разрешении конфликта между ведущими спортивными организациями страны – Национальной ассоциацией студенческого спорта и Любительским спортивным союзом. В 1972 г. президент Р. Никсон подписывает закон о провозглашении 6 октября днем тренера в стране, а Конгресс принимает поправку IX к Закону о гражданских правах 1964 г., предоставившую американским женщинам в учебных заведениях равные права с мужчинами на занятия спортом. В 1975 г. по указанию президента Дж. Форда создается Президентская комиссия по олимпийским видам спорта, основные выводы и рекомендации которой были учтены в принятом Законе.

    Основная цель Закона сформулирована следующим образом: «Поощрить более широкое участие граждан в любительском спорте, расширить полномочия Олимпийского комитета США (ЮСОК) как координирующего органа в любительском спорте страны, защитить права спортсменов-любителей, создать механизм управления, в соответствии с которым право возглавлять и организовывать какой-либо вид спорта предоставляется наиболее представительным спортивным организациям, федерациям». Таким образом, Закон расширил полномочия НОК США, впервые установил процедуру рассмотрения конфликтных ситуаций между спортивными организациями, а также между спортсменами и спортивными организациями.

    Согласно принятому Закону «О любительском спорте США», были расширены права спортсменов, который обязывал, с одной стороны, все спортивные организации иметь в своей администрации не менее 20% спортсменов, и, с другой стороны, обеспечивал спортсменам и тренерам право самостоятельно решать вопрос участия или неучастия в соревновании (ранее этот вопрос решался руководством той федерации, у которой со спортсменом имелся контракт). Закон определил также задачи и полномочия национальных спортивных федераций в международных федерациях. В дополнение к этому, Закон возложил на Олимпийский комитет США задачи по оказанию содействия и практической помощи при возведении новых и модернизации действующих спортсооружений, созданию национальных спортивных центров, по пропаганде спорта и идеалов «faire play», всемерному содействию инвалидному, детскому и женскому спорту, а также научным исследованиям в сфере физической культуры и спорта.

    Теперь обратимся к рассмотрению основных положений «Закона Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности». Статья 1 Закона указывает, что «Государство ответственно за физическое и спортивное обучение и воспитание, находящееся под руководством министерства национального образования, которое обеспечивает или контролирует вместе с заинтересованными сторонами организацию обучения, ведущего к получению различных профессий в области физической и спортивной активности, и выдачу соответствующих дипломов». Кроме того, в отличие от американского, французское правительство берет на себя ответственность за развитие профессионального спорта. Закон гласит: «Спорт высших достижений есть средство обогащения и прогресса человечества. Высококвалифицированный спортсмен играет социальную, культурную и национальную роль первостепенной важности… Развитие спорта высших достижений входит в обязанность государства и спортивного движения, включающего спортивные ассоциации и федерации, при участии органов местного самоуправления, предприятий и иных социальных институтов. Государство вместе со спортивным движением обеспечивает высококвалифицированным спортсменам возможность совершенствоваться в их спортивных дисциплинах и заботится об их трудоустройстве».

    Структурно французский Закон состоит из двух актов:

    • Акт 1. Организация физической и спортивной активности;
    • Акт 2. Образование и профессии.

    В первой части Закон регламентирует физическое и спортивное воспитание, процедуру создания спортивных ассоциаций и обществ, работу спортивных федераций и их взаимодействие с министерством по делам спорта, спорт высших достижений. Кроме того, в Акте 1 имеются главы, в которых законодательно закрепляются такие органы, как Национальный совет физической и спортивной активности (Гл.VI) и Национальный комитет научных исследований и технологий (Гл.VII). Роль Национального совета консультативная – Совет высказывает свое мнение о проектах законов и декретах, касающихся спортивной политики, которые передаются ему министром по делам спорта. Также Совет выполняет миссии, порученные ему Национальным олимпийским и спортивным комитетом Франции.

    Что же касается Национального комитета научных исследований и технологий в области физической и спортивной активности, то он действует под эгидой министров научных исследований, национального образования, здравоохранения и спорта. Комитет имеет своей целью «стимулировать повышение роли фундаментальных и прикладных исследований в области физической и спортивной активности».

    Большой интерес представляет Глава IV Закона «Практика физической и спортивной активности на предприятиях, во время стажировки и службы в армии». Как видим, французский законодатель, в отличие от многих других, признает первостепенную значимость развития физкультуры и спорта на предприятиях и в армии. Так, статья 20 гласит, что «Организация занятий физической культурой по месту работы есть важнейшее условие развития спорта для всех… Рабочий комитет способствует развитию физической активности и спорта на предприятии и участвует в их финансировании».

    Еще одна важная особенность французского Закона – содержание в нем специальной главы, регулирующей безопасность спортивных сооружений и мероприятий. После того, как на некоторых стадионах и спортивных аренах мира произошли массовые несчастные случаи, повлекшие за собой человеческие жертвы, Закон ужесточил требования к безопасности спортсооружений. В частности, Законом предусматривается обязательная сертификация спортсооружений на предмет соответствия их техническим условиям. Кроме того, специальные статьи Закона предусматривают для нарушителей крупные штрафы.

    Акт II Закона регламентирует такие важнейшие сферы, как образование и профессии в области спорта. В частности, ст.43 гласит, что «никто не может преподавать, руководить или организовывать за вознаграждение физическую и спортивную активность в качестве главного или дополнительного своего занятия регулярным, сезонным или по случаю образом, не может присваивать звание преподавателя, инструктора, воспитателя, тренера или им подобные, если он не является обладателем диплома, включенного – в зависимости от уровня подготовки и профессии, к которой он дает доступ, – в список официально признанных дипломов в области физической и спортивной активности».

    Современные тенденции в сфере законодательного оформления физической культуры и спорта таковы, что все большее количество государств разрабатывает специальные законы о профессиональном спорте. Так, в Италии соответствующий закон был принят в 1981 г., а несколько позднее аналогичные законы были приняты Испанией и Португалией.

    В 1990 г. в Испании был принят Закон №10 – Закон о спорте. Его основные положения включают:

    1. Модель спортивного клуба. Целью является создание новых клубов, особенно для молодежи.
    2. Создание обществ с ограниченной ответственностью на базе клубов и профессиональных команд с тем, чтобы они выступали в официальных соревнованиях как коммерческие команды.
    3. Осуществление контроля за деятельностью спортивных федераций, хотя они и считаются частными организациями.
    4. Осуществление контроля за профессиональными лигами, имеющими юридический статус, автономность деятельности, право организовывать соревнования, а также право культивировать различные дисциплины в своих клубах.
    5. Защиту ведущих спортсменов (обеспечение возможностей для качественного проведения тренировочного процесса, создание возможностей для получения образования и профессиональной подготовки).
    6. Борьбу с допингом в спорте.
    7. Профилактику борьбы с насилием. Законом предусматривается в определенных случаях возможность созывать по этому поводу специальную Сенатскую комиссию.
    8. Спортивные структуры финансируются государством. Они должны осуществлять деятельность многопрофильного характера и быть доступными.
    9. Реорганизацию профессионального футбола.
    10. Завершая рассмотрение зарубежного спортивного законодательства отметим, что к настоящему времени большая работа по правовому оформлению физкультурно-спортивной сферы идет в странах Восточной Европы. Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия и другие государства активно разрабатывают и принимают законы о физической культуре и спорте, обновляют существующую нормативно-правовую базу в области туризма и охраны здоровья.

      * См: Гуськов С.И. Государство и спорт. – М., 1996. – С.17-25.

      Смотрите еще:

      • Статьей 45 закона о кадастре Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 11 января 2011 г. N 1 г. Москва "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о […]
      • Ст29 закона о защите прав потребителя Статья 29 ЗоЗПП РФ. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Последняя редакция Ст. 29 Закона о ЗПП безвозмездного устранения недостатков выполненной работы […]
      • Фз о пенсиях выслуга Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.