Антитабачный закон нарушения

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
— либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

— Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

— Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: «Будет ли, на ваш взгляд, «работать» данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?» выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под «двойной запрет» или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).
4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под «двойной запрет»?

На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 ст. 12 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти «на поводу» у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. «Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице», — отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. «Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу».

Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

www.garant.ru

Антитабачный закон

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
табачного дыма и последствий потребления табака»
(ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ =>)

Курение и наказание, или Антитабачные дополнения в КоАП РФ

15.11.2013 вступил в силу Закон N 274-ФЗ*(1), вносящий изменения в КоАП РФ и Закон о рекламе*(2) в связи с принятием антитабачного закона — Закона N 15-ФЗ*(3).

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Дополнения, вносимые Законом N 274-ФЗ, конкретизируют, в частности, административную ответственность.

Согласно дополнениям к гл. 6 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака расценивается как административное правонарушение, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб., однако если «угощать сигареткой» несовершеннолетнего будут родители или иные его законные представители*(4), то размер наложенного на нарушителей штрафа будет больше — от 2 000 до 3 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). Причем вовлечением в процесс потребления табака согласно п. 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ признается не только вышеназванное действие, но и покупка для несовершеннолетнего табачных изделий или табачной продукции, предложение, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (согласно дополнениям к ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ).

Главу 6 КоАП РФ дополняет ст. 6.24, устанавливающая ответственность за нарушение запрета курить табак на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Все места, где запрещено курение, перечислены в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. В частности, это территории и помещения, предназначенные для оказания образовательных услуг, услуг учреждений культуры и органов по делам молодежи, услуг в области физкультуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг. В число запрещенных мест попадают и помещения социальных служб, помещения, занятые органами государственной власти, органами местного самоуправления, рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях. Запрещено употребление табака на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами.

За курение в неположенном месте нарушители будут штрафоваться на сумму от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). За курение на детских площадках нарушителей ждет административный штраф от 2 000 до 3 000 руб.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, — о курении табака на запрещенных территориях, в помещениях и на объектах — вменяется в обязанность органов внутренних дел (полиции).

Рассматривать дела о курении в запрещенных местах от имени органов внутренних дел (полиции) в силу изменений, внесенных п. 5 ст. 1 Закона N 274-ФЗ в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, также имеют право:

— начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;

— начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;

— начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции;

— начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил (если указанное нарушение совершено на железнодорожном транспорте);

— старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах).

Обязанность собственников помещений и территорий, а также арендаторов (если это предусмотрено договором аренды) следить за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления их деятельности, предусмотренапп. 2 п. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ. Статья 6.25, внесенная в гл. 6 КоАП РФ, вводит штрафные санкции за несоблюдение требований антитабачного закона, причем не только для граждан, но и для юридических лиц (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Так, несоблюдение требований к знаку запрета курения, который должен отмечать территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения грозит административным штрафом: на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 60 000 руб.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ знак запрета курения необходим для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено. Требования к знаку и к порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Требования к данному знаку утверждены Приказом Минздрава РФ от 30.05.2013 N 340н*(5). В частности, знак должен быть размером не менее 200 х 200 мм (исключение составляет знак, размещаемый в транспортном средстве, и дополнительный знак запрета курения, размещаемый в определенных местах по решению собственника, согласно п. 7 указанных требований). Цветографическое изображение знака запрета курения может быть нанесено с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, самоклеящейся бумаги и других материалов.

Знак может сопровождаться надписями «Не курить», «Курить запрещено», «No smoking», а также информацией о размере штрафов за курение. Обратите внимание: размещение на знаке сопровождающей надписи рекомендуется, а не вменяется в обязанность.

Руководителю организации, отвечающему за пожарную безопасность*(6), следует учесть, что знак запрета курения должен быть размещен у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств — на двери), а также в местах общего пользования (туалетах).

Если в помещениях предусмотрено оказание различных видов услуг, то запрещающий знак должен быть размещен у входа в каждое помещение (в каждую группу помещений), где оказывается та или иная услуга. Если все помещения здания или объекта предназначены для оказания одного вида услуг, то знак запрета курения размещается у каждого входа в здание или на объект.

Приложение к указанным требованиям содержит изображение знака о запрете курения.

Если будут нарушены требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака, то согласно ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ на нарушителя будет наложен административный штраф: на должностное лицо в размере от 20 000 до 30 000 руб., на юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 руб.

Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Данные требования должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий (п. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Примечание. Оборудование мест для курения не является обязанностью собственника помещения или территории.

Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях устанавливаетст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приказом Минрегиона РФ и Минздрава РФ от 31.07.2013 N 321 утверждены Требования, устанавливающие обязательные условия, ограничения или их совокупность к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Данные требования не обязывают собственника имущества или иное лицо, уполномоченное на то собственником имущества, выделять и оснащать в обязательном порядке специальные открытые места для курения, а также выделять и оборудовать изолированные помещения для курения. Создание комфортных условий для курильщиков является добровольным решением собственника.

А вот создание комфортных условий для некурящих — его обязанность. Как уже говорилось, ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ обязует юридическое лицо контролировать соблюдение норм антитабачного закона на территориях и в помещениях, используемых для осуществления его деятельности. Неисполнение обязанностей по контролю влечет наложение административного штрафа от 60 000 до 90 000 руб. (п. 1 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Места, выделяемые для курения, должны соответствовать двум требованиям:

— не быть территориями, помещениями и объектами, где курение табака запрещено;

— соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, установленным в соответствии с санитарным законодательством РФ.

Согласно указанным требованиям специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

— знаком «Место для курения»;

— информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

— искусственным освещением (в темное время суток).

Если помещение изолированно, оно к тому же оборудуется:

— дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения (с внешней стороны двери должен быть размещен знак «Место для курения»);

— приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Глава 14 КоАП РФ, регламентирующая административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, дополнена, в частности, ст. 14.3.1, затрагивающей вопросы спонсорства табака, стимулирования продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо рекламы указанной продукции или курительных принадлежностей. Напомним, что реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака (в том числе и его демонстрация) запрещены ст. 16 Закона N 15-ФЗ.

Руководителю организации следует обратить особое внимание на п. 2 и 3 данной статьи: демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб., на юридических лиц — от 100 000 до 170 000 руб. (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона N 274-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла (например, вычисление преступника по брошенному окурку в детективном спектакле).

Если вышеперечисленные произведения созданы для детей, то административный штраф за демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака составит для должностных лиц от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Примечание. Вещатель или организатор могут быть оштрафованы за демонстрацию без соответствующей антитабачной рекламы произведения или программы, в которых присутствует демонстрация сигарет или курения.

Пунктом 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ установлена обязанность транслировать социальную рекламу о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации произведения, программы, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака. Если вещатель или организатор демонстрации не выполняет данную обязанность, то согласно ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, введенной Законом N 274-ФЗ (пп. «б» п. 3 ст. 1), на него может быть наложен административный штраф: на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. Обратите внимание, что данная административная мера согласно п. 2 ст. 4 Закона N 274-ФЗ вступает в силу с 01.06.2014.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ (о демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака), согласно дополнениям, внесенным в ст. 23.44 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 9 ст. 1 Закона N 274-ФЗ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

Закон N 274-ФЗ расширил полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в ст. 28.3 КоАП РФ.

Так, протокол о вовлечении несовершеннолетнего в процесс потребления табака — нарушение п. 1 ст. 20 Закона N 15-ФЗ, — могут составить должностные лица органов внутренних дел (полиции) или члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.

В случае нарушения ст. 12 Закона N 15-ФЗ (запрещающей курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах) протокол имеют право составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг. Эти же органы имеют право составлять протокол при несоблюдении требований к знаку запрета курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения и неисполнении обязанностей по контролю за соблюдением норм антитабачного закона — п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Если нарушен запрет, установленный ст. 16 Закона N 15-ФЗ, то есть табачные изделия или процесс потребления табака демонстрировались во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо при публичном исполнении, сообщении в эфир, по кабелю или было зафиксировано любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, то протокол об административном нарушении имеют право составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию*(7), — п. 96 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

*(1) Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

*(2) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

*(3) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

*(4) Согласно ст. 20 и 26 ГК РФ законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны, попечители.

*(6) Ответственность руководителя установлена ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

*(7) Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

www.school64.edusite.ru

Антитабачному закону пять лет: результаты, проблемы, решения

Итоги борьбы с курением в России и советы юристов некурящим, как лучше отстаивать право на здоровье и благоприятную среду, — в материале ТАСС

Антитабачный закон начал действовать в России пять лет назад — 1 июня 2013 года. Для защиты россиян от табачного дыма с этого дня был введен запрет на курение в ресторанах и кафе, в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта. Запрещено курить также на вокзалах, в аэропортах, на рынках, в подъездах жилых домов и на детских площадках. Мы решили выяснить, каковы результаты антитабачного закона и рассказать, что делать, если окружающие вас курильщики неохотно соблюдают законодательство.

Результат за «пятилетку»

Снижение распространения курения в России зафиксировала Всемирная организация здравоохранения в ходе глобального опроса взрослого населения о пользовании табачными изделиями (проект GATS).

«Главное — мы получили позитивный тренд и среди мужчин, совершенно заметный и отчетливый, — отметил главный внештатный специалист Минздрава России по профилактической медицине Сергей Бойцов. — Среди подростков также есть позитивная тенденция: количество начинающих курить существенно уменьшилось».

При этом, по словам Бойцова, законодательство в сфере курения необходимо совершенствовать и ужесточать. Новой опасностью эксперт называет электронные сигареты, отмечая, что рост потребления электронных сигарет среди молодежи вырос практически в два раза.

Напомним, в прошлом году Мосгордума внесла на рассмотрение Госдумы РФ законопроект, регулирующий продажу и курение электронных сигарет. Если он будет принят, вейпы фактически приравняются к обычным сигаретам.

Мособлдума поддержала в первом чтении запрет на продажи вейпов несовершеннолетним

Что касается курения табака в общественных местах, эксперт Минздрава признает, что закон соблюдается не везде. «Мы очень быстро проиграли позицию курения на платформах, ж/д вокзалах, в электричках, — отметил Бойцов. — Появились факты возврата к возможности курить в аэропортах». Даже не все медицинские организации справились с этой проблемой: курят как врачи, так и сами пациенты.

Бойцов напомнил, антитабачный закон помог снизить распространенность курения в кафе и ресторанах (с 80% до 20%), однако отметил, что сейчас в ресторанах появляются курительные комнаты.

Борьба с пассивным курением на практике

Между тем антитабачный закон даже в том виде, в котором он действует, мог бы быть более эффективным. Слышали о нем многие граждане, но на практике борьба с отравляющим дымом не всегда проходит легко. Мы собрали самые частые проблемы, с которыми сталкиваются некурящие люди, а также нюансы, на которые им нужно обратить внимание, и спросили у юристов, как действовать, чтобы защитить себя и своих близких от курильщиков, которые травят окружающих сигаретным дымом.

Проблема: Курение в подъезде

Курение табака в подъездах — самая распространенная проблема, с которой сталкиваются некурящие граждане. По данным проекта «Сердитый гражданин», 57% всех поступивших им от россиян жалоб на курение в общественных местах связано именно с курением на лестничных площадках, в лифтовых и квартирных холлах, пожарных лестницах и общедомовых балконах. Хотя антитабачный закон полностью запрещает курить табак в местах общего пользования жилых домов.

«Нарушение данного запрета образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП России и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей», — отметил юрист Евгений Антонов.

Однако на практике закон не всегда действует сразу. Причина — пресловутый человеческий фактор. Жители пятиэтажки в столичном районе Отрадное много лет вынуждены добираться до собственных квартир, пропитавшись насквозь зловонным дымом. Курение на площадке между первым и вторым этажами вошло в привычку у их соседей.

Когда терпение иссякло, я обратился к соседям-курильщикам с просьбой, чтобы они прекратили курить в подъезде, сославшись на закон. Павел и его супруга Дарья пообещали, что больше в подъезде курить не будут Александр Инин житель дома в московском районе Отрадное, который добивается соблюдения закона

К слову, курильщик Павел является действующим сотрудником полиции. Однако нарушение закона, как и данного соседу обещания, продолжилось. Казалось бы, проблему должно решить обращение в районный отдел МВД. Но здесь закон столкнулся с человеческим фактором. «В опорном пункте полиции местный участковый Михаил Дмитриевич Пономарев взял у меня объяснение, — рассказал Александр. — И в частном порядке уточнил, является ли один из указанных в заявлении курильщиков сотрудником полиции».

Если участковый вынес необоснованное постановление об отказе, можно написать заявление на имя руководителя вашего отделения полиции, но эффективнее — в районную прокуратуру по факту бездействия участкового уполномоченного полиции Анастасия Павлова юрист портала «Сердитый гражданин»

На вопросы, что делать, если соседи продолжат курить, участковый Михаил Пономарев дал сомнительный совет — вызывать полицию заранее, каким-то образом предугадав, когда соседи выйдут курить на лестничную площадку.

Заявление Инина полиция списала в номенклатурное дело из-за отсутствия оснований для привлечения к ответственности. Вместо выезда на место, проведения полноценной проверки, опроса других жителей подъезда участковый взял с курильщиков письменное объяснение о то, что они на лестничной клетке не курят, а обратившийся в полицию сосед просто плохо к ним относится. Объяснение курильщиков и стало причиной для решения отказа в привлечения нарушителей к ответственности.

Теперь Александр обратился с заявлением в прокуратуру через депутата Московской городской думы, который был инициатором законопроекта, запрещающего курить в общественных местах электронные сигареты.

Решение. «Если участковый вынес необоснованное постановление об отказе, можно написать заявление на имя руководителя вашего отделения полиции, но эффективнее — в районную прокуратуру по факту бездействия участкового уполномоченного полиции», — говорит юрист портала «Сердитый гражданин» Анастасия Павлова.

Чтобы снизить риски того, что участковый недобросовестно рассмотрит ваше заявление, юристы советуют перестраховаться и сразу прикрепить к заявлению доказательства. «Понятно, что проводить, например, экспертизу по следам ДНК на окурках, которые неизбежно оставляет в подъезде сосед, никто не будет, — отмечает Анастасия Павлова. — Поэтому доказательства могут быть двух видов: документы (именно к данному виду доказательств закон относит фото- и видеосъемку, сделанную обычными гражданами) и показания — не только ваши, как потерпевшего, но и свидетелей».

Проблема: Курение в квартирах и на балконах

Хотя антитабачный закон не запрещает курить в собственной квартире или на балконе, для многих жителей многоквартирных домов это стало проблемой — зловонный запах проникает от курящих соседей в квартиры по каналам вентиляции или из окон.

«Курить в своей квартире не запрещено в той мере, в которой это не способствует проникновению табачного дыма и запаха за пределы квартиры, в частности, на площади общего пользования или в другие жилые помещения, — комментирует юрист Евгений Антонов. — Это является нарушением прав соседей и законодательства об охране здоровья граждан».

Решение. По словам юриста, действующее законодательство и сложившаяся судебная практика допускает удовлетворение иска о компенсации морального вреда за нарушение прав гражданина в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Верховный суд разрешил взыскивать компенсацию за моральный вред с курящих соседей

В ноябре прошлого года Верховный суд России постановил взыскать с курящих на балконе соседей компенсацию в пользу жильцов дома.

Впрочем, юристы считают, что обращение в суд — не самый эффективный метод решения. «Я бы сказала, что проще переехать в другую квартиру, — говорит Анастасия Павлова. — У нас не прецедентная система, как, например, в Великобритании. В России решения, вынесенные судами по конкретным делам, не могут быть положены в основу судебного решения. Конечно, ссылаться на это решение ВС никто не запрещает, но, повторюсь, шансы — 1 из 100. До этого решения — 0 из 100».

Суд — это многомесячная процедура. Недостатки решения проблемы через суд заключаются в длительности реализации права истца и небольшом размере компенсации по сравнению с воздействием табачного дыма — могут в итоге присудить 5 тыс. рублей Евгений Антонов юрист

Евгений и сам столкнулся с этой проблемой: дым в квартиру поступает от соседей с нижнего этажа. Однако поговорить с курильщиками не удалось. «Соседи просто не открывают дверь, — рассказал юрист. — Однажды увидел возле их двери уведомление о том, что их будут выселять из-за большой задолженности. Понял, что живут в квартире какие-то маргиналы, и решил, что проще решить проблему технически — заменить вентиляцию».

Чтобы быстро решить проблемы, не втягиваясь в судебные процессы, юристы советуют искать альтернативные варианты. «Если ваши соседи снимают жилье, а не являются собственниками, наверняка между ними и собственником договор хотя и заключен, но налоги арендатор не платит, — отмечает Анастасия Павлова. — И если съемщикам или хозяину квартиры объяснить, что вы замучаете их теми же посещениями участкового по вопросу уклонения от налогообложения, возможно, они перестанут курить или хозяин найдет более добросовестных жильцов».

Проблема: Курение возле окон и подъездов жилых домов

Местами, где курение однозначно запрещено, являются лестничные площадки, подъезды жилых домов, кабины лифтов, детские площадки, территории в пределах 15 метров от входов в метро, остановок общественного транспорта и пр. Получается, курить у подъезда или под окнами жилого дома можно. Жители домов, на первых этажах которых находятся офисы, рестораны, магазины, кафе, нередко оказываются жертвами выходящих на перекур сотрудников.

Эксперты: законопроект о запрете курения возле подъездов не нарушает права курильщиков

«В моем доме находится сетевой магазин косметики, — рассказывает москвичка Ирина. — Я живу на третьем этаже, и окна квартиры выходят во двор, как и дверь служебного входа магазина. Сотрудники магазина периодически выходят покурить, и дым идет в мое окно».

По словам Ирины, на просьбы курильщики начинают рассуждать про розу ветров, которая дует в другую сторону. Разговор с администрацией тоже не дал результата. «Я встречалась с администраторами разных смен. Обещали попросить сотрудников не курить под окнами, но все продолжается, — говорит Ирина. — Я понимаю курящих людей, но почему курить надо под окнами жилого дома».

Решение. Юристы отмечают, что во всех случаях, где курение табака происходит в не запрещенном месте, но создает неблагоприятную среду, можно отстаивать свое конституционное право.

«Если мирно разрешить такой спор непосредственно с лицами, потребляющими табак, либо их руководителями не получилось, следует обращаться в прокуратуру и в суд за защитой своих прав на благоприятную окружающую среду, — советует юрист Евгений Антонов. — В таком случае прокурор вправе провести проверку и вынести представление в адрес организации, занимающей нежилые помещения в жилом доме об устранении нарушения прав жильцов дома в результате потребления табака сотрудниками офиса в рабочее время, а суд вправе устранить препятствия в пользовании квартирой собственнику, которого отравляют табачным дымом и взыскать компенсацию морального вреда».

Нарушители «антитабачного» закона в I квартале 2017 года были оштрафованы на 15,4 млн руб.

Однако начиная судебный процесс, нужно быть готовым к расходам.

«На вас ляжет необходимость проводить дорогостоящие экспертизы, — отметила Анастасия Павлова. — А компенсировать затраты на их проведение можно, лишь если суд удовлетворит заявленные требования, а это маловероятно, так как прямого запрета закон не содержит».

Поэтому юристы советуют так же, как и в случае с курением соседей в квартирах и на балконе, искать компромиссный путь. «Если успеха в переговорах с вышестоящим руководителем причиняющих вам вред сотрудников не достигли, но это сетевой магазин, можно направить жалобу генеральному директору организации, — говорит Павлова. — Крупные компании дорожат своей репутацией».

Как сделать специальное место для курения?

Решить проблему соседства курильщиков и некурящих может создание специальных мест для курения, предусмотренных антитабачным законом. Чтобы организовать специальное место для курения, жители должны провести общее собрание собственников помещений их многоквартирного дома. Обычно такое собрание проводится ежегодно, но можно созвать его и вне очереди, по инициативе любого из собственников. «На общем собрании, в порядке, предусмотренном жилищным законодательством можно принять решение о разрешении курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции», — пояснил юрист Евгений Антонов.

В ходе встречи необходимо вести протокол, копию которого жильцы дома должны направить в управляющую компанию, которая и займется непосредственным обустройством места для курения.

«Требования к оснащению такого места устанавливает приказ Минстоя и Минздрава РФ от 28 ноября 2014 года, — отметил Анастасия Павлова. — Например, такие места оснащаются знаком «Место для курения», пепельницами, искусственным освещением».

Расходы на обустройство специального места для курения будут поделены между жильцами и внесены в коммунальные платежи.

Дарья Бурлакова, Инна Финочка

tass.ru

Смотрите еще:

  • Где по закону можно курить электронную сигарету Можно ли курить электронные сигареты на территории магазинов Вопросы заказчика - крупного сетевого магазина: 1. Мы можем запретить использование электронных сигарет на территории магазина? 2. На основании […]
  • Приказ 1122н от 17122010 приложение Юридический портал Советы профессионалов Приказ 1122 н от 17122010 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г Изменения вступают в силу по истечении […]
  • Приказы в чопе Приказы в чопе Закон Российской Федерации N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года (скачать в формате Word.doc) Федеральный закон № 63-ФЗ «Об […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.