Бюджетные полномочия законодательных органов

Статья 153. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов

СТ 153 БК РФ

1. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Комментарий к Ст. 153 Бюджетного кодекса РФ

Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов напрямую связаны с нормой, устанавливающей правовую форму бюджетов. В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, а местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Участие законодательных (представительных) органов в бюджетном процессе происходит по двум основным направлениям:

— рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении;

— осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов.

На этапе рассмотрения и утверждения проектов бюджетов законодательные (представительные) органы на всех уровнях — федеральном, региональном, местном — облекают бюджет в требуемую правовую форму.

Соответствующие полномочия на федеральном уровне закреплены в Конституции РФ (ст. 106 и др.), Бюджетном кодексе РФ (ст. 153).

На региональном уровне полномочия законодательных (представительных) органов закрепляются в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, а также в законодательных актах субъектов Российской Федерации о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

Так, например, в Уставе Тюменской области, принятом 15 июня 1995 года (в ред. от 26 сентября 2001 года), закреплено (п. 4 ст. 28), что к компетенции областной Думы относится утверждение областного бюджета, изменений и дополнений, вносимых в него, а также осуществление контроля за его исполнением; образование областных внебюджетных и валютного фондов и контроль за их использованием.

Более подробно бюджетные полномочия Тюменской областной Думы определены в статье 2 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 г. N 426 «О бюджетном процессе в Тюменской области» . В соответствии с ней Тюменская областная Дума осуществляет законодательное регулирование бюджетного процесса и обладает следующими полномочиями:

а) устанавливает порядок рассмотрения и утверждения областного бюджета, годового отчета о его исполнении;

б) рассматривает и утверждает областной бюджет, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Тюменской области;

в) рассматривает консолидированный бюджет Тюменской области;

г) осуществляет контроль за исполнением областного бюджета;

д) рассматривает и утверждает отчет об исполнении областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Тюменской области;

е) вводит региональные налоги и сборы, предоставляет налоговые льготы в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

ж) распределяет доходы от регулирующих федеральных и региональных налогов и сборов, иных доходов областного бюджета между областным бюджетом и местными бюджетами;

з) определяет порядок и условия предоставления финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам, за исключением бюджетных ссуд;

и) определяет цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах бюджетного года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов при принятии областного бюджета;

к) формирует Счетную палату Тюменской области в соответствии с областным законодательством;

л) утверждает программу государственных внутренних заимствований Тюменской области;

м) утверждает адресную инвестиционную программу Тюменской области;

н) определяет порядок создания целевых бюджетных фондов;

о) осуществляет детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации;

п) определяет размер отчисляемой в областной бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий;

р) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательствами.

Бюджетные полномочия представительных органов местного самоуправления устанавливаются актами органов местного самоуправления. Так, например, Положение о бюджетном процессе в городе Тюмени утверждено решением Тюменской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 160, в котором закреплено, что рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением, а также утверждение отчета об исполнении являются функцией Тюменской городской Думы и осуществляются в соответствии с Уставом города Тюмени и Регламентом Тюменской городской Думы, а также с учетом требований, изложенных в статьях 10 — 12 Положения о бюджетном процессе в городе Тюмени.

Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов законодательные (представительные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.).

С принятием Федерального закона от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ комментируемая статья Бюджетного кодекса РФ была дополнена пунктом 2.

В нем содержится норма, запрещающая законодательным (представительным) органам:

1) создавать свои резервные фонды;

2) выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов.

Запрет на создание законодательными (представительными) органами своих резервных фондов направлен, в первую очередь, на то, чтобы избежать возможных злоупотреблений полномочиями, поскольку принятие решения о создании таких фондов находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов.

Запрет на выполнение отдельных функций по исполнению бюджетов нацелен на соблюдение принципа разделения властей в бюджетной сфере, в соответствии с которым законодательные (представительные) органы принимают законы (решения) о бюджете на очередной финансовый год, органы исполнительной власти осуществляют функции по его исполнению. Данный запрет не распространяется на те органы местного самоуправления, которые совмещают функции законодательных и исполнительных органов.

budkod.ru

Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов

бюджетные полномочия — установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса

1. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов изложены в ст. 153 Бюджетного кодекса РФ.

Представительные (законодательные) органы участвуют в бюджетном процессе по двум направлениям:

рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении. При рассмотрении и утверждении проектов бюджетов представительные (законодательные) органы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – облекают бюджет в требуемую правовую форму, аналогичным образом утверждается отчет об исполнении бюджета;

осуществление контроля за исполнением бюджетов. Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов представительные (законодательные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.), порядок формирования которых определяется соответствующим представительным (законодательным) органом.

Помимо этого, представительные (законодательные) органы определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия представительных (законодательных) органов на федеральном уровне определяются Конституцией РФ, Бюджетного кодекса РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления.

Дата добавления: 2015-04-19 ; просмотров: 225 . Нарушение авторских прав

studopedia.info


1. Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
2. Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

В рамках п. 1 комментируемой статьи БК РФ на основе принципа разделения властей определены основные полномочия законодательных (представительных) органов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области бюджетного процесса. При этом все бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов основаны на их исключительном праве принимать законы и иные нормативно-правовые акты. Исходя из данной исключительной прерогативы, законодательные (представительные) органы принимают на рассмотрение и утверждают в форме закона (иного нормативного акта) бюджеты на предстоящий финансовый год. Такому же рассмотрению и утверждению в форме закона (иного нормативного акта) подлежат отчеты об исполнении бюджета по итогам истекшего финансового года. Кроме того, путем издания законов (иных нормативных актов) органы законодательной (представительной) власти могут определить правовой статус различных органов, обладающих бюджетными полномочиями.
Все бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов в равной мере распространяются как на федеральные бюджеты, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, так и на бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В п. 2 комментируемой статьи БК РФ проводится разграничение полномочий законодательных (представительных) органов и исполнительных органов в части исполнения бюджета. Так, первая группа органов проводит последующий контроль за исполнением бюджетов, вторая группа органов осуществляет конкретные мероприятия по исполнению бюджета. Кроме того, законодательные (представительные) органы лишены права создавать свои резервные фонды. При этом органы исполнительной власти наделены таким правом.

bk-rf.ru

Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов;

Участники бюджетного процесса: состав и характеристика.

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются БК РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

studopedia.su

2. Законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти, местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными фондами вся необходимая информация.

Комментарий к статье 153 БК РФ

Законодательные (представительные) органы наделены следующими бюджетными полномочиями:

— рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчетов об их исполнении (гл. 21 БК РФ; гл. 22 БК РФ);

— осуществление последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов (ст. 264.10, 264.11 БК РФ);

— формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов;

— осуществление иных полномочий в соответствии с БК РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 153 БК РФ

Комментируемая статья определяет бюджетную компетенцию таких участников бюджетного процесса, как законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

«Официальная позиция»
В Письме от 24.10.2013 N 02-07-03/44830 Минфин России отметил, что положения перечисленных в пункте 1 статьи 153 БК РФ федеральных законодательных актов не предусматривают проведение представительными органами муниципальных образований контрольных действий в отношении объектов муниципального финансового контроля, а также действий, связанных с применением мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Однако указанными полномочиями наделены органы внешнего муниципального финансового контроля, каковыми являются контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Согласно основам статуса контрольно-счетных органов, определенным статьей 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образованным представительным органом муниципального образования и подотчетным ему. Контрольно-счетный орган обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Минфин России сделал вывод, что контрольно-счетный орган должен быть создан вне состава представительного органа муниципального образования.

newbkrf.ru

Смотрите еще:

  • Федеральным законом от 5 апреля 2003 г n 44-фз Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной […]
  • Через какое время закон вступает в силу Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и […]
  • Убыток от продажи ос при расчете налога на прибыль Как в налоговом учете отразить продажу основных средств При продаже основных средств оформите первичные учетные документы , утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (ст. 2, 5, […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.