Д приватизация собственности

Разгосударствление и приватизация. Реформирование отношений собственности в России

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет различные сферы и формы проявления:

  1. огосударствление процессов присвоения условий, факторов производства и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства. Отсюда возникает объективная необходимость создания формирования форм присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относиться к ним как к своим, а не чужим. В этом предпосылка демократизации общества;
  2. огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы (директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.).
  3. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому специфика российской экономики, определяющаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основы формирования рыночного хозяйства, как метода оптимизации структуры предпринимательства.

    Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.

    Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

    1. разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
    2. создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
    3. возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

    Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

    В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.

    Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

    Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства местных органов власти в собственность:

    • предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
    • материальных и нематериальных активов предприятий;
    • долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);
    • принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.
    • Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

      Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

      После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

      Масштабы приватизации в той или другой стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.

      Разгосударствление и приватизация могут проводиться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. В Законе о приватизации Российской Федерации продажа государственного имущества с незначительными оговорками (льготная продажа акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей.

      Лидер приватизации — Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору.

      Николас Ридли — главный архитектор и проводник Британской программы доказывал, что приватизация является средством придания экономике большей эффективности потому, что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не потребитель, а государство, у них проявляется иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридди рекомендует списать долг и заинтересовать собственников сделать предприятие рентабельным. Нельзя считать, по его мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность государственного сектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существуют и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации.

      Процесс приватизации — длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе — 10—15 лет.

      В нашей стране приватизация проводилась в принудительном порядке и в обстановке настоящей гонки. Так, в начале 1992 г. вышел Указ № 721, согласно которому каждое крупное предприятие должно было быть приватизировано до 2 ноября 1992 г. В результате этого Указа буквально в течение нескольких месяцев все мало-мальски крупные предприятия подали заявки на приватизацию. Ежедневно приватизировались десятки заводов и фабрик. Таким образом, из рук государства буквально были «вырваны» крупнейшие предприятия. Однако прежде чем проводить приватизацию, нужно было осуществить большую подготовительную работу по разукрупнению монополистических объединений, созданию нескольких компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственной структуры, торговли и сферы услуг. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным структурам, важно создать много конкурентов. Государство должно ввести ограничения для приватизации иностранцами стратегических отраслей (энергоснабжение, водоснабжение, нефти, обороны и т.д.), хотя в других отраслях народного хозяйства привлечение иностранного капитала крайне необходимо, иначе нам трудно будет выйти из кризиса. И не стоит опасаться, что западные фирмы скупят у нас акции по дешевым ценам и станут владельцами значительной доли нашего национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на рынок.

      Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий, и понятие частной собственности было официально признано. В начале происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свой собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства независимых формально от государства предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе приватизация экономики в целом. В настоящее время не менее 80% всех крупных коммерческих предприятий в России созданы на основе государственного капитала, который начал свое движение и обращение в самом начале перестройки.

      Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству одной ее формы приходит реальный полиморфизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, к ним относятся отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.

      В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

      www.konspekt.biz

      3.5. Процессы разгосударствления и приватизации собственности в Узбекистане, полиморфизм собственности.

      Оно означает, снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, ассоциаций, и замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
      Приватизация является формой разгосударствления, заключающаяся в передаче (или продаже) предприятий, объектов и прочего имущества в собственность отдельных граждан и юридических лиц. На практике она может быть осуществлена такими методами, как акционирование предприятий, продажа на аукционе, прямой выкуп и т.д.
      Различие между приватизацией и разгосударствлением заключается в том, что процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на нарушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей. После приватизации субъектами собственности, как правило, становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, АО и т.д.
      Разгосударствление и приватизацию не следует рассматривать в качестве временного процесса и акта, совершаемого только по инициативе государства.
      Они имеют огромный экономический смысл и дают достаточно ощутимый экономический эффект: с одной стороны, отвлекают на себе свободные средства населения, снижают их давление на рынок и одновременно создают условия для вовлечения в производства новых источников и образования конкуренции товаропроизводителей, а с другой – увеличивают доходы от более эффективной деятельности приватизированных предприятий и объектов. Но еще более заметный эффект от разгосударствления и приватизации заключается в том, что на смену монопольному господству госсобственности приходит реальный плюрализм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования.
      Законы «О собственности», «О предприятиях», «О разгосударствлении и приватизации » в сочетании с другими законодательными актами и мерами экономических преобразований позволили не только создать, но и успешно функционировать частному сектору экономики, базирующихся на различных формах собственности. Наиболее распространенными среди них в Узбекистане является:
      1. общенародная – государственная и муниципальная
      2. кооперативная
      3. арендная
      4. акционерная
      5. собственность общественных организаций
      6. частная
      7. смешанная (совместная)
      8. личная – собственность на средства производства, домашнее имущества и т.д.
      Вопросы для самоконтроля

        1. В чем сущность собственности как экономической категории?
        2. 2.Перечислите «пучок прав» собственности.
          3.Почему анализ отношений собственности остается актуальным на любом этапе исторического развития?
          4.Появление социально экономических систем, их развитие и изменения.
          5.Охарактеризуйте этапы проведенной приватизации в Республике Узбекистан.

          ЛИТЕРАТУРА:
          1. Закон Республики Узбекистан «О собственности в РУз.» от 31 октября 1990г.Т.: Адолат 2003г.
          2. Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации» от 19 ноября 1991г. Т.: Адолат 2003г.
          3. Закон Республики Узбекистан «Об аренде» от 19 ноября 1991г. Т.: Адолат 2000г.
          4.Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. –Т.: Узбекистон 1992г.
          5.Каримов И.А. Узбекистан — собственная модель перехода на рыночные отношения. — Т.: Узбекистон 1993г
          6.Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ.- Т.: Узбекистон 1995
          7.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник- М: ТК Велби «Проспект» 2005г.
          8. Кадыров А. Экономическая теория. Т. 1999г.
          9..Курс экономической теории, 5е изд. испр. допол. и перераб. – Киров АСА 2004г.
          10.Шарифхужаев М. Иктисодиет назарияси. – Т.: «Мехнат» 1995г.
          11..Шодмонов Ш., Алимов Р., Жураев Т. Иктисодиет назарияси – Т.: Молия 2002г.
          12..Экономическая теория Учебник /под редакцией акад.В.И. Видяпина Т. «Шарк» 1999г.

          economics.studio

          Приватизация земли под домом — все, что необходимо знать

          О том, что делать если дом в собственности а земля нет, задумывается большинство владельцев частных домов. С одной стороны, отсутствие соответствующего документа никак не влияет на проживание в этом доме. Но проблемы начинаются, когда дело доходит до сделок с недвижимостью. Покупатели хотят, чтобы и земля под домом была приватизирована. И вот, что нужно знать перед тем, как оформить в собственность земельный участок под домом.

          Что такое приватизация?

          Несмотря на то, что понятие «приватизация» существует уже более 25 лет, часто встречаются случаи, когда только дом принадлежит владельцу. И многие спрашивают, нужно ли приватизировать землю если дом в собственности? Ответ простой – да, необходимо оформить на эту землю право собственности, то есть приватизировать ее. Приватизация бывает нескольких видов:

          • бесплатной;
          • бесплатной в административном порядке;
          • платной;
          • приватизация через суд.
          • Бесплатная приватизация возможна, если:

          • на участке расположено жилое строение;
          • участок арендуется для ведения подсобного хозяйства;
          • участок находится в пользовании бессрочно;
          • на участке, который находится в бессрочном пользовании, расположено жилое строение.

          Но бесплатная приватизация земельного участка под частным домом не означает, что платить не придется. Для оформления необходимо пройти ряд процедур, к примеру, измерить участок, ограничить его, составить документы и т. д. Эти услуги являются платными. Конкретную стоимость приватизации земли под частным домом назвать невозможно, так как это зависит от множества причин, в том числе и от площади участка.

          Бесплатно не получится приватизировать:

        3. участки, необходимые для муниципальных или государственных надобностей;
        4. участки, расположенные в районе водных и лесных фондов;
        5. участки, которые являются территорией общего пользования (парки, природные заповедники и т. д.);
        6. участки, которые принадлежат к транспортным узлам;
        7. участки, зараженные вследствие техногенных катастроф.
        8. Как приватизировать участок

          Приватизация участка осуществляется в Росреестре. Перед тем, как приватизировать землю под частным домом, необходимо подготовить все важные документы:

        9. Бумаги, которые подтверждают право владения землей. Это может быть договор о бессрочном использовании участка, свидетельство о государственной регистрации и т. д.
        10. Кадастровый план. Если его нет, обязательно нужно оформить. Для этого проведется топографическая съемка и другие процедуры. На этом этапе часто возникают различные сложности, например, границы участка в разных документах могут отличаться.
        11. Справка о нормативной стоимости участка. Документ берется в земельным комитете.
        12. Справка из налоговой инспекции.
        13. Справка о стоимости жилого дома, расположенного на участке. Выдается в БТИ.
        14. Кадастровый план на дом.
        15. Справка о правах на участок из ЕГРП.
        16. Копия личного документа заявителя (паспорта).
        17. Росреестр рассматривает поданное заявление и пакет документов в течение 14 дней. Но это срок может быть продлен на законных основаниях. К примеру, в документах отсутствует кадастровый план. Росреестр получает его по запросу в земельном комитете, но эта процедура занимает около месяца. Затем выносится соответствующее решение. Если все в порядке, то оформляется договор о безвозмездном переходе земли в частную собственность или договор купли-продажи (при выкупе участка).

          Приватизация с выкупом участка

          Эта процедура необходима, когда приватизировать участок бесплатно не получается. И перед тем, как начать процедуру приватизации, следует купить землю у государства или владельца. Выкуп происходит исключительно по кадастровой цене, которая обычно немного ниже, чем рыночная. Это несомненный плюс для покупателя. Но для этого у участка обязательно должен быть кадастровый план. Другими словами, участок должен быть на учете в Росреестре. Если кадастрового плана нет, то заявитель должен оформить его за свой счет.

          Нюансы приватизации

          Перед тем, как приватизировать землю под домом на двух хозяев, необходимо узнать, что говорит по этому поводу законодательство. Если на участке несколько хозяев, которые имею право на жилой дом в равных долях, участок по закону считается неделимым. Поэтому его можно приватизировать в таких же долях, что и дом. Но до того как приватизировать землю под частным домом на два хозяина, необходимо узнать мнение совладельца. Если он отказывается от приватизации, свою долю можно приватизировать через суд. Для этого необходимо подать соответствующее заявление и получить решение суда о приватизации свое доли земельного участка.

          А вот вопрос, как оформить землю и дом на двух хозяев, часто даже юристов ставит в тупик. Дело в том, что недвижимость по закону считается неделимым объектом, и разделить можно только участок. На практике жилые дома могут быть разделены между двумя хозяевами только в том случае, если это можно сделать в натуре. То есть, у дома должны быть два отдельных входа и т. д. В любом случае, раздел и приватизация участка на двух хозяев всегда зависят от того, как сначала был поделен сам дом.

          Много различных споров вызывает приватизация земельного участка под многоквартирным жилым домом. Согласно законодательству, земля, на котором расположено такое здание, а также присутствуют признаки благоустройства, считается общей долевой собственностью жильцов. И право на участок у собственников жилья возникает не зависимо от государственной регистрации.

          Приватизировать такой участок можно, но тут важно учесть все последствия. К примеру, преимуществами приватизации земли под многоквартирным зданием для жильцов являются:

        18. запрет на снос и строительство без согласия собственников;
        19. запрет на изъятие участка для муниципальных нужд;
        20. возможность сдачи участка в аренду;
        21. самостоятельное осуществление действий, направленных на благоустройство территории.
        22. Но с приватизацией у жильцов появляются и определенные обязанности, которые заключаются в ежегодной уплате земельного налога и ответственности за содержание территории. За нарушения к собственникам сразу могут быть применены меры, в том числе и штрафы. К тому же, стоимость жилья или его аренды в таком доме серьезно возрастает, что часто затрудняет продажу.

          А можно ли приватизировать земельный участок находящийся в аренде? Стать собственником земли может только тот, кто арендует именно ее, а не строение. Для этого участок выкупается по своей кадастровой стоимости. Кроме того, на земле должно быть возведено строение. Приватизация арендованного участка зависит также и от того, есть ли в договоре аренды пункт, предусматривающий выкуп. Если все основания для приватизации имеются, то процедура осуществляется в общем порядке.

          У приватизации земельных участков есть много преимуществ. Это право собственности, которое позволяет распоряжаться землей как угодно и запрет на любые действия третьих лиц без разрешения собственника. А это большой плюс не только для владельца участка, но и для его будущих наследников. К тому же, несмотря на некоторые дополнительные траты, процедура в большинстве случаев бесплатна. И этим стоит воспользоваться.

          mirzoev.pro

          Предпринимательское право (Д. А. Шевчук)

          В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Предпринимательское право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

          Оглавление

        23. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
        24. Тема 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ПРЕДПРИЯТИЯ
        25. Тема 4. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
        26. Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательское право (Д. А. Шевчук) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

          РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

          1. Цели и этапы приватизации

          Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации – это:

          1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.

          2. Создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

          3. Привлечение иностранных инвестиций.

          4. Социальная защита народа и развитие инфраструктуры за счет приватизации.

          5. Содействие процессу стабилизации финансового положения.

          6. Создание условий и организационных структур для приватизации 93, 94 г.

          7. Создание широкого слоя собственников.

          Были созданы органы для проведения приватизации:

          2. Федеральный фонд имущества.

          Этапы приватизации государственных и муниципальных предприятий:

          1. Определение адресности собственности и подведомственности.

          2. Оформление заявки на приватизацию. (ГосКомИмущество).

          3. Создание комиссии по приватизации.

          4. Определение способа приватизации.

          5. Инвентаризация, оценка имущества.

          6. Информирование продавцов о приватизации предприятия.

          7. Юридическое оформление результатов приватизации.

          8. Заключение договора купли-продажи после приватизации.

          2. Способы приватизации предприятий

          В Законе о приватизации указаны 4 способа приватизации предприятий – это:

          1. Продажа предприятия по конкурсу.

          2. Продажа предприятия на аукционе.

          3. Продажа долей (акций) в капитале предприятия.

          4. Выкуп имущества предприятия.

          Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий комитет по управлению гос. имуществом по результатам работы комиссии по приватизации, созданной на предприятии в соответствии с гос. и местными программами приватизации, нормативными актами. При выборе рекомендуемого способа учитываются: мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, предложения покупателей, отраслевые особенности объекта приватизации, оценка его уставного капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителя фонда имущества.

          До продажи предприятия или его имущества соответствующий комитет по управлению имуществом осуществляет в предусмотренных законом случаях реорганизацию или ликвидацию предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо ликвидированного предприятия Российскому фонду федерального имущества или другим соответствующим фондам имущества. Последние выступают в качестве продавца предприятия или его имущества. В частности, обязательному преобразованию предприятий в акционерные общества подлежат гос. и муниципальные предприятия, имущество которых будет приватизировано в форме продажи акций (долей капитала) акционерного общества. Положение о продаже акций в процессе приватизации утверждено распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г.

          Успешное проведение приватизации гос. собственности во многом зависит от своевременного, полного, достоверного информирования широких слоев населения об объектах, подлежащих приватизации, сроках и способах приватизации. В ст. 18 Закона о приватизации установлено, что информация о предлагаемых к продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества. Информация о приватизации предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млрд. руб., публикуется в бюллетене федерального фонда имущества.

          Публикация должна состояться не позднее чем за один месяц до даты конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее 2 недель.

          Подлежат опубликованию в бюллетенях фондов имущества следующие сведения о приватизируемых предприятиях:

          а) величина площади земельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;

          б) состояние денежных средств;

          в) наличие принадлежащих предприятию долей в капитале др. предприятий;

          г) нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.);

          д) обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

          е) балансы предприятия за последний год;

          ж) укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;

          з) среднесписочная численность работников.

          Кроме этих сведений могут быть предусмотрены и иные данные, определяемые Госкомимуществом. Последнее утверждает и форму предоставления необходимых документов.

          Конец ознакомительного фрагмента.

          • Тема 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
          • kartaslov.ru

            Обязательный модуль «Экономика» курс «Экономическая теория»

            4. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.

            Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственнос­ти. Разгосударствление и приватизация – неоднозначные по­нятия, хотя и тесно связанные между собой.

            Под разгосударствлением следует понимать процесс уст­ранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализа­ции, освобождения государства от функций прямого хозяйс­твенного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-администра­тивных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остаю­щихся в государственном ведении, освобождении их от ад­министративно-командного диктата; в-третьих, к привати­зации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и от­дельных граждан части государственной и огосударствлен­ной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Одна­ко разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс де­централизации в пределах государственного управления собственностью.

            Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущес­тво, ранее принадлежавшее государству, коллективам ра­ботников, гражданам или частным лицам, ведущим произ­водство на принципах негосударственных форм собственнос­ти. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления от­дельных звеньев экономики.

            Таким образом, приватизацию государственной собствен­ности и развитие рынка не следует понимать как простой де­монтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь как государственный, так и кооперативный и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обога­щать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частно­го секторов, их симбиоз в разных формах признается наибо­лее эффективным.

            С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации способен послужить «те­невой» и зарубежный капитал. Но это, скорее всего, так и ос­танется допущением. Некоторые экономисты считают, что «теневая» экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные, с точки зрения предпринимательства зако­ны, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забы­вая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упус­кая из вида, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, «подпольный» бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы потому, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

            Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества го­сударственного предприятия, сданного в аренду; превраще­ние государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосу­дарствление и приватизация производятся и в других, не противоречащих действующему законодательству формах.

            В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жи­лые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

            Для выкупа государственной собственности используют­ся: личные средства граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фон­дов экономического стимулирования; часть прибыли, остаю­щаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные ин­вестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д. Приватизация основывается на ряде принципов, прежде всего на сочетании платного и бесплатного способов привати­зации. Кроме того, применяются разнообразные методы, формы и процедуры приватизации. Приватизируемое иму­щество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам, в связи с чем методы и способы приватизации также не могут быть одинаковыми. В процессе приватизации осуществляет ся разделение функций собственности и управления. Собс­твенник (владелец) контрольного пакета акций после завер­шения приватизации нанимает руководителя, подотчетного ему. При приватизации обеспечивается предоставление на­дежных социальных гарантий членам трудовых коллекти­вов, предприятия которых приватизируются. Так, они могут приобретать имущество своего предприятия по цене, мень­шей его оценочной стоимости. При проведении приватиза­ции следует также обеспечить строгий контроль государства за соблюдением ее постепенности и поэтапности.

            Одним из острых дискуссионных вопросов является при­ватизация земли. Главная причина, побуждающая государс­тво отходить от монопольного владения землей, – неэффек­тивность использования и ухудшение состояния сельскохо­зяйственных угодий. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако решение проблемы собствен­ности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к ус­тановлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна.

            Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм государс­твенной собственности, начался процесс формирования мно­гоукладной экономики, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствова­ния. Приватизация проводится разными масштабами и не­одинаковыми темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе), значительно более медленными в Беларуси и неко­торых других странах СНГ.

            В настоящее время во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределени­ем собственности. На очереди второй этап – создание усло­вий для повышения конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока ин­вестиций. Для этого прежде всего необходимо создание соответствующей законодательной базы, увязка программ при­ватизации и структурной перестройки экономики, формиро­вание полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, ста­новление финансово-промышленных групп.

            moodle.ggau.by

            Смотрите еще:

            • Права потребителя их защита обществознание Тема урока: "Права потребителя". 7-й класс Цели: познакомить учащихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и способы их защиты; учить моделировать ситуации и находить выход из них, используя […]
            • Преступление четыре признака Понятие и признаки преступления. Категории преступлений. Отличие преступлений от иных правонарушений Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой […]
            • Требуется юрист по недвижимости Вакансии в АН «ЮРИСТ» В связи с созданием нового отдела продаж, агентство недвижимости «ЮРИСТ» проводит набор кандидатов на следующие вакансии. У нас три комфортных офиса в Санкт-Петербурге, Вы можете выбрать […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.