Диктанты по пособию

Учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) на тему:
Диктанты в 5 классе

Диктанты с грамматическим заданием в 5класс, на весь учебный год.

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)

  1. Графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов.
  2. Синтаксический разбор предложения « Отсюда она направляется в далекий путь»
  3. Разобрать слова по составу: молодого, цветочки, выходные, подземный.
  4. Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных».
  5. Фонетический разбор слов: «мягком», «поэты».
  6. Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

    Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

    В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

    Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

    1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

    2. Морфологический разбор слова «кормятся»

    3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»

    4. Фонетический разбор слова «осенью».

    По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

    В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)

  7. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
  8. Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку».
  9. Морфологический разбор слова «Фомкой».
  10. Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил».
  11. Начало пути в страну невыученных уроков.

    За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.

    Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

    И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)

  12. Синтаксический разбор предложения «Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели».
  13. Морфологический разбор слова «зеленоватым».
  14. Разобрать слова по составу «осветилась», «каменщиков», «маленьких».
  15. Фонетический разбор слов «подъезда», «вокруг».
  16. Найдите сложное предложение и докажите графически. Укажите вид сложного предложения.
  17. Встреча в тайге.

    Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

    На краю поляны сохранились заросли малины.

    Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

    Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

    Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

    В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

  18. Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».
  19. Выписать 2 слова с орфограммой «Буквы О — Ё после шипящих в корне слова».
  20. Найдите сложное предложение и докажите графически. Составьте схему предложения.
  21. Разобрать слова по составу «показались», «малинник», «поиграть».
  22. Морфологический разбор слова «срывал».

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (99слов)

  • Разобрать слова по составу «переносится», «длинные», «посещают».
  • Морфологический разбор слова «(в) парках».
  • Синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».
  • Фонетический разбор слова «сережки».
  • Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

    Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

    Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

    Все живое, все растения приветствуют весну.

  • Морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)
  • Синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».
  • Фонетический разбор слова «солнце»
  • Разобрать слова по составу «забирается», «разбиваются», «весеннее».
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Текст диктанта с грамматическим заданием.

    Данные контрольные диктанты помогут проверить уровень подготовки учащихся 5 класса.

    Словарные контрольные диктанты.

    Итоговый диктант для 5 класса.

    Проверка знаний, умений, навыков в конце учебного года по русскому языку в 5 классе.

    математический диктант на тему «обозначение натуральных чисел» 5 класс.

    nsportal.ru

    Контрольные диктанты по русскому языку. 3 класс (учителям и родителям) (Е. А. Нефедова, 2013)

    Комплект книг («Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку», «Контрольные диктанты по русскому языку») станет незаменимым помощником ученику третьего класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.

    Оглавление

    • Уважаемые взрослые!
    • Повторение
    • Удвоенные согласные
    • Парные согласные в слабой позиции в середине и на конце слов
    • Безударные гласные

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контрольные диктанты по русскому языку. 3 класс (учителям и родителям) (Е. А. Нефедова, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    © Узорова О.В., Нефёдова Е.А.

    © ООО «Издательство АСТ»

    Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученику третьего класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Но этим не исчерпывается содержание книги. Существенной частью работы является повторение ранее пройденных тем, причем не только второго, но и первого классов. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученика издана вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведенных орфограмм правильный вариант написания.

    И в отдельности каждая из этих книг может принести большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.

    В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.

    kartaslov.ru

    S o l F a 1.1

    Предисловие к сборнику «Одноголосные диктанты. Выпуск 1»

    Данный сборник является первой частью учебного пособия по одноголосному музыкальному диктанту, состоящего из двух выпусков и рассчитанного на использование в курсе сольфеджио в средних специальных музыкальных школах с первого по одиннадцатый класс. Это пособие полностью базируется на методике, разработанной и проверенной в практике преподавателей Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В своей основе это традиционная методика, опирающаяся на ладотональное осознание музыки, и этим обусловлен как подбор материала и его систематизация, так и применяемые в пособии формы работы и виды изучаемых трудностей (интонационных, ритмических, структурных).

    В работе над диктантом по нашей методике основной целью является научить правильно определять ладовые интонации и уверенно разбираться в них. Для этого требуется длительная и кропотливая работа не только в классе, но и дома. (То же относится и к определению на слух интервалов и аккордов.)

    Пособие составлено в соответствии с требованиями для специальных музыкальных школ. За первые четыре года пребывания в школе (начальный период обучения) дети должны научиться свободно ориентироваться в тональностях до четырех знаков включительно (хотя теоретически им полагается знать все тональности): уметь быстро и точно определять отдельно взятые ступени, а также отдельные интервалы и аккорды (в тональности и вразбивку), уметь определить на слух или спеть небольшую последовательность ступеней, а также небольшую интервальную, аккордовую или смешанную цепочку (такую цепочку нужно суметь воспроизвести голосом после прослушивания и разбора или построить ее по цифровке); уметь после двух (не более) прослушиваний пропеть — с названиями звуков — мелодию в форме четырехтактного предложения (а если такая мелодия заканчивается неустойчиво — «вопросом» — то, повторив ее, сразу же спеть и «ответное» построение).

    Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида (ритмический, мелодический или гармонический) и сделать это в течение строго ограниченного промежутка времени. Такой багаж вырабатывается у детей лишь в результате определенного комплекса тщательно продуманных упражнений. Именно с этой целью в настоящий сборник включены и разные типы диктантов, и специальные упражнения для устной тренировки в классе (в Приложениях) — важнейшим требованием нашей методики и является гармоничное сочетание разных форм работы.

    Все диктанты в пособии расположены по принципу возрастания трудностей — в соответствии с программой. Некоторые темы педагог может поменять (например, можно сначала пройти ритмическую тему, а потом интонационную и наоборот; для прохождения программы это несущественно). Большинство диктантов сочинено автором, что позволило выстроить сборник одень подробно в методическом плане, отразить все тонкости отрабатываемых трудностей и сделать все разделы равноценными по объему. Все авторские диктанты многократно проверены на практике в разных по составу и уровню группах. Остальные диктанты взяты из произведений композиторов разных эпох, из народной музыки и из детских песен. Сравнительно обильный материал по каждой теме даст возможность педагогу выбрать те диктанты, которые ему больше подходят в данный момент.

    Упражнения, приведенные в Приложениях, по мысли автора, должны для детей, занимающихся сольфеджио, являться тем же, чем являются для инструменталистов гаммы и этюды, позволяющие им выработать необходимую технику. Упражнения первых двух разделов Приложений составлены автором. Что же касается последнего раздела, то весь его материал специально подобран из народных песен и детских песенок, среди которых могут встретиться и мелодии, знакомые детям по детскому саду или по занятиям хора, — и это позволит сделать уроки живее и интереснее (кроме того, всегда можно сравнить сочиненные детьми фразы с первоисточником и проанализировать все варианты).

    Желая по возможности всесторонне отразить в пособии работу над диктантом, автор включает в сборник все известные его формы: устный (двух видов), письменный ритмический и письменный мелодический.

    Устный диктант особенно часто используется на начальном этапе обучения. Ему принадлежит важное место, так как именно в этом виде диктанта отрабатывается развитие таких необходимых музыканту качеств, как быстрое запоминание проигранной два-три раза мелодии, быстрота реакции, концентрация внимания, свободная ориентировка в ладу (в большинстве случаев мелодию нужно спеть с названиями звуков); вырабатывается навык запоминания мелодии путем осмысления деталей, ее составляющих (секвенций, повторов — точных или варьированных, знакомых интонационных оборотов). Конечно, все это не приходит сразу и для достижения нужного эффекта необходима долгая и упорная тренировка.

    Устный диктант удобен еще и тем, что он занимает мало времени и позволяет за короткое время опросить всю или большую часть группы. Упор на данный вид диктанта делается в первом классе (в первом полугодии это единственный вид), в последующих же трех классах работа над ним ведется параллельно с другими, не менее важными видами диктанта. (В средних и старших классах надобность в устном диктанте отпадает, так как он уже не приносит должного эффекта.)

    Устный диктант можно проводить по-разному. В пособии он представлен в двух формах. Первая (в основной части сборника) — повторение голосом (обычно. с дирижированием и с названием звуков) мелодии, вслед за проигрыванием ее педагогом. Вторая форма (которой мы придаем большое значение) — такое же повторение мелодии, сыгранной частично и оканчивающейся неустойчиво («вопрос»), и досочинение ее учеником,- с условием доведения до тоники. Такие упражнения (включенные, в Приложения) широко практикуются на уроках сольфеджио и полезны тем, что вырабатывают у каждого ребенка активное и самостоятельное отношение к музыке. Крометого, творческий процесс обогащает ученика как личность.

    Любой устный диктант проигрывается не более двух-трех раз.

    Ритмический диктант полезен не только для развития чувства ритма, но также и для выработки необходимых навыков записи (на разных стадиях обучения). В отличие от устного, ритмический диктант не является тем упражнением, которое постоянно находится на вооружении педагога; его целесообразно использовать в тех случаях, когда в мелодию вводится новый ритмический рисунок.

    Ритмический диктант — самый важный вид работы в первом классе: он позволяет ученику освоить первоначальную технику записи нот, приобрести отчетливое понимание в различии между длительностями, привыкнуть к их определенному сочетанию — то есть служит хорошей подготовкой к письменному мелодическому диктанту. Поэтому настоящий сборник начинается именно с ритмических диктантов, выделяемых здесь в самостоятельный раздел: после отработки на этом материале техники записи ученикам будет значительно проще освоиться с записью мелодического диктанта. В остальных трех классах ритмический диктант сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. (Он не теряет своей актуальности и в средних и в старших классах, где последовательные упражнения в этом виде диктанта позволяют брать .для диктовки мелодии, все более трудные в ритмическом отношении.) Ритмический диктант никогда не следует играть на одном звуке или простукивать карандашом по столу; как и любой другой диктант, он должен иметь напевную мелодию. Играется такой диктант 8-9 раз; перед учениками ставится задача — записать только ритмическое строение мелодии (на любой ноте).

    Письменный мелодический диктант должен сопровождать ученика на протяжении всех лет обучения его в школе и в училище. Этот диктант концентрирует в себе те или иные метроритмические, ладовые и интонационные трудности, воспитывает слуховую память, собирает внимание, тренирует важный навык улавливания и осознания всех сторон мелодики. Кроме того, здесь неизбежно и очевидно проявляются теоретические познания ученика, степень развития его внутреннего слуха, уровень музыкального мышления. Таким образом, письменный мелодический диктант в компактном виде вбирает в себя практически все, над чем ведется работа на уроках сольфеджио. Поэтому непременным • условием курса является диктовка на каждом уроке с постепенным наращиванием трудностей. В каждом классе дан обобщающий раздел, в котором используются все пройденные за год темы. Диктанты этого раздела лучше давать ц IV четверти, когда идет повторение пройденного.

    Проигрывание мелодии нельзя растягивать на 30-35 минут. По общепринятой методике диктант играется 8-9 раз (в зависимости от сложности) с небольшими интервалами. Первые два раза нужно проиграть подряд, так как первое прослушивание — это общее ознакомление с мелодией, а со второго раза ученики должны запомнить наиболее яркие моменты: сильную долю, ступень, с которой началась мелодия; или начальную интонацию, размер, повторы, секвенцию и т. д. Вполне понятно, что с первого раза все это могут запомнить лишь единицы, но со второго раза подобный анализ должен быть освоен большинством учеников. После второго проигрывания делается более длительный перерыв, и каждый последующий раз педагог играет диктант тогда, когда убедится, что все ученики записали все, что помнили. Обычно на это уходит полторы-две минуты. Необходимо напомнить, что при записи диктанта от ученика требуется не формальное, механическое отношение, а полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка записываемой мелодии. Поэтому следует всячески бороться с еще распространенной записью диктанта точками вслед за проигрыванием его педагогом.

    Запись и мелодического и ритмического диктанта начинается со второго полугодия первого класса, когда ученики уже получили начальные сведения по музыкальной грамоте и научились устно повторять маленькие песенки. К концу четвертого класса, который завершается экзаменом, маленькие музыканты должны уметь записать период повторного или единого строения в размерах 2/4, 3/4 или 4/4, с затактом, паузами, разнообразными скачками, с шестнадцатыми и пунктирным ритмом.

    Первый класс

    Устный диктант в первом классе предшествует мелодическому, а затем сопровождает его. Оба типа диктанта даются в тональностях без знаков и с одним знаком (минор только натурального вида); в ритмическом отношении они элементарны: состоят из четвертей, восьмых и половинок. Ритмическая сторона мелодии отрабатывается в первую очередь — в ритмическом диктанте. Его на первых порах можно давать по-разному: запись ритма мелодии, спетой педагогом (с текстом или названием звуков), или оформление ритма песенки, записанной педагогом на доске без тактовых черт и длительностей. После запоминания мелодии можно предложить ученикам спеть мелодию на слоги: «дон», «ди-ли», «до-он» («дон» — четверть, «ди-ли» — восьмые, «до-он» — половина). По объему диктанты не превышают четырех-шести тактов.

    Второй класс

    Диктанты этого класса разнообразнее по тематике, в них вводятся затакты, новые ритмические фигуры, размеры и интонации. Важным является введение периода повторного строения (записываемого обязательно с вольтами) и периода с варьированным вторым предложением. Здесь очень важно сознательное отношение ученика к вопросам формообразования (так, например, в устных диктантах из Приложений, при сочинении «ответа» к заданному «вопросу» можно ставить дополнительное задание — либо чтобы второе предложение периода имело точную повторность, либо чтобы оно было варьированным).

    Начальные примеры на любую трудность и в ритмическом и мелодическом диктанте могут подвергаться предварительному разбору, причем объектом анализа должны служить новые элементы музыкального языка — интонационные, тональные или ритмические. При прохождении нового интервала или аккорда можно использовать и начатки гармонического диктанта, то есть небольшую последовательность. Во втором классе такого рода диктант пока стоит использовать в малых дозах, так как гармонический слух у детей этого возраста только еще начинает вырабатываться.

    Третий класс

    В этом классе используются все формы диктанта — в том числе и начатки гармонического, так как запас хорошо изученных интервалов и аккордов уже достаточно велик: все диатонические интервалы, кроме тритонов, трезвучие тоники с обращениями, трезвучия IV и V ступеней. Примеры такого диктанта приведены в I разделе Приложений. Педагог играет ту или иную цепочку, ученики анализируют ее и записывают ее нотами по- памяти; или же записывают ее в течение двух-трех проигрываний без разбора. Постепенно диктант можно удлинять, дойдя до масштабов схем, данных во II разделе Приложений. Каждый педагог сам в состоянии сочинить такой диктант в зависимости от того, какая тема проходится в данный момент.

    В третьем классе вводится период единого строения. Ученики должны не только знать этот термин, но и уверенно отличать эту структуру от изученных во втором классе разновидностей периода повторного строения. Сложность при записи диктанта такого строения состоит в том, что память должна, удержать довольно большой кусок музыки, непрерывно развивающейся, так что сами эти диктанты — чтобы задание не было непосильным — не перегружены интонационными и ритмическими сложностями (тем более что. они играются педагогом не более 8- 9 раз).

    Четвертый класс

    Четвертый класс является итоговым, так как завершает начальный период ббучения. Новых форм диктанта здесь не вводится, но все освоенные ранее даны на более высоком уровне. Становится более разнообразной интонационная сторона мелодики, включаются в работу новые мелодические ходы, ритмические группы, тональности. Существенную трудность представляет собой, появление внутритактовой и междутактовой синкопы (грамотное оформление залигованных длительностей через тактовую черту в смысле графики является новым элементом, и поэтому педагогу нужно сначала тщательно отработать технику записи в ритмическом диктанте).

    Экзаменационный диктант четвертого класса должен заключать в себя максимум пройденных трудностей. По форме это чаще всего период единого строения с разнообразными скачками, ходами по аккордовым звукам, пунктирным ритмом и шестнадцатыми. На экзамен выносится только письменный мелодический диктант. (Кроме сольфеджирования выученных наизусть мелодий и чтения с листа, на экзамене каждый ученик должен спеть гамму в любой тональности, свободно ориентироваться в знаках и повышенных ступенях в миноре, определить любой из пройденных интервалов и аккордов, определить и спеть по цифровке цепочку любого вида и спеть диатоническую секвенцию.)

    Приложения

    Материал, данный в Приложениях, должен сопровождать работу над диктантом и помогать в ней. В Приложениях три раздела, в которые включены разного типа упражнения. Об устном диктанте вопросно-ответного строения (с досочинением второй половины), составляющем содержание III раздела, уже шла речь; эти упражнения вводятся в работу со второго класса. Большую пользу приносят и упражнения, приведенные в I разделе: определение на слух цепочек интервалов и аккордов в тональности способствует лучшей ориентировке в ступенях лада, в их взаимоотношениях; кроме того, такие упражнения чрезвычайно эффективны для формирования гармонического слуха, а также для тренировки памяти. Особое внимание целесообразно уделить смешанным интервально-аккордовым цепочкам, которые дают возможность добиваться большей концентрации внимания и умения переключать его, так как ученик не знает заранее, с чего начнется цепочка и в каком месте произойдет смена одного элемента другим.

    Упражнения этого раздела рассчитаны на применение, начиная с,третьего класса. Каждую цепочку следует играть не более двух раз, добиваясь запоминания учениками маленького гармонического оборота. Ученики, которые не справляются с этим, должны получать дополнительное задание на дом, которое заключается в пении определенного количества цепочек, а также их проигрывания на фортепиано в разных тональностях (кроме того, желательно по возможности использовать пластинки или магнитофонные ленты, на которых записаны интервальные и аккордовые цепочки). Для таких дополнительных заданий можно использовать и материал, содержащийся во второй части II раздела Приложений — схемы для пения (также рассчитанные на проработку в третьем и четвертом классах).

    Пение по схеме интервальных и аккордовых, а также смешанных цепочек является чрезвычайно полезным вспомогательным упражнением. (Кроме всего прочего, это приучает детей с младших классов к грамотному прочтению цифровки.) Первые примеры заданий этого типа необходимо делать предельно легкими. В интервальных схемах под каждым названием обозначается ступень (римской цифрой), на которой должно быть раположено основание интервала. Педагог указывает тональность, играет тоническое трезвучие, и ученик последовательно строит то, что ему предложено. Такие упражнения можно выполнить голосом или за фортепиано.

    В Приложениях предлагается еще один вид упражнений для интонирования голосом — пение диатонических секвенций (рекомендуемые мотивы для них приведены в первой части II раздела). Значение этого вида упражнений трудно переоценить: с помощью секвенций легче отрабатываются любые трудности — интонационные и ритмические, прочнее осваиваются изучаемые тональности и т. д. Заниматься пением секвенций можно уже со второго класса. Как правило, шаг секвенции, используемой в младших классах, — секундовый. После настройки в тональности и проигрывания педагогом мотива секвенции ученик должен спеть его с названием звуков и, не искажая ритма, двигаться вверх или вниз (по указанию педагога), постепенно доходя до исходного звена. Начальные секвенции должны быть построены с таким учетом, чтобы окончание одного звена плавно переходило в начало другого.

    Автор надеется, что данный сборник диктантов найдет применение на уроках сольфеджио как в специальных средних музыкальных школах, так и в детских музыкальных школах общего профиля и поможет педагогам в их работе с учащимися младших классов.

    solfa.ru

    Пособие для детей со сниженным интеллектом «Графические диктанты»

    Учащиеся начального звена школ VIII вида, в большинстве своем, имеют слабо развитую мелкую моторику, несформированные или недостаточно сформированные пространственные представления, низкий уровень саморегуляции. Это подтверждают собственные наблюдения, результаты собеседования с педагогами и тестовое обследование учащихся.

    Среди разнообразных приемов преодоления выявленных проблем мною особо ценятся графические диктанты. Со временем, использование их в работе с детьми вылилось в некий алгоритм.

    В начале занятия, в обязательном порядке, проводятся подготовительные упражнения.

    Речевые зарядки тренируют детей в определении правой/левой руки и положения справа/слева, вверху/внизу. Примером такой зарядки могут служить следующие:

    1) (ладони лежат на столе)

    Это рука – правая (перевернуть вверх ладонью).
    Это рука – левая (перевернуть тоже).
    Я на мячик нажимаю (сжимать пальцы правой руки).
    Я зарядку делаю (сжимают пальцы левой руки).
    Будет сильной правая (разжать).
    Будет сильной левая (разжать).
    Будут руки у меня
    Ловкие, умелые!

    2) Я хватаюсь за веревку
    Правой ловко, левой ловко.
    За углы её беру
    И играю поутру.

    (На горизонтально натянутой веревке 8–16 больших узлов.)

    Хороши игры с пуговицами, когда ребенок складывает в баночку мелкие пуговицы, работая поочередно обеими руками и приговаривая соответствующей руке: «правая», «левая». Можно использовать игры с бумагой. Ребенок получает задание скомкать лист бумаги и, как можно быстрее, разгладить, чтобы он не топорщился

    а) пальцами правой руки;
    б) пальцами левой руки;
    в) обеими руками с закрытыми глазами.

    После непродолжительной гимнастики для пальцев ребенку предлагается загадка, разгадав которую, он узнает, ЧТО будет рисовать по клеточкам.

    Работа продолжается в тетради. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого расставляет «помощников». Справа ставится буква «П», слева – буква «Л». Это ориентиры для ребенка, нетвердо знающего, в какую сторону вести линию.

    Варианты выполнения графического диктанта зависят от подготовленности ребенка. На первых порах возможно использование наглядного показа техники выполнения диктанта, копирование с образца. В дальнейшем, ребенок выполняет только на слух.

    В процессе диктовки желательно голосом подчеркивать изменение направления движения. При затруднениях можно помогать ребенку движениями рук и головы.

    Ни в коем случае нельзя допускать искажения изображения. Необходимо предупреждать ошибки, чтобы не вызвать у детей отрицательных эмоций. Пусть ребенок испытает восторг от конечного результата своей деятельности.

    После завершения работы проводится беседа, в которой выясняется, что необходимо дорисовать, какой цвет использовать для раскрашивания и т.д.

    Дополнение в виде небольшого рассказа или стихотворения помогают активизировать воображение ребенка. В результате появляется сюжетная картинка.

    Нужно отметить, что дети с удовольствием выполняют графические диктанты. Среди самых любимых детьми диктантов можно назвать такие, как «Кот», «Зайка», «Собака», «Автомобиль» и др.

    Неудобство состояло в том, что весь материал был разрознен, и его использование было затруднено.

    Решением проблемы явилось создание пособия «Графические диктанты».

    Данное пособие предназначено для педагогов и психологов, работающих в коррекционных классах школ VIII вида, и для заинтересованных родителей.

    Не исключено, что материалы пособия явились бы хорошим помощником педагогам общеобразовательных школ в плане подготовки детей к систематическому обучению и преодолению определенных проблем в период освоения программы первого класса.

    Данный вид деятельности способен помочь в формировании учебной мотивации отдельных школьников.

    Сборник включает в себя вступительную статью, определяющую предназначение данной работы. В частности, в ней указывается важность графических диктантов для облегчения формирования навыка письма, развития пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки мелкой моторики руки.

    Методические рекомендации дают возможность освоить алгоритм выполнения графических заданий.

    В пособие включено более 20 графических диктантов, подобранных с учетом особенностей возраста и умственного развития детей. В связи с этим, не использованы наклонные линии, а вместо неинтересных для детей ломаных линий представлены предметные изображения, которые можно дорисовать и раскрасить.

    Каждая страница пособия включает в себя загадку (Отгадай!), графическое изображение (Нарисуй!) и небольшой рассказ или стихотворение, помогающие дополнить изображение до картинки (Прочитай!).

    Следует отметить, что диктанты необязательно выполнять в том порядке, как они расположены. Возможно следование пожеланиям ребенка и собственным педагогическим задачам.

    Список рекомендованной литературы поможет творчески дополнить материал, предложенный в пособии.

    Дети со сниженным интеллектом зачастую имеют низкий уровень осведомленности, бедный словарный запас и слабость представлений. Для преодоления данных проблем, желательно, использование альбома с предметными изображениями, как наглядного приложения к пособию «Графические диктанты». Приложение 1

    Материалы пособия используются в начальном звене школы-интерната № 6 VIII вида г. Ленинска-Кузнецкого уже в течение трех лет.

    Считаю, что работа с графическими диктантами вносит определенный вклад в формирование у детей устойчивого внимания, трудолюбия, усидчивости. В процессе работы развивается образное мышление, фантазия ребенка, улучшаются процессы саморегуляции и т.д.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Смотрите еще:

    • Расшифровка налога на имущества в 1с 82 Расшифровка Декларации по налогу на имущество организаций, Авансы по налогу на имущество Недостаток этих отчетов состоит в отсутствии расшифровки по суммам и ОС. Отчет универсальный, но проверено только […]
    • Зуп выплата пособия по уходу за ребенком Отпуск по уходу за ребенком в 1С ЗУП 8.3 (3.0) и 8.2 (2.5) Рассмотрим, как в программах 1С ЗУП 8.3 и 8.2 отразить отпуск и пособие по уходу за ребенком. Пособие по уходу за ребенком до 3-х лет в 1С ЗУП […]
    • Налог на имущество проводка в 1с 82 Налог на имущество(проводки) Juliy сказал(-а): 21.07.2006 09:13 Налог на имущество(проводки) ltymuf сказал(-а): 21.07.2006 09:16 БУХ_алтер сказал(-а): 21.07.2006 09:17 Cvetik_m сказал(-а): 27.07.2006 […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.