Динамика налогов в россии

Динамика налогов в россии

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 23317

Комментариев к научной работе: 2

Поделиться с друзьями:

Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) является одним из основных прямых налогов, уплачиваемых физическими лицами. Его значимость весьма велика для бюджета Российской Федерации, для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как данный налог, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.

Налоговую базу по НДФЛ формируют все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом. Среди них государственные пособия (за исключением больничных), государственные пенсии и установленные законом компенсационные выплаты. В частности, налогом не облагаются компенсации, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск), и возмещение командировочных расходов. Так же не облагаются алименты, стипендии, доходы от продажи жилых домов, квартир, земельных участков, находящихся в собственности налогоплательщика 3 года и более [2].

Для того чтобы определить рост или снижение пополняемости консолидированного бюджета субъектов РФ, необходимо рассмотреть динамику поступления доходов по налогу на доходы физических лиц, представленную в таблице 1. В 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. наблюдается положительная динамика: поступления увеличились на 520,43 млрд.руб. с 7644,24 до 8164,67 млрд. руб. (+106,81%), при этом удельный вес НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет увеличился на 4,5% с 26,1 % в 2011 г. до 30,61% в 2013 г.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. Также имеет место тенденция роста налоговых поступлений НДФЛ, что оказывает положительное влияние на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства в целом.

Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации за 2011-2013гг.*

Отклонение 2011 г. от 2013 г.

абсолютное, млрд. руб.

Всего доходов, млдр. руб.

Удельный вес в общей сумме поступлений налогов в бюджет, %

* Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1]

Для того, чтобы определить, какое место занимает НДФЛ в налоговой системе РФ рассмотрим рисунок 1.

Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г., %*

Консолидированные бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.10.2014 г.*

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

Налоги на имущество

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

Налоги на совокупный доход

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Прочие доходы, включая безвозмездные поступления

*Источник: составлено автором на основании информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ [1].

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за отчетный период имеет самую большую долю всех доходов и составляет практически их треть, а именно 29,37% бюджетов субъектов или в денежном выражении 1 857,9 млрд. руб.

Налог на доходы физических лиц, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу более чем на 29 % оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом. Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом зависит от повышения производительности труда, роста реальной заработной платы, численности занятого населения, собираемости налогов и ряда других факторов.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: по всем рассмотренным показателям зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2011 по 2013 гг. наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на 01.10.2014 г. мы видим некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране.

С целью составления прогноза поступлений от налога на доходы физических лиц в период с 2015 г. по 2017 г. рассмотрим прогнозы изменения основных экономических показателей, а также состояния экономики в целом на указанный период, в том числе разработанные Министерством экономического развития РФ.

Прогноз социально-экономического развития рассматривает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России и отражен в составе двух вариантов: базового и умеренно-оптимистичного.

Рассмотрим подробнее прогнозы значения основных макроэкономических показателей, предусмотренные каждым из этих вариантов.

Умеренно – оптимистичный вариант прогноза предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста, предполагается рост ВВП в среднем на 3,3 – 4,3 % ежегодно. В соответствии с базовым вариантом темпы роста экономики составят 1,2 – 3,0 % ежегодно.

Дополнительно к базовым вариантам дополнительно проработан вариант А, тестирующий экономику на ухудшение ситуации в мировой экономике, приводящей к более сильному снижению цен на нефть.

В этих условиях среднегодовая цена на нефть марки «Urals» в 2015 г. понижается до 91 доллара США за баррель, в 2016 – 2017 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 90 долларов США за баррель. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В условиях этого сценария ожидается снижение ВВП в 2015 г. на 0,6% и восстановление на уровне 1,7 – 2,8% в 2016 – 2017 гг.

Что касается реальной заработной платы в 2015 – 2017 гг., то прирост по умеренно – оптимистичному варианту предполагается на уровне 2,0 – 5,9%, по базовому в пределах 0,5 – 4,6% [3].

Можно предположить, что в 2015-2017 гг. динамика поступлений от налога на доходы физических лиц будет характеризоваться спадом, темпы снижения роста поступлений от НДФЛ составят в среднем от 0,5 до 5 % в год, а абсолютное значение суммы поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ может составить от 2374,10 до 2486,5 млрд. руб. однако, если учитывать благоприятный прогноз, то поступления НДФЛ будут обеспечивать существенную часть доходов бюджетов и характеризоваться умеренным темпом роста. Основную долю поступлений от налога на доходы физических лиц по-прежнему будут обеспечивать доходы, облагаемые по ставке 13 %, преимущественно заработная плата.

Ввиду вышесказанного, по моему мнению, ни один из прогнозов не может быть достоверным и принят к рассмотрению, поскольку прогнозируемые тенденции далеки от истинных показателей и с учетом точки зрения многих российских и зарубежных экономистов о неизбежности кризиса, оптимистичный вариант развития в ближайшие годы маловероятен.

Несмотря на неутешительные прогнозы социально – экономического развития экономики нужно совершенствовать имеющуюся систему налогообложения и в целях повышения собираемости налога на доходы физических лиц необходимо:

активизировать работу налоговых органов с налоговыми агентами – работодателями с целью легализации скрытых доходов наемных работников (т.е чаще и качественнее проводить налоговые проверки);

рассмотреть поэтапное увеличение размеров налоговых вычетов;

ужесточить наказание за несвоевременные предоставление отчетности и уплаты налога;

разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения методику определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме;

пересмотреть размер взносов в Пенсионный Фонд и предоставить льготы для отдельных категорий работодателей;

www.scienceforum.ru

Анализ динамики бюджета и налогов современной России

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Статья просмотрена: 4214 раз

Библиографическое описание:

Соколова Ю. А. Анализ динамики бюджета и налогов современной России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3955/ (дата обращения: 14.07.2018).

Бюджет играет немалую роль в жизни каждого государства. Именно он является статьей доходов и расходов самого государства, тем самым оказывая непосредственное влияние на благосостояние каждого, на развитие и процветание государства, на научно-технический прогресс, а значит, и на развитие самой экономики в целом.

Благосостояние граждан прямо пропорционально зависит от полноты бюджета государства. Ведь при бюджетном дефиците, большом государственном долге, правительство вынуждено увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить расходы на социальные нужды населения и т. д. Совершенно иная ситуация происходит при бюджетном достатке бюджетных средств (или профиците): увеличивается финансирование как государственного, так и частного секторов экономики, повышаются трансфертные отчисления, повышаются отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Предмет исследования — состояние и динамика расходов и доходов бюджета РФ (в том числе налогов).

Цель — исследовать уровень доходов бюджета России и динамику поступления налогов.

Основные задачи:

1. Изучить динамику бюджета России.

2. Исследовать поступления налогов в бюджет РФ.

3. По фактическим данным определить состояние налогово-бюджетной политики в России.

4. Дать оценку результатам, сделать прогнозы и выводы.

Природа налогово-бюджетных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Основной источник дохода бюджета — это налоги. Рассмотрим динамику поступлений основных налогов в 2011–2012 г. г. (рис.1.):

Рис. 1. Динамика поступлений основных налогов в 2011–2012 г. г.

Основную массу поступлений администрируемых финансовой налоговой службой России доходов в федеральный бюджет в 2012 году составляет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) (2459 млрд. руб.). Второе место — налог на прибыль — 2355 млрд. руб. Хотя в 2011 именно он принес больше всего поступлений в бюджет (на 11,16 % больше, чем НДПИ). Третье место — НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 2260 млрд. руб.; он увеличился на 13,34 %, по сравнению с 2011 г. Далее идут– НДС, 1886 млрд. руб., имущественные налоги — 785 млрд. руб., и акцизы — 783 млрд. руб.

Если говорить о всех поступлениях и расходах бюджета страны, то в последнее время наблюдается его дефицит. Рассмотрим доходы и расходы бюджета России на 1 февраля 2012г. и на 1 февраля 2011г. (т. е. за 1 месяц доходов и расходов каждого года):

Сводная таблица исполнения бюджета РФ на 01.02.2013

Фактические данные

Величина изменения

Темп роста, %

На 01.02.2012

На 01.02.2013

Численность постоянного населения, тыс. чел.

Доходы, млн. руб.

Доходы, руб. на душу населения

Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млн. руб.

Безвозмездные поступления, руб. на душу населения

Доля безвозмездных поступлений в доходах, %

Расходы, млн. руб.

Расходы, руб. на душу населения

Доля расходов на заработную плату, %

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн. руб.

Пособия по социальной помощи населению, млн. руб.

Профицит/дефицит, млн. руб.

На 1 февраля 2013 года в федеральный бюджет страны поступило доходов 1 093 098,63 млн. руб., что на 33 539,44 млн. руб., или на 3,17 % больше, чем на 1 февраля 2012 года.

Налоговые и неналоговые доходы составили 1 034 356,21 млн. руб. в текущем году, и практически не изменились по сравнению с прошлым годом — выросли на 0,88 %.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выросли на 63,1 % или на 22727,17 млн. руб.! И составили на душу населения в 2013 году 7 625,54.

Доля безвозмездных поступлений в доходах составила 5,37 %, что является на 58,1 % больше, чем в 2012 году.

Если говорить о расходах, то они увеличились с 1 032 383,17млн. руб. до 1 108 714,93 млн. руб., т. е. на 7,39 %. Из них на 12,4 % сократилась доля расходов на заработную плату, на 59119,48 млн. руб. уменьшились дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Конечно, сложно сделать вывод о работе всей системы за один месяц. Но, по сравнению с предыдущим годом работы, по многим показателям результаты существенно ниже.

Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики. И есть вероятность, что текущий дефицит бюджета (15 616,3 млн. руб.) сократится.

Также необходимо сказать, что доходы за весь 2012 год составили 12 853,68 млрд. руб., а расходы — 12 890,75 млрд. руб. Наблюдается явный дефицит бюджета, равный 37,06 млрд. руб. Тем не менее, существует тенденция к снижению дефицита, ведь в 2010 г. он составлял 749,36 млрд. руб. В 2011 г. был профицит бюджета — 430 млрд. руб.

В ходе работы получены следующие выводы:

1) Дефицит бюджета постепенно уменьшается. По сравнению с 2010 г. он уменьшился в 20 раз.

2) За 1 месяц работы в 2013 г. в бюджете страны наблюдается дефицит. Расходы увеличиваются быстрее доходов, причем на данном этапе это не влияет отрицательно на население страны.

3) Прибыль от налогов существенно продолжает расти. Это означает, что фискальная политика государства налаживается, последствия кризиса уменьшаются.

Россия находится на пути экономического роста, подъема. Именно сейчас важно создать абсолютно новую налоговую систему, продумать все необходимые сферы финансирования, чтобы в бюджете страны наблюдался только профицит.

Эффективная система управления общественными финансами — важнейший фактор современного устойчивого экономического роста. Поэтому бюджетные реформы неизбежны, и откладывать их — значит неявно соглашаться с нарастающим отставанием от международного тренда экономического развития и снижения конкурентоспособности страны.

1. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. — «ГроссМедиа», 2009.

2. Марыганова Е. А., Шапиро С. Л. Макроэкономика. Учебное пособие. — «Кнорус», 2010.

3. Тюрина А. Д. Макроэкономика: Конспект лекций — Издательство: «Эксмо», 2008.

moluch.ru

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант, экономический факультет ВГУ,

канд. экон. наук, доцент ВГУ,

Налоговые поступления являются главным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а также способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.

На данном этапе развития Российской Федерации разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой политики и поступлениями налогов и сборов в бюджет.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему можно охарактеризовать как подсистему налогового администрирования, представляющую собой относительно самостоятельную функцию налоговых органов по изучению и оценке объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

Проведем вертикальный и горизонтальный анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ в 2012–2016 гг. Расчеты сведем в аналитические таблицы 1 и 2.

Таблица 1.

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2012-2014 гг. (млрд. р.)

2012

год

2013 год

Изме-нение за год (+, -)

Темп дина-мики, %

2014 год

налог на имущество физических лиц;

транспортный налог с организаций;

транспортный налог с физических лиц

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

Таблица 2.

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2015-2016 гг. (млрд. р.)

2015 год

Изменение за год

Темп динамики, %

2016 год

Изменение за год (+, -)

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

Имущественные налоги, из них:

налог на имущество организаций

Транспортный налог, из него:

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

Из аналитических таблиц 1 и 2 видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2014 году, которое составило 11,9 % по сравнению с предыдущим 2013 годом, за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 %), налога на имущество физических лиц, составившее 21,7 %, и налога на добавленную стоимость (16,8 %). В последующие годы темп динамики был положительным, но в процентном соотношении меньшим, чем в 2014 году. В целом за анализируемые 5 лет, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %, что в денежном эквиваленте составило 694,6 млрд. руб.

Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдается в 2013 и 2016 годах. В 2013 году произошло резкое сокращение поступлений в бюджет по налогу на прибыль организаций на 12 %, что составило 283,7 млрд. руб. и по НДС на 8,9 % (17,9 млрд. руб.). В 2016 году заметно сокращаются поступления налога на добычу полезных ископаемых на 9,2 %, при этом снижается поступления от добычи нефти, но растут на 48,8 % поступления от добычи газового конденсата. Также незначительные изменения произошли по поступлениям от транспортного и имущественного налогов. Во всех остальных случаях наблюдается положительная динамика.

В соотношении налоговых доходов 2016 года к 2012 наибольший рост наблюдается по акцизам — 65,12 %, имущественным налогам — 42,23 % и налогу на добавленную стоимость — 40,89 %.

Также значительное увеличение произошло конкретно по налогу на имущество физических лиц – 105,11%, транспортному налогу с физических лиц – 62,26 % и НДПИ, за счет уплаты налога на добычу газа горючего и газового конденсата.

Для наглядности представим динамику налоговых поступлений (рис. 1).

а) всего поступило в бюджет РФ;

б) поступило в бюджет РФ по видам налогов

Рисунок 1. Динамика налоговых поступлений

Важно заметить, что с 2014 года в структуру налоговых поступлений включается утилизационный сбор – разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья, который, в свою очередь имеет прогрессирующую тенденцию роста.

Для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить не только анализ налоговых поступлений в бюджет, но и анализ задолженностей по налогам.

Налоговая задолженность до сих пор является не решенной экономической проблемой налоговой политики государства. Каждый год растет ее абсолютное значение, снижающее объем финансовых ресурсов России в целом и ограничивающее возможности решения и развития социальных программ.

Основной причиной возникновения налоговой задолженности в анализируемый период является ухудшение финансового положения налогоплательщиков, в связи с общим экономическим кризисом в стране.

Проведем анализ задолженностей по налогам в бюджет РФ за исследуемый период 2012-2016 гг. (см. табл. 3,4).

Таблица 3.

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Таблица 4.

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг.

2015

2016

01.01.2016 г.

по состоянию на

01.01.2017 г.

Всего по России

тыс. р.

Задолженность по:

в % к 2014 г.

Сумма

в % к 2015 г.

Налогу на доходы физических лиц

Налогу на имущество:

по физическим лицам;

Транспортному налогу, в том числе:

Земельному налогу, в том числе:

по юридическим лицам

Налогу на добычу нефти

Налогу на добычу газа горючего природного

Налогу на добычу газового конденсата

Как видно из представленного в таблицах 3 и 4 анализа, задолженность по налогам имеет постоянную тенденцию роста, при чем практически по каждому налогу. Исключением была задолженность по налогу на добычу газового конденсата, по которой наблюдается высокая амплитуда: в 2014 году снизилась на 22,17 %, в 2015 году ее снижение составило 56,99 %, тем не менее к 2016 году задолженность по данному налогу значительно возросла.

Наибольший размер среди остальных имеют задолженности по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество по юридическим лицам и основную долю задолженности составляет транспортный налог. По всем перечисленным задолженностям наблюдается низкая амплитуда изменений. В свою очередь мы наблюдаем значительную динамику роста по задолженности по налогам на добычу полезных ископаемых, в частности по налогу на добычу нефти в 2016 году произошло увеличение на 51,46 %, на добычу газа горючего в 2014 и 2015 годах процент увеличения неумолимо растет.

Для наглядности представим динамику задолженности за анализируемый период в соответствии с рисунком 2.

а) задолженность по налогам в бюджет РФ;

б) задолженность по видам налогов в бюджет РФ;

Рисунок 2. Динамика задолженности по налогам 2012-2016 гг.

Таким образом, из представленного выше анализа видно, что параллельно с ростом поступлений в бюджет Российской Федерации, по всем видам налогов, растет и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.

Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ.

Своевременный и жесткий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. При этом, особое внимание должно уделяться проведению своевременных принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.

Вывод: проведение анализа налоговых поступлений — неотъемлемая часть налоговой политики государства. Несмотря на это, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по всем видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа предоставляет возможность для извлечения максимальной выгоды из налоговых поступлений.

sibac.info

Анализ показателей налоговых платежей и контрольной работы налоговых органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации

Экономические науки

  • Шишканова Ольга Владимировна , бакалавр, студент
  • Вол­гог­радс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
    • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
    • НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
    • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
    • НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

    Похожие материалы

    Налоговая система современного государства выступает фундаментом финансовой политики. В связи с чем ее четкость и рациональность напрямую влияют как на экономический рост и потенциал страны, так и на ее непосредственное благосостояние и качество жизни населения. От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений (платежей), а также как развитие налогооблагаемой базы.

    Изучив имеющиеся теоретические разработки и существующие точки зрения по обозначенной проблеме, можно рекомендовать следующий порядок выполнения анализа налоговых платежей:

    1. Анализ абсолютных и относительных показателей поступления налоговых платежей;
    2. Оценка структуры налоговых платежей;
    3. Анализ задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации.

    Для проведения налогового анализа и использования его результатов необходимо располагать соответствующей информационной базой, что потребовало глубокого анализа действующего законодательства и финансово-экономической ситуации в стране.

    Полученные результаты были изучены в динамике, что в дальнейшем может позволить эффективно осуществлять меры по налоговой оптимизации.

    Итак, в таблице 1 рассмотрим абсолютные показатели поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.

    Таблица 1. Абсолютные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

    Имущественные налоги в консол-е бюджеты субъектов РФ

    На основе представленных данных в таблице 1 можно сделать вывод, что поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по всем показателям имеют тенденцию к росту.

    В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году поступило администрируемых федеральной налоговой службой доходов 13 788,3 млрд. рублей, или на 2461,10 млрд. рублей больше чем в 2013 году.

    Рисунок 1. – Динамика поступлений налоговых платежей в бюджет РФ за 2013 – 2015 гг., млрд. рублей

    Данная диаграмма наглядно показывает, что налоговые поступления как в консолидированные бюджеты субъектов РФ, так и в федеральный бюджет имеют положительную динамику или другими словами тенденцию к росту на протяжении всего исследуемого периода.

    В таблице 2 рассмотрим с относительной стороны как изменялись налоговые платежи.

    Таблица 2. Относительные показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

    Абсолютное значение показателя

    Относительные показатели роста

    Темп роста 2014 г. к 2013 г.

    Темп роста 2015 г. к 2014 г.

    Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

    Утилизационный сбор
    в федеральный бюджет

    В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступления составили 12 670,2 млрд. рублей, что на 11,3%больше, чем в 2013 году. А в 2015 году поступило 13 788,3 млрд. рублей, или на 8,8% больше, чем в 2014 году.

    Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 372,8 млрд. рублей, или на 14,5% больше, чем в 2013 году, а в 2015 году на 9,5% больше, чем в 2014 году.

    Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 688,7 млрд. рублей, или на 7,6% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 4,4% больше, чем в 2014 году.

    Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2014 году поступило 2 181,4 млрд. рублей, или на 16,8% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступило 2 448,3 млрд. рублей, или на 12,2% больше, чем в 2014 году.

    Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году составили 999,0 млрд. рублей, или на 4,9% больше, чем в 2013 году. В 2015 году поступления составили 1 014,4 млрд. рублей, или на 1,5% больше, чем в 2014 году.

    Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило на 6,1% больше, чем в 2013 году и в 2015 году на 11,9% больше, чем в 2014 году.

    Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 2 904,2 млрд. рублей, или на 12,8% больше, чем в 2013 году. А в 2015 поступило 3 226,8 млрд. рублей, или на 11,1% больше, чем в 2014 году.

    В федеральный бюджет в 2014 года поступило на 14,7% больше, чем в 2013 году, и на 10,7% в 2015 году больше, чем в 2014 году.

    В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 году поступило на 8,3% платежей больше, чем в 2013 году, и в 2015 году на 7,0% больше, чем в 2014 году.

    Далее оценим структуру налоговых поступлений в бюджет России.

    Таблица 3. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013-2015 гг. , млрд. рублей

    Удельный вес показателя, %

    в федеральный бюджет

    Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

    Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей за весь исследуемый период имеют

    • Налог на прибыль организаций – более 18%
    • Налог на доходы физических лиц – более 20 %
    • Налог на добычу полезных ископаемых– более 22%
    • Из общей суммы 2013 года поступления в федеральный бюджет составили 47,4 %, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –52,6%. Из общей суммы 2014 года поступления в федеральный бюджет составили 49%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –51%. Из общей суммы 2015 года поступления в федеральный бюджет составили 49,9%, а в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –50,1%.

      На диаграммах приставленных ниже отразим структуру поступлений администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджета РФ

      Рисунок 2. Структура поступлений администрируемых ФНС РФ доходов по уровням бюджета РФ в 2013 – 2015 гг.

      Отдельно рассмотрим структуру налоговых платежей 2015 года на рисунке 3.

      Формирование всех доходов в 2015 году на 80% было обеспечено за счет поступления НДПИ – 23%, налога на прибыль – 19%, НДФЛ – 20% и НДС – 18%. В 2014 году совокупная доля указанных налогов также составляла 80%.

      Рисунок 3. Структура налоговых платежей в РФ в 2015 году, %

      Далее в таблице 5 рассмотрим поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг.

      В консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось администрируемых Службой доходов 4731,7 миллиардов рублей, или же на 3,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

      Образование всех доходов в январе-апреле 2016 г. на 79% гарантированно за счет зачисления налога на прибыль в размере 23%, НДС — 21%, НДФЛ — 18%, НДПИ — 17%. В январе-апреле 2015 г. совокупная часть отмеченных налогов составляла 81%.

      Налога на доход предприятий в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 1078,9 миллиардов рублей, или же на 6,8% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г. Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 862,6 миллиардов рублей, или же на 7,1% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.

      Таблица 5. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2015-2016 гг., млрд. рублей

      январь-апрель 2015 г.

      январь-апрель 2016 г.

      Всего поступило
      в консолидированный бюджет РФ

      в консол-е бюджеты субъектов РФ

      Налог на доходы физических лиц
      в консол-е бюджеты субъектов РФ

      Имущественные налоги
      в консол-е бюджеты субъектов РФ

      Налога на добавленную стоимость на товары (работы или услуги), реализуемые на территории России, в федеральный бюджет в январе-апреле 2016 г. зачислилось 986,4 миллиардов рублей, или же на 6,0% больше, нежели в январе-апреле 2015 г. Поступления в консолидированный бюджет России, по сводной группе акцизов, в январе-апреле 2016 г. составили 398,8 миллиардов рублей, или же на 18,7% больше, нежели в январе-апреле 2015 г.

      Имущественных налогов в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 345,4 миллиардов рублей, или же на 0,5% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

      Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет России в январе-апреле 2016 г. зачислилось 801,8 миллиардов рублей, или же на 26,1% меньше, нежели в январе-апреле 2015 г.

      В федеральный бюджет России в январе-апреле 2016 г. определилось 2238,9 миллиардов рублей, что на 8,8% меньше по сравнению с января по апрель 2015 г. В консолидированные бюджеты субъектов России в январе-апреле 2016 г. определилось 2492,8 миллиардов рублей, или же на 1,8% больше по сравнению с января по апрель 2015 г.

      Рассмотрим задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации за 2013 – 2015 гг.

      Таблица 6. Структура задолженности перед бюджетной системой РФ, млрд р.

      Совокупная задолженность перед бюджетной системой РФ (включая пени и налоговые санкции), всего

      не подлежащая взысканию налоговыми органами

      Отсроченная, реструктурированная задолженность

      Взыскиваемая судебными приставами

      Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа

      Приостановленная к взысканию по банкротству

      Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами)

      В таблице показаны данные, отражающие структуру налоговой задолженности перед ФНС России по состоянию на отчетные даты: 1 января 2014 г., 1 января 2015 г. и 1 января 2016 г. Анализ структуры задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации показал, что общая задолженность за 2014 г. возросла на 2,28 %, а за 2015 г. ее объем сократился на 2,23 % (100% — 97,77%).

      При этом тенденцию к росту имеют неурегулированная задолженность (9,84 и 0,44 % соответственно), приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа (1,84 и 0,54 % соответственно) и задолженность, невозможная к взысканию, т.е. подлежащая списанию налоговыми органами (33,6 в 2014 году). Из приведенных данных видно, что имеется негативная тенденция к росту неурегулированной налоговой задолженности.

      Рисунок 4. Динамика совокупной задолженности перед бюджетной системой РФ за 2013 – 2015 гг.

      Проанализировав показатели налоговых платежей перейдем к еще одному важному аспекту в деятельности ФНС – налоговому контролю.

      Главная задача налоговых органов — контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

      Основной конфигурацией налогового контроля является налоговая проверка, которая предполагает собой действие налогового органа по контролю за точностью или правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяют на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). Согласно своей эффективности и роли именно налоговые проверки занимают основное позиция из числа контрольных мероприятий налогового контроля.

      Главным источником анализа налоговых проверок или показателей налогового контроля в Российской Федерации служит данные отчетов о результатах контрольной работы налоговых органов формы № 2-НК, размещенных на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Рассмотрим и проанализируем показатели налогового контроля за 2013 – 2015 гг.

      Таблица 7. Показатели налогового контроля проведенного в России в 2013 году

      novainfo.ru

      Смотрите еще:

      • Налог на гараж в гск Проблемы строительных участков в ГСК: налоги на гараж в гаражном кооперативе Строительный гаражный кооператив – это потребительская и некоммерческая организация. Создавая его, преследуют часто одну цель – […]
      • Заявление о предъявлении исполнительного документа к исполнению Заявление о сроке предъявления исполнительного листа Вынесение судом решения не всегда приводит к добровольному исполнению должником своих обязательств, добиться принудительного исполнения такого решения […]
      • Претензия ип к ип образец Претензия продавцу Достаточно часто претензия продавцу составляется неверно. И связано это с тем, что в качестве основы используется претензия потребителя. А ведь договоры с участием потребителя […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.