Древнее правило этикета

Афиша событий

Этикетом называют совокупность норм поведения, принятых в обществе. Сегодня существуют различные виды этикета — столовый, офисный, дипломатический. Если хотите прослыть воспитанным человеком, приходится усваивать эти правила. Интересно, каким же образом они появились на свет и вообще — зачем нам нужны? Попробуем ответить на эти вопросы.

Впервые слово «этикет» было употреблено при дворе французского короля Людовика XIV: на одном из приемов гостям раздали карточки со сводами правил — так называемые «этикетки». Но первые предписания, как следует держаться в тех или иных ситуациях, встречаются еще на глиняных табличках шумеров и древних египтян.

Большую роль играл этикет в Древней Индии с ее кастовой системой. В Древнем Китае к первой половине I тысячелетия до нашей эры были выработаны нормы поведения — «ли», в которых регламентировалась вся человеческая жизнь буквально до мелочей. Например, мужчинам предписывалось ходить только по правой стороне улицы, а женщинам — только по левой.

В XI-XII веках сформировались правила западноевропейского этикета. Они четко определяли границу между различными сословиями, а также между представителями разных ступеней дворянской иерархии. Так, за торжественным обедом при французском королевском дворе все пэры должны были занимать свои места согласно статусу — кто-то оказывался ближе к монарху, а кто-то — дальше от него.

В первой половине ХIV столетия был издан первый кодекс хороших манер «Il Galateo», автором которого являлся флорентиец Джованни делла Каза. Изложенные в нем предписания казались не только особ аристократического происхождения, но и представителей других сословий, то есть были универсальными.

Однако все-таки самых строгих правил этикета придерживались при королевских дворах Европы. Появилась даже специальная должность — церемониймейстер (знаток придворного этикета). Во Франции во времена абсолютизма жизнь двора полностью подчинялась требованиям этикета. Так, во время трапезы монарха все подданные, не являвшиеся членами королевской фамилии, должны были стоять. Королева и принцы могли сидеть на стульях, остальные члены королевской семьи — на табуретках. Последней привилегии могла также удостоиться фаворитка короля.

В XVIII столетии собственные нормы этикета появились и у буржуазии. Правила были довольно строгими. Например, женщине запрещалось оставаться наедине с мужчиной, если он не был ее мужем или близким родственником. Хотя на деле многие нарушали эти предписания.

В России вплоть до реформ Петра I основная масса населения придерживалась уклада, изложенного в сборнике «Домострой», вышедшем в XVI веке. Там были подробно прописаны правила содержания домашнего хозяйства и семейной жизни. Весь уклад жизни был пропитан религиозностью. У женщин не было фактически никаких прав, им предписывалось во всем подчиняться мужу, молиться, вести хозяйство и растить детей.

Жестко регламентировались правила гостеприимства. Так, гостей принимали в соответствии с их возрастом и общественным статусом. Если являлись в гости к равному по статусу, то подъезжали прямо к крыльцу. Если хозяин дома имел более высокий статус, то останавливались у ворот и шли через двор пешком. Те, кто стоял на более высоких ступенях общественной иерархии, не должны были сами навещать «низших по званию», только наоборот. Позднее Петр I стал вводить этикет западного образца, но это касалось лишь верхушки общества, а низшие слои еще долго продолжали жить по Домострою.

Начиная с XVIII столетия правила этикета в обязательном порядке подлежали изучению, по крайней мере, дворянскими детьми. Например, девушек учили, как вести себя с молодыми людьми, как встречать гостей, как держаться с родственниками или старшими по «званию».

В наши дни норм этикета — как писаных, так и неписаных, существует огромное множество. Есть национальные правила этикета, действующие в рамках одной страны или народности, а есть профессиональные. Очень важен этикет в сфере дипломатии, так как несоблюдение принятых формальностей может повлечь за собой международный конфликт. Есть также медицинский, юридический, воинский этикет. Свои разновидности этикета существуют в области бизнеса и даже в Интернете.

В каких-то ситуациях строгое соблюдение правил необходимо, в каких-то можно обойтись без условностей и формальностей. Но некие общие нормы приняты практически везде: так, людей более высокого социального статуса называют на «вы», младший в разговоре не должен перебивать старшего по возрасту, мужчина должен открывать перед женщиной дверь, и так далее.

Зачем же следовать правилам этикета? Прежде всего, чтобы отдать дань общественному статусу другого человека. И, наконец, для того, чтобы наш собеседник чувствовал себя с нами комфортно. Недаром говорится, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

www.missus.ru

Греческий этикет

Дата обновления: 27.09.17

Греция со своими многочисленными островами на протяжении веков привлекает туристов жемчужинами своей истории и культуры, шикарными пляжами и жарким климатом.

Зачастую мы имеем весьма искаженное представление о Греции. Виноваты в этом история, философия и мифология, на которых базируется классическое образование.

Отправляясь в Грецию, мы ожидаем каких-то греческих чудес, не существующих в реальности, что неизбежно ведет к разочарованию. Современная Эллада явление вполне обыденное и земное. Поэтому следует учитывать местный менталитет и нормы поведения.

Большие потоки туристов с «западными манерами» греки воспринимают спокойно, рядовые отдыхающие не имеют с этим проблем.

Греки по природе своей дружелюбны и общительны. Всего 2 вежливых слова на греческом «эфхаристо» и «паракало» («спасибо» и «пожалуйста») сыграют в вашу пользу при общении с местным населением. Как только вы сделаете первый шаг к общению, они с удовольствием поддержат вас и помогут всем, чем смогут.

Больше всего в Греции любят отдыхать и проводить время с семьей.

Греческий семейный этикет

В Греции трепетно относятся к гостям. Но вам все равно надо произвести хорошее впечатление о себе. И боже вас упаси задеть или оскорбить грека в разговоре — будет задета честь его семьи. Вам это просто так не спустят. Любые вопросы решайте вежливо, искренне и корректно. Семью здесь почитают так же, как на Востоке. Особенно пожилых людей. Часто иностранцам приходится делать усилия, чтобы проявить уважение к старикам.

Во время знакомства здесь принято пожимать руку всем – мужчинам, женщинам и даже детям. При более тесном общении мужчин можно дружески хлопать по плечу, а женщину слегка приобнять и поцеловать в каждую щеку.

Как вести себя в греческом обществе

Местные жители – народ темпераментный, любит жестикулировать во время разговора. Будьте внимательны — традиционный в Америке жест «Ok» в Греции имеет оскорбительный смысл, не попадите впросак. Лучше сожмите кулак и оттопырьте большой палец вверх, если хотите дать понять, что у вас все отлично.

Протянутая вперед открытая ладонь призыв остановиться жест, часто сопровождаемый словом «на» («здесь»). Он используется для того, чтобы кого-либо обругать и называется «мунца». Жест означает, что вас не желают больше слушать, или вы совершили постыдный поступок. Корни «мунцы» происходят от древнего византийского обычая осыпать преступника пеплом с целью выставить того на посмешище.

По поводу кивков. Легкий означает согласие или «да», а задирание подбородка и головы вверх – «нет».

При посещении храмов у вас должны быть закрыты плечи и колени.

Греки и поведение за столом

В районах, где селится большинство туристов, за обедом часто танцуют. Ваше желание присоединиться к танцующим очень высоко поднимет вам рейтинг – принимающая сторона расценит ваш жест как желание лучше узнать греческую культуру.

Здесь допустимо опоздать на обед на полчаса. По дороге лучше захватить в качестве презента вино, цветы, конфеты или любые другие сладости.

Если в вашу честь звучат тосты, то вам необходимо сказать ответный тост.

На греческом обеде принято класть часть еды со своих тарелок в тарелку соседа. Смело делайте то же самое.

В этой стране считается немыслимым принимать пищу в одиночку – любые события отмечают в кругу друзей и родных.

Типично греческими яствами являются сырный пирог тиропета, похожая на голубцы долматесдолма (мясной фарш в виноградных листьях) и мусака баклажаны с мясным соусом и сыром. Греческие блюда известны по всему миру. Но, к великому сожалению, на сегодняшний день греческие таверны и бары не имеют такого распространения, как в прошлом. Поэтому не упустите шанс попробовать настоящие греческие деликатесы.

Из напитков к столу подают узо — разбавленную водой анисовая водку, вино (крази) и пиво (бира). Вино с добавлением сосновой смолы — традиционный напиток греков рецина. С местным алкоголем следует держать ухо востро — здесь культура пития формировалась веками, греческие желудки и головы к ним привычны, а для наших это может закончиться плохо.

Если вы обращаетесь к одному человеку, чтобы выпить за его здоровье, произнесите «Стинийиасу». Если вы обращаетесь не к одному человеку, то тост будет звучать «эс иихан сас». Это две разновидности, означающие «Ваше здоровье». «Кали эпитиха» — тост на удачу и успех предприятия. Первый тост всегда за хозяином. Произносить тосты здесь могут и женщины.

Кофе греки пьют очень крепкий и густой. Только не заказывайте в греческих кафе и ресторанах кофе по-турецки — греки вас не поймут. Память об Османском рабстве жива по сей день, поэтому на все турецкое здесь табу.

О чем говорить нельзя

Не говорите о том, что Греция является частью Восточной Европы. Это географически неверно.

Больная тема для разговора — проблемы Македонии. Ею ошибочно называют юг Югославии.

Не смотря на то, что Византия предмет гордости каждого грека, в большей части населения живы воспоминания о перевороте 60-70-х годов и репрессиях, связанных с ним. В то же время воспоминания о древней Элладе греют душу каждого греческого гражданина, так как именно в ее времена было положено начало демократии. В силу понятных исторических причин не стоит упоминать о «турецком» вопросе и войне на Кипре 1974 года.

Греки заядлые курильщики. В 2010 году было запрещено курить в общественных местах. Поэтому не бойтесь выражать свое недовольство в общественном транспорте, если вас беспокоит табачный дым, исходящий от водителя.

Что привезти на память?

Самый идеальный подарок из Греции — это изделия народных промыслов, одежда с вышитыми узорами и изделия, связанные вручную.

Валентина
09.12.2011
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!

www.knigge.ru

Искусство Древнего мира

  • Главная
  • Искусство Древней Греции
  • >
  • Этикет древнего мира: Греция

Этикет древнего мира: Греция

Философы Древней Греции учили людей благородству, здравому смыслу, умеренности и воздержанию, как лучших добродетелей. Во взглядах выдающегося материалиста древности Демокрита, который основоположил моральные каноны и правила поведения, четко прослеживается желание привить человеку лучшие духовные качества. Демокрит отмечал, что благородство домашних животных заключается в высоком качестве их тел, тогда как благородство людей — в хорошем направлении их характера, что проявляется в их поступках.

Демокрит воспевал разум, мудрость и рассудительность. Бессмертными афоризмами стали его заметки «Телесная красота человека — это нечто твареподобное, если под ней не скрывается ум», «не пытайся знать все, чтобы не стать во всем невеждой», «дуракам лучше повиноваться, чем повелевать», «лучше думать прежде чем действовать, а не после «.

Демокрит требовал, чтобы слово не расходилось с делом, чтобы оно было тенью дела, поскольку «многие из тех, кто позорно совершает, говорит замечательные речи». При оценке поведения человека Демокрит учил считаться не только на ее действия, но и на внутренние побуждения и желания. Он говорил: «Честный и недостойный человек познаются не только потому, что они делают, но и из-за того, чего они хотят». Он осуждал лицемерное раздвоение личности для себя и для других, настойчиво советовал: «Не говори и не делай ничего плохого, даже если ты наедине с собой. Учись как можно больше стесняться самого себя, чем других», «замечательной есть надлежащая мера во всем», «если пересечешь границу, то самое приятное станет для тебя неприятным».

В отзывах о людях тоже стоит соблюдать меру и тактичности. Нужно взвешенно относиться к похвале других и себя. Нельзя не согласиться с Демокритом, что «очень вредят дуракам те, кто их восхваляет», «лучше, — продолжал он, — чтобы хвалил нас кто-то другой, чем хвалить самого себя», «если не можешь признать похвалу заслуженной, считай ее лестью «.

Другой выдающийся мыслитель древнего мира, знаменитый греческий философ-материалист Эпикур считал, что каждый человек стремится удовольствия и избегает возможных страданий. «Поэтому, — отмечал он, — мы называем удовольствие началом и концом счастливой жизни. Однако когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, — продолжал он, — мы имеем в виду не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающиеся в чувственной наслаждении, как считают те, кто не знаком, или не соглашается, или неправильно понимает, но мы понимаем свободу от телесных страданий и от мук совести и тревог «.

Свобода от телесных страданий, душевных мук и тревог достигается рассудительностью, ведь, говорил Эпикур, нельзя жить приятно, если не живешь разумно. Всему есть свой край, и его должен знать каждый человек. «Благосостояние и счастье — не в избытке денег, не в выси положения, не в должностях каких-либо или силе, — разъяснял Эпикур, — а в свободе от печали, в умеренности чувств и настройке души, всем знают границы».

Аристотель

На развитие этической мысли древнего мира огромное влияние оказал славный философ того времени Аристотель. По его убеждению, этика, поведение и поступки людей обусловлены политикой и экономикой, ведь и полноценный гражданин — утверждал он, — это общественное животное. Более того, согласно взглядам Аристотеля, нравственность предоставлена людям в виде возможности и превращается в действительность лишь общественной жизнью. «Не без основания, — утверждал он, — люди придумывают понятие блага или блаженства согласно жизни, которым они живут»
Считая основой этики и поведения людей стремление к наслаждению, Аристотель напоминал, что кроме наслаждения есть еще и страдания. Во всяком наслаждении и страдании возможны избыток или недостаток, причем и то, и то плохо. «Избыток и недостаток, — отмечал Аристотель, — принадлежности порока, середина — принадлежность добродетели».

Умеренность и середина — вот условия нравственности добродетельной жизни, приличия и общения людей.
Аристотель дает ответ на вопрос, за что мы (люди) любим друг друга. «Любить означает желать кому-то того, что считаешь благом, ради него, а не ради самого себя, и пытаться по мере сил давать ему эти блага … Другом будет тот, кто вместе с нами радуется нашим радостям и сожалеет нашу тоску ради нас самих … Любим мы и тех, с кем приятно жить и проводить время, а такие люди вежливые, не склонны подчеркивать ошибки (других), не любят спорить и ссориться …

Любим мы и тех, кто умеет пошутить и принять шутку, поскольку тот, кто умеет принять шутку и может сам прилично пошутить, одинаково наполняют удовольствием ближнего.
Мы любим также людей, которые превозносят те добрые качества, которыми наделены мы, особенно если мы боимся оказаться лишенными этих качеств. Пользуются любовью еще люди чистоплотные в своей внешности, одежде и во всей своей жизни, а также люди, не имеющие привычки упрекать нас допущенные ошибки и совершенными благодеяниями.

Любим мы также людей незлопамятных, которые не помнят обид и легко идут на примирение …, а также людей несквернословных и тех, кто считается не на недостатки, а на добрые качества людей … Вообще мы любим тех людей, которые слишком благосклонны к своим друзьям и не оставляют их «. Древнегреческий посольский церемониал в те времена обставляли с изрядной торжественностью. Так, например, покровителем послов воды считали бога Гермеса. Он к тому же, по легендам, занимался путников и торговцами.

Послы имели при себе специальные «жезлы Гермеса». На верхушке жезла, обвитого лавром, были устроены крылья птицы и два переплетены узлы. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность. После давали инструкции, написанные на двух карточках или табличках, составленных вдвое, — «дипломах». Отсюда и происходит слово «дипломатия».

Во времена расцвета греческой цивилизации древнегреческий философ Платон (IV век до нашей эры) в известном труде «Пир» воспевал людей, способных определять «золотые грани» потребление пищи и вина. Только дикари и варвары могли выходить за эти пределы, — считали древние греки. Среди афоризмов Григория Сковороды находим: «Счастлив тот, кто соединил врожденную свою работу с общей. Она есть настоящая жизнь. И теперь можно понять такое Сократове слово:» Кое-кто для того живет, чтобы есть и пить, а я пью и им для того, чтобы жить «.

Гомеровские герои

У древних греков впервые появляются понятия культуры поведения для целенаправленного формирования личности по определенному образцу. Систему ценностей рыцарского поведения можно проследить у Гомера в «Илиаде». Важную роль в определении культурного человека (слово культ латыни означает глубокое уважение к кому-то (чему-то), почитание кого (чего), т.е. образец для подражания) играло ее благородное происхождение (подобно тому, как слово «какао» означало человека совершенно недостойное). С происхождением связывали не только благородство, но и красоту, прежде телесную. Гомеровские герои были удивительно чувствительны к красоте человеческого тела и многое прощали тем, кто был ею наделен.

Согласно древнегреческим этикетом фигуру человека должна излучать силу. Он должен быть высокого роста и плечистый. Не каждый поднял бы щит, выкованный для Ахилла, а копье Гектора длиной достигал одиннадцать локтей. Рыцарь должен быть искусным атлетом и достойно побеждать в соревнованиях. Эти умения служили образцом и были отличительной социальному признаку, потому вступления их требовало немало свободного времени. Прекрасно это описал Гомер в «Одиссее».

Рыцарь отличался от простонародья хорошим языком и учтивостью, причем эти качества на протяжении веков служили признаками культуры и принадлежности к высшим слоям общества. Вежливый человек не пытался любыми путями оказаться в центре внимания, вел себя сдержанно, как, например, Одиссей. Учтивость хозяев проявлялась в их тактичном поведении. Они не мешали гостю расспросами, а ждали, пока он после приличного угощения сам расскажет о себе столько, сколько сочтет нужным.

Можно добавить также, что в обществе, где рыцарь боролся свое положение с оружием в руках, храбрость считалась самым необходимым добродетелью, а обвинение в трусости — худшей обидой. Характер гомеровского героя определяли главным забота о чести, стремление к славе и отличия. Античный человек был очень чувствительный к чествованию, впрочем, мера их должна соответствовать полученным заслугам.

В книге «Совершенный грек и римлянин» говорилось: «Весь социальный строй гомеровский основанный на чествовании друг друга». Благородное происхождение приводило стремление к славе, поэтому родители требовали от своих сыновей, чтобы они во всем придерживались этикета добродетели и во что избегали того, чтобы выглядеть нелепо.

Гомеровский воин согласно требованиям этикета должен быть щедрым, а обязанность хозяина — искренне принять гостя, то есть проявлять гостеприимство. Считалось, что только четыре занятия не способны обидеть людей, возвышенных на вершину общества: власть, религия, война и спорт. Люди, уязвимые к обидам и ежесекундно готовы отстаивать справедливость, чаще прибегали к поединку мечом или хватались за лук и стрелы.

В решении конфликтных ситуаций и соперничества бой был важной составляющей жизни древних греков и обычно происходил по определенным правилам. Исход битвы часто решал поединок сильнейших рыцарей из враждебных станов. Поединок мог прекратиться после сообщения сопернику своей генеалогии, и нередко случалось так, что вражды был положен конец в случае, если стороны узнавали о давней дружбе своих предков.

Поединок мог прекратиться также по инициативе того, кто вызвал противника на дуэль. На прощание соперники дарили друг другу подарки, а клянясь в дружбе, даже обменялись доспехами. Публичная схватка ценнилась выше, чем военная хитрость. Победитель имел право снять доспехи с побежденного, а его тело бросить собакам или хищным птицам. Древние греки верили, что без погребения убитый не сможет переплыть реку Стикс и найти покой в мире мертвых.
К непременных правил воинского этикета принадлежало перемирия для сбора тел погибших на поле битвы и захоронения их. Остро осуждалось нарушение заключенных под присягой соглашений. Лук считался менее почетным оружием, чем меч, впрочем, за победу боролись чем-либо, да и даже камнями.

Поводом к войне могли служить личная месть, возмущение против клятвопреступников, неблагодарность. Так возникло понятие долга, чести, силы и значения их как принципов справедливости. Неблагодарность заслуживала осуждения так же, как ситуация, когда товарища бросали на произвол судьбы, не предоставив ему необходимой помощи.

Правила древнегреческого этикета, продиктованы соображениями взаимоуважения и сострадания, требовали: «… помилуй того, кто покорился и просит пощады; почитай посла; соблюдай перемирие: не мешай захоронению мертвых и сдерживайся от восхвалений над трупом врага …».

Сохранение жизни врагу могло диктоваться желанием получить за него выкуп. Кроме того, если обязанность и честь — высшее благо, то добровольное унижение — огромная жертва, которую нельзя не уважать. Вот почему запрещалось наносить удары противнику, который покорился.

Сервировка и этикет стола в Древней Греции были весьма простыми. На завтрак съедали несколько ломтей хлеба, смоченного вином. Обед был главным в дневном рационе, поэтому во время обеда сидели за столом. Пища состояла из каши, сваренной преимущественно из очищенных зерен пшеницы или ячменя, блюд из зелени, маслин и незначительного количества мяса. В античной Греции не знали никаких столовых приборов и еду брали руками из общей посуды. После обеда слуги поливали гостям воду на руки над небольшим тазом.

Впоследствии на этикет стола в Древней Греции существенно повлияло сицилийское и малоазийское кулинарное искусство. В определенной степени были заимствованы и застольные обычаи персидского и лидийского царских дворов. Например, главное застолья стали назначать на более позднее послеобеденное или вечернее время, вошли в моду также застеленные покрывалами банкетные ложа, высотой почти такие же, как и уровень обеденного стола. На каждом из таких лож устраивались по двое мужчин; вместо женщины и дети, по-прежнему сидели за столами.

Культура за столом

Никаких сложных правил этикета за столом тогда не знали. Хорошим тоном считалось черпать супы или соусы ломтем выеденного хлеба или просто одной ложкой. После еды очищали руки хлебом или ароматной глиной.
После блюд брались за вино. Эти симпозиумы, как называли такие пиры, имели прежде культовый характер (их устраивали в честь бога Диониса) с ощутимым эротическим компонентом. Они сопровождались философскими беседами и дискуссиями. В более поздние эллинистические времена симпозиумы окончательно превратились в огромные оргии. В Древней Греции различали два типа человеческих культур — «культуру стыда» и «культуру вины», имеющие противоположные критерии оценки поведения человека.

В «культуре стыда» такие оценки имеют внешний характер — одобрение при осуждении, подражания лучших и соперничество. В «культуре вины» на первый план выходит внутренняя система ценностей — «суд совести».
Если, например, чувство внутренней греховности, присущее христианству, не было свойственно грекам, однако им были в высшей степени присущи чувство стыда перед согражданами, опасения публично попасть впросак. Эти важнейшие мотивы во многом определяли поведение древнего грека в обществе.

С другой стороны, античному человеку было свойственно стремление предшествовать, то есть стать лучшим среди многих. Желание быть лучшим не ограничивалось областью воинской доблести, оно касалось первенства и в спорте (гонки на колесницах, борьба, кулачный бой, бег, стрельба из лука, метание диска и копья). Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры и с тех пор несколько веков подряд регулярно проводились каждые четыре года. VII-VI века до нашей эры были временем обострения социальной борьбы греческих полисов (городов) за равенство перед законом, за свободу слова.

Настоящей «школой для Эллады» стали Афины. Гиппократ в своих произведениях писал о многочисленных физические и духовные особенности людей. Раннее детство мальчики и девочки проводили вместе, под наблюдением женщин. Начиная с шестилетнего возраста мальчик посещал уроки частных учителей (такие сценки можно увидеть на краснолаковых вазах, сохранившиеся до наших дней) в сопровождении педагога (греческое «педагог» переводится украинского как тот, кто сопровождает ребенка). Учебным пособием для детей послужили тексты Гомера, а за принадлежности правили восковые дощечки. По окончании гимназии юношей забирали на двухлетнюю службу в армию.

В доме для женщины было отведено специальное помещение. На улицу женщина с благородной семьи выходила исключительно в сопровождении рабыни или служанок. Впрочем, не следует считать, что замужем афинская женщина была бесправной перед мужем. В области своих обязанностей жена имела решающий голос. Кстати, Ксантипа, жена Сократа, ругала и даже била своего мужа за то, что он не приносил домой денег, теряя время в беседах.

Своеобразное место в жизни Афин занимали гетеры. Они имели большую свободу и независимость, достигали такого уровня культуры и образованности, который был недоступен замужним женщинам, к тому же они нередко заслуживали уважение умных людей того времени. Гетер нельзя сравнивать с японскими гейшами. Две древние культуры — японская и греческий — развивались параллельно. Так, например, культ красоты природы у японцев и культ красоты человеческого тела у греков возник почти одновременно.

ancientart.ru

Этикет древности, этикет современный

Само понятие «этикет» настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово «этикет» впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV — того самого, которому легенда приписывает изречение: «Государство — это я». На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово «этикет».

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою — наиболее ценимые формы поведения грека.

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова «этикет», придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикетобязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток — это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять «Правил приличного поведения». Вот лишь некоторые из них: «Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях. » Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.
В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она — самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.

Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь «Домостроем». Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.
Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в европе книгу «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.
Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

otvet.mail.ru

Смотрите еще:

  • Если отказаться от гражданства молдовы Отказ от гражданство Молдовы Уточнить все нюансы касательно правового урегулирования вопросов об отказе от молдавского гражданства можно, ознакомившись с Законом РМ "О гражданстве Республики Молдова" № 1024 - […]
  • Дыбы наказание Что такое "встать на дыбы"? Дыба – это предмет или слово, выражающее тип поведения? В жизни встречаются люди, которые показывают резкий протест против чего-либо своим поведением. Такое несогласие, выраженное […]
  • Борьба за испанское наследство Война за испанское наследство привела к ожидаемым результатам и неожиданным последствиям Война за испанское наследство разразилась в 1701 году в связи со смертью Карла II — последнего представителя испанской […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.