Федеральные законы банковское право

Федеральные законы банковское право

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Законопроектом «О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за совершение противоправных деяний на воздушном транспорте» предлагается усилить административную ответственность за такие деяния, как управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна и др.

Целями законопроекта «О цифровых финансовых активах» является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

Законопроектом предусматривается дополнение пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», которая устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне, положением об обязанности для таких лиц проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Банковское право

Банковское право представляет собой совокупность точек зрения, взглядов, идей правоведов на различные явления правового характера. Однако при изучении банковского права имеется определенная специфика, которую следует учитывать. Так, правовые конструкции банковского права представляют собой различные юридические формы тех экономических отношений, которые складываются в процессе осуществления банковской деятельности. Поэтому помимо юридической проблематики настоящая работа содержит пояснение некоторых экономических категорий, без понимания которых невозможно разъяснить проблемы теории банковского права. Например, невозможно объяснить правовую природу денег без выяснения экономической природы денег — определенного общественного отношения. Невозможно объяснить правовую природу аккредитива и обосновать конструкцию ответственности за нарушение его условий без подробного анализа механизма аккредитивной операции. Не представляется возможным рассмотреть структуру договорных связей при осуществлении операций с банковскими картами без предварительного объяснения традиционных терминов «карточных» расчетов: кредитные и дебетовые карты, банк-эмитент, банк-эквайрер, платежная система, авторизация и т.п.

Банковское право является новой отраслью российского права, не полностью сформированной. В советский период такой отрасли не было вообще. Банковское право начало свое формирование лишь в начале 1990-х годов XX века. Это динамично развивающаяся молодая отрасль права. Именно поэтому процесс ее развития постоянно прерывается разнообразными проблемами, требующими немедленного решения. Теория банковского права еще до конца не разработана, она находится лишь в процессе становления. Поэтому современная теория банковского права отличается перегруженностью и чрезмерной многочисленностью разнообразных, порой взаимоисключающих, точек зрения на принципиальные основы банковского права. Это своего рода «болезнь роста» и поэтому является нормальным явлением для становления доктрины.

Источники банковского права — нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, непосредственно связанные с банковской деятельностью.

В теории права под источником права с формально-юридической точки зрения понимается способ выражения вовне юридических правил поведения. Хотя в банковской практике определенную роль играют банковские обычаи, основным источником банковского права, как и всей российской правовой системы, является нормативно-правовой акт.

Правовое регулирование банковской деятельности имеет определенные особенности. В частности, исходя из ст. 71 Конституции, банковская деятельность регулируется только на федеральном уровне. Непосредственно на законодательном уровне банковская деятельность регулируется специальными федеральными законами. На подзаконном уровне данная деятельность регулируется таким специальным субъектом, как Банк России, акты которого издаются в специальном порядке.

Одним из центральных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, является одноименный Закон о банках и банковской деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, непосредственно Законом о банках и банковской деятельности, Законом о Банке России, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Кроме того, банковская деятельность регулируется также нормами международного права и международными договорами (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В Конституции можно увидеть несколько групп норм, устанавливающих основы регулирования важнейших вопросов банковской деятельности.

К первой группе норм можно отнести положения Конституции, определяющие основы правового регулирования и осуществления банковской деятельности как разновидности предпринимательской деятельности на территории России. Ко второй — регламентирующие правовое положение Банка России. Наконец третьей группой охватываются нормы, устанавливающие основы финансовой и денежно-кредитной политики РФ.

Банковско-правовые нормы содержатся в следующих положениях Конституции РФ: п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74; ст. 75; п. «г» ст. 83; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст. 114 и др.

К актам банковского законодательства можно отнести, например, следующие:

  • Федеральный закон о национальной платежной системе;
  • Федеральный закон о страховании вкладов;
  • Федеральный закон о кредитных историях.
  • Федеральными законами, составляющими основу банковского законодательства, необходимо признать Закон о Банке России и Закон о банках и банковской деятельности. Как было отмечено выше, они прямо поименованы в ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности.

    Закон о банках и банковской деятельности в своей первой редакции был принят в 1990 г. Затем, в 1996 г., он был изложен в новой редакции, которая более чем с 40 изменениями действует на сегодняшний день. Данный федеральный закон является, безусловно, базовым для кредитных организаций. В нем даются такие основные для банковского права понятия, как кредитная организация, банк и небанковская кредитная организация, банковская группа и банковский холдинг, перечисляются элементы банковской системы и виды банковских операций, определяется содержание и порядок предоставления информации, составляющей банковскую тайну. В нем устанавливаются требования к фирменному наименованию, содержанию учредительных документов, уставному капиталу, органам управления кредитной организации. Отдельная глава закона посвящена порядку регистрации кредитных организаций и лицензированию банковских операций, в том числе исчерпывающим образом перечисляются основания отзыва лицензии у кредитной организации. Здесь можно найти и детальную регламентацию процедур реорганизации и ликвидации банка. Закон о банках и банковской деятельности определяет также правовые основы межбанковских отношений и обслуживания клиентов банков, а также взаимодействия кредитных организаций и Банка России.

    Закон о Банке России второй по счету, но не по значимости федеральный закон в банковской сфере. Действующий сегодня закон был принят в 2002 г. и, в отличие от предыдущих аналогичных документов, фактически заменил Устав Банка России. Данный федеральный закон определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России. Отдельно устанавливаются принципы организации Банка России, статус его служащих, виды банковских операций и сделок, которые Банк России может осуществлять. Однако, определяя правовое положение Банка России, этот документ одновременно регламентирует множество важных вопросов банковской деятельности. Так, в нем устанавливаются основы организации наличного денежного обращения, национальной платежной системы, банковского регулирования и надзора, денежно-кредитной политики, а также в целом взаимоотношений Банка России с кредитными организациями.

    Высшую ступень в иерархии подзаконных актов, как известно, занимают указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Следует сказать, что в области правового регулирования банковской деятельности данных документов мало.

    Среди подзаконных актов, регулирующих банковскую деятельность, основное место принадлежит нормативным актам Банка России.

    Правовой основой издания Банком России нормативных актов является норма, закрепленная в ст. 7 Закона о Банке России. Согласно ей Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Как известно, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Сфера банковского права также не является исключением. Наоборот, российская банковская система, являясь сравнительно молодой по отношению к западной, стремится соответствовать более разработанным и совершенным международным стандартам.

    Большое значение в рассматриваемой области имеют многосторонние и двусторонние международные договоры. Россия является участником ряда важнейших многосторонних договоров.

    xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

    Источники банковского права

    Понятие и система источников банковского права

    С формально-юридических позиций источник права — способ выражения вовне юридических правил поведения. В отечественной правовой системе основным источником права является нормативный правовой акт — акт правотворчества, содержащий нормы права, регулирующий определенные общественные отношения и рассчитанный на неоднократное применение.

    В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:

    • Конституцией РФ;
    • Законом о банках и банковской деятельности;
    • Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
    • другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
    • Банковская деятельность не может регулироваться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления.

      Конституция РФ

      Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм.

      Конституция России — акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Ее нормы, так или иначе относящиеся к банковской деятельности, можно разделить на три группы:

      1. устанавливающие уровень правового регулирования банковской деятельности. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

      2. регламентирующие основы денежной системы России. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

      3. устанавливающие компетенцию высших органов государственной власти по назначению на должность Председателя Банка России. В силу п. «г» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. В соответствии с п. «в» ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.

      Законы в банковском праве

      Законы в банковском праве можно подразделить на специальные, целиком посвященные правовой регламентации вопросов банковской деятельности, и общие, имеющие опосредованное отношение к ней.

      Специальными банковскими законами являются:

    • Закон о банках;
    • Закон о Банке России;
    • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2008 г.) (далее — Закон о страховании вкладов);
    • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2008 г.) (далее — Закон о выплатах Банка России);
    • Закон о банкротстве кредитных организаций;
    • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. «О кредитных историях» (в ред. от 24 июля 2007 г.);
    • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. «О банке развития»;
    • Федеральный закон от 27 октября 2008 г. «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (в ред. от 19 июля 2009 г.) (далее — Закон об укреплении банковской системы);
    • Закон о платежных агентах.
    • Закон о банках содержит понятия кредитной организации, банка и небанковской кредитной организации; перечень банковских операций и сделок; устанавливает порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций; регламентирует вопросы обеспечения финансовой надежности кредитных организаций, институт банковской тайны, межбанковские отношения, особенности создания филиалов, представительств и дочерних организаций кредитной организации на территории иностранных государств, сберегательное дело, а также устанавливает правовые основы бухгалтерского учета в кредитных организациях и надзора за их деятельностью.

      Закон о Банке России закрепляет статус, цели деятельности и функции ЦБ РФ, регламентирует взаимоотношения Банка России с высшими органами государственной власти и органами местного самоуправления, компетенцию Национального банковского совета и органов управления Банка России, принципы организации Банка России, устанавливает основные правила организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России, перечень банковских операций и сделок, которые имеет право совершать ЦБ РФ, конкретизирует направления деятельности Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора.

      Закон о страховании вкладов устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Он определяет виды вкладов, подлежащих страхованию; права и обязанности участников системы страхования вкладов; компетенцию, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов; порядок постановки банков на учет в системе страхования вкладов и выплаты возмещения по вкладам.

      Закон о выплатах Банка России регулирует условия выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов; размер указанных выплат; порядок их осуществления и перехода к Банку России прав требований к признанному банкротом банку в размере произведенных выплат. Он имеет обратную силу и распространяется на все случаи признания банкротами банков, не участвующих в системе страхования вкладов, у которых лицензия на банковские операции была отозвана после 27 декабря 2003 г. (дата вступления в силу Закона о страховании вкладов).

      Закон о банкротстве регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Он содержит понятие и признаки банкротства кредитной организации, устанавливает основания и порядок реализации таких мер по предупреждению банкротства, как финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации, а также особенности рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации арбитражным судом и особенности конкурсного производства в отношении кредитной организации, признанной банкротом.

      Законом «О кредитных историях» определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

      Закон «О банке развития» устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации банка развития — Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

      Закон об укреплении банковской системы наделяет АС В правом при наличии признаков неустойчивого финансового положения банков — участников системы страхования вкладов осуществлять по согласованию с Банком России меры по предупреждению банкротства названных банков, устанавливает виды мер и порядок их применения.

      Закон о платежных агентах регулирует деятельность по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение их денежных обязательств перед поставщиками по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляемую платежными агентами (операторами по приему платежей и платежными субагентами), а также осуществление платежными агентами последующих расчетов с поставщиками.

      Общими законами в банковском праве являются ГК РФ, НК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22 июля 2008 г.), федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и проч.

      Нормативные акты Банка России

      Поскольку подавляющее большинство источников банковского права составляют нормативные акты Банка России, на их характеристике необходимо остановиться подробнее.

      В соответствии со ст. 7 Закона о Банке России ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Следовательно, нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом о Банке России, рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ.

      Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. Они также не имеют обратной силы.

      В форме указаний принимаются нормативные акты Банка России, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

      В форме положений принимаются нормативные акты Банка России, если их основное содержание — установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

      В форме инструкций принимаются нормативные акты Банка России, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

      Не относятся к нормативным следующие акты Банка России: распорядительные; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов РФ в сфере компетенции Банка России, если правомочие по их толкованию непосредственно предоставлено Банку России; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования.

      Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, устаношгенном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

      Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

    • курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    • изменение процентных ставок;
    • размер резервных требований;
    • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
    • прямые количественные ограничения;
    • правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
    • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
    • Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров.

      Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

      Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», при этом устанавливается приоритет международного договора перед национальным законом.

      В этой группе источников можно выделить Конвенцию о единообразном законе о простом и переводном векселе, Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, Конвенцию о гербовом сборе в отношении переводного и простого векселя, Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

      Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике

      Применяемые в банковской практике обычаи делового оборота представляют собой не предусмотренные законодательством или договором, но сложившиеся, т. е. достаточно определенные в своем содержании, широко применяемые в банковской практике правила поведения независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Эта группа источников на современном этапе находится в стадии становления в силу молодости российской банковской практики. Между тем за рубежом, особенно в странах англо-американской системы права, банковские обычаи играют весьма важную роль и находят воплощение в кодексах честной банковской практики, стандартах корпоративного поведения банкиров и т. п. Примерами указанных актов в банковском праве Великобритании являются Кодекс добросовестной банковской практики и Кодекс практики жилищного кредитования, которым добровольно следуют английские кредитные организации во взаимоотношениях с клиентами.

      2 апреля 2008 г. XIX Съездом Ассоциации российских банков был одобрен Кодекс этических принципов банковского дела. Он, как следует из преамбулы, является актом саморегулирования деятельности банковского сообщества на основе норм деловой этики, и одновременно составной частью единой системы морально-этического и правового обеспечения функционирования кредитных организаций в Российской Федерации. Кодекс устанавливает этические принципы и нормы, которыми кредитные организации намерены руководствоваться в своей профессиональной деятельности, как в общем при оказании банковских услуг, так и по отдельным направлениям, таким как отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, отношения со своими акционерами (участниками) и работниками, отношения по информационному обеспечению и проч.

      Нормативное значение данного акта состоит в том, что за нарушения его положений к виновной кредитной организации могут применяться меры ответственности, предусмотренные п. 4.3 Кодекса. По состоянию на 28 апреля 2009 г. к Кодексу присоединилось 40 банков.

      Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам банковского права актов Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 2 июня 2009 г.) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Иными словами, Конституционный Суд РФ не обладает полномочиями по изданию нормативных актов, не создает нормы права, а дает оценку уже принятым федеральным законам, нормативным актам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.

      Однако все чаще в актах Конституционного Суда РФ делается ссылка на правовую позицию Суда, изложенную в ранее принятом постановлении, а в некоторых случаях он попутно разрешает вопросы, которые на уровне Конституции РФ не регулируются и относятся к компетенции законодателя. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, в том числе судебных актов, в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит. Но в ряде решений, не рассматривая поставленный перед ним вопрос по существу, Суд тем не менее даст оценку судебным решениям, вынесенным по этому вопросу.

      Кроме того, согласно ст. 79 указанного Закона решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

      Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

      В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений или дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

      При этом сам Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» указал, что его решения, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

      www.grandars.ru

      Банковское право: конспект лекций (Д. А. Шевчук)

      В учебном пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Банковское право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Рекомендуется студентам, аспирантам и преподавателям по юридическим, экономическим и управленческим специальностям, а также сотрудникам банков, кредитным брокерам и консультантам.

      Оглавление

      • Об авторе
      • Сокращения
      • Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА БАНКОВСКОГО ПРАВА
      • Tема 2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА
      • Тема 3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      • Тема 4. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
      • Тема 5. СУБЪЕКТЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Банковское право: конспект лекций (Д. А. Шевчук) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

        ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА

        Менеджер – наемный управленец, начальник!

        Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер,

        а максимум специалист!

        Денис Шевчук www.deniskredit.ru

        Право имеет внешнюю форму своего выражения. Внешней формой проявления права являются его источники.

        Источниками банковского права являются федеральные законы и основанные на них подзаконные нормативные правовые акты.

        Источники права представляют собой пирамиду.

        Основным источником российского права является нормативный акт.

        В этом смысле российская правовая система исторически сложилась в результате влияния континентальной, романо-германской правовой системы, где, как известно, основной и практически единственный источник права – нормативный акт. Правда, наряду с нормативными актами в российском банковском праве действуют, как уже было сказано выше, обычаи делового оборота, но лишь постольку, поскольку к ним отсылает Гражданский кодекс.

        В теории права к нормативным актам относятся следующие: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, законы и другие нормативные акты субъектов Федерации, нормативные акты местных органов власти.

        Основным источником любой отрасли прав является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.

        Конституция Российской Федерации устанавливает для банковского права основополагающие нормы.

        В ней закрепляются независимость осуществления Банком России эмиссионной функции, порядок назначения Председателя Банка России и Совета директоров, а также ряд других вопросов, составляющих сущность денежно-кредитной системы в российском обществе.

        В ст. 4 Конституции Российской Федерации говорится, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому все остальные законы, в том числе и те, которые принимаются субъектами Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

        При этом надо иметь в виду, что согласно Конституции Российской Федерации финансовая и кредитная деятельность регулируется только федеральными законами. Субъектам Российской Федерации такое право не предоставлено. Это означает, что регулировать деятельность кредитных организаций в смысле установления правовых норм могут только федеральные органы государственной власти.

        В нормах данного акта содержатся положения, напрямую касающиеся банковской деятельности, например, в соответствии с п. ж ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

        В соответствии со ст. 75 денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

        Защита и обеспечение устойчивости рубля, в соответствии с той же статьей, является основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

        В Российской Федерации (ст. 8 Конституции Российской Федерации) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

        Кроме того, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

        Следующий уровень источников банковского права – федеральные законы.

        Порядок их опубликования и вступления в силу предусмотрен Федеральным законом от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». [5] В соответствии со ст. 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

        Однако нужно иметь в виду, что для банковских законов требуется, чтобы они в обязательном порядке были рассмотрены в Совете Федерации. Это вытекает из положений ст. 106 Конституции Российской Федерации, предусматривающей перечень вопросов, принятые по которым Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К ним, в частности, относятся федеральные законы, принятые по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации. Поскольку в этой статье сказано о финансовом, валютном и кредитном регулировании, то, стало быть, речь идет и о денежном обращении, и о деятельности кредитных организаций.

        Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является новой редакцией Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О Центральном банке РСФСР (Банке России)“», который принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 12 апреля 1995 года, подписан Президентом Российской Федерации 26 апреля 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 4 мая 1995 года), за исключением отдельных статей, сроки и порядок введения в действие которых установлены ст. 5 этого Федерального закона.

        В Законе приводится обобщающее понятие банков и небанковских кредитных организаций – «кредитные организации».

        Со дня вступления в силу нового Федерального закона Устав Центрального банка РСФСР (Банка России) утратил силу в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О Центральном банке РСФСР (Банке России)“».

        В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом и другими федеральными законами. Местом нахождения центральных органов Банка России является город Москва.

        Правовой статус Банка России закрепляется в ст. 2 упомянутого Федерального закона. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим основанием. Уставный капитал и иное имущество Банка России – федеральная собственность. В соответствии с целями и в порядке, установленными федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, за исключением случаев, когда они приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. В ст. 4 Федерального закона закреплены функции Банка России. Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона).

        Банк России согласно ст. 6 Федерального закона издает по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом и другими федеральными законами, нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам.

        Федеральный закон предусматривает порядок участия Банка России как юридического лица в капиталах кредитных, международных и иных организаций (статьи 7, 8), а также перечень операций, которые может осуществлять Банк России (глава XIII).

        В главе IX содержатся нормы, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность Банка России.

        Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляются Банком России в порядке, установленном главой X Федерального закона, в ст. 55 которой, в частности, предусмотрено, что главной целью банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

        Вместе с тем установлено, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

        Банк России имеет полномочия по установлению обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, экономических нормативов. Однако Федеральный закон запрещает Банку России требовать от кредитных организаций выполнения не свойственных им функций (ст. 57).

        Надзор производится в целях осуществления банковского регулирования. Банку России предоставлено право применять меры воздействия к кредитным организациям (запрет на осуществление отдельных банковских операций, взыскание штрафов, отзыв лицензии на осуществление банковских операций и некоторые другие меры воздействия) (ст. 75). Возникающие при этом споры подлежат рассмотрению в арбитражных судах.

        Банк России организовывает безналичные расчеты (глава XII Федерального закона).

        В ст. 80 Федерального закона предусмотрено, что Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Банк России уполномочен устанавливать правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. При этом общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

        Иностранная валюта в качестве средства платежа используется при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги лишь в случаях, установленных федеральными законами.

        Структура и принципы организации Банка России закрепляются в нормах главы XIII Федерального закона. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица, и их задачи и функции определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров (ст. 84).

        Правовое положение и функции коммерческих банков и других кредитных организаций предусмотрены Федеральным законом от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О банках и банковской деятельности в РСФСР“» с изменениями и дополнениями.

        Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 151-ФЗ внесены новые изменения. [6] Этот Закон определяет понятие кредитной организации, закрепляет структуру банковской системы и определяет перечень нормативных актов, которые регулируют банковскую деятельность, а также предусматривает ряд других вопросов.

        В связи с необходимостью реализации функций, возложенных на Центральный банк Российской Федерации Федеральным законом от 2 декабря 1990 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 года), Банк России наделен правом издавать нормативные акты.

        В ст. 6 упомянутого Федерального закона указывается:

        «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России („Вестнике Банка России“), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации почтовой или иной связью. Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в установленном законом порядке». [7]

        Эти требования законодательства имеют важное значение для укрепления и развития банковской системы. От того, как подготавливаются и издаются нормативные акты Банка России, и от того, какие вопросы они регулируют, во многом зависит качество тех услуг, которые кредитные организации предоставляют своим клиентам.

        С точки зрения укрепления законности и правопорядка в банковских отношениях необходимо добиваться соответствия между законами и нормативными актами Банка России. Как уже говорилось, верховенство закона – это принцип правового государства и непременное условие формирования гражданского общества.

        В разработанном Международным валютным фондом и принятом Временным комитетом документе, который называется «Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов», сказано (п. 3.4), что «общественность должна иметь беспрепятственный доступ к текстам издаваемых центральным банком нормативных актов». [8]

        Поэтому действующая система нормативных актов Банка России должна быть доступна для широкого круга пользователей. Единственное основание для неопубликования нормативных актов Банка России – это необходимость обеспечения предусмотренной законом секретности или конфиденциальности. Но в последнем случае нормативный акт может быть не опубликован для широкого ознакомления только в том случае, если он имеет гриф «Для служебного пользования».

        В Положении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 года № 519 [9] приводится ряд требований, которые имеют существенное значение для уяснения смысла правовых норм и их правильного применения: общее понятие нормативного акта как такого акта, в котором содержатся одна и более норм права, разъясняются некоторые отличия нормативных и ненормативных актов, а также приводится их классификация (положения, инструкции, указания), устанавливается порядок разработки проектов нормативных актов, их принятия, регистрации и опубликования.

        В упомянутом Положении Центрального банка сказано, что «направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации подлежат нормативные акты: содержащие одну и более норм, непосредственно затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах; устанавливающие, изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на момент представления нормативного акта на государственную регистрацию».

        Из приведенной цитаты видно, что Положение расширяет круг тех нормативных актов, которые должны регистрироваться в Министерстве юстиции Российской Федерации, поскольку в нем к требованиям ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» добавляется еще одно требование: регистрации подлежат и те нормативные акты Банка России, которые квалифицируются как «устанавливающие, изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов». Однако поскольку речь идет о правах граждан, то такие акты должны быть опубликованы в установленном законом порядке.

        Регистрация актов в Минюсте осуществляется в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств. В п. 7.2 Положения Банка России № 519 среди прочего сказано, что «направлению на государственную регистрацию подлежат нормативные акты:

        – содержащие одну или более норм, непосредственно затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах;

        – устанавливающие, изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав/свобод и законных интересов, действующий на момент представления нормативного акта на государственную регистрацию».

        Как отмечает Я.А. Гейвандов «основная масса нормативных актов Банка России, содержащих правовые нормы, на предмет их соответствия федеральному законодательству не контролируется и не проверяется, юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РФ не проходит, прокурорским надзором в полном объеме не охватывается, а в связи с этим незаконные нормативные акты не отменяются и не опротестовываются».

        Во многих случаях нормативные акты Банка России официально опубликованы не были, хотя на них нет грифа «Для служебного пользования». Причем среди них есть и такие, которые затрагивают механизмы реализации прав вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, например, в части либерального отношения со стороны органов банковского надзора в случаях с нарушениями нормативов, которые так или иначе, но затрагивают интересы вкладчиков.

        Суть данной проблемы в том, что любые нормативные акты затрагивают публичные интересы и поэтому контролируются государством. Причем порядок этого контроля зависит от категории нормативного акта. Может получиться и так, что неопубликованные нормативные акты, которые не относятся ни к одной из категорий нормативных актов, вообще выпадают из-под контроля государства.

        Решением Верховного Суда РФ от 17 ноября 1998 года № ГКПИ 98-648 «О признании незаконным решения Совета директоров Банка России от 1 сентября 1998 года „О мерах по защите вкладов населения в банках“» указано, что «данное решение содержит правовые нормы и нуждается в государственной регистрации в связи с тем, что согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 „О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ нормативные правовые акты федеральных органов власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний». Далее Верховный Суд Российской Федерации указал, что не подлежат применению такие нормативные правовые акты и в силу утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

        В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 года) нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

        Ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что «убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».

        Далее в этом же нормативном акте Банка России сказано (п. 1.2), что «в соответствии со ст. 25 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России». [10] Но ст. 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» помещена законодателем в главу III, которая называется «Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций».

        В Федеральном законе от 2 декабря 1990 года № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» этот термин тоже не употребляется, а лишь говорится в ст. 35 (п. 2), что нормативы обязательных резервов являются одним из основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России. Далее, в ст. 36 сказано, что «Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики».

        Таким образом, в Законе предусмотрено, что регулируются те кредиты, которые выдает сам Банк России. О тех же кредитах, которые выдаются коммерческими банками, здесь ничего не говорится.

        Кроме того, денежно-кредитная политика должна соответствовать целям Банка России. Как уже говорилось, законодательство предусматривает, что одна из этих целей – защита интересов кредиторов и вкладчиков. Здесь же получается, что обязательное резервирование как метод и инструмент денежно-кредитной политики не соответствует целям этой политики. Не соответствует потому, что при его применении не учитывается, что защита вкладчиков и кредиторов кредитных организаций – это цель, которая указана в законодательстве, а цель решения проблемы мультипликации и ограничения кредитов не указана.

        Следовательно, экономический метод, который используется Банком России, в лучшем случае может рассматриваться как вторичный по отношению к необходимости применения тех или иных методов защиты вкладчиков. Другое дело, что и методы, о которых идет речь, – методы защиты вкладчиков и кредиторов банков в качестве практических механизмов – в том виде, в котором они предусмотрены законом, явно недостаточны.

        Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», в частности, указывает, что «нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

        В банковском праве этот вопрос актуален, поскольку он затрагивает существенные интересы кредиторов. В соответствии с приказом Минюста РФ от 17 апреля 1998 года № 42 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [11] со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативного правового характера. В этом же документе предусматривается, что нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из них по согласованию с другими. При этом нормативный акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций).

        Если по закону Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций. И в Правилах, и в Разъяснениях предусматривается, что структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

        В Разъяснениях сказано, что ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный до 15 мая 1992 года и не прошедший государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, не допускается. Это обстоятельство весьма существенно для банковского права, учитывая, что нормативные акты Банка России в ряде случаев отсылают правоприменителя к нормативным актам Госбанка СССР.

        В целях упорядочения своей нормотворческой деятельности Банк России все же принял, хотя и со значительным опозданием, Положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 15 сентября 1997 года № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России». [12] Если учесть, что Банк России ежегодно издает около тысячи различных нормативных актов, то становится очевидным, что задержка с принятием этого Положения оказала отрицательное влияние и на банковское право, и на практику его применения в целом.

        В упомянутом Положении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 15 сентября 1997 года сформулирован ряд требований к издаваемым нормативным актам.

        Предусматривается, что нормативными актами Банка России являются «акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и настоящим Положением, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации». Нормативные акты Банка России принимаются им по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Они обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам Они не имеют обратной силы.

        В Положении говорится, что если акт Банка России содержит одну и более норм права, то он относится к нормативным актам Банка России и подлежит принятию в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России, регулирующими порядок подготовки и введения в действие нормативных актов Банка России Не являются нормативными актами Банка России следующие акты Банка России распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если он непосредственно уполномочен давать толкование указанным нормативно-правовым актам; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России, указанным в п. 1.2 Положения.

        Впервые четко установлены формы издания нормативных актов Банка России:

        а) указание Банка России;

        б) положение Банка России;

        в) инструкция Банка России.

        Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если по своему содержанию они устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции Банка России, в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России; в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.

        Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

        Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

        kartaslov.ru

        Смотрите еще:

        • Узнать задолженность по налогам фнс россии ФССП, ФНС России: поиск долгов 4+ Оплата налогов и штрафов ГИБДД Tinkoff Bank Финансы: № 16 в этой категории 4.7, Оценок: 3.5K Бесплатно Снимки экрана У вас есть ДОЛГИ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ? […]
        • Фсин россии приказы по аттестации педагогических работников Фсин россии приказы по аттестации педагогических работников ВНИМАНИЕ! Электронный прием аттестационных материалов на 2018-2019 учебный год будет осуществляться с 16 июля 2018 года. Электронный приём […]
        • Пособие по бетону и железобетону Пособие к СНиП 3.09.01-85 Пособие по гелиотермообработке бетонных и железобетонных изделий с применением покрытий СВИТАП Способы доставки Курьерская доставка (7 дней) Почта РФ Пособие распространяется […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.