Федеральный закон 255 фз ст14

Актуальные вопросы исчисления пособий по беременности и родам, уходу за ребенком

Расчет пособий по беременности и родам и уходу за ребенком регулируется большим количеством нормативных документов и имеет множество нюансов. В адрес журнала приходят вопросы с просьбой разъяснить те или иные ситуации, связанные с их исчислением. В статье мы приводим ответы на некоторые из них.

Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется:

— Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ);

— Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее — Положение N 375).

При назначении и выплате пособий следует обратить внимание на положения ст. 12 Федерального закона N 255-ФЗ. В частности, пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня:

— окончания отпуска по беременности и родам (для пособий по беременности и родам);

— достижения ребенком возраста полутора лет (для пособий по уходу за ребенком).

Обратите внимание! При обращении за пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимает территориальный орган ФСС при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.

Вправе ли учреждение произвести расчет пособия по беременности и родам, если утерян листок нетрудоспособности? В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам является представленный застрахованным лицом листок нетрудоспособности утвержденной формы, выданный ему медицинской организацией. Он выдается по правилам, установленным Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее — Порядок N 624н).

В случае если учреждением утеряны листки нетрудоспособности, то произведенные страхователем расходы на исчисление данного пособия не будут приняты ФСС. Так, в Постановлении ФАС ПО от 27.02.2014 N А65-20218/2012 суд отказал в удовлетворении исковых требований организации о признании незаконным решения ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату пособия по листку временной нетрудоспособности в связи с его отсутствием. Как отметили арбитры, страхователем был нарушен п. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ, несоблюдение которого является основанием для отказа к принятию расходов контрольным органом.

В Письме ФСС РФ от 17.07.2013 N 15-03-11/12-7761 чиновники ведомства отмечают, что в соответствии с Порядком N 624н при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

При утере листка нетрудоспособности застрахованным лицом лечащим врачом и председателем врачебной комиссии оформляется дубликат листка нетрудоспособности до того, как листок нетрудоспособности будет представлен страхователю для расчета и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, если листок нетрудоспособности был утерян работником, то взамен его должен быть оформлен дубликат.

В то же время в судебной практике имеется противоположное решение. ФАС УО в Постановлении от 28.06.2013 N А60-40210/2012 отметил, что подтверждающими документами в части принятия произведенных расходов по выплате пособия могут быть справки медицинских учреждений, содержащие следующие сведения:

— о выданных листках нетрудоспособности с указанием серий и номеров больничных;

— Ф. И.О. работников и периоды их нетрудоспособности, а также копии корешков больничных;

— расчеты сумм пособий и копии расчетных листков сотрудников страхователя.

Указанные документы являются надлежащими доказательствами наступления страховых случаев, подтверждают фактическую выдачу работникам больничных листов, позволяют определить периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц.

Однако следует иметь в виду, что решение судебной инстанции в рассмотренной ситуации — это частный случай, поэтому утрата документов влечет для страхователя негативные последствия в виде непринятия произведенных расходов к зачету.

Может ли работодатель произвести расчет пособия по беременности и родам, если отсутствует справка о сумме заработка? Отметим, что поскольку Федеральный закон N 255-ФЗ предусматривает несколько вариантов назначения пособий в зависимости от занятости работника, застрахованное лицо должно представить справку о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, с места работы у другого работодателя (у других работодателей). Напомним, что в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи (как организации, так и индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать в день прекращения работы бывшему работнику справку о сумме заработка, на которую были начислены страховые взносы.

В то же время бухгалтер, осуществляющий расчет пособий должен иметь в виду, что п. 7.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ допускает, что если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, от другого работодателя в связи с прекращением им деятельности либо по иным причинам, то страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет в территориальный орган ПФР запрос о представлении сведений о заработной плате, об иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя. ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования представляет запрашиваемые данные страхователю, направившему запрос.

Форма заявления застрахованного лица, форма и Порядок направления запроса, форма, Порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н.

Как определить расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам, если работница находилась в отпуске по уходу за ребенком? В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Таким образом, расчетным периодом для исчисления вышеприведенных пособий в 2014 г. будут являться сведения о начисленных выплатах застрахованному лицу за 2012 и 2013 гг. При этом из данного периода исключаются календарные дни, приходящиеся на периоды (пп. 1 — 2 п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):

— временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

— освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ не начислялись.

Как разъяснил ФСС в Письме от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169, дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не исключаются из расчета среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ .

В случае если два предшествующих года (2012 и 2013) сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком, она имеет право на замену расчетного периода. Если работница выберет два года, предшествующие уходу в отпуск по беременности и родам с первым ребенком, ей нужно написать соответствующее заявление и представить сведения, необходимые для расчета пособия, с прежнего места работы (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

Как рассчитать средний заработок для расчета пособия по беременности и родам при наличии в расчетном периоде отпуска по временной нетрудоспособности? В соответствии с пп. 1 — 2 п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам, уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих отпусков, на число календарных дней в этом периоде. При этом сумма заработной платы и иных выплат, с которых начислялись страховые взносы в ФСС, не должна превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС.

Напомним, что в 2013 г. данная величина составляла 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276), а в 2012 г. — 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974). Таким образом, в 2014 г. предельное значение среднего дневного заработка составляет 1477,43 руб. ((568 000 + 512 000) руб. / (366 + 365) кал. дн.).

Пример 1. Автономное учреждение культуры предоставило работнице отпуск по беременности и родам с 10.02.2014. В 2012 — 2013 гг. ее заработок составил 436 700 руб., все начисления были произведены за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. В расчетном периоде сотрудница находилась в отпусках по временной нетрудоспособности — 43 календарных дня. Других дней, исключаемых из расчетного периода, у застрахованного лица не имеется.

1. Определим количество календарных дней в периоде, используемых для расчета пособия: 688 (365 + 366 — 43), где 43 — количество календарных дней в расчетном периоде, за исключением дней, указанных в пп. 1 — 2 п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ.

2. Рассчитаем средний дневной заработок. Он составит 634,74 руб. (436 700 руб. / 688 кал. дн.).

3. Сравним средний дневной заработок с предельным размером среднего дневного заработка в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ: 634,74 руб.

info-personal.ru

Публикации

В Федеральный закон от 29.12.2006 N 255 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее . Закон N 255 ФЗ) были внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2011.

Порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлен гл. 4 Закона N 255 ФЗ. Изменения, внесенные Федеральным законом N 343 ФЗ(1) в данную главу, принципиально повлияли на порядок расчета пособий.
Средний заработок для расчета пособий теперь будет определяться не за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а за 2 календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай.
Учитываться будут доходы, полученные за этот период у всех работодателей. Средний дневной заработок для начисления данных пособий будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 14, на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона N 255 ФЗ в новой редакции).
Обратите внимание!Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде,. 730 дней.
Также претерпела изменения ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255 ФЗ. Теперь средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную Федеральным законом от 24.07.2009 N 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС.

Рассмотрим общий алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности.
1. Определяем средний дневной заработок:
Средний дневной заработок = Сумма всех выплатx за 2 года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности/730 дней.
* включаемых в базу для начисления страховых взносов в ФСС

2.Определяем размер дневного пособия в процентах от среднего дневного заработка:
100% среднего заработка . застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет;
80% среднего заработка . при страховом стаже от 5 до 8 лет;
60% среднего заработка . если страховой стаж до 5 лет.
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка (ст. 11 Закона N 255 ФЗ).

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Дневное пособие = Средний дневной заработок x Размер пособия (%).

3.Определяем сумму пособия:
Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, включая входящие в этот период праздничные дни (ч. 5 ст. 14 Закона N 255 ФЗ).

Пособие = Дневное пособие x Число календарных дней нетрудоспособности.

Отметим, что с 01.01.2011 согласно постановлению Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.» предельная величина для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 463000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. На 2010 и 2009 гг. этот размер составлял 415 000 руб. (ч. 4 ст. 8 Закона N 212 ФЗ, ст. 2 Закона N 343 ФЗ).

Пример
Ионовой А.Н. за 2010 и 2009 гг. расчетного периода начислены выплаты в размере 440368 руб. и 420761 руб. 90 коп. соответственно. Размер среднего заработка по каждому году расчетного периода превышает 415000 руб. Поэтому для исчисления пособия следует учитывать только средний заработок исходя из предельной величины базы для расчета страховых взносов, т.е. в размере 830000 руб. (415000 руб. + 415000 руб.).

Если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 255 ФЗ, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
Кроме того, Закон N 255 ФЗ дополнен новой ст. 15.1, в которой предусматривается ответственность за представление недостоверных сведений, на основании которых начисляются пособия. В данной статье сказано, что:
1) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
2) если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячногопособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

С 2011 г. оборотная сторона больничного листа заполняется по.новому. Об этом изложено в письме ФСС РФ от 24.12.2010 N 02.03.10/05.14557 «Об оформлении оборотной стороны бланка листка нетрудоспособности с 1 января 2011 года».
Бланк листка нетрудоспособности, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2007 N 172 «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности», не предусматривает строки для внесения сведений о заработной плате за 2 календарных года. Однако форма бланка листа нетрудоспособности корректировке не подверглась. Заполнять «старый» бланк листа нетрудоспособности следует вплоть до утверждения новой формы бланка.

Рекомендации по заполнению таблицы «Сведения о заработной плате» раздела III оборотной стороны бланка листка нетрудоспособности:

1) в столбце «Расчетный период для исчисления пособия» отражается период учета заработка и указываются соответствующие календарные годы (например, в одной строке . 2009 г., ниже . 2010 г.). Напомним, что пособие исчисляется из среднего заработка работника за 2 календарных года, предшествовавших году наступления страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255 ФЗ);
2) в столбец «Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде» во всех случаях вносится 730, поскольку именно на это число теперь делится сумма начисленного заработка (ч. 3 ст. 14 Закона N 255 ФЗ);
3) в столбце «Сумма фактического заработка за расчетный период» указывается сумма заработка, иных выплат и вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы за каждый календарный год. При этом необходимо, чтобы данная сумма не превышала предельную величину базы для начисления взносов в ФСС РФ (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255 ФЗ), которая в 2009 и 2010 гг. составляет 415000 руб. (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343 ФЗ);
4) столбец «Тарифная ставка (должностной оклад, денежное вознаграждение)» заполнять не требуется;
5) в столбце «Средний дневной заработок» отражается число, полученное путем деления суммарной величины фактического заработка работника за 2 календарных года на 730.
В таблице «Причитается пособие» столбец «Размер дневного пособия, исчисленного из максимального размера пособия» не заполняется.

Таким образом, новые положения применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня введения изменений в действие. Если временная нетрудоспособность наступила в 2010 г. и продолжается в 2011 г., то расчет пособия по новым правилам производится только за дни, приходящиеся на период с 01.01.2011, и только при условии, что применение нового порядка определения размера пособия приведет к увеличению размера выплат.

(1) Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2010 N 343 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

saldo.ru

Действующая редакция

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

3. Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

3.1. Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на день наступления страхового случая, на 365. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на день наступления страхового случая, на 12.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пункт 6 — Утратил силу.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

www.zakonprost.ru

Федеральный закон 255 фз ст14

Посмотреть расписание интернет-семинаров

Работница трудоустроена с 14.05.2005, находилась в отпуске по беременности и родам с 19.04.2012 по 21.09.2012, расчет пособия был произведен по правилам, действующим до 01.01.2011. Дата рождения первого ребенка — 01.06.2012, до 01.12.2013 работница находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, а с 02.12.2013 — в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. С 13.01.2014 она снова уйдет в отпуск по беременности и родам. Повышение окладов в организации производилось 01.09.2012, 01.11.2013.
Как будет рассчитываться пособие по беременности и родам — средний заработок изменится или останется без изменений?
Можно ли заменить годы расчетного периода другими, если зарплата до ухода в отпуск составляла 9700 руб.?

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, необходимо включить все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

В этой связи обращаем Ваше внимание, что на пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком страховые взносы в ФСС не начисляются (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ), поэтому суммы этих пособий в расчет среднего заработка не включаются. Кроме того, поскольку заработная плата после повышения окладов в организации реально сотруднице не выплачивалась, повышение окладов не влияет на расчет ее пособия.

Заработок за каждый учитываемый год необходимо сравнить с установленным ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ максимальным пределом базы для начисления страховых взносов на этот год с учетом производимой каждый год индексации (ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Если начисленный за год заработок превышает указанную предельную величину, то для расчета пособия он признается равным этой величине.

Согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного за два года заработка на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Законом N 212-ФЗ не начислялись.

Как следует из вопроса, в 2012—2013 годах сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 19.04.2012 по 31.12.2013 — 622 дня. Следовательно, в силу ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ работодателю следует исключить данное количество дней из общего количества календарных дней в указанных годах (366 + 365 — 622) и делить заработок за два этих года на 109 календарных дней (при условии, что не было иных периодов, исключаемых из расчета).

Полученный средний дневной заработок работодателю следует сравнить с максимальным и минимальным размером среднего дневного заработка.

Максимальным признается средний дневной заработок, полученный путем деления суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска, на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, смотрите также письмо ФСС РФ от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169). Получается, что размер среднего дневного заработка для расчёта пособия по беременности и родам по страховым случаям, наступившим в 2014 году, не может превышать 1479,45 руб. ((512 000 + 568 000) руб. : 730).

Минимальный дневной заработок рассчитывается путем деления минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления отпуска по беременности и родам, увеличенного в 24 раза, на 730 (в рассматриваемом случае — 182 руб. 60 коп. (5554 руб. х 24 : 730)) (п. 15.3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).

Если размер среднего дневного заработка работницы превышает установленный максимальный размер или окажется меньше минимального размера, то для расчета пособия средний дневной заработок принимается равным, соответственно, максимальному или минимальному размеру (ч.ч. 1.1 и 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Полученный средний дневной заработок следует умножить на 100% (ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 14 Закона N 255-ФЗ) и на количество дней отпуска по беременности и родам, предоставленных сотруднице (ч. 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Приведем примерный расчет пособия, используя данные, указанные в вопросе.

Как мы уже говорили, расчетным периодом являются 2012—2013 годы. Допустим, в расчетном периоде за время фактической работы (с 01.01.2012 по 18.04.2012) сотруднице начислена заработная плата — 37 000 руб. (заработок не превышает предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную на 2012 и 2013 годы — 1 080 000 руб.); листок нетрудоспособности выдан на 140 дней; количество дней, участвующих в расчете за данные годы, — 109. Тогда средний дневной заработок составит 339,45 руб. (37 000 : 109), что не превышает установленный максимальный размер и больше минимального размера. Соответственно, размер дневного пособия составит 339,45 руб. (339,45 х 100%); а размер пособия — 47 523 руб. (339,45 х 140).

В заключение отметим, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). По заявлению застрахованного лица могут быть заменены как один год расчетного периода, так и оба (разумеется, если отпуск по уходу или по беременности и родам были в каждом из этих годов). Поэтому работодатель обязан по заявлению сотрудницы заменить один или оба года стандартного расчетного периода на любые другие предшествующие календарные годы по ее выбору, если это увеличит размер пособия.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

omsk-garant.ru

Смотрите еще:

  • Приказы мз рф 302н от 12042011 Приложение N 3. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и […]
  • Пособие омск 2013 В Омской области могут вернуть дополнительное пособие для многодетных Минтруд подготовил предложение в федеральное правительство о возобновлении дополнительных ежемесячных выплат многодетным семьям Омской […]
  • Разрешение на ребенка абхазия Согласие отца на выезд в Абхазию и про штамп в свидетельстве о рождении в том числе штампы делают свидетельство о рождении недействительным Если вы сами рисуете что-то, то да, а если ФМС, то нет. Если есть […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.