Федеральный закон 273-фз с 1 сентября 2013 года

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый закон об образовании в России

Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

В Законе выделены отдельные нормы, посвященные:

— кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

— сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

— использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

— обучению по интегрированным образовательным программам;

— образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.

Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

Со дня вступления в силу нового Закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу. Для отдельных положений нового Закона установлены иные сроки вступления их в силу.

Одновременно со вступлением в силу нового Закона вступает в силу ряд подзаконных актов, принятых в соответствии с ним. Среди них, в частности:

— Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

— Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 370 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы»;

— Постановление Правительства РФ от 24.05.2013 N 438 «О государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам»;

— Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

— Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 611 «Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации»;

— Постановление Правительства РФ от 25.07.2013 N 627 «Об утверждении требований к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну»;

— Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

— Приказ Минобрнауки России от 06.03.2013 N 160 «Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность»;

— Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;

— Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

— Приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное»;

— Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся»;

— Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

— Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» и др.

www.consultant.ru

Информационный портал создан для оказания экспертно-консультационной и методической помощи руководителям и другими административным работникам образовательных организаций по вопросам, связанным с реализацией нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ вступает в силу 1 сентября 2013 года (за исключением отдельных положений). Фактически новый Федеральный закон существенным образом меняет систему российского законодательства об образовании, вносит целый ряд важных нововведений и изменений. Нормы Федерального закона предусматривают принятие свыше 100 подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня.

Конечно, данные изменения требуют активной работы со стороны руководства образовательных организаций, направленной на реализацию новых законодательных норм на практике. Следует пересмотреть систему локальных актов каждой образовательной организации, довести до сведения работников организации изменения, касающиеся их деятельности, чтобы, в конечном счете, обеспечить реализацию норм нового Федерального закона в соответствии с тем смыслом и содержанием, что в них закладывал законодатель.

Разработчики портала понимают, что руководители образовательных организаций – не профессиональные юристы, а наличие собственного юрисконсульта в школе или даже колледже остается большой редкостью. При этом, как известно, незнание или неправильное понимание закона не освобождает от ответственности и не является оправданием нарушений законодательства. Помочь руководителю, а также его заместителям и другим работникам разобраться в содержание нового Федерального закона, сложных вопросах его практического применения, определить план мероприятий по реализации Федерального закона в условиях конкретной образовательной организации – главные задачи информационного портала.

На страницах портала вы найдете комментарии ведущих экспертов и юристов, специализирующихся в сфере образовательного законодательства, обобщенные консультации по конкретным вопросам, возникающим на практике, сможете поучаствовать в проблемных вебинарах, задать вопросы на форуме.

Наши авторы и эксперты будут стараться готовить комментарии и отвечать на вопросы максимально доступным для целевой аудитории управленческих работников сферы образования языком, исключив по возможности использование специальной юридической терминологии.

Федеральный закон 273-фз с 1 сентября 2013 года

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает право на изучение родного языка в образовательной организации. Родной язык из числа языков народов Российской Федерации – может использоваться на уровнях дошкольного, начального общего и основного общего образования. Однако это право реализуется «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования» (часть 4 статьи 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Это означает, что право ставится под условие наличия в образовательной организации соответствующих ресурсов и инфраструктуры.

Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования? Относятся ли ч. 3 ст. 55 и с.3 ст. 79 Закона об образовании к детям – инвалидам или только к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Понятие «инвалид» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».

Ученице 18 лет. Окончила 10 класс с «2» по трем предметам. Как переводить её в 11 класс? В соответствии со ст. 58 Закона об образовании ликвидировать академическую задолженность можно в течение года. Ученицей какого класса её считать?

В соответствии с ч. 8 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающаяся в данном случае будет условно переведена в 11 класс. Срок ликвидации академической задолженности устанавливается образовательной организацией самостоятельно в пределах одного года. Год является максимальным сроком для прохождения повторной промежуточной аттестации для ликвидации академической задолженности, образовательная организация в праве установить более сжатые сроки.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

3. Часть 6 статьи 108 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

4. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в соответствии с порядком приема, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании.

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

6. Изданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ

www.zakonrf.info

Публикации экспертов

Правовое регулирование лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

Сетевая форма реализации образовательных программ является одним из действующих механизмов кооперации образовательных организаций между собой, с предприятиями, учреждениями культуры и т.д. Однако нередко, имея необходимые ресурсы и человеческий капитал, участники сетевого взаимодействия не имеют права на осуществление образовательной деятельности. В статье разъяснен порядок лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения.

Проблемы транспортного обеспечения обучающихся в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Статья посвящена правилам транспортного обеспечения обучающихся, установленным ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ. Проанализирована практика разрешения споров, возникающих между участниками образовательных отношений по поводу транспортного обеспечения обучающихся.

Участие обучающихся в управлении образовательной организацией по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Данный Федеральный закон закрепил итоги развития системы образования в Российской Федерации за последние десятилетия, ввел в систему образования новые институты, в том числе, и в сфере управления образовательными организациями.

О мерах социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Комментарий Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

«О мерах социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» — Письмо Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 25 ноября 2013 г. № 458

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и общее образование

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. Федеральный закон закрепляет ключевые аспекты уже сложившейся системы общего образования, а также задает новые перспективы для ее развития.

Изменения в правовом статусе общеобразовательной организации в условиях вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Статья посвящена изменениям, произошедшим в правовом статусе общеобразовательных организаций в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ. В работе рассматриваются изменения требований к наименованию данных организаций, изменению их типологии, а также порядка реорганизации и ликвидации. Кроме этого, подробно рассмотрены изменившиеся требования к содержанию устава, а также порядку его утверждения.

Дисциплинарная ответственность обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом № 273-ФЗ комплексно регулируются вопросы правовых отношений в сфере образования в РФ. В частности, данный закон регулирует статус участников образовательного процесса, и, в том числе, обучающихся в образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Платные образовательные услуги в школе в условиях реализации нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Статья посвящена вопросам правового регулирования оказания платных образовательных услуг общеобразовательными организациями. В работе рассматриваются новеллы правового регулирования оказания платных образовательных услуг в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», договор оказания таких услуг, его содержание, порядок изменения и расторжения.

Нормативные основы отбора содержания образования в школах России

В статье рассматриваются проблемные вопросы введения Федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных организациях. Особое внимание уделено формированию содержания образования, стандарту как инструменту регламентации изучения языков в Российской Федерации, соотношению требований Федеральных государственных образовательных стандартов и государственной итоговой аттестации и другим проблемным вопросам.

Специфика осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования

Государственный контроль (надзор) в сфере образования и сопровождающие его проверки являются, наверное, одним из наиболее напряженных событий для администрации образовательной организации. Понятно, что всегда не слишком приятно, когда тебя проверяют. Однако к визиту проверяющих нужно быть готовым.

Смотрите еще:

  • Приказ об утверждении форм первичных документов в организации Какими формами документов пользоваться в организации? МОЖНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ГОСКОМСТАТОМ? С 1 января 2013 г. коммерческие организации должны утверждать новые унифицированные формы […]
  • Закон 89-фз от 24061998 г Юридический портал Советы профессионалов Закон фз 89 от 24061998 Федеральный закон от 24 июня 1998 г Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1998 г. N 121, в Собрании […]
  • О внесении изменений в статью 10 закона российской федерации Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. N 28-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Федеральный закон от 19 февраля […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.