Федеральный закон об образовании консультант плюс

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) 2018

Закон об образовании в последней действующей редакции от 8 июля 2018 года.

закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года. Сравнить изменения

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обучение. Основная цель Федерального закона «Об образовании» – реализация конституционного права граждан Российской Федерации на образование и защита интересов личности, общества и государства в сфере образования. Настоящий закон устанавливает права, обязанности и меры социального обеспечения педагогов, обучающихся и их родителей.

Федеральный закон «Об образовании» определяет механизмы и принципы получения гражданами доступного, бесплатного и качественного образования и порядок приёма в образовательные учреждения. Федеральный закон «Об образовании» устанавливает уровни общего образования (дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее) и регулирует порядок получения профессионального и дополнительного образования.

Федеральный закон «Об образовании» определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, порядок государственного надзора в области образования. Настоящим Федеральным законом впервые определены на государственном уровне особенности обучения граждан с выдающимися способностями, иностранцев, лиц без гражданства и получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Последние изменения в Законе об образовании

  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 января 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 10 января 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 13 марта 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 июля 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 января 2017

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об образовании имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

dogovor-urist.ru

Федеральный закон об образовании консультант плюс

Комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена обязанностям и ответственности обучающихся как составным элементам их правового статуса.

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Неисполнение названной обязанности влечет неблагоприятные последствия для обучающегося, а именно дает право организации, осуществляющей образовательную деятельность, например, на одностороннее расторжение договора об оказании платных образовательных услуг (подпункт «б» пункта 21 «Правил оказания платных образовательных услуг» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 706[1]). В этом случае договор с обучающимся или его родителями (законными представителями) расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося (пункт 2 части 2 статьи 61, часть 4 статьи 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В соответствии с подпунктом «д» пункта 21 Правил и частью 7 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося. При расторжении договора по этому основанию принятие распорядительного акта об отчислении обучающегося не предусмотрено.

В контексте выполнения указанных обязанностей показательным является обращение одного из обучающихся в суд с исковым заявлением о признании незаконным приказа в части отчисления из университета, восстановлении в числе студентов, обязании предоставить возможность ликвидировать задолженность по предметам в связи с отчислением из числа студентов с формулировкой «за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы». В связи с изложенным в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 февраля 2015 года по делу № 33-3458/2015 [2] указывается: « Разрешая исковые требования Т., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказ Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» от 14.07.2014 № 848 в части отчисления Т. является незаконным.

Принимая такое решение, суд верно исходил из того, что в силу ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на две попытки ликвидации академической задолженности (пересдачи экзамена), при этом образовательное учреждение обязано создать обучающемуся условия для ликвидации академической задолженности и осуществлять контроль за своевременностью ее ликвидации.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что до даты отчисления Т. из университета ответчиком истцу не были созданы условия для ликвидации академической задолженности по дисциплине «анатомия человека». Кроме того, как правильно установил суд, промежуточная сессия за 2-й семестр 1 курса не предусматривала сдачу экзамена или зачета по дисциплине «анатомия», что подтверждается расписанием занятий факультета «лечебное дело». Кроме того, из материалов дела следует, что Т. 9, 11, 16, 17, 20 июня 2014 года обращался к декану факультета с заявлением о предоставлении ему допуска для ликвидации академической задолженности, а в случае отказа просил предоставить мотивированный ответ. Однако мотивированного отказа в предоставлении студенту Т. допуска для ликвидации академической задолженности университетом дано не было.

Также правомерно суд указал, что из составленного 16 июня 2014 года руководством университета акта следует, что Т. предупрежден о том, что его документы будут представлены к отчислению, однако не следует, по какому поводу у него отбирались объяснения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приказ об отчислении Т. был издан с нарушением положений действующего законодательства и п. 2.17 Положения об организации контроля знаний студентов Университета, поскольку на момент начала промежуточной сессии Т. имел только один «незачет», возможности для ликвидации академической задолженности по дисциплине «анатомия» Т. не было предоставлено, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования истца в части».

2) выполнять требования следующих локальных нормативных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность: устава, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. В соответствии с Проектом Федерального закона № 819348-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части повышения уровня патриотизма среди обучающихся»[3] предлагается дополнить комментируемый подпункт нормой о том, что обязанность обучающегося стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, в том числе связана с формированием и развитием в себе чувства патриотизма, участием в патриотических экскурсионных поездках;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится Проект федерального закона № 706899-6 «О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»[4], согласно которому пункт 4 части 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предлагается дополнить указанием на обязанность обучающегося при уважении чести и достоинства других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, использовать формальное обращение «Вы». В соответствии с Выпиской из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 26 февраля 2015 года № 225 указанный проект Федерального закона включён в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы РФ в период осенней сессии 2015 года (октябрь);

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливаются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников, что обуславливает недопущение применения физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. К таким мерам относятся: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Из Письма Минобрнауки России от 14мая 2014 года № ВК-951/09 «О «комендантском часе» в студенческих общежитиях» [5] следует, что существующая практика ограничения прав обучающихся, проживающих в студенческих общежитиях, на вход в общежития и выход из них в ночное время не соответствует действующему законодательству. Таким образом, нарушения обучающимся «комендантского часа» не может рассматриваться как нарушение правил проживания в общежитиях и интернатах, следовательно такой обучающийся не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по данному основанию. Из Письма Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» (вопрос № 11) следует, что наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Отчисление по такому основанию не требует соблюдения процедуры применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, предусмотренной комментируемой статьей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и «Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 года № 185[6].

5. В части 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель указал категории обучающихся, к которым меры дисциплинарного взыскания не применяются. К таким категориям относятся: 1) обучающиеся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования; 2) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. В части 6 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель указал случаи, когда не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся. К таким случаям отнесены:

3) академический отпуск;

4) отпуск по беременности и родам;

5) отпуск по уходу за ребенком.

Как отмечается в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 декабря 2014 года по делу № 33-37960[7] факт неинформирования руководства университета об уважительности причин отсутствия на занятиях не может повлечь отказ в удовлетворении иска с учетом длительности и тяжести заболевания истца, приведшего к его госпитализации.

7. В соответствии с частью 7 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентированы обстоятельства, подлежащие установлению организацией, осуществляющая образовательную деятельность, при выборе меры дисциплинарного взыскания. К таким обстоятельствам законодатель отнес:

1) тяжесть дисциплинарного проступка;

2) причины его совершения;

3) обстоятельства его совершения;

4) предыдущее поведение обучающегося;

5) психофизическое состояние обучающегося;

6) эмоциональное состояние обучающегося.

Новеллой законодательства об образовании в этой области является обязательность представления мнения советов обучающихся, советов родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания в случае их создания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Части 8–12 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентируют порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности.

8. В соответствии с частью 8 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», если обучающийся достиг возраста 15 лет, неоднократно совершал дисциплинарные проступки, предусмотренные частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то может быть отчислен по решению образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с частью 8 комментируемой статьи отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, старое понятие «исключение» как отчисление за систематическое нарушение дисциплины сохраняется в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», однако именуется «отчисление как мера дисциплинарного взыскания».

9. В соответствии с частью 9 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», если обучающий достиг возраста 15 лет, но не освоил уровень основного общего образования то решение об его отчислении по общему правилу принимается:

1) с учетом мнения его родителей (законных представителей);

2) с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Исключением из правила является решение об отчислении детей-сирот. В этом случае необходимо заручиться согласием комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Согласно Письму Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» одинм из часто задаваемых вопросов в рассматриваемой области является: следует ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних при отчислении несовершеннолетних студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования? В указанном Письме в ответе на вопрос № 12 приводится следующая позиция Минобрнауки России: « Согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется (студент по образовательной программе среднего профессионального образования в любом случае уже имеет основное общее образование) ».

10. Если отчисление как мера дисциплинарного взыскания все же состоялась, то в части 10 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель обязал организацию, осуществляющую образовательную деятельность, незамедлительно сообщить об этом в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Названный орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Учитывая то, что отчисление обучающегося затрагивает его право на образование, то Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены ряд дополнительных гарантий, которые подробно отражены в статье 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Одной из них является возможность обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Такое право принадлежит самому обучающемуся, его родителям (законным представителям).

12. Часть 12 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает ещё одну дополнительную гарантию соблюдения прав и законных интересов обучающихся. Такой гарантией является действующий «Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 № 185, согласно пункту 6 которого за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. В соответствии с пунктом 9 названного Порядка мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме.

[1] Российская газета. № 187. 2013.

[2] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

[3] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

[4] [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=706899-6 – п ортал Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ (дата обращения: 23.06.2015).

[5] Официальные документы в образовании. № 16. 2014.

[6] Российская газета. № 136. 2013.

[7] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

Комментарий по состоянию на 01.06.2016

www.lexed.ru

федеральный закон об образовании консультант плюс

Закон РФ «Об образовании» 2015 года — N 273-ФЗ — регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Статья 95.2. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности

Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации

federalnyjzakon.ru

КонсультантПлюс

Транскрипт

1 \ql Федеральный закон от N 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2 5 мая 2014 года N 84-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОБРАЗОВАНИЕМ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ — РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Список изменяющих документов Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Принят Государственной Думой 25 апреля 2014 года Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Статья 2. Соответствие образовательных и образовательно-квалификационных уровней 1. Образовательные уровни, установленные в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым (далее — день принятия), приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке: 1) начальное общее образование — к начальному общему образованию; 2) базовое общее среднее образование — к основному общему образованию; 3) полное общее среднее образование — к среднему общему образованию; 4) профессионально-техническое образование — к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; 5) неполное высшее образование — к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки специалистов среднего звена; 6) базовое высшее образование — к высшему образованию — бакалавриату; 7) полное высшее образование — к высшему образованию — специалитету или магистратуре Последипломное образование по образовательным программам клинической ординатуры и интернатуры, реализуемым в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе до дня принятия, приравнивается к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры. (часть 1.1 введена Федеральным законом от N 489-ФЗ) 2. Образовательно-квалификационные уровни, в соответствии с которыми осуществлялась подготовка в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до дня принятия, приравниваются к уровням образования и квалификации, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Страница 2 из 8

3 Российской Федерации», в следующем порядке: 1) квалифицированный работник — к квалификации по профессии среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании; 2) младший специалист — к квалификации по специальности среднего профессионального образования, подтверждаемой дипломом о среднем профессиональном образовании; 3) бакалавр — к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом бакалавра; 4) специалист — к квалификации по специальности высшего образования, подтверждаемой дипломом специалиста; 5) магистр — к квалификации по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемой дипломом магистра. 3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливает соответствие профессий, направлений и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с указанными в части 2 настоящей статьи образовательно-квалификационными уровнями, профессиям, специальностям и направлениям подготовки, установленным в Российской Федерации. 4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, устанавливает соответствие специальностей клинической ординатуры и интернатуры, указанных в части 1.1 настоящей статьи, специальностям ординатуры, установленным законодательством Российской Федерации. (часть 4 введена Федеральным законом от N 489-ФЗ) Статья 3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя 1. Со дня принятия для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, устанавливается, что: 1) лица, получающие дошкольное образование, считаются принятыми на обучение по образовательным программам дошкольного образования; 2) лица, получающие внешкольное образование, считаются принятыми на обучение по дополнительным общеобразовательным программам; 3) лица, принятые на обучение для получения образовательного и (или) образовательноквалификационного уровней, применяемых в указанных субъектах Российской Федерации до дня принятия, считаются принятыми на обучение по образовательным программам в соответствии с уровнями образования и квалификацией по профессиям, специальностям и направлениям подготовки согласно статье 2 настоящего Федерального закона; 4) лица, проходящие подготовку в аспирантуре (адъюнктуре) или в форме ассистентуры-стажировки, считаются принятыми на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и по программам ассистентуры-стажировки соответственно; 5) лица, получающие последипломное образование в клинической ординатуре и интернатуре, считаются принятыми на обучение по программам ординатуры; 6) лица, получающие последипломное образование в форме повышения квалификации и переподготовки кадров, считаются принятыми на обучение по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки соответственно; 7) лица, принятые на обучение по учебным программам профессионального обучения работников рабочим профессиям, считаются принятыми на обучение по основным программам профессионального обучения. 2. На указанных в части 1 настоящей статьи обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указанным Страница 3 из 8

4 обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в объеме не меньше объема таких мер, предоставляемых им на день принятия, до завершения обучения по соответствующим образовательным программам. Статья 4. Приведение деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации 1. Наименования и уставы образовательных организаций, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего: 1) дошкольные учебные учреждения (за исключением домов ребенка и дошкольных учебных учреждений (детских домов) интернатного типа) должны переименоваться в дошкольные образовательные организации; 2) общеобразовательные учебные учреждения должны переименоваться в общеобразовательные организации; 3) профессионально-технические учебные заведения должны переименоваться в профессиональные образовательные организации; 4) высшие учебные заведения первого уровня аккредитации должны переименоваться в профессиональные образовательные организации; 5) высшие учебные заведения второго, третьего и четвертого уровней аккредитации должны переименоваться в образовательные организации высшего образования; 6) внешкольные учебные заведения должны переименоваться в организации дополнительного образования; 7) заведения последипломного образования должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования. 2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 сентября 2014 года. 3. Филиалы иностранных образовательных организаций, расположенные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, вправе осуществлять образовательную деятельность как самостоятельные образовательные организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов до приведения их образовательной деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации, но не позднее чем до 1 сентября 2014 года. 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем до 1 сентября 2016 года. 5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины об образовании по состоянию на 1 января 2014 года право на выдачу выпускникам документов об образовании, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины, признаются имеющими государственную аккредитацию по соответствующим основным образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации, но не позднее чем до 1 сентября 2016 года. Статья 5. Особенности проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность Страница 4 из 8

5 1. Государственная итоговая аттестация обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проводится в 2014 году и 2015 году по выбору обучающихся в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах, которые устанавливаются политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 2. Контрольные цифры приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования устанавливаются в 2014 году образовательным организациям политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, без проведения публичного конкурса по представлению органов государственной власти Республики Крым и органов государственной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющих государственное управление в сфере образования Контрольные цифры приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в 2015 году могут устанавливаться без проведения публичного конкурса организациям, осуществляющим образовательную деятельность и расположенным на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: 1) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по представлению органов государственной власти Республики Крым и органов государственной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющих государственное управление в сфере образования; 2) за счет бюджетных ассигнований бюджетов Республики Крым и города федерального значения Севастополя — органами государственной власти Республики Крым и органами государственной власти города федерального значения Севастополя. (часть 2.1 введена Федеральным законом от N 489-ФЗ) 3. Прием лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в рамках контрольных цифр приема, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств физических и (или) юридических лиц осуществляется в 2014 году по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией высшего образования самостоятельно Для приема в 2015 году на обучение по образовательным программам высшего образования лиц, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лиц, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации и обучались в соответствии с государственным стандартом и (или) учебным планом общего среднего образования, утвержденными Кабинетом Министров Украины, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, выделяются места в рамках контрольных цифр приема на обучение в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Прием указанных лиц в 2015 году на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на такие места, а также за счет средств физических и (или) юридических лиц осуществляется по выбору поступающих на основании результатов единого государственного экзамена и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией высшего образования самостоятельно. (часть 3.1 введена Федеральным законом от N 489-ФЗ) 3.2. Требования к перечню и фо
рмам вступительных испытаний и иные особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в 2015 году лиц, указанных в части 3.1 Страница 5 из 8

6 настоящей статьи, а также особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в 2015 году в организации, осуществляющие образовательную деятельность и расположенные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (часть 3.2 введена Федеральным законом от N 489-ФЗ) 4. Лицам, указанным в части 3.1 настоящей статьи и являющимся победителями и призерами IV этапа всеукраинских ученических олимпиад, членами сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета предоставляются особые права в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членам сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. 5. Лица, указанные в части 3.1 настоящей статьи, обучавшиеся бесплатно в образовательных организациях на территории Украины или в расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и прекративших деятельность филиалах иностранных образовательных организаций, не завершившие освоения образовательных программ и отчисленные из них в 2014 году, зачисляются в 2014 году на обучение по соответствующим образовательным программам в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на соответствующий год обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета вне зависимости от наличия свободных мест, финансируемых за счет таких бюджетных ассигнований. Указанные лица также зачисляются на обучение на условиях, установленных настоящей частью, в 2015 году в случае подачи не позднее 1 марта 2015 года заявления о приеме на обучение. Срок обучения лиц, зачисленных на обучение в соответствии с настоящей частью, может быть увеличен не более чем на один год по решению организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6. Лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в 2014 году на территории Украины и не получившим документов об образовании, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины, выдаются документы об образовании или документы об образовании и о квалификации, образцы которых установлены уполномоченными Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральными органами исполнительной власти, образовательными организациями, уполномоченными на выдачу таких документов политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Статья 6. Признание образования, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, полученных на территории Украины 1. В Российской Федерации признаются образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, полученные на территории Украины и указанные в документах об образовании, документах об ученых степенях и ученых званиях, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины и обладателями которых являются лица, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лица, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации. 2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся обладателями указанных в части 1 настоящей статьи документов об образовании, документов об ученых степенях и ученых званиях, освобождаются от соблюдения требования по их легализации. 3. Документы об образовании, документы об ученых степенях и ученых званиях лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, предоставляют их обладателям те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых Страница 6 из 8

7 званий, полученных в Российской Федерации. 4. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, устанавливается соответствие научных специальностей, указанных в документах об ученых степенях, полученных на территории Украины, научным специальностям, указанным в номенклатуре научных специальностей, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Статья 7. Педагогические и научно-педагогические работники 1. Лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы. (часть 1 в ред. Федерального закона от N 489-ФЗ) 2. Соответствие установленных Кабинетом Министров Украины должностей педагогических и научнопедагогических работников номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которая утверждена в соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 3. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи и имеющие категории педагогических работников, предусмотренные Кабинетом Министров Украины, признаются в Российской Федерации имеющими квалификационные категории педагогических работников на срок их присвоения в порядке, установленном политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Статья 8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562) следующие изменения: 1) в пункте 1 части 3 статьи 7 слова «и Санкт-Петербурга» заменить словами «, Санкт-Петербурга и Севастополя»; 2) в части 2 статьи 9 слова «и Санкт-Петербурге» заменить словами «, Санкт-Петербурге и Севастополе», слова «и Санкт-Петербурга» заменить словами «, Санкт-Петербурга и Севастополя»; 3) статью 108 дополнить частью 16 следующего содержания: «16. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».». Статья 9. Заключительные положения По вопросам правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, могут издаваться постановления Правительства Российской Страница 7 из 8

8 Федерации. Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Москва, Кремль 5 мая 2014 года N 84-ФЗ Президент Российской Федерации В.ПУТИН Страница 8 из 8

docplayer.ru

Смотрите еще:

  • Как писать жалобу на ребенка в детском саду Жалоба на детский сад: составление, образец, порядок подачи Вы недовольны детским садом, в который ходит ваш ребенок? Если вы уже пытались решить проблему мирным путем, но разговоры с воспитателем или […]
  • Система сбора налогов с населения Налоги и способы их сбора Налоги – один из способов пополнения бюджета страны. Это не единственное их назначение. Государство, грамотно применяя механизм сбора и регулируя процентную ставку, стимулирует […]
  • Решение новосибирского районного суда ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА В Центральный районный суд г. Новосибирска требуются: - секретарь судебного заседания (наличие высшего юридического образования, без предъявления требований к […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.