Группы речных судов

§ 142. Буксировка мелких и речных судов

Буксировку мелких судов-катеров, небольших барж, шлюпок производят эпизодически при перегоне из одного порта в другой или от места постройки к месту эксплуатации. Легкость корпуса этих судов приводит к сильной рыскливости состава. Поэтому перебазировку таких судов производят только при соответствующих благоприятных метеорологических условиях.

Перед морской буксировкой мелкие суда обычно конвертуют, т. е. плотно задраивают, заваривают, заколачивают, конопатят все отверстия, через которые вода может попасть внутрь судна. Для защиты от разрушительного действия волн к носовым частям мелких судов приваривают специальные щиты. При частичной конвертовке на судне оставляют команду для управления и наблюдения за буксирным устройством, при полной конвертовке команду снимают с судна.

Буксирный состав может состоять из 10—11 мелких судов. Буксирный трос должен быть в этом случае толщиной 40—45 мм при длине 200—300 м. Длина тросов между судами около 100 — 150 м при диаметре 40 мм. Скорость хода каравана примерно равна 5—6 узлам.

Буксирный трос на шлюпке крепят за вторую банку шлюпочным узлом и прихватывают фалинем к носовому рыму. Один матрос должен быть готовым в нужном случае перерубить топором буксирный трос.

Начиная с 1948 г. перегон речных судов морем применяют в больших масштабах. Речные суда можно буксировать поодиночке, а также мелкими и большими группами (до 10 судов и более). Буксировку одного или нескольких речных судов осуществляют одним буксирным или транспортным судном, капитан которого является начальником каравана.

Большие группы речных судов (экспедиции) буксируются несколькими буксирными судами. Экспедицию возглавляет флагманский буксир или транспортное судно, которые обладают более высокими мореходными и ходовыми качествами, чем остальные буксиры. Флагманское судно на буксир судов не принимает, идет впереди каравана и может подойти к любому его судну. Экспедиции придается 2—3 посыльных судна с повышенными мореходными качествами. Экспедиция должна быть очень тщательно подготовлена; командный состав и палубная команда всех судов экспедиции должны в совершенстве владеть, флажной сигнализацией и специальными сигналами каравана. Все суда должны быть закон- вертованы, оборудование закреплено по-походному. На переходе необходима хорошая согласованная работа всех экипажей. Опыт экспедиций показал, что лучшими являются следующие походные порядки:

в открытом море строй стайки, при котором караван состоит из трех колонн: первая и вторая колонны идут строем уступа, третья — несколько поодаль в сторону от средней флагманской; этот строй напоминает форму неправильного клина;

в тумане строй уступа, обеспечивающий взаимную видимость судов; в этом случае суда идут параллельными курсами на расстоянии не более одного кабельтова между колоннами;

в узкостях строй кильватерной колонны.

Флагман постоянно поддерживает связь с берегом и получает регулярно гидрометеорологические прогнозы, что дает возможность своевременно подготовиться и принять меры в случае ухудшения погоды. В условиях Северного Ледовитого океана такая экспедиция должна сопровождаться самолетом — разведчиком ледяной обстановки или вертолетом. Ледовую разведку ближнего действия может осуществлять одно из посыльных судов.

На Черном море известны случаи буксировки 12 речных судов одним буксиром из Одессы и Херсона в Ждановский порт. Длина буксирных тросов в море достигала 200—300 м. При подходе к Керченскому проливу буксирные тросы укорачивались при помощи лебедок и свистовов, а ввод судов в Ждановский порт осуществлялся группами по 3—4 судна.

Рыскливость судов представляет большую трудность при буксировке крупных буксирных составов. Однако при волнении 5— 6 баллов буксировка не приостанавливалась, и только при 6—8 баллах ход уменьшался и караван разворачивался против ветра.

flot.com

§ 1. Классификация судов по общим основным признакам

Большое разнообразие типов судов, вызванное различным их назначением и условиями эксплуатации, затрудняет специализацию их проектирования, организацию постройки и ремонта, внедрение стандартизации, планирование перевозок и сравнительные экономические подсчеты. Чтобы устранить эти затруднения, принято все суда и корабли классифицировать по основным признакам. При этом различают суда:

1) по средству движения — самоходные и несамоходные;

2) по способу движения — плавающие над водой (на подводных крыльях, на воздушной подушке); на поверхности воды (водоизмещающие); под водой (подводные корабли и суда);

3) по состоянию корпуса —с жестким корпусом, с эластичным корпусом (транспортные емкости, перевозящие жидкие грузы на буксире, в трюмах и т. п.) и с надувным корпусом;

4) по основному материалу корпуса — стальные, из легких металлических сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, из эластичных материалов (нейлон) и композитные;

5) по району плавания — морские (неограниченного и ограниченного района плавания: с удалением от порта-убежища на расстояние до 200 миль, рейдовые(1) и прибрежного плавания), внутреннего плавания (речные и озерные суда(2)) и смешанного плавания (суда, совершающие перевозки между морскими и речными портами без перевалки грузов);

6) по роду главной силовой установки, приводящей судно в движение,— пароходы (с поршневыми или турбинными паровыми установками); теплоходы (с двигателями внутреннего сгорания); электро-турбо-дизелеходы (с электромоторами, вращающими гребной вал); газоходы (с газовыми турбинами) и т. д.(3);

7) по типу движителя — винтовые (водяной или воздушный винт); с крыльчатым движителем, водометный; с гребными колесами; парусные; весельные и т. п.

8) по специальному назначению — гражданские суда и корабли ВМС.

Каждая из этих групп в соответствии с задачами, выполняемыми судами или кораблями, классифицируется самостоятельно.

Выдержки документов о дипломировании экипажей речных судов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 мая 2005 г. N 349

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ДИПЛОМИРОВАНИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ

В соответствии со статьей 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания.

2. Установить, что лица командного состава судов, имеющие дипломы, выданные до утверждения Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, имеют право занимать соответствующие должности на судах до истечения 5-летнего срока со дня выдачи дипломов с последующим прохождением обучения на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, и прохождением квалификационных испытаний для получения диплома по форме, предусмотренной указанным Положением.

от 31 мая 2005 г. N 349

О ДИПЛОМИРОВАНИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение распространяется на экипажи эксплуатируемых на внутренних водных путях Российской Федерации судов с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт, несамоходных судов вместимостью не менее 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Российской Федерации и получивших свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Членам экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Российской Федерации, выдаются следующие виды документов:

старшего помощника капитана;

второго помощника капитана;

третьего помощника капитана;

первого помощника механика;

второго помощника механика;

третьего помощника механика;

капитана судна с главными двигателями мощностью от 55 кВт (75 л.с.) до 110 кВт (149 л.с.);

капитана скоростного судна;

первого помощника электромеханика;

второго помощника электромеханика;

третьего помощника электромеханика;

командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда;

первого помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда;

второго помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда;

третьего помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда;

механика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

первого помощника механика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

второго помощника механика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

третьего помощника механика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

первого помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

второго помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

третьего помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

б) квалификационные свидетельства:

3. Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются квалификационными комиссиями по результатам квалификационных испытаний.

Квалификационные испытания проводятся по программам, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

4. Дипломы, выданные лицам командного состава судов, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение 5 лет со дня получения дипломов. Лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже 1 раза в 5 лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, с последующим прохождением квалификационных испытаний. По результатам этих испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам. Срок действия таких подтверждений не может превышать 5 лет.

5. Квалификационные комиссии создаются в бассейновых органах государственного управления на внутреннем водном транспорте, перечень которых утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. Решение о создании квалификационной комиссии принимает руководитель бассейнового органа. Квалификационную комиссию возглавляет руководитель бассейнового органа или его заместители.

6. Образование квалификационных комиссий, проведение квалификационных испытаний, выдача дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств осуществляется в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.

7. Дипломы, подтверждения к дипломам и квалификационные свидетельства оформляются на бланках по формам согласно приложениям N 1 — 3.

8. Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются:

а) гражданам Российской Федерации;

б) иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна и назначаться на должности, относящиеся к командному составу судна, определяются Министерством транспорта Российской Федерации.

9. Дипломы выдаются лицам командного состава, достигшим 18-летнего возраста, а квалификационные свидетельства — членам судовой команды, достигшим 16-летнего возраста, имеющим соответствующее профессиональное образование и стаж плавания, годным по состоянию здоровья к работе на судах и прошедшим квалификационные испытания.

10. От квалификационных испытаний в течение 1 года после окончания учебы освобождаются выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, перечень которых утверждается Министерством транспорта Российской Федерации.

11. Дипломы, подтверждения к дипломам и квалификационные свидетельства могут быть изъяты и аннулированы, а также их действие может быть приостановлено в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в случае ненадлежащего исполнения членами экипажей судов своих обязанностей, приведшего к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

12. В целях установления требований к образованию членов экипажей судов и их стажу плавания:

а) самоходные транспортные суда в зависимости от мощности их главных двигателей подразделяются на следующие группы:

I группа — от 110 до 330 кВт (150 — 450 л.с.);

II группа — от 331 до 550 кВт (451 — 750 л.с.);

III группа — от 551 до 850 кВт (751 — 1150 л.с.);

IV группа — от 851 до 1620 кВт (1151 — 2200 л.с.);

V группа — от 1621 кВт и более (2201 л.с. и более).

Вне группы — от 55 кВт и более (75 л.с. и более) — спортивные и прогулочные суда;

б) земснаряды, землесосы и дноочистительные снаряды в зависимости от их технической производительности подразделяются на следующие группы:

I группа — до 300 м/час;

II группа — от 301 до 700 м/час;

III группа — более 701 м/час.

II. Требования к образованию

13. К прохождению квалификационных испытанийдопускаются:

а) на должности, указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения, на самоходных судах всех групп, земснарядах, землесосах и дноочистительных снарядах — лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности;

б) на должности, указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения, на самоходных судах I — IV групп (кроме должности капитана пассажирских судов III группы, капитана и старшего помощника капитана всех типов судов IV группы), земснарядах, землесосах и дноочистительных снарядах I — III групп (кроме должности командира и механика) — лица, имеющие начальное профессиональное образование по соответствующей специальности;

в) на должности, указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения, на самоходных судах I — II групп (кроме должности капитана пассажирских судов), земснарядах, землесосах и дноочистительных снарядах I — II групп (кроме должности командира), на должности второго помощника капитана, второго помощника механика и первого помощника электромеханика на самоходных судах III группы (кроме пассажирских судов), на должности третьего помощника капитана, третьего помощника механика и второго помощника электромеханика на самоходных судах III — IV групп — лица, имеющие соответствующее дополнительное профессиональное образование, полученное в результате обучения по программам профессиональной переподготовки, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

г) на должность начальника радиостанции на самоходных судах, земснарядах, землесосах и дноочистительных снарядах всех групп — лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и квалификацию радиооператора не ниже второго класса;

д) на должность капитана судна с главным двигателем мощностью от 55 кВт (75 л.с.) до 110 кВт (149 л.с.) — лица, имеющие высшее, среднее, начальное или соответствующее дополнительное профессиональное образование, полученное в результате обучения по программам профессиональной переподготовки, и прошедшие стажировку продолжительностью не менее 1 месяца в должности капитана судна.

14. Получение квалификационного свидетельства или диплома по совмещаемой профессии или должности производится при наличии соответствующего дополнительного профессионального образования.

III. Требования к стажу плавания

15. К прохождению квалификационных испытаний для получения диплома:

а) третьего помощника капитана, третьего помощника механика или третьего помощника электромеханика судов:

I — III групп — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в составе судовой команды самоходных судов не менее 8 месяцев;

IV — V групп — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 6 месяцев;

б) второго помощника капитана, второго помощника механика или второго помощника электромеханика судов:

I группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в составе судовой команды самоходных судов не менее 10 месяцев;

II группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в составе судовой команды самоходных судов не менее 12 месяцев, в том числе не менее 4 месяцев в должностях, относящихся к командному составу указанных судов;

III группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 6 месяцев;

IV группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 8 месяцев;

V группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 10 месяцев;

в) старшего помощника капитана, первого помощника механика или первого помощника электромеханика судов:

I — II групп — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в составе судовой команды самоходных судов не менее 12 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев в должности второго помощника капитана, второго помощника механика или второго помощника электромеханика судов группы, по которой производится дипломирование, либо судов предшествующей группы;

III — IV групп — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 18 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев в должности второго помощника капитана, второго помощника механика или второго помощника электромеханика судов группы, по которой производится дипломирование, либо в должности старшего помощника капитана, первого помощника механика или первого помощника электромеханика судов предшествующей группы;

V группы судов — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 24 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев в должности второго помощника капитана, второго помощника механика или второго помощника электромеханика судов IV группы либо в должности старшего помощника капитана, первого помощника механика или первого помощника электромеханика судов III — IV групп;

г) капитана, механика или электромеханика судов:

I группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в составе судовой команды самоходных судов с выполнением обязанностей по несению ходовой вахты не менее 12 месяцев, в том числе не менее 1 месяца в качестве стажера в должности капитана, механика или электромеханика судов группы, по которой производится дипломирование (кроме пассажирских судов и судов, перевозящих опасные грузы), либо не менее 10 месяцев в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, включая пассажирские суда и суда, перевозящие опасные грузы;

II группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 18 месяцев;

III группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 24 месяцев;

IV группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 30 месяцев;

V группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должностях, относящихся к командному составу самоходных судов, не менее 36 месяцев.

16. К прохождению квалификационных испытаний для получения диплома старшего помощника капитана, первого помощника механика или первого помощника электромеханика самоходных судов допускаются лица, имеющие стаж плавания на внутренних водных путях в должности второго помощника капитана, второго помощника механика или второго помощника электромеханика судов группы, по которой производится дипломирование, или судов предшествующей группы, не менее 6 месяцев.

17. К прохождению квалификационных испытаний для получения диплома капитана, механика или электромеханика самоходных судов допускаются лица, имеющие стаж плавания в должности старшего помощника капитана, первого помощника механика или первого помощника электромеханика судов группы, по которой производится дипломирование, или судов предшествующей группы, не менее 12 месяцев.

18. К прохождению квалификационных испытаний для получения диплома капитана скоростного судна допускаются лица, имеющие дипломы капитана и механика судов I — II групп или старшего помощника капитана и первого помощника механика судов III — V групп, стаж плавания в указанных должностях не менее 6 месяцев и прошедшие стажировку продолжительностью не менее 1 месяца в должности капитана скоростного судна.

19. К прохождению квалификационных испытаний для получения диплома начальника радиостанции допускаются лица, имеющие стаж плавания в должности радиоспециалиста не менее 6 месяцев или в качестве практиканта по специальности не менее 8 месяцев либо прошедшие стажировку продолжительностью не менее 2 месяцев под руководством дипломированного радиоспециалиста.

20. К прохождению квалификационных испытаний для получения диплома:

а) третьего помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда, третьего помощника механика или третьего помощника электромеханика на земснаряде, землесосе и дноочистительном снаряде I — III групп допускаются лица, имеющие стаж плавания в составе судовой команды не менее 6 месяцев;

б) второго помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда, второго помощника механика или второго помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде:

I — II групп — допускаются лица, имеющие стаж плавания в составе судовой команды указанных судов не менее 12 месяцев;

III группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания в должностях, относящихся к командному составу указанных судов, не менее 6 месяцев;

в) первого помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда, первого помощника механика или первого помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде:

I — II групп — допускаются лица, имеющие стаж плавания в должностях, относящихся к командному составу указанных судов, не менее 12 месяцев;

III группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания в должностях, относящихся к командному составу указанных судов, не менее 18 месяцев;

г) командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда, механика или электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде:

I группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания в должностях, относящихся к командному составу указанных судов, не менее 16 месяцев;

II группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания в должностях, относящихся к командному составу указанных судов, не менее 24 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев в должности командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда, механика или электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде I группы либо в должности первого помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда, первого помощника механика или первого помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде II группы;

III группы — допускаются лица, имеющие стаж плавания в должностях, относящихся к командному составу указанных судов, не менее 36 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев в должности командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда, механика или электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде II группы либо в должности первого помощника командира, первого помощника механика или первого помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде III группы.

IV. Порядок учета стажа плавания

21. В стаж плавания засчитывается время работы на судне в штатной должности, а также время прохождения на судне практики и (или) стажировки.

Стаж плавания учитывается в календарных месяцах и днях.

22. При совмещении профессий или должностей стаж плавания учитывается одновременно по основной и совмещаемым профессиям или должностям.

23. Для судоводителей судов смешанного (река — море) плавания каждый календарный год плавания в море засчитывается в стаж плавания как 2 месяца.

24. Для экипажей судов, эксплуатируемых в бассейнах внутренних водных путей, где продолжительность навигации составляет менее 6 месяцев в году, в стаж плавания засчитываются:

6 месяцев — при плавании в течение 4 и более месяцев;

фактическое время плавания — при плавании менее 4 месяцев.

25. В стаж плавания не засчитывается время плавания:

на военных и пограничных кораблях, военно-вспомогательных судах;

на спортивных судах;

на судах с главным двигателем мощностью менее 55 кВт (75 л.с.);

в качестве руководителя практики, которую проходят учащиеся или студенты (курсанты) учебных заведений.

26. Подтверждением стажа плавания является справка о стаже плавания, выдаваемая в порядке, устанавливаемом Министерством транспорта Российской Федерации.

www.yacht-master.ru

Группы речных судов

1. Разработаны Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. Мечникова И.И. и Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций.
2. Утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 16.
3. Введены взамен «Санитарных правил для речных судов СССР» N 4058-85, которые с выходом настоящих СанПиН утрачивают силу. Срок введения — с 1 июля 1998 года.

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3).
«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.
Должностные лиц и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

1.1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее СанПиН) распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты (далее суда), независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях России.
На проектируемые и строящиеся суда требования СанПиН распространяются с 01.01.99 г. Суда, построенные до введения настоящих СанПиН, должны быть приведены судовладельцами в соответствие с ними (при технической возможности) в сроки, согласованные органами Госсанэпиднадзора.
На частные спортивные, прогулочные суда, не занимающиеся коммерческой деятельностью и не использующие наемный экипаж, а также на суда, плавающие под военно-морским флагом, настоящие СанПиН распространяются только в части, касающейся предотвращения загрязнения водной среды.
На иностранные суда, периодически работающие на внутренних водных путях России, настоящие СанПиН распространяются в части предотвращения загрязнения водной среды и санитарной охраны территории России от заноса и распространения карантинных и других инфекций.
1.1.2. СанПиН устанавливают гигиенические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы:
1) при проектировании судовых помещений и их оборудования на новых и переоборудуемых судах;
2) при проектировании на новых и переоборудуемых судах судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
3) к содержанию судовых помещений и их оборудованию в период эксплуатации судна;
4) к эксплуатации судовых систем, устройств и оборудования, обеспечивающих защиту от воздействия вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения водной среды;
5) к перевозке отдельных видов грузов;
6) к организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами внутреннего и смешанного плавания.
1.1.3. СанПиН являются обязательными для:
1) проектно-конструкторских организаций, разрабатывающих проекты новых и переоборудуемых судов;
2) предприятий, строящих, переоборудующих, ремонтирующих и обслуживающих суда;
3) судовладельцев и судовой администрации (комсостава), осуществляющих эксплуатацию судов;
4) центров Госсанэпиднадзора, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектированием, строительством (переоборудованием), приемкой и эксплуатацией судов.
5) организаций, проводящих аттестацию рабочих мест на судах, сертификацию и лицензирование.
1.1.4. Допускается, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора, отступление от требований СанПиН для судов, имеющих одну из следующих характеристик:
1) длина менее 25 м,
2) осадка менее 1 м,
3) мощность главных двигателей менее 220 кВт,
4) дедвейт менее 320 т,
5) с динамическими принципами поддержания (СДПП),
6) скоростных водоизмещающих судов с проектной скоростью 30 км/ч и более.
1.1.5. Приведенные в настоящих СанПиН требования к перечню, размерам и оборудованию судовых помещений, а также к системам, устройствам и оборудованию, обеспечивающим обитаемость, защиту от вредных факторов судовой среды и предотвращение загрязнения окружающей среды, являются минимально необходимыми и обеспечивают допустимые по Р.2.2.013-94 (п. 1.4.9) условия труда и проживания на судне.
1.1.6. Лица, виновные в нарушении требований настоящих СанПиН, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране окружающей природной среды» (п.п. 1.4.1 и 1.4.2).
1.1.7. Судовладельцы должны обеспечить наличие настоящих СанПиН на каждом судне, кроме эксплуатирующихся без экипажа.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Судно — плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и выполнения других работ на водных объектах.
1.2.2. Грузовое судно — судно, предназначенное для перевозки грузов (сухогрузное, наливное, комбинированное, рефрижераторное и т.д.).
1.2.3. Наливное судно — грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.
1.2.4. Сухогрузное судно — грузовое судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью, автомобилей с грузом и без груза и т.д.), кроме жидких грузов наливом.
1.2.5. Буксир-толкач — судно, предназначенное для буксировки или вождения методом толкания других судов и плавучих сооружений.
1.2.6. Пассажирское судно — судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.
1.2.7. Разъездное судно — судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.
1.2.8. Вспомогательное судно — судно, используемое для вспомогательных целей (рейдовое, лоцманское, спасательное, пожарное, ледокольное и т.п.).
1.2.9. Паром — судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами, расположенными на противоположных берегах.
1.2.10. Судно технического флота — судно, предназначенное для дноуглубительных и других работ по поддержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей, а также добычи нерудных строительных материалов, перегрузочных работ (черпаковые земснаряды, землесосы, грунтовые шаланды, обстановочные суда, перегружатели, плавкраны).
1.2.11. Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик) — судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.
1.2.12. Специализированное очистное судно — самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки.
1.2.13. Судно с динамическим принципом поддержании (СДПП) — судно на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие, экраноплан, с закритическими скоростями хода с воздушной каверной.
1.2.14. Скоростное водоизмещающее судно — судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более.
1.2.15. Стоечное судно — судно, постоянно эксплуатирующееся у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег (дебаркадеры, причальные понтоны, плавучие гостиницы, общежития, плавучие ремонтные мастерские) или предназначенные для выполнения специальных работ на рейдах (бункеровочные станции и т.п.).
1.2.16. Судно внутреннего плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях.
1.2.17. Судно смешанного (река-море) плавания, судно смешанного плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и в морских районах, имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра.
1.2.18. Новое судно — судно, проект которого представлен на согласование в органы Госсанэпиднадзора, после введения в действие настоящих СанПиН.
1.2.19. Переоборудуемое судно — эксплуатируемое судно, которое в результате переоборудования изменяет частично или полностью свои характеристики (назначение, группу по п. 1.3., район плавания и т.п.) и его проект представляется на согласование в органы Госсанэпиднадзора после введения в действие настоящих СанПиН.
1.2.20. Судовладелец — владелец судна или любое другое юридическое или физическое лицо, представляющее интересы владельца судна во взаимоотношениях с органами Госсанэпиднадзора.
1.2.21. Экипаж судна — лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.
1.2.22. Командный состав — администрация судна — капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах).
1.2.23. Рядовой состав — члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики.
1.2.24. Пассажир — всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа и других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с эксплуатацией этою судна (специальный персонал).
1.2.25. Пассажировместимость — количество пассажиров, определяемое по числу спальных мест (каютные пассажиры) и числу постоянных мест для сидения (внекаютные пассажиры).
1.2.26. Жилые помещения — каюты экипажа и пассажиров.
1.2.27. Общественные помещения — столовые, кают-компании, рестораны, буфеты, бары, салоны для отдыха, пассажирские салоны.
1.2.28. Помещения медицинского назначения — медицинская каюта, изолятор, амбулатория.
1.2.29. Дежурные помещения — помещения на судах 3-й группы, предназначенные для отдыха экипажа, в которых созданы условия для подогрева и приема пищи.
1.2.30. Служебные помещения — помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контроля за работой механизмов.
1.2.31. Машинные помещения — помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, оборудование для вентиляции и кондиционирования воздуха, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения, а также шахты этих помещений.
1.2.32. Центральный пост управления энергетической установкой (ЦПУ) — помещение, в котором расположены органы дистанционного управления главными и вспомогательными механизмами, движителями, контрольно-измерительные приборы, приборы аварийно-предупредительной сигнализации и средства связи.
1.2.33. Постоянная вахта — режим труда, при котором персонал осуществляет техническое обслуживание судовой техники, находясь в машинных помещениях в течение всего вахтенного времени.
1.2.34. Периодически безвахтенное обслуживание — режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при периодическом техническом обслуживании судовой техники на ходу и во время стоянки судна.
1.2.35. Безвахтенное обслуживание — режим труда, при котором управление судовой энергетической установкой осуществляется без вахты в машинных помещениях при техническом обслуживании судовой техники только во время стоянки судна.
1.2.36. Санитарный узел (санузел) — санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз и умывальник.
1.2.37. Санитарный блок (санблок) — санитарно-гигиеническое помещение, имеющее унитаз, умывальник и душ.
1.2.38. Спецодежда — рабочая одежда экипажа для выполнения судовых работ, связанных с загрязнением и неблагоприятными метеорологическими условиями.
1.2.39. Санодежда — одежда работников пищеблока для работы с пищевыми продуктами.
1.2.40. Сточные воды — воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека: стоки от унитазов и писсуаров, из раковин и шпигатов медицинских помещений, из помещений, в которых содержатся животные, прочие стоки, если они перемешаны с указанными выше, в том числе от умывальников, душей, прачечных и камбуза.
1.2.41. Нефтесодержащие воды — воды, скапливающиеся под настилом машинных и котельных отделений, и другие воды, содержащие нефтепродукты.
1.2.42. Мусор — все виды бытовых, пищевых и эксплуатационных отходов, которые образуются в результате жизнедеятельности людей и технической эксплуатации судна.
1.2.43. Судовые установки для приготовления питьевой воды из забортной (станции ППВ) — судовое оборудование, предназначенное для очистки и обеззараживания забортной воды и приготовления из нее воды питьевого качества, соответствующей требованиям ГОСТ 29183-91 (п. 1.4.18).
1.2.44. Судовые водоохранные технические средства:
1) установки очистки и обеззараживания сточных вод (станции ООСВ) — судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;
2) установки очистки нефтесодержащих вод (станции ОНВ) — судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;
3) установки для утилизации мусора (печи-инсинераторы) — судовое оборудование для сжигания мусора;
4) сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей их обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи их на внесудовые водоохранные технические средства;
5) устройства для сбора мусора — емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора.
1.2.45. Внесудовые водоохранные технические средства (приемные устройства в пунктах сбора загрязнений):
1) суда-сборщики загрязнений (п. 1.2.11);
2) специализированные причалы для приема сточных вод и мусора;
3) специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах (п. 1.2.12).

1.3. Классификация судов

1.3.1. Требования настоящих СанПиН зависят от группы судна последующей классификации, характеризуемой временем пребывания человека на судне в соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота», т.е. продолжительностью воздействия на организм человека факторов судовой среды.
1.3.1.1. I группа — суда внутреннего и смешанного плавания, на которых экипаж постоянно работает и проживает на судне в течение всего времени навигации (более 40 часов).
1.3.1.2. II группа — суда внутреннего плавания, совершающие короткие рейсы и обслуживаемые бригадным методом, при котором часть экипажа в течение навигации периодически работает и проживает на судне (до 40 часов), а часть — отдыхает на берегу.
1.3.1.3. III группа — суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, рейдовые, вспомогательные, т.е. на которых экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.
1.3.2. Суда технического флота, плавкраны и другие подобные объекты относятся к I, II или III группам по признакам, указанным в п. 1.3.1.
1.3.3. Разъездные суда не подвергаются классификации, указанной в п. 1.3.1.Санитарные требования к их проектированию уточняются в каждом отдельном случае при согласовании проекта с органом Госсанэпиднадзора.
1.3.4. Стоечные суда: дебаркадеры, плавучие общежития, плавучие мастерские, плавучие гостиницы в части, касающейся работы персонала и проживания людей, классифицируются по признакам, указанным в п. 1.3.1., но по вопросам, связанным с предотвращением загрязнения водной среды, при их проектировании следует дополнительно руководствоваться СанПиН 4630-88 и СанПиН 4631-88 (п.п. 1.4.13 и 1.4.14), а установка конкретного судна должна согласовываться также с территориальными органами Госсанэпиднадзора.

1.4. Нормативные ссылки

1.4.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 г.
1.4.2. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.
1.4.3. Положение о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных санитарных правил, а также о порядке действия на территории РСФСР общесоюзных санитарных правил, утвержденное постановлением Совета министров РСФСР от 01.07.91 г. N 375.
1.4.4. Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов. Р.1.1.004-94 г.
1.4.5. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 г. N 625.
1.4.6. Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 05.01.93 N 1 о введении в действие «Положения о порядке выдачи гигиенических сертификатов на продукцию».
1.4.7. Перечень гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, выполняемых учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в рамках первичной медико-санитарной помощи населению, утвержден Председателем Госкомсанэпиднадзора 21.10.93 г.
1.4.8. Перечни действующих медицинских сертификатов полимерных материалов, а также видов продукции, допущенных к применению в судостроении и судоремонте:
1.4.8.1. Перечень, утвержденный Зам. Главного государственного санитарного врача РФ 28.10.93 г.;
1.4.8.2. Перечень от 11.09.95 N 09 РЦ-29-4-718;
1.4.8.3. Перечень от 20.05.96 N 09 РЦ-29-2-549;
1.4.8.4. Перечень различных групп и видов продукции, разрешенных для применения в России, Раздел 6 «Материал для судостроения» 1990-1994 г.г.
1.4.9. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов среды, тяжести и напряженности трудового процесса Р.2.2.013-94 г.
1.4.10. Нормы искусственного освещения на судах речного флота N 2109-79, утвержденные Главным санитарным врачом СССР 10.12.79.
1.4.11. Санитарные правила и нормы «Электромагнитные излучения диапазона радиочастот (ЭМИ РЧ)» (СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96).
1.4.12. Правила по санитарной охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, введенные в действие приказом Минздрава СССР от 18.10.73 N 822.
1.4.13. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88).
1.4.14. Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН 4631-88).
1.4.15. Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве (СН N 1123-73)
1.4.16. Санитарные правила «Порядок накопления, транспортировка, обезвреживания и захоронения токсичных и промышленных отходов» (СН N 3183-84).
1.4.17. Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов (ПР-152-002-95).
1.4.18. ГОСТ 29183-91 «Вода для хозяйственно-питьевого обеспечения судов. Требования к качеству».
1.4.19. ГОСТ 17.2.4.04-82 «Охрана природы. Атмосфера. Нормирование внешних шумовых характеристик судов внутреннего и прибрежного плавания».
1.4.20. «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (СанПиН 2.2.4.548-96).
1.4.21. ГОСТ 12.2.049-80 «Оборудование производственное. Общие эргономические требования».
1.4.22. ГОСТ 22269-76 «Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования».
1.4.23. ГОСТ 12.4.123-83 «Средства коллективной защиты от инфракрасного облучения».
1.4.24. ГОСТ 12.2.098-84 «Кабины звукоизолированные. Общие требования».
1.4.25. ГОСТ 12.4.051-78 «Средства индивидуальной защиты органа слуха. Общие технические условия».
1.4.26. ГОСТ 12.1.029-80 «Средства и методы защиты от шума».
1.4.27. ГОСТ 24389-80 «Расчетные параметры воздуха и расчетная температура забортной воды».
1.4.28. «Методические рекомендации по охране окружающей среды при применении, хранении и транспортировке пестицидов и минеральных удобрений». Утверждены Госкомприроды 11.12.90 г.
1.4.29. Российский Речной Регистр. Правила (в 3-х т.) 1995 г., в том числе «Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания».
1.4.30. «Методика определения составляющих параметров микроклимата по заданному значению результирующей температуры» N 3924-85.
1.4.31. «Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах», N 1188-74.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

2.1. Судовые помещения

2.1.1. Общие требования

2.1.1.1. К судовым помещениям относятся:
— Жилые и общественные помещения для экипажа.
— Жилые и общественные помещения для пассажиров.
— Помещения пищеблока для экипажа.
— Помещения пищеблока для пассажиров.
— Санитарно-бытовые помещения.
— Санитарно-гигиенические помещения.
— Помещения медицинского назначения.
— Служебные и машинные помещения.
— Грузовые помещения.
2.1.1.2. При проектировании помещений, указанных в п. 2.1.1.1, должны быть предусмотрены технические мероприятия, обеспечивающие необходимые санитарно-гигиенические условия труда и проживания экипажа и пассажиров, указанные в соответствующих разделах СанПиН.
2.1.1.3. При проектировании общего расположения судна следует предусматривать в качестве одной из эффективных мер защиты экипажа и пассажиров от воздействия вредных факторов судовой среды, максимально возможное удаление жилых, общественных и медицинских помещений от источников шума и вибрации, источников выделения избыточной теплоты, вредных излучений и вредных веществ.
2.1.1.4. При необходимости размещения жилых и общественных помещений экипажа и пассажиров над топливными цистернами или рядом с ними должен предусматриваться горизонтальный коффердам высотой не менее 600 мм или вертикальный коффердам шириной в одну шпацию.
2.1.1.5. Все судовые помещения, где постоянно или временно находятся люди, должны быть оборудованы системами отопления, вентиляции, освещения.
На судах I, II групп, предназначенных для эксплуатации в Центральном и Южном речных бассейнах, с мощностью главных двигателей более 1500 кВт, а также на судах I группы, предназначенных для эксплуатации без ограничения бассейна при круглогодичной навигации, вместо систем отопления и вентиляции должна предусматриваться система кондиционирования воздуха в жилых и общественных помещениях экипажа, в служебных и медицинских помещениях.
2.1.1.6. Минимальная высота кают экипажа и пассажиров должна предусматриваться:
— при одноярусном расположении коек — 2,0 м,
— при двухъярусном расположении коек — 2,2 м.
2.1.1.7. Койки в каютах экипажа и пассажиров по высоте должны располагаться в соответствии со следующими нормами:
а) койка в каюте с одноярусным расположением и нижняя койка при двухъярусном расположении — 400 мм от палубы;
б) верхняя койка на расстоянии не менее 800 мм от нижней;
в) расстояние верхней полки от подволоки каюты не менее 800 мм.
2.1.1.8. Ширина проходов в каютах должна предусматриваться:
а) в одноместных каютах — между койкой и переборкой — не менее 700 мм;
б) в двухместных каютах — между параллельно установленными койками (при одноярусном расположении) и между койками и переборкой (при двухъярусном расположении) — не менее 800 мм.
в) в трех-четырехместных каютах — между параллельно установленными койками (при двухъярусном расположении) — не менее 850 мм.
2.1.1.9. Внутренние размеры коек должны быть не менее 2000 x 800 мм. Койки должны иметь свободный доступ не менее, чем на 2/3 их длины. К верхней койке должен быть предусмотрен удобный подъем.
2.1.1.10. Каюты должны быть оборудованы шкафом для одежды, столом, стульями, вешалкой, полочками и т.п. Размеры судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.
2.1.1.11. Материалы, используемые для отделки судовых помещений, должны быть моющимися, не портиться при проведении дезинфекции и другой специальной обработки, препятствовать проникновению грызунов и размножению насекомых. Полимерные материалы, используемые для изоляции и отделки, должны иметь гигиенический сертификат, допускающий применение их на судах с учетом насыщенности в объеме помещения (п. 2.3.4.).
2.1.1.12. При проектировании судовых помещений, в которых отсутствует кондиционирование воздуха, должны быть предусмотрены мероприятия, предотвращающие проникновение в них летающих насекомых (мух, комаров, москитов и т.п.), — специальные сетки, устанавливаемые на окнах, иллюминаторах, наружных дверных проемах, приточных отверстиях системы искусственной вентиляции.
2.1.1.13. При проектировании судовых помещений должны быть выполнены следующие мероприятия по предупреждению проникновения в них грызунов:
1. Переборки, палубы, настилы помещений не должны иметь сквозных отверстий и щелей.
2. У труб, покрытых изоляцией, в местах их прохода через палубы и переборки, изоляция должна быть защищена металлической сеткой от порчи грызунами.
3. При размещении оборудования, прокладке трубопроводов и кабелей, установке мебели и инвентаря не должно оставаться труднодоступных мест, способствующих проникновению грызунов.
4. Двери помещений должны быть плотно пригнанными; в помещениях пищеблока низ дверей и деревянные провизионные лари должна быть обиты металлическими листами.
5. Наружные отверстия вентиляции должны быть закрыты решетками с размером ячейки не более 12 мм.

2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа

2.1.2.1. Для проживания, отдыха и питания экипажа должны предусматриваться:
а) на судах I и II групп — каюты с индивидуальными спальными местами и столовая — кают-компания.
б) на судах III группы — дежурное помещение.

Примечания 1. На судах 1 группы с экипажем не более 5 человек столовая — кают-компания может не предусматриваться и для питания экипажа используется камбуз, площадь которого увеличивается с целью размещения обеденного стола.

2. На судах II группы с экипажем до 6 человек (на судне постоянно — не более 4 человек) вместо кают и столовой- кают-компании может предусматриваться дежурное помещение.
3. На судах III группы, предназначенных для внутригородских линий, дежурное помещение может не предусматриваться.

2.1.2.2. На судах I группы количество спальных мест должно быть не менее минимальной численности экипажа, предусмотренной проектом.
На судах II группы, обслуживаемых бригадным методом, количество спальных мест должно быть не менее численности экипажа, который, согласно проекту, будет находиться на судне.
2.1.2.3. На пассажирских судах I и II групп жилые помещения экипажа должны быть отделены от пассажирских помещений. Допускается размещение членов экипажа, обслуживающих пассажиров (проводники, официанты и т.п.), в каютах, расположенных в пассажирских отсеках.
2.1.2.4. Командный состав судов I и II групп размещается в одно и двухместных каютах при одноярусном расположении коек.
Рядовой состав судов I группы может размещаться в двухместных каютах с двухъярусным расположением коек.
Рядовой состав судов II группы может размещаться в трех и четырехместных каютах при двухъярусном расположении коек.
Минимальные площади кают должны приниматься в соответствии со значениями, приведенными в таблице 2.1.

www.referent.ru

Смотрите еще:

  • Продажа красной икры закон Идеи бизнеса с нуля Главная‹Бизнес идеи‹Бизнес в торговле Поиск по сайту Николай Негрозный » более года назад Добрый день, уважаемые друзья товарищи! Долго думал писать или нет, но в итоге решился, […]
  • Проживание в тагиле Где остановиться в Нижнем Тагиле Нижний Тагил Гостиницы, санатории и базы отдыха Нижнего Тагила Где остановиться в Нижнем Тагиле? Полный список всех отелей, гостиниц и баз отдыха Нижнего Тагила. Услуги, цены […]
  • Налог на 215 лС Toyota Mark X - BODY › Бортжурнал › Транспортный налог В Кемеровской области:свыше 100 до 150л.с. — 18 руб/с лошадисвыше 150 до 200л.с. — 40 руб/с лошадисвыше 200 до 250л.с. — 75 руб/с лошадисвыше 250л.с. — […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.