Исчисление налога производится

НК РФ Статья 52 Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

nalogovyykodeks.ru

Статья 226 НК РФ. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Текст статьи.

Комментарии к статье

Каков порядок уплаты НДФЛ?

1. Удерживает и перечисляет налог в бюджет сторона, осуществляющая выплаты (например, работодатель или арендатор).

2. Физическое лицо самостоятельно платит налог.

Если сторона, осуществляющая выплаты в пользу физлица, выступает в качестве налогового агента, и сама удерживает и уплачивает НДФЛ в бюджет в полном объеме, никаких дополнительных обязанностей у физлица не возникает.

Однако бывают случаи, когда организация или ИП, осуществляющие выплаты в пользу физлица, не исполняют функции налоговых агентов либо по какой-то причине не смогли удержать налог. В таком случае они обязаны проинформировать и налоговую инспекцию, и самого получателя дохода об этом (п. 5 статьи 226 НК РФ). Извещать гражданина о том, что с выплат, осуществленных в его пользу, в свое время не был удержан и выплачен налог, можно в произвольной форме. К сообщению добавляется копия справки, представленной в налоговую инспекцию с указанием выплаченных сумм, чтобы физлицо имело представление, какой налог потребуется уплатить. Информация о выплаченных суммах, а также неудержанных суммах НДФЛ передается в первом месяце года (до 1 февраля), следующего за отчетным.

Физическое лицо, узнавшее о наличии задолженности перед бюджетом, обязано не позже 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 1 статьи 229 НК РФ). Если 30 апреля приходится на выходной день, то декларацию необходимо представить не позднее ближайшего рабочего дня, при этом срок подачи декларации не переносится, если указанная дата выпадает на праздничный день. Сдавать декларацию налогоплательщик обязан в налоговую инспекцию по месту своего жительства либо лично, либо через представителя, имеющего доверенность, либо по почте ценным письмом с описью вложения (п.4 статьи 80 НК РФ).

Сам налог следует уплатить не позднее 15 июля года, следующего за отчетным периодом, предварительно уточнив реквизиты для его уплаты (п. 4 статьи 228 НК РФ).

Если сроки представления декларации и уплаты налога будут нарушены, налоговая инспекция имеет право доначислить налог, а также обязать налогоплательщика выплатить пени и штрафы. Штраф за нарушение сроков подачи декларации по НДФЛ взимается в размере 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Минимальная сумма административного наказания в таком случае 1 тысяча рублей, максимальная — 30% суммы налога (п. 1 статьи 119 НК РФ). Штраф за неуплату налога может составить 20% от невыплаченной суммы или 40%, если налоговые органы докажут умышленное неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты НДФЛ в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

Если налогоплательщик докажет, что своевременно подал декларацию, правильно рассчитал сумму налога, но не уплатил его в срок, на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 можно будет опротестовать решение о наложении штрафа за неуплату налога. В этом случае налоговики имеют право начислить только пени.

С каких подарков следует платить НДФЛ?

Согласно статье 228 НК РФ налогом не облагаются подарки, сделанные близкими людьми, — супругами, детьми, бабушками-дедушками, сводными братьями-сестрами, усыновителями/усыновленными.

Если подарок вручен работодателем, то налог автоматически высчитывается от стоимости подарка и согласно статье 24 НК РФ, а также статье 226 НК РФ удерживается дарителем. Но если организация никаких налоговых обязательств на себя не взяла (о чем дополнительно сообщается), то физлицо, получившее подарок, обязано самостоятельно рассчитать и заплатить НДФЛ.

Подарки стоимостью до 4 тысяч рублей, полученные в течение налогового периода (года), на основании п.28 статьи 217 НК РФ налогом на доход не облагаются. Если стоимость подарка/подарков превышает указанную сумму, то налог считается следующим образом:

сумма налога = (стоимость подарка – 4 тысячи рублей), умноженная на соответствующую ставку НДФЛ.

Если подарок сделан физлицом, не являющимся членом семьи или близким родственником, НДФЛ придется платить только в случае, если подарена недвижимость, транспортное средство или акции (доли, паи). В любом другом виде налог с подарка платить не надо.

Как платить НДФЛ с выигрыша?

В случае получения дохода в виде выигрыша в лотерее, в казино или на игровых автоматах физическое лицо обязано самостоятельно подавать декларацию, рассчитывать и платить НДФЛ. Однако если денежный приз был получен в тотализаторах или букмекерских конторах, при его выплате организаторы подобных мероприятий обязаны удержать из вручаемой суммы налог. В противном случае они обязаны уведомить физлицо о возникновении у него обязанности самостоятельной уплаты НДФЛ (п. 1 статьи 210 НК РФ, пп. 2 п. 2 статьи 211 НК РФ, п. 2 статьи 214.7 НК РФ, п. 1 статьи 226 НК РФ , пп. 5 п. 1 статьи 228 НК РФ).

Когда перечисляется НДФЛ с отпускных работника?

До недавнего времени это был спорный вопрос и имелись разногласия в правовой среде, касающиеся сроков отчисления НДФЛ с отпускных. С 2016 года ситуация урегулирована — в ст 226 НК РФ внесены данные, уточняющие положение пункта 6.Статья 226 НК РФ c комментариями 2016 года подразумевает, что сумма налога с такого дохода физ. лица, как отпускные, должна быть перечислена налоговым агентом не позже последнего числа месяца, в котором эти отпускные выплачивались.

Ранее было и иное мнение, подкрепленное множеством судебных решений. Считалось, что налог должен быть перечислен не позднее того дня, когда работник (или доверенные лица вместо него) фактически получил на свой счёт денежную сумму отпускных.

Однако кассационные суды достаточно часто приходили к выводу, который сегодня законодательно закреплён. Они устанавливали, что налог должен перечисляться в последний день месяца, в котором была осуществлена выплата отпускных. В своих постановлениях судьи указывали, что плата за отпуск приравнивается к зарплате сотрудника, а поэтому перечисление и удержание НДФЛ с суммы отпускных должно происходить так же как и с зарплаты — в последний день месяца (п 2 ст 223 НК РФ).

Обращаясь к статье 226 НК РФ с комментариями 2016 года, теперь можно увидеть законодательное закрепление такой позиции. Итак, при оплате сотрудникам больничных и отпускных в 2016 году работодатели перечисляют НДФЛ не позднее последнего дня месяца, в котором эти выплаты производились.

Когда перечисляется НДФЛ, если зарплата выплачивается частями в виде аванса и расчёта?

Законодательно признано, что датой получения дохода в виде оплаты труда является последний день трудового месяца (ст 223 НК РФ).

Но статья 226 НК РФ с комментариями 2016 содержит указание на то, что налоговые агенты перечисляют суммы удержанного с доходов сотрудника НДФЛ не позднее следующей за днём выплаты даты. Недавно законодатель уточнил, что при оплате отпусков и выплате пособий по нетрудоспособности налог отчисляется в последний день того месяца, в котором производились выплаты.

По официальному мнению, если зарплата выплачивается частями, то налог удерживается и отчисляется в бюджет всё же один раз — при расчёте по итогам месяца, соблюдая при этом правила ст 226 НК РФ.

Поэтому до окончания трудового месяца доход в виде аванса не признаётся полученным. При удержании НДФЛ сумма аванса засчитывается в месячную оплату труда, производимую по итогам рабочего месяца, и налог с этой суммы уплачивается в день окончательного расчёта.

Такая позиция не вызывает споров. Её разделяют Минфин, Налоговая служба, судьи и эксперты.

Когда функции налогового агента можно возложить на доверительного управляющего?

По ГК РФ имущество может быть передано в доверительное управление, что не влечёт перехода права собственности на него к управляющему. Но сделки с этим имуществом такой управляющий совершает от своего имени.

Если физ. лицо, например, решает заключить депозитный договор не лично, а через доверительного управляющего, то управляющий заключает договор от своего имени, хотя и за счёт денег доверителя.

Так как договор с банком заключило не физ. лицо, то и доход от депозитного договора это физ. лицо не получает. Гражданин в этом случае получает доход от доверительного управления, а не от банковского вклада.

По п 1 ст 226 НК РФ налоговым агентом может быть признана организация от взаимодействия с которой, гражданин-налогоплательщик получил доход.Так как гражданин заключил договор доверительного управления и получил доход от взаимодействия с управляющим, то, попадая под определение, доверительный управляющий может быть признан налоговым агентом.

Физическое лицо будет получателем дохода по депозитному договору, заключенному доверительным управляющим. НДФЛ с этого дохода будет удержан при выплате денег физическому лицу доверительным управляющим.

m.ppt.ru

Исчисление налога

Исчисление налога — это совокупность действий соответствующего лица по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет. Исчисление налога представляет собой процесс, в ходе которого происходит установление размеров конкретного налогового обязательства конкретного налогоплательщика (ст. 52 НК РФ).

Порядок исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Можно выделить пять последовательных стадий процесса исчисления налога:

  • определение объекта налога;
  • определение базы налога;
  • выбор ставки налога;
  • применение налоговых льгот;
  • расчет суммы налога.

1fin.ru

В соответствии со статьей 52 НК РФ установлен порядок исчисления налога. Обратите внимание, что комментируемая статья предусматривает порядок исчисления только налога, о сборах в данной статье речь не идет.

В первую очередь порядок исчисления налога зависит от законов, где дано определение налогооблагаемой базы, исходящей из состава затрат, расходов, убытков, льгот и иных экономических нормативов, которые определяют реальный доход (прибыль), стоимость и иные объекты налогообложения.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, которая подлежит уплате за налоговый период, исходя из сложившейся по данным учета налоговой базы, существующей налоговой ставки и имеющихся налоговых льгот.

Именно налогоплательщик несет всю полноту ответственности за своевременное и правильное исчисление суммы налога именно он, не дожидаясь письменных уведомлений налогового органа, сам должен принять все от него зависящие меры, чтобы сумма налога была исчислена, и чтобы это было сделано своевременно:

Исчисляя сумму налога, налогоплательщик должен учитывать следующие элементы налогообложения:

— налоговый период (статья 55 НК РФ);

— налоговую базу (статья 53 НК РФ);

— налоговую ставку (статья 53 НК РФ);

— налоговые льготы (статья 56 НК РФ).

В случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена как на налоговый орган, так и на налогового агента.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган должен направить налогоплательщику налоговое уведомление. Несоблюдение налоговым органом срока направления налогового уведомления влечет освобождение налогоплательщика от ответственности при просрочке уплаты налога.

В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 НК РФ, в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57, пунктов 3 и 6 статьи 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления (Письмо Минфина Российской Федерации от 16 ноября 2006 года №03-06-02-02/138) (Приложение №86).

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Формы налоговых уведомлений установлены Приказами ФНС Российской Федерации от 31 октября 2005 года №САЭ-3-21/551@ «Об утверждении форм налоговых уведомлений», от 27 декабря 2004 года №САЭ-3-05/173@ «О форме налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу», от 27 июля 2004 года №САЭ-3-04/440@ «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц».

Налоговое уведомление вручается руководителю организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанным способом налоговое уведомление вручить невозможно, то оно должно быть направлено по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налоговая база» и «налоговая ставка», используемых в законодательстве о налогах и сборах.

Статья 53 НК РФ рассматривает два важнейших элемента налогообложения:

Налоговая база представляет собой:

— стоимостную характеристику объекта налогообложения. Стоимость имущества налогоплательщика выраженная в денежной форме. О стоимости реализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг смотри статью 38 НК РФ. Любой из вышеперечисленных объектов является объектом налогообложения в той мере, в какой обладает стоимостной характеристикой, то есть оценивается в денежной форме. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения определены статьей 40 НК РФ;

— физическую характеристику объекта налогообложения. Имущество признается объектом налогообложения в том случае, если имущество можно подсчитать, измерить, если оно имеет объем, количество, параметры, технические и другие данные. В случае если можно определить объем выполненных работ (их виды), оказанных услуг и тому подобное, то это и является объектом налогообложения;

— иную характеристику объекта налогообложения. Иной характеристикой могут служить следующие параметры объекта:

место расположения (например, магазин, который расположен рядом со станцией метро или далеко от оживленных мест);

характер выполненных работ (ремонтно-строительные работы);

оказанных услуг (банковских, аудиторских).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, который определяется в соответствии с частью второй НК РФ.

Налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

налоговая ставка и так далее, (общие условия установлены статьей 17 НК РФ).

Анализ определения налоговой ставки позволяет указать признаки этого элемента налогообложения (статья 17 НК РФ).

Налоговая ставка представляет собой определенную величину, которая имеет конкретное цифровое значение, выражена в определенных цифрах налоговых начислений. В соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговую ставку налогоплательщик обязан уплатить в виде налога. Величина налоговой ставки определяется путем начисления на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на имущество налогоплательщика, на доход физического лица, и так далее). Налоговая ставка выражается в процентах от упомянутой единицы измерения (24% от прибыли, 2 % от стоимости имущества и так далее).

В предыдущей редакции данной статьи содержалась норма, позволяющая Правительству Российской Федерации, в случаях, указанных в НК РФ, устанавливать ставки федеральных налогов и размеры сборов. Но поскольку таких случаев НК РФ не предусматривает, то с 1 января 2007 в соответствии с Законом 137-ФЗ указанная норма признана утратившей силу.

Согласно пункту 3 налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

По налогу на добавленную стоимость налоговая база и порядок ее определения установлены статьями 153-162 НК РФ. По акцизам порядок определения налоговой базы установлен статьями 187, 189-191 НК РФ. Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определена статьями 210-214.1 НК РФ. Налоговая база по единому социальному налогу установлена статьей 237 НК РФ. По налогу на прибыль организаций налоговая база определяется в соответствии со статьями 274-282 НК РФ. Налоговая база по водному налогу установлена статьей 333.10 НК РФ. По налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база закреплена в статье 338 НК РФ. Налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу определена статьей 346.6 НК РФ. По упрощенной системе налогообложения налоговая база закреплена в статье 346.18 НК РФ. По «вмененке» — статья 346.29 НК РФ. При применении системы налогового обложения при выполнении соглашений о разделе продукции для определения налоговой базы следует руководствоваться статьями 346.37, 346.38 НК РФ.

Налоговая база по транспортному налогу определена в статье 359 НК РФ. По налогу на игорный бизнес — в статье 367 НК РФ. По налогу на имущество организаций — в статьях 375-377 НК РФ.

Налоговая база по земельному налогу закреплена в статьях 390-392 НК РФ.

Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры федеральных сборов устанавливаются НК РФ.

Частью второй НК РФ установлены следующие налоговые ставки:

НДС — статья 164 НК РФ;

Акцизы — статья 193 НК РФ;

НДФЛ — статья 224 НК РФ;

Налог на прибыль организаций — статья 284 НК РФ;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — статья 333.3 НК РФ;

Водный налог — статья 333.12 НК РФ;

Налог на добычу полезных ископаемых — статья 342 НК РФ;

ЕСХН — статья 346.8 НК РФ;

ЕНВД — статья 346.31 НК РФ.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ:

Транспортный налог — статья 361 НК РФ;

Налог на имущество организаций — 380 НК РФ;

Земельный налог — статья 394 НК РФ.

В комментируемой статье установлен порядок исчисления налоговой базы для различных категорий налогоплательщиков а именно для:

налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

налогоплательщиков — физических лиц.

Статья 54 НК РФ непосредственно связана с правилами статей 53 и 55 НК РФ. Для налогоплательщиков-организаций пунктом 1 статьи 54 НК РФ установлено исчисление налоговой базы на основе данных:

— регистров бухгалтерского учета, которые предназначены систематизировать информацию, содержащуюся в первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Статьей 10 Федерального закона от 23 февраля 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Приложение №20) установлено, что регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухучета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам. Исправление ошибок в регистре бухучета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления;

— иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Документы в любом случае должны содержать достаточный объем информации, который позволяет судить о наличии (либо отсутствии) объекта налогообложения (лицензии, свидетельства, дипломы, сертификаты, акты и тому подобные предоставляемые в налоговый орган документы, следует рассматривать как документы для целей налогообложения, а не бухгалтерского учета, и учитывать их при исчислении налоговой базы в соответствии со статьями 38, 54, 85, 92 — 95 НК РФ).

В соответствии со статьей 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, но обнаруженные в текущем, влекут перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Порядок внесения изменений в декларацию определен статьей 81 НК РФ.

Если определить период совершения ошибки (искажения) невозможно, то перерасчет производится за тот период, в котором они были выявлены.

Искажения могут быть: умышленными, вследствие слабой подготовки бухгалтерии, неясности формулировок законодательства; счетные; арифметические и так далее.

Применительно к комментируемой норме, под текущим налоговым (отчетным) периодом следует понимать период, когда ошибки, допущенные ранее (в предшествующие налоговые периоды), были обнаружены. Не имеет значения, сам ли налогоплательщик их обнаружил или это произошло в ходе налоговой проверки либо аудита.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, на основании пункта 2 статьи 54 НК РФ исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Напомним, что согласно статье 11 НК РФ, индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, в целях применения НК РФ, индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве таковых в нарушение требований законодательства.

Министерством финансов Российской Федерации определен порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, который утвержден Приказом Минфина РФ №86н, МНС РФ №БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 года «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (далее — Порядок учета доходов и расходов).

Согласно предписаниям Порядка учета доходов и расходов:

«2. Индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами (далее — предпринимательская деятельность).

Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК).

3. Настоящий Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог».

Указанный Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей содержит предписания и разъяснения по следующим разделам вопросов:

— Основные правила учета;

— Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

— Расходы на оплату труда;

— Основные средства и порядок определения их первоначальной стоимости;

— Нематериальные активы и порядок определения их первоначальной стоимости;

— Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп;

— Методы и порядок расчета сумм амортизации;

Пункт 3 статьи 54 НК РФ предусмотрен только для физических лиц.

Данная группа налогоплательщиков обязана исчислять налоговую базу на основе:

— сведений о суммах выплаченных им доходов и объектах налогообложения, получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц;

— данных собственного учета полученных доходов и объектов налогообложения. (Такой учет физическое лицо ведет в произвольной письменной форме в тетради, на отдельных карточках, в компьютере и так далее).

В порядке, установленном комментируемой статьей, исчисляют налоговую базу и налоговые агенты (пункт 4).

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода, на основе имеющихся у него данных.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «налоговый период», используемого в законодательстве о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 календарный год или иной период времени признается налоговым периодом, в том случае, когда по его окончании:

— определяется налоговая база (статьи 53, 54 НК РФ);

— исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (статья 52 НК РФ).

В предыдущей редакции комментируемой статьи было указано, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, но поскольку в одном и том же отчетном периоде их может быть несколько, то Законом 137 ФЗ в пункт 1 статьи 55 НК РФ внесено изменение, в соответствии с которым отчетный период не связывается с выплатой авансовых платежей.

Следует обратить внимание на то, что правила, приведенные в пункте 1 статьи 55 НК РФ, относится только к налогам и подлежат применению лишь в той мере, в какой иное не предусмотрено в правилах пунктов 2 — 4 статьи 55 НК РФ.

Пункт 2 статьи 55 НК РФ применяется в случаях, когда речь идет о налогообложении организации и организация была создана после начала календарного года (то есть после 1 января).

При этом следует учитывать ряд важных обстоятельств:

— днем создания российской организации признается дата государственной регистрации организации в качестве юридического лица и в порядке, установленном ГК РФ;

— день создания иностранной организации определяется в соответствии с законодательством страны ее места нахождения. В случае если речь идет о филиалах, представительствах иностранной организации, учрежденных на территории Российской Федерации, то они считаются созданными в день их учреждения в Российской Федерации;

— первым налоговым периодом организации, созданной после 1 января и до 30 ноября включительно, считается период со дня ее государственной регистрации на территории Российской Федерации и до 31 декабря данного года (включительно);

— первым налоговым периодом организации, созданной с 1 декабря по 31 декабря, считается период времени с 1 декабря года создания по 31 декабря следующего года.

Пункт 3 устанавливает правила определения налогового периода при ликвидации организации.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные пунктом 3 правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Согласно пункту 4 названные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал.

В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

В предыдущей редакции статьи 55 НК РФ содержался пункт 5, в котором было установлено, что если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика. С 1 января 2007 года пункт 5 статьи 55 НК РФ утратил силу в соответствии Федеральным законом №137-ФЗ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «Льготы по налогам и сборам», используемого в законодательстве о налогах и сборах, а также общие правила их установления и использования.

Согласно пункту 1 под льготами по налогам и сборам понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков налогов и сборов предоставляются в виде возможности:

— не уплачивать налог или сбор;

— уплачивать более низкую (по сравнению с базовой) налоговую ставку;

— переноса сроков уплаты налогов и сборов (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит);

— иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

— осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу).

Перечисленные преимущества могут выражаться в полном освобождении от уплаты налога и сбора. Не исключены случаи, когда льгота предоставляется как по одному, так и по всем видам налогов и сборов. Льготы могут быть предоставлены в случае, когда это предусмотрено в нормативных правовых актах о налогах и сборах.

Особо оговаривается недопустимость предоставления льгот в индивидуальном порядке. Это положение полностью соответствует требованию пункту 2 статьи 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. То есть законодательно закреплен принцип равенства, хотя предоставление льготы отдельным категориям налогоплательщиков подразумевает некоторую привилегированность отдельных групп.

Налогоплательщику в соответствии с пунктом 2 статьи 56 НК РФ представляется право:

— либо полностью отказаться от применения льготы по налогам и сборам;

— либо приостановить пользование льготой по налогам и сборам как на один, так и на несколько налоговых периодов. В отличие от полного отказа это означает, что по окончании налогового периода, в течение которого льгота не применялась плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода). При этом он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.

Необходимо отметить, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде (пункт 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №41, Пленума ВАС Российской Федерации №9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации») (Приложение №131).

Что касается возможности приостановления использования налоговой льготы, предусмотренной положениями пункта 2, то она может быть реализована только в отношении текущего или следующих налоговых периодов, т.е. в 2007 году налогоплательщик может уведомить налоговый орган о неприменении льготы в отношении доходов 2007 года или следующих лет (Письмо ФНС от 2 ноября 2005 года №04-2-02/482) (Приложение №99).

Пункт 3 регулирует механизм установления налоговых льгот.

В зависимости от вида налогов, льготы:

по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ (в соответствии с частью второй НК РФ);

по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Льготы по налогам и сборам, устанавливаемые региональными и местными органами власти не должны противоречить федеральному законодательству.

Более подробно с вопросами, касающимися применения льгот, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Льготы».

Сроки уплаты налогов и сборов являются обязательным элементом налогообложения (статья 17 НК РФ).

Не существует общих сроков уплаты налогов и сборов. Сроки устанавливаются применительно к каждому отдельному налогу и сбору.

Срок уплаты налога и сбора считается исполненным в случае, если плательщик исполнил обязанности, предусмотренные в статье 45, статье 78 и статьях 48 — 51 НК РФ.

НК РФ допускает изменение сроков уплаты налогов и сборов. Согласно статье 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Формами предоставления отсрочек являются:

— отсрочка (статья 64 НК РФ);

— рассрочка (статья 64 НК РФ);

— инвестиционный налоговый кредит (статья 66 НК РФ).

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 НК РФ, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 НК РФ либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 9 НК РФ (пункт 5 статьи 61 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи в случае, когда плательщик нарушил установленные для данного вида налога и сбора сроки, предусмотрено начисление пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки (в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора) и уплачивается одновременно или после уплаты налога в полном объеме (статья 75 НК РФ). Уплата пени в ином порядке (либо на иных условиях), нежели это предусмотрено в НК РФ, запрещена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются:

— календарной датой. Для целей налогообложения такой срок истекает в тот час, когда прекращаются соответствующие операции в банке (в случае уплаты через банк) либо в кассе органа местного самоуправления (уплаты наличными через органы). В случае если документы или денежные суммы (для уплаты налогов и сборов) были сданы на почту до 24 часов последнего срока уплаты налогов, то срок не считается пропущенным;

— истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, днями;

— путем окончания отсрочки по уплате данных налогов и сборов в соответствии со статьей 64 НК РФ);

— указанием на осуществление зачета суммы излишне уплаченного налога в счет платежей по другому налогу.

Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются только НК РФ. При этом они устанавливаются дифференцированно, применительно к каждому такому действию (в зависимости от того, какой участник налоговых правоотношений должен совершить действие, эти сроки также могут быть различными). Случаи об изменении сроков уплаты налогов и сборов установлены статьями 61 — 71 НК РФ.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом (статья 52 НК), обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения плательщиком налогового уведомления (по форме, утвержденной ФНС Российской Федерации (смотрите статью 52 НК РФ)).

При этом, до прихода налогового уведомления обязанности по уплате налога не возникает (особенно актуально при уплате транспортного налога физическими лицами). При пропуске налоговыми органами нескольких налоговых периодов, уплате подлежит сумма налога только за последние три года. Исходя из того, что обязанность по уплате налога может возникнуть только после получения уведомления, налоговые органы не вправе начислять пени за пропущенные налоговые периоды.

Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Указанный пункт был введен Федеральным законом №137-ФЗ и вступил в силу 1 января 2007 года.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате. При этом он должен исходить из налоговой базы, налоговой ставке и налоговых льгот. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, обязанность исчисления налогов возлагается на налоговый орган и налогового агента.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в определенные НК РФ сроки либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Так, под иным порядком уплаты налогов можно рассматривать уплату авансовых платежей.

В соответствии со статьями 64 и 66 НК РФ допускается предоставление плательщику налогов и сборов рассрочки и инвестиционного налогового кредита, что предусматривает на практике уплату по частям. Значит, предусмотренная в пункте 1 статьи 58 разовая уплата всей суммы налогов и сборов не всегда подлежат применению.

Пунктом 2 статьи 58 НК РФ установлено, что подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) следующими лицами в установленные сроки:

— налоговыми агентами (статья 24 НК РФ);

— законными представителями физических лиц (статьи 26, 27 НК РФ);

— лицами, уполномоченными управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица (пункт 1 статьи 51 НК РФ);

— опекунами физического лица, признанного судом недееспособным (пункт 2 статьи 51 НК РФ).

Пункт 3 статьи 58 НК РФ касается авансовых платежей, обязанность по уплате которых исполняется аналогично обязанности по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что ранее законодательство о налогах и сборах не предусматривало взыскание с налогоплательщика пени за нарушение срока уплаты авансовых платежей по налогам, исчисляемых расчетным путем. С 1 января 2007 года Законом 137 ФЗ в пункт 3 статьи 58 НК РФ введена норма, согласно которой за просрочку в оплате авансовых платежей предусмотрено начисление пени. Данная норма прописана в противовес сложившейся арбитражной практики, согласно которой начисление пеней на авансовые платежи возможно только в том случае, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода определяется на основе налоговой базы, а не иным образом (об этом указывалось в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года №5) (Приложение №130). На сегодняшний день Минфин Российской Федерации признал, что с налогоплательщиков нельзя удерживать пени за несвоевременное перечисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. (Письмо Минфина России от 20 июля 2006 года № 03-03-04/1/600) (Приложение №81).

После 1 января 2007 года пени будут начисляться в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей вне зависимости от того, каким образом они рассчитываются (то есть и в случае уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, по единому социальному налогу).

Определением Конституционного суда Российской Федерации от 9 апреля 2001 года №82-О установлено, что:

«…внесение платежей до истечения налогового периода, как это предусмотрено оспариваемыми нормами, не противоречит общим началам налогового законодательства. В тех же случаях, когда плательщик единого налога не имеет достаточных средств для внесения авансового платежа, он вправе обратиться за предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты налога (статья 64 Налогового кодекса Российской Федерации)».

Рассмотрим на конкретном примере расчет пеней после 1 января 2007 года в случае просрочки уплаты авансового платежа.

По итогам полугодия сумма ежемесячного аванса на третий квартал года получилась у ООО «Восток» — 1000 руб. Прибыль за полугодие составила 5000 руб. Компания просрочила уплату авансов. По итогам 9 месяцев 2007 года прибыль составит 8900 руб., то есть часть прибыли, относящаяся к третьему кварталу, составит 3900 руб. (8900 руб. — 5000 руб.).

Пени налоговые органы будут начислять на сумму ежемесячного аванса в 1000 руб., независимо от того, какую прибыль (убыток) ООО «Восток» получит по итогам 9 месяцев 2007 года.

Несомненно, принятие нормы, предусматривающей начисление пени, в случае просрочки уплаты авансовых платежей ухудшает положение налогоплательщиков.

На основании пункта 4 статьи 58 НК РФ установлено два способа уплаты налогов, которые производятся как в наличной, так и в безналичной форме.

Порядок указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов и сборов установлен Приказом Минфина Российской Федерации от 24 ноября 2004 года №106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему российской федерации».

Физические лица осуществляют уплату налогов и сборов через структурные подразделения Сбербанка России в наличной форме. Формы бланков установлены Письмом Минфина Российской Федерации №ФС-8-10/1199, Сбербанка России №04-5198 от 10 сентября 2001 года (Приложение №94). Порядок заполнения платежных документов установлен Письмом МНС Российской Федерации от 5 марта 2002 года №БГ-6-10/253 (Приложение №116).

В случае отсутствия банка налогоплательщик или налоговый агент, которые являются физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Также пунктом 4 статьи 58 НК РФ установлены обязанности местной администрации и организации федеральной почтовой связи, исполняемые ими при приеме денежных средств в счет уплаты налогов. За неисполнение или ненадлежащее установленных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

— принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

— вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

— выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Форма квитанции о приеме местной администрацией наличных денежных средств от налогоплательщиков (налоговых агентов), являющихся физическими лицами, в счет уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 9 ноября 2006 года №САЭ-3-10/777@ (Приложение №65).

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Пунктом 5 статьи 58 НК РФ закреплено, что конкретный порядок уплаты налогов устанавливается применительно к каждому налогу. При этом необходимо учитывать и соблюдать основополагающие принципы и основы осуществления порядка уплаты налогов и сборов, предусмотренные НК РФ:

— порядок уплаты федеральных налогов устанавливается непосредственно самим НК РФ (статьи 12, 13 НК РФ);

— по региональным налогам и сборам — законами (иными правовыми нормативными актами), принимаемыми законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации;

— по местным налогам и сборам — правовыми нормативными актами представительных органов местного самоуправления, но в соответствии с положениями НК РФ. При этом необходимо учесть, что в городах Москве и Санкт — Петербурге порядок уплаты местных налогов и сборов устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

В пункте 6 статьи 58 НК РФ установлен срок для уплаты налога на основании уведомления налоговых органов, который равен одному месяцу со дня получения указанного уведомления. Наряду с этим в налоговом уведомлении может быть указан более продолжительный (то есть более 1 месяца) период времени для уплаты налога.

Правила установленные статьей 58 НК РФ, применяются и в отношении порядка уплаты сборов, пеней, штрафов, а также авансовых платежей.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятия «безнадежный долг по налогам и сборам», используемого в законодательстве о налогах и сборах.

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

— Правительством Российской Федерации — по федеральным налогам и сборам. (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам») (Приложение №37).

— Исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации — по региональным налогам и сборам;

— Местными администрациями — по местным налогам и сборам. В городах федерального значения Москве и Санкт — Петербурге решение принимают органы исполнительной власти этих двух субъектов Российской Федерации (мэр или правительство).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года №100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (Приложение №37) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам в случае:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Исходя из указанного перечня оснований признания безнадежным к взысканию, видно, что истечение трехлетнего срока исковой давности не является основанием для признания безнадежной к взысканию задолженности. Такого же мнения придерживается Минфин Российской Федерации (Письмо Минфина от 7 декабря 2005 года №03-02-07/1-331) (Приложение №73), а также судебные органы: Постановление ФАС Центрального округа от 19 мая 2005 года №А36-317/12-04 (Приложение №154).

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика. При этом:

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, принимается таможенным органом, перед которым имеется задолженность;

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с организаций — плательщиков страховых взносов, ликвидированных до 1 января 2001 года в установленном законодательством Российской Федерации порядке, акты сверки расчетов по которым налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности.

Порядок принятия решения о признании безденежными долгов установлен Приказами Минфина Российской Федерации от 14 сентября 2005 года №117н «О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу российской федерации» (Приложение №51), от 15 июня 2005 года №72н (Приложение №49).

Следует учесть, что вышеперечисленные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

www.audit-it.ru

Смотрите еще:

  • Приказы ростехнадзора 25 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 января 2014 г. N 25 "Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный […]
  • Приказом ростехнадзора 480 от 19082011 г Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев […]
  • Субсидии уфссп Приказ Федеральной службы судебных приставов от 22 ноября 2010 г. N 607 "Об организации работы в территориальных органах ФССП России по перечислению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.