Энергосервис закон

Энергосервис

ФГУП РСВО оказывает комплекс мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности зданий и сооружений различного назначения, включая промышленные и складские помещения, многоквартирные жилые дома, бюджетные и общественные учреждения. Все работы проводятся на контрактной основе с соблюдением действующих правил и требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно №261-ФЗ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих установленным законом требованиям энергоэффективности не допускается.

Наибольший потенциал повышения эффективности конечного потребления энергии существует в жилых, коммерческих и общественных зданиях. Согласно отчету* Всемирного Банка и Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) технический потенциал энергосбережения в российских учреждениях здравоохранения составляет 60%, образовательных учреждениях – 80%. В зданиях бюджетной сферы технический потенциал экономии в системах отопления и электроэнергии составляет в среднем 48-49% от уровня совокупного потребления.

Согласно №261-ФЗ** подавляющее большинство капитальных строений площадью более 50 кв.м. обязаны соответствовать требования энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Эти требования распространяются на многоквартирные дома, производственные площади, здания государственных и муниципальных учреждений. Обязательным условием эксплуатации для целого ряда зданий госучреждений является наличие энергетического паспорта.

Как это работает?

Заключение энергосервисного контракта – наиболее простой и современный способ снижения объема используемых энергетических ресурсов, позволяющий собственникам (управляющим компаниям) быстро и без лишних трат модернизировать устаревшее коммунальное оборудование и получать финансовую экономию при оплате коммунальных услуг.

Неэффективное расходование энергоресурсов (тепловой, электрической, газовой и других видов энергии) увеличивает бюджетные траты как государственных учреждений, так и коммерческих организаций. С учетом постоянно возрастающих тарифов на энергоносители и коммунальные услуги нерациональное использование энергоресурсов выливается для хозяйствующих субъектов в тяжкое экономическое бремя.

Все, что требуется от собственника – наличие результатов энергетического обследования, которое проведут специалисты ФГУП РСВО, разработают и выполнят план-график энергосберегающих мероприятий. Оплата услуг исполнителя производится заказчиком только из средств фактической экономии, получаемой по результатам энергосберегающих мероприятий.

Энергосервисные мероприятия ФГУП РСВО

ФГУП РСВО уже имеет успешный опыт по заключению среднесрочных (5-7 лет) энергосервисных договоров, в том числе в рамках государственных и муниципальных энергосервисных контрактов, осуществляемых по программам госзакупок и электронных торгов.

В рамках энергосервисного договора Предприятие осуществляет:

разработку перечня энергосберегающих мероприятий;

инвестиционное финансирование проекта;

закупку и установка энергосберегающего оборудования;

обучение персонала (при необходимости);

долгосрочный контроль работоспособности и эксплуатации оборудования;

гарантийное обслуживание оборудования в рамках всего срока действия контракта.

При заключении энергосервисного контракта заказчик сразу видит величину экономии энергетических ресурсов, в том числе в стоимостном выражении. Финансирование проекта при этом осуществляется ФГУП РСВО самостоятельно.

Преимущества энергосервисного обслуживания

Отличительные особенности работ по энергосервисному контракту от работ, производимых самостоятельно, либо за счет подрядчика, являются:

1. ФГУП РСВО инвестирует собственные средства в реализацию энергосберегающих мероприятий и возвращает инвестиции в течение срока действия контракта.

1. Стоимость оборудования и произведенных услуг оплачивает Заказчик за счет собственных средств.

2. Отсутствует необходимость представления аванса для исполнителя контракта.

2. Заказчик производит выплату аванса подрядчику.

3. По контракту платежи (возврат инвестиций) зависят только от результата достижения планируемой экономии.

3. Исполнитель подрядного договора не несет ответственность, если оборудование не позволяет достичь требуемой экономии ресурсов.

4. Риски неверного выбора технического решения и оборудования лежат на ФГУП РСВО.

4. Заказчик самостоятельно несет ответственность за технические решения и правильность выбора оборудования.

По окончании энергосервисного контракта заказчик получает ощутимую выгоду:

Внедрение на контрактном объекте энергосберегающих технологий;

Обновление основных средств производства и учета энергоресурсов объекта;

Существенная экономия материальных средств на коммунальные платежи и энергозатраты.

Заключение энергосервисного контракта и реализация проекта являются главными практическими мероприятиями по повышению энергоэффективности. Переход зданий и сооружений на энергосервисное обслуживание является положительной мировой практикой, которая позволяет получать финансовую прибыль из фактически достигаемой экономии энергозатрат. Выгода от него очевидна как энергосберегающим компаниям, так и конечным потребителям энергоресурсов.

Преимущества ФГУП РСВО

Государственное предприятие с большим опытом работы;

Индивидуальный подход к каждому клиенту;

Выполнение работ «под ключ»;

Подготовленная материально-техническая база;

Лучшие предложения по поставкам оборудования повышенного класса энергетической эффективности;

Квалифицированные и опытные специалисты в области энергосбережения и энергоэффективности;

Соблюдение правил и требований, устанавливаемых органами государственной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Привлекательность заключения энергосервисного контракта для заказчика очевидна – нет экономического эффекта, нет платы за услуги энергосервиса. Заказчик не вкладывает собственные средства на реализацию проекта и рассчитывается с ФГУП РСВО только за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий.

Контактная информация

Узнать подробности о заключении энергосервисного контракта можно в Отделе управления проектами.

Контактное лицо: Назаров Александр, руководитель проекта

Телефон: 8(499)639-0000 доб. 5387; 8(925)6885387

* Отчет «Энергоэффективность в России: скрытый резерв» подготовлен в 2007 году экспертами Группы Всемирного банка при поддержке специалистов Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ). Отчет представляет всесторонний практический анализ энергоэффективности в России. На данный момент является результатом одного из крупнейших исследований на территории РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, затрагивающий все отрасли экономической деятельности.

** Федеральный закон от 23.11.2009 №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ордена Трудового Красного Знамени
Федеральное государственное унитарное предприятие
«Российские сети вещания и оповещения»

rsvo.ru

Энергосервис закон

Мы работаем с 9:00 до 20:00 , ежедневно

Основные услуги:
Оборудование:
Выполненные проекты
Тепловая нагрузка
Поставка аварийных душевых кабин
Энергетическое обследование школы №277
Энергетический паспорт детского сада №693
Согласование и пересмотр тепловых нагрузок в теплоснабжающей организации

Закон и порядок

«Пакет законов, разработанный ФАС России, не смягчает, не ужесточает нормы законодательства, а уточняет их, а также унифицирует законодательство РФ с законодательством других стран — участников ВТО»,- заявил руководитель Калужского УФАС России Игорь Баранов 20 января на пресс-конференции. В своем интервью он сделал прогноз, как скажется принятие так называемого «третьего пакета» на антимонопольной практике.

С точностью до буквы

— Комитет по конкуренции ОЭСР месяц назад в Париже слушал доклад Российской Федерации об антимонопольном регулировании и обсуждал основные проблемы российского антимонопольного законодательства, которые решены третьим антимонопольным пакетом. Поэтому мы можем говорить, что нам удалось гармонизировать лучшие мировые антимонопольные практики в нашем законодательстве.

— Какие новеллы несет третий антимонопольный пакет?

— Во-первых, происходит дальнейшее развитие базового определения монопольной высокой цены.

Мы все больше и больше начинаем применять самые современные методики и механизмы при анализе ценообразования монополий.

В частности, самым главным для нас является метод сопоставимых рынков, когда мы анализируем соответствующие цены в Германии, во Франции, в Казахстане, в Украине, в Литве. Если у монополистов цена выше, чем нам демонстрирует принцип сопоставимости, можно говорить о монопольно высокой цене.

В нашей шестой статье о монопольно высокой цене появляется и обязательный ретроспективный метод, мы должны учитывать, что происходило с ценами в последние годы, причем очень важным фактором является то, что мы пошли на маленькую на первый взгляд уступку компаниям. Ретроспективный метод не может быть меньше, чем один год. Согласитесь, мы не можем на основании скачков цены в течение одного месяца сделать вывод о монопольно высокой цене. Проводим анализ мировых индикаторов в привязке к соответствующим ценам внутри России. Это самое современное, что складывалось в антимонопольных практиках за последние десятилетия.

Несколько слов о появлении новых юридических институтов в третьем антимонопольном пакете. Вводятся два новых института, один из них называется «Предостережение антимонопольного органа», другой — «Предупреждение антимонопольного органа». Под предостережением в законодательстве понимается направление официального документа, официального предостережения, как правило, физическому лицу. Тем, кто своими публичными заявлениями может посылать ценовые сигналы, которые приведут к нарушению антимонопольного закона.

— Классический вариант, когда представители отраслевых компаний, отраслевых ассоциаций начинают рассказывать, что неминуемо завтра цены на жилье повысятся в несколько раз. Этот ценовой сигнал особенно остро воспринимается строительными компаниями, они их дублируют, и через несколько дней мы видим повышение цен на рынке, например, жилья. В последние годы нефтяные компании и ассоциации работников нефтяной сферы, газовой промышленности любят рассказывать о том, как вырастут цены на бензин. На самом деле это сигнал для проведения осуждаемого нашим законом мероприятия по согласованным действиям. Подчеркну: предостережения не могут направляться ни журналистам, которые отстаивают свободу слова, ни экспертам, которые занимаются своей работой. Речь идет только о тех отраслевых ассоциациях, о тех работниках соответствующей промышленности, компаний, которым может быть выгодно раскручивание инфляционной спирали, роста цен и так далее.

Еще один новый институт антимонопольного предупреждения призван продемонстрировать бизнесу предупредительный контроль со стороны ФАС. Если сейчас по жалобам и заявлениям, например в области энергетики, подключения к сетям, в каждом случае, когда идет отказ в заключении договора, мы, фиксируя нарушение антимонопольного законодательства, возбуждаем дело, ведущее к оборотному штрафу. Так, на рынке работает энергетическая компания МОЭК. На основании того, что они успели натворить за последний год, мы должны были бы возбудить 200 дел против этой компании. Если мы назначили бы 200 оборотных штрафов, то завтра этой компании не было бы.

«Прозрачные» операции

— Как тогда мы будем получать тепло в Калуге и области?

— В отношении таких относительно негрубых нарушений, не связанных с ограничением конкуренции, но прямо влияющих на жизнь граждан, мы перейдем на предупредительный контроль. Направим предупреждение в эту компанию, в котором сошлемся на квалификацию 10-й статьи закона. Если в течение декады компания устраняет нарушение, то дело не возбуждается и штраф не накладывается. В противном случае компания будет привлечена к административной ответственности в виде оборотного штрафа. ФАС добровольно отказывается от своей карательной практики в отношении примерно половины дел. Мне кажется, что это будет иметь позитивные последствия с точки зрения снижения административного бремени на бизнес.

Третий антимонопольный пакет впервые в практике нашей страны ввел административное обжалование торгов на продажу.

Всем известен сайт zakupki.ru, где можно посмотреть, кто из чиновников что закупает. ФАС России выступал главным идеологом в разработке еще одного сайта — torgi.ru, где сегодня отражаются соответствующие оферты от Владивостока до Калининграда в отношении продажи гос-имущества. Мы считаем, что нужно в обязательном порядке публиковать на общенациональном сайте абсолютно все оферты, продажу любого земельного, лесного участка, рыбных и иных биологических квот, недр, когда предусмотрены соответствующие торги, водных ресурсов и т.д. Мы за то, чтобы сделать для всех наших налогоплательщиков открытыми и прозрачными все процедуры по любому обороту госимущества. Уже сейчас там отражаются все оферты о сдаче в аренду госимущества, будут отражены все оферты по приватизации, по торгам.

Прощай, кодекс?

— В новом законе прошли поправки и в Уголовный кодекс?

— Полностью отменена уголовная ответственность для предпринимателей в отношении согласованных действий и вертикальных соглашений. Когда из экономических доказательств, очень длительных и не всегда однозначных, оценочных, может возникнуть уголовное преследование, и мы в этом согласились с бизнесом, преждевременно вводить за это уголовную ответственность.

Уголовная ответственность будет установлена только за картели и некоторые формы неоднократного злоупотребления доминирующим положением.

Кроме того, мы много уделили внимания так называемым правилам недискриминационного доступа. Это особенно важно в отношении инфраструктуры естественных монополий.

Немаловажен вопрос и административной ответственности. Мы с большим трудом обеспечили применение большой вилки — от 1 до 15 процентов более или менее единообразно во всей России. Написали методики, по которым штраф во Владивостоке и штраф в Калининграде при одинаковых условиях был одинаков. Это очень важно, потому что при таком разбросе санкций здесь очень легко попасть в ситуацию достаточно коррупционную, и разница в один процент составляет порой и миллион рублей.

Третий антимонопольный пакет предусматривает закрепление в законе методики расчета административного штрафа, налагаемого на компании, нарушившие антимонопольное законодательство. Введена четкая градация отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств для юридических лиц и их «весовое» значение в размере административного штрафа. Все это позволит единообразно подходить и антимонопольным органам, и судам при решении вопроса о размере наказания.

— Изменится ли порядок выдачи справок, разрешений?

— Наш закон вводит прямой запрет на появление каких-либо оплат за выполнение каких-либо государственных услуг, если это не установлено законодательством РФ. Если нет прямой записи в каком-либо федеральном законе, в акте правительства либо в указе Президента о том, что данная услуга разрешается и она может быть платной, она должна быть абсолютно бесплатной. И мы будем пресекать появление любых платных услуг, если это не основано на действующем законодательстве.

— Будет ли четвертый пакет?

— Планируем незначительные точечные изменения. Мы их рассматриваем как некую часть третьего антимонопольного пакета, которую надо доводить до совершенства. Но очень надеемся на то, что в ближайшие пять лет четвертый антимонопольный пакет не понадобится.

www.ntc-eserv.ru

Энергосервис и законодательство.

О ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ДОГОВОРА. Статья посвящена анализу внесенных изменений в требования к условиям энергосервисного договора, проведена оценка возможного эффекта от внесенных поправок для развития энергетического сервиса в нашей стране, в частности, предоставленной возможности для исполнителя энергосервисного договора в качестве обязательства достигать не только экономию энергетических ресурсов в натуральном выражении, но и в стоимостном, а также предоставленной возможности по уступке права требования. Автор — аспирант кафедры «Экономика и организация производства» Ульяновского государственного технического университета Шкода Татьяна Александровна

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности сегодня является одним из главнейших направлений развития экономики нашей страны. В условиях развивающегося кризиса и увеличивающегося дефицита бюджетных средств обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет бюджетного финансирования становится практически невозможным. Ввиду этого на первый план выходит необходимость развития механизмов привлечения внебюджетных источников на покрытие затрат для модернизации энергоемкого оборудования и внедрения энергоэффективных технологий.

В 2009 году в силу вступил федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» (далее федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности), благодаря данному документу законодательно был урегулирован новый вид договорных отношений, направленный на создание условий для привлечения инвестиций во все секторы экономики [1].

К сожалению большого распространения данный вид договорных отношений к настоящему моменту не получил, что вызвано большим количеством барьеров, основные из которых связаны с нормативно-правовой базой, регулирующей взаимодействия субъектов энергетического сервиса.

Анализ нормативно-правовой базы в сфере энергетического сервиса показал довольно значительный ряд ограничений для Исполнителя энергосервисного договора, практически каждое из которых направлено на защиту прав Заказчика. При этом законом не предложены никакие механизмы, стимулирующие потенциальных инвесторов работать по энергосервисному договору. В результате, был существенно нарушен баланс интересов Заказчика и Исполнителя, так же являющегося и инвестором, который по такому договору вынужден брать на себя слишком высокие риски.

Одним из самых существенных барьеров является требование о необходимости экономии энергетических ресурсов обязательно в натуральном выражении. Такое требование существенно снижает для потенциального инвестора возможности по реализации энергосберегающих и повышающих энергетическую эффективность мероприятий, ведь кроме мероприятий, которые направлены на экономию энергетических ресурсов, есть огромный ряд мероприятий, способных существенно снизить затраты на потребляемые энергетические ресурсы, не изменяя их объемов (например, изменение тарифной политики потребителя энергоресурса в течение года или мероприятия, обеспечивающие экономию денежных средств путем изменения вида используемого энергетического ресурса (установка газовых котельных и т.п.)). Однако, практически каждый законодательный документ, отражающий положения об энергетическом сервисе, содержит в себе указанную норму.

Более 6 лет с момента вступления в силу федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности данное требование существенно снижало привлекательность для инвесторов работы в рамках энергосервисного договора. С одной стороны нормативная база жестко сузила круг возможностей достижения экономического эффекта по энергосервисному договору, а с другой стороны не предложила никаких механизмов защиты интересов Инвестора от невозврата инвестированных им средств, в случае исполнения его обязательств.

Данная проблема рассматривалась на всех уровнях власти и во многих экспертных сообществах, в результате, наконец, 1 июня 2016 г. в действие вступили поправки к Постановлению Правительства РФ №636 от 18.08.2010 г. «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее ПП РФ №636). Данный документ содержит основные требования к энергосервисным договорам, которые заключаются в отношении государственных и муниципальных организаций. Именно этот документ одним из первых жестко закрепил необходимость экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении, что является условием исполнения обязательств Исполнителя по энергосервисному договору[2].

Согласно поправкам в данный нормативный акт теперь одним из вариантов обязательства Исполнителя по энергосервисному договору является достижение экономии в стоимостном выражении. Однако, распространяется данная поправка только в отношении мероприятий, которые связаны с полным либо частичным переходом с потребления одного энергетического ресурса на другой. Несомненно, данные поправки ослабили «петлю на шее» энергосервисного договора, дав возможность Инвесторам вооружиться не только мероприятиями по замене системы освещения, но и мероприятиями по переходу на более эффективные виды энергии, однако полной свободы выбора мероприятий до сих пор нет, а, следовательно, и нет возможности использовать весь возможный потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности, благодаря использованию которого потенциальный инвестор сможет в минимальный сроки обеспечить возврат инвестированных им средств.

Поправки в ПП РФ №636 коснулись не только положений о форме экономии, но и, наконец, предложен механизм защиты Исполнителя от несвоевременной оплаты величины достигнутой экономии, что может значительно снизить его риски как инвестора. Добавлен п.20, который гласит о возможности включения в условия энергосервисного договора положений об уступке права требования долга: «наличие условия о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту исполнителем в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации». Таким образом, теперь возможно использовать схему договорных отношений, предполагающую в случае задержки платежей в адрес Исполнителя, последнему передать право требования денежных средств с Заказчика третьему лицу, которая, по сути, является механизмом цессии.Особенно важна данная возможность в тех случаях, когда Исполнитель, он же инвестор, попадает в ситуацию, при которой он свои обязательства исполнил, внедрив энергосберегающие мероприятия за счет финансовых средств, взятых у банка, а Заказчик в виду крайнего дефицита денежных средств, не в состоянии своевременно погасить задолженность перед Исполнителем. Ввиду образовавшейся дебиторской задолженности, которая и является источником погашение заемных средств перед банком, Исполнитель не в состоянии ответить за свои обязательства перед банком. В результате, не Заказчик, а Исполнитель, вынужден нести всю ответственность перед банком, не смотря на то, что сам обеспечил выполнение своих обязательств перед Заказчиком: несвоевременное погашение кредитных средств влечет за собой начисление пеней, штрафов, испорченную кредитную историю и т.д.

Данные поправки должны были бы существенно ускорить развитие применения энергетического сервиса в нашей стране, если бы детальное изучение практики применения договоров цессии не указало на некоторые нюансы их применения. Особенно много вопросов возникает в отношении заключения договоров уступки права требования к, так называемым, длящимся договорам, т.е. к таким действие которых не ограничивается разовым оказаниям услуг или поставки товара. Энергосервисный договоркак раз относится к такому типу договоров, поскольку погашение инвестированных средств осуществляется постепенно, и платежи Заказчиком осуществляются по результатам каждого расчетного периода в течение всего периода его действия.

С одной стороны в пользу законности уступки права требования можно отнести следующее:

  1. Статьи 382 и 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок заключения уступки требования, не содержат никаких ограничений на заключение уступки по длящимся договорам [3].
  2. П.1 ст. 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (условия уступки требования) устанавливает, что заключение уступки допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору[3].
  3. Общие требования к энергосервисным договорам описаны в ст.19-21 Федерального закона №261-ФЗ, данный параграф ограничений в отношении уступки права требований не содержит [1].

Таким образом, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 1 и ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно было бы сделать вывод о том, что «разрешено все, что не запрещено законом».

Однако, с другой стороны, Высшие арбитражные суды в большинстве своем принимают решение о недействительности заключения договоров цессии, если долг возник в рамках длящегося договора. Согласно мнению Президиума ВАС«организация, производя уступку, передает новой стороне не только права кредитора (задолженность) по заключенному с должником договору, но и весь комплекс прав и обязанностей этого договора» [4].Т.е. по договору цессии Исполнитель энергосервисного договора полностью передает свои права и обязанности принимающей стороне, тем самым происходит безусловная замена лица в обязательстве. Если обраться к главе ГК РФ, где изложены положения уступки права требования, то мы увидим, что его название «Перемена лиц в обязательстве», т.е. выводы ВАС вполне обоснованы.

Поскольку практики заключения договоров цессии к энергосервисным договорам пока не наработано, трудно предположить, на сколько помогут внесенные поправки развитию энергетического сервиса в нашей стране, а также на сколько существенными будут описанные выше противоречия в законодательстве.

Список литературы

  • Российская Федерация. Законы. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности: [федер. закон: принят Гос.Думой 23.11.2009 г.]. // Справочная система Гарант.
  • Постановление Правительства РФ №636 от 18.08.2010 г. «О требованияхк условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)»// Справочная система Гарант.
  • Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ от 30.11.1994 г..
  • Барков Э.А. Уступка права требования //Комплект «Бухгалтерская газета», «Официальный вестник бухгалтера» №15 год – 2012 г.
  • УДК 332.87

    Ключевые слова:энергетический сервис, энергетический ресурс, цессия.

    ABOUT THE MADE CHANGES IN REQUIREMENTS TO CONDITIONS OF THE POWER SERVICE CONTRACT

    Shkoda T.A.

    Abstract:article is devoted to the analysis of the made changes in requirements to conditions of the power service contract, the assessment of possible effect of the made amendments for development of power service to our country, in particular, of the given opportunity for the performer of the power service contract as the obligation to reach not only economy of energy resources in kind, but also in cost, and also the given opportunity on a concession of the right of the requirement is carried out.

    Key words:power service, energy resource, cession

    portal-energo.ru

    «Загадочный» энергосервис

    Ну вот, мало того что с апреля текущего года пошла новая волна переживаний и суеты вокруг Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ № 94) в связи с недавно внесенными изменениями (и к слову сказать, не последними), так еще добавилась обеспокоенность заказчиков вопросом размещения заказов на энергосервис. Никто не может понять, что это такое в принципе, как с этим работать. Поэтому в данной статье попробуем разобраться, откуда возникла потребность включения в ФЗ № 94 главы 7.1. «Размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд», что такое энергосервисный контракт и каким образом он заключается.

    С чего все началось

    А все началось с того, что однажды за круглым столом «верхи» посчитали показатели потребления всех видов энергии (света, воды, газа, топлива, угля и т. д.) по всей России и пришли к выводу, что россияне слишком много потребляют энергии. Так, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446-р «О государственной программе РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5—3,5 раза выше, чем в развитых странах, — а это нереально огромные объемы всех энергоресурсов. Кроме того, одним из важных «камней преткновения» в данной ситуации является то, что, по данным из той же программы, более 70 % различных объектов в жилищном фонде, бюджетном секторе, промышленности и т. д. полностью изношены, а 90 % мощностей действующих электростанций, 83 % жилых зданий, 70 % котельных, 70 % технологического оборудования электрических сетей и 66 % тепловых сетей было построено еще до начала 90-х годов. То есть проблема огромного потребления энергетических ресурсов состоит в том, что в наших домах, учреждениях, на предприятиях стоит изношенное либо устаревшее, слишком «съедающее» потребляемые нами энергоресурсы оборудование.

    В связи с этим Россия по потреблению энергоресурсов просто не в состоянии дотянуть до всех «мыслимых» и «немыслимых» мировых стандартов — и это, на самом деле, проблема, ведущая к неблагоприятным последствиям для нашей страны. По мнению специалистов, сохранение высокой энергоемкости (то есть потребление большого количества энергии) приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Поэтому одной из главных правительственных задач является снижение потребления энергоресурсов.

    Упомянутая выше государственная программа, иными словами ее можно назвать энергетическая стратегия, призвана запустить процесс по снижению потребления энергоресурсов. Не станем вдаваться в подробное изучение данной программы, а только укажем на главную мысль всего этого документа: потребление энергии в стране за счет энергоэффективных мер к 2020 г. должно уменьшиться на 40 %—80 %. Перечень энергоэффективных мер для каждой сферы жизнедеятельности, включая учреждения бюджетной и социальной сферы (детские сады, школы, больницы, вузы, театры и т. д.), также определен в данной программе.

    И тут началось: создание на уровне федеральных органов исполнительной власти специальных структур по вопросам координации и контроля за реализацией государственных мер в области энергосбережения, внесение изменений в различные законодательные акты, отмена старых и издание новых законов, постановлений, разработка и утверждение правил, требований, рекомендаций, ответственности, разработка и реализация региональных и муниципальных программ в области энергосбережения. В общем, закипела «сочинительная» работа наших органов законодательной власти.

    Ближе к теме

    Итак, самым основным документом для заказчиков должен стать Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ № 261 ). Он-то и является отправной точкой для конкретных действий заказчиков бюджетной сферы. Согласно данному документу, начиная с 1 января 2010 года, государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Проще говоря, — начать экономить потребляемую энергию, будь то газ, свет, вода и т. д., и, заметьте, начать экономить уже с 1 января 2010 года.

    Данным законом также введен запрет на приобретение заказчиком электрических ламп. Так, согласно положениям ФЗ № 261 не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

    Для того чтобы на практике реализовать нормы ФЗ № 261 и начать экономить те самые ресурсы, органам государственной власти и местного самоуправления, бюджетным организациям (заказчикам) необходимо провести ряд мероприятий по энергосбережению.

    Что такое энергосберегающие меры?

    Под энергосберегающими мерами подразумевается проведение комплекса мероприятий, направленных на уменьшение расхода энергоресурсов (в нашем случае заказчика), а также учета и анализа этого расхода, что в свою очередь предполагает установку дополнительного учетного и аналитического оборудования, кроме самих эффективных систем энергосбережения.

    Большинство заказчиков слабо представляют, какие именно мероприятия им придется проводить в ближайшем будущем в целях борьбы с расточительностью энергоресурсов.

    Например, это может быть установка теплосчетчиков, замена окон, лампочек, снижение температуры в помещениях в нерабочее время, водосберегающая сантехника, улучшение теплоизоляции труб, чердаков, утепление окон и дверей, уменьшение площади остекления, установка энергоэффективных окон и дверей и многое, многое другое, что позволит сэкономить потребляемую заказчиком энергию (свет, вода, газ).

    Первый шаг

    Но откуда нам узнать, какие энергосберегающие мероприятия необходимо провести для конкретного объекта (здания, строения, сооружения)? — спросите вы.

    И действительно, откуда?

    Ответ прост. Первым шагом к энергосбережению является энергетическое обследование, то есть энергоаудит всех энергосистем здания заказчика.

    Только с помощью энергоаудита можно выявить основные проблемы в системах энергообеспечения и потребления и получить четко сформулированные рекомендации по снижению потребления ресурсов (воды, света, и т. д.)

    О необходимости проведения энергоаудита говорится и в государственной программе и в ФЗ № 261. Причем заметим, что первый энергоаудит согласно ФЗ № 261 должен быть проведен до 1 января 2012 г. при условии, что начало проведения энергоаудита положено с 1 января 2010 г., получается что законодатель дал заказчику два года на то, чтобы организовать и провести энергоаудит на своем объекте.

    Сейчас же получается, что для многих заказчиков осталось меньше одного года для того, чтобы успеть провести энергоаудит. Однако, казалось бы, ограниченные сроки проведения энергоаудита и небольшое число организаций, которые вправе его проводить (кстати, проводить его могут организации, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования), должны были бы создать очереди на энергоаудит для государственных и муниципальных учреждений. Но увы, нет.

    Не зря мы делаем акцент на «. многих заказчиков. », ведь целый год (2010 год) был потерян, так как до недавнего времени практически никто не занимался решением этой проблемы, она благополучно осталась в подвешенном состоянии во многих учреждениях бюджетной сферы, и говорить здесь о чьей-либо вине не приходится.

    Существует несколько причин, по которым очереди пока не возникают: меры по повышению энергоэффективности бюджетного сектора внедряются слишком медленными темпами. И это не удивительно, так как внедрение и проведение энергосберегающих мероприятий для нашей страны является абсолютно новым направлением государственной политики, а всё новое и неизведанное «внедряется и приживается» трудно, долго и, может быть в некоторой степени, болезненно. Кроме того, низкая информированность самих руководителей учреждений о механизмах, предусмотренных ФЗ № 261, и последовательности мероприятий по внедрению технологий, позволяющих экономить потребление ресурсов.

    Подавляющее большинство руководителей предприятий и организаций лишь слышали о существовании ФЗ № 261, другие же вообще не имеют представления о том, зачем им нужны энергосбережение и энергоаудит.

    А законы, какие бы они ни были, надо все же исполнять, их никто не отменял.

    Четкого мнения о том, когда именно руководителю учреждения надо задуматься о проведении энергоаудита, не существует. Есть разработанные Минпромэнерго РФ (Приказ Минпромэнерго РФ от 04.07.2006 г. № 141) рекомендации по проведению энергоаудита, согласно которым обследования должны проводиться не реже чем один раз в пять лет. Однако как утверждают специалисты, сигналом для проведения энергоаудита должна послужить не рекомендация министерства, а самостоятельное решение руководителя о том, когда это необходимо, так сказать ориентироваться на долю затрат по потреблению энергоресурсов (света, воды, газа, топлива, угля и т. д.). То есть, например, если в ходе проверки установлено превышение потребление энергоресурсов больше чем от обычной нормы — придется прибегнуть к энергоаудиту, который как и все обычные потребности заказчиков осуществляется через процедуру размещения заказа согласно ФЗ № 94. При этом руководитель должен учитывать, что энергоаудит можно провести только лишь в отопительный сезон, поэтому сейчас, размещая заказ на проведение энергоаудита, обследовать и выявить проблемные участки, а равно как и дать верные заключения, энергосервисной компании будет достаточно затруднительно.

    По результатам энергоаудита заказчик получает энергопаспорт на принадлежащий ему объект.

    Работа продолжается.

    Да, скажете вы, провели энергетическое обследование, получили энергопаспорт, а что дальше?

    А дальше начинаются другие «хлопоты» заказчика.

    В полученном энергопаспорте заказчик найдет очень много, а самое главное: необходимую информацию, являющуюся основой для проведения энергосберегающих мероприятий.

    Организация, проводящая энергоуадит, при составлении энергопаспорта указывает в нем, в каких местах на предприятии заказчика и что именно необходимо сделать, чтобы в конечном счете была достигнута экономия потребляемой энергии. Иными словами, поставщик, осуществляющий услуги по проведению энергоаудита, задает заказчику курс на системное и последовательное выполнение требования государственной программы и ФЗ № 261 — снижением объема потребляемых ресурсов не менее чем на три процента от объема потребленного в предыдущем году.

    Таким образом, на основании энергопаспорта проводится дальнейшая работа по разработке программы и реализации энергоэффективных мероприятий, составление технико-экономического обоснования для проведения работ, сами проектные работы и их согласование с заказчиком и многое-многое другое.

    Возникает теперь другой вопрос — как после всего вышеописанного заказчику реализовать все мероприятия, указанные в энергопаспорте?

    И на этот вопрос есть свой ответ.

    Законодатель ввел новую разновидность договоров — энергосервисный контракт, указывая на то, что проведение мероприятий, обозначенных в энергетическом паспорте, осуществляется именно на основании заключения государственных (муниципальных) энергосервисных контрактов (договоров).

    Что такое энергосервисный договор и с кем его заключать?

    Это, по сути, договор на внедрение энергосберегающих технологий.

    Главным образом энергосервисный контракт заключается с целью модернизации существующих или постройки (установки) новых объектов, отвечающих за распределение и использование энергетических ресурсов, в том числе тепла и воды.

    Энергосервисный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией (ЭСКО) полного комплекса услуг по проведению на предприятии заказчика энергоэффективных мер, при которых сэкономленные заказчиком денежные средства от снижения объемов энергопотребления используются для оплаты стоимости этих самых энергосберегающих мер.

    Таким образом, на энергосервисную компанию возлагается весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению эффективных результатов. Поэтому при идеальной ситуации энергосервисные компании, как правило, напрямую заинтересованы в том, чтобы весь комплекс работ был проведен качественно, добросовестно и получен хороший результат, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависят от размера сэкономленных заказчиком средств на оплату коммунальных услуг.

    Энергосервисный договор, как правило, заключается на 5—10 лет, но не исключен и срок менее 5 лет.

    Порядок оплаты по таким контрактам определяется в соответствии с бюджетным законодательством, но а заключение их происходит, опять же, через процесс размещения заказа любым из способов, указанных в ФЗ № 94.

    Так, Федеральным законом № 261 в Федеральный закон № 94 была введена глава 7.1., посвященная размещению заказа на энергосервис для государственных и муниципальных нужд.

    Стоит заметить, что данная глава содержит в себе всего лишь одну статью 56.1., что в общем-то и понятно, так как все вопросы организации самих закупочных процедур по контрактам на энергосбережение ничем не отличаются от обычных конкурсов, аукционов, запросов котировок. Порядок и хронология размещения заказа не имеет никакой специфики — действуют общие правила по соблюдению сроков приема заявок, предоставления документации, правила по взаимодействию с участниками размещения заказа, правила по формированию документации, проведению оценки, выявлению победителя по итогам процедуры, подписанию государственного (муниципального) контракта.

    Особенности касаются содержания отдельных пунктов документации, заявок и контракта, о чем и гласит статья 56.1. ФЗ № 94.

    В дополнение — при подготовке проекта энергосервисного контракта заказчикам необходимо опираться на Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».

    Таким образом, заказчику при размещении заказа на энергосервис необходимо уделить особое внимание на дополнительные требования, которые должны быть соблюдены наряду с общими положениями.

    Кстати, в помощь заказчику Министерство экономического развития РФ на своем сайте в разделе «Деятельность» — «Направления» — «Энергоэффективность» разместило проект примерного государственного контракта на энергосервис и примерную конкурсную документацию на заключение контракта на энергосервис.

    Подводим итоги

    В итоге намечены планы, стратегии, и даже есть закон, но на практике, на сегодняшний день, система по внедрению энергосберегающих мероприятий работает не в полную мощность.

    А не работает, главным образом, по причине недостаточной законодательной базы, пробелов в существующих нормативно-правовых актах, не позволяющих четко установить порядок взаимоотношений.

    Кроме того, те риски, которые берет на себя энергосберегающая компания, достаточно высоки, это и технический риск, риск неверной эксплуатации и недостаточного обслуживания оборудования, риск ошибочной оценки базисного потребления энергии, включая экономический риск: изменение цен на энергию, банкротство клиента и ошибочный расчет производственного плана и т. д.

    И еще нельзя не упомянуть об одном не менее важном моменте: на сегодняшний день в РФ специализированных энергосервисных компаний, которые бы провели и энергоаудит, и энергосберегающие мероприятия, практически нет. При этом, сложно представить организацию, которая бы имела такой огромный потенциал и ресурсы для проведения полного комплекса энергосберегающих мероприятий.

    И, конечно же, ситуация, когда энергоаудит проводит одна организация, а выполняет комплекс энергосберегающих мер другая организация, для заказчика невыгодна (накладывает дополнительные затраты). Лучше всего, чтобы одна и та же организация провела и энергоаудит, и энергосберегающие меры. Ведь с одним подрядчиком заказчику будет намного проще работать, да и весь процесс от энергетического обследования до модернизации здания пройдет более эффективнее, но увы. Организаций, которые проводят только энергоаудит, в РФ достаточно.

    Есть немногочисленные российские энергосервисные компании, которые сконцентрированы в основном в столице РФ, но и они пока не могут в полной мере осуществлять весь комплекс возможных энергетических мероприятий. В итоге получается, что провести энергоаудит объекта можно, но вот заключать энергосервисный договор в последствии — фактически не с кем.

    Вот и выходит, что все эти нюансы, проблемы и недочеты сдерживают процесс реализации ФЗ № 261, в том числе главы 7.1 ФЗ № 94.

    Но осуждать в этом кого бы то ни было не стоит. Ведь оно и понятно, внедряя что-то новое, сложно, да и невозможно спрогнозировать и учесть все ситуации. Поэтому методом проб и ошибок мы медленно, но уверенно двигаемся вперед.

    Мезина Алла Александровна
    специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
    юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

    09.06.2011 г.

    У вас остались вопросы о том, как разместить заказ на энергосервис, о том, что такое энергоаудит и энергоэффективные мероприятия? Вам непонятны положения ФЗ № 261? Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

    ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ —
    ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.

    Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

    В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

    Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

    ecgz.ru

    Смотрите еще:

    • Залог 1000 рублей Дополнительно предлагаем Прокат - 50 руб. в сутки Детский велошлем - 50 руб. в сутки Залог: 1000 рублей или документ Велоперчатки Прокат - 50 руб. в сутки Залог: 500 рублей или документ Прокат- 50 руб. к […]
    • Работа на базе отдыха с проживанием спб Bon a Petit • Санкт-Петербург Семейная пара на базу отдыха Администратор базы отдыха Солнечный берег • Санкт-Петербург Охранник вахта база отдыха Гросс/год: 684 000 руб. Охранник база отдыха […]
    • Алименты с полставки можно, Статья 60. Имущественные права ребенка 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей 1. Родители имеют […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.