Ликвидации тсж по решению суда

Принудительная и добровольная ликвидация ТСЖ – как правильно закрыть товарищество и каков порядок действий?

Осуществляя свою деятельность, ТСЖ само формирует штат, включая обслуживающий персонал, сантехников, дворников и т.д, имеет собственный баланс, расчетные счета в банках. Но в ряде случаев, ТСЖ все же приходится ликвидировать.

В каких случаях может возникнуть такая необходимость и как это сделать правильно? Есть ли какие-то особенности в ликвидации ТСЖ с долгами? Наши эксперты предлагают пошаговую инструкцию для этой непростой процедуры.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (812) 627-14-94 . Это быстро и бесплатно !

Причины для закрытия товарищества

ТСЖ может прекратить свою деятельность, если собственники посчитают, что оно выполнило все свои уставные задачи, и в дальнейшем его существовании нет необходимости.

В законодательстве определены следующие причины для ликвидации ТСЖ:

  • нарушение закона;
  • суд признал не действительной реорганизацию;
  • число членов, меньше 50 процентов от списочного состава проживающих собственников;
  • суд принял соответствующее решение;
  • решение собрания собственников жилья.
  • Пошаговая инструкция аннулирования ТСЖ

    Для того, чтобы остановить деятельность ТСЖ, можно воспользоваться одним из двух существующих способов.

    Если руководство товарищества против его закрытия, необходимо действовать по следующему алгоритму:

    1. Создается инициативная группа членов ТСЖ, пожелавших его закрыть.
    2. Инициаторы проводят работу среди членов товарищества. Проще говоря, агитируют за выход из ТСЖ.
    3. Как только число граждан достигнет требуемого количества, все пожелавшие покинуть ТСЖ, подают заявление на имя председателя о выходе из товарищества. Товарищество не может существовать, если число членов его меньше 50 процентов от всех владельцев жилья, проживающих в доме.
    4. Далее подается коллективное заявление в суд с требованием признать ТСЖ недействительным, так как количество членов не соответствует требованиям закона. Суд в данном случае примет сторону заявителя.
    5. Решение собрания должно быть зафиксировано в протоколе. Этот документ необходим для запуска процедуры ликвидации, и возможно, что его в дальнейшем потребуется предоставить в суде, если дело дойдет до этого.

      Протокол собрания должен содержать в себе такую информацию:

    6. полное наименование ТСЖ, его реквизиты и юридический адрес;
    7. состав собрания — председатель, секретарь, количество присутствующих жильцов, перечень присутствующих приглашенных лиц;
    8. зафиксированная повестка дня — ликвидация ТСЖ;
    9. результаты голосования (сколько было за, против и воздержавшихся);
    10. решение о назначении ликвидационной комиссии, указание ее членов с полными ФИО и данными паспортов.
    11. Самой частой причиной для принятия собственниками такого решения становится невыполнение или ненадлежащее выполнение ТСЖ своих уставных задач.

      ТСЖ ликвидируется, когда:

    12. несвоевременно вносятся взносы, установленные товариществом;
    13. дом не содержится или содержится плохо;
    14. санитарные нормы не соблюдаются;
    15. техническое состояние не соответствует норам;
    16. права жильцов дома, не состоящих в товариществе и состоящих в нем, ущемляются.
    17. Как правило, ликвидационная комиссия выбирается из числа членов товарищества. Если решение о ликвидации принято судом, то комиссия может быть назначена из представителей сторонних организаций, например, управляющей компании, мэрии и т.д.

      Ликвидационная комиссия должна действовать в такой очередности:

    18. Уведомляется регистрирующий орган о том, что ТСЖ ликвидируется (п.1 ст.62 ГК РФ).
    19. Согласно ст.20 ФЗ 129 от 08.08.2001 г. в ЕГРП вносится запись о том, что ТСЖ ликвидируется.
    20. Комиссия размещает сообщение о ликвидации данного товарищества в печатных СМИ.

    В публикации приводятся наименование ТСЖ, его данные, юридический адрес, определяется порядок ликвидации, сроки окончания процесса, временной отрезок, в течение которого к ТСЖ могут быть предъявлены требования со стороны кредиторов (2 месяца со дня публикации).

  • Направляется письменное уведомление кредиторам о том, что товарищество ликвидируется.
  • Через два месяца после размещения информации о прекращении деятельности ТСЖ, комиссией составляется промежуточный баланс.

    Затем проводятся расчеты с кредиторами. После того, как все расчеты произведены, составляется окончательный ликвидационный баланс. Он утверждается учредителями товарищества или тем органом, который принял решение о его ликвидации.

    Ликвидация любой организации, в том числе и ТСЖ, регистрируется. Чтобы официально зарегистрировать процес ликвидации ТСЖ, необходимо предоставить такие документы:

    • заявление о регистрации свершившейся ликвидации, подписывает его председатель ТСЖ;
    • баланс (ликвидационный);
    • квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.

    Как правильно закрыть ТСЖ по решению суда?

    Выше уже было сказано, что суд может прекратить деятельность товарищества в случаях, когда грубо нарушается действующее законодательство.

    Например, число членов ТСЖ меньше установленного по закону, ущемляются права как членов товарищества, так лиц, в товариществе не состоящих, при создании ТСЖ выявлены нарушения закона, товарищество признано банкротом в судебном заседании.

    Инициаторами ликвидации через суд могут быть как жильцы, так и контролирующие органы, например, прокуратура или налоговая служба. Если инициаторами выступают владельцы жилья, они создаются инициативную группу, которая занимается коллективной подачей иска в суд.

    В остальных случаях, при нарушениях законодательства или финансовой дисциплины, инициативная група сначала должна обратиться с жалобой в контролирующий орган, например, в прокуратуру. Все факты, свидетельствующие об имеющихся нарушениях, должны быть документально подтверждены.

    После обращения в контролирующий орган следует проверка хозяйственной или финансовой деятельности товарищества. Если факты, изложенные в заявлении, подтвердятся — ТСЖ будет предоставлено время на исправление недочетов.

    В этот период досудебного урегулирования, все нарушения должны быть исправлены. В противном случае, сам контролирующий орган подает в суд.

    Суд может наложить на руководство товарищества санкции или принять решение о его ликвидации двумя способами:

    Решением членов ТСЖ. Членам ТСЖ будет предложено созвать общее собрание и принять на нем соответствующее решение.

    На этом собрании избирается ликвидационная комиссия. Действия, которые она должна будет предпринять, ничем не отличаются от действий комиссии, созданной при добровольном решении о ликвидации товарищества.

  • Решением суда. Суд сам принимает решение о ликвидации ТСЖ и назначает ликвидационную комиссию. В состав ее могут войти, как представители сторонних организаций, так и члены товарищества, например, заявители.
  • Особенности аннулирования товариществ

    Процессы реорганизации, а так же ликвидации юридических лиц, включая ТСЖ, регулируется ГК РФ, в частности 57 статьей.

    ТСЖ, которое не осуществляло деятельность

    Даже если товарищество не осуществляло свою деятельность, собрание владельцев жилья, согласно п.2. пп.2 ст.145 ЖК РФ, также вправе принять решение о его ликвидации.

    Процедура ликвидации будет такой же, как и в случае, если бы ТСЖ работало и его было решено аннулировать решением жильцов дома. Единственная разница — вместо ликвидационной комиссии назначается один ликвидатор, который будет заниматься всеми документационными вопросами.

    Банкротство ТСЖ с долгами

    ТСЖ не является коммерческой организацией, поэтому прибыли от своей деятельности не получает. Это означает, что имеющиеся у товарищества долги, не будем касаться причины их возникновения, ему покрыть нечем.

    Ликвидировать товарищество с долгами можно только объявив его банкротом. Процедура признания в таком случае будет регламентироваться ФЗ №127 от 26.10.02 «О несостоятельности (банкротстве)».

    Инициировать процесс могут как сами члены товарищества, так и его кредиторы, обратившись в суд с заявлением о признании ТСЖ несостоятельным.

    Для удовлетворения требований кредиторов, суд может предварительно назначить одну из процедур:

  • финансовое оздоровление;
  • конкурсное производство;
  • внешнее управление.
  • Чтобы исправить сложившееся положение с долгами, решением суда, ТСЖ дается срок в 1 год. Если по истечении срока выяснится, что платежеспособность не восстановилась, оборотного капитала или имущества у ТСЖ нет и его дальнейшая деятельность невозможна — товарищество признается банкротом. А это означает его ликвидацию.

    Заключение

    Ликвидация ТСЖ может быть добровольной — собственники сами принимают решение о закрытии товарищества.

    Выражается такое решение в протоколе общего собрания. Форма проведения собрания может быть и очной и заочной.

    Если ТСЖ не согласно на добровольную ликвидацию, инициативная группа жильцов МКД, не собирая общее собрание, проводит опрос собственников, и результаты заносит в протокол собрания. Каждый собственник визирует подписью свой ответ, внесенный в протокол. Указывается полное имя, фамилия, отчество, номер квартиры, ее площадь.

    Ликвидация может быть и принудительной, по решению суда. Инициаторами обращения в суд могут выступить как недовольные жильцы, так и контролирующие органы.

    Закрытие товарищества через суд возможно, если выявлены нарушения в деятельности ТСЖ, его создании, ущемлении прав жильцов либо количество членов товарищества меньше установленного процента от списочной численности владельцев жилья, проживающих в доме.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    > +7 (812) 627-14-94 (Санкт-Петербург)

    101urist.com

    Ликвидации тсж по решению суда

    Общие основания ликвидации юридического лица установлены статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

    К ним относится:

    1. решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
    2. решение суда в случае:
      — допущения при создании юридических лиц грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
      — осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
      — осуществления деятельности запрещенной законом;
      — осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации;
      — осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
      — систематического осуществления некоммерческой организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
    3. иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

    Специальное основание ликвидации ТСЖ установлено частью 2 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации: в случае если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

    Кроме того, к основаниям ликвидации товарищества можно отнести принятие собственниками помещений решения о выборе иного способа управления многоквартирным домом, а также прекращение существования самого объекта управления — многоквартирного дома.

    Процедура ликвидации товарищества.

    Перечень документов, представляемых для государственной регистрации ликвидации юридического лица, установлен статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    При наличии оснований ликвидации товарищества необходимо:

    1) провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, в порядке установленном статьями 45-47 Жилищного кодекса Российской Федерации с повесткой дня:
    — ликвидировать товарищество в связи с тем, что (например: члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;
    — назначить ликвидатора (ликвидационную комиссию);
    — наделить председателя товарищества полномочиями на подачу уведомлений в территориальный отдел ИФНС.

    Выбор между ликвидатором и ликвидационной комиссией зависит от того, вело ли ТСЖ деятельность или нет, в случае если не вело деятельность — ликвидатора, ликвидационную комиссию — в случае наличия деятельности;

    2) подсчитать голоса и составить протокол собрания;

    3) подготовить в территориальный отдел ИФНС форму N Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица», которые подает председатель собрания – председатель товарищества (см. приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

    Заявления, уведомления или сообщение удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и при наличии, идентификационный номер налогоплательщика (см. статья 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    Важно что бы нотариус заверял подпись именно председателя собрания и сделал надпись «полномочия проверены».

    К выше указанной форме прилагается протокол общего собрания (к каждому заявлению отдельный экземпляр протокола), в прошитом и пронумерованном виде с подписью заявителя на месте прошивки, в нашем случае подпись председателя.

    При подаче документов в территориальный отдел ИФМС взамен мы получаем расписку о получении документов, где указана дата, когда необходимо получить готовые документы, а именно: 2 свидетельства и выписку, забрать документы необходимо именно в этот день, иначе они будут направлены почтой.

    4) разместить сообщение о ликвидации товарищества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в вестнике государственной регистрации.

    Срок заявления требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

    Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    Публикация объявления в вестнике государственной регистрации http://www.vestnik-gosreg.ru/ осуществляется посредством заполнения заявления (инструкцию по заполнению и отправке можно узнать на сайте: http://www.vestnik-gosreg.ru/sposob1.html).

    После отправки в издательство электронной заявки получаем квитанцию на оплату, после оплаты, распечатываем заявление и сопроводительное письмо через программу и предоставляем данные документы в издательство.

    Журнал «Вестник государственной регистрации»

    Региональное представительство в Республике Карелия

    1004 ООО «Кареликом», 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 38, офис 39, 8-911-435-16-90, (8142)-77-99-76, karelicom@rambler.ru, karelicom@inbox.ru

    5) ожидать требований кредиторов по закону необходимо в течение 2 месяцев со дня публикации, однако в данный промежуток времени можно осуществить сверку с территориальный органом ИФМС на отсутствие задолженности (в случае отсутствия деятельности можно подать информационные письма, дабы избежать выезда проверки).

    6) после окончания срока для предъявления требований кредиторами (по прошествии 2 месяцев) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Промежуточный ликвидационный баланс, должен быть утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с повесткой дня — утверждение промежуточного ликвидационного баланса. Председателем собрания можно выбрать ликвидатора.

    Ликвидатор подает промежуточный ликвидационный баланс в территориальный отдел ИФМС в 3 экземплярах.

    Если имеющиеся у ликвидируемого товарищества денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества товарищества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    В случае недостаточности имущества ликвидируемого товарищества для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

    7) после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который также утверждается решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с повесткой дня — утверждение ликвидационного баланса. Председателем собрания можно выбрать ликвидатора (ст. 63 ГК РФ).

    8) подать ликвидационный баланс в территориальный отдел ИФМС в 3 экз.

    9) подготовить и подать в регистрирующий орган форму N Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией»

    (см. приложение N 9 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»).

    www.gov.karelia.ru

    Ликвидация ТСЖ по решению суда (Максимова Н.Н.)

    Дата размещения статьи: 01.06.2015

    В каких случаях есть угроза принудительной ликвидации ТСЖ? Что означает признание недействительной записи о государственной регистрации товарищества? Чем различается порядок ликвидации ТСЖ по решению общего собрания его членов и судебному акту?

    Основания для принудительной ликвидации

    Согласно п. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация ТСЖ осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае:
    — допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
    — осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (других правовых актов), либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
    Как уточнил Конституционный Суд, ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушения законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (Постановление от 18.07.2003 N 14-П). Иначе говоря, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также их последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
    Анализ судебной практики позволяет назвать наиболее распространенные основания для принудительной ликвидации ТСЖ.
    Во-первых, это допущение нарушений при его создании. В качестве примеров таких нарушений можно привести создание ТСЖ в строящемся МКД после 17.06.2011 (это противоречит ЖК РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ), отсутствие кворума на общем собрании собственников помещений, недостаточное количество голосов, принадлежащих создавшим ТСЖ собственникам помещений (см. Апелляционное определение Самарского областного суда от 11.04.2013 по делу N 33-3425/2013). Также грубейшим нарушением считается создание ТСЖ в одной секции дома, в другой секции которого ранее уже было создано товарищество, при условии что обе секции представляют собой части единого МКД (Апелляционное определение Самарского областного суда от 13.11.2012 по делу N 33-9802/2012).
    Во-вторых, основанием для ликвидации товарищества является осуществление деятельности с грубым нарушением закона или иных правовых актов. Так, согласно п. 2 ст. 141 ЖК РФ, если члены ТСЖ не обладают более чем 50% голосов, общее собрание товарищества обязано принять решение о его ликвидации. Значит, выход из ТСЖ собственников помещений и игнорирование указанного предписания закона являются основаниями для принудительной ликвидации товарищества (Апелляционные определения Алтайского краевого суда от 22.10.2013 по делу N 33-8568/2013, Московского городского суда от 04.10.2013 по делу N 11-33583).
    В Жилищном кодексе есть норма, конкретизирующая условия и основания для принудительной ликвидации ТСЖ, — п. 6 ст. 20. В соответствии с ней органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в МКД с нарушением требований ЖК РФ, в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ, внесенных в него изменений обязательным требованиям или в случае выявления нарушений порядка создания ТСЖ. Поэтому в качестве еще одного основания для предъявления такого иска следует назвать несоответствие устава товарищества нормам действующего закона. Причем обязательным условием применения этого основания является досудебный порядок урегулирования: указанные контролирующие органы первоначально должны направить ТСЖ предписание об устранении выявленных нарушений в течение шести месяцев (пп. 3 п. 5 ст. 20 ЖК РФ). Если это предписание не содержало конкретных указаний на выявленные нарушения (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2013 по делу N 11-15036) либо вовсе не было получено товариществом (Апелляционное определение Магаданского областного суда от 29.04.2013 N 33-451/2013), у суда нет оснований для удовлетворения требований надзорных органов о ликвидации ТСЖ.

    Требование о ликвидации ТСЖ или признании записи в ЕГРЮЛ недействительной?

    Важно, что требование о ликвидации юридического лица по приведенным выше основаниям может быть предъявлено в суд только государственным органом или органом местного самоуправления, которому соответствующее право предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Таким правом в отношении ТСЖ наделены органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля согласно п. 6 ст. 20 ЖК РФ. Также право обратиться в суд с требованием о ликвидации ТСЖ есть у регистрирующего органа в случае допущения при создании товарищества грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократного либо грубого нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации ).
    ———————————
    Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Иски иных лиц о ликвидации ТСЖ не будут удовлетворены. На практике граждане и организации, права которых нарушены при создании или осуществлении деятельности ТСЖ (собственники помещений в МКД), обычно идут двумя путями.
    Первый, наиболее эффективный способ — обратиться в орган государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля с сообщением о допущенных нарушениях, что станет поводом для внеплановой проверки (п. 4.2, пп. 2 п. 5 ст. 20 ЖК РФ) и выхода в суд с подобным иском в защиту прав собственников помещений.
    Второй путь, реализуемый собственными силами, — подать в суд иск о признании недействительной государственной регистрации ТСЖ. Согласно п. 6 ст. 51 ГК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущением при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Данный иск основан на праве граждан, организаций и иных лиц оспаривать решения (а основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, — п. 1 ст. 11 Закона о госрегистрации) и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, если они не соответствуют закону. Если такие незаконные решения и действия нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, они оспариваются в порядке арбитражного судопроизводства (п. 1 ст. 198 АПК РФ), если не касаются предпринимательской деятельности — в порядке гражданского судопроизводства (ст. 245 ГПК РФ).
    На основании решения суда о признании государственной регистрации ТСЖ недействительной регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Однако, как признал Президиум ВАС, размещение в ЕГРЮЛ регистрационной записи о признании недействительной государственной регистрации ТСЖ при его создании не означает регистрацию ликвидации юридического лица, прекращение его правоспособности и ничтожность сделок, совершенных до вынесения судебного акта (Постановления от 10.07.2012 N 2364/12, от 18.11.2008 N 6843/08). Причина в том, что правоспособность юридического лица прекращается лишь с внесением в реестр записи о его ликвидации (п. 3 ст. 49 ГК РФ), которая представляет собой особую процедуру, направленную на соблюдение прав кредиторов. Запись о недействительности регистрации при создании юридического лица — промежуточное основание для обращения в суд с заявлением о принудительной ликвидации ТСЖ (Постановление ФАС ПО от 22.10.2013 по делу N А65-31939/2012). Выходит, что подобным иском собственники помещений не добьются прекращения существования ТСЖ.

    Сроки исковой давности по искам о ликвидации ТСЖ

    Как известно, общий срок исковой давности составляет три года и начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Вместе с тем по искам о ликвидации ТСЖ в связи с допущением нарушений при его создании чаще всего краеугольным камнем является доказывание недействительности решения общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ. По таким искам Жилищным кодексом предусмотрен сокращенный срок исковой давности — шесть месяцев, причем в качестве истца рассматривается собственник помещения, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия спорного решения (п. 6 ст. 46 ЖК РФ). В п. 6 ст. 20 ЖК РФ, определяющем полномочия контролирующих органов по обращению в суд с требованием о ликвидации ТСЖ, признании недействительным решения общего собрания, не говорится о сроках обращения в суд. Наличие такого пробела подтвердил Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за II квартал 2013 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 20.11.2013 (см. ответ на вопрос 5). В этом документе высшие судьи рекомендуют руководствоваться аналогией закона на основании п. 1 ст. 7 ЖК РФ и применять положения п. 6 ст. 46 ЖК РФ о шестимесячном сроке предъявления требований. При этом из п. 6 ст. 20 ЖК РФ следует, что закон связывает право органов власти на обращение в суд с выявлением нарушений, поэтому шестимесячный срок исковой давности необходимо исчислять с момента выявления в ходе проведенной органами государственного жилищного надзора проверки указанных нарушений.
    Выпуская разъяснения по вопросам судебной практики, Верховный Суд реализует свои конституционные полномочия (ст. 126 Конституции РФ, п. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»). Поэтому суды при принятии решений руководствуются изложенной правовой позицией ВС РФ. Выходит, что товарищества, с момента создания которых прошло шесть месяцев, могут чувствовать себя весьма уверенно. Впрочем, нельзя забывать о возможности восстановления срока, пропущенного по уважительным причинам (п. 1 ст. 112 ГПК РФ).

    К сведению. До утверждения приведенных выше разъяснений ВС РФ суды иначе подходили к решению спорного вопроса. Они опирались на то, что при оспаривании решения общего собрания собственников помещений контрольные органы действуют в интересах собственников помещений, права которых нарушены (ст. 46 ГПК РФ). Поэтому сроки по искам контрольных органов должны исчисляться точно так же, как если бы в роли истца выступал собственник помещения (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18), то есть начиная с даты, когда собственник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав принятым решением. Именно с учетом этого вывода органам государственного жилищного надзора было отказано в удовлетворении исков по мотиву истечения срока исковой давности в Апелляционных определениях Волгоградского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-10923/2013, от 16.05.2013 по делу N 33-4941/13, Вологодского областного суда от 02.08.2013 N 33-3504/2013, Томского областного суда от 16.07.2013 по делу N 33-2031/2013.
    Добавим, что некоторые суды в аналогичных ситуациях исходили из общего трехлетнего срока исковой давности (Определение Верховного суда Чувашской Республики от 24.06.2013 по делу N 33-2229/2013, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.09.2013 по делу N 33-10152/2013).

    Особое внимание следует обратить на то, что по иным искам, не связанным с признанием незаконным решения общего собрания собственников помещений, срок обращения в суд определяется в общем порядке: он равен трем годам с момента выявления нарушения либо неисполнения предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ, внесенных в него изменений обязательным требованиям. То же самое справедливо для исков регистрирующего органа (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

    Решение о ликвидации ТСЖ

    Решение суда о ликвидации ТСЖ вовсе не означает, что с его вступлением в силу в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации товарищества и оно прекратит свое существование. ТСЖ обязано пройти всю процедуру ликвидации.
    Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный осуществлять ликвидацию юридического лица на основании его учредительных документов, могут быть возложены обязанности по ликвидации юридического лица. Безусловно, это повышает шансы исполнения судебного решения. Как правило, истец уже при обращении в суд указывает органы и (или) лиц, которых следует обязать осуществить ликвидацию ТСЖ. Как отмечено в п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 (далее — Информационное письмо N 84), наименование этого органа указывается в решении суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица, если к ликвидации привлечены участники (учредители) — их фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства (для граждан) и наименование и место нахождения (для организации). Если в уставе ТСЖ не сказано, что какой-либо орган уполномочен осуществлять ликвидацию, суд может возложить соответствующие обязанности лишь на участников товарищества. Как правило, речь идет о тех лицах, которые значатся в ЕГРЮЛ в качестве учредителей ТСЖ.
    ———————————
    Данное Письмо адресовано арбитражным судам, но в отсутствие специальных норм закона и разъяснений для судов общей юрисдикции последние могут руководствоваться им.

    Если при рассмотрении дела суд придет к выводу, что поручить проведение ликвидации ни органу ТСЖ, ни его учредителям невозможно, он вправе назначить ликвидатора — физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица (п. п. 9, 10 Информационного письма N 84).
    В силу п. 7 Информационного письма N 84 одновременно с назначением лица, ответственного за ликвидацию ТСЖ, суд в решении указывает сроки представления в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Впрочем, эти сроки могут быть продлены при необходимости.

    Исполнение решения

    Закон не содержит никаких специальных правил о ликвидации организации по решению суда, поэтому необходимо руководствоваться общими правилами, которые были подробно описаны в предыдущем номере журнала. Поскольку решение о ликвидации принял суд, он же возложил обязанности по проведению ликвидационных процедур на определенных лиц, общему собранию ТСЖ уже не нужно утверждать решение о ликвидации и назначать ликвидационную комиссию.
    После вступления в силу судебного решения назначенные судом лица выполняют все полномочия ликвидационной комиссии:
    — направляют в налоговый орган уведомление о ликвидации ТСЖ и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора);
    — принимают меры по получению дебиторской задолженности;
    — выявляют кредиторов (размещают в официальном печатном издании публикацию о ликвидации, порядке и сроках заявления требований кредиторов, письменно уведомляют известных кредиторов о ликвидации);
    — составляют промежуточный ликвидационный баланс, организуют общее собрание членов ТСЖ и обеспечивают утверждение промежуточного ликвидационного баланса квалифицированным большинством голосов, уведомляют об утверждении баланса налоговый орган;
    — проводят расчеты с кредиторами;
    — составляют окончательный ликвидационный баланс, организуют общее собрание членов ТСЖ и обеспечивают утверждение баланса квалифицированным большинством голосов;
    — завершают ликвидацию (представляют необходимые документы в регистрирующий орган), направляют ликвидационный баланс в суд.
    В п. 9 Информационного письма N 84 разъяснено, что в случае, если назначенные судом лица своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца вынесет в судебном заседании определение о назначении ликвидатора. Получается, что ликвидатор должен завершить эту процедуру. Однако он может столкнуться с теми же самыми проблемами, что и первоначально назначенные лица, а именно с невозможностью утвердить ликвидационный баланс на общем собрании членов ТСЖ (ввиду отсутствия необходимого числа голосов). При этом закон не предоставляет возможности обойти данный этап.
    В таком случае судебные приставы-исполнители могут воздействовать только на должника (лицо, обязанное провести ликвидацию), но не на собрание членов ТСЖ, и только единственным способом — путем назначения штрафов. Административный штраф за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера предусмотрен ст. 17.15 КоАП РФ. Чем больше членов ТСЖ будет указано в качестве должников (лиц, обязанных осуществить действия по ликвидации ТСЖ на основании судебного решения), тем эффективнее будет наложение штрафа.

    ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда, только если в суд обратится орган государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и докажет наличие неустранимых нарушений при создании товарищества, грубых нарушений закона в процессе осуществления им деятельности либо игнорирование предписания о приведении устава в соответствие с законодательством. Собственники помещений своими силами могут добиться лишь признания недействительной государственной регистрации ТСЖ, но это не прекращает правоспособность товарищества. Процедуры добровольной и принудительной ликвидации одинаковы, за исключением того, что во втором случае не требуется решения общего собрания членов ТСЖ о ликвидации и чаще всего суд сам назначает лиц (орган управления товарищества), обязанных ликвидировать ТСЖ (они исполняют роль ликвидационной комиссии).

    xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

    Смотрите еще:

    • Выход на пенсию работника на севере Досрочный выход на пенсию для «северных» работников Работники северных районов располагают особым льготным исчислением пенсионного стажа, в результате чего они имеют право преждевременно выйти на заслуженный […]
    • Официальный сайт федерального арбитражного суда северо-западного округа Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа Официальный сайт : Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа http://fasszo.arbitr.ru/ Телефоны Федерального Арбитражного суда Северо-Западного […]
    • Заявление получено визовым центром Проверка статуса заявления Проверка статуса заявления Пожалуйста, нажмите здесь для проверки статуса. Для отслеживания статуса заявления используется регистрационный номер, который указан на чеке, который Вам […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.