Ликвидация юрлица в рф

Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

  • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).
  • В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

    Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.
  • Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

    Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

    Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

    • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
    • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
    • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
    • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
    • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
    • В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

      Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

    • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
    • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
    • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
    • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
    • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

    Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

    Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

    В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

    Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

    Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

    Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

    В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

    В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

    Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

    Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

    Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

    Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

    www.garant.ru

    Ликвидация юрлица в рф

    Принятие решения об обращении в суд

    Всегда можно договориться

    Правила написания искового заявления.

    В Москве 35 районных суда и более 300 мировых судей! Какой из них нужен Вам?

    За правосудие тоже надо платить

    Подать заявление тоже нужно правильно!

    Подготовка дела к суду и предварительное судебное заседание.

    Основное судебное заседание.

    Решение еще надо получить

    Работа с судебными приставами-исполнителями

    Запись на консультацию: 8 (495) 585-82-43

    Адрес: г. Москва, Варшавское ш. Д.132 стр. 9, оф. 589

    3 минуты от м.»Южная», 15 минут от м.»Пражская»

    Порядок ликвидации предприятия как юридического лица в Российской Федерации

    Всегда в России было гораздо проще создать новое юридическое лицо, нежели его ликвидировать, с соблюдением всех требуемых законодательством норм. И если сроки регистрации новой фирмы составляют меньше месяца, то ее ликвидация может растянуться на несколько лет. Согласно части I Гражданского кодекса РФ «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» — ст. 61. п.1. Что же это такое? Иными словами ликвидация предприятия — это такая совокупность действий, в результате которых юридическое лицо прекращает свою деятельность, сведения о нем вычеркиваются из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ), а территориальная налоговая и внебюджетные фонды снимают с налогового учета.

    На сегодняшний день, мы сталкиваемся в нашей практике ликвидации предприятий с тем, что многие собственники или не готовы полностью оплачивать выполнение всех необходимых работ по полной ликвидации своей фирмы, или не готовы ждать несколько месяцев (или десятков месяцев) до полного завершения процедуры ликвидации. Хотя практика показывает, что если организация не использовала серых схем по уклонению от уплаты налогов, не работала с Белоруссией, не занималась импортом\экспортом, а обороты по расчетному счету соответствуют данным, которые отражались в бухгалтерском учете организации, то такая ликвидация (иногда называемая «инициативной ликвидацией») проходит достаточно быстро и безболезненно. И сроки ее редко когда превышают 4-6 месяцев.

    Как правило, при ликвидации предприятия, Заказчик выбирает один из двух путей:

    Что выбрать и каким путем пойти – это дело каждого, но для начала давайте рассмотрим какие в настоящее время существуют способы прекращения деятельности фирмы, и какова практика прекращения деятельности организации в России сегодня.

    1. Бросание организации.
    2. Смена учредителей и руководителя фирмы.
    3. Реорганизация Общества в форме слияния или присоединения (при которой все права и обязанности «ликвидируемой» фирмы переходят к другой фирме).
    4. Принудительная ликвидация.
    5. Добровольная ликвидация.

    1. Бросание организации.

    Данный способ используется в том случае, когда организация по каким-либо причинам не вела финансово-хозяйственную деятельность, учредителю такой организации безразлична деловая репутация Генерального директора Общества, отсутствуют финансовые возможности и желание ликвидировать учрежденную компанию. Отдельные продвинутые товарищи, перед «бросанием», закрывают расчетные счета в банках, если банки не берут дополнительных денег за закрытие расчетного счета. Если кредитная организация берет деньги за закрытие расчетного счета, как это например в свое время делал ООО КБ «КОМУНИБАНК», то в таком банке даже счета такие фирмы не закрывают. Хотя, как правило, банки сами (выслав предварительно уведомление) закрывают через какое-то время расчетный счет фирме, если там все деньги за расчетно-кассовое обслуживание уже списаны, а приходов нет и движений никаких по расчетному счету не происходит.

    2. Смена учредителей и руководителей фирмы.

    Для проведения переоформления, компания должна иметь оригиналы следующих документов:

    2.1.Устав, печати и штампы организации.
    2.2. Учредительный договор (если Участников Общества больше одного).
    2.3. Решение (протокол) о назначении действующего руководителя Общества.
    2.4. Свидетельство ОГРН
    2.5. Выписка текущего года из ЕГРЮЛ.
    2.6. Иногда специалисты юридических компаний, просят ксерокопию последнего сданного баланса, с отметкой инспекции.

    Если все документы имеются в наличии, уставный капитал Общества сформирован на 100%, адрес местонахождения организации не попал в число массовых, а паспортные данные директора и учредителя (учредителей) не менялись, то меньше чем за месяц все необходимые действия как правило выполняются. Плюсы естественно понятны, это низкая стоимость проекта и быстрота выполнения, но к значительным минусам следует отнести что если к фирме появятся какие-то вопросы за тот период времени, когда велась деятельность или начнут по цепочке проверять контрагентов, то как правило представители ОБЭПа беседуют со старым Генеральным директором о его профессиональной деятельности. И одним из первых вопросов задается «кому была продана организация», «где и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Покупателем». Поэтому прежде чем совершать ТАКУЮ «ликвидацию», мы рекомендуем проконсультироваться с юристами специализированной юридической фирмы.

    3. Реорганизация Общества.

    Это уже более сложный, более трудоемкий и конечно же более затратный способ прекращения деятельности фирмы. Он существенно отличается от существующих правил покупки ООО, поэтому имеет свои характерные признаки, о которых речь пойдёт дельше. Как правило, пользуются этим способом, чтобы налоговая в дальнейшем не задавала вопросов по результатам деятельности предприятия старому Генеральному директору, не требовала первичных документов по которым можно до начислить налоги или применить штрафные санкции. Данный способ пользуется определенным спросом, потому как обычно занимает по времени не больше 2 недель, но чреват тем, что во первых к одной и той же фирме, как правило, присоединяется несколько организаций, а зачастую и несколько десятков, что всегда привлекает внимание контролирующих органов. Во вторых, как правило все юридические действия по присоединению завершаются после получения свидетельства ликвидации ООО «. «, путем присоединения. Но при этом с налогового учета организация не снимается и продолжает числиться в территориальной ФНС как налогоплательщик. А в той организации, к которой присоединялась «ликвидируемая» фирма, по данным госреестра будет числиться старый собственник, присоединенной организации, со своей долей. И обычно никто его за просто так оттуда не выводит.

    4. Принудительная ликвидация.

    Принудительная ликвидация компаний проводится по решению суда в случаях:

  • Осуществления деятельности без надлежащего разрешения.
  • Осуществления деятельности, запрещенной законом.
  • Осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
  • Наличия иных оснований, предусмотренных законом.
  • Отдельным, пятым случаем случаем принудительной ликвидации, является ликвидация Общества вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

    Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы. Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства.

    Данный вид банкротства часто на практике возникает, когда уже в ходе добровольной ликвидации компании выявляется задолженность, которую нечем погасить. Упрощенная процедура банкротства характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна из них – конкурсное производство).

    Причины, по которым должник ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что фирма не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация данной фирмы должна продолжаться в соответствии с нормами закона о несостоятельности. В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований кредиторов при наличии уже принятого решения о ликвидации. Это может быть выявлено как исполнительным органом управления, так и ликвидационной комиссией фирмы. В судебном порядке рассматриваются дела о банкротстве, когда совокупное требование кредиторов превышает 100 000 руб.

    Руководитель фирмы-должника или председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны в этом случае обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества фирмы-должника для удовлетворения требований кредиторов. Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность вышеуказанных лиц, по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока. Поэтому рекомендуется своевременно обращаться по вопросу ликвидации и банкротства к профессионалам во избежание ответственности (в том числе и субсидиарной).

    Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию:

  • если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;
  • если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;
  • если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
  • Суд может принять решение о ликвидации предприятия в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер. Предприятие может быть ликвидировано по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства — наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации предприятия. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ. Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.

    5. Добровольная ликвидация.

    Добровольная ликвидация предприятий является правильной и безопасной формой прекращения деятельности предприятия. Не смотря на то, что добровольная ликвидация занимает достаточно много времени и требует определенных усилий, можно эту работу поручить профессионалам, которые хорошо знают порядок совершения всех необходимых действий по ликвидации. Зато в итоге при добровольной ликвидации запись о юридическом лице исключается из ЕГРЮЛ, ОГРН и ИНН компании аннулируются, организация считается прекратившей свое существование. Специалисты консалтинговой фирмы рекомендуют обратить на этот способ особое внимание, так как только он дает 100% гарантию безопасности. Порядок действий при добровольной ликвидации следующий:

    5.1. Принятие общим собранием общества решения о ликвидации общества (как правило причиной ликвидации указывают достижение Обществом своих уставных целей) и назначение ликвидационной комиссии. Утверждение состава ликвидационной комиссии, утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.

    5.2. Направление уведомления о ликвидации Общества по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

    5.3. Размещение публикации в Вестнике Государственной Регистрации о ликвидации Общества, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати.

    5.4. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.

    5.5. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

    5.6. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).

    5.7. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии Общества с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды. Как правило, при этом назначаются проверки.

    5.8. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам Общества в установленном порядке.

    5.9. После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.

    5.10. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.

    5.11. Производится согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

    5.12. Ликвидационная комиссия распределяет между участниками ликвидируемого предприятия оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество

    5.13. Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с акционерами в ликвидационном акте.

    5.14. По завершении расчетов с учредителями Общества ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 7 дней).

    5.15. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

    Приступая к ликвидации своего предприятия, нужно четко понимать, что чудес на свете не бывает, и нельзя быстро, законно и без проведения проверки контролирующими органами ликвидировать фирму. И конечно нельзя это сделать быстро, потому что порядок проведения всех необходимых действий установлен, и регламентирован, соответственно убыстрение сроков или не выполнение каких-то этапов, сводит на нет сам смысл проведения официальной ликвидации предприятия. Действующее законодательство постоянно меняется, нормативные акты, на основании которых происходят ликвидационные действия, тоже претерпевают изменения. Поэтому мы считаем, что прежде чем принимать какое-то действие, по ликвидации предприятия, лучше проконсультироваться с теми, кто хорошо знает специфику ликвидации и занимается этим давно и серьезно.

    www.vsemvsud.ru

    Ликвидация юридического лица

    Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

    Разъяснение

    Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 — 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

    Выделяют формы ликвидации юридического лица:

    Добровольная ликвидация юридического лица по решению его учаственников (акционеров) (п. 2 ст. 61 ГК РФ);

    Ликвидация юридического лица по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ);

    Ликвидация юридического лица в результате его признания несостоятельным (банкротом) (ст. 65 ГК РФ).

    Порядок ликвидации юридического лица

    1) Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

    Порядок уведомления о ликвидации юридического лица изложен в статье 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    2) Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

    Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

    3) Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

    Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

    4) После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

    5) Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

    6) После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

    7) Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

    Бухгалтерская отчетность при ликвидации

    Особенность составления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица определена в ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

    1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

    2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

    3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

    4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

    taxslov.ru

    Смотрите еще:

    • При оплате налогов штраф Какие пени и штрафы взимаются за неуплату в срок налогов по налоговому уведомлению? На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги (абз. 3 п. […]
    • Гражданство российской федерации как конституционно-правовой институт Понятие гражданства РФ. Гражданство как институт конституционного права РФ Гражданство представляет собой публично-правовое состояние индивидов. Согласно ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» – это устойчивая правовая […]
    • Статья 4 фз о гражданстве Комментарий к статье 4 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” Принципы и правила гражданства – руководящие идеи, характеризующие содержание гражданства, его сущность и […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.