Местные налоги финансовое право

Тема 6. НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6.1. Налоги и сборы

Налоги — это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ закрепляются отдельные принципы налогообложения:

— всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57 Конституции РФ);

— верховенство представительной власти в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);

— прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 Налогового кодекса РФ);

— однократность налогообложения — один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;

— очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

— временное ограничение налоговых притязаний;

— определенность налогообложения — в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется;

— приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ).

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:

— фискальной — обеспечение государства финансовыми ресурсами;

— регулирующей — воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы. Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на:

— налоги субъектов РФ (региональные);

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, госпошлина, таможенные доходы, подоходный налог с физических лиц и др.

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Налоговым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

Местные налоги — это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

— с физических лиц;

— с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;

— смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

В зависимости от того, является ли юридический плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на:

www.aup.ru

Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов — Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Земельный налог и налог на имущество физических лиц (они были раскрыты в предыдущих вопросах) устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения) определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Нормативный правовой акт муниципальных органов о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

  • издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  • отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;
  • изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  • запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
  • запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
  • разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
  • изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  • изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;
  • иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

be5.biz

Местные налоги финансовое право

62. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения) определяются, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене местных налогов направляются органами местного самоуправления в Министерство финансов РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в территориальные налоговые органы.

Нормативный правовой акт муниципальных органов о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

– издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

– отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

– изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

– запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

– запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

– разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

– изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

– изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;

– иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

www.e-reading.club

Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» выделяет следующие виды налогов:

  1. федеральные;
  2. региональные;
  3. местные.
  4. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

    К местным налогам и сборам относятся:

    1. налог на имущество физических лиц — сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения;
    2. земельный налог — порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
    3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью — сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
    4. налог на рекламу;
    5. налог на наследование или дарение;
    6. местные лицензионные сборы.
    7. Указанные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

      Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.

      Новые положения, касающиеся местных налогов и сборов, установлены ст. 12-15 НК РФ, которые вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

      Местные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

      Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

      При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются:

      1. налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
      2. порядок и сроки уплаты налога;
      3. формы отчетности поданному местному налогу.

      Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

      www.konspekt.biz

      § 4. Местные налоги и сборы

      Местные налоги представляют собой обязательные платежи, Устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ пред-

      Финансовое право России. Особенная часть

      ставительными органами местного самоуправления и взимае­мые на территории муниципального образования.

      Местные налоги и сборы являются составной частью нало­говой системы РФ, имеют ярко выраженный фискальный ха­рактер и предназначены для финансового обеспечения обяза­тельными платежами бюджетных расходов муниципальных образований. Однако муниципальные налоги и сборы имеют ряд характерных признаков, отличающих их от государствен­ных (федеральных и региональных) налогов:

      поступления по этим платежам используются на нужды того муниципального образования, в пределах которого они собра­ны или поступили от объектов налогообложения, принадлежа­щих муниципальному образованию;

      муниципальные налоги полностью и непосредственно за­числяются в местные бюджеты по месту поступления. Феде­ральные налоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетной системы и идут на образование до­ходов Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюдже­тов;

      организация введения и взимания данных платежей возло­жена на органы местного самоуправления;

      использование поступлений от местных налогов и сборов находится под контролем органов местного самоуправления; зачисляются данные платежи в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;

      наличие у органов местного самоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с другими платежами налоговой системы. Органам местного самоуправления предоставляются широкие права, а именно: изменять ставки некоторых платежей в сторо­ну понижения; устанавливать дополнительные льготы для тех или иных групп налогоплательщиков; местные налоги позволя­ют более полно учитывать местные потребности и виды расхо­дов местных бюджетов.

      Земельный налог. Установлен Законом РФ «О плате за землю» и его правовой режим детализируется нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

      Налог на землю введен в российскую налоговую систему с целью стимулирования рационального использования, охраны

      Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации 477

      и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнива­ния социально-экономических условий хозяйствования на зем­лях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов фи­нансирования этих мероприятий.

      Плательщиками земельного налога являются предприятия, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранное’ граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на терри­тории Российской Федерации.

      Объектами обложения земельным налогом и арендной пла­той являются земельные участки, предоставленные юридическим и физическим лицам (сельскохозяйственные угодья; земли про­мышленности, транспорта, связи, других отраслей материаль­ного производства и непроизводственной сферы; земельные уча­стки, предоставленные гражданам для ведения личного подсоб­ного хозяйства, индивидуального жилищного, гаражного, дачного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей).

      Законом установлен перечень земельных участков, которые не облагаются земельным налогом и арендной платой. Так, ос­вобождены от налогообложения земли: предоставленные для обеспечения органов власти и управления, а также Министер­ства обороны РФ; занятые полосой слежения вдоль государ­ственной границы; общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства (улицы, парки, площади и др.).

      Органы законодательной (представительной) власти субъек­тов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу, но только в пределах суммы налога, зачис­ляемой в региональный бюджет. Предоставлять льготы по зе­мельному налогу имеют право и органы местного самоуправле­ния, но также в пределах сумм, зачисляемых от этого налога в муниципальный бюджет. Относительно налоговых льгот по дан­ному налогу федеральным законодательством установлено, что органы местного самоуправления предоставляют льготы в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты или понижения ставки налога.

      Размер земельного налога устанавливается в виде стабиль­ных платежей за единицу земельной площади и не зависит от

      результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев или землепользователей. Данный налог исчис­ляется исходя из площади земельного участка, облагаемого на­логом, и утвержденных ставок земельного налога.

      Некоторые особенности имеются в части обложения земель­ным налогом сельскохозяйственных угодий. Размер налога с этой категории объектов устанавливается с учетом ряда факторов: со­става угодий, их качества, площади, местоположения, качества почвы, многолетних насаждений, сенокосов и т. д.

      Ставка земельного налога зависит и от видов деятельности, для осуществления которых отводятся участки. Например, за участки сельскохозяйственных земель, предоставленные граж­данам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения или выпаса ско­та, земельный налог взимается по средним ставкам налога на земли данной категории. Если земли сельскохозяйственного назначения используются в иных целях, то налог взимается по фиксированной ставке в размере 5 рублей за квадратный метр.

      Федеральным законодательством предоставлено право орга­нам местного самоуправления повышать ставки земельного на­лога, но не более чем в два раза, например в случае неисполь­зования или нецелевого использования земли. Земельный налог взимается ежегодно с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим и фи­зическим лицам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а так­же с земельных участков, необходимых для содержания строе­ний и сооружений. Хотя земельный налог и относится к группе местных, но сумма поступающих от него платежей зачисляется в бюджеты различных уровней. Земельный налог учитывается в доходах и расходах местных бюджетов отдельной строкой и ис­пользуется исключительно на следующие цели: финансирова­ние мероприятий по землеустройству, ведению земельного ка­дастра, мониторингу, охране земель, на компенсацию собствен­ных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их ис­пользование.

      Налог на имущество физических лиц. Является прямым нало­гом, обращенным к находящемуся в собственности движимому

      Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации 479

      и недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации.

      Введен в действие Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц»1. Плательщиками это­го налога являются граждане Российской Федерации, иностран­ные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории^ Российской Федерации в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помеще­ния и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самоле­ты и другие водно-воздушные транспортные средства.

      Главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество. Данным налогом облагаются все здания и помещения, имеющиеся у физических лиц. Налог уплачивается также со служебных и вспомогательных помещений: подсобных комнат, паркингов, надворных построек и т. д. При этом из состава налогооблага­емого имущества не исключаются временно не используемые помещения или сооружения.

      Федеральное законодательство предусматривает особеннос­ти определения субъектов налогообложения, имущество кото­рых находится в общей собственности или перешло в порядке наследования. Так, если имущество, являющееся объектом на­логообложения, находится в общей долевой собственности не­скольких физических лиц или в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций), то налогопла­тельщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно принадлежащей ему доле. Относи­тельно имущества, являющегося объектом налогообложения, но находящегося в общей совместной собственности, налогопла­тельщиками признаются все собственники этого имущества в равных долях. Однако законодательство разрешает собственни­кам совместного имущества самим определить одного платель­щика налога на имущество. За строение, помещение или соору­жение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследни­ков имущества с момента открытия наследства.

      Налог уплачивается за строения, сооружения, а также транс­портные средства независимо от того, эксплуатируется это иму­щество или нет.

      Ведомости РФ. 1992. № 8. Ст. 362.

      По налогу на имущество физических лиц федеральным зако­нодательством предусмотрен широкий перечень льгот. Так, от уплаты рассматриваемого налога полностью освобождаются Ге­рои Советского Союза и Герои России; лица, награжденные ор­деном Славы трех степеней; участники гражданской и Великой Отечественной войны, а также лица, приравненные к ним; ин­валиды I и II группы; лица, получившие льготы в соответствии Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльс­кой АЭС», и др. От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются пенсионеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, мичманы на период прохождения дей­ствительной военной службы. От уплаты налога на транспорт­ные средства освобождаются граждане, имеющие моторные лод­ки с мотором мощностью не более 10 л. с., или 7,4 кВт.

      Кроме льгот, определенных федеральным законодатель­ством, представительные (законодательные) органы государ­ственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправле­ния (кроме органов местного самоуправления городов районно­го подчинения) имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по данному налогу. На­логовая компетенция органов местного самоуправления в горо­дах районного подчинения, селах и поселках имеет усеченный объем, поскольку законодательством установлено ограничение на предоставление ими льгот по налогообложению имущества физических лиц. Представительные органы названных муници­пальных образований могут предоставлять налоговые льготы только отдельным плательщикам.

      Ставки налога на строения, помещения и сооружения уста­навливаются нормативными правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления в зависимости от инвен­таризационной стоимости имущества. В случае, если таковая не определялась, налог рассчитывается в зависимости от стоимос­ти этих строений, определяемой для расчета суммы по государ­ственному обязательному страхованию.

      При определении ставок налога с недвижимого имущества органы местного самоуправления имеют право корректировать сумму налога в зависимости от объективных критериев: стоимо­сти, назначения имущества, месторасположения и т. д. Феде­ральным законодательством определены только верхние и ниж­ние границы налоговых ставок. Имущество стоимостью до

      Глава 19. Правовая охрана налоговых отношений

      300 тыс. рублей облагается налогом в размере до 0,1 процента от его инвентаризационной стоимости; стоимостью от 300 тыс. руб­лей до 500 тыс. рублей — от 0,1 до 0,3 процента; свыше 500 тыс. рублей — от 0,3 до 2,0 процента.

      Налог на транспортные средства взимается ежегодно, его размер зависит от мощности двигателя.

      Сумма платежей от налога на имущество физических лиц зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистра­ции) объекта налогообложения.

      www.pravo.vuzlib.su

      Смотрите еще:

      • Нотариусы спб по кировскому району Нотариальные конторы, нотариусы Санкт-Петербурга, Кировский район Нотариусы , Кировский район СПб Нотариус Киндеева И. А. Метро: Автово, 600м 1 9 8 1 5 2, Санкт-Петербург, Краснопутиловская ул, […]
      • Чем отличается закон от конституции Портал "Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе! Теория государства и права Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347 Имеется два официальных способа установления классификации […]
      • Изменение приказа о дисциплинарном взыскании Внесении изменений и дополнений в приказ о дисциплинарном взыскании Здравствуйте. На меня наложено дисциплинарное взыскание приказом от 18.02.14г. В приказе отсутствует описательная часть и отсутствуют […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.