Методика расследования таможенных преступлений

В современной ситуации интеграции России в мировой рынок особую актуальность приобретает совершенствование механизма правового и уголовного регулирования общественно-государственных отношений в сфере таможенной политики, а также нарушаемых в этой сфере экономических прав хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Сегодня ежегодно происходит увеличение роста экономических, торговых отношений между самыми разными странами, что не может не влиять на серьезное усложнение правоотношений в области легального перемещения товарных, денежных и иных ценностей через государственную границу.

Сегодня преступления и правонарушения в таможенной сфере получили широкое распространение, причиняя значительный ущерб экономическим интересам Российской Федерации. Характерной чертой криминогенной ситуации в стране стало увеличение преступности в таможенной сфере, наблюдаемой в последнее десятилетие, как в сфере контрабандной деятельности товаров, технологий и сырья, так и в сфере денежно-валютного обращения.

Серьезную опасность общественных и государственных интересов представляют отлаженные и эффективно действующие схемы контрабанды наркотических средств, оружия и боеприпасов, ядерных материалов. Вместе с тем продолжается неконтролируемый ввоз из-за рубежа и реализация на территории России низкокачественных потребительских товаров, в том числе продуктов питания.

Таможенные преступления по степени общественной опасности существенно отличаются друг от друга, в связи с этим, соответственно различаются, и уголовно-правовые последствия совершения данных преступлений.

Высокий уровень преступности в сфере таможенных отношений, их высокая общественная опасность, латентность и отсутствие эффективного противодействия со стороны правоохранительных органов, делают актуальной разработку уголовно-правовых и криминологических аспектов указанной темы.

Контроль над перемещением через таможенную границу товарных, культурных, исторических и иных ценностей является одним из наиболее важнейших направлений деятельности правоохранительных органов.

Классификация преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности позволила многим ученым-юристам выделить таможенные преступления в отдельную группу.

Особенно актуально в настоящее время разработка и применение методик расследования таможенных преступлений с целью более полного выявления данных правонарушений, а также тактика возбуждения уголовных дел и особенности расследования таможенных преступлений на первоначальном и последующих этапах, что и обусловило выбранную тему работы: «Методика расследования таможенных преступлений».

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Методика расследование таможенных преступлений». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Методика расследование таможенных преступлений» определяют несомненную новизну данного исследования.

Цель работы заключается в комплексном анализе уголовно-правовых и криминологических проблем преступности в сфере таможенных отношений, а также изучении следственных действий, предпринимаемых при таможенных правонарушениях.

Объектом данного исследования является анализ условий методики расследование таможенных преступлений.

Предмет исследования определен в границах объекта и представляет собой систему признаков таможенных преступлений в таможенной сфере.

Задачи исследования сформулированы на основе вышеназванной цели и заключаются в следующем:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу таможенных преступлений.

2. Провести анализ криминологической картины преступности в таможенной сфере.

3. Дать криминологическая характеристика лица, совершающего правонарушения и преступления в таможенной сфере.

4. Изучить особенности расследования таможенных преступлений на первоначальном этапе.

5. Исследовать тактику последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

6. Рассмотреть особенности взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений.

7. Сформулировать выводы относительно совершенствования и конкретизации методики расследования таможенных преступлений.

Нормативную базу исследования составляют соответствующие его предмету положения Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ и иных федеральных законов, а также подзаконные акты Генеральной прокуратуры РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Министерства внутренних дел РФ и других ведомств.

Методологической основой работы являются законодательные акты, нормативные документы по исследуемой теме, категории и понятия философии, комплекс принципов и методов познания, в рамках которых применялись частные научные методы конкретно-исторического анализа, позволившего выявить основные тенденции, состояние преступности данного вида в России. Эти требования реализованы посредством использования специфических (уголовно-правовых) методов исследования:

В исследовании применяются логические приемы; анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение.

Источниками информации для написания работы по теме «Методика расследования таможенных преступлений» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Методика расследования таможенных преступлений», справочная литература.

www.lawplan.ru

Основы расследований преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов
Е.Н.Шатанкова

Учебное пособие
ISBN 978-5-4383-0077-9

Оглавление

1. ГЛАВА. ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

1.1.Понятие таможенных органов России, их правовой статус
1.2. Понятие расследование уголовных дел таможенными органами. Цель расследования преступления.
1.3. Возбуждение уголовного дела, отнесенного к компетенции таможенных органов
1.4. Расследование уголовных дел в форме дознания. Порядок производства следственных и процессуальных действий.
1.5. Судебные экспертизы, проводимые органами дознания федеральной таможенной службы России

2. ГЛАВА. МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.1. Криминалистические методики расследования
2.2. Методика расследования уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица таможенными органами
2.3. Методика расследования контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ)
2.4. Криминологическая характеристика таможенной преступности

Заключение

Актуальность данного пособия обусловлена тем, что государство преследует одну из целей – эффективное и полное расследование и раскрытие преступлений. Задача учебного пособия – сформировать знания у студентов таможенного дела в сфере расследования преступлений по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

В связи с тем, что законодательная и практическая база не успевает за социально – экономическими реформами, методические рекомендации по расследованию преступлений устаревают. Основными проблема в данной области являются отсутствие необходимых методик расследования и их низкое качество.

Следует отметить, что криминалистика достигла в развитии высокого уровня, но основы расследования уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов, как дисциплины нуждается в дальнейшем исследовании для эффективной борьбы с преступностью.

На данный момент остается множество проблемных вопросов связанных с разработкой новых методик, не обобщена практика раскрытия и расследования отдельных преступлений.

Несмотря на то, что в ст.40 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации таможенные органы не закреплены как органы дознания, но из ст. 40, 151, 157 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно – розыскной деятельности» и других нормативных актах следует, что таможенные органы являются органами дознания.

Расследование преступлений таможенными органами представляет собой строго регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность дознавателей по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения виновных в его совершении лиц и привлечения их в качестве обвиняемых, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также по обеспечению возмещения причиненного им ущерба.

Согласно с п.9 ч.3 ст. 151 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации дознаватели таможенных органов Российской Федерации вправе производить дознание по уголовным делам о преступлениях, об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч.1, 2 ст. 194 УК РФ) и контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ч.1 ст.200.1 УК РФ), производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.173.1,173.2,174,174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 ч.3,4, 200.1 ч.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

www.intermedia-publishing.ru

Методика расследования таможенных преступлений

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Методика расследования контрабанды :

Методика расследования контрабанды : По материалам Дальневосточного региона : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования и состояние научной разработки проблемы. Согласно статистике, по количеству преступлений Приморский край занимает 13-е место в России, а в расчете на 100 тысяч жителей он является одним из лидеров (коэффициент по Приморскому краю составляет 2537 преступлений, тогда как по России — 1774).

Борьба с преступностью является одной из основных задач общества. Эта борьба может осуществляться с помощью системы экономических, культурно-воспитательных, правовых средств. Наиболее важными на сегодняшний день являются правовые средства, так как именно они могут дать практический результат.

Особое место в системе правовых средств занимает предварительное расследование. Именно на этой стадии должно осуществляться быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Проведение предварительного расследования невозможно без выполнения следственных действий, которые заключаются в собирании, исследовании и оценке доказательств по фактам, содержащим признаки преступления, установлении подозреваемого и выяснении его виновности или невиновности.

Такой вид преступления, как контрабанда известен очень давно. Контрабанда позволяет «уходить» от уплаты таможенных платежей, получать» от преступной деятельности максимальную прибыль, перевозить ее на счета в иностранные банки. Отдельные виды контрабанды наносят непоправимый вред экономике страны. Это контрабанда стратегического сырья, нехватку которого, испытывает наша промышленность, контрабанда культурных »ценностей. Из России контрабандным путем вывозится самое ценное, а ввозятся наркотики, оружие, ядовитые вещества.

Контрабанда неразрывно связана с коррупцией в органах власти и управления, в правоохранительных органах. В настоящее время успели сложиться крупные преступные группировки, занимающиеся контрабандой, с хорошо отлаженными связями за рубежом. Существуют договоренности российских и международных преступных группировок об обмене краденых автомобилей и компьютеров на российское сырье, продукцию и технологии военно-промышленного комплекса, радио активные материалы. Этому способствует тяжелое экономическое положение российских предприятий, добывающих сырье, и предприятий военно-промышленного комплекса. Среди контрабандистов существует специализация, например на нефти, меди, культурных ценностях и т. д.

Объемы незаконного перемещения товаров ежегодно растут. Этому способствует не только слабый контроль за законностью деятельности хозяйственных субъектов, но и постоянное изменение нормативной базы, её несовершенство из-за отсутствия единой системы кодифицированных нормативных актов.

В настоящее время данная проблема исследуется в России как научными коллективами, так и отдельными научными работниками. Пристальное внимание ей начали уделять лишь в 90-е годы. По итогам исследований вышли научные труды и практические рекомендации, из числа которых следует отметить монографии В. И. Михайлова, А. В. Федорова, Л. Ф. Рогатых, Ю. Б. Мельникова, И. В. Шмарова, К. Ф. Скворцова, А. Г. Корчагина, А. М. Иванова.

Вместе с тем на сегодняшний день основное внимание ученых привлекает уголовно-правовой аспект проблемы. Однако разработка вопросов, образующих этот аспект, является необходимым, но не достаточным условием успешной борьбы с данным видом преступлений. Уже созданы необходимые теоретические предпосылки для разработки криминалистического аспекта проблемы.

Анализ законодательства и правоприменительной практики позволил выявить комплекс проблем правового, организационно-тактического и методического характера, нуждающихся в дальнейшем исследовании. От

эффективности борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны, а эффективность такой борьбы, в свою очередь, находится в прямой зависимости от профессионализма тех, кто осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступление рассматриваемого вида. Наличие региональных особенностей, местных интересов, отличия в культуре обуславливает своеобразие социальных процессов и вносит коррективы в процесс противодействия преступности.

Изложенное обстоятельство и степень важности решения рассматриваемых проблем для укрепления внутреннего рынка, защиты внешнеэкономической деятельности страны от преступных посягательств делает крайне актуальной необходимость теоретической: разработки методики осуществления уголовного преследования по делам рассматриваемой категории, что и обусловило выбор темы исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение теоретических правовых, криминалистических проблем, возникающих при расследовании уголовных дел о контрабанде в Дальневосточном регионе, а также определение основных путей их решения, выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности всего процесса расследования дел, возбужденных по фактам контрабанды, а также производства отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

В связи с этим определен круг взаимосвязанных задач, теоретическое решение которых составляет содержание диссертационного исследования:

анализ современной практики расследования уголовных дел, возбужденных по факту контрабанды, выявление и теоретическое осмысление возникающих в связи с этим проблем и закономерностей осуществления данной деятельности;

разработка методики расследования контрабанды, совершаемой в Дальневосточном регионе;

выделение и описание основных элементов криминалистической характеристики рассматриваемого вида преступлений с учетом региональных особенностей;

разработка системы обстоятельств, подлежащих исследованию при осуществлении уголовного преследования по делам о преступлениях рассматриваемого вида;

выделение и содержательное идентифицирование типичных следственных ситуаций, складывающихся на первоначальном этапе расследования, и создание теоретической основы для разработки программ расследования преступлений данного вида в зависимости от следственной ситуации.

Объект исследования. Объектом исследования является деятельность следователя, связанная с изучением структуры контрабанды, причин и условий, способствующих совершению данного вида преступлений, а также иных обстоятельств ее совершения.

Предмет исследования. Предметом исследования являются содержание, закономерности, методы оптимизации и повышения эффективности деятельности следователя по раскрытию и расследованию контрабанды с использованием криминалистических методов познания.

Методология исследования. Методологической основой данного исследования являются общие положения философии, в частности теории познания и теории отражения. В качестве частных методов познания использованы анализ, синтез, метод моделирования, анкетирования и интервьюирования, сравнительно-правовой, логико-юридический, сравнительный методы и др. При этом автор основывался на принципе преемственности в криминалистике.

Теоретическая база исследования. Теоретической основой исследования являются труды: О. Я. Баева, В. П. Бахина, Р. С. Белкина, В. С. Бурдановой, И. Е. Быховского, В. В. Вандышева, А. Н. Васильева, И. А. Возгрина, Б. В. Волженкина, Г. А. Густова, Л. Я. Драпкина, А. В. Дулова, В. И. Комисарова, И. Ф. Крылова, Н. А. Лопашенко, Л. Н. Маркова, В. А. Образцова, Д. В.

Ривмана, Л. Ф. Рогатых, М. Я. Розенталь, К. И. Россинской, А. Б.Соловьева, Ю. И. Сучкова, И. В. Шмарова, А. А. Эйсмана, А. А. Эксархопуло, Н. П. Яблокова и многих других.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую основу исследования составили статистические данные о состоянии и динамике экономической преступности в Российской Федерации в целом, и в Приморском крае в частности, материалы изучения и обобщения опубликованной и неопубликованной судебно-следственной практики, 150 уголовных дел о контрабанде, расследованных органами прокуратуры Приморского края и ПО проверок по фактам нарушения таможенных правил, проведенных таможенными органами Приморского края, а также результаты анкетирования и интервьюирования всех следователей транспортных прокуратур Дальневосточного региона: Приморской, Находкинской, Уссурийской и др.

Автором использован личный опыт работы в качестве старшего следователя Приморской транспортной прокуратуры.

Научная новизна исследования. Научная новизна состоит в том, что данная диссертация является одной из первых посвященных расследованию уголовных дел о контрабанде монографических работ применительно к новому уголовно-процессуальному законодательству. Автором впервые воедино собраны и оценены эмпирические данные, накопленные органами прокуратуры и таможенными органами в борьбе с контрабандой на Дальнем Востоке.

Практическая значимость исследования. Практическое значение заключается в том, что на основе детальной разработки таких элементов криминалистической характеристики, как непосредственный предмет контрабанды, способы совершения контрабанды, личность преступника, и с учетом уголовно-процессуального предмета доказывания автором сформулирован перечень обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по уголовным делам, возбужденным по факту контрабанды, выделены типовые следственные ситуации, разработала методика расследования контрабанды морепродуктов.

Выводы и предложения, сформулированные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы: при совершенствовании уголовно-процессуального законодательства, в дальнейших теоретических разработках, посвященных этой проблеме, в практической деятельности органов дознания Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ) и следствия транспортных прокуратур по делам о контрабанде, в подготовке лекций, учебных пособий и методических рекомендаций по данной теме.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание разработанной автором криминалистической характеристики контрабанды, совершаемой на территории Дальневосточного региона, образует информационная система криминалистически значимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных элементов, к числу которых, прежде всего, следует относить предмет преступного посягательства, особенности личности преступника, а также способ и иные обстоятельства совершения преступления данного вида.

2. Типичные следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования контрабанды, предопределяют направления расследования, выбор средств решения задач, возникающих в этих ситуациях.

3. Специфика организации выявления, расследования и предупреждения контрабанды обуславливается трансграничным характером этого вида преступлений. Существенное значение имеет тот факт, что совершение контрабанды на территории Дальнего Востока предполагает активную деятельность лиц, проживающих на территории Южной Кореи, Японии и Китая. Особенности процесса и результатов этой деятельности следует учитывать в качестве предкриминальных событий при совершении контрабанды наркотиков и посткриминальных — при незаконном вывозе биоресурсов и морепродуктов.

4. С учетом выявленных особенностей совершения и расследования контрабанды на территории Дальневосточного региона разработаны предложения по организации международного сотрудничества и взаимодействию органов дознания и прокуратуры.

5. Разработаны и теоретически обоснованы типовые программы раскрытия и расследования контрабанды валюты, а также контрабанды морепродуктов, совершенной капитанами судов. Содержание программ обусловлено спецификой предмета контрабанды и обеспечивает целенаправленное планирование деятельности следователя на различных этапах расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций.

6. Особенности тактики использования основных средств доказывания при расследовании контрабанды, т е. производства таких следственных действий, как осмотр места происшествия и допросы подозреваемых, обвиняемых и свидетелей, определяются спецификой предмета преступного посягательства. личности преступника, а также иными элементами разработанной автором криминалистической характеристики данного вида преступления.

7. Разработана система рекомендаций по подготовке материалов и организации проведения таких нетрадиционных видов судебных экспертиз, как навигационной, радиотехнической, ихтиологической, дендрохронологической и других.

8. На базе изучения опыта деятельности Дальневосточного таможенного управления по предупреждению контрабанды сформулированы предложения по повышению эффективности работы таможенных органов с учетом региональной специфики, созданию системы оперативно-розыскной работы, построению системы связи таможенных органов.

Апробация диссертации. На основе проведенных исследований автором опубликованы научные статьи: «Некоторые вопросы расследования контрабанды», «История борьбы с контрабандой», «Расследование контрабанды валюты», «Международное сотрудничество и взаимодействие прокуратуры и органов дознания при расследовании контрабанды». Готовится к изданию статья «Контрабанда и ее смежные составы».

Основные положения диссертации внедряются в учебный процесс и апробированы в выступлениях автора на научно-практических конференциях, проводившихся в Дальневосточном государственном университете. Свои знания

в данной области диссертант использует при проведении учебных лекций региональных учебных центрах прокуратуры Приморского края, в Таможенной академии Приморского края, на кафедре прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав содержащих десять параграфов, заключения, сопровождается списком использованной литературы и приложениями.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования, определяются его объект и предмет, излагаются цели и задачи, характеризуется методология исследования, подчеркивается его научная новизна и практическая значимость полученных результатов, приводятся данные об их апробации, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Криминалистическая характеристика контрабанды с учетом региональных компонентов» состоит из трех параграфов.

В данной главе рассмотрены общие вопросы понятия, содержания и значения криминалистической характеристики, а также криминалистической характеристики контрабанды в частности.

Диссертантом проанализированы высказанные в научной юридической литературе различные точки зрения по этим вопросам. Автор придерживается традиционного подхода к определению криминалистической характеристики преступления и исходит из того, что она представляет собой описание системы обобщенных фактических данных и основанных на них научных выводов и рекомендаций о наиболее типичных криминалистически значимых признаках преступлений, знание которых необходимо для организации и осуществления всестороннего, полного, объективного и быстрого раскрытия и расследования преступления.

Такое описание должно наглядно демонстрировать структуру преступления, выявлять не только элементы системы и ее внутренние связи, но и связи данной структуры с окружающей обстановкой, материальным миром.

Содержание криминалистической характеристики контрабанды, совершаемой на территории Дальневосточного региона, образует информационная система криминалистически значимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных элементов, к числу которых, прежде всего, следует относить предмет преступного посягательства, особенности личности преступника, а также способ и иные обстоятельства совершения преступления данного вида.

Во всех параграфах первой главы диссертации содержится анализ этих структурных элементов и их взаимосвязей.

Главенствующее положение в структуре криминалистической характеристики контрабанды занимает способ совершения преступления, представляющий собой систему действий, приемов и операций, направленных на достижение преступной цели. С криминалистической точки зрения преступное посягательство при контрабанде может осуществляться несколькими способами: помимо таможенного контроля; сокрытие от таможенного контроля; обманное использование средств таможенной идентификации; недекларирование и недостоверное декларирование. При этом важно отметить, что посягательство может быть совершено с использованием как одного конкретного способа, так и нескольких способов в различных комбинациях.

Исследованием установлено, что контрабанда валюты и транспортных средств совершается в основном путем недекларирования или недостоверного декларирования.

Контрабанда морепродуктов и предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, совершается помимо таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля.

Один из параграфов посвящен характеристике личности возможного преступника, типичной для данной группы преступлений. Самостоятельное

криминалистическое значение имеют классификации субъектов, которые могут проводиться по различным основаниям. Наиболее значимыми являются следующие.

В зависимости от предмета контрабанды:

участники незаконного перемещения наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ;

участники совершения контрабанды валюты; участники контрабанды морепродуктов.

В зависимости от должностного положения:

должностные лица (в эту группу субъектов следует включать такие подгруппы, как капитаны судов, должностные лица таможенных органов, должностные лицо органов пограничной службы, должностные лица иных органов);

В большинстве случаев среди лиц, незаконно перемещавших через таможенную границу наркотические средства, сильнодействующие и психотропные вещества, 20 % составляют наркоманы. Исследование показало, что в 80% случаев контрабанды этих предметов участвуют женщины, выезжающие за рубеж в шоп-туры. Возраст этих лиц — 30 — 45 лет, имеют семьи. Причем они ранее не привлекались к уголовной ответственности,.

Контрабанда валюты совершается лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Как правило, это мужчины в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие высшее образование, ранее не судимые.

Контрабанда морепродуктов в 80% случаев совершается капитанами судов. Они обладают обычно достаточно высоким интеллектуальным уровнем, имеют хорошую профессиональную подготовку, в совершенстве знают свою работу, недостатки в организации контроля со стороны пограничной и таможенной службы.

Мотивация действий субъектов контрабанды может быть весьма разнообразна. Однако проведенные исследования показали, что в 90% случаев

она связана с факторами финансового давления. При этом совершенно не обязательно, что на преступление идут люди, испытывающие острую нужду в деньгах вследствие бедности. Гораздо чаще контрабанда морепродуктов, валюты и иных предметов совершается лицами достаточно обеспеченными.

Вторая глава «Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде с учетом специфики Дальневосточного региона» состоит из четырех параграфов.

В первом из них сформулированы обстоятельства, подлежащие исследованию по делам данной категории. Автор присоединяется к позиции тех ученых (Н. П. Яблоков, В. Г. Танасевич, В. А. Образцов и др.), которые считают необходимым выделять обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию, в качестве самостоятельного элемента частной методики.

В предмет доказывания входит семь обстоятельств, предусмотренных законом:

1. событие преступления (место, время, способ и др.;

2. виновность обвиняемого в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3. обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4. характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5. обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6.обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7.обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

В данном параграфе приведена общая программа проведения следственных действий, а также программа, направленная на решение частных задач расследования по уголовным делам, характерным для Дальневосточного региона (контрабанда морепродуктов, совершенная капитанами морских судов).

Во втором параграфе рассматриваются типичные следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования контрабанды и предопределяющие направления расследования, выбор средств решения возникающих при этом задач.

Автор считает, что по частоте встречаемости следственные ситуации по делам о контрабанде можно расположить в следующем порядке: 1) при совершении известно лицо, незаконно перемещающее предмет контрабанды; 2) владелец контрабанды неустановлен.

На основе обобщения судебно-следственной практики и теоретических изысканий разработаны краткие типовые программы расследования контрабанды применительно к каждой следственной ситуации. Автор разработал программу следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на первоначальном этапе расследования контрабанды, рассмотрел специфику их проведения, возникающие при этом тактические проблемы и пути их разрешения. Диссертант разделяет позицию тех ученых, которые, не отрицая закономерностей в механизмах и следообразовании преступлений, подчеркивают уникальность и неповторимость каждого из них, что требует от следователя творческого подхода к расследованию, предполагает использование разработанных типовых программ в конкретных следственных ситуациях.

В третьем параграфе автор особое значение уделяет планированию расследования уголовных дел, возбужденных по контрабанде. Правильному формулированию общих и частных задач расследования. Планированию в целом во многом способствуют организационно-подготовительные мероприятия, проведенные следователем. Их цель — получить ориентирующую информацию и создать условия для следственных и иных процессуальных действий. Эти мероприятия направлены на упорядочение процесса расследования, обеспечение эффективности планирования расследования в целом и подготовки и проведения отдельных следственных действий.

Информационной базой для следственных версий и планирования расследования уголовных дел, возбужденных по факту обнаружения признаков

контрабанды при отсутствии сведений о лице, причастном к ее совершению, служат прежде всего данные, полученные при осмотре места происшествия, предметов контрабанды и изучении сопроводительных документов на перемещаемый груз.

Планирование расследования в условиях данной типичной ситуации начинается с момента получения сообщения об обнаружении контрабанды. Определение требуемых для выявления подозреваемого следственных действий и иных мероприятий предполагает проведение криминалистического анализа места и обстоятельств обнаружения контрабанды, предшествовавших событий, исследование самих предметов контрабанды. Необходимо также определить места возможного нахождения следов преступления, в том числе и за пределами места происшествия, а также круг лиц, которые располагают или могут располагать какой-либо относящейся к делу информацией.

Четвертый параграф диссертант посвятил международному сотрудничеству и взаимодействию прокуратуры и органов дознания при расследовании контрабанды.

Специфика организации выявления, расследования и предупреждения контрабанды обуславливается ее трансграничным характером. Существенное значение имеет тот факт, что совершение контрабанды на территории Дальнего Востока предполагает активную деятельность лиц, проживающих на территории Южной Кореи, Японии и Китая. Особенности процесса и результатов этой деятельности следует учитывать в качестве предкриминальных событий при совершении контрабанды наркотиков и посткриминальных — при незаконном вывозе биоресурсов и морепродуктов.

В ряде случаев возникает необходимость в проведении некоторых процессуальных действий на территории иностранных государств. В целях соблюдения сроков расследования уже на первоначальном этапе предварительного следствия необходимо направлять в эти государства ходатайства об оказании правовой помощи, руководствуясь требованиями международного законодательства. Если нужно провести процессуальные

действия в странах СНГ, то следует руководствоваться требованиями Минской конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; в других иностранных государствах — двусторонними договорами по этому вопросу.

Необходимо также использовать возможности Российского бюро Интерпола и ГТК РФ.

Автором кратко перечислена информация, которую можно получить по каналам Интерпола.

С учетом выявленных особенностей совершения и расследования контрабанды на территории Дальневосточного региона разработаны предложения по организации международного сотрудничества и взаимодействию органов дознания и прокуратуры, по повышению эффективности работы таможенных органов с учетом региональной специфики.

Глава третья «Особенности использования основных средств доказывания» посвящена особенностям производства отдельных следственных действий по делам о контрабанде, таких как осмотр места происшествия и вещественных доказательств, допрос, производство экспертиз, и состоит из трех параграфов.

В первом параграфе рассмотрены тактические особенности следственных осмотров по делам о контрабанде.

По мнению автора, осмотр места происшествия по делам о контрабанде имеет свои особенности, обусловленные рядом обстоятельств.

Во-первых, предметом преступления. От вида предмета контрабанды, обнаруженного у подозреваемого лица, зависит тактика проведения осмотра. Если предметом контрабанды являются живые существа (краб, трепанг) или он относится к ценным породам, то его необходимо тщательно взвешивать, поскольку в дальнейшем данное вещественное доказательство будет выпущено в естественную среду или реализовано и тем самым невосполнимо утрачено.

Во-вторых, способом перемещения контрабандного товара через таможенную границу. Если контрабанда совершена таким способом, как помимо

таможенного контроля, то необходимо не только осматривать само место происшествия, но и за его пределами с целью исследования носителей информации, указывающих на таможенные посты, на приближение государственной границы, месторасположения объездных дорог.

В-третьих, спецификой транспортного средства, при помощи которого перемешается контрабандный товар. Например, если для перемещения груза помимо таможенного досмотра использовалось морское судно, то при осмотре места происшествия необходимо осмотреть все судно, включая трюм, палубы, каюты, осмотр целесообразно производить в присутствии капитана-инструктора и иных специалистов.

Совершая контрабанду на Дальнем Востоке, преступники чаше используют воздушный, морской и автомобильный транспорт.

Второй параграф посвящен допросу. Особое внимание уделено допросу подозреваемых по делам о контрабанде. По мнению автора, в случаях задержания подозреваемого с поличным при попытке переместить предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации его допрос целесообразно произвести немедленно, чтобы в полной мере использовать его неподготовленность к оказанию противодействия следователю.

В зависимости от складывающейся на допросе ситуации в первую очередь могут выясняться вопросы, касающиеся самого факта обнаружения предметов контрабанды, источников их приобретения, других участников организованной преступной группы (в том числе за границей), приемов и способов сокрытия контрабандной деятельности, се продолжительности, предыдущих выездов за границу, связей подозреваемого с должностными лицами. В тех случаях, когда имеет место контрабанда, совершенная группой лиц, допрос организатора контрабанды следует проводить после допросов причастных лиц.

В план допроса подозреваемого безусловно должно включаться выяснение мотивов и целей правонарушения, причин, способствующих его совершению. Чем раньше следователь получит показания в защиту подозреваемого, тем лучше их сможет проверить на предварительном следствии, чтобы представить суду

всесторонние доказательства. Развернутый план допроса нетрудно составить, пользуясь перечнем обстоятельств, подлежащих доказыванию, приведенным выше.

Автор обосновал необходимость участия специалистов при проведении допросов. Специалист поможет следователю ориентироваться в сложных технических вопросах, сформулировать их. Без участия специалиста невозможна оценка показаний подозреваемых, обвиняемых и свидетелей в силу специфических познаний последних.

По делам о контрабанде на допросе чаще всего возникает конфликтная ситуация, когда подозреваемый не признает себя виновным, дает ложные показания либо вообще отказывается отдачи показаний, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ.

Диссертантом обосновывается целесообразность применения различных тактических приемов допроса подозреваемого в конфликтной ситуации.

В случае нежелания подозреваемого дать показания по существу эффективно использование метода косвенного допроса. Суть его заключается в том, что следователь с целью выяснения важных для дела обстоятельств задает вопросы второстепенного значения, несущественные, внешне, казалось бы, не относящиеся к расследованию, а вопросы, имеющие важное значение для дела, маскируются среди них. При такой тактике допрашиваемый незаметно для себя или даже вполне осознанно сообщает сведения, которые при другом способе допроса постарался бы скрыть или изложить в более выгодном для себя свете. Следователю стоит переключить внимание допрашиваемого на обсуждение вопросов, относящихся к его работе, биографии, его интересам.

Для того чтобы склонить подозреваемого к даче правдивых показаний, необходимо применять, в частности, метод убеждения, который сохраняет свою актуальность и значимость.

Особое значение имеет подтверждение алиби подозреваемого. Автором предложено в этих целях провести:

1) подробное выяснение обстоятельств расследуемого случая;

2) выяснение каких-либо обстоятельств, предшествовавших расследуемому событию или последовавших за ним; в случае неспособности допрашиваемого припомнить их, нужно переформулировать вопрос: почему хорошо запомнились обстоятельства того дня, когда данное лицо было задержано с предметом контрабанды;

3) выяснение обстоятельств, касающихся алиби;

4) детальный допрос лиц, названных подозреваемым, которые могут подтвердить или опровергнуть алиби;

5) на основе тщательного изучения материалов дела и дополнительных материалов повторный допрос с учетом характеристики подозреваемого, показаний свидетелей, заключений экспертов других доказательств.

Автор придерживается мнения о необходимости применения в ходе допроса подозреваемого звуко- и видеозаписи, являющихся дополнительным средством фиксации показаний. По мнению диссертанта, данные записи позволяют более тщательно проверить правильность проведенного допроса, его полноту и точность отражения полученных результатов ‘ в протоколе следственного действия.

В этом же параграфе отведено место такому следственному действию, как допрос свидетелей. По мнению автора, в качестве свидетелей по делам о контрабанде допрашивают в первую очередь лиц, обнаруживших признаки контрабанды (инспекторов таможенной службы, пограничников, работников милиции). Они могут быть допрошены следователем об обстоятельствах обнаружения контрабандного товара, предметов. У работников таможни выясняются обстоятельства взвешивания, погрузки, выгрузки, перегрузки, исправлений упаковки, которые проводились по их указанию; обстоятельства наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной, иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов.

В ходе допроса свидетеля следователь может узнать место работы, круг знакомых, и увлечения подозреваемого. Таким образом, следователь значительно

расширяет свидетельскую базу. Ведь много интересного о личной жизни подозреваемого могут знать его соседи или коллеги по работе.

Самостоятельный параграф посвящен тактическим особенностям подготовки и проведения судебных экспертиз при расследовании уголовных дел о контрабанде. Не отрицая значения таких экспертиз, как товароведческая экспертиза (для оценки стоимости контрабандного товара), химическая, наркологическая, трасологическая, дактилоскопическая, почерковедческая, баллистическая, которые сохраняют свою актуальность, о чем свидетельствует следственная практика, автор, тем не менее, делает акцент на нетрадиционных судебных экспертизах.

Автором представлено несколько видов криминалистических экспертиз, назначаемых по уголовным делам о контрабанде в зависимости от вида предмета контрабанды:

1) дендрохронологическая экспертиза — по определения возраста и породы дерева (проводится ЭКЦ МВД, ГосНИИреставрации Министерства культуры РФ);

2) фототехническая (идентификация предметов по фотоснимкам);

3) геммологическая — по драгоценным камням (проводится ЭКЦ МВД, Комдрамет);

4) искусствоведческая, художественная (эту экспертизу надо назначать в комплексе и проводить в Госнииреставрации, краеведческих специализированных музеях);

5) технологическая — по определению места производства товара, что необходимо для установления страны происхождения данного товара.

6) товароведческая — по определению стоимости товара.

Диссертант предлагает программу назначения нетрадиционных экспертиз -навигационной, радиотехнической, ихтиологической. С помощью навигационной экспертизы устанавливается путь прохождения судна, координаты и время пересечения таможенной границы, районы незаконного вылова морепродуктов и количество вылова. С помощь радиотехнической экспертизы проверяется

исправность систем связи ГМССБ, станций спутникового позиционирования, сверяются показания капитана с данными, полученными в ходе предварительного следствия, дается правовая оценка действий капитана. Путем ихтиологического исследования устанавливается среда обитания морепродуктов, их классификация, влияние погодных условий на места обитания.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства и повышению эффективности расследования контрабанды, показаны основные направления деятельности следователя при расследовании данного вида преступлений.

Проведенное исследование дает преставление о развитии контрабанды на Дальнем Востоке, об особенностях борьбы с этим злом.

Диссертантом проведен анализ деятельности органов таможни.

В целях защиты экономических интересов России в сфере экспорта биоресурсов предлагается:

в сфере экспортного оборота лесоматериалов для эффективного контроля необходимо определить специализированные пункты пропуска в зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления, снабдив их оборудованными площадками для досмотра и средствами идентификации леса; решить вопрос о проведении обязательной экспертизы по каждой конкретной поставке леса и лесоматериалов; ужесточить таможенные требования к актам экспертиз торгово-промышленной палаты и иным документам, подтверждающим законность вырубки и приобретения леса;

в сфере контроля за экспортом морских биоресурсов: морским таможням ориентировать целенаправленную деятельность оперативно-розыскных подразделений на выявление правонарушений в сфере экспорта морских биоресурсов; учесть, что Приказом Федеральной пограничной службы РФ и Государственного комитета по рыболовству от 11.06.99 г. № 313/153 утверждено «Положение о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов»; в первую очередь взять на контроль перемещение морских судов и экономическую деятельность предприятий,

осуществляющих добычу краба и других морепродуктов в 12-мильной зоне, переработку и транспортировку добытых морепродуктов; Дальневосточной оперативной таможне повысить уровень взаимодействия с таможенными службами Тихоокеанского региона.

В приложении к диссертации изложены результаты аналитического и социологического исследований.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

1. Некоторые вопросы расследования контрабанды// Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия: 4-я научно-практическая конференция молодых ученых, 21 апреля 2001 г .: Тезисы выступлений. СПб., 2001. 0,12 п. л.

2. Расследование контрабанды валюты // Законность. 2002 . № 2. 0,3 п. л.

3. История борьбы с контрабандой // Таможенный вестник. 2002. № 2. 0,4 п. л.

4. Международное сотрудничество и взаимодействие прокуратуры и органов дознания при расследовании контрабанды // Юридическая мысль. 2002. №2. 0,45 п. л.

www.law.edu.ru

Смотрите еще:

  • Закон как форма права виды 38. Закон: понятие, признаки, виды. По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты. Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами […]
  • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
  • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.