Наказание по уголовному праву кнр

Виды наказаний по уголовному праву Китайской Народной Республики

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

О. А. БУРКИНА, С. Х. БАХТИЯРОВА

Буркина О. А., старший преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Пермского института ФСИН России, кандидат юридических наук.

Бахтиярова С. Х., курсант 2-го курса Пермского института ФСИН России.

М. Ансель отмечал, что исследование зарубежного права «открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами. Сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права» . ——————————— Цит. по: Бокова И. Н., Рудаков С. А. Уголовная ответственность за кражу в странах дальнего зарубежья // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. N 1. С. 134.

Рассмотрим дальневосточное уголовное законодательство, в частности систему наказаний в уголовном праве Китайской Народной Республики (КНР). Согласно нормам § 1 — 8 главы 3 Общей части Уголовного кодекса (УК) Китайской Народной Республики 1997 г. наказания делятся на две подсистемы — основные и дополнительные. К основным наказаниям, как предусматривает ст. 33, относятся пять основных видов: общественный надзор, арест, срочное заключение, бессрочное (пожизненное) заключение и смертная казнь. Тремя дополнительными видами наказания являются штраф, лишение политических прав и конфискация имущества, они могут применяться и самостоятельно. К иностранным правонарушителям в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны. Виновные лица обязаны возместить причиненный преступлением материальный ущерб. Если лицо совершает незначительное преступление, то оно может быть освобождено от уголовного наказания. С учетом конкретных обстоятельств дела таким лицам может быть вынесено общественное порицание или предписание заявить о своем раскаянии в письменной форме, принести извинения, возместить ущерб; а также компетентным органом на них может быть наложено административное взыскание . ——————————— Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. А. И. Коробеева; Пер. с кит. Д. В. Вичикова. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2001 (электронная версия).

По китайскому уголовному праву общественный надзор как вид наказания назначается на срок от трех месяцев до двух лет. Он осуществляется органами общественной безопасности. В течение отбывания наказания в виде общественного надзора осужденный обязан: соблюдать законы и административные правила, подчиняться контролю; руководствуясь положениями органа, исполняющего наказание, ставить последний в известность о своей деятельности, соблюдать установленные правила о приеме гостей, без разрешения не покидать и не менять постоянное место жительства (уезд, город). Осужденный лишается права на свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций и уличных шествий без санкции органа, исполняющего наказание. В отношении осужденных к общественному надзору необходимо придерживаться принципа равной оплаты за равный труд. По истечении срока общественного надзора орган, исполняющий наказание, объявляет осужденному лично и обществу по месту его работы и жительства о снятии надзора. Срок общественного надзора исчисляется со дня исполнения приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к двум дням пребывания под надзором. В УК Китая арест как вид наказания устанавливается на срок ареста — от одного до шести месяцев. Арест исполняется органом общественной безопасности в учреждении, находящемся поблизости от места жительства осужденного. Осужденный к аресту во время отбывания наказания может быть отпущен домой один раз в месяц на один-два дня. Тот, кто участвует в труде, получает соответствующее вознаграждение. Срок ареста исчисляется со дня исполнения приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к одному дню ареста . ——————————— Там же.

Согласно УК КНР заключение бывает двух видов: срочное заключение и бессрочное (пожизненное) заключение. Срочное заключение как один из основных видов наказания, как правило, назначается на срок от 6 месяцев до 15 лет, за исключением случаев, когда при наличии установленных в ст. 50 условий смертная казнь заменяется либо бессрочным (пожизненным) заключением, либо срочным заключением на срок от 15 до 20 лет или когда лицу назначается наказание по совокупности преступлений на срок до 20 лет согласно ст. 69 Кодекса. Осужденные к срочному заключению или к бессрочному (пожизненному) заключению отбывают наказание в тюрьмах или в других учреждениях, исполняющих наказание. Все трудоспособные осужденные к заключению должны участвовать в труде и подвергаться воспитательному воздействию. Срок срочного заключения исчисляется со дня исполнения приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к одному дню срочного заключения . ——————————— Имамов Э. З. Уголовное право Китайской Народной Республики. М., 1990. С. 145.

В Китае смертная казнь может быть установлена только за совершение тягчайших преступлений. Преступникам, приговоренным к смертной казни, которая не предусматривает немедленного исполнения, может объявляться смертная казнь с отсрочкой исполнения сроком на два года. Все приговоры к смертной казни должны быть утверждены Верховным народным судом КНР за исключением тех, которые по закону должны быть вынесены самим Верховным народным судом. Приговор к смертной казни с отсрочкой исполнения сроком на два года может быть вынесен народным судом высшей ступени либо им утвержден. Смертная казнь не назначается лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также женщинам, находящимся в состоянии беременности во время судебного разбирательства. В случае если осужденный к смертной казни с отсрочкой ее исполнения в период отбывания наказания не совершает умышленного преступления, по истечении двух лет смертная казнь заменяется бессрочным (пожизненным) заключением. Если осужденный имеет особые заслуги, по истечении двух лет смертная казнь заменяется заключением на срок от 15 до 20 лет. Если устанавливается факт, что осужденный в течение отсроченного периода совершает умышленное преступление, то с санкции Верховного народного суда КНР смертная казнь приводится в исполнение. В случае назначения отсрочки исполнения смертной казни ее срок начинает течь с момента вынесения приговора. Если смертная казнь по истечении двух лет отсрочки ее исполнения заменяется срочным заключением, то срок этого вида наказания начинает течь с момента истечения отсрочки исполнения. По УК КНР размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления. Штраф должен быть уплачен единовременно либо в рассрочку согласно установленному в приговоре сроку. Если по истечении срока штраф не был уплачен, производится принудительное взыскание. В случае если осужденный не имеет возможности уплатить штраф в полном размере, народный суд должен его взыскать в любое время, когда обнаружится имущество осужденного, достаточное для исполнения вынесенного приговора об уплате штрафа. Если по независящим от осужденного обстоятельствам своевременная уплата штрафа оказывается действительно затруднительной, суд может принять решение об уменьшении размера штрафа либо об освобождении от него. Согласно ст. 54 УК КНР лишение политических прав означает лишение права: 1) избирать и быть избранным; 2) на свободу слова, печати, собраний, объединений, демонстраций, уличных шествий; 3) занимать должности в государственных органах; 4) занимать руководящие должности в государственных компаниях, предприятиях, непроизводственных организациях и народных организациях. Лишение политических прав устанавливается, как правило, на срок от одного года до пяти лет. Для осужденных к общественному надзору и дополнительно к лишению политических прав сроки лишения политических прав и общественного надзора равны и действуют одновременно. К лицам, совершившим преступления против государственной безопасности, применяется наказание в виде лишения политических прав дополнительно помимо других видов наказания, а к лицам, совершившим умышленное убийство, изнасилование, поджог, взрыв, выброс опасных веществ в окружающую среду, разбой и прочие тяжкие преступления против общественного порядка, может применяться лишение политических прав дополнительно. Осужденные к смертной казни или бессрочному (пожизненному) заключению лишаются политических прав пожизненно. В случае отсрочки исполнения наказания в виде смертной казни с последующей заменой смертной казни срочным или бессрочным (пожизненным) заключением назначается лишение политических прав на срок от трех до десяти лет. Лишение политических прав в качестве самостоятельной меры наказания назначается в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК КНР. Срок лишения политических прав исчисляется с момента окончания срока заключения, ареста или со дня условного освобождения. Действие наказания в виде лишения политических прав начинается с момента действия основного наказания. В течение срока лишения политических прав осужденный обязан соблюдать законы, административные правила и положения органов общественной безопасности Госсовета КНР о контроле и надзоре. Согласно ст. 59 УК КНР конфискация имущества есть изъятие всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного. В случае полной конфискации для семьи осужденного и лиц, находящихся на
его иждивении, должно быть оставлено имущество, необходимое для жизни. Имущество, находящееся в собственности родственников осужденного либо приобретенное ими, не подлежит конфискации. Законные долги, которые имел осужденный до конфискации и которые должны быть выплачены за счет конфискованного имущества, могут быть уплачены по просьбе кредитора . ——————————— Уголовный кодекс КНР (электронная версия).

Таким образом, китайское уголовное законодательстве имеет пять видов основного и три вида дополнительного наказания для осужденных. На наш взгляд, целесообразным в системе наказаний является наличие такого вида, как конфискация имущества, которая в российском уголовном законодательстве отсутствует и носит иную меру уголовно-правового характера, что отрицательно влияет на криминогенную ситуацию в стране.

www.center-bereg.ru

Уголовное право средневекового Китая

Средневековое право Китая, его династийные кодексы создавались в условиях сложившихся в древности стереотипов массового правосознания китайцев, воспринявших идеологию ортодоксального конфуцианства с его синтезом конфуцианства и легизма.

Один из этих стереотипов исходил из веры китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа). В танском кодексе, закрепившем законченную нормативную основу традиционного права, прямые ссылки на моральные нормы ли, на конфуцианские произведения встречаются более чем в 60 случаях. Вместе с тем кодекс исходит из легистских требований о коллективной ответственности, о поощрении доносов и пр. Правда, при этом под прямым воздействием высказывания Конфуция, осуждавшего донос на родителей и родственников как нарушение священного принципа «сяо», в кодексе предусматривалось наказание смертной казнью за донос на прямых родственников в первом и втором поколениях.

С действием этого стереотипа связана и другая черта массового сознания, восходящая к легизму. Главная цель закона — не регулирование сферы свободы личности, а репрессия, санкция, дополняющая традиционные принципы повиновения старшим, воле правителя. Более того, с правом в массовом сознании стало ассоциироваться лишь уголовное право, которое и получило наибольшее развитие в китайской правовой культуре. Доминирующие нормы китайского уголовного права применялись не только в случае совершения преступления, но и при простом нарушении морали. Примером торжества традиционного правосознания может служить одно из показательных положений танского кодекса, предусматривающее наказание в виде битья палками за абстрактное нарушение моральной нормы, «за то, что не следует делать».

Жесткая правовая градация людей, непосредственно воздействующая на оценку тяжести любого аморального поведения в зависимости от пола, возраста, места в иерархии родственных отношений и в социальной иерархии, затушевывала социально-классовые различия в традиционном праве, формировала устойчивые представления об уголовном праве как о защитнике общенациональных интересов, требующем неукоснительного соблюдения.

Преступник как субъект преступления мог быть и свободным, и рабом. В тех случаях, когда в кодексах не было специальных указаний, лично несвободный буцуй привлекался к суду как свободный. Но это обстоятельство не исключало сугубо сословного принципа применения наказания за многие виды преступлений, а к вещам как объектам преступления могли относиться и лично несвободные люди.

Говоря об общих принципах уголовного права, следует отметить, что китайский законодатель учитывал в ряде случаев формы вины: умысел и неосторожность, — но не всегда последовательно. Формальная неопределенность, размытость границ моральной нормы ли и как следствие этого отсутствие сформулированного в законе правового понятия, определения препятствовали четкому разграничению в праве форм вины, приводили к частому использованию при вынесении наказаний таких категорий, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Эти понятия широко применялись еще в древности в качестве оснований для помилования.

В III-IV вв. правовая доктрина главным показателем преднамеренности преступления стала считать составление плана его совершения. Предумышленное преступление по танскому кодексу отличалось не только составлением плана, но предварительным оговором двух или более человек.

Законодательство, в том числе и танское, не знало и разработанного института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников — сына, внука и пр., защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, ибо негативные последствия этих действий, вплоть до убийства нападавшего, не были продиктованы их преступной волей. В этом же ключе, например, оценивалось и преступное деяние слуги, совершенное по приказу хозяина. Требование «сыновьего благочестия» неизменно диктовало закрепление вышеуказанных норм в китайском законодательстве вплоть до XX в., также как и норм о признании преступным доноса на своих ближайших родственников и об освобождении от ответственности за укрывательство членов семьи, совершивших преступление.

По танскому кодексу смягчались, как правило, наказания за преступления по трем категориям лиц: «старым и малым», а также инвалидам. Но часто детям преступника грозила продажа в рабство. Женщины могли быть казнены, но не могли быть сосланы, а казнь беременной женщины отсрочивалась на 100 дней после рождения ребенка.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали покоилась в традиционном праве на концепции «10 зол», сложившейся в глубокой древности и пережившей века. При этом объектом преступного посягательства выступал ритуал, нарушение которого в форме непокорства, сыновьей непочтительности, несогласия и пр. определяло крайнюю расплывчатость уголовно-правовой нормы, дающей возможность самому судье оценивать тяжесть преступления, относить к той или иной ритуальной категории практически любое преступление. Это свойство «10 зол» во все века ценилось в Китае, где не испытывали уважения к писаному закону, не допускающему расширенного толкования правовой нормы.

К первому из «10 зол» относился «заговор о мятеже против государя», в категорию-которого мог быть отнесен сговор о любом причинении вреда императору. Главное в этой категории преступлений — направленность преступного посягательства против императора, «сына неба», естественных «небесных» установлении. В том же плане трактовались последующие две формы зла. «Великое непокорство», бунт против существующих порядков и морали, — конкретно к этой категории преступлений был отнесен умысел с целью разрушить, попытка разрушить или разрушение храма и могил предков императора или императорской резиденции. Третье зло — «заговор, измена», означающие измену императору, государству, переход на сторону его врагов, мятеж, бегство из страны или попытка побега из осажденного города.

Все лица, совершившие эти преступления, а также члены их семей считались «неисполнившими долг подданных». Преступники, их отцы и сыновья старше 16 лет подлежали смертной казни через обезглавливание, женщины семьи (матери, незамужние дочери, жены, наложницы — вместе со слугами) конфисковывались в качестве рабов.

В логической связи с первыми тремя формами зла находились и последующие преступления. Четвертое зло — «неподчинение, непокорство» — охватывало преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа (но не жены): его родителей, бабки или деда.

Следующее, пятое зло — «несправедливость, порочность» — означало поведение, противоречащее естественному порядку вещей, преступления, совершенные с особой жестокостью, злобностью. Конкретно сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек (если они не совершали преступлений, за которые полагалась смертная казнь) или совершение преступления с особой жестокостью, например с расчленением трупа, а также все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.

Шестое зло — «выражение великого непочтения». В его основе была группа преступлений, связанных с нарушением особо значимых запретов ли, к числу которых были отнесены, например, кража предметов культа, а также вещей, используемых императором (императорской печати, печатей его жены, матери, бабки), а также оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства, злословие в его адрес. Все лица, совершившие действия, угрожающие здоровью императора или причинившие ему моральный или физический вред (например, не выполнившие или подделавшие его указ), подлежали удавлению. При этом речь шла о такой исключающей умысел форме вины как небрежность, ошибка. В противном случае преступления относились к первому злу, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Седьмые, восьмые, девятые и десятые формы зла так или иначе были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка. Седьмое зло — «выражение сыновьей непочтительности», неподчинение родителям. К нему относились, например, обвинение в неблаговидных действиях деда, бабки, родителей, ругань в их адрес, их плохое содержание, выделение из семьи и раздел имущества без их согласия, вступление в брак во время ношения траура или ношение в это время нетраурной одежды и пр.

Восьмое зло — «несогласие, разногласие» между кровными родственниками. К этой категории относился широкий спектр преступных действий: от умысла убить или продать в рабство близкого родственника до избиения женой мужа и доноса на родственников старшего поколения.

Девятое зло — «несправедливость, неправедность» — включало в себя преступления, совершенные друг против друга лицами, связанными не семейными, а официальными, социально-иерархическими узами, например, убийство подчиненным своего начальника, командира, учителя-наставника в конфуцианской морали, т.е. члена той группы лиц, которая, как и семья, скрепляла социальный порядок. Сюда же были отнесены различные формы выражения женой непочтения к мужу, например неношение по нему траурной одежды и пр.

Десятое зло — кровосмесительные половые связи, которые приравнивались к поведению «птиц и зверей» и включали в себя половые отношения не только с кровными нисходящими и ближайшими боковыми родственниками, но и с наложницами деда и отца.

«10 зол» не покрывали все преступные действия. Они были своеобразным мерилом отношения к другим преступлениям, среди которых во все времена выделялись преступления против конкретного человека, посягательство на его жизнь, здоровье и пр. Наказания при этом определялись в традиционном китайском праве с учетом ряда факторов: социального статуса, отношений преступника и потерпевшего в системе кровнородственных и служебных связей, наличия и интенсивности преступной воли и др. Преднамеренное убийство влекло за собой самое тяжелое наказание — обезглавливание. От ответственности свободного за убийство «по ошибке», во время игры, например, можно было откупиться. Только сговор рабов и буцуев убить хозяина влек за собой высшую меру наказания, убийство же хозяином своего раба и буцуя наказывалось по танскому кодексу 100 ударами толстыми палками, если они провинились перед ним, если нет — то одним годом каторги. Убийство же «по ошибке» в этом случае вообще не наказывалось.

Те же условия учитывались при нанесении телесных повреждений, но мера наказания была меньшей. Муж, причинивший ранение жене, наказывался менее строго, чем в случае ранения постороннего человека. За ранение наложницы он вообще не наказывался.

К преступлениям против личности танским кодексом относились многовариантные ситуации продажи в рабство свободного (с учетом возраста, пола, родства потерпевшего и преступника), входящие в категорию «незаконного перемещения вещи с присущего ей хозяйского места», вместе с хищением и присвоением различного рода имущества. Эти преступления классифицировались и с учетом того, были ли они совершены против частного или казенного имущества, а также частным или должностным лицом — чиновником. Учитывались при этом и способы незаконного приобретения имущества: ограбление, кража, взятка, приобретение имущества с использованием административных прав (т.е. в сфере административной деятельности чиновника) и незаконное приобретение имущества, связанное с использованием служебного положения. Кража, наказуемая, как правило, битьем толстыми палками, определялась как тайное хищение имущества, грабеж — как открытое хищение с помощью угроз или силы.

Особую группу преступлений составляли различные формы незаконного обогащения, получение имущества обманом, с помощью запугивания, покупки с применением силы или чрезмерным получением выгоды. Таким образом, стиралась грань между преступлением и нарушением легальных ограничений договоров, что было характерной чертой традиционного права, не проводящего, как правило, четких различий между сферой публичных и частных интересов.

Учитывалась при вынесении наказания и стоимость похищенного. Кража в особо крупных размерах наказывалась по танскому кодексу ссылкой с дополнительными каторжными работами и компенсацией стоимости похищенной вещи в двойном размере. Кража казенного имущества увеличивала меру наказания. Кража у родственников уменьшала ее. К краже приравнивалось и причинение ущерба чужому имуществу. Сурово карался поджог, затопление чужого участка.

Принципы тотальной личной зависимости подчиненного от начальника, простого смертного от должностного лица являлись благодатной почвой для различных видов должностных преступлений и прежде всего взяточничества, мера наказания за которое варьировалась в зависимости от того, нарушил ли чиновник закон при получении «подарка», раскаялся или нет, а также в зависимости от стоимости, величины взятки. Виновными в преступлении при этом считались обе стороны.

О суровой, но безуспешной из-за массы правовых лазеек борьбе государства против должностных преступлений свидетельствуют и другие примеры. Должностным преступлением, например, считалось по танскому кодексу любое получение подарка чиновником от своих подчиненных, даже если он был в отставке. Однако такие знаки благодарности подчиненных, как подношения в дни «траура и горя», даровой труд «с соблюдением меры», не считались преступными.

Китайское право не разделяло административного и уголовного наказания. Любое нарушение в сфере деятельности администрации влекло за собой уголовное наказание, будь то опоздание или невыход на работу чиновника или разглашение государственной тайны. При этом чиновник не нес наказания за противоправное действие, если оно было совершено по приказу начальника.

Особую группу преступлений составляли различные нарушения моральных устоев в семье, половые преступления, важнейшим критерием негативной оценки которых выступал также пол преступника и его место в системе родственных связей с потерпевшим. Наряду с преступлениями, входящими в «10 зол», традиционное право сурово карало прелюбодеяние, совращение чиновником женщины, если она находилась в сфере его административной власти, изнасилование, особенно если раб насиловал свободную женщину, и пр. Закон не считал при этом преступлением половые связи хозяина с рабыней или дочерью буцуев.

При династии Северный Вэй (V в.) традиционная система наказаний включала в себя обезглавливание, удавление, каторжные работы со ссылкой, каторжные работы без ссылки, тогда же в качестве наказания стало применяться битье палками. В период Суй (VI в.) толстые палки были дополнены тонкими. Танский кодекс более чем на тысячелетие упорядочил систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками (пять степеней: от 10 до 50 ударов), толстыми палками (пять степеней: от 60 до 100 ударов), каторжные работы (трех степеней: от 1 до 3 лет), ссылка (трех степеней в зависимости от отдаленности местности: от 2 до 3 тыс. ли (1 тыс. ли – около 500 км)) и смертная казнь в двух формах (путем обезглавливания и удушения). В 623 году была введена ссылка с дополнительными каторжными работами, которой могла быть заменена смертная казнь. В X-XI вв. смертная казнь была дополнена расчленением трупа преступника.

Китайское право, таким образом, не знало пожизненной каторги, но каторга на определенный срок превращала фактически свободного человека в раба. Чиновники в связи с этим не наказывались каторжными работами. Осужденные оставались на месте ссылки пожизненно, только при династии Тан они могли возвращаться домой по амнистии. Не ссылались казенные рабы, вместо ссылки их били палками.

В династийные кодексы из конфуцианского источника Ли цзы были перенесены «восемь правил» применения наказания к лицам высокого социального статуса. Восемь категорий знатных лиц (первая — родственники, вторая — верные друзья императора, «служившие ему в течение длительного времени», третья — «благородные люди, слова и поступки которых могли служить образцом», четвертая — «способные, талантливые в военных и государственных делах», пятая — заслуженные военнослужащие, шестая — знатные чиновники высших рангов и должностей, седьмая — «усердные чиновники» и восьмая — «гости», т.е. потомки царских династий) в случае совершения ими ряда преступлений, наказуемых смертной казнью, не подпадали под юрисдикцию обычных судов. Они отдавались на откуп императору при определении наказания, его смягчении или помиловании преступника.

При решении вопроса о наказании за преступления пользовались преимуществами и другие категории чиновников благодаря системе заменяющих наказаний, когда каторга или ссылка заменялись потерей должности, ранга, титула. Чем больше было у чиновника титулов, чем выше был его ранг, тем больше было возможностей «погасить» основное наказание. В случае серьезных преступлений, когда титулов и рангов не хватало, оставшаяся часть наказания могла быть погашена штрафом.

Господствующее положение бюрократии в обществе определяло наличие в традиционном праве Китая и другого весьма специфического института — «тени», на основании которого родственники чиновника («тенедателя») получали ряд особых социальных и правовых преимуществ в зависимости от «силы тени», измеряемой рангом чиновника и степенью родства с ним «тенеполучателей» (что определялось конфуцианскими критериями по срокам ношения траура по умершему родственнику). «Тень» давала возможность получения должности на государственной службе, а также освобождала от ответственности или смягчала наказание при совершении уголовного преступления. Последствия ее действия были подробнейшим образом зафиксированы в танском кодексе. Самой мощной была «тень» императора, которая распространялась на большой круг его родственников. Но даже самый мелкий чиновник имел возможность «прикрыть» своей «тенью» деда, бабку, отца, мать, жену, сыновей, внуков.

Принцип коллективной ответственности, лежащий в основе всего китайского правопорядка, трансформировался в течение столетий не только за счет более четкого закрепления круга лиц, подлежащих ответственности, но и изменения форм наказания. К коллективной ответственности стали привлекать лиц, связанных не только родственными и служебными узами, но и узами территориальными, административными (соседи, местные власти) — за преступления, совершенные на подведомственной территории и пр. Все больше усложняется и детализируется и система наказаний при коллективной ответственности, которая стала включать в себя не только смертную казнь, но и другие наказания.

studentu.info

Наказание по уголовному праву кнр

Китай Уголовное право и процесс

После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. новые уголовно-правовые нормы социалистической направленности закреплялись в отдельных актах, таких как: Положение о наказаниях за контрреволюционную деятельность 1951 г., Временное положение о наказаниях за подрыв денежной системы 1951 г., Временное положение об охране государственной тайны 1951 г., Положение о наказаниях за коррупцию 1952 г. и др. Параллельно шла интенсивная работа над созданием проекта нового УК, который был подготовлен и представлен для законодательного принятия в 1957 г. Этот проект, так и не принятый, создавался под сильным влиянием советского уголовного законодательства — в особенности УК РСФСР 1926 г. (что проявилось, например, в дефиниции понятия преступления, умысла, соучастия, стадий преступной деятельности и т.д.). В дальнейшем кодификационные работы в области уголовного законодательства заметно замедлились, и новый УК был принят лишь в 1979 г. (вошел в действие с 1 января 1980 г.). В последующие годы в него были внесены существенные поправки и изменения, а в 1997 г. он принят в новой редакции.

Уголовный кодекс 1979 г. открыто закрепил идеологию марксизма-ленинизма и китайского социализма, его нормы отличал откровенно классовый характер. ВУК развернуто определяется понятие преступления. Оно основано на признаках общественной опасности преступных деяний и их уголовной противоправности и также носит классовый характер: «Все деяния, посягающие на государственный суверенитет и территориальную целостность, наносящие вред системе диктатуры пролетариата, нарушающие социалистическую революцию и социалистическое строительство, общественный порядок, посягающие на всенародную собственность граждан, их личность, демократические и другие права, а также другие общественно опасные действия, за которые в Кодексе предусмотрено уголовное наказание, являются преступлениями. Но если обстоятельства дела явно незначительны, когда вред невелик, они не считаются преступлениями». Однако, несмотря на то, что запрещенность деяния уголовным законом отнесена к признаку преступления, УК допускает и институт аналогии (как в Общей, так и в Особенной части). Правда, решения судов, вынесенные на основе аналогии, подлежат обязательному утверждению Верховным народным судом Китая (в связи с чем китайские юристы называют такую аналогию контролируемой).

С момента принятия УК был пересмотрен круг субъектов уголовной ответственности. В 1989 г. постановлением ПК ВСНП о дополнительных мерах наказания за коррупцию была впервые введена уголовная ответственность для юридических лиц. В 1995 г. такая же ответственность введена постановлением ПК ВСНП о санкциях за нарушение Закона о компаниях. Эти постановления инкорпорированы в новую редакцию Кодекса.

В УК 1979 г. дается исчерпывающий перечень наказаний. В их систему входят 5 основных видов: надзор, краткосрочный уголовный арест, срочное лишение свободы, бессрочное лишение свободы, смертная казнь, и три дополнительных: штраф, лишение политических прав и конфискация имущества (вотношении иностранцев в качестве и основного, и дополнительного наказания может применяться еще и высылка из страны). Надзор заключается в некотором ограничении свободы осужденного лица. Срок надзора — от 3 месяцев до 2 лет (а при назначении наказания по совокупности преступлений — до 3 лет). Надзор может сочетаться с дополнительным наказанием в виде лишения политических прав. Краткосрочный арест предусматривает лишение свободы, как правило, с отбыванием по месту жительства осужденного. Его продолжительность — от 15 дней до 6 месяцев (при назначении наказания по совокупности преступлений — до одного года). Отбывается такой арест в специальных местах лишения свободы либо (при отсутствии последних в данной местности) в тюрьме. Срочное лишение свободы может быть назначено от 6 месяцев до 15 лет, а по совокупности преступлений — до 20 лет. Бессрочное лишение свободы предусматривается в санкциях статей Особенной части УК как наказание, альтернативное смертной казни. Лишение политических прав предполагает, что осужденного лишают права избирать и быть избранным; конституционных прав и свобод; права занимать должности в государственном аппарате; права занимать руководящие должности на предприятиях, в учреждениях и народных организациях.

Смертная казнь не применяется к лицам, не достигшим к моменту совершения преступления 18-летнего возраста, и к женщинам, находящимся во время судебного разбирательства в состоянии беременности. Правда, в УК сделана оговорка, что лица от 16 до 18 лет за особо тяжкие преступления могут быть приговорены к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора на 2 года. После пересмотра в 1997 г. Уголовный кодекс включает 60 статей, предусматривающих смертную казнь. По количеству приводимых в исполнение смертных приговоров (по неполным сведениям, в 1998 г. казнены 1067 человек) КНР занимает первое место в мире.

С момента своего принятия в 1979 г. УК претерпел кардинальные изменения. Он неоднократно дополнялся отдельными законодательными актами, которые ныне инкорпорированы в новую редакцию Кодекса 1997 г. В этой связи в Кодексе резко возросло как общее количество статей (со 192 до 452), так и статей Особенной части (со 101 до 351). Из Кодекса исключено понятие контрреволюционного преступления, первая глава Особенной части УК озаглавлена «Преступления против государственной безопасности». Значительно увеличилось число статей в главе об экономических преступлениях, которая раньше называлась «Преступления против социалистического экономического порядка» и содержала всего 15 составов. Теперь глава называется «Преступления против порядка социалистической рыночной экономики» и содержит свыше 190 статей.

Существенные изменения в годы реформ затронули исполнительно-уголовное законодательство. В конце 1994 г. принят Закон КНР о тюрьмах, предусматривающий определенную гуманизацию пенитенциарной системы (возможность смягчения наказания или досрочного условного освобождения по ходатайству тюремной администрации, исполнение наказания вне мест заключения и т.п.). Вместе с тем режим содержания заключенных продолжает оставаться достаточно строгим. Новое законодательство не предусматривает исправительно-трудовых лагерей (отрядов) в качестве мест заключения, ограничив последние тюрьмами и воспитательными учреждениями для несовершеннолетних. Тюрьмы возвращены в ведение Министерства юстиции.

Уголовный процесс в КНР основывается на принципах социалистической законности. В 1996 г. был принят в новой редакции Уголовно-процессуальный кодекс КНР (вместо УПК 1979 г.), существенно усиливший гарантии прав личности в суде. С вступлением УПК в силу прекратили действие Положение КНР об арестах и задержаниях, постановление ПК ВСНП о порядке срочного вынесения судебных решений в отношении преступников, серьезно нарушающих общественный порядок, постановление ПК ВСНП по вопросу о сроках разрешения уголовных дел.

В соответствии с Конституцией никто из граждан не может быть подвергнут аресту иначе как органами общественной безопасности с санкции или по постановлению народной прокуратуры или по постановлению народного суда (ст.37); разбирательство дел во всех народных судах ведется открыто, за исключением особых случаев, предусмотренных законом. Обвиняемый имеет право на защиту (ст.124). В Конституции и законодательстве закрепляется также принцип независимости судов, равноправие граждан при разбирательстве дел, право граждан различных национальностей на использование своего языка в процессе судопроизводства.

Народные суды, народные прокуратуры и органы общественной безопасности, рассматривая уголовные дела, должны нести раздельную ответственность за осуществление своих функций, взаимно координировать работу, действовать согласованно с тем, чтобы обеспечить точное и эффективное проведение в жизнь закона (ст.135 Конституции).

Новая редакция УПК, вступившая в силу в 1997 г., предусматривает более ранний и более широкий допуск защитника к обвиняемому и отменяет упрощенную процедуру по некоторым делам, по которым возможно вынесение смертных приговоров. Прежде обвиняемые могли консультироваться с адвокатом не ранее чем за 7 дней до начала суда. Теперь задержанные имеют право на получение юридической помощи до предъявления обвинения.

Несмотря на многочисленные позитивные перемены в законодательстве начиная с 1979 г., на практике уголовный процесс по-прежнему носит обвинительный характер, особенно по политическим делам. Многие процессуальные права являются пока не более чем формальностью. Более 200тыс. человек продолжают находиться под административным арестом без предъявления обвинения или суда в лагерях, где их «перевоспитывают трудом». По-прежнему широко распространены пытки и жестокое обращение с задержанными и заключенными.

Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.

Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2000.

Государственный строй Китайской Народной Республики. М., 1988.

Гражданское законодательство КНР. Пер. с кит. М., 1997.

Давид P., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Иностранное конституционное право. М., 1996.

Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. XX века. М., 2001.

Китайская Народная Республика. Законодательные акты 1984-1988. М., 1989.

Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

www.criminal.peterlife.ru

Смотрите еще:

  • Приказ министерства регионального развития 239 Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 апреля 2009 г. N 155-мю "Об отмене приказа Министра регионального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 302 "Об утверждении Порядка […]
  • Выписка из егрип приказ Приказ ФНС России от 25.01.2012 ММВ-7-6/25 Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных […]
  • 1513 приказ Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. N 1513 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 10.04.01 […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.