Налог на имущество физических лиц развитие

Налог на имущество физических лиц развитие

Библиографическая ссылка на статью:
Баханаева А.А. Налогообложение имущества физических лиц: проблемы и перспективы развития // Студенческие научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/06/2227 (дата обращения: 09.06.2018).

Роль налогов является очень важной в жизни каждого государства и человека, в частности. Налоги с физических лиц не являются добровольными, поэтому отношение к ним в нашей стране со стороны населения сложилось негативное.

Имущественный налог физических лиц – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в местные бюджеты. [1]Данный налог является косвенным регулятором развития нашей экономики, способом регулирования дефицита, инструментом воздействующим на активность хозяйствующих субъектов. Налог является постоянным налогом и взыскивается каждый год ,независимо от использования имущества. [5]Плательщиками налогов являются физические лица, которые имеют в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектом налога признаются жилые дома,квартиры,дачи и иные помещения, сооружения [4] Число налогоплательщиков имеющие в собственности имущество ,которое подлежит налогообложению- увеличиваются. Поэтому недоработки ,которые имеются в налоговом законодательстве связаны с нарушением прав и свобод граждан, что приводит к появлению разногласий между государством и налогоплательщиков.Ставка устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. (Таблица 1) [8]

Таблица 1. Ставки налога на имущество физических лиц

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор

Ставка налога

Помимо налога на имущество, в налогообложении физических лиц значительную роль играют местные налоги, и, в частности, земельный налог. Данный налог вычисляется, как произведение кадастровой стоимости участка на соответствующую ставку. В соответствие с законопроектом имущественного налога физических лиц как и прежде будет вводиться в качестве местного налога, который формирует доходную часть местных бюджетов. Это говорит о том, что вводится он в соответствие С Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Но в течение налогового периода эта стоимость может изменяться, в связи с переходом участка из одной категории в другую. Тогда, возникает вопрос высоких ставках налога, вызванных завышенной величиной кадастровой стоимости. [2]

Кроме того, можно отметить проблему информационной базы, которая требуется при регистрации земельных участков и объектов на них. Не определены границы межевания и наличие на них строений при определении земельного налога; не обоснованы высокие показатели расчетов кадастровой стоимости земельных участков. [7]

Немало проблем возникает из-за несоответствия данных в различных государственных органах. Так, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявлены одни данные налогоплательщика, а в УФНС(управление федеральной налоговой службы) другие. Процедура исправления неправильных данных обычно занимает большое количество времени, что способствует затяжному характеру изъятия налога.

Проблема способа расчета налога на имущества физических лиц. При проведении сделки купли-продажи квартир, дач, загородных домов в целях ухода от уплаты налога или занижения его суммы официальное оформление происходит по инвентаризационной стоимости, а фактическая сделка – по рыночной цене. [6]

К основным путям совершенствования имущественного налога, а также повышения собираемости данного налога, можно отнести следующие:

1) Введение в налоговый оборот наибольшего количества объектов и субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения высококачественного информационного обмена между органами местного самоуправления, налогоплательщиками, органами технической инвентаризации;

2) Введение единого уведомления по уплате налогов по всей недвижимости;

3) Отказ от инвентаризационной оценки имущества;

4) Разработка методов для перехода к рыночной оценке имущества.

Для стабильности, упрощения и всеобщности собираемости местных налогов правительство страны планирует замену налога на имущество физических лиц и земельного налога на налог на недвижимость. В рамках этого налога планируется введение налога на роскошь.

Основная задача данного налога – реализация принципа справедливого налогообложения. Т.е., граждане, имеющие достаточно большое количество дорогой недвижимости, должны будут платить существенно высокие налоги, в отличии от граждан, которые проживают в обычных квартирах и не имеют дополнительной недвижимости.

Основными плюсами налога на недвижимость являются:

1) плательщики вносят в бюджет лишь один налог, вместо двух;

2) наиболее удобные условия при исчислении;

3) статус налога на недвижимость (легче выявить наличие недвижимого имущества; можно на месте осмотреть имущество и оценить размер налога);

4) более надежный и устойчивый источник пополнения местного бюджета.

Таким образом, введение налога на недвижимость, заменяющего имущественный налог и земельный налог, призвано способствовать большей справедливости налогообложения и упрощению порядка внесения гражданами налоговых отчислений в бюджет.

Библиографический список

  1. Все налоги и сборы. – Москва: изд. «Экономика и право», 2012.
  2. Закон о налогах на имущество физических лиц [Электронный ресурс] –Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153953/
  3. Налоги и налогообложение в РФ : учебник для вузов / под ред. Н.Г. Дмитриевой.- Ростов н/Д: Феникс.- 2010.-512с.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть I ,II.
  5. Налогообложение имущества и доходов физических лиц/ М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Т.Н. Аксанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431 с.
  6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.nalog.ru/
  7. Панков А.И. Налоги и Налоговая система РФ: учебник В.Г.Панков,В.Г.Князев.-МЦФЭР,2011.-336 с.
  8. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2018. Электронный научно-практический журнал «Студенческие научные исследования».

student.snauka.ru

Перспективы развития налогообложения имущества физических лиц

На сегодняшний день сформировано несколько вариантов развития налогообложения имущества, которые фактически представляют два диаметрально противоположных варианта. Первый из этих вариантов предусматривает эволюционное развитие налога на имущество физических лиц и введение главы «Налог на имущество физических лиц», что завершит налоговую реформу, начатую в 1998 г. со вступлением в действие первой части НК. Второй вариант предполагает введение, по опыту некоторых стран, налога на недвижимость. Наиболее вероятным вариантом развития является принятие федерального закона о внесении главы «Местный налог на недвижимость» в НК, который прошел первое чтение в Государственной Думе в 2004 г. (был возвращен на доработку), а также прошел итоговое согласование в Правительстве РФ в апреле 2013 г.

В результате анализа положений законопроекта (проект № 51763-4 с поправками Правительства Российской Федерации) следует указать, что платеж предусматривает налогообложение на уровне муниципальных образований недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам, под которым понимается здание, строение, сооружение, жилое и нежилое помещение, объект незавершенного строительства, а также земельный участок.

Налоговой базой становится кадастровая стоимость объекта недвижимости. Оценка производится уполномоченным органом по состоянию на 1 января текущего года, являющегося налоговым периодом (в отношении вновь построенного объекта – на дату постановки объекта налогообложения на кадастровый учет). Налоговая база в отношении жилого помещения, в том числе жилого здания (строения), расположенного на земельном участке в садоводческом, огородническом и дачном некоммерческом объединении, определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади объекта налогообложения.

Налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В проекте предусматриваются максимальные ставки налога, которые дифференцированы в зависимости от вида и стоимости объекта налогообложения. Для земельных участков по сути сохраняются действующие в настоящее время ставки (0,3 и 1,5%); для жилых строений и помещений устанавливаются ставки 0,1% (при кадастровой стоимости до 300 млн руб.) и 1,0% (при кадастровой стоимости свыше 300 млн руб.). Для прочих объектов ставки составят 0,5 и 1% соответственно. При этом ставки налога применяются к суммарной кадастровой стоимости всех объектов имущества, находящихся в собственности налогоплательщика.

Новый налог предусматривает расчет налога с месяца, в котором зарегистрированы права на объект недвижимости, при этом за полный месяц принимается месяц возникновения прав в случае, если регистрация произошла до 15 числа этого месяца.

Еще одним существенным моментом законопроекта является тот факт, что сохраняется сложный и имеющий множество недостатков способ исчисления и уплаты налога, при котором расчет налога и передача налогового уведомления вменены в обязанность налоговых органов, что приводит к существенному занижению и несвоевременной уплате налога. Представляется необходимым уточнить этот порядок, установив обязанность получать уведомление (возможно и в электронном виде) за налогоплательщиками.

В заключение следует указать, что существующие недоработки и сложности как самого законопроекта, так и многих организационно-экономических вопросов регистрации, учета, оценки и налогового администрирования приводят к тому, что ориентировочный срок введения местного налога на недвижимость периодически переносится и в настоящее время определен как 1 января 2015 г. При этом многие эксперты высказывают мнение о том, что реально этот налог заработает в России не ранее 2016–2017 гг.

Налог на имущество физических лиц – местный налог, который устанавливается на территории муниципального образования на основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и нормативного правового акта этого муниципального образования. Объектом налогообложения выступает такое недвижимое имущество, как квартира, дача, жилой дом и иное строение, помещение и сооружение. Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта, с учетом коэффициента-дефлятора. Максимальные ставки налога установлены в Законе «О налогах на имущество физических лиц» и зависят от размера налоговой базы, однако они могут уменьшаться нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в отношении отдельных видов объектов или категорий налогоплательщиков. Льготы по налогу установлены как Законе, так и нормативными правовыми актами муниципального образования. Налоговый период составляет календарный год, по его итогам не позднее 1 ноября уплачивается сумма налога. Сумма налога, подлежащая уплате, определяется налоговым органом, который передает всю необходимую для уплаты информацию в виде налогового уведомления.

В ближайшее время планируется рассмотреть и утвердить новый местный налог на недвижимость, который должен заменить налог на имущество физических лиц и будет определяться исходя не из инвентаризационной, а оценочной стоимости объекта имущества, что, вероятнее всего, повлечет увеличение размера налоговых обязательств.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

причины разделения налога на имущество организаций и физических лиц в России;

– состав объектов имущества, подлежащих налогообложению у физических лиц – собственников;

– основные элементы налога на имущество физических лиц;

– перспективы развития налогообложения имущества физических лиц;

уметь

применять льготы, установленные законодательством на федеральном и местном уровне;

владеть

навыками и приемами расчета суммы налога на имущество и ее уплаты;

– особенностями расчета суммы налога при владении имуществом не весь налоговый период.

Эволюция налогообложения имущества физических лиц

Налогообложение имущества физических лиц является одним из составных компонентов имущественного налогообложения и имеет важнейшее значение для граждан, поскольку от размера налога во многом будет зависеть сумма дохода, остающаяся в распоряжении физических лиц после уплаты всех налогов.

В гл. 13 уже указывалось, что налоги на имущество граждан были одним из первых механизмов изъятия средств в виде обязательных платежей, поскольку имущество (в том числе и земля) было одним из немногих объектов, который мог подвергнуться воздействию со стороны государства на первых этапах его становления. Отсутствие коллективного производства как постоянной производственной структуры и превалирование товарообменных сделок делали возможным обложение только граждан и исключительно их реального имущества. При этом под имуществом понималось не только недвижимое имущество, но и скот, рабы, золото и т.п. В древневавилонском государстве, где еще в первой половине XIII в. до н.э. взимание имущественных налогов было закреплено юридически, они представляли собой обязательные платежи с имущества и уплачивались в натуральной или денежной форме (золотом). Эти подати платили в царскую казну и казну местной знати. Размер подати, как правило, составлял 10% всего имущества. Подати платили свободные землевладельцы и ремесленники.

Налогообложение имущества граждан не утратило своего значения и в настоящее время, занимая важное место в большинстве налоговых систем развитых и развивающихся стран.

При этом мировая практика налогообложения применяет два подхода к взиманию обязательных платежей с имущества у физических и юридических лиц. По одному из них налогообложение имущества не следует разделять по плательщикам (в результате появляется единый налог на недвижимость), по другим – налоги должны взиматься отдельно с организаций и физических лиц.

Применение общих подходов и налогов к различным плательщикам обеспечивает единство и внешнюю простоту налоговой системы, позволяя предъявлять единые требования к однотипным объектам имущества независимо от их владельца, а также ограничивая возможности налоговой минимизации путем закрепления объекта за налогоплательщиком с меньшим размером налоговых изъятий или возможностью переноса налогового бремени на потребителя. Одновременно государство уменьшает расходы на контроль за каждым плательщиком налога за счет использования единой системы расчета налоговой базы, которая формируется под контролем государства, а не зависит от особенностей учета конкретного плательщика (например, в организации метод начисления амортизации или срок полезной эксплуатации).

В то же время единая система налогообложения по плательщикам ограничивает возможности дальнейшей дифференциации объектов налогообложения, в первую очередь по налоговой базе. Единая система требует от государства значительно бо́льших мероприятий и средств по формированию единой налоговой базы для всех плательщиков, поскольку при раздельном налогообложении организации чаще всего самостоятельно осуществляют расчет налоговой базы и суммы налога. Одновременно налоговая база у организаций является основой и для расчета других ее платежей (в первую очередь налога на прибыль, а также НДС при реализации имущества), что обеспечивает единство учетной системы и более полный налоговый контроль за хозяйствующим субъектом.

Кроме того, система раздельного налогообложения позволяет упрощать налоговое законодательство для отдельных налогоплательщиков. Подавляющее большинство налогоплательщиков – физических лиц являются только собственниками объектов жилого недвижимого имущества или транспортных средств, что позволяет построить более простое налоговое законодательство, не содержащее громоздкой системы объектов имущества, значительного количества льгот и ставок для всех категорий плательщиков и по различным объектам.

Основываясь на историческом опыте и международной практике налогообложения и вобрав в себя отдельные типы налогов на объекты имущества и операции с ними, российская налоговая система в 1992 г. пошла по пути раздельного обложения основных компонентов недвижимости – земли и имущества, находящегося на ней. Обусловлено это было, прежде всего, отсутствием земельного законодательства, регулирующего отношения собственности на такие объекты, стремлением включить в расчет налога на имущество не только недвижимое, но и отдельные виды движимого имущества (в условиях серьезного дефицита финансовых ресурсов), а также слабой теоретической и практической проработкой вопросов регистрации, оценки и совместного налогообложения таких объектов.

Одновременно существенные различия в степени развития имущественных отношений между различными категориями налогоплательщиков и исторический опыт применения платы за фонды для предприятий привели к формированию системы раздельного налогообложения двух категорий плательщиков – физических лиц и организаций. Именно принципиальные различия в подходах к учету и последующему формированию налоговой базы у физических лиц и организаций, а также низкий уровень реальных доходов и отсутствие экономических знаний у большинства граждан потребовали разделить налоги на имущество по субъектному принципу, что, однако, также не противоречило существующей в ведущих странах Европы практике. В результате для юридических лиц объектом налогообложения стали не только недвижимое имущество и оборудование как стимул эффективного использования фондов в производстве, но и запасы и затраты, которые, следуя принципам нормативного метода, государство пыталось контролировать, в том числе и через уплату налога. Физические лица стали уплачивать налог только за недвижимое имущество (впоследствии, при становлении земельных отношений, – и земельный налог).

studme.org

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

студент, факультета экономики и права

Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Москва

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и регулируется НК РФ наряду с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя [2]. В качестве особенности данного налога выступает то, что его взимание определяется исключительно характеристиками имущества, безотносительно к индивидуальной платёжеспособности налогоплательщика [1, с. 17].

В современной России налогообложение имущества физических лиц не является одной из основных статей доходов местных бюджетов. В целом фискальная роль налога на имущество физических лиц незначительна, что показано на рисунке 1. Так, по данным ФНС, за 1 полугодие 2016 года объём поступлений налога на имущество физических лиц составил лишь 0,04 % от общего объёма поступлений в консолидированный бюджет РФ [8]. По мнению большинства исследователей, такое положение объясняется несовершенством механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, а также недооценкой его фискального потенциала [7, с. 135].

Рисунок 1. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за 1 полугодие 2016 года

С 1 января 2015 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Один из наиболее сложных этапов в исчислении данного налога – формирование налоговой базы, в связи с необходимостью установления кадастровой стоимости объектов. Кадастровой называется стоимость, которая устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки на дату этой оценки [1, с. 18].

Показатели кадастровой стоимости объектов весьма существенно отличаются от показателей инвентаризационной стоимости этих объектов. Следует отметить также, что кадастровая стоимость ниже рыночной в среднем на 15-20 %. По результатам расчётов величины налога на имущество физических лиц была выявлена тенденция к росту разницы между кадастровой и рыночной стоимостью по мере приближения к центру города, увеличения стоимости объектов недвижимости. В связи с этим большое значение приобретает учёт связи объектов с их местоположением, равно как и повышение качества исходных данных кадастрового учёта. Важно отметить неравномерность возрастания стоимости объектов для целей налогообложения. Так, в отношении квартир и комнат налоговая база увеличивается в большей степени, чем для других объектов, например, жилых домов, гаражей и машино-мест, нежилых объектов [7, с. 136].

Положительным аспектом взимания налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости является возможность пополнения муниципальных бюджетов, главным образом за счёт владельцев значительных объёмов недвижимости. В то же время возникает проблема повышения налоговой нагрузки граждан, в особенности – социально незащищённых слоёв населения. Тем не менее, налогоплательщики имеют возможность оспаривать результаты кадастровой оценки, и, как показывает практика, более трети поданных заявлений удовлетворяются [4, с. 790].

Таблица 1.

Результаты оспаривания кадастровой стоимости в субъектах РФ в 2015 г.

Субъект РФ

Количество оспоренных объектов

Уменьшение кадастровой стоимости

Большое значение имеет предоставление налоговых льгот, предусмотренных ст. 407 НК РФ. Пенсионеры являются наиболее распространённой категорией льготников по налогу на имущество физических лиц. В частности, в Москве доля данной категории превышает 94 % [5, с. 139].

Рисунок 2. Льготные категории граждан по налогу на имущество физических лиц в г. Москве

Помимо льгот предусматриваются налоговые вычеты, уменьшающие сумму налога к уплате, что также рассматривается в качестве одной из мер социальной защиты населения [6].

Таблица 2.

Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц

Объект недвижимости

Налоговые вычеты

Уменьшение на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади этой квартиры

Уменьшение на величину кадастровой стоимости 10 кв. м общей площади этой комнаты

Уменьшение на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого жилого дома

Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Уменьшение на 1 млн. рублей

В 2015-2019 гг. предусмотрено применение понижающих коэффициентов при расчёте налога на имущество физических лиц для собственников недвижимости.

Таблица 3.

Понижающие коэффициенты, применяемые для расчёта налога на

имущество физических лиц

Налоговый период

Значение коэффициента (к)

Формула для расчёта налога

Н = (Н1 – Н2) *к + Н2,

Н1 – сумма налога исходя из кадастровой стоимости,

Н2 – сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости (за последний налоговый период)

Рассмотрим пример исчисления суммы налога на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной и кадастровой стоимости [3, с. 180]. Объектом налогообложения является квартира в г. Екатеринбурге, налоговые льготы отсутствуют, срок владения – полный календарный год.

Таблица 4.

Расчёт суммы налога на имущество физических лиц

Элемент налогообложения

До вступления в силу нового закона

После вступления в силу нового закона

Инвентаризационная стоимость = 480 000р.

Кадастровая стоимость = 2 200 000р.

480 000*0,25 % = 1200р.

2 200 000*0,1 % = 2200р.

За 2015 г. (с учётом понижающего коэффициента)

(2200 – 1200) *0,2 + +1200 = 1400р.

Таким образом, расчёт по кадастровой стоимости действительно увеличивает сумму взимаемого налога по сравнению с инвентаризационной стоимостью. Однако применение понижающих коэффициентов позволяет избежать резкого увеличения налога, способствует постепенному нарастанию налоговой нагрузки. В целом к моменту полной отмены инвентаризационной стоимости в 2020 г. ожидается рост наполняемости бюджетов муниципальных образований вследствие увеличения поступлений от налога более чем в 5,5 раз за 5 лет [5, с. 141].

К сожалению, на данный момент существует проблема, связанная с расчётом и проверкой суммы налога на имущество физических лиц самими налогоплательщиками. В налоговых уведомлениях отражена информация о размере налога, рассчитанном налоговой службой, указана кадастровая и инвентаризационная стоимость налогооблагаемых объектов, а также налоговые ставки. Тем не менее, механизм расчёта суммы налогового платежа чётко не определён. В связи с этим целесообразно указывать в налоговых уведомлениях подробный алгоритм с необходимыми пояснениями, чтобы налогоплательщики самостоятельно могли правильно рассчитать сумму и сравнить её со значением, указанным в уведомлении. Данная мера необходима в рамках обязанности налоговых органов предоставлять информацию и разъяснения налогоплательщикам (в том числе и в письменной форме) в соответствии со ст. 32 НК РФ.

Наибольшее воздействие на распределение налогового бремени должно оказать изменение вида налоговой ставки [1, с. 19]. На данный момент установлены ставки до 0,1 % включительно, свыше 0,1 до 0,3 % включительно и свыше 0,3 до 2,0 % включительно (исходя из инвентаризационной стоимости) для соответствующих категорий имущества, указанных в ст. 406 НК РФ. При расчёте на основании кадастровой стоимости применяются налоговые ставки 0,1 %, 0,5 % и 2 % в соответствии со ст. 406 НК РФ.

Очевидно, налоговая нагрузка должна сместиться в сторону дорогостоящих объектов недвижимости. Несмотря на это, реализации налогом социальной функции в данном случае не ожидается, поскольку повышенная ставка применяется только в отношении имущества, превышающего по стоимости 300 млн. руб. В результате имущество, для примера, стоимостью 11 млн. руб. облагается налогом по такой же ставке, как и имущество, оцененное в 250 млн. руб. Поэтому в целях реализации принципа справедливости налогообложения существуют предложения по увеличению количества интервалов стоимости недвижимости и соответствующих им налоговых ставок. Кроме того, по мнению экспертов, наблюдается большая склонность местных администраций к повышению ставок, нежели к их снижению. Тем не менее, они не имеют права увеличить ставки более чем в 3 раза, а рост доходов местных бюджетов может повысить заинтересованность местных властей в развитии своей территории.

Целесообразно отметить, что в связи с реформированием налога на имущество физических лиц расширяется перечень налогооблагаемых объектов. Как следствие, возникают налоговые коллизии при налогообложении новых категорий недвижимости, например, апартаментов [5, с. 136]. Спорные случаи возникают также при взимании налога с единого недвижимого комплекса и объектов незавершённого строительства.

В качестве основных мер по урегулированию подобных ситуаций можно выделить: уточнение порядка налогообложения объектов, достижение чёткости и однозначности определения видов имущества, уточнение момента возникновения обязанности регистрации имущественных объектов.

Следует обратить внимание и на вопросы администрирования налога на имущество физических лиц, в рамках которого вводится обязанность самообложения граждан налогом. Налогоплательщики обязаны сообщать налоговым органам о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения. Данное нововведение квалифицируется как шаг к снижению потерь в наполняемости бюджетов. Появляется возможность учёта и налогообложения объектов, по которым у налоговых органов отсутствует информация, а также ранее неучтённых и неоцененных объектов. С другой стороны, подобный механизм не исключает создания проблем для налоговых органов и налогоплательщиков, в частности, уклонения от налогообложения, возникновения вопросов в судебной практике.

Таким образом, налогообложение имущества физических лиц сопряжено с рядом проблемных аспектов. Необходимость максимизации эффективности пополнения бюджетов с одной стороны и реализации принципа социальной справедливости, выполнения социальной функции налога – с другой порождает спорные, нередко конфликтные ситуации. Результаты введения нового порядка исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц пока не имеют однозначной оценки.

Так или иначе, следует отметить некоторые меры, способные повысить эффективность реализации основных функций данного налога. Необходимо совершенствование механизмов кадастровой оценки с целью более адекватного отражения реальной дифференциации стоимости объектов. Целесообразно учитывать уровень доходов налогоплательщиков при установлении размера налога. Это позволит снизить рост налоговой нагрузки на малообеспеченных лиц. Наконец, существует возможность повышения оперативности реализации региональных программ при условии расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов, так как ставки, льготы и вычеты будут определяться с учётом местных особенностей.

sibac.info

Смотрите еще:

  • Транспортный налог и перспектива его развития Транспортный налог и перспектива его развития Библиографическая ссылка на статью: Бабичева В.А. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 […]
  • Прокуроры псковской области Библиографическая ссылка на статью: Фролов В.В. С.Г. Лебедюк и В.И. Гладышев – прокуроры Псковской области рубежа 1950 – 1960-х гг. // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: […]
  • Проект закон україни про мови Мовний закон Ситуація з мовою в Україні доволі складна. Так склалося історично, що державна та рідна мова в нашій державі для багатьох людей не є тотожними поняттям, а незнання значення цих поняття призодить […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.