Назначение референдума рф относится к полномочиям

7.2.4. Компетенция Президента Российской Федерации

Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.

Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.

1. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83);

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами;

3) по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83);

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83);

6) Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115).

* Российская газета. 1999. 18 августа.

2. Президент РФ и Федеральное Собрание. Президент РФ как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть, обеспечивая тем самым единство государственной власти в целом:

1) Президент РФ принимает участие в законотворческой деятельности Федерального Собрания. Данное полномочие Президента РФ складывается: из предоставленного ему права законодательной инициативы (п. «г» ст. 84, ч. 1 ст. 104); права относительного вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием (ч. 3 ст. 107); обязанности подписания и обнародования федеральных законов (ст. 107);

2) Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом (п. «а» ст. 84);

3) Президент РФ распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (п. «б» ст. 84);

4) Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84) *;

5) Президент РФ сотрудничает с палатами Федерального Собрания при назначении на должности отдельных должностных лиц федеральных органов власти. Так, Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении от должности. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора и вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83).

* См., например: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Россия на рубеже двух эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации). М., 1999.

Сотрудничество Президента РФ с Федеральным Собранием обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате.

3. Президент РФ и судебная власть. Взаимодействие Президента РФ с судебной властью выражается в следующем:

1) Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (п. «е» ст. 83);

2) судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128);

3) Конституция РФ предоставила право Президенту РФ обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85, 125);

4) Президент РФ осуществляет помилование (п. «в» ст. 89). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.

4. Президент РФ и субъекты Федерации. Президент РФ как глава федеративного государства наделяется определенными конституционными полномочиями в отношениях с субъектами Российской Федерации. К таким полномочиям относятся:

1) право Президента РФ назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах. Согласно Указу Президента РФ от 9 июля 1997 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» * полномочный представитель является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ на части территории Российской Федерации, включающей в себя один или несколько субъектов Российской Федерации. Основными задачами полномочного представителя являются: содействие Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий; информирование Президента РФ о политическом, социальном и экономическом положении в соответствующем регионе; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, в целях обеспечения реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ, указов и распоряжений Президента РФ; выполнение отдельных поручений Президента РФ;

2) право Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Согласительные процедуры могут выражаться в проведении переговоров, создании третейских судов, оказании так называемых «добрых услуг», образовании согласительных комиссий и т. п. Установлено право Президента РФ в случае не достижения согласованного решения передать спор на рассмотрение Конституционного Суда РФ (ст. 85);

3) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

* СЗ РФ . 1997 . № 28 . Ст . 3421.

5. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения ее безопасности. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через систему всех ветвей власти.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Как глава государства Президент РФ осуществляет ряд важных полномочий в сфере обороны и безопасности страны:

1) Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации (п. «з» ст. 83). Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия военной угрозе безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации. Современная военная доктрина утверждена Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г.;

2) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ч. 1 ст. 87);

3) Президент РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (п. «л» ст. 83);

4) Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. «ж» ст. 83). Статус Совета Безопасности должен быть определен федеральным законом. До принятия федерального закона действует Положение о Совете Безопасности, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. * Согласно Положению Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности;

5) в случае агрессии против Российской Федерации Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету федерации и Государственной Дуне (ч. 2 ст. 87). Указ Президента РФ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом, который в настоящее время не принят;

6) в случае угрозы безопасности Российской федерации Президент РФ вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88). Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть определены федеральным конституционным законом. До его принятия действует Закон РСФСР от 17мая 1991 г. «О чрезвычайном положении».

* Российская газета. 1999. 5 августа.

6. Полномочия Президента РФ в области внешней политики. Как глава государства Президент РФ осуществляет высшее представительство Российской Федерации в международных отношениях. В соответствии с нормами международного права, представляя свою страну на международной арене, глава государства действует ех о fficio , то есть без подтверждения соответствующих полномочий.

Конституция РФ (ст. 86) закрепляет следующие полномочия Президента РФ в сфере внешней политики:

1) Президент РФ определяет основные направления внешней политики государства («т. 80) и осуществляет руководство внешней политикой;

2) Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

3) Президент РФ подписывает ратификационные грамоты, то есть документы, подтверждающие, что подписанный договор признается государством в качестве обязательного для него. Ратификацию самих международных договоров осуществляет Федеральное Собрание путем принятия соответствующих федеральных законов;

4) Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Эти грамоты адресуются главой иностранного государства Президенту РФ. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу поручено представлять интересы своего государства на территории Российской Федерации, его словам и действиям надлежит «верить» (отсюда название «верительная грамота»). Отзывные грамоты прекращают полномочия дипломатических представителей;

5) Президент РФ назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

7. Иные полномочия Президента РФ. К иным полномочиям Президента РФ относятся: назначение общероссийского референдума, решение вопросов гражданства Российской Федерации, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Президент РФ в целях выполнения своих полномочий формирует Администрацию Президента РФ в качестве своего рабочего органа. Положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента РФ от 2 октября 1996 г. (в редакции от 11 августа 1998 г.). *

* СЗ РФ. 1996. № 41. Ст. 4689.

Анализ полномочий Президента РФ позволяет сделать вывод о том, что российская конструкция президентской власти основана на использовании элементов президентской и полупрезидентской республик.

* Вопрос о том, является ли срок осуществления полномочий Президента РФ, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции РФ, первым из двух сроков, предусмотренных ч. 3 с. 81, стал предметом рассмотрения Конституционного Суда. См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании статьи 81 (ч. 3) и п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ от 5 ноября 1998 г. // Российская газета. 1998. 19 ноября.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулирует порядок избрания Президента РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям (избирательным блокам).

Выдвижение кандидата избирательным объединением производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Избирательное объединение (избирательный блок) вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента РФ.

Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо образование инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек.

Избирательное объединение (избирательный блок) или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента РФ, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидату на должность Президента РФ.

Закон устанавливает правила проведения агитационной кампании, порядок создания избирательных фондов кандидатов.

Подсчет голосов избирателей производится участковыми избирательными комиссиями, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта Федерации, а она, в свою очередь, подведя итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации, передает протокол в Центральную избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов Президента РФ.

Избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Выборы Президента РФ признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенные в списки избирателей. Выборы Президента РФ признаются недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В случае, если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран. Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы Президента РФ.

При повторных выборах сроки избирательных Действий, установленные Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», сокращаются на треть. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий.

www.bibliotekar.ru

Статья 15. Назначение референдума

Статья 15. Назначение референдума

1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

2. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

3. Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

4. Референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

5. Местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок – судом.

6. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума – не менее чем за 45 дней до дня голосования.

7. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

8. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

1. Назначение референдума – это установление уполномоченным на то органом даты проведения голосования по вопросам, вынесенным на референдум, в порядке и сроки установленные Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», комментируемым Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. В комментируемом пункте указано на обязательность назначения и проведения референдума, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации на основе соответствующего законодательства.

2. Если государственный орган или орган местного самоуправления принимает решение по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, то это, согласно комментируемому пункту, не рассматривается в качестве обстоятельства, исключающего возможность проведения референдума по данному вопросу. Тем более, что исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен в статье 13 комментируемого Федерального закона. Таким образом, комментируемый Федеральный закон допускает решение одного и того же вопроса по существу государственными органами, органами местного самоуправления, а также посредством референдума. При этом представительная форма решения вопроса не исключает его решения непосредственно самими гражданами, при этом решение, принятое на референдуме, имеет более высокую юридическую силу.

3. Порядок назначения референдума Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Согласно пункту «в» статьи 84 Конституции Российской Федерации референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации, а им согласно Конституции Российской Федерации может быть только Председатель Правительства Российской Федерации, не имеет права назначать референдум Российской Федерации (статья 92 Конституции Российской Федерации). Объем его полномочий меньше, чем у действующего Президента Российской Федерации. Это, в частности, обусловлено тем, что Президент Российской Федерации избирается на федеральных выборах, источником его полномочий является народ, а Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Как известно, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (статья 14) определил, что инициатива проведения референдума принадлежит: не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме; Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации (если будет принято решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации); федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (если договором предусматривается обязательное вынесение на референдум проекта нормативного акта или вопроса государственного значения). Федеральным конституционным законом предусмотрен порядок реализации инициативы во всех трех случаях (соответственно статьи 15–20, 21 и 22). В случае народной инициативы (при условии достаточности для назначения референдума достоверных подписей участников референдума) ее реализация заканчивается положительным решением ЦИК России о результатах выдвижения инициативы, которое не позднее чем через пять дней со дня его принятия направляется Президенту Российской Федерации.

Что касается реализации инициативы Конституционного Собрания о проведении голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации (статья 21 Федерального конституционного закона), необходимо отметить, что назначение, подготовка и проведение указанного голосования осуществляется в порядке, установленном не только Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», но и федеральным конституционным законом, в соответствии с которым созывается Конституционное Собрание (статья 135 Конституции Российской Федерации). Как известно, данный Федеральный конституционный закон до настоящего времени не принят. Однако в любом случае решение Конституционного Собрания должно направляться Президенту Российской Федерации для назначения всенародного голосования.

В ситуации, когда в соответствии с международным договором Российской Федерации возникает необходимость проведения референдума Российской Федерации, такой референдум назначается по инициативе федерального органа (федеральных органов) государственной власти, к компетенции которого (которых) международным договором отнесено рассмотрение проекта нормативного акта или вопроса государственного значения, выносимых на референдум. Указанная инициатива оформляется решением вышеуказанного органа (органов), которое направляется Президенту Российской Федерации.

Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум Российской Федерации, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту Российской Федерации. При этом решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию. Если инициатива проведения референдума Российской Федерации признана Конституционным Судом Российской Федерации соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум Российской Федерации, определяя день голосования.

4. Новеллой в комментируемом пункте является положение о назначении референдума субъекта Российской Федерации не вообще органом государственной власти субъекта Российской Федерации, как это было прежде, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Это означает, что исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе назначить соответствующий референдум субъекта Российской Федерации. Такая конкретизация разграничения полномочий предусмотрена Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает, что формой назначения данного референдума является постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемое большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

5. Назначение местного референдума является полномочием представительного органа муниципального образования, а в случае его отсутствия или непринятия им решения в установленный срок, назначить референдум вправе соответствующий суд. Данное положение закреплено и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 22). Четкое закрепление в комментируемом Федеральном законе права назначить местный референдум за судом в случае отсутствия представительного органа муниципального образования или если этот орган не принимает соответствующего решения в установленный срок, облегчило применение данной нормы на практике, так как прежняя редакция Федерального закона не решала этого вопроса и субъекты Российской Федерации вынуждены были самостоятельно принимать решения, тем более, что в судебной практике были случаи назначения референдума судом общей юрисдикции. Наделение суда правом назначить местный референдум в установленных случаях следует рассматривать как гарантию реализации права граждан на участие в референдуме.

Как указано в части 5 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документа о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В указанных выше случаях суд назначает референдум на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, он организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. В комментируемом пункте установлено достаточно точно (в отличие от ранее действовавшей редакции), что голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Причем специально оговорено, что не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем (см. комментарий к пункту 6 статьи 10). Комментируемый пункт устанавливает также сроки официального опубликования решения о назначении референдума: для референдумов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – не менее чем за 60 дней до дня голосования, для местного референдума – не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований самостоятельно определяют в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, что считается официальным опубликованием их актов. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации, согласно Указу Президента Россий­ской Федерации от 23 мая 1996 года считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

7. Условия и цели перенесения голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме на более поздний срок оговорены в комментируемом пункте. Перенос срока (даты) возможен: 1) при наличии соответствующих норм в законе субъекта Российской Федерации, уставе муниципального образования; 2) при принятии такого решения уполномоченным на то органом. Таким органом является законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования или суд, т.е. органы, которые вправе назначить соответствующий референдум; 3) при соблюдении установленных сроков: решение о переносе дня проведения референдума на более поздний срок должно быть принято не позднее чем за 25 дней до ранее установленного дня проведения референдума, а дата проведения голосования на референдуме может быть перенесена не более чем на 90 дней. Комментируемый Федеральный закон не предусматривает других целей перенесения даты проведения референдума, кроме цели совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Применительно к референдуму Российской Федерации, согласно части 6 статьи 23 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации. Не предусматривается и перенесение дня проведения голосования на референдуме Российской Федерации.

8. Установление срока публикации в средствах массовой информации решения о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования, на основе комментируемого пункта, не позднее чем через пять дней со дня его принятия налагает определенные обязанности на уполномоченный орган, принявший соответствующее решение, и позволяет таким образом обеспечить право граждан на своевременное получение информации. Установленный срок в 5 дней (прежде – 6 дней) является достаточно оперативным для доведения принятого решения до граждан. Обязательность опубликования такого решения очевидна, так как непосредственно затрагиваются права и свободы граждан. Принцип конституционной законности требует официального опубликования любых правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан.

cikrf.ru

Смотрите еще:

  • Правило сочетаний чк чн Правило сочетаний чк чн Тема. Правописание сочетаний чк, чн Цель. Помочь детям усвоить, что [ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать. I. Организационный момент Учитель. Ребята, […]
  • Республика в составе рф имеет права Тема 7. Административно-территориальное деление в РФ 1. Республика в составе Российской Федерации Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом федерации и […]
  • Закон коммуникативности это Некоторые формулы и законы логики высказываний a & b == b & a - коммутативность конъюнкции a v b == b v a - коммутативность дизъюнкции a & (b & c) == (a & b) & c - ассоциативность конъюнкции a v (b v […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.