Новые правила обжалования

Вынесение налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности всегда приводит к ужасу руководителя фирмы и главного бухгалтера. Если организация не согласна с принятым решением, сразу возникает вопрос: что же делать и как обжаловать решение налогового органа?

Если раньше налогоплательщики могли обратиться со своей проблемой в суд, то с 1 января 2009 года вступает в силу норма Федерального закона № 137 &ndash- ФЗ от 27.07.2006 года &laquo-О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования&raquo- (далее &ndash- Закон № 137-ФЗ), в соответствии с которой налоговые споры обязательно должны рассматриваться в досудебном порядке вышестоящим налоговым органом.
&nbsp-Как правильно действовать с 2009 года в сложившейся ситуации, &nbsp-постараемся подробно рассмотреть в данной статье.

Проблема совершенствования порядка урегулирования споров с участием налоговых органов давно находится в центре внимания судебной и налоговой системы. Судебными органами неоднократно отмечалось, что отсутствие эффективного механизма рассмотрения в федеральных органах исполнительной власти жалоб на решения подведомственных органов, а также на действия должностных лиц подрывает веру в административные институты тех, кто обращается с жалобами и, как следствие, увеличивает поток обращений в суды по вопросам, которые гораздо оперативнее могли бы решаться в системе соответствующих ведомств (Постановление VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004 г. &laquo-О состоянии правосудия в РФ и перспективах его совершенствования&raquo-).

И для того, чтобы до суда доходили лишь такие разногласия, устранить которые не удалось в административном порядке рассмотрения дела, предлагалось предусмотреть в законодательстве обязательность процедуры досудебного урегулирования административного спора, прежде всего, для юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также признать целесообразным законодательное закрепление альтернативных средств разрешения споров (путем переговоров, посредничества, консультаций и т.п.).

Для решения данной проблемы 27 июля 2006 года были приняты нормы Закона № 137-ФЗ об обязательном досудебном рассмотрении налоговых споров вышестоящими налоговыми органами, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.

В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение налогового органа по результатам выездной или камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, п. 75 ст. 1 и п. 16 ст. 7 Закона № 137 &ndash- ФЗ установлен обязательный претензионный, или досудебный, порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом.

Законодатель предусмотрел обязательную административную стадию рассмотрения споров для ограниченного перечня ненормативных правовых актов:

1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения-

2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решения данного вида выносятся по результатам рассмотрения материалов выездных и камеральных налоговых проверок (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Иные ненормативные правовые акты налоговых органов (например, решения об отказе в возмещении НДС, о приостановлении операций по счетам и др.) могут быть оспорены в судебном порядке без предварительного административного обжалования либо обжалованы одновременно &ndash- и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.

Следовательно, в случае обращения организации или индивидуального предпринимателя с заявлением непосредственно в арбитражный суд при оспаривании &laquo-решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения&raquo- арбитражный суд, начиная с 01.01.2009 г., будет оставлять такое заявление без рассмотрения, указав, что истцом (заявителем) не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 148 АПК РФ.

На самом деле возможность подать жалобу на решение налоговиков в вышестоящий орган компании могут и сейчас. Это право у них появилось с 1 января 2007 года. Количество апелляционных жалоб, поданных компаниями, быстро растет. Согласно данным статистики, в 2007 году количество жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, увеличилось в четыре раза

Однако статистика рассмотрения жалоб свидетельствует о том, что жаловаться в суд гораздо эффективнее. В 2007 году в целом по стране налогоплательщики получали поддержку от налоговых органов в 36 процентах случаев. Суд удовлетворял требования налогоплательщиков гораздо чаще, признавая действия налоговых органов неправомерными (по данным прошлого года) в 76 процентах случаев.
Сейчас в налоговых органах создаются специальные подразделения налогового аудита, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство. Они будут рассматривать налоговые споры на двух основных стадиях досудебного урегулирования. Во-первых, при рассмотрении возражений налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки. Во-вторых, при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия налоговых органов и должностных лиц, а также ведомственные акты ненормативного характера.

Кроме того, с учетом п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в соответствии с которым решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе, такое право превращается в обязанность налогоплательщика, поскольку иначе суд не примет жалобу к рассмотрению.
Следует обратить на данную норму особое внимание. Фактически вместо института одновременного обжалования (в налоговый орган и в суд) вводится механизм последовательного обжалования. До обращения в суд налогоплательщик будет обязан пройти согласительную процедуру с налоговым органом, и только в случае, если спорные вопросы разрешить налогоплательщику не удастся, у него появится право на обращение в суд.

Подача апелляционной жалобы фактически приостанавливает исполнение решения налогового органа до момента вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Это механизм является гарантией сохранности имущества налогоплательщика от притязаний налоговых органов до момента, пока соответствующее решение налогового органа не пройдет рассмотрение в вышестоящем налоговом органе и не будет подтверждено или отменено.

При этом в случае обжалования решения, вступившего в силу, а также иных актов налоговых органов, по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения. Но автоматического приостановления в случае обжалования решения, вступившего в силу, не происходит. Поэтому налогоплательщикам выгоднее использовать именно институт апелляционного обжалования.

В случае последующего обжалования решения налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении этого решения в силу.
В общем случае при обжаловании акта налогового органа, действия или бездействия его должностного лица жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

&laquo-Подводные камни&raquo- досудебного обжалования налоговых решений.&nbsp-

Суть административного обжалования, на первый взгляд, заключается в устранении нарушений прав налогоплательщика, однако, как показывает всесторонний анализ положений НК РФ, законодатель, кроме устранения нарушения прав налогоплательщика, не исключает возможность &laquo-пробюджетного&raquo- устранения недостатков решения, в том числе, путем усиления аргументации решения, устранения допущенных нижестоящей налоговой инспекцией счетных ошибок, а также ошибок при квалификации налоговых правонарушений и т. д. Налоговая инспекция, вынесшая обжалуемое решение, является участником процесса административного обжалования, в то время как НК РФ не обеспечено право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов жалобы, давая необходимые пояснения и т.д.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 1 марта 2007 г. N А29-4792/2006А указано: &laquo-в силу подп. 4 п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе изменить решение или вынести новое решение. Из содержания данной нормы не следует, что решение налогового органа может быть изменено только в сторону уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика&raquo-.
Процедура судебного обжалования детально регламентирована, предсказуема и понятна налогоплательщику: суд не выйдет за пределы заявленных требований, судебное решение не увеличит налоговые обязательства, зафиксированные в оспариваемом акте налогового органа.

Если в решении налоговым органом была допущена неверная квалификация налогового правонарушения, суд признает решение о привлечении к ответственности недействительным как не основанное на законе. Как поведет себя в такой ситуации вышестоящий налоговый орган, обнаружив &laquo-квалификационную&raquo- ошибку, допущенную нижестоящим налоговым органом, неизвестно.
Процессуальная предсказуемость судебной процедуры &ndash- немаловажный фактор при выборе ее в качестве приоритетного способа защиты. Законодатель, введя с 01.01.2009 г. в качестве обязательного досудебное (административное) урегулирование спора, не раскрыл в должной мере само содержание апелляционного обжалования, не регламентировал вопросы, разрешаемые вышестоящим налоговым органом при принятии решения, в том числе вопросы, которые в обязательном порядке должны быть разрешены в ходе рассмотрения материалов жалобы, не установил требования к содержанию и изложению такого решения и т.д. Внесение необходимых дополнений в НК РФ с целью надлежащей регламентации процедуры обжалования будет способствовать ее эффективности.

Преимуществами именно административного (досудебного) порядка обжалования, т.е. обжалования в вышестоящий налоговый орган, по сравнению с судебным порядком обжалования, являются простота (отсутствие регламентирующих процессуальных норм), оперативность рассмотрения (1 месяц), отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины.
Введение обязанности по обжалованию решений в налоговых органах перед обращением в суд призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами. А переходный период, проходивший с 2007 по 2009 годы, позволил сторонам в течение двух лет привыкнуть к новому порядку обжалования решений налоговых органов.

apbufa.com

Новые правила обжалования

Главное меню

Дальневосточное таможенное управление информирует, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» существенно изменились правила подачи жалоб в таможенные органы.

Новеллы в законодательстве предусматривают, что жалоба должна быть подписана заявителем собственноручно, то есть использование факсимиле и клише для подписания жалобы не допускается. Кроме того, жалоба не может быть направлена факсом или по электронной почте.

Лицо вправе обратиться с жалобой лично либо через представителя, полномочия которого должны быть подтверждены в установленном порядке. Так, при подаче жалобы руководителем организации (генеральным директором, директором, президентом компании) к жалобе должны быть приложены документы, удостоверяющие его служебное положение, а также учредительные документы. Полномочия других представителей подтверждаются доверенностью, которая в соответствии с новым таможенным законодательством должна содержать право на обжалование. В случае подачи жалобы адвокатом его полномочия удостоверяются ордером или доверенностью.

Жалоба, поданная неуполномоченным лицом либо лицом, полномочия которого не подтверждены, не может быть принята таможенным органом к рассмотрению.

Дальневосточное таможенное управление

Адрес: 690014, г. Владивосток, Приморского края, ул. Гоголя, д. 48

8 (423) код автоматической связи

230-82-27 дежурная служба

230-83-00 телефон доверия

230-82-28, 230-82-08 приемная

230-82-40, 230-83-43 правовая служба

230-83-47, 230-83-45 рассмотрение жалоб в сфере таможенного дела

dvtu.customs.ru

Таможенный кодекс: новые правила обжалования

Александр Мамченко, главный таможенный инспектор Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России.

В новом Таможенном кодексе РФ обжалованию и рассмотрению решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц посвящена глава 7. Предметом обжалования могут являться любые решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, за исключением постановлений таможенных органов (их должностных лиц) по делам об административных правонарушениях, в отношении которых предусмотрен иной порядок обжалования. ТК РФ 1993 г. был принят на полгода раньше Конституции РФ, и за истекшее десятилетие произошли существенные изменения как в правовой системе РФ, так и в структуре экономических отношений. Возникла необходимость привести нормы ТК РФ в соответствие с реалиями общественных отношений и требований законодательства. Что же изменилось?

Право на обжалование

Жалоба представляет собой обращение к должностным лицам государственных органов по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина. Жалобу следует отличать от предложения, под которым понимается привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указания на пути их совершенствования, от заявления (обращения по поводу реализации права или законного интереса участника внешнеэкономической деятельности, не связанного с его нарушением), запроса (обращения, содержащего просьбу или требование лица о предоставлении каких-либо сведений, разъяснений, документов), а также от ходатайства (обращения с просьбой (в случаях, предусмотренных законодательством) о признании определенного статуса, прав и законных интересов заявителя).

Предметом жалобы, в отличие от других обращений, является требование заявителя о восстановлении его нарушенных прав. Если заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При обращении с жалобой заявитель, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления.

Основанием жалобы, ее «юридическим составом» являются обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего законодательства РФ решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц, затрагивающих заявителя непосредственно и индивидуально.

Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий таможенных органов и их должностных лиц.

Ст. 45 ТК РФ наделяет правом обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа любое лицо, если, по его мнению, таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Формально такая формулировка существенно расширяет круг обжалуемых решений или действий, поскольку ранее ст. 405 ТК РФ устанавливала дополнительное требование — обжалуемые решения должны были затрагивать лицо непосредственно и индивидуально. Но действительно ли введена такая «расширительная» новелла?

В отличие от прежнего новый Таможенный кодекс, перечисляя объекты обжалования, не называет в качестве таковых нормативные акты таможенных органов (как один из видов решений). Решение — это оформленный в соответствии с установленным порядком правовой акт таможенного органа или его должностного лица, содержащий дозволение или запрет общего или индивидуального характера. Как раз дозволение или запрет общего — это и есть нормативный акт. Таким образом, в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ, могут быть обжалованы только те решения таможенных органов и их должностных лиц, которые содержат дозволения и запреты индивидуального характера. А учитывая, что действия или бездействие всегда носят индивидуальный характер, можно утверждать, что требование того, что обжалуемые решения, действия (бездействие) должны касаться лица непосредственно и индивидуально, в новом Таможенном кодексе сохранено.

Порядок обжалования

В новом Таможенном кодексе РФ порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц изменен (ст. 46).

Теперь решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенных органах и (или) в суде, арбитражном суде.

Прежний Таможенный кодекс РФ требовал обязательного первоначального обжалования в вышестоящий таможенный орган, а новый Таможенный кодекс РФ предоставляет право выбора обращения с жалобой в суд либо в вышестоящий таможенный орган. При одновременной подаче жалобы в таможенные органы и в суд (арбитражный суд) такая жалоба рассматривается только судом (арбитражным судом) и факт принятия жалобы к рассмотрению последним является основанием для отказа в рассмотрении жалобы таможенным органом (п. 1 ст. 52 ТК РФ).

Такое новшество чрезвычайно важно, поскольку ранее суды отказывали в принятии жалобы к рассмотрению в основном именно по причине несоблюдения досудебного порядка урегулирования таможенных споров. Хотя такое положение и было в свое время признано конституционным (Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2003 N 158-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Будко Александра Павловича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 407 Таможенного кодекса РФ»), оно весьма ограничивало возможности защиты своих прав и законных интересов участниками ВЭД.

Порядок подачи жалобы

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган, а на решения, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо (ст. 47 ТК РФ). Жалоба на решение, действие (бездействие) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (в настоящее время — ГТК России), подается в этот орган.

Ранее Таможенный кодекс устанавливал общий принцип обжалования, но не регламентировал порядок направления жалобы. На практике это приводило к необоснованным задержкам в рассмотрении жалобы по существу.

Теперь жалоба может подаваться как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение или действие которого обжалуется. В последнем случае таможенный орган направляет жалобу с подтверждающими материалами в вышестоящий таможенный орган в течение пяти дней со дня ее получения.

Необходимо отметить, что факт подачи жалобы в таможенный орган, неправомочный ее рассматривать, не является основанием для отказа в ее принятии. В таком случае жалоба в течение 3 дней направляется в таможенный орган, который правомочен ее рассматривать, с обязательным письменным уведомлением об этом лица, подавшего жалобу (п. 2 ст. 47 ТК РФ).

Жалоба может быть отозвана лицом, ее подавшим, в любой момент до принятия по ней решения, и это не препятствует повторной подаче жалобы по тому же поводу при соблюдении общих требований. Такая новелла существенно расширяет возможности защиты субъектами своих прав, поскольку прежний Таможенный кодекс запрещал повторную подачу ранее отозванной жалобы.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемых решений, действий. Такое право предоставлено таможенному органу, рассматривающему жалобу при наличии оснований полагать, что обжалуемые решения, действия не соответствуют законодательству РФ, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия полностью или частично может иметь необратимый характер.

Основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу

Новым Таможенным кодексом закреплены основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностного лица (ст. 52). Данные вопросы в прежнем Таможенном кодексе РФ не рассматривались, что зачастую порождало определенные злоупотребления.

Отказ в рассмотрении жалобы может последовать, если:

  • не соблюдены установленные сроки для обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока;
  • не соблюдены требования, установленные к форме и содержанию жалобы при письменной жалобе (данные требования перечислены в ст. 50 ТК РФ);
  • лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба либо принята судом к рассмотрению, либо по ней уже вынесено решение;
  • предметом жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным, либо должностного лица органа, не являющегося таможенным.
  • Необходимо отметить, что указанные случаи являются не основаниями для отказа в принятии жалобы, а основаниями для отказа от рассмотрения жалобы по существу.

    Решение об отказе принимается в течение 3 дней с момента поступления жалобы (при наличии третьего основания — в течение 3 дней с момента получения таможенным органом определения суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения) и может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или суд, арбитражный суд.

    Сроки подачи и рассмотрения жалобы

    Срок подачи жалобы сокращен до трех месяцев по сравнению со сроком, указанным в прежнем Таможенном кодексе РФ, и исчисляется:

    • со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
    • со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено Таможенным кодексом.

    При наличии уважительной причины восстановление пропущенных сроков осуществляется таможенным органом, правомочным рассматривать такую жалобу, и выражается в ее фактическом принятии.

    Датой подачи жалобы считается дата регистрации ее в таможенном органе (в подразделении документационного обеспечения). Если заявитель направляет жалобу почтой, подтверждением соблюдения срока подачи жалобы является штемпель, проставленный на почтовом конверте.

    Также в новом Таможенном кодексе РФ (ст. 55) до двух месяцев сокращены максимальные сроки рассмотрения жалобы. Кроме того, законодатель наделил правом продления жалобы (не более чем на один месяц с уведомлением лица в письменной форме с указанием причин продления рассмотрения жалобы) начальника таможенного органа, правомочного рассматривать жалобу, а не вышестоящий таможенный орган.

    В настоящее время лицо, обратившееся с жалобой, не обязано одновременно с ее подачей предоставлять документы, подтверждающие указанные в ней обстоятельства (п. 3 ст. 50 ТК РФ). Поэтому, если таможенный орган примет решение запросить их у лица, срок рассмотрения жалобы продляется до момента их представления, но не более чем на три месяца. Если же запрошенные документы так и не будут представлены, решение по жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не были представлены.

    Сокращение сроков подачи и рассмотрения жалобы обусловлено общей концепцией Таможенного кодекса, направленной на сокращение времени выполнения таможенных формальностей, и должно способствовать как оперативному разрешению таможенных споров, так и эффективной защите прав участников ВЭД.

    Решение по жалобе

    Решение таможенного органа по жалобе принимается в письменном виде по форме, утвержденной Приказом ГТК от 01.09.2003 N 947 «Об утверждении форм документов», копия которого направляется лицу, обратившемуся с жалобой.

    Ст. 415 прежней редакции ТК РФ (устанавливавшей, что решение по жалобе может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение) нарушала принцип, получивший в теории название запрета поворота к худшему, установленный для того, чтобы обеспечить лицу, привлеченному к ответственности, свободу обжалования. Но для лица, подавшего жалобу на решение, действие или бездействие таможенного органа, решение вышестоящего таможенного органа, рассмотревшего жалобу, может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение. И это само по себе создавало препятствие для принесения жалобы и, следовательно, являлось препятствием к обращению в суд за защитой нарушенных прав.

    Новый Таможенный кодекс не содержит подобной нормы, а потому теперь решение по жалобе ни в коем случае не может быть для лица менее благоприятным, чем обжалуемое действие/бездействие таможенных органов и их должностных лиц.

    Упрощенный порядок обжалования

    Одной из важных новелл Таможенного кодекса является введение упрощенного порядка обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа (ст. 57).

    В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства. Данный упрощенный порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста — к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. Рассмотрение такой категории жалоб осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

    Акт о рассмотрении такой жалобы составляется только по желанию лица, обратившегося с последней. Форма такого акта утверждена Приказом ГТК от 01.09.2003 N 947 «Об утверждении форм документов».

    Возможность упрощенного обжалования позволяет более оперативно решать таможенные споры и никоим образом не ослабляет возможность защиты лицом своих прав и свобод, поскольку рассмотрение жалобы в упрощенном порядке и принятие по ней решения не препятствуют последующему обжалованию решения, действия (бездействия) в общем порядке.

    Необходимо признать, что рассмотренные изменения в правилах обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц прогрессивны и позволят участникам ВЭД в полной мере защитить свои права и свободы от незаконных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

    wiselawyer.ru

    НеприКАСаемые

    Кодекс административного судопроизводства должен отбить у граждан всякое желание спорить с чиновниками в суде

    Фото: «Новая газета»

    С 15 сентября этого года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства — документ, вводящий новый порядок рассмотрения для многих типов судебных дел.

    В частности, только в соответствии с новым кодексом граждане и общественные объединения смогут жаловаться на решения и действия органов власти и отдельных чиновников, нарушающие их права.

    Только в этом порядке они смогут обжаловать законы и другие нормативные акты.

    И только в этом порядке они смогут жаловаться на фальсификации итогов выборов, незаконные отказы в регистрации на выборах и незаконную агитацию.

    Делать все это станет труднее, а кроме того за проигрыш любого из этих дел заявители будут наказаны рублем. Что по замыслу авторов КАС, очевидно, должно отбить у граждан всякую охоту защищать свои права.

    Что характерно, КАС вступает в силу аккурат через два дня после осенних выборов 2015 года, которые пройдут в «единый день голосования» 13 сентября. Обжаловать нарушения на них гражданам придется уже в новом порядке. И это очень сложно назвать совпадением.

    Что меняет КАС в привычном порядке судебных жалоб граждан?

    Первое. Представителями в суде по тем административным делам, которые подпадают под КАС, могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.

    Поясним: во многих случаях гражданам, защищающим свои права, в судах помогают общественники и активисты, представляя их интересы и фактически ведя процесс вместо них. Формально у большинства из них юридического образования нет — но есть огромный опыт оспаривания в судах дел о незаконной застройке, разрушении исторических памятников, вырубке скверов и парков, нарушениях на выборах, подделке их итогов и многим другим.

    С вступлением КАС в силу активисты потеряют возможность быть представителями в судах, а гражданам придется вести свои дела или самим, или звать на подмогу только тех, у кого есть диплом юриста. При наличии множества вузов, где дают (или оформляют) юридическое образование, найти юриста «вообще» просто, но найти юриста, который способен эффективно представительствовать в суде по делам о незаконных действиях властей — достаточно сложно. И так-то, как показывает практика, тех, кого можно привлечь на помощь в перечисленных делах, явный дефицит; в Петербурге, например, все они наперечет и нарасхват, и к ним стоят в очередь.

    Второе. Если граждане захотят оспорить в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законы и другие нормативные правовые акты (например, постановления правительства), но сами они не имеют диплома юриста, они смогут вести в суде дело только с участием представителя. Как уже сказано, имеющего высшее юридическое образование.

    Иначе говоря, без юриста «недипломированному» заявителю бессмысленно приходить в суд: он не сможет лично участвовать в процессе. Не сможет излагать свои аргументы, задавать вопросы ответчикам (представителям органа власти, который принял оспариваемый закон или постановление), вносить ходатайства, и так далее: все это он должен поручить представителю с юридическим дипломом. Теоретически, его могут даже не пустить в зал (или оставить в нем в качестве бессловесного зрителя). Это, конечно же, ухудшит положение граждан — отменить «правила игры», нарушающие их права, станет гораздо сложнее.

    Читайте также:

    Третье. Сторона, проигравшая в административном суде, в обязательном порядке будет оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы».

    В них входит оплата экспертов, специалистов и переводчиков (для иностранцев и апатридов), оплата расходов свидетелей, оплата расходов на проезд и проживание сторон и заинтересованных лиц, связанных с явкой в суд, почтовые расходы, оплата услуг представителей и «другие признанные судом необходимыми расходы». Все это касается ведения дела во всех инстанциях — в том числе, апелляционной, кассационной и надзорной. Если заявитель в ходе судебного процесса отказывается от своего «административного иска» — он обязан возместить «административному ответчику» все понесенные им расходы.

    Переведем с юридического на русский: если гражданин жалуется на действия властей и получает отказ в иске — он гарантированно будет платить за все. За экспертов и специалистов, за проезд и проживание оппонентов и их свидетелей, за услуги привлеченных ими представителей. Которыми, как показывает практика, могут выступать весьма дорогостоящие (или дорого себя оценивающие) персонажи.

    Если речь идет о незаконном строительстве — инвестор может нанять юристов, а потом предъявить заключенный с ними договор на приличную сумму. Если речь о фальсификациях на выборах — избиркомы, как правило, посылают в суды юристов, специализирующихся на оправдании любых нарушений при голосовании и подсчете или на обоснованиях отказов оппозиционерам в регистрации. В Петербурге практически все эти «специалисты» давно и хорошо известны политическим и гражданским активистам — они переходят из суда в суд, привычно «отмазывая» своих клиентов и объясняя, что никаких фальсификаций не было, а подделанные протоколы голосования и есть настоящие. И в этом случае ничто не мешает потом предъявить в суд бумагу, подтверждающую высокую стоимость услуг этих «представителей».

    Да, в КАС есть норма о том, что расходы на представителей суд присуждает оплачивать в «разумных пределах» — но какими именно будут эти «разумные пределы», остается на усмотрение судьи.

    Петербургский адвокат Станислав Кушнер, имеющий большой опыт ведения судебных дел о нарушениях в работе чиновников, говорит, что служители Фемиды пока что придерживаются практики «никто не должен зарабатывать на суде» и требуют тщательно обосновать, почему на оплату представителя нужна именно такая сумма. Одним из главных критериев здесь обычно является количество судебных заседаний — чем их больше, тем больше «трудозатраты» представителя.

    Однако, и угроза потери сравнительно небольшой (с точки зрения юристов) суммы может оказаться существенной для гражданских и политических активистов. И они, без сомнения, задумаются — стоит ли рисковать, учитывая особенности отечественной судебной системы? Ведь, например, выиграть дело о фальсификациях на выборах удавалось за последние годы считанным единицам граждан.

    Впрочем, по словам Кушнера, и на этот «лом» есть «прием»: заявители, увидев выставленный им счет на оплату юристов, могут сказать избиркому: а зачем, собственно, вам представители? Вы не знаете законы? Это ваша обязанность. У вас нет юристов? Но руководителей и ряд членов избиркомов специально отбирают из лиц, имеющих юридические дипломы. И, кстати, где у вас в смете расходов на проведение выборов оплата услуг «привлеченных» юристов? К тому же, дела о защите избирательных прав, как правило, ведутся в сокращенные сроки, и крупные расходы на представительство сложно обосновать.

    Что касается борьбы с незаконными стройками, здесь ситуация более оптимистична — активисты нередко выигрывают суды. Но если проигрыш такого суда будет грозить гражданам, — борющимся за свои права на чистый воздух, отсутствие шума и пыли и место для отдыха, — материальными потерями, то и они не раз подумают, прежде чем обращаться в суд. А властям, принимающим решения о спорном строительстве и действующим во многих случаях в трогательном единстве с застройщиками, именно этого и надо.

    Наконец, последний важный аспект: закон о введении КАС в действие устанавливает, что дела, не завершенные в судах до 15 сентября 2015 года, будут заканчиваться уже в порядке, предусмотренном КАС.

    По мнению петербургского юриста (и участника многих выигранных процессов против незаконного строительства) Владимира Чернышева, это приведет к тому, что по многим уже начатым делам будут ненавязчиво «тянуть» до осени, чтобы закончить их по новым, более суровым для граждан, правилам.

    www.novayagazeta.ru

    Смотрите еще:

    • Нумерация реестра В соответствии с пунктом 12.2 Административного регламента Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по организации работ по учету ресурса нумерации, а также по формированию и ведению […]
    • Реквизит автор правила оформления Реквизит документа Реквизит документа – элемент оформления документа. 1 Состав реквизитов, которые используются при подготовке и оформлении организационно-распорядительных документов, определяется ГОСТом Р […]
    • Закон об обязательной сертификации перечень Перечень законов Федеральный закон о техническом регулировании Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.