Новый закон опеки и попечительства

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Внесено изменение в статью 25 закона об опеке и попечительстве

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Федеральный закон принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» вносятся изменения, согласно которым предоставляется право опекуну, который является родителем недееспособного гражданина – инвалида с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, не включать в отчёт сведения о расходовании этим опекуном сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесённого в случае смерти кормильца, а также иных выплачиваемых на содержание подопечного средств, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, открытый опекуном в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом исходя из Федерального закона орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного вправе потребовать от этого опекуна отчёта о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, открытый опекуном.

kremlin.ru

Закон «Об опеке и попечительстве»

Опека и попечительство — это предусмотренные законодательством правовые формы защиты интересов, личных и имущественных прав подопечных, в случае их неспособности самостоятельно осуществить подобные функции.

Опека устанавливается над детьми в случае:

  • Смерти родителей;
  • Малолетнего возраста (до 15 лет);
  • При жизни родителей, если они:
    • лишились родительских прав;
    • не проживают по месту регистрации ребенка;
    • не воспитывают его;
    • пропали без вести;
    • не могут заниматься воспитанием несовершеннолетнего лица по уважительным причинам (например, по причине длительной командировки или тяжелом заболевании).
  • Описание закона

    Скачать текст закона

    Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» содержит 8 глав и 32 статьи.

    Список основных задач принятого ФЗ:

  • Своевременный поиск лиц, нуждающихся в попечительстве;
  • Обеспечение подопечных защитой прав и законных интересов;
  • Создание оптимальных условий для жизни;
  • Выполнение обязанностей, возложенных на попечителей и органов опеки;
  • Государственная поддержка юридических и физических лиц, органов местного самоуправления и государственной власти.
  • Последние изменения, внесенные в закон «Об опеке и попечительстве»

    Последние изменения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» коснулись имущества, принадлежащего недееспособному или его подопечному лицу. Согласно закону, объекты движимого и недвижимого имущества не подлежат отчуждению. При смене места жительства подопечного, исключением является городская или загородная недвижимость. Согласно внесенным поправкам, отчуждаются жилые дома, квартиры, часть помещений и т. п.

    Также ниже рассматриваются следующие статьи:

    В ст 1 описывается сфера деятельности Настоящего Федерального закона. ФЗ регулирует отношения опекунства, возникающие между подопечным и органом попечительства.

    Ст 9 перечисляет обязанности органов опеки и попечительства в случае смены места жительства недееспособного лица или подопечного. Статья 35 ГК РФ возлагает на орган опеки и попечительства полномочия, связанные с их деятельностью. При смене места пребывания, орган опеки и попечительства обязан направить информацию о смене места жительства в течение трех дней.

    В ст 12 перечислены случаи, при которых назначается орган опеки и попечительства. Если выявляется недееспособное лицо, ему назначается временный орган опеки и попечительства. Опекуном и попечителем может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Он должен предоставить контролирующему органу паспортные данные и доказательства, подтверждающие нормальные условия жилья для проживания подопечных.

    При последней редакции закона изменения не вносились.

    В ст 13 ФЗ-48 описываются ситуации, при которых с согласия родителей детям назначаются опекуны. Также орган опеки и попечительства назначает опекунов по заявлению самих несовершеннолетних.

    В ст 15 ФЗ-48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Они определяются действующим законом «Об опеке». Если тема касается обучения и воспитания несовершеннолетних лиц, права и обязанности определяются в соответствии с Семейным кодексом.

    В ст 20 перечислены особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного. Имущество отчуждается органом опеки и попечительства в исключительных случаях:

  • Трудное финансовое положение учреждения, содержащее детей-сирот;
  • Заболевание, для лечения которого требуются дорогостоящие медикаменты.
  • В ст 25 описываются сроки предоставления отчета об имуществе подопечного. Каждый год, не позднее первого февраля, орган опеки и попечительства должен предоставить отчет со сведениями о хранении, использовании и об управлении недвижимым и движимым имуществом подопечного.

    В ст 29 перечислены ситуации, при которых орган опеки и попечительства прекращает свою работу в отношении попечителя:

    • Смерть попечителя или подопечного;
    • Истек срок действия договора об опеке и попечительства;
    • Отстранение органа опеки и попечительства от выполнения основных обязанностей;
    • Ситуации, предусмотренные статьей 40 Гражданского кодекса.
    • При последней редакции изменения не вносились.

      Чтобы узнать об изменениях, дополнениях и поправках действующего Федерального закона №48, скачайте его по следующей ссылке.

      210fz.ru

      УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

      Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
      Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

      Новое в законах об опекунстве и попечительстве

      За последние месяцы уходящего года было принято два новых закона, направленных на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой или попечительством. В чем суть этих законов? Что ждет опекунские семьи в связи с принятием новых законов?

      Об этом -беседа с заместителем начальника отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных льгот и гарантий Управления социальной защиты населения Сысертского района Свердловской области Людмилой Алексеевной ВЯТКИНОЙ.

      — Людмила Алексеевна, какие законы приняты и что в связи с этим должны знать опекуны и попечители?

      — Во-первых, это Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который вступил в силу 1 сентября 2008 года. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства и предусматривает задачи и полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, правовой режим имущества подопечных.

      — Что такое опека и что такое попечительство?

      — Опека — это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет) и признанных судом недееспособных граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

      Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершенно-летних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие несовершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

      — Какие дополнительные обязанности опекунов и попечителей предусматривает новый закон?

      — Хотелось бы обратить внимание на статью 25 Закона. Согласно этой статье опекун или попечитель ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

      Сдача таких отчетов обязательна для каждого опекуна.

      — А какие меры будут приниматься к опекунам и попечителям, не сдавшим отчет?

      — Статья 26 Закона предусматривает, что опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

      Но хочется успокоить всех опекунов и попечителей: каждому из них специалистами отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных льгот и гарантий будет оказана практическая помощь в составлении такого ежегодного отчета.

      Источник: по материалам газеты Сысертского района «Маяк» от № 95 (9685) — 23 декабря 2008 г.

      www.usynovite.ru

      Новый закон «Об опеке и попечительстве» сведет на нет все усилия по защите детей-сирот

      В законе сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Авторы проекта предлагают упростить порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека). Проект предусматривает также введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). В законопроекте регламентированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных. Депутаты предлагают также ввести ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан. Предполагается, что Госдума рассмотрит закон уже в осеннюю сессию. Тем не менее, он уже сейчас вызывает большой резонанс и нарекания общественности. Так, в заключении Министерства образования и науки РФ указывается, что данные законопроекты не нацелены на выявление, обеспечение и соблюдение интересов ребенка в процессе защиты его прав и должны быть пересмотрены. Как считает директор детского дома N19 «Наша семья» Мария Терновская, реформа опеки и попечительства, предлагаемая Госдумой, ликвидирует первичное звено защиты прав ребенка — осуществляемый на профессиональной основе единый процесс принятия и пересмотра семейных форм устройства детей и всю профилактическую работу по сохранению ребенка в семье. По ее мнению, реализация закона приведет к слиянию органов опеки и попечительства и региональных операторов банков данных детей-сирот и полностью монопольной и бесконтрольной их деятельности по передаче детей в семью, в том числе и к злоупотреблениям. М.Терновская отметила, что принятие законов в таком виде сделает невозможным создание профессиональных местных служб по устройству детей в семью, ликвидирует гибкие формы устройства детей в семью (патронат, семейно-воспитательные группы), устранит ответственность органов опеки и попечительства за осуществление профилактической работы с кризисной семьей, а за счет введения дополнительных требований и условий по приему ребенка в семью резко уменьшит заинтересованность граждан в судьбе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков:

      Органы опеки и попечительства не ориентированы на то, чтобы устраивать ребенка в семью или решать в его родной семье возникающие проблемы. Они только механически исполняют свои функции передаточного звена: пока не сильно обижают ребенка, мы будем пальцем грозить родителям, а когда будет совсем плохо, отдадим его в интернат. При этом всем уже известно, что устройство ребенка в семью не только психологически и нравственно целесообразно, но и финансово: содержание ребенка в интернате в 2-3 раза дороже, чем у опекунов. Закон, который поступил в Госдуму, опять же не решает главных проблем. В этом законе не говорится об органах опеки в логике интересов ребенка. Это чисто ведомственный закон. Он не отвечает главной задаче ? как устраивать судьбу ребенка, когда в этом есть необходимость. В нем ничего не говорится о том, как будут реализоваться программы, обеспечивающие жизнь ребенка в первую очередь в семье, как можно вовлекать разные структуры в решение судьбы каждого ребенка в конкретной жизненной ситуации и т.д.

      Руководитель программы «Право ребенка на семью» Светлана Пронина:

      Сейчас органы опеки являются органами местного самоуправления, а предлагается перевести их в ведомство исполнительной власти. Но целесообразно ли это делать? Сейчас они ближе к тем проблемам, которые решают. Нас очень не устраивает в этом законе отсутствие организационного инструмента для внутрироссийского усыновления. Органы опеки как были в количестве одного-двух человек, так они и остаются. Все предложения по их усилению уполномоченными службами на базе детского учреждения законодатели не принимают, а ведь они могли бы участвовать в работе органов опеки: осуществлять обучение, подбор патронатных воспитателей и усыновителей, социальный патронат с кризисной семьей.

      Директор детского дома N19 «Наша семья» Мария Терновская:

      Концепция нового закона призывает сохранить и еще более усилить позиции ныне действующих Гражданского и Семейного кодексов РФ, которые как раз и нуждаются в реформировании. Законопроект оставляет только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание становятся теперь видом опеки. Это может привести к повсеместному упразднению патронатного воспитания (а это уже около 3 тыс. детей). Согласно ст.7 Проекта, будут закрыты профессиональные службы по устройству детей на базе детских домов, действующие сейчас в 29 регионах, и аналогичные службы на базе приютов Минсоцздравразвития, работающие в 78 регионах России. Очевидно, что с данной концепцией будут ликвидированы и все семейные воспитательные группы и несколько десятков тыс. детей останутся без семьи. То есть, весь положительный опыт работы по развитию форм семейного устройства закон сведет на нет и отбросит нас как минимум лет на 15 назад.

      www.detirossii.ru

      Смотрите еще:

      • Федеральный закон 130-фз от 250798 Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" Документ является поправкой к Принят Государственной Думой 22 апреля 2016 года Одобрен […]
      • Закон фз-5 от 12011995 Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 […]
      • Пункт по расчету субсидий Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 14 […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.