Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов по которым проводится и

12. Общественная экологическая экспертиза

Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в публичных слушаниях по ОВОС для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию, государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ст. 19).

Хотя Закон устанавливает, что общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, инициатива граждан и органов местного самоуправления имеет значение лишь тогда, когда она совпадает с желанием самой общественной организации провести экспертизу. Ни граждане, ни органы местного самоуправления не могут диктовать свою волю общественным объединениям, и соответственно их инициатива может не иметь юридического значения.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

В соответствии с Законом общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. С такой позицией можно согласиться, поскольку важно иметь предложения общественности по объекту экспертизы на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы Федеральный закон (ст. 22) наделяет общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, специальными правами:

• получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;

• знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

• участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

По условиям проведения общественной экологической экспертизы в законодательстве имеются существенные коллизии. Закон «Об охране окружающей природной среды» особых предварительных условий не ставит. В соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления.

Имеются основания усомниться в конституционности регистрационного порядка проведения общественной экологической экспертизы. Статья 30 Конституции России гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что если уставом общественной организации предусматривается проведение общественной экологической экспертизы, то такая организация вправе проводить ее без дополнительных условий.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» между тем устанавливает, что орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Закон определяет также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

Общественной организации (объединению), организующей общественную экологическую экспертизу, вменяется в обязанность известить население о начале и результатах ее проведения.

В статье 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае,если:

• общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

• общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

• порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

• устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;

• требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Между государственной и общественной экологической экспертизами имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной а государственная – обязательной. Второе различие связано юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

www.bibliotekar.ru

Общественная экологическая экспертиза

Опубликовал: Eduard в Земельное право 07.10.2017 0 278 Просмотров

З аконодательство РФ не содержит четкого порядка проведения общественной экологической экспертизы, но общие требования и условия проведения такой экспертизы все-же закон устанавливает (ст.ст. 19-25 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Общественная экологическая экспертиза во многом схожа с государственной экологической экспертизой .

Общественная экологическая экспертиза проводится либо до проведения государственной экологической экспертизы ли одновременной с ней. В данном законе устанавливается права граждан и общественных организаций на:

  • инициативу в проведении общественной экологической экспертизы какой-либо деятельности, от которого зависит интерес населения в безопасной окружающей среде,
  • возможность направлять предложения исполнительным органам государственной власти по вопросам экологии в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности,
  • получение органов власти информации о результатах проведения государственной экологической экспертизы,
  • действия в сфере экологической экспертизы, которые не являются противозаконными.
  • Кто инициирует общественную экологическую экспертизу?

    В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такими субъектами являются граждане и общественные организации (объединения), органами местного самоуправления. В статье также называется еще субъект непосредственной организации общественной экологической экспертизы – это общественные организации, целью деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

    То есть, существует специальный субъект, который обладает достаточными знаниями и навыками проведения экологической экспертизы. Такие организации создаются с целью проведения деятельности в сфере охраны окружающей среды. Как правило, такие организации являются некоммерческими.

    Объекты общественной экологической экспертизы

    О бъекты общественной экологической экспертизы и государственной экологической экспертизы совпадают, на это прямо указывает статья 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

    Но существуют определенные ограничения в отношении объектов экологической экспертизы, которые составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

    Государственная тайна — определяется как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 года №5485-1 «О государственной тайне». В данном законе перечисляется конкретный перечень объектов, которые являются государственной тайной.

    Коммерческая тайна — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне»)

    Таким образом все, что подпадает под понятие тайна, не может быть объектом общественной экологической экспертизы.

    Условия проведения общественной экологической экспертизы

    Д ля проведения подобной экспертизы закон устанавливает наличие определенных условий проведения. К таким условиям относятся:

  • общественная экологическая экспертиза проводится до или во время проведения государственной экологической экспертизы,
  • возможность проведения общественной экспертизы независимо от государственной по одним и тем же объектам экспертизы,
  • общественная экспертиза осуществляется при государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. Если заявление поступило от 2-ух и более организации на проведение экологической экспертизы по одному и тому же объекту, имеется возможность создания единой экспертной комиссии.
  • Порядок проведения общественной экологической экспертизы

    Подача заявления

    В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление. Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:

  • граждане,
  • общественные организации (объединения),
  • общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.

В заявлении должна быть информация о:

  • идентификационные данные заявителей,
  • адреса регистрации и местонахождения,
  • составе экспертной комиссии,
  • об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки проведения экспертизы.
  • Рассмотрение заявления органом местного самоуправления

    М естная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации. Если в течении 7 дней в регистрации не было отказано, то считается, что заявление принято и зарегистрированным.

    Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • экспертиза была ранее проведена дважды в отношении объекта экспертизы,
  • если объект экспертизы составляет государственную тайну,
  • общественная организация не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
  • если в уставе общественной организации не установлено основной деятельностью охрана окружающей среды. Таким образом, орган местного самоуправления осуществляет контроль по допуску профессионального лица к организации и проведению экологической экспертизы;
  • нарушена форма заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
  • Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

    Общественная экологическая экспертиза: организация и проведение

    К ак мы уже сказали, общественная экологическая экспертиза проводится общественной организацией, основной деятельностью которой является охрана окружающей среды. В первую очередь они должны известить население о проведении такой экспертизы. Как правило, организатор проведения экологической экспертизы опубликовывает информацию о проведении экспертизы в региональных СМИ.

    Подготовка заключения общественной экологической экспертизы

    П одготовка заключения экологической экспертизы – это коллективная деятельность, направленная на изучение объекта экспертизы с вынесением выводов комиссией общественной экологической экспертизы. В комиссию привлекаются лица, обладающие специальными знаниями на профессиональном уровне.

    Утверждение заключения общественной экологической экспертизы

    Н емаловажным этапом экспертизы является этап его признания, утверждения уполномоченным на то органом. Таким органом является федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Заключение приобретает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом государственной власти.

    После утверждения общественной экологической экспертизы в течение 5 дней заключение направляется заказчику, то есть инициаторам экспертизы. Также такое заключение может быть направлено заинтересованным организациям.

    © Общественная экологическая экспертиза

    konra.ru

    Порядок проведения общественной экологической экспертизы

    Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

    В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

    Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

    Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

    Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

    — получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;

    — знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

    — участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

    Общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

    В законодательстве предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:

    — общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

    — общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

    — порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

    — устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;

    — требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

    Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная — обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

    Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы учитывается комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке своего заключения.

    45. Техническое регулирование качества продукции: технические регламенты, стандартизация, сертификация.

    Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

    В содержании технического регулирования можно выделить два основных экологически значимых элемента:

    — установление, применение и исполнение требований ко всем стадиям обращения с экологически значимой продукцией, а также выполнения работ и услуг;

    — оценку их соответствия.

    При этом выделяется два вида требований в зависимости от их юридической силы: обязательные и добровольные. Принципы, положенные в основу такого деления, будут рассмотрены ниже при изложении деталей технического регулирования.

    Техническое регулирование с таким содержанием — новое направление развития российского законодательства. Его основы закреплены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании». В целом современный подход законодателя к регулированию технического регулирования можно считать прогрессивным, отвечающим общественным потребностям, в том числе применительно к достижению целей охраны окружающей среды.

    Цели и задачи технического регулирования более широкие, нежели обеспечение охраны окружающей среды и защиты экологических интересов общества. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности продукции, работ и услуг. Под безопасностью продукции, работ и услуг понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

    Для достижения целей экологического права техническое регулирование важно в той степени, в какой создание и использование разнообразной продукции может оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Речь идет, к примеру, о такой продукции, как автомобили, другие транспортные средства, оборудование буровых установок, агрохимические средства (минеральные удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйствах) и т.п.

    Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором, ратифицированным Российским государством в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

    Обратим внимание на то, что техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования.

    В Законе прямо предусматривается исключительный перечень целей принятия технических регламентов. Ими являются:

    — защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    — охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

    — предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

    Для достижения целей технического регулирования важное значение имеет вопрос о содержании технических регламентов. С учетом степени риска причинения вреда той или другой продукцией (работами) в технических регламентах должны устанавливаться минимально необходимые требования, обеспечивающие, в частности, безопасность излучений; биологическую безопасность; химическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования. При этом требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения названных выше целей принятия регламента.

    Технический регламент должен совершенно конкретно определять сферу его действия. В нем должен содержаться исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться также правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

    Федеральным законом «О техническом регулировании» предусматривается два вида технических регламентов:

    — общие технические регламенты;

    — специальные технические регламенты.

    В отношении экологически значимых объектов технической регламентации принимаются общие технические регламенты. Согласно Закону такие регламенты принимаются по вопросам: биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

    Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов и степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

    И общими, и специальными техническими регламентами устанавливаются обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

    В качестве основы для разработки проектов технических регламентов полностью или частично могут использоваться международные стандарты и (или) национальные стандарты.

    На современном этапе экологическая стандартизация регулируется в едином процессе правового технического регулирования.

    Под экологической стандартизацией понимается деятельность по установлению экологических правил и требований в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг по их экологическим характеристикам.

    В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях:

    — повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

    — повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    — обеспечения научно-технического прогресса;

    — повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

    — рационального использования ресурсов;

    — технической и информационной совместимости;

    — сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

    По-новому сформулированы принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

    — добровольного применения стандартов;

    — максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

    — применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

    — недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения названных выше целей стандартизации;

    — недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

    — обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

    Концептуально новым является принцип добровольного применения стандартов. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

    До принятия Федерального закона «О техническом регулировании» значительная часть стандартов содержала требования, обязательные для применения. Таким образом, в настоящее время обязательные требования устанавливаются техническими регламентами, а стандарты, направлены на детализацию положений регламентов, необязательны, исполняются добровольно.

    Законом предусмотрен широкий ряд форм документов в области стандартизации. К ним относятся:

    — правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

    — применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

    Работу по стандартизации организует специально уполномоченный орган. В настоящее время это Государственный комитет РФ по стандартизации. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:

    — утверждает национальные стандарты;

    — принимает программу разработки национальных стандартов;

    — организует экспертизу проектов национальных стандартов;

    — обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

    Экологическая сертификация занимает важнейшее место в механизме экологического права. Как мера охраны природы и экологических прав граждан экологическая сертификация имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами — в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы — проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы — это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации — готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертификации являются новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.

    С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг. Она способствует:

    — предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению экологического и экогенного вреда;

    — внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

    — производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;

    — созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;

    — совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью;

    — предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;

    — интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

    Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Экологическая сертификация проводится уполномоченным органом для подтверждения соответствия объектов экологическим требованиям.

    Особенностью правового регулирования экологической сертификации является то, что в новейшем экологическом законодательстве требования о ней предусмотрены в ряде актов.

    Так, требования обязательной экологической или экологически значимой сертификации применительно к некоторым видам объектов установлены законодательством. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» обязательной сертификации подлежит товар (работа, услуга), в отношении которого законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя (ст. 7).

    В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» на территории Российской Федерации только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха, допускаются производство и использование топлива. Производство и использование технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок также допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. Такие сертификаты выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    studopedia.org

    Смотрите еще:

    • Закон как форма права виды 38. Закон: понятие, признаки, виды. По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты. Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами […]
    • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
    • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.