Очередь на переселение в иркутской области

Очередь на переселение в иркутской области

Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 125-ФЗ определяет очередность предоставления жилищных субсидий:

первая очередь – инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

вторая очередь – пенсионеры;

третья очередь – граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

четвертая очередь – работающие граждане.

Согласно законодательству, действовавшему до 1 января 2012 года, если граждане состояли в очереди пенсионеров или работающих и у них изменились основания, согласно которым они были поставлены на учет на получение социальных выплат на приобретение жилья, например, наступление инвалидности, то в соответствии с пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, они переводились в очередь инвалидов по дате подачи своего первоначального заявления. Из-за этого происходили изменения номера очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

С 1 января 2012 года, в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан, установленную статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 и подпунктом «б» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрены условия снятия граждан с учета, в том числе выезд в другую местность на постоянное место жительства.

Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат на приобретение жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях, по месту постоянного проживания, т.е. с новой датой постановки на учет.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина — участника подпрограммы признаются следующие граждане:

для выезжающих из районов Крайнего Севера:

постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

для выехавших из районов Крайнего Севера:

прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, если они по прежнему месту жительства были вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемые посредством государственных жилищных сертификатов, предоставляются только на покупку готового жи­лья. Использование сертификата на этапе строительства жилого дома не предусмотрено.

Можно ли жилищный сертификат обналичить и купить квартиру в другой области?

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта, являющегося местом жительства гражданина.

Мера социальной поддержки на приобретение жилого помещения для каждого ветерана Великой Отечественной войны рассчитывается, согласно статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах», как произведение 36 квадратных метров и значения средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федераций, и составляет на всей территории субъекта Российской Федерации одно значение, что дает возможность использовать полученную сумму для приобретения жилья в выбранном населенном пункте на территории данного субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, реализовать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории другого субъекта Российской Федерации не представляется возможным.

irkobl.ru

Очередь на переселение с севера Приангарья может затянуться на 130 лет

Более 50 тысяч людей сегодня живут в районах Иркутской области, приравненных к Крайнему Северу.

В своё время их заманивали туда рабочими местами, хорошими льготами, большими перспективами и «светлым будущим». Теперь же народ выстраивается в очередь за жилищными сертификатами, которые, согласно федеральному закону, предоставляют желающим уехать из северных территорий.

В очереди на переселение из районов Иркутской области, приравненных к Крайнему Северу, сегодня стоит 13 118 семей. В этом году «южное» жильё получила 101 семья. Выходит, тем, кто хочет получить заветный жилищный сертификат, нужно прожить ещё минимум 130 лет.

Если в 2011 году из федерального бюджета на жилищные сертификаты для северян было выделено 389,176 млн рублей, то в этом году — только 186,454 млн рублей. Областная казна на эти цели средства не предусматривает.

Социальное «спортлото»

Это сейчас Мамско-Чуйский район называют глухоманью, и многие жители Иркутской области не подозревают о существовании посёлков Мама, Горночуйский, Согдиондон, Витимский… Основывались они на богатых слюдяных месторождениях, в 60-х туда массово ехали выпускники институтов и техникумов. Кто-то приезжал на заработки, оставляя семьи на «большой земле», а кто-то брал билет в один конец.

— У каждого были свои причины приехать сюда. Как в песне поётся? А я ехал за туманом и за запахом тайги, — говорит пенсионерка из Мамы Алина Антонова. — Я переехала сюда из Черемхово в 1968 году, мне был 21 год. Развелась с мужем и решила бежать. Ну и деньги здесь платили неплохие.

Работали на гольце Комсомольский. Чтобы попасть на рабочее место, каждый день ходили по три километра в гору. Восьмичасовой рабочий день круглый год проводили, если так можно сказать, на свежем воздухе.

— Я была выборщицей, — продолжает Алина Владимировна. — Нам привозили породу на самосвале, вываливали её на площадку, а мы разбивали камни и отбирали из общей массы слюду.

И так 11 лет. За это время женщина вышла второй раз замуж, за горняка. У них родилась дочь. Потом перебрались на рудник Горная Чуя, где Алина Владимировна работала кочегаром в котельной. Через четыре года пришлось уйти: стало болеть сердце. Дальше была административная работа — завхоз в больнице и сторож. Северного стажа у женщины накопилось 37 лет.

— В очереди на переселение мы стояли с 1997 года. В начале этого года были где-то 1800-е, — рассказывает пенсионерка. — В общем, решили бросить это дело. Смысла нет бегать, собирать бумажки, если тебе «не посчастливилось» быть инвалидом…

Согласно федеральному закону о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, этих самых граждан выстраивают в четыре очереди, в первой из которых стоят инвалиды I и II группы, инвалиды с детства. Во второй очереди — пенсионеры, далее идут безработные и работающие. Так как первая постоянно пополняется, получить сертификат для людей из последующих списков — всё равно что выиграть в лотерею, большая удача.

Однако если кому-то кажется, что все инвалиды поголовно получили свои сертификаты, то они глубоко ошибаются. Ещё один труженик севера — инвалид второй группы Леонид Осипенко отправил в адрес редакции «АиФ в ВС» письмо со своей историей.

— Мне сейчас 73 года. На севере я «отрубил» 29 лет, — пишет пенсионер. — Все, кто стоит в этой очереди, потихоньку помирает, так и не дождавшись помощи. Недавно умер мой друг, ему было 74 года. Я тоже уже, наверное, и не доживу.

У семерых нянек…

Кандидат географических наук Владимир Парфенов, который с 1998 по 2006 год занимал должность заместителя председателя комитета по развитию Севера администрации Иркутской области, рассказывает, что первый федеральный закон был издан в начале 90-х, когда из-за экономического кризиса у людей начали «сгорать» их многолетние накопления. Тогда этой проблемой занялись серьёзно.

Финансирование, как и сейчас, было федеральное. Для эффективности исполнения закона в Иркутской области в период с 1999 по 2005 годы работала программа по регулированию численности экономически избыточной части населения северных районов. Её автором был Владимир Михайлович.

— Тогда к решению проблемы привлекали внебюджетные источники. Это были средства либо самого переселенца, либо строительной организации, либо организации, способствующей переселению — например, те, на которые раньше работали эти граждане, — говорит Владимир Парфёнов. — За исполнением следила Общественная палата Российской Федерации, приезжали аудиторы, проверяли по части целевого использования средств.

За семь лет в Иркутской области новое жильё получили порядка 8 тысяч людей. Тогда многие, как выразился Владимир Михайлович, гуманитарно мыслящие люди стали задавать вопрос: «Зачем вы оголяете Север?»

— Мы составили не программу переселения северян на юг области, а программу переселения экономически избыточной части населения, — парировал им Парфёнов. — На дееспособных людей, тех, кто мог ещё принести пользу для территории, программа не распространялась. Этим мы попытались способствовать закреплению людей в этой местности и мотивировали их искать там работу.

В 2006 году региональную администрацию решили реорганизовать, комитет был упразднён, его полномочия раскидали по другим областным инстанциям. А, как говорится, у семерых нянек — дитя без глазу. В частности, северный завоз отдали в департамент ЖКХ, а переселение с районов, приравненных к районам Крайнего Севера, и поддержку коренных народов — в ведомство соцзащиты.

Жить или не жить?

Сейчас можно с уверенностью сказать, что тех, кто остался в том же Мамско-Чуйском районе и не пожалел об этом, немного. Работы в муниципалитете нет. Постепенно закрываются посёлки, куда когда-то так стремилась молодёжь в поисках лучшей жизни. Ежегодно на содержание этих территорий регион тратит миллиарды рублей. Какие перспективы ждут Север — неясно.

— В Советском Союзе процессы освоения, обживания, заселения, закрепления населения на территориях Севера звучали в каждой научной работе. Но в 90-х в России прошла мирная революция, изменился политический строй, название страны и законы, менталитет, изменилось отношение к территориям и природным ресурсам. Они стали принадлежать не государству, а частному капиталу. Всё кардинально изменилось, — говорит Парфёнов. — В частные руки был передан и вопрос привлечения людей на Север. У каждой компании есть своя стратегия развития, своя политика, и они делают только то, что выгодно им.

Вопрос, что выгоднее же всё-таки государству — вывезти людей или создать им нормальные условия для жизни (качественная медицинская помощь, доступность товаров и услуг), — также висит в воздухе. «АиФ в ВС» направил его в министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области, которое сейчас распоряжается федеральными деньги, выделенными на переселение.

— Северяне — это федеральное финансирование, поэтому в настоящий момент неизвестно, будут ли выделены средства на такие цели. Говорить о том, что выгоднее государству, мы не можем, так как действия федерального центра комментировать некорректно, — отметили в министерстве.

Комментарий:

Николай Воробьев, старший научный сотрудник лаборатории социальной географии Института географии им.В.Б. Сочавы СО РАН:

— На мой взгляд, власти страны взяли на себя слишком большие обязательства, с которыми теперь не справляются. Переселение с Севера — смутный вопрос. С одной стороны, тем людям, которые хотят уехать, нужно дать такую возможность. Тем, кто наработал стаж, нет смысла там сидеть. Но весь Север выселять, наверное, нелепо. Поэтому нужно улучшать жилищные условия в северных муниципалитетах — делать доступнее товары и услуги, давать льготы на транспорт. Теоретическая сторона этой идеи была высказана ещё лет 30-40 назад, но в жизнь её так и не воплотили. К сожалению, нет здесь одного простого, лёгкого и быстрого решения.

www.irk.aif.ru

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Социальный телефон: 8-800-100-22-42 , в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00, звонок на номер с любой территории Иркутской области является бесплатным

Обеспечение жильём граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Обеспечение жильём граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года
№ 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальные выплаты на приобретение жилья предоставляются за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации. Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Граждане, желающие встать на учет, должны обратиться по месту жительства в территориальные управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области со следующими документами:

а) заявление по форме согласно приложению N 1;

б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении);

г) документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации);

д) копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, — для пенсионеров;

справка об инвалидности — для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным — для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания;

е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

ж) документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).

Право на социальные выплаты на приобретение жилья удостоверяется государственными жилищными сертификатами, которые реализуются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года
№ 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Одним из условий выдачи государственных жилищных сертификатов является участие гражданина в основном мероприятии. Для этого необходимо подать заявление по форме согласно приложению № 1, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 в период с 1 января по 1 июля текущего года об участии в основном мероприятии на следующий год по месту жительства. На основании поданных гражданами заявлений о выделении сертификата формируется сводный список граждан – участников основного мероприятия по Иркутской области и направляется в срок до 1 сентября текущего года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В Иркутской области 4% средств на переселение из Севера пойдёт на жильё для работающих граждан

В Иркутской области внесены изменения в постановление регионального правительства, согласно которым с 2017 года 26% федеральных денег, выделяемых на переселение людей из районов Крайнего Севера, пойдут для пенсионеров, а 4% — для работающих граждан. Такое предложение уполномоченного по правам человека в регионе Валерия Лукина поддержали областные власти, сообщает 15 сентября 2016 года пресс-служба омбудсмена. Напомним, ранее все 30% средств, которыми могла распоряжаться область, шли только пенсионерам.

Валерию Лукину регулярно поступают жалобы людей, живущих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на нарушение прав на предоставление жилищной субсидии, в том числе, от тех, кто состоит в четвертой очереди – работающие граждане. Эта очередь на протяжении 14 лет оставалась без движения. На 1 января 2016 года в ней состояло 2337 семей, при этом их численность ежегодно увеличивается.

В соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются, в первую очередь — инвалидам; во вторую – пенсионерам; в третью очередь – гражданам, признанным в установленном порядке безработными; в четвертую очередь – работающим гражданам. Изначально закон предусматривал жесткий порядок очередности, т.е. пока не закрыта первая очередь, ко второй переходить было нельзя, но в 2012 году регионам России, по инициативе Законодательного Собрания Иркутской области, дали право самостоятельно распоряжаться 30% федеральных средств, отпускаемых на эти цели. Наша область тогда решила направлять их на вторую очередь.

Иркутской области в 2015 году было перечислено 373,16 млн рублей, что составляет только 1,2% от потребности на предоставление социальных выплат для приобретения жилья гражданам. За 2015 год было предоставлено всего 157 жилищных сертификатов в том числе: 118 нуждающимся из первой очереди и 39 из второй. Не обеспечены социальными выплатами граждане, состоящие на учете еще с 1994 года, сообщает Валерий Лукин. Тогда омбудсмен обратился в региональное правительство с просьбой внести изменение в свое постановление, чтобы сертификаты доставались и работающим северянам.

baikal-info.ru

Правила формирования очередности «северян» для получения социальных выплат для приобретения жилья

Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается острейшей социальной проблемой. К таким категориям граждан относятся лица, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Одним из наиболее эффективных способов жилищного обеспечения указанных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством предоставления государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы».

В Иркутской области на 1 января 2014 года на учете состоят 12971 граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В 2013 году области из федерального бюджета на финансирование социальных выплат было выделено 186 453 700 рублей. Государственные жилищные сертификаты для приобретения жилья были предоставлены 101 семье.

При наличии такой большой очереди у граждан возникает множество вопросов о порядке ее формирования.

С 01.01.2003 условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статья 2 названного закона определяет очередность предоставления жилищных субсидий: первая очередь – инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; вторая очередь – пенсионеры; третья очередь – граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; четвертая очередь – работающие граждане.

Списки формируются по указанным категориям в хронологической последовательности по дате постановки граждан на учет, имеющих право на предоставление жилищных субсидий. Очередь формируется по субъекту Российской Федерации.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.

До 1 января 2012 года, согласно пункту 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет, им предоставлялись жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определялась по номеру и дате подачи первоначального заявления). По этой причине происходили изменения номера очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Например, за период 2011 года из очереди «работающие» в очередь «пенсионеры» в связи с наступлением пенсионного возраста были переведены 223 человека. При этом сохранилась первоначальная дата их постановки на учет, в связи с чем, возможно изменился номер очереди у граждан, которые встали на учет позднее.

С 1 января 2012 года в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет, очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан и в настоящее время номера в очереди изменяться в сторону увеличения не должны.

Прокурор отдела по надзору
за исполнением законодательства
в социальной сфере Н.А. Слинкова

www.irkproc.ru

Смотрите еще:

  • Приказ на дополнительные дни отдыха донору Если работник – донор Для граждан, решившихся стать донорами крови и ее компонентов, законодатели предусмотрели ряд гарантий (ст. 186 ТК РФ). Прежде всего сотрудник-донор освобождается от работы в день сдачи. […]
  • Закон по противодействию экстремизму Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ"О противодействии экстремистской […]
  • Какие льготы имеют военные пенсионеры по налогам в 2018 году Перечень и правила предоставления налоговых льгот военным пенсионерам Правительство РФ считает необходимым облегчать условия уволившихся со службы и в связи с этим регулярно проводит реформы в различных […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.