Основной закон о культуре

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 октября 1992 года №3612-1

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 23.06.1999 г. №115-ФЗ, 27.12.2000 г. №150-ФЗ, 30.12.2001 г. №194-ФЗ, 24.12.2002 г. №176-ФЗ, 23.12.2003 г. №186-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 31.12.2005 г. №199-ФЗ, 03.11.2006 г. №175-ФЗ,29.12.2006 г. №258-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 21.12.2009 г. №335-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ, 22.04.2013 г. №63-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2014 г.), 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 30.09.2013 г. №265-ФЗ, 05.05.2014 г. №102-ФЗ, 21.07.2014 г. №216-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2015 г.), 21.07.2014 г. №256-ФЗ, 01.12.2014 г. №419-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2016 г.), 28.11.2015 г. №357-ФЗ, 26.07.2017 г. №205-ФЗ, 29.07.2017 г. №234-ФЗ, 05.12.2017 г. №392-ФЗ)

выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,

Раздел I. Общие положение


Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.

В случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре, издаются нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.

Статья 3. Основные понятия

Используемые в настоящих Основах термины означают:

Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов — исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности и проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов Российской Федерации — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации — совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Культурные аспекты программ развития — перспективы социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре

Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование;

(В абзац девятый статьи 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.2013 г. №185-ФЗ)

научные исследования культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры

Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.

base.spinform.ru

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ

Андрюхина Элина Петровна — старший преподаватель МГЮА, кандидат юридических наук.

Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций, отмеченных в Федеральной целевой программе «Культура России (2001 — 2005 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 955:
1. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.
2. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.
Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально — политической жизнью общества. С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.
Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года , в том числе: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие жанры и виды искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
———————————
См.: Ведомости РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
Законодательство в сфере культуры можно разделить на международное и внутреннее законодательство Российской Федерации.
С точки зрения формирования межгосударственной позиции по вопросам регулирования культурной сферы наиболее важны следующие международные правовые акты:
Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года), Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (Стамбул, 6 марта 1993 года), Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 года), Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гренада, 3 октября 1985 года), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года), а также многие другие международные акты, направленные в большинстве своем на охрану различных культурных ценностей, формирование единого культурного пространства (мирового или европейского) в той или иной сфере культурной деятельности.
Внутреннее законодательство Российской Федерации в сфере культуры подразделяется на федеральное законодательство (в свою очередь делящееся на законодательные акты и подзаконные нормативные акты) и законодательство субъектов Российской Федерации, также имеющее деление на законодательные и подзаконные нормативные акты. Кроме того, в структуру внутреннего законодательства страны включаются нормативные акты, принятые на уровне местного самоуправления.
Законодательством о культуре установлено четыре уровня компетенции в указанной сфере:
Первый уровень — компетенция федеральных органов государственной власти и управления в области культуры, предусмотренная п. «е» ст. 71 Конституции РФ и ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, включая обеспечение прав и свобод человека в сфере культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития и др.
Второй уровень — совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга в соответствии со ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. В совместную компетенцию включаются: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко — культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально — технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.
Третьим уровнем является компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере (ст. 39 Основ законодательства о культуре).
Законодательство субъектов Российской Федерации в области культуры регулирует обширный круг вопросов.
Четвертый уровень — компетенция, согласно ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, органов местного самоуправления в указанной области.
Рассмотрим некоторые из названных уровней.
1. Формирование структуры законодательства о культуре в нашей стране в том виде, в каком оно систематизировано в настоящее время, берет свое начало с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 года N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Этот нормативный правовой акт признал основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, населяющих территорию Российской Федерации. Основными его задачами были признаны обеспечение и защита конституционных прав граждан на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации, определение принципов и правовых норм субъектов культурной деятельности, а также определение принципов государственной политики в области культуры, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Кроме того, в Основах были закреплены основные понятия и категории, используемые в законодательстве по вопросам культуры, в частности такие, как «культурная деятельность», «культурные ценности», под которыми понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко — культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко — культурном отношении территории и объекты.
Таким образом, если ранее главным для отнесения ценностей к категории «культурных ценностей» являлось наличие такого элемента, как акт творчества, то в соответствии с указанным определением данное понимание «культурных ценностей» представляется несколько зауженным.
Действительно, достаточно сложно найти элемент творчества в нравственных и эстетических идеалах или нормах и образцах поведения, в понятиях «культурные блага», «творческий работник», «культурное достояние народов Российской Федерации».
Но главное — было дано понятие государственной культурной политики (политики государства в области культурного развития) как совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
На базе Основ ввиду разнообразия областей культурной деятельности было принято множество законодательных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в культурной сфере, в том числе:
— Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах ;
———————————
См.: Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1311.
— Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» ;
———————————
См.: Ведомости РСФСР. 1978. N 51. Ст. 1387.
— Закон РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» ;
———————————
См.: Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
— Закон РФ «О средствах массовой информации» ;
———————————
См.: Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
— Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» ;
———————————
См.: СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4698.
— Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» ;
———————————
См.: СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.
— Федеральный закон «О библиотечном деле» ;
———————————
См.: СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2.
— Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ;
———————————
См.: СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.
— Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» ;
———————————
См.: СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.
— Федеральный закон «О национально — культурных автономиях» ;
———————————
См.: СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.
— Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» ;
———————————
См.: СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.
— Федеральный закон «О народных художественных промыслах» .
———————————
См.: СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234.
В то же время нельзя четко определить место Основ законодательства Российской Федерации о культуре в иерархической системе нормативных правовых актов. Во второй статье Основ говорится, из каких нормативных правовых актов состоит законодательство Российской Федерации о культуре, однако лишь по отношению к законодательным актам субъектов Российской Федерации установлено правило, что в случае возникновения разногласий между законодательными актами субъектов Российской Федерации и указанными Основами действуют нормы Основ. Сложнее разрешаются проблемы в случае возникновения противоречий между федеральными законами, регулирующими различные вопросы сферы культуры, и Основами законодательства Российской Федерации о культуре — в связи с тем, что Основы приняты до утверждения всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 г., а подавляющее большинство законодательных актов, регулирующих отдельные вопросы в культурной сфере, увидели свет уже после 1993 года и, соответственно, изначально не противоречили Конституции Российской Федерации. Кроме того, по общему правилу, если в законе не указано иное, то в случае противоречия одного законодательного акта другому предпочтение при решении вопроса отдается более позднему и специальному законодательному акту. Поэтому Министерство культуры Российской Федерации совместно с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации и соответствующим комитетом Совета Федерации ведут активную работу по решению этой проблемы.
Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:
Гражданский кодекс Российской Федерации: в части вопросов изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;
Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны и т.д.;
Уголовный кодекс Российской Федерации: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей;
Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко — культурного назначения;
Градостроительный кодекс Российской Федерации: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»: по вопросам правового статуса организаций культуры;
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»: в части оказания финансовой и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий

www.lawmix.ru

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 21 декабря 2009 г., 8 мая 2010 г., 22 апреля, 2 июля, 30 сентября 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 26, 29 июля, 5 декабря 2017 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,

признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,

отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,

Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

9 октября 1992 года

Регулируется культурная деятельность в области использования памятников истории и культуры, в области художественной литературы, кинематографии, сценического, музыкального искусства, архитектуры и дизайна, фотоискусства, других видов и жанров искусства.

Закрепляется неотъемлемое право на культурную деятельность каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Государство гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования, за исключением статьи 17, которая вступает в силу с момента вступления в силу закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей; части третьей статьи 45, которая вводится в действие в сроки, устанавливаемые Верховными Советами республик в составе РФ, Советами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными Советами народных депутатов

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 46 ст. 2615, в «Российской газете» от 17 ноября 1992 г. N 248

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 265-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2013 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 335-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Новый закон о культуре – угроза разрушения культурного пространства и саморазрушения общества. Полное отсутствие ориентиров и качественных критериев, оправдание творческого эгоизма и безответственности. Необходимо не допустить принятия закона

Новый закон о культуре – это апофеоз свободы, доведенной до саморазрушения общества. Полное отсутствие ориентиров и качественных критериев, оправдание творческого эгоизма и безответственности. Необходимо не допустить принятия данного закона.Открытое письмо к депутатам Государственной Думы Российской ФедерацииУважаемые господа депутаты!В настоящее время в Государственную Думу внесен Закон о культуре (законопроект № 617570-5). По нашему мнению данный законопроект чрезвычайно опасен. Подход к культуре, заложенный в проект закона, способен разрушить единое культурное пространство России, окончательно подорвать базовые культурные ценности.Понятие культурных ценностей в проекте закона чётко не сформулировано. Определение культурных ценностей даётся с помощью перечисления крайне неоднородных элементов. В соответствии со статьёй 2 (п.5) культурными ценностями являются: «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». Т.о. любое произведение культуры и искусства попадает в разряд культурных ценностей. Понятие ценности перестаёт быть характеристикой качества произведения и становится простым синонимом единицы учёта. Культурную ценность по данному закону легко произведёт каждый, стоит ему только заняться культурой. Закон определяет свободу творчества предельно широким образом. В соответствии со статьёй 10., п. 1.: «Государство гарантирует каждому свободу всех видов творчества, право на все виды и формы творческой деятельности в соответствии с его интересами и способностями». Никакой функции общественной полезности или общественной значимости при этом не предполагается. По данному закону творчество трактуется как сугубо личное дело каждого. Общество не должно вмешиваться в творческий процесс. За кадром остаётся размещение результатов творчества в публичном пространстве. Почему-то молчаливо считается, что любой продукт творчества имеет право на публичность только потому, что так решил его автор. После принятия данного закона общество не сможет приструнить арт-хулиганов. Государство будет обязано защищать их творческие акты, в том числе, и тогда, когда они будут размещать свои неприличные объекты и перфомансы в самых людных местах — в соответствии с их собственными «интересами и способностями».Закон защищает право на создание культурных ценностей, и это относится не только к предметам культуры (или «искусства»). Среди культурных ценностей числятся также «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения». При этом закон не предусматривает никакой содержательной, качественной оценки этих идеалов и норм, и не потому, что это нереализуемо технически, а потому, что это противоречит его идеологии. По данному закону каждый получает возможность создавать себе нормы и идеалы по своему вкусу.Статья 9. Право на культурную самобытность.1. Каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.2. Культурные сообщества, как формальные, так и юридически не оформленные, имеют право на государственную поддержку в сохранении и развитии их культурной самобытности, обеспечение ее защиты.Нравственность перестаёт быть внеположенной по отношению к личности. Если данный закон будет принят, апелляция к нравственности как к общественной категории будет незаконной. Закон обещает защиту каждому его собственной нравственности (или безнравственности – это уже как кому угодно, по закону безнравственность станет лишь одной из разновидностей нравственной ориентации).Однако эти идеалы и нормы не будут лишь частным делом. Они неизбежно попадут в публичное пространство, поскольку закон обещает защиту подобных, самостоятельно определяемых ценностей не только гражданам, но и культурным сообществам. Под культурным сообществом, как это определяет Статья 2 (п.3), понимается «форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации».Итак, культурное сообщество не обязано иметь никаких внешних формальных признаков, достаточно лишь желания участников считать себя членами сообщества. Подобный либеральный подход приведёт к тому, что закон будет использоваться для защиты самобытности любых деструктивных групп и течений, и в первую очередь – движения гомосексуалистов и транссексуалов (ЛГБТ-движения). После принятия закона пропаганда гомосексуализма будет окончательно легализована. В законе сказано (ст. 31) , что культурное разнообразие будет сохраняться и развиваться «на основе гарантии свободы выражения мнений, плюрализма средств информации и коммуникации, языкового разнообразия, равного доступа к возможностям для художественного творчества, к знаниям, в том числе с использованием цифровых технологий, и обеспечения физическим лицам, этническим и иным культурным сообществам Российской Федерации доступа к средствам выражения и распространения идей». Иными словами, гарантируется и будет всячески поощряться пропаганда идей любого культурного сообщества. После этого на идее сохранения традиционной для России культуры можно будет поставить крест.По сути, закон защищает исключительно культурное право меньшинств. Любая большая традиция рассматривается как угроза реализации прав конкретного человека. В соответствии со статьёй 22, «права и свободы человека в сфере культуры приоритетны по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей». Это следует читать так, что если закон будет принят, Церковь уже не сможет публично призывать граждан не делать аборты, носить приличную одежду, уважать собственную историю и т.д. Общественные инициативы Церкви могут быть расценены как попытки принуждения к следованию христианской культуре, что угрожает самобытности граждан, христианами не являющимися, а потому могут быть пресечены в судебном порядке.Исторического духовного и культурного богатства России закон не видит. В вводной части мельком сказано, что национальное культурное достояние может быть и нематериальным (ст.2, п. 7). Однако когда речь заходит собственно о культурном достоянии и наследии, обсуждаются допустимые действия по отношению исключительно к материальным объектам культуры (глава VIII). Закон следует популярной сегодня установке: ценно лишь то, ценность чего выразима в деньгах.То, что закон носит рамочный характер, не делает его менее опасным. Документы общей направленности могут быть основанием для вынесения судебных решений по частным случаям.В качестве примера можно привести свежий прецедент из судебной практики Германии. Недавно административный суд Кельна отменил решение Федерального цензурного учреждения Германии, не рекомендовавшего альбом скандальной группы Rammstein для распространения среди молодёжи. Этот мягкий цензурный запрет был наложен, поскольку одна из песен альбома, послужившая основой для его оформления, является очевидной пропагандой садизма. Суд, отменивший цензурное решение, мотивировал свои действия тем, что оказалось нарушено право «артистов на самовыражение, гарантированное им конституцией страны».У нас в качестве такой дубины, защищающей право антикультуры, может быть использован данный закон. Требуем отклонения данного закона.

О Т З Ы Вна Проект ФЗ «О культуре в Российской Федерации»Представленный Проект ФЗ «О культуре в Российской Федерации» семантически ничего общего не имеет с истинной культурой. Скорей всего он может быть назван «О культурном вторичном сырье (утильсырье) в РФ».Это вывод следует из следующих логических рассуждений и системного анализа:1. В соответствии с данными директора Российского института культурологии профессора Разлогова К.Э. (см. Культурология между прошлым и будущим //От краеведения до культурологии. – М., 2002. С. 15) в литературе присутствует 2000 определений концепта «культура». Авторы Проекта «родили» 2001-е определение культуры, на основе которого средствами бравого рассудка (который, по выражению Бернара, уводит в дурную бесконечность) возомнили создать ФЗ о культуре. По логике толерантности такой прецедент предполагает необходимость принятия еще 2000 аналогичных ФЗ. Поскольку это абсурд, то деяние авторов Проекта следует рассматривать как идеологическую диверсию против культуры народов России, в первую очередь, народа русов (расенов), который под именем КАП – РАС (Святая Русь) еще во П тысячелетии до н.э. дал первооснову всем основным современным языкам, письменности и культурам (см. Николай Смирнов «Русский исток», ж. Природа и человек (Свет), 1999. №№ 5-8).Таким образом, авторы Проекта, не имея корректной информации о предмете культуры, пытаются представить «кота в мешке» в качестве ФЗ о культуре. С точки зрения формальной логики это не что иное, как логическая ошибка – подмена тезиса. С точки зрения уголовного законодательства – это деяние подпадает под ст.ст. 292 Служебный подлог и 293 Халатность УК РФ.2. Определение культуры, данное авторами Проекта в ст. 2, представляет собой винегрет, градиенты которого остаются методологически неопределенными и несовместимыми друг с другом. И пытаются «накормить» таким ядовитым винегретом народы России. В основу ФЗ «О культуре в РФ» должно быть положено одно из обобщающих определений, которых по нашим научно-методологическим изысканиям не более 10 (они относятся к нормативным определениям разных ракурсов). Все остальные 1990 определений, в том числе и определение, представленное в Проекте, являются ненормативными, и должны быть отправлены в архив, так как создают негативный «информационный шум».Все «нормативные» определения культуры должны содержать ключевые слова: «жизнь», «система», «управление» или их смысловые эквиваленты.Обобщенное (фундаментальное) определение, автор дал в докторской диссертации по культурологии (см. Корень Р.В. Энергоинформационные и функциональные основы фундаментальной культурологии. Автореферат докторской диссертации. – Краснодар, КГУКИ, 2007.).Нормативные определения культуры образуют структурную иерархию: Все-общее, фундаментальное, особенные и частные, учитывающие различные ракурсы. При этом доминирующим является положение о том, что культура является системообразующей и управляющей системой.Этих положений достаточно для того, чтобы сформулировать обобщенное определение концепта «культура», охватывающего всю историю ее становления: «творящую» и «сотворенную». На основании этих выкладок, можно сформулировать Всеобщее (поскольку в его основу положен Всеобщий принцип максимума информации) определение концепта «культура. Автор располагает рамочной (рабочей) и развернутой формами Всеобщего определения концепта культура. Рамочная (рабочая) форма: «Культура – это системообразующая и управляющая энергоинформационная система».Развернутая форма раскрывает механизм управляющего действия культуры.Всеобщего определения культуры онтологически выделяет его из всех существующих определений и соответствует аналогии с Конституцией (Основным Законом), который имеет как прямое действие, так и служит источником права для нижележащих иерархий: Кодексов, Законов и подзаконных актов.Приведенное определение концепта «культура» фактически наделяет культуру фундаментальными функциями управления. С точки зрения системологии и теории познания это означает завершение П этапа познания и переходу к Ш этапу. Эта смена обусловлена тем, что количественные изменения в функционировании приводят к появлению новых качеств, перестройке старой структурно-функциональной решетки и появлению новой (что и обеспечивает сам процесс развития) вплоть до точки, в которой возникает принципиально новая структура, т.е. возникает новый объект, который, в первом приближении, может быть назван культура управления общественными и этническими процессами, что в настоящее время весьма актуально.Если это перевести с научного на обыденный язык, то изложенное означает, что закончилась эра эстетически-развлекательной роли культуры и наступает эра созидательно-управляющей роли культуры. И эту особенность перспективы культуры должен учитывать ФЗ «О культуре в РФ». Однако, один из авторов Проекта ФЗ Г.П.Ивлев, став пятым заместителем Министра культуры РФ, привнес и туда свой негатив ретроспективности культуры, что в полной мере нашло отражение в проекте ФЦП «Культура России (2012-2016 годы.)». Два из шести направлений этой ФЦП полностью посвящены реставрации, консервации и сохранению памятников культуры (мертвой, аморфной материи). И, наоборот, отсутствует направление или хотя бы раздел, посвященный перспективе, познанию культуры и культурологии.ФЗ «О культуре в РФ» должен быть не похоронным маршем и перспективой кладбища с памятниками культуры, а гимном жизни, созидания и развития! Это должны понять законодатели.3. Понятие «культурного сообщества» демонстрирует методологическую безграмотность авторов Проекта, видимо, даже не знакомых с произведениями Л.Н.Гумилева по этногенезу и культурогенезу. Иначе как понимать утверждение авторов: «культурное сообщество – форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры)». «Граждане» и их «свободные объединения» не являются носителями культуры. Носителем культуры является этнос.Таким определением, характеризующим бескультурье, авторы Проекта юридически легализуют сообщества наркоманов, гомосексуалистов, лесбиянок и прочей западно-европейской мерзости, которая привела «Европу к закату» (О.Шпенглер, Ортега-и Гассет и др.).4. Определение: «культурная деятельность (деятельность в сфере культуры)», ставящее знак равенства между этими двумя видами деятельности не только некор-ректно, но и безграмотно. Оно ставит на одну доску режиссера кинофильма и спекулянта, продающего билеты на этот фильм.Корректное определение должно звучать примерно так: «культурная деятельность – это деятельность направленная на усложнение системы культуры и увеличение её разнообразия».5. Культурные ценности бывают двух видов: материальные и духовные. Смешивать их в «одном стакане», как это делают авторы Проекта, – недопустимо и безграмотно.6. Определение «культурного пространства», данное авторами Проекта, некорректно и безграмотно.Для «творящей» культуры – это пространство, где присутствует жизнь.Для «сотворенной» культуры – это ойкумена. (см. Плотников В.И.).7. Определение «… культурная политика» — это нонсенс (см. Кургузов В.Л.).8. Определение: «творческая деятельность – деятельность в сфере культуры, связанная с созданием культурных ценностей и (или) их интерпретацией», данное авторами Проекта – это не что иное как кастрация творчества.Разве работа астронавтов в космосе или охота эскимосов – это не творческая деятельность? Это, во-первых.Во-вторых, такое определение юридически легализует плагиат (негативный вид интерпретации).9. Таким образом, из 13 определений, положенных в основу Проекта ФЗ «О культуре в РФ», по меньшей мере, 7 являются некорректными (ложными посылками).Поэтому дальнейший анализ Проекта бездарей от культуры, теряет смысл, так как в соответствии с формальной логикой: ложные посылки исключают возможность утверждения чего-либо.Первый вице-президент Национальной казачьейАкадемии, академик НКА Р.В. Корень

democrator.ru

Смотрите еще:

  • Ходатайство ненадлежащий ответчик Ходатайство ненадлежащий ответчик В Центральный районный суд г. Омска Истец: ОАО «Уральский трубный завод «Уралтрубпром», 623107, Свердловская область, . Ответчик: М., проживающий: г. Омск, ул. д. . Третье […]
  • Закон о музейном фонде по рф ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 мая 1996 года №54-ФЗ О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 10.01.2003 г. […]
  • Где имеют право останавливать сотрудники дпс Инспекторам ДПС разрешат останавливать машины там, где захочется Стало известно, что на состоявшемся на днях совещании с участием президента Путина замминистра внутренних дел генерал-полковник Александр […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.