Основы раскрытия преступлений

§ 1. Правовые и организационные основы раскрытия преступлений «по горячим следам»

Раскрыть преступление по горячим следам — значит решить эту задачу в максимально сжатые сроки — за трое суток с момента, когда были обнаружены признаки преступления или поступило сообщение о нем (в отдельных, особо сложных случаях, этот срок увеличивают до 10—15 суток). В практике органов внутренних дел и прокуратуры словосочетание «по горячим следам» употребляется в переносном смысле. Его этимологическое значение в русском языке определяется как «. тотчас же, не теряя времени», «по свежим следам».

«По горячим следам» чаще всего расследуются такие преступления, как кражи, грабежи, разбойные нападения, изнасилование, убийства, хулиганство,, мошенничество и некоторые другие.

Протекает такое расследование в специфических условиях: внезапность возникновения ситуации, требующей неотложного реагирования;

дефицит времени для принятия следователем, органом дознания решений и их реализации; высокая динамичность процесса расследования, быстрая смена обстановки, следственных ситуаций; недостаток нужной информации и насущная необходимость безотлагательно использовать все новые данные; противодействие расследованию, сокрытие следов и обстоятельств преступления. Эти условия определяют основные требования к организации и производству расследования «по горячим следам»:

1) максимально быстрое прибытие следственно-оперативной группы на место происшествия, оперативное принятие решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования;

2) безотлагательное включение в работу всех необходимых сил и средств;

3) широкое сочетание типового программирования действий с индивидуальностью расследования; временное ограничение круга выясняемых вопросов только теми, которые служат целям поступательного развития процесса; строгий отбор следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и соблюдение очередности тех и других;

4) высокая интенсивность, оперативность следственных действий, их непрерывность, проведение «широким фронтом», с использованием всего состава следственно-оперативной группы;

5) широкое использование технических средств для максимально полного собирания и фиксации данных при минимальной затрате времени, оперативная передача информации взаимодействующим органам; всестороннее использование помощи специалистов и экспертов для оперативного исследования носителей информации[1].

Реализация этих требований обеспечивается централизованным управлением силами и средствами органов внутренних дел, чтобы обеспечить непрерывность взаимодействия всех подключенных подразделений ОВД и иных органов, а также принять заблаговременные меры, позволяющие адекватно реагировать на возникающую ситуацию. В качестве таких мер могут быть названы:

а) обеспечение постоянной готовности следственно-оперативной группы к выезду на место происшествия и готовности технических средств к работе со следами и иными вещественными доказательствами;

б) обеспечение возможности в любой момент привлечь в состав следственно-оперативной группы специалистов нужного по ситуации профиля. Данные о специалистах должны быть в дежурной части органа внутренних дел или в органе прокуратуры;

в) обеспечение следственно-оперативной группы, выезжающей на место происшествия, типовыми программами неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, рассчитанными на соответствующие ситуации. Эти своеобразные алгоритмы действий должны содержать самые необходимые указания организационного и тактического характера, их не следует перегружать комментариями, научными обоснованиями и т. п. Как правило, такая программа должна содержать перечень действий и мероприятий с указанием их целей, возможных вариантов при возникновении каких-либо трудностей. Набор программ должен находиться в дежурной части органа внутренних дел;

г) заранее продуманная система мер по охране мест происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

Как известно, осмотр места происшествия нередко предшествует возбуждению уголовного дела. Однако в ряде случаев дело возбуждается и до осмотра, если налицо явные признаки совершенного преступления и требуется в первую очередь принять меры к задержанию преступников или если преступник задержан с поличным. Возбуждение уголовного дела по факту совершенного преступления служит необходимой правовой основой для всех последующих действий «по горячим следам».

[1] См.: Лавров В. П., Сидоров В. Е. Расследование преступлений «по горячим следам”. М., 1989. С. 6—9.

Глава 51. Особенности расследования преступлений «по горячим следам»

§ 1. Правовые и организационные основы раскрытия преступлений «по горячим следам»

vuzirossii.ru

Раскрытие умышленных убийств сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел

Аннотация: в статье акцентируется внимание на актуальности раскрытия умышленных убийств. Рассматриваются проблемы, связанные с раскрытием преступлений данного вида, особенности деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел на первоначальном и последующем этапах раскрытия рассматриваемых преступлений.
Ключевые слова: Оперативно-розыскная деятельность, умышленные убийства, оперативно-розыскные мероприятия, оперативные подразделения.

Убийство является одним из тягчайших видов преступлений. В российском государстве, где личность каждого человека расценивается как самый ценный и самый решающий капитал общества, раскрытию этой категории преступлений должно уделяться особое внимание.

На протяжении последних лет в России отмечается снижение числа тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе и убийств. Анализ статистических данных свидетельствует, что в 2008 году было зарегистрировано 27462 тыс. таких преступлений, в 2007 – 22227 тыс., в 2009– 20056 тыс., в 2010 – 17681 тыс., в 2012 – 15563 тыс., в 2013 – 14305 тыс., в 2014 году – 38007 тыс. В тоже время следует отметить, не смотря на то, что количество убийств уменьшается, число лиц погибших в результате совершения преступлений остается достаточно высоким (в 2014 году их число достигло 40,1 тысячи). Раскрываемость данного вида преступлений с 2011 года имеет тенденцию к снижению (в 2008 году было раскрыто 82,5%, в 2009 – 85,1%, в 2010 – 88,0%, в 2011 – 87,7%, в 2012 – 86,5%, в 2013 – 84,8 %, в 2014– 85,2%)[1].

Изменение криминальной ситуации предопределило не только количественный спад подобных преступлений, но и изменение характера их совершения, мотивации, используемых орудий, контингента лиц, совершающих данное преступление, что затрудняет работу правоохранительных органов, в целом, и оперативных подразделений органов внутренних дел, в частности. При этом следует констатировать, что факты нераскрытых убийств вызывают вполне справедливые нарекания со стороны широких масс населения в адрес органов, ведущих борьбу с преступлениями.

Убийства имеют индивидуальные особенности, но тем не менее все убийства одного вида имеют и определенный комплекс общих черт, что позволяет, исходя из общих признаков преступления одного вида, определить особенности возбуждения дел о преступлениях этого вида, выявить типичные версии, возникающие при расследовании этих преступлений, определить характер и задачи первоначальных и последующих следственных действий, приемы наиболее эффективного их проведения, меры предупреждения этих преступлений и т.д., т.е. разработать методику расследования этого вида преступлений.

Поскольку убийство — есть неправомерное умышленное причинение смерти другому человеку (ч.1 ст.105 УК РФ) и представляет собой наиболее тяжкое преступление из числа посягательств на личность, в ходе расследования в первую очередь подлежит доказыванию сам факт насильственного противоправного лишения человека жизни, во взаимосвязи с которым устанавливаются остальные составляющие объективной и субъективной стороны данного состава преступления: место, время, способ совершения и сокрытия следов преступления, личность погибшего и личность лица, совершившего преступление, и др. фактические данные.

Поскольку задачи расследования включают в себя не только установление всех обстоятельств совершенного преступления, но и лица, совершившего противоправные действия, а также решение вопроса о степени его вины и возможности привлечения к уголовной ответственности, поскольку методика расследования любого преступления (и умышленного убийства в т.ч.) включает в себя научно-обоснованные рекомендации по установлению всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу и составляющих как объективную, так и субъективную стороны состава преступления.

Это приобретает тем более важное значение, что умышленные убийства представляют повышенную общественную опасность, в силу этого влекут за собой строгие меры наказания вплоть до длительной изоляции от общества лиц, совершивших эти преступления, поэтому в работе по их расследованию (как и при расследовании любого другого преступления) знание следователем всех элементов, составляющих уголовно-правовую характеристику расследуемого преступления, является обязательным, их установление входит в предмет доказывания, а научно-обоснованные рекомендации по их установлению и доказыванию содержатся в ряде методических разработок применительно к конкретному виду умышленных убийств.

Для того, чтобы выполнить стоящие перед оперативными подразделениями задачи по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, оперативный сотрудник, в первую очередь, должен уметь правильно организовать свой труд.

К числу наиболее важных форм и методов организации работы оперуполномоченного по раскрытию преступлений, в т.ч. умышленных убийств, относятся:

— взаимодействие оперуполномоченного с другими сотрудниками полиции, а так же со следственными подразделениями;

— привлечение общественности к раскрытию и расследованию преступления[2];

— деятельность по предупреждению преступлений, которая носит как организационный, так и процессуальный характер[3, с. 74-75].

Планирование представляет собой метод организованного расследования и раскрытия, позволяющий определить направление и наиболее эффективные средства его осуществления. Важным субъектом планирования является сотрудник оперативного подразделения[4, с. 36].

Содержание планирования складывается из следующих составных частей:

— анализ и оценка исходных данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;

— определение круга обстоятельств, подлежащих установлению в ходе оперативно-розыскных мероприятий;

— постановка конкретных вопросов по фактам, интересующим оперативные подразделения;

— установление путей и средств для разрешения поставленных вопросов в виде намеченных следственных и оперативных мероприятий.

Поскольку в ходе раскрытия могут появляться новые обстоятельства или утрачивать актуальность ранее установленные факты, обязательным условием планирования является его динамичность, т.е. постоянное внесение в план раскрытия корректив с учетом результатов каждого оперативно-розыскного мероприятия. Кроме того, поскольку обстоятельства каждого конкретного преступления всегда носят индивидуальный, неповторимый характер, составляемый план определяет объем и направления расследования только применительно к рассматриваемому делу и в силу этого всегда индивидуален.

Поскольку на начальном этапе раскрытия оперуполномоченный, как правило, располагает лишь минимальной первичной информацией и не имеет достаточных данных, чтобы установить все существенные обстоятельства дела, наличие фактов и следов, обнаруженных в начале следствия, позволяет давать различные практически возможные предположительные толкования расследуемого события, т.е. выдвигать различные версии относительно обстоятельств его совершения. Например, обнаружение трупа человека с признаками насильственной смерти позволяет выдвинуть версию убийства, самоубийства или несчастного случая[5].

Исходя из обстоятельств дела, выдвигаются версии относительно места времени, способа причинения смерти, механизма нанесения повреждений, мотивов убийства или самоубийства, орудий или средств убийства, места расчленения или сокрытия трупа или его частей; версии, объясняющие происхождение отдельных предметов и следов, обнаруженных при осмотре места происшествия и трупа.

Наибольшее значение при расследовании убийств имеет построение и проверка версий о способе совершения убийства, мотивах убийства и личности убийцы. Все эти версии тесно связаны между собой.

Многие убийства совершаются на бытовой почве членами семьи, родственниками, соседями убитого, из ревности, мести, хулиганских и корыстных побуждений. Убийцы в таких случаях заинтересованы в том, чтобы скрыть сам факт смерти, так как его установление часто ведет к возникновению подозрений в отношении связанных с ним лиц. Поэтому сокрытие трупа, обнаружение расчлененного или обезображенного трупа позволяет выдвинуть версию о совершении убийства лицами из числа окружения убитого.

Выдвинуть версии о личности убийцы помогают обнаружение и исследование орудий и средств убийства. Характер примененного для убийства орудия или средства может иногда указывать на профессию и круг лиц, которым они, возможно, принадлежат. Такими орудиями могут быть, например, плотничный топор, сапожное шило, яды, заводная ручка от автомашины.

При осмотре орудия обращается внимание на его индивидуальные признаки, которые в дальнейшем могут помочь в установлении его владельца или использовавшего его лица. Такими признаками могут быть, например, инициалы на рукоятке ножа или иного инструмента, номер огнестрельного оружия, текст на бумажных пыжах — в случае применения охотничьего оружия. Значимые для раскрытия преступления материалы можно обнаружить как в ходе проведения следственных действий, так и при проведении оперативно-розыскных мероприятий[6, с. 5].

Умелое расчленение трупа может свидетельствовать в какой-то мере об известных навыках и наличии специальных инструментов и дает возможность предположить, что лицо, расчленившее труп, может являться врачом-хирургом, мясником и т.п.

Большое значение для построения и проверки версий о личности виновного имеет установление мотива убийства. О мотивах убийства нередко можно судить уже по результатам осмотра места происшествия и трупа. Например, характерная для изнасилования поза трупа женщины и некоторые иные признаки дают основания полагать, что было совершено изнасилование и последующее убийство, возможно, с целью сокрытия изнасилования. Отсутствие имевшихся в квартире убитого ценностей, взломанные шкафы, ящики столов, вывернутые карманы одежды трупа могут свидетельствовать о корыстных мотивах убийства. Показания свидетелей о ненормальных взаимоотношениях в семье убитого, частых ссорах, драках, фактах супружеской неверности могут дать основания для предположения о возможном совершении убийства одним из членов семьи на почве этих взаимоотношений — из ревности, мести, в драке и т.п. Вместе с тем практике расследования известны случаи, когда убийца, чтобы отвести от себя подозрения и направить расследование по ложному пути, умышленно инсценирует картину, типичную для убийства по тем или иным мотивам. Так, лицо, совершившее убийство из ревности, при попытке изнасилования, из мести может создать обстановку, характерную для ограбления. Поэтому версии о мотивах убийства, как и все другие следственные версии, подлежат тщательной проверке в ходе расследования.

Поскольку успех раскрытия обеспечивается быстротой и полнотой собирания и закрепления доказательств уже на начальных этапах расследования, постольку вторая задача, решаемая первоначальными следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями, заключается в том, чтоб обеспечить сбор и фиксацию на самом начальном этапе следствия всех возможных доказательств, которые в противном случае с течением времени могут быть утрачены.

Учитывая, что преступник может быть тем быстрее обнаружен и изобличен, чем меньше времени пройдет с момента совершения преступления до начала расследования, следовательно, принятие своевременных мер по розыску и установлению преступника является важнейшей задачей, решаемой с помощью первоначальных следственных действий, и обеспечивается путем взаимодействия следственных и оперативных аппаратов уже в самом начале расследования. Это контактирование осуществляется в форме одновременного проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Объектом любого умышленного убийства являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни граждан.

При установлении лица, совершившего убийство особое внимание должно уделяться личности преступника. По мнению А.И. Долгова понятие «преступник» следует использовать как формальное, т.е. отражающие не наличие у человека каких то особых криминальных характеристик, а тот факт, что человек совершил преступление. В понятии «личность» фиксируются только специфические социальные признаки. Личность – это «социальное лицо человека», то кем он стал, развиваясь и живя в обществе. При употреблении понятия «личность преступника» следует иметь ввиду именно «социальное лицо» человека, совершившего преступление. И ничего больше[7, с. 27].

При проведенном анализе архива уголовных дел, были выявленные основные черты преступников. Убийцы в целом относятся к той категории людей, для которых необходимость свободной и самостоятельной адаптации к жизни является всегда трудной проблемой. Анализ совершенных преступлений показывает, что умышленные убийства отмечаются широким диапазоном мотивов их совершения. Это порождает некоторые особенности, присущие только определенному виду убийств, что нельзя не учитывать при их раскрытии.

Анализ практической деятельности оперативных подразделений показывает, что успех раскрытия и расследования умышленных убийств, заключается в следующем:

-четкий расчет сил и средств подразделений ОВД;

-тщательно разработанный и грамотно осуществленный комплекс ОРМ;

-тактически верно построенные оперативные комбинации;

-умелое использование (в качестве доказательственной базы) результатов криминалистических исследований вещественных доказательств;

-высокий профессионализм и взаимодействие оперативных работников, предварительного следствия, криминалистических и других подразделений.

Тактика проведения оперативно-розыскной деятельности по установлению и задержания участников совершивших убийство, предполагает применение системы решений и действий, направленных на достижение ее целей. Их характер не однороден. Они непосредственно служат достижению целей оперативно-розыскной деятельности. Это получение информации о преступной деятельности лиц совершивших убийство, ее характера, сведений о конкретных фактах и обстоятельствах совершения преступлений, информации, ориентирующей на получение доказательств. Для осуществления комплекса непосредственных действий необходимо проведение целого комплекса вспомогательных тактических действий, способствующих непосредственному решению задач.

Ссылки на источники:

  1. Официальный сайт МВД России: – URL: mvd.inform.ru. –[Дата обращения 13.10.2015].
  2. Сыпачев А.Ю., Бражников Д.А.Гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел: монография. Тюмень, 2013. 105 с.
  3. Щукин А.М., Бражников Д.А. О некоторых проблемах выявления и раскрытия преступлений, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов и склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3. С. 73-82.
  4. Бакланов Л.А. Субъекты правоотношений, возникающих в связи с проведением гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Оперативник (сыщик). 2012. № 2. С. 33-37.
  5. Муравьев В.М. Правовые и организационно-тактические основы раскрытия умышленных убийств следственно-оперативными группами. Методическое пособие. Н.Новгород, 1998 г.
  6. Бакланов Л.А. Проведение, документальное оформление и использование результатов гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: учебное пособие /под ред. А.М.Щукина. Тюмень. 2015. 56с.
  7. Долгова А.И. Криминология. Краткий учебный курс. – М:, 2001г.

1. Официальный сайт МВД России: – URL: mvd.inform.ru. – [Дата обращения 13.10.2015].

2. Сыпачев А.Ю., Бражников Д.А.Гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел: монография. Тюмень, 2013. 105 с.

3. Щукин А.М., Бражников Д.А. О некоторых проблемах выявления и раскрытия преступлений, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов и склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3. С. 73-82.

4. Бакланов Л.А. Субъекты правоотношений, возникающих в связи с проведением гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Оперативник (сыщик). 2012. № 2. С. 33-37.

5. Муравьев В.М. Правовые и организационно-тактические основы раскрытия умышленных убийств следственно-оперативными группами. Методическое пособие. Н.Новгород, 1998 г.

6. Бакланов Л.А. Проведение, документальное оформление и использование результатов гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: учебное пособие /под ред. А.М.Щукина. Тюмень. 2015. 56с.

7. Долгова А.И. Криминология. Краткий учебный курс. – М:, 2001г.

e-koncept.ru

Основы раскрытия преступлений

Сущность раскрытия преступлений

В соответствии со ст. 2 Закона об ОРД раскрытие преступлений является одной из задач оперативно-розыскной деятельности.

Это одно из основных направлений деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью.

Раскрытие преступлений представляет собой осуществление оперативными подразделениями ОВД и аппаратами предварительного следствия в пределах их компетенции оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по обнаружению признаков преступлений, установлению лиц, их совершивших, и принятию к ним мер в соответствии с законом.

Таким образом, деятельность по раскрытию преступлений включает в себя три элемента:

1. Своевременное обнаружение признаков совершения преступления.

Основным источником информации о совершенных преступлениях являются потерпевшие и очевидцы, которые сообщают об этом в дежурные части органов внутренних дел.

Среди населения проводится постоянная работа по ознакомлению с порядком приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.

Важнейшим условием обеспечения быстрого и полного раскрытия преступлений является полная и своевременная их регистрация независимо от общественной опасности, решительная борьба с укрытием их от учета.

Значительное число преступлений носит латентный (скрытый) характер, поэтому для их выявления требуется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с привлечением негласных сотрудников.

2. Установление, обнаружение лиц, совершивших неочевидные преступления.

Необходимость решения указанной задачи возникает тогда, когда преступнику удалось скрыться в многоликой массе людей.

По своей сути деятельность по установлению преступника — это процесс познания, процесс поиска.

Что же является предметом познания в процессе деятельности по установлению преступника? Из самого вопроса следует, что объектом поиска и познания анализируемой деятельности является преступник.

Однако нельзя считать объектом познания, поиска только личность преступника.

Ведь преступник — это лицо, совершившее деяние, которое является преступлением.

Оперативно-розыскная и криминалистическая характеристики преступления включает в себя ряд элементов, которые по существу являются обстоятельствами, требующими установления по уголовному делу (время, место, способ и др. обстоятельства совершения преступления).

Их тоже надо устанавливать, выявлять оперативному работнику.

Таким образом, предметом познания в ходе деятельности по установлению, выявлению преступника являются: личность преступника; мотив, цель совершения преступления; предмет преступного посягательства; средства достижения преступной цели; механизм и последствия преступления.

Работая по обнаружению преступника, оперативный работник выявляет и другие сведения, обстоятельства, которые позволяют мысленно воссоздать целостную картину преступления, способствуют выявлению преступника и впоследствии его изобличения (приметы, способы передвижения, оставленные следы и т.д.).

Деятельность по установлению преступника, выделение его из массы других людей и распознание обусловлены некоторыми закономерностями.

Во-первых, преступник индивидуален.

Никогда не было и нет двух одинаковых во всех отношениях людей.

Каждый человек индивидуален, неповторим.

Это дает возможность оперативному работнику выделить преступника из массы других людей.

Во-вторых, относительная устойчивость признаков преступника, как объекта познания.

Все объекты материального мира находятся в состоянии непрерывного изменения.

Этот процесс в большей мере касается одних и в меньшей мере других признаков.

Что касается преступника, то в большей степени может измениться его внешний облик (одежда, прическа, борода, усы и др.).

В меньшей степени такие характеристики, как рост, телосложение, особые приметы — шрамы, родимые пятна и т. д.

Практически всю жизнь остаются неизменными — тип лица, папиллярные узоры пальцев рук и т. д.

В-третьих, преступление, как любое событие, явление материального мира связано с образованием изменений в окружающей действительности.

При совершении преступлений образуются следы, которые содержат информацию о происшедшем (кто оставил след, время совершения преступления, способ и т. д.).

Следы являются носителями информации, имеющей значение для установления преступника.

Оперативный работник, выезжая на место происшествия, должен вместе со следователем, экспертом обнаружить эти изменения, отыскать следы, найти источники новой информации для поиска преступника.

В-четвертых, все элементы оперативно-розыскной характеристики преступления (преступник, цель и мотив преступления, предмет посягательства, средства достижения преступной цели, механизм и последствия преступления) находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены.

Это позволяет оперативному работнику устанавливать неизвестные обстоятельства преступления, опираясь на знания об известных, находящихся в закономерной связи с первыми.

Например, пулевое ранение на трупе по делу об убийстве дает основание сделать вывод об орудии преступления.

Исчезновение из квартиры убитого денег и ценностей дает основание сделать вывод о корыстном мотиве преступления.

Исчезновение из квартиры крупногабаритных вещей дает основание предполагать, что преступников было двое или трое.

3. Обеспечение процесса доказывания или оперативное сопровождение расследования уголовных дел являются третьим элементом деятельности по раскрытию преступлений.

Сотрудник оперативного подразделения, проводя совместно со следователем или самостоятельно по его поручению неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам, находящимся в производстве следователя, обеспечивает благоприятные условия для полного, всестороннего и объективного установления обстоятельств преступления, выявления всех лиц, причастных к его совершению.

Сведения, полученные сотрудником оперативного аппарата, используются следователем для установления личности преступника, выявления свидетелей, вещественных доказательств.

Это расширяет осведомленность и информированность следователей, создает предпосылки для успешного расследования преступлений.

Раскрытие преступлений должно осуществляться быстро и полно.

Быстрое раскрытие означает, что моменты обнаружения факта преступления и его раскрытия должны быть максимально сближены.

Увеличение этого разрыва во времени затрудняет задержание виновных, сбор доказательств и нередко позволяет преступникам оставаться безнаказанными.

Однако быстрота не означает поспешность, так как поспешность ведет к неполному исследованию всех обстоятельств преступления.

Быстрое и полное раскрытие преступлений достигается благодаря организационным мерам, обеспечивающим своевременный ввод в действие сил и эффективное использование средств и методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Организационные основы раскрытия преступлений

Как показывает практика, раскрытие преступлений одними лишь силами следственных аппаратов и уголовного розыска затруднительно.

Организация комплексного использования сил и средств служб органов внутренних дел при раскрытии преступлений возлагается в масштабе субъекта Российской Федерации на министров внутренних дел республик, начальников ГУВД, УВД краев, областей, а в городах и районах — на начальников городских, районных органов внутренних дел.

Руководители ОВД должны организовать работу так, чтобы с момента поступления информации о преступлении до его раскрытия все службы и подразделения четко знали и выполняли возложенные на них обязанности.

Работа по раскрытию преступлений — это комплекс мер, который позволяет быстро реагировать на сообщения о преступлении, проводить поисковые, оперативные мероприятия по установлению преступника.

Должная организация работы по раскрытию преступлений обусловлена решением ряда задач.

Прежде всего, необходимо обеспечить оперативно-тактическую готовность ОВД к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях, которая предусматривает: а) создание надежных каналов поступления информации о преступлениях; б) принятие мер по немедленному реагированию на такие сигналы с целью пресечения совершаемых преступлений; обеспечения охраны места происшествия; перекрытия возможных путей отхода лиц, совершивших преступление; блокирования мест их укрытия и задержания; в) создание дежурных следственно-оперативных групп, которые обеспечивают немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам».

Следственно-оперативная группа формируется в составе следователя (старший группы), сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, участкового уполномоченного милиции, инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой; г) организацию выезда на место происшествия следственно-оперативной группы, обеспечив ее средствами связи, криминалистической техникой и транспортом для доставки к месту происшествия и обратно; д) разработку типовых вариантов действий сотрудников ОВД при поступлении сигналов о совершении различных преступлений; е) обеспечение возможности бесперебойного использования оперативнорозыскных учетов; ж) обеспечение возможности маневрирования имеющимися силами и средствами.

В деятельности по раскрытию преступлений большое значение имеет организация взаимодействия аппаратов уголовного розыска, следственных и иных подразделений.

Такое взаимодействие основывается на следующих принципах:

  • персональная ответственность следователя, руководителей оперативных подразделений за проведение и результаты следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий;
  • самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
  • самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности в рамках действующего законодательства;
  • согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.
  • Эффективная работа по раскрытию преступлений невозможна без решения задачи, связанной с организацией постоянного оперативного наблюдения за лицами, состоящими на учете в ОВД.

    Для этой цели подбираются лица, изъявившие желание оказывать содействие органам внутренних дел.

    Из лиц, содействующих конфиденциально, формируется негласный аппарат, который ориентируется на выявление лиц, склонных к совершению преступлений или их совершающих.

    Активная поисковая работа проводится в местах концентрации преступников, в местах возможного сбыта похищенного.

    Для решения указанных задач могут привлекаться и силы общественности.

    Организация должного контроля за раскрытием преступлений — также одна из задач руководителей органов внутренних дел, которые обязаны:

  • контролировать незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о совершенных преступлениях, своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления по «горячим следам»;
  • лично выезжать на место происшествия по тяжким или иным преступлениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения.
  • При возвращении СОГ изучать собранные материалы, давать указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, утверждать согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

  • заслушивать отчеты руководителей и сотрудников служб, привлеченных к раскрытию преступлений (по линии следствия и дознания — по вопросам, не связанным с процессуальной деятельностью);
  • ежеквартально подводить итоги и оценивать результаты взаимодействия сотрудников и служб в раскрытии преступлений.
  • Содержание деятельности по раскрытию преступлений

    Деятельность по раскрытию преступлений условно можно разделить на три этапа: работа по горячим следам, первоначальные и последующие оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию преступника.

    В достижении эффективных результатов раскрытия преступлений большое значение имеют действия по горячим следам.

    Практика убедительно свидетельствует о том, что если раскрытие преступлений по горячим следам организовать правильно, то реальна возможность установить и задержать преступника впервые же сутки после совершения преступления.

    В оперативно-розыскной деятельности термин «раскрытие преступлений по горячим следам» употребляется в переносном смысле.

    В практике органов внутренних дел под этим термином понимается в высшей степени быстрое раскрытие преступлений.

    Под «розыском по горячим следам» предполагается проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на преследование, обнаружение и задержание преступника по предполагаемому маршруту его передвижения, а также в местах возможного нахождения или появления по истечении непродолжительного времени после совершения преступления.

    Одним из главных условий, обеспечивающих результативную работу по раскрытию преступлений по горячим следам, является быстрое прибытие на место происшествия оперативного работника.

    Еще до начала процесса осмотра он должен сориентироваться в обстановке; опросить потерпевших, очевидцев — что и когда здесь произошло; выяснить установочные данные либо приметы преступника; определить возможные места его нахождения или направления движения; при обнаружении преступника произвести его задержание; при выявлении круга подозреваемых доставить их в РОВД для проведения оперативной проверки.

    До начала осмотра места происшествия и во время его проведения оперативный работник продолжает сбор информации, чтобы мысленно воссоздать картину происшедшего.

    Собранная на месте происшествия информация должна предположительно, а то и категорично ответить на следующие вопросы:

  • какого вида преступление совершено;
  • сколько лиц участвовало в совершении преступления;
  • мотивы совершения преступления;
  • способ совершения преступления;
  • что похищено;
  • использовалось ли транспортное средство;
  • какие следы на теле, одежде, обуви преступника могли образоваться;
  • кто мог явиться очевидцем преступления или видеть преступника и описать его внешность.

Полученная оперативным работником информация способствует установлению и задержанию преступника по горячим следам, во многом определяет в дальнейшем содержание доказательственной базы по уголовному делу.

Работа по раскрытию преступлений по горячим следам является составной частью комплекса первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление преступника.

В качестве первоначальных, как правило, рассматриваются оперативно-розыскные мероприятия, организуемые дежурной частью органа внутренних дел, проводимые сотрудником уголовного розыска, входящим в состав дежурной следственно-оперативной группы.

При совершении тяжких преступлений и необходимости проведения большого объема работы, к их раскрытию могут подключаться другие оперативные работники.

При этом срок проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий может составить несколько дней (не более десяти).

Направления и содержание оперативно-розыскных мероприятий определяются задачами, которые стоят перед оперативными подразделениями и следственными аппаратами на первоначальном этапе раскрытия преступления и зависят от вида, конкретных обстоятельств совершенного преступления, объема имеющихся данных о событии преступления и личности преступника.

На первоначальном этапе раскрытия преступления оперативные и следственные подразделения решают следующие задачи:

  • обнаружение и процессуальное закрепление материальных следов, несущих информацию о преступлении и личности преступника;
  • установление и опрос (допрос) потерпевших, очевидцев, свидетелей, иных лиц, располагающих информацией о совершенном преступлении;
  • использование полученной информации для разработки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию причастных к преступлению лиц.
  • Успех раскрытия преступлений на первоначальном этапе во многом предопределяется четким выполнением обязанностей, возложенных на членов следственно-оперативной группы, прибывшей на место происшествия.

    В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России полномочия членов следственнооперативной группы на этом этапе работы по раскрытию преступления распределяются следующим образом.

  • осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы;
  • совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства.
  • На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;

  • дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий;
  • при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника органа внутренних дел направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.
  • по поручению следователя производит следственные действия и оперативнорозыскные мероприятия;
  • о результатах проделанной работы информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника.
  • Участковый уполномоченный милиции:

  • информирует следователя и оперативных сотрудников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес;
  • исполняет поручения руководителя следственно-оперативной группы по установлению, вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможности кратковременных оперативных контактов с гражданами;
  • производит следственные действия по поручению следователя.
  • принимает решение о возможности применения служебно-розыскной собаки и по указанию следователя применяет ее для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела;
  • совместно с оперативным работником, участковым уполномоченным милиции участвует в преследовании и задержании преступника;
  • составляет акт о применении служебно-розыскной собаки.
  • В зависимости от обстоятельств совершенных преступлений, наличия и практической ценности информации, полученной на месте происшествия, в качестве первоначальных могут выступать самые различные оперативно-розыскные мероприятия.

    С учетом их направленности можно выделить:

  • оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в направлении вероятного движения преступника с места происшествия, а также в местах их возможного появления (преследование по видимым и запаховым следам, заградительные мероприятия, засады и т.д.);
  • оперативно-розыскные мероприятия по проверке лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, а также лиц, в отношении которых получена информация об их причастности к совершению преступления;
  • оперативно-розыскные мероприятия разведывательного характера в местах концентрации преступных элементов, в местах возможного сбыта похищенного имущества;
  • общерозыскные мероприятия, включающие ориентирование служб и подразделений органов внутренних дел о совершенных преступлениях, активное использование информационно-поисковых систем и оперативно-розыскных учетов для установления преступников:
  • оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению дополнительной информации, имеющей доказательственное и розыскное значение (обследование местности в районе совершения преступления с целью обнаружения следов преступников, орудий преступления, мест укрытия похищенных предметов, установление лиц, могущих сообщить сведения, представляющие интерес);
  • привлечение к раскрытию преступлений лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел.
  • Указанные и другие оперативно-розыскные мероприятия осуществляются, как правило, в сочетании со следственными действиями, которые могут проводиться, как на месте происшествия, так и в других местах.

    Практика показывает, что установить и задержать лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на первоначальном этапе работы удается не всегда.

    Деятельность по обнаружению лиц, совершивших преступления, на последующем этапе может быть разнообразна.

    Она зависит от обстоятельств совершенного преступления и информации, добытой на первоначальном этапе работы по его раскрытию.

    Ситуация, сложившаяся после проведения первоначальных ОРМ может характеризоваться наличием большого объема информации по результатам опросов граждан, отработки жилого сектора и других мероприятий; наличием круга заподозренных лиц, требующих тщательной оперативной проверки; наличием следов, предметов, изъятых с места происшествия, чья принадлежность не установлена; отсутствием информации о местах нахождения или сбыта похищенных вещей, ценностей.

    Деятельность по раскрытию преступлений на последующем этапе носит несколько иной характер.

    Прежде всего, она включает ряд организационных мероприятий: создание следственно-оперативных групп; заведение дел оперативного учета, в рамках которого осуществляется работа по раскрытию преступлений; выдвижение версий и совместное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, постоянное взаимодействие следователя и оперативного работника в ходе работы по делу.

    Рассмотрим указанные элементы организации работы по раскрытию преступлений на последующем этапе более подробно.

    В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России могут создаваться следующие виды следственно-оперативных групп:

  • целевые (временные) — для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу;
  • специализированные (постоянно действующие) — для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе, по которым лица, их совершившие, не установлены.
  • На уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации они могут создаваться также и для оказания методической и практической помощи подчиненным органам.

    В целях эффективного функционирования СОГ могут разрабатываться положения об их деятельности;

  • совместные следственно-оперативные группы (бригады) — для расследования и раскрытия тяжких преступлений, в т.ч. совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы.
  • В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности.

    Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел.

    Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству.

    При расследовании дела несколькими следователями выносится соответствующее постановление.

    Если в группу включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим.

    Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем следственно-оперативной группы.

    Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем.

    По всем нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям в оперативных подразделениях заводятся оперативно-поисковые дела.

    По указанию руководителя такие дела могут заводиться и по иным преступлениям, для раскрытия которых требуется проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

    Вся последующая работа по раскрытию преступлений проводится в рамках производства по указанным делам на основе плана оперативно-розыскных мероприятий.

    В этом плане на основе анализа имеющейся информации выдвигаются версии о лицах, возможно причастных к совершению преступлений.

    В основе выдвижения версий лежит криминалистическая и оперативно-розыскная характеристики преступлений и лиц, их совершающих.

    Количество версий должно быть оптимальным, чтобы не распылять силы и средства, привлекаемые к раскрытию преступлений.

    По каждой версии намечаются мероприятия по ее отработке.

    Кроме того, в план включаются и общепоисковые оперативно-розыскные мероприятия.

    Эффективность работы по раскрытию и расследованию преступлений во многом определяется уровнем взаимодействия следователя и оперативного работника.

    Для установления преступника на последующем этапе работы по раскрытию преступления необходимо использовать следующую поисковую информацию:

  • о признаках внешности преступников;
  • о следах и предметах, оставленных на месте преступления;
  • о похищенном имуществе;
  • о следах, оставшихся на одежде, теле преступника;
  • о способах совершения преступления.
  • Необходимо сказать, что указанная информация используется также и на первоначальном этапе работы по раскрытию преступлений.

    В случае если после выполнения всех намеченных мероприятий плана, преступление остается нераскрытым, разрабатываются дополнительные оперативнорозыскные мероприятия.

    Планирование оперативно-розыскных мероприятий по оперативно-поисковому делу осуществляется до тех пор, пока преступление не будет раскрыто.

    be5.biz

    Смотрите еще:

    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.