От талиона к золотому правилу нравственности

Золотое правило нравственности

Талион означал совершение мести, равной проступку, но ведь на него можно посмотреть и с другой стороны. Отвечать равным воздаянием требовалось не только за преступление, но и за благо. Допустим, одна община помогла другой справиться с голодом, соответственно, та, в свою очередь, должна была ее отблагодарить. Взаимная благодарность укрепляла связь между племенами и давала им новые возможности в борьбе за выживание. Важную роль играл также обычай дарения. Дар должен был сопровождать практически любую форму коммуникации между общинами. Удивительно, но даже перед схватками стороны нередко обменивались подарками. Община, получившая дар, считала себя обязанной преподнести не менее ценный подарок. Оба указанных проявления благорасположения – благодарность и дар – делали отношения между племенами более устойчивыми и неравнодушными к судьбе друг друга. Очевидно, что обе стороны талиона – месть и благодарность испытали взаимное влияние и отныне связи между соседствующими родами не могли сводиться только к эквивалентному механическому возмездию. Трудно указать точный алгоритм, проливающий свет на разложение талиона, но нет сомнения, что месть в некоторых случаях могла быть заменена милостью и прощением. Таким образом, справедливость восстанавливалась не насилием, а открытой декларацией, что нанесенный общине вред не может стать причиной разрушения добрых отношений с соседями.

В уже указанных выше сводах древних законов встречается не только формулировки талиона, но и ясные свидетельства отхода от принципа равного воздаяния в угоду чему-то высшему. Например, право прощения могло быть предоставлено правителю именно в качестве удостоверения его неограниченной власти либо община могла простить своего родича из-за нежелания провоцировать распри. Но главное, что в государствах древних цивилизаций появляются публичные суды, где при рассмотрении дел выяснялось множество обстоятельств – смягчающих или отягощающих, не позволявших строго применить принцип талиона. Цель суда заключалась в восстановлении справедливости, и не самое важное, каким способом это возможно сделать: проводя идею строгого равенства между преступлением и наказанием либо учитывая достоинство одного из подсудимых, которое давало ему право на снисхождение.

Идея равного воздаяния за поступки, рассматриваемая в отношении личной вины, в итоге приводит к идее равенства самих людей. Осознав свою индивидуальность, человек понимал, что в отношение с ним вступает такая же личность, имеющая схожие с ним чувства и интересы. Зрелой формой морали, предполагающей сочетание непреложного требования и идеального представления об истинных отношениях между людьми, стало «золотое правило нравственности».

В нем различают две формулировки: положительную – «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе», и отрицательную – «не делай другому того, что не хочешь, чтобы при – чинили тебе».

Изучение истоков появления золотого правила приводит нас к одной удивительной вещи: во всех древних культурах, оставивших после себя письменные свидетельства, мы находим те или иные формулировки этого нравственного требования. Древняя Индия и Китай, Греция, Библия, Авеста и Коран – все, не сговариваясь, формулируют золотое правило как эталон человеческих отношений. Наиболее развернутая его формулировка, содержащая все оттенки смыслов, находится в Евангелии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с течи; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7,12) Повсеместное распространение золотого правила в древнем мире позволяет нам говорить об его универсальном, общечеловеческом значении. Что оно означает? Во-первых, оно радикальным образом ограничивает эгоизм, требуя считаться с целями и желаниями другого человека. Во-вторых, оно призывает свободно строить отношения с другими людьми, организуя их в соответствии с собственным представлением о правильности, а не навязанными извне требованиями. Далее золотое правило открывает другого человека как личность, испытывающую похожие с нами желания и заслуживающую заботы о себе. Наконец, оно устанавливает подлинно нравственное, а не юридическое равенство между людьми, связывая их обязательствами взаимного уважения и признанием достоинства друг друга. Стоит заметить, что именно появление золотого правила нравственности позволяет говорить об окончательном освобождении человека от уз коллективного сознания и закрепляет его статус как самостоятельного в моральном плане существа.

Несмотря на то что гуманистический пафос золотого правила очевиден, у него находилось немало критиков. Так, Ницше утверждал, что последовательное его исполнение делает из морали разменную монету, заставляя людей действовать по принципу «ты – мне, я – тебе». Якобы человек, желающий собственной выгоды, будет поступать ради интереса другого, чтобы тот, в свою очередь, помог ему достичь желаемого. Иными словами, золотое правило выражает прагматические, а не моральные отношения.

Доля правды в этом замечании есть. Действительно, данная универсальная норма не исключает прагматизма, но, с другой стороны, она не исключает и моральности. Ницше прав в том, что золотое правило нельзя считать последним и окончательным моральным требованием. В дальнейшем нравственное сознание выдвинуло еще множество других представлений о сущности человечности, о которых мы говорили в предыдущих главах. В частности, следующим по значению великим нравственным завоеванием человечества стала заповедь любви, сделавшая акцент уже не на личное желание, а на требование относиться к другому так, как нам заповедал Господь.

studme.org

ТАЛИОН И «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ»

Талион — это форма социальной регламентации, соответствующая довольно ранней стадии развития человеческих сообществ.

Закон талиона диктует нравственно-нормативную установку «око за око, зуб за зуб». Происходит слово «талион» от лат. ta-Ио — такой же: возмездие, равное по силе преступлению. Талион является ограничителем кровной мести по принципу: возмездие должно строго соответствовать нанесенному ущербу. Он основан на принципе равного воздаяния и коллективной ответственности. Талион в качестве наказания требовал ни несколько жизней за одного убитого человека, а жизнь — за жизнь. Данный моральный закон являлся необсуждаемым долгом мужчин племени. Его исполнение являлось честью для них. Талион действительно был приоритетным правилом на ранних стадиях развития, поскольку представлял собой механизм ограничения индивидуального произвола, обуздания мстительности, выходящей из варварства и агрессивности человека.

Талион — исторически первый синкретичный тип социальной регуляции. Однако талион неправомерно было бы назвать моральной обязанностью, так как мораль предполагает свободный выбор индивида, а в доклассовом обществе человек выступает от имени общины. Следовательно, любое индивидуальное действие, отклоняющееся от принципа «око за око, зуб за зуб», наказывалось. Таким образом, закон талиона аккумулирует в себе как мораль, так и право. Талион (и, в дальнейшем, право) основывается на гетерономии воли (воли внешней и чужой), а мораль — на автономии воли (воли внутренней, своей). Основой морали становится «золотое правило», а основой права — «принцип воздающей справедливости».

Благодарность — это формулирование в надлежащих поступках чувства одобрения, уважения и любви к другому человеку за выказанное им благодеяние. Благодарность относится к древнейшим ритуалам обмена дарами.

А.А. Гусейнов в своих работах по генезису морали указывает на следующие характерные черты и особенности талиона как стандартного регулятивного механизма первобытной эпохи:

1) акт возмездия. Это ответное действие, которое определяется внешне фактом, характером и размером причиненного роду убытка, обиды;

2) способ переживания талиона совмещается со способом действия, так как непременность мести является для древнего человека не налагаемой извне обязанностью, а органической страстью души, требующей безусловного удовлетворения;

3) талион — выражение коллективной ответственности рода;

4) воплощение уравнительной справедливости.

Исторически первая форма легитимного насилия. Легитимность придает талиону то, что он ограничивает насилие.

С появлением раннеклассового общества, государства и смешения племен талион трансформируются в моральный способ регуляции, он превращается в «золотое правило нравственности». Оно является соотношением универсальности (всеобщности) и индивидуальности, которое специфично для морали. «Золотое правило нравственности» — одна из древнейших и общепризнанных формул морального закона. В разных культурах золотое правило возникает приблизительно в одно и то же время. Исторически оно фигурировало под разными названиями: правило, принцип, заповедь. Стоит учитывать, что первые упоминания о «золотом правиле» относятся к середине I тысячелетия до н.э. А называться так оно стало с конца XVIII в. Первые упоминания «золотого правила» есть в индийском эпосе «Махабхарата». В Древнем Китае в трудах Конфуция также можно найти интересные замечания. В произведении «Лунь юй» на вопрос ученика: «Есть ли какое-нибудь правило, которому можно следовать всю жизнь?» был дан ответ: «Не делай другим того, чего себе не желаешь». Это подразумевает взаимность.

В «Одиссее» Гомера, «Истории» Геродота, в Библии мы встречаем подобные формулировки. В Евангелиях от Луки и Матфея присутствует «золотое правило». В этике Средневековья к этому правилу обращается Августин, и именно он характеризует его как естественный закон нравственности, как естественный закон любви (но любовь эта к Богу).

Традицию бережного отношения к «золотому правилу» прерывает Кант. Он не считает его всеобщим законом, так как оно не содержит в себе оснований долга и является правилом единичного поступка. Однако исследователи считают, что между «категорическим императивом» и «золотым правилом» очень много общего.

П. Кропоткин видел в «золотом правиле» основу общего закона взаимопомощи. Л. Толстой считал это правило инвариантом всех мировых религий, общечеловеческой сутью нравственности.

«Золотое правило» является конструктивным отрицанием талиона. Оно соединяет «своих» и «чужих», и «чужие» становятся просто другими. При этом «золотое правило» есть не просто обычай, каким был талион, а представляет собой мыслимую форму поступка. Следуя этому правилу, человек вырабатывает форму отношения к другим через отношение к себе: «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой другие». В нем сливается мыслимая и практическая установка. «Золотое правило» соединяет произвольность морального требования с общей значимостью. Сохранение жизни другого человека становится уже моральным долгом, так как этого ты хочешь и для себя. Соответственно, «золотое правило» распространяется и на отказ от зависти, воровства, ненависти и т.д. Спектр его применения — любой человек вне зависимости от рода и племени. В праве талион трансформируется в принцип воздающей справедливости, которая характеризуется беспристрастностью и равным воздаянием.

Данное правило в его всеобщей и обязательной части имеет идеальный характер, и, для того чтобы принять его в качестве нормы собственного поведения, человеку необходимо испытать его на общеобязательность. Содержащаяся в «золотом правиле нравственности» схема мышления и поведения обобщает многовековой опыт межчеловеческих отношений.

studref.com

Принцип Талиона

Талион в дословном переводе означает наказание равное по силе совершенному преступлению. Это категория относится к истории нравов, к периоду формирования основных нравственных законов и взаимоотношений между людьми. Принцип Талиона предусматривал наказание точно соответствующее характеру нанесенного ущерба. Самой известной словесной интерпретацией принципа Талиона стал стих из Ветхого Завета Библии: «Душу за душу, глаз за глаз, око за око, руку за руку, ногу за ногу».

Принцип Талиона являлся регулятором социальных взаимоотношений ранних исторических эпох. Он характеризуется необходимостью ответных действий и задается размером нанесенного человеку морального или материального ущерба. Регулятивная функция Талиона заключалась в угрозе, которая нависала над человеком, поправшим законы общества. Он выражал потребность древних людей в реализации чувства мести, которая была в то время идеалом высшей справедливости. Кроме справедливости Талион становился выразителем принципа равенства, все члены общества, несмотря на сословную и социальную принадлежность попадали под действие этого принципа.

Талион хоть иногда и действовал в рамках одного человека, был выражением коллективных нравственных принципов, на котором строилась общественная жизнь. Индивид воспитывался обществом на этом моральном принципе и был выразителем его воли.

Принцип Талиона прочно вошел в историю и культуру человечества и оставил в ней глубокий след. Он воплощал собой уравнительную справедливость, которая была отличительной чертой того общества и был первым правовым и законодательным принципом, закрепившем насилие. Принцип Талиона развивали многие философы античности, к их числу относятся Анаксимандр и Пифагор.

С развитием моральных и нравственных категорий, с появлением новых религиозных учений принцип талиона постепенно начинает трансформироваться. С одной стороны он становится нормой уголовной ответственности, предусматривающей размер воздаяния, который соответствует размеру нанесенного ущерба, а с другой стороны, в моральном плане Талион заменяет «Золотое правило». Правда, до сих пор у некоторых народов существует принцип кровной мести, требующей необходимости воздаяния за совершенное преступление. В таких культурах кровная месть оправдывается принципом справедливости.

ethicscenter.ru

Золотое правило нравственности: его сущность и значимость для современников

Дата публикации: 15.12.2016 2016-12-15

Статья просмотрена: 1074 раза

Библиографическое описание:

Колмакова В. В., Куликова А. А., Слезова Я. И. Золотое правило нравственности: его сущность и значимость для современников // Молодой ученый. — 2016. — №28.1. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/archive/132/36778/ (дата обращения: 14.07.2018).

В данной статье говорится об истории развития золотого правила нравственности. Авторы проанализировали сущность этого правила, его особенности, а также взаимоотношения между людьми.

Ключевые слова: Талион, Заповедь любви, Мораль, Моральная личность, Золотое правило.

Все реже и реже наши современники употребляют в речи выражение «золотое правило нравственности» и уж тем более редко останавливаются на объяснении этого понятия. В чем же заключен смысл этого понятия?

Рассуждая о взаимоотношениях между людьми, можно изучить историческое становление Золотого правила нравственности. Остановимся на характеристике основных положений «правила».

  1. Проявляется общий принцип этики: поступайте по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились или поступали по отношению к тебе.
  2. Предположительно можно поставить себя на место другого человека. Это отношение строит связь между людьми, и эта связь называется любовью.
  3. Человек выстраивает взаимоотношения с другими людьми как к себе в будущем, но никак — как средству достижения.

«Золотое правило» нравственности является основой морального выбора личности, который человек осознает с древних времен. История появления «Золотого правила» является историей становления нравственности. Это проявление гуманизма как основы поведения категории добра и зла воспитанного человека. В современном мире такое выражение, как «золотое правило» нравственности начинает использоваться в 18 веке

В историческом прошлом в условиях родоплеменной общности действовал особый обычай кровной мести, талион, содержание которого сводится к идее равнозначного воздаяния по заслугам: «Своего рода расплата над представителем другого рода должна быть равна причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки. В талионе также выделяются сплоченность, «семейность» рода и отторжение межродовых взаимодействий.

Разрушение родоплеменных отношений сделало невозможным резкое разделение на «своих» и «чужих». Внеродовые экономические связи порой оказывались априори важными, нежели связи родственные. В этих условиях талион теряет свою эффективность. Формируется новый принцип взаимодействия отношений между людьми, которые уже не зависят от родоплеменной принадлежности личности.

Основным положением в «Золотом правиле нравственности» является такая непреложная истина, которая гласит о том, что люди должны так поступать с другими, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим [4, с. 250–251].

Что же такое Талион? В переводе с латинского языка это слово означает «возмездие, равное преступлению» или (talis — такой же), то есть правило, которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, око за око, шрам за шрам, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24–26). Именно закон Хаммурапи является основой оформлений Талиона в раннем законодательстве. В философски обращенной форме правило талиона имеет тот же смысл, что и принцип, изложенный в Книге Исхода. Иными словами, по правилу талиона действие должно быть обращенным на того, кто нанес его. Правило талиона призывало совершать поступки, соразмерные причиненному злу. Действия, направленные на совершенное добро, определялись правилом истинной благодарности [1].

Если талион рассматривать как нормативно-регулятивный механизм, то его особенности заключаются в следующем:

— это правило, которое координирует действия, совершенные в ответ;

— ответные действия, регулируемые талионом, направлены на воздаяние нарушителю справедливости, призыву к его внутренней совести;

— по своему содержанию действия, регулируемые талионом, взаимны: ответные санкции настигают нарушителя справедливости;

— стандарт справедливости, предполагаемый талионом, в рамках данной ситуации в своем приложении субъективен, однако, как принцип действия объективен: всегда следует поступать в зависимости от ситуации. Но мера справедливости, задаваемая требованием равенства, не зависит ни от ситуации, ни от того, кто именно в эту ситуацию включен [4, c.183].

Существует формула заповеди любви, которая в христианском учении известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и к человеку, которая гласит, что каждый должен возлюбить Господа Бога своего всей душой, искренне любить его всем своим разумением, и также относиться к ближнему своему, как ты относишься к себе сам. [3]

Выше изложенный принцип появился в Ветхом Завете и практически соразмерен закону талиона. В Ветхом Завете в качестве ближнего, к которому должны относиться с любовью, принимался одноплеменник и единоверец. В Новом Завете под близким человеком мог уже пониматься каждый, иногда даже враг или ненавистник [6, с.13–14].

К основным особенностям христианского понимания заповеди любви, в отличие от ветхозаветного, можно отнести то, что она носит общий характер, в ней объединены две, данные в Пятикнижии заповеди:

а) первая заповедь — любовь к Всевышнему

б) вторая заповедь — любовь к близким тебе людям

Золотое правило нравственности и заповедь любви, если сравнить их с талионом, объединяют следующие сходства:

— они ставят превыше всего образец активного действия;

— вся деятельность людей должна быть направлена на сострадание, заботу, доброту, веру в гуманное отношение к людям;

— они не считают необходимыми взаимность или равенство;

— заботливое отношение к другому не требует ничего взамен, оно бескорыстно и созидательно;

— в отношении к другому настаивает на прощении и взаимопонимании, а в случае совершенного зла — на смирении с ним (особое внимание заслуживает тот факт, что в Коране, где не продлевается, но подтверждается истина, изложенная в талионе, говорится о том, что справедливость уступает всепрощению и толерантности. Что и является заповедью любви. [2]

Таким образом, можно утверждать, что золотое правило нравственности, талион и заповедь любви совместно образуют те заповеди, которые мы называем моралью:

1. Каждый из этих принципов, по-своему, регулирует отношение личности к другому человеку: талион запрещает ответные карательные действия по отношению к другим; золотое правило усиливает равные отношения во взаимодействии между людьми, их благие намерения и искренность, но также не стоит забывать и о том, что в стремлении к наказанию нашему вниманию должно быть представлено другое — забота и любовь.

2. Золотое правило и заповедь любви отражают отношение человека к самому себе: это мы должны воспринимать как образец отношения к другому.

3. В заповеди любви трактуется главный смысл прощения: в итоге так, как мы относимся к другим, характеризует наше отношение наше почтение высшему началу — Всевышнему, как к нравственному и высокому идеалу.

moluch.ru

Моральные принципы

Универсальные моральные принципы существуют помимо конкретных моральных норм, таких, как «не укради» или «будь милосердным». Их особенность состоит в том, что они задают наиболее общие формулы, из которых можно вывести все остальные конкретные нормы.

Принцип талиона

Правило талиона считают первым универсальным принципом. В Ветхом Завете формула талиона выражена гак: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду. До возникновения государства талион играл положительную роль, ограничивая насилие: человек мог отказаться от насилия из страха перед возмездием; талион ограничивал и ответное насилие, оставляя его в пределах причиненного вреда. Появление государства, принявшего на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток нецивилизованных времен, вычеркнув его из списка основных принципов моральной регуляции

Принцип нравственности

Золотое правило нравственности формулируют первые цивилизации независимо друг от друга. Этот принцип можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Мухаммеда, Христа. В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В отличие от талиона золотое правило опирается не на страх перед местью, а на собственные представления о добре и зле, а также отменяет деление на «своих» и «чужих», представляя общество как совокупность равных людей.

Заповедь любви становится основным универсальным принципом в христианстве.

В Новом Завете Иисус Христос выражал этот принцип так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Новозаветная этика — это этика любви. Главным становится не формальное подчинение законам и правилам, а взаимная любовь. Заповедь любви не отменяет десять заповедей Ветхого Завета: если человек действует по принципу «люби ближнего своего», то он не может убивать или воровать.

Принцип золотой середины

Принцип золотой середины представлен в работах Аристотеля. Он гласит: избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

Категорический императив — универсальная формула морали, предложенная Иммануилом Кантом. Он гласит: поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом,; иначе говоря, делай так, чтобы твои поступки могли стать образцом для других. Или: всегда относись к человеку, как к цели, а не только как к средству, т.е. никогда не используй человека только как средство для своих целей.

Принцип наибольшего счастья

Принцип наибольшего счастья в качестве универсального предложили философы-утилитаристы Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он гласит, что каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступки оцениваются по их последствиям: чем больше пользы принес поступок разным людям, тем выше он оценивается по моральной шкапе (даже если сам по себе поступок был эгоистическим). Последствия каждого возможного поступка можно просчитать, взвесить все плюсы и минусы и выбрать то действие, которое принесет больше пользы для большего числа лиц. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред.

Принцип справедливости

Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002):

Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод. Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал, который в основном понимается как человеколюбие. Однако не все принципы совместимы: они строятся на разных ценностях и разном понимании блага. На основе общих принципов следует вначале определить степень применимости того или иного принципа к ситуации и выявить возможные конфликты между разными принципами. Решение будет однозначно моральным только в том случае, если все применимые принципы не противоречат принятому решению. Если имеется серьезный конфликт принципов, стоит учесть и другие факторы, например требования профессиональных кодексов, мнения экспертов, принятые в обществе правовые и религиозные нормы, осознать степень своей ответственности за решение и только потом делать осознанный моральный выбор.

www.grandars.ru

Смотрите еще:

  • Заявление о разводе курск о расторжении брака Регистрация расторжения брака Основанием для государственной регистрации расторжения брака является: совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших […]
  • Группа кратковременного пребывания детей в детском саду программа Образовательная программа группы кратковременного пребывания "Счастливый малыш" (для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад) Актуальность. Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом […]
  • Новый закон об дошкольном образовании Закон о дошкольном образовании С начала нового учебного года в 2013 году стал действовать новый Федеральный закон №-273 «Об образовании в Российской Федерации». В первую очередь поправки затронули […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.