Палаты конституционного суда россии

Палаты конституционного суда россии

Н.В.Витрук | Г.А.Гаджиев | Л.М.Жаркова (с июня 1997) | А.Л.Кононов | Т.Г.Морщакова | Ю.Д.Рудкин | Н.В.Селезнев | О.И.Тиунов | Б.С.Эбзеев | В.Г.Ярославцев ________________________________ С 20 февраля 1995 по 12 марта 1997 в первой палате КС состоял М.В.Баглай
ВТОРАЯ ПАЛАТА

Э.М.Аметистов | М.В.Баглай (14-20 февраля 1995, с 12 марта 1997) | Н.Т.Ведерников | Ю.М.Данилов | В.Д.Зорькин | В.О.Лучин | В.И.Олейник | В.Г.Стрекозов | О.С.Хохрякова ________________________________ С 14 февраля 1995 по 11 июня 1997 во II палате состоял В.А.Туманов Палаты КС состоят из 10 и 9 судей, комплектуются по жребию и полностью равноправны, так что аналогия с верхней и нижней палатами парламента здесь неуместна. Председатель КС и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. При открытии вакансий в палатах жеребьевка не обязательна: порядок замещения вакансий определяется в каждом случае специальным решением пленарного заседания КС (&#167 7 Регламента). В заседаниях палат может рассматриваться любое дело, кроме отнесенных к исключительной компетенции пленарных заседаний (т.е. кроме вопросов о конституционности основных законов регионов; о толковании Конституции РФ; о заключении по поводу отрешения Президента от должности; о принятии посланий; о выступлении с законодательной инициативой). Само собой, в заседаниях палат не могут решаться вопросы, не относящиеся к рассмотрению дел (избрание руководителей КС, деление на палаты, принятие Регламента, приостановление и прекращение полномочий судей). Очередность рассмотрения дел и решения о передаче дел на рассмотрение палат принимаются пленарным заседанием. Решение, принятое палатой, считается решением Конституционного Суда РФ. Палата может при необходимости дать разъяснение принятому ей решению. Если большинство палаты склоняется к решению, не соответствующему правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС, дело передается на рассмотрение в пленарном заседании. Создание палат в составе КС способствовало ускорению рассмотрения дел. КС не может переходить к рассмотрению нового дела, пока не вынесет решение по рассматриваемому делу, но очередь для пленарного заседания и для каждой палаты своя, что позволяет рассматривать параллельно три дела (одно в пленуме и два в палатах). Конституционный Суд иногда рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции палат, в пленарных заседаниях. Примерами могут служить «чеченское» и «удмуртское» дела.

Для обеспечения равномерного распределения судей, представляющих все направления профессиональной специализации, по обеим палатам, КС предусмотрел в своем Регламенте механизм, который на чемпионатах мира по футболу именуется «жеребьевкой с рассеянием». Персональный состав палат КС утвержден 14 февраля 1995 года. В состав первой палаты первоначально вошли 9 судей: Н.В.Витрук, Г.А.Гаджиев, А.Л.Кононов, Т.Г.Морщакова, Ю.Д.Рудкин, Н.В.Селезнев, О.И.Тиунов, Б.С.Эбзеев, В.Г.Ярославцев. В состав второй палаты были избраны 10 судей КС: Э.М.Аметистов, М.В.Баглай, Н.Т.Ведерников, Ю.М.Данилов, В.Д.Зорькин, В.О.Лучин, В.И.Олейник, В.Г.Стрекозов, В.А.Туманов, О.С.Хохрякова. 20 февраля 1995 КС, посчитав, что требуемая равномерность специализации не достигнута, перевел М.В.Баглая из второй палаты в первую, численность которой, таким образом, возросла до 10 человек. В последующие два года численность палат не менялась, и в некоторых журналистских текстах этого времени первая палата неофициально именуется «большой палатой», а вторая — «малой палатой». После смены Председателя КС 20 февраля 1996 года Председатель и его заместитель оказались в одной палате, что по Регламенту недопустимо. В связи с этим 12 марта 1997 М.В.Баглай переведен во вторую палату КС. 11 июня 1997, с избранием нового судьи, II палату покинул В.А.Туманов. Через несколько дней его преемница Л.М.Жаркова была включена в I палату. В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона о КС, «Персональный состав палат не должен оставаться неизмененным более чем три года подряд». Фактически до июня 2015 года «застой кадров» палатам КС не грозит, т.к. почти каждый год истекает срок полномочий кого-либо из судей КС.

www.panorama.ru

Конституционный суд Российской Федерации

Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются следующие.

1. Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ ведется устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

5. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

6. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:

    разрешает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актовПрезидента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

  • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  • дает толкование Конституции;
  • дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
  • Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

    Состав и структура Конституционного Суда РФ

    Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

    В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.

    Согласно Закону о Конституционном Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

    • руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
    • вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
    • представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;
    • осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;
    • осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
    • Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

      • осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;
      • организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
      • доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
      • организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
      • осуществляет другие предоставленные ему полномочия.

      Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

      Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

      Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

      Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

      Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

      Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

      Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

      Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

      1. нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;
      2. достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
      3. личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
      4. утраты судьей гражданства Российской Федерации;
      5. вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
      6. совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
      7. продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
      8. неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
      9. признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
      10. признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
      11. объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
      12. смерти судьи.
      13. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

        Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

        Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

        В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

        Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

        www.konspekt.biz

        Конституционный суд российской федерации

        Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

        Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

        Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

        Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

        В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

        В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

        В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

        За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

        15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

        12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

        Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

        12 декабря 1993 году — день создания новой Конституции РФ.

        Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

        Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

        В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится :

        1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

        — конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

        — международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

        — ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

        2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

        3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

        4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

        5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

        6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

        Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем :

        1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

        2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.


        3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

        4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

        5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

        6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

        7. Председатель КС и его «зам» не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

        8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

        1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

        2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

        3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие — не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

        4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от голосования. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

        5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

        Основные требования к решению КС РФ:

        1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

        2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

        3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

        4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

        В решении КС РФ содержится:

        1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.
        2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.
        3. Данные о сторонах спора.
        4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.
        5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.
        6. Требование, которое имело место в обращении.
        7. Обстоятельства, установленные судом.
        8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.
        9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.
        10. Решение.

        utmagazine.ru

        ПАЛАТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

        Смотреть что такое «ПАЛАТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

        РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — правовой акт, принятый Конституционным Судом РФ или его палатой на основе рассмотренного им вопроса, имеющего конституционное значение. Р.КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

        Роспуск Верховного Совета Российской Федерации — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

        Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… … Википедия

        Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия — Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия консультативный орган, созданный в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях проводимой в стране судебной реформы, расширении взаимодействия… … Википедия

        Государственные должности Российской Федерации — Государственные должности Российской Федерации должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов[1]. Правовой статус лиц, их… … Википедия

        Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства — Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства консультативный орган при Президенте Российской Федерации, обеспечивающий взаимодействие между федеральными органами государственной… … Википедия

        Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека — (до 2011 г. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека) консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях оказания содействия главе … Википедия

        Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека — (до 2011 г. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека) консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях оказания содействия главе … Википедия

        Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции — Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции совещательный орган при Президенте Российской Федерации. Образован Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию… … Википедия

        Роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

        constitutional_law_russia.academic.ru

        Конституционный суд РФ. Досье

        31 января председателем Конституционного суда назначен Валерий Зорькин

        ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

        Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

        Конституционный суд РФ — высший, «самостоятельный и независимый», судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

        Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

        История КС РФ

        Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР. 21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева. Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

        Биография председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина

        12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон «О Конституционном Суде РСФСР». 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года — первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

        Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР. В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий — КПСС и КП РСФСР. В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

        В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

        21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе», предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах. Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, «прекращалось». В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства — прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

        7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», определивший его статус и полномочия. Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав — с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

        В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

        23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

        В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая — второго заместителя председателя КС.

        В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

        В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

        Полномочия КС

        Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

        КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

        По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции. По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае. Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

        Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

        Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

        Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием большинством голосов сенаторов.

        Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

        Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

        Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи. А также в случае совершения поступка, «порочащего честь и достоинство судьи», занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

        Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

        Аппарат КС

        В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

        Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата — 136 тыс. руб.

        tass.ru

        Смотрите еще:

        • Амурская область ивановский районный суд Раздел Обращения граждан является Интернет приемной суда. Здесь вы сможете задать вопросы, связанные с деятельностью суда, оставить свои комментарии, замечания и пред- ложения. Все обращения рассматриваются […]
        • Приказ минобороны образец Приказ Министра обороны РФ от 14 декабря 2017 г. № 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О […]
        • Харьков дзержинский районный суд Харьков дзержинский районный суд Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области Раздел сайта «Обращение граждан» предусматривает ответы на вопросы, связанные с организацией работы Дзержинского […]
    Закладка Постоянная ссылка.

    Обсуждение закрыто.